Languages

You are here

«Радио Марка» и спортивная тематика в радиовещании Испании

Научные исследования: 
Выпуски: 

Radio Marka and sports topics in Spain radio broadcasting

 

Волков Борис Юрьевич
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, boris.volkoff@gmail.com

Boris U. Volkov
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, boris.volkoff@gmail.com

 

Аннотация
Автор исследует становление самой популярной спортивной радиостанции Испании в контексте национальной системы радиовещания страны. Изучаются причины успеха «Радио Марка», анализируются ее достижения и дается мировая панорама испаноязычных спортивных радиостанций.

Ключевые слова: «Радио Марка», Испания, спорт, спортивные передачи.

Abstracts
The author examines Radio Marca, which is the most popular sports radio station in Spain. The paper analyzes the reasons for Radio Marka’s success, describes its main achievements and gives a broad overview of the Spanish sports radio stations.

Key words: Radio Marca, Spain, sports, sports programmes.

 

Появление и становление «Радио Марка» ( Radio Marca ) стало в Испании одним из наиболее заметных явлений в сфере СМИ в первое десятилетие XXI в., хотя столь громкого успеха почти ничего не предвещало. Как удалось изначально интернет-радиостанции превр атиться в одну из самых мощных и популярных станций в стране и почему можно говорить о действительно феноменальном успехе? Десятилетие со дня основания, которое «Радио Марка» отпраздновало 1 февраля 2011   г., можно считать прекрасным поводом для того, чтобы рассказать об этой яркой и во многом оригинальной радиостанции.

Радио в Испании традиционно пользуется большим успехом – по данным AIMC (ассоциации, изучающей испанские СМИ), в 2010   г. радио оказалось популярнее газет (56,5% населения страны против 38,8%) и уступило только телевидению (88,3%)1. Если численность аудитории газет и телевидения на протяжении трех лет – с 2007 по 2010 гг. –неуклонно уменьшалась, то у радио, напротив, росла; причем аудитория у радио, согласно исследованиям, является в своем большинстве, не в пример телевизионной, образованной и финансово состоятельной2.

Самое популярное разговорное радио Испании («Кадена СЕР», Cadena SER ) по своей ежедневной аудитории сопоставимо с лидером российского немузыкального радиовещания (которое так и называется «Радио России») – 4 751 000 и 4 864 400 слушателей соответственно (и даже чуть популярнее занимающего у нас второе место «Маяка», аудитория которого 4 700 400)3. И это при том, что население Испании в три раза меньше населения России (47 млн человек против 141 млн)! Подобная популярность общетематических станций во многом связана с культурой радио, которая существует в Испании. Здесь разговорные общетематические станции могут быть популярнее развлекательно-музыкальных – ситуация для России невозможная. В РФ, по данным «ТНС Гэллоп Медиа» ( TNS Gallup Media ), семерка самых популярных радиостанций является музыкальными, и упомянутые «Радио России» и «Маяк» являются единственными представителями общеполитических радиостанций в первой российской десятке. Характерно, что и престиж радиостанций в Испании несколько другой – стоимость 30 секунд рекламы на «Радио России» стоит максимум (в «прайм-тайм») 52 тыс. рублей (примерно 1 300 евро). Для сравнения – третья по популярности из разговорных общеполитических радиостанций Испании «КОПЕ» ( COPE ) с куда более скромной аудиторией (1 437 000 человек) за рекламный ролик в 20 секунд (!) берет 5 000 евро (около 200 тыс. рублей). Таким образом, можно заключить, что создание радиостанции в Испании – в принципе благодарное дело, а радиостанции спортивной – благодарное вдвойне.

Для понимания особенностей восприятия спортивного радио в Испании достаточно сказать, что многие болельщики смотрят футбол по телевизору без звука, заменяя его радиотрансляцией, где комментарии обычно значительно более эмоциональные. Любовь испанцев к спорту и его талантливое освещение журналистами сделали возможной ситуацию, когда за полночь программу о футболе слушает более миллиона человек (передачи Хосе Мария Гарсии и Хосе Рамона де ла Морены).

 

Увеличение интереса к спортивной тематике

«Радио Марка» стало первой в истории испанских СМИ общенациональной спортивной радиостанцией, которая сумела уловить тенденцию к увеличению спроса на спортивную информацию и выбрала наиболее удачный момент для старта. Первое десятилетие XXI в. стало «золотой эпохой» для испанского спорта: титул чемпионов мира в баскетболе (2006 г.), гандболе (2008 г.), Фернандо Алонсо со своим двукратным званием короля « Формулы-1» (2005 и 2006 гг.), Рафаэль Надаль с бесчисленными титулами и победами, среди которых и командные триумфы Испании в «Кубке Дэвиса» (2000, 2004, 2008, 2009 гг.), ряд побед сборной Испании на чемпионатах Европы (2001, 2005, 2007, 2010 гг.) и мира (2000, 2004 гг.) по мини-футболу, большие успехи в велогонках (Альберто Контадор трижды, в 2007, 2009 и 2010 гг., выигрывал «Тур де Франс», а в 2008 г. – «Джиро д’Италия» и испанскую «Вуэльту») и мотогонках (Дани Педроса и Хорхе Лоренсо стали одними из главных героев последних пяти лет), победа Карлоса Сайнца на ралли «Дакар» в 2010 г. и, наконец, главная радость всей Испании – победы в футбольных чемпионатах Европы (2008 г.) и мира (2010 г.), которые достойно завершили это по-настоящему успешное для Испании спортивное десятилетие. «Радио Марка» рассказывало обо всех этих достижениях и уже стало ассоциироваться с этим удачным периодом. Этот психологический фактор особенно важен, если мы примем во внимание, что в социально-экономической сфере Испания испытывает большие затруднения. Многие радиослушатели вместо того, чтобы слушать о просьбах Испании к Евросоюзу выдать очередной кредит, включают «Радио Марка» и погружаются в спорт, где Испания – среди мировых лидеров, с ней считаются, а где-то даже и боятся.

Вполне можно сказать, что «Радио Марка» стало законодателем модных тенденций в стиле обсуждения спорта в эфире. На растущую популярность «Радио Марка» (628 тыс. уникальных слушателей ежедневно4) такие гиганты, как «Кадена СЕР», «Онда Серо» (Onda Cero), «КОПЕ», «Пунто Радио» (Punto Radio), отреагировали включением новых спортивных программ в сетку вещания5. Конечно, спортивные передачи были и раньше – вспомнить хотя бы культовую «Суперграсиа ен ла ора серо» (Supergarc?a en la hora cero) Хосе Марии Гарсии, выходившую на станции «Антенна 3 Радио» ( Antena 3 Radio) в середине 80-х гг. прошлого столетия. Однако еще никогда не было такого засилья спортивной тематики и такого трепетного к ней отношения – «…почти на всех радиостанциях сейчас обычно есть одна спортивная передача днем, одна вечером и еще одна – ночью, причем начиная с 00:00 – ситуация для радио других стран просто неслыханная»6. Но и это еще не все – в случае футбольных трансляций (или спортивных событий национальной важности) в середине недели радиостанции «ломают» свою сетку и ставят их в эфир. В выходные дни, когда проходит очередной тур чемпионата Испании по футболу, на откуп спортивным передачам отдается и вовсе до 8 (!) часов эфира. Например, самая популярная общетематическая радиостанция Испании «Кадена СЕР» во вторую половину дня в субботу де-факто становится спортивной радиостанцией, так как спорт «властвует» в эфире с 17:00 и до 01:00 [программы «Каррусел депортиво» (Carrusel deportivo) и «Эль ларгуэро» (El larguero)]… Но даже до этого, с 15:00 до 15:30, уже идет программа спортивных новостей «СЕР депортивос» (SER deportivos), а рубрика спорта на сайте радиостанции является не только одной из самых главных, но и вовсе преобразована в полноценный новостной спортивный портал (на других крупных радиостанциях ситуация аналогичная)… До появления «Радио Марка» такого ажиотажа на испанских радиоволнах не наблюдалось. Тенденция к гораздо более подробному освещению спорта сегодня прослеживается и на телевидении. Например, телеканал «Куатро» (Cuatro) запустил ежедневную передачу спортивных новостей «Нотисиас Куатро депортес» ( Noticias Cuatro deportes) хронометражем в целый час (14:50–15:50) – ситуация, скажем, для российского федерального канала просто небывалая.

 

Становление и формирование программной сетки

«Радио Марка» было основано в 2000 г., однако первоначально существовало как интернет-радио и вышло на FM -диапазон лишь в 2001 г. Надо отметить, что в Испании на сегодняшний день получить лицензию, позволяющую вещать в FM -диапазоне, чрезвычайно сложно, так как свободных частот практически нет. «Лицензии, упрощенно говоря, раздает государство, властные структуры. И у них всегда есть свои интересы. Нужно, чтобы ты положительно отзывался об определенных преобразованиях или поддерживал те или иные кампании. А поскольку спортивная радиостанция фактически никак власти послужить не может, то и шансов получить частоту у нее практически нет. В случае с “Радио Марка” большое значение, конечно, сыграл тот факт, что она была связана с самой популярной газетой в стране (“Марка”) и стоящим за ней медиахолдингом [“Групо реколетос” ( Grupo Recoletos )]»7. Однако получение разрешения на вещание в FM – это еще полдела – «Радио Марка» предстояла огромная работа по созданию качественного профессионального СМИ, которое себе поставило амбициозную цель добиться круглосуточного вещания, не выходя за рамки спортивной тематики и работая в разговорном жанре.

С самого почина на волнах «Радио Марка» особенное внимание уделялось футболу, который в Испании является безусловным фаворитом у всех спортивных СМИ (в том числе и у газеты «Марка»). Это самый популярный вид спорта в стране, deporte rey , «король спорта», как его здесь привыкли называть. Вот и «Радио Марка» с первых дней уделяло футболу до 90 % своего эфира. И если в период проведения какого-то престижного международного соревнования («Кубка Дэвиса» по теннису или, например, чемпионата мира по баскетболу, где Испания сражается за чемпионство) время, уделяемое футболу, уменьшается (репрессии могут достигать небывалых цифр – футбол ограничивают какими-то 60 % эфира), по окончании турнира все встает на свои места и не менее 80 % времени самому популярному виду спорта обеспечено. Знание «футболоцентричности» испанских спортивных СМИ чрезвычайно важно для понимания концепции комбинированного локального вещания, к которому со временем приб егло «Радио Марка».

Первоначально лицензия распространялась на вещание только в Мадриде, однако постепенно радиостанция получила лицензии в Валенсии, Барселоне, Севилье, Бильбао, Корунье, Лас Пальмасе, а затем и в остальных крупных городах страны. При этом «Радио Марка» старалось не просто ретранслировать свой столичный эфир на другие регионы, а создавать «на местах» собственные редакции, которые обсуждали в передачах местные футбольные команды (футболу в данной ситуации является определяющим фактором). В Испании федеративное, а где-то и сепаратистское, мышление проявляется не только в политике, но и в спорте – в Барселоне никто не будет слушать о мадридском «Реале», зато игру своих футболистов готовы обсуждать часами. Поэтому на сегодняшний день «Радио Марка» имеет 51 станцию по Испании, из них 15 отдельных редакций, остальные же являются ретрансляторами сигнала. Из всей Испании неохваченными остаются только Эстремадура и Астурия, которые – что показательно – никогда не добивались больших успехов в футболе. Получается, что в каждом из «спортивных» регионов «Радио Марка» рассказывает о том, что интересно данной конкретной аудитории, при этом транслируя ключевые матчи и соревнования национального и даже международного масштаба, т.е. обладает комбинированным форматом локальной и национальной радиостанции.

Любопытно рассмотреть соотношение национального и локального эфира «Радио Марка». Примечателен уже тот факт, что оно неодинаково и зависит от каждого конкретного региона Испании. Так, в Вальядолиде, расположенном в спокойной, граничащей с Мадридом провинции Кастилья и Леон, локальное вещание занимает всего два часа в сутки – с 13:00 до 15:00, в то время как в Барселоне в будние дни (кроме четверга) локальная редакция «перекрывает» 7 часов дневного эфира8.

Политику комбинированного национального и локального радиовещания следует счесть весьма действенной и успешной, ведь благодаря этому подходу радиостанция добилась более-менее ровной популярности на территории всей страны, а не только в столице и центральном регионе. Подтверждением тому может служить тот факт, что непримиримая и скептическая ко всему «национальному» Каталония занимает третье место в стране по количеству слушателей «Радио Марка» (93 тыс. ежедневно) – результат, которого без локального вещания в Барселоне добиться было бы категорически невозможно.

 

Спортивные радиостанции на испанском языке. Мировая панорама

Как это ни удивительно, первая испаноязычная спортивная радиостанция образовалась в Колумбии еще в 1966 г. Примечательно, что и по сей день « Антенна 2» ( Antena 2) является единственной радиостанцией исключительно спортивной тематики во всей Латинской Америке. Во всех остальных странах наблюдается смешанный формат: как правило, это новости и спорт, к которым иногда добавляется актуальная аналитика. Хорошим примером может послужить чилийская радиостанция «АДН Радио Чили» ( ADN Radio Chile , «Актуалидид, Депортес, Нотисиас», Actualidad , Deportes , Noticias ), в первых буквах которой уже заключена информация о типологии данного СМИ – они расшифровываются как «современная действительность», «спорт», «новости». Тем не менее самой известной радиостанцией подобного типа, отличающейся при этом наибольшим вниманием именно к спортивной информации, является аргентинская «Ла Ред» ( La Red ). Эта радиостанция, основанная в 1991 г., с 1997 г. специализировалась исключительно на спорте, однако в таком состоянии «Ла Ред» просуществовала недолго, и уже с 2000 г. стала определять себя как «радио спорта и новостей». Но все же по ту сторону океана существует чисто спортивная испаноязычная радиостанция помимо «Антенны 2» – это «Футболь де Примера» ( Futbol de Primera ) в Соединенных Штатах Америки. Это чрезвычайно любопытное СМИ определяет себя как «радио чемпионатов мира по футболу» ( La radio del mundial ) – оно обладало уникальными правами на радиотрансляцию матчей последнего чемпионата мира по футболу на испанском языке на территории США и планирует освещать мировые футбольные форумы и в будущем, в том числе чемпионат в Бразилии в 2014 г. В перерывах между «мундиалями» «Футболь де примера» старается следить за новостями в мире футбола и транслировать все матчи сборной Мексики, очевидно рассчитывая на огромное мексиканское сообщество, живущее в Соединенных Штатах. Данная радиостанция специализируется исключительно на футболе и отличается более чем скромной программной сеткой, состоящей всего из трех передач. О круглосуточном вещании, полном аналитики и разнообразных ток-шоу, как в случае с «Радио Марка», здесь речи, конечно, не идет.

Раз уж была затронута тема чемпионатов мира по футболу, то следует отметить, что именно радиостанции « Антенна 2», «Ла Ред» и «Радио Марка» отличились особенно детальным освещением последнего мирового форума, что позволяет говорить о них как о лидерах испаноязычного спортивного радиовещания. К слову, от «Радио Марка» на чемпионате мира в ЮАР работало семь человек только творческого состава (корреспонденты и комментаторы), что превысило представительство главного российского телеканала «Первый», который транслировал половину матчей «мундиаля».

Что касается ситуации внутри Испании, то у «Радио Марка» де-факто не существует прямых конкурентов. Собственные интернет-радиостанции пытались открыть две самые известные футбольные команды Испании: «Реал Мадрид» и «Барселона». Однако эти проекты оказались нежизнеспособными. Как это ни странно, собственные радиостанции футбольных команд в отличие от «клубных» телеканалов не пользуются популярностью. Возможно, это связано с тем, что на радио, где большую часть времени занимают обсуждения, разговоры только об одном клубе слишком предсказуемы и ограничены. Клубные телеканалы, которые, к слову, довольно хорошо развиты и существуют не только в интернет-пространстве, но также и на платных спутниковых платформах, от радио выгодно отличаются наличием картинки с «кумирами» болельщиков и возможностью транслировать фрагменты жизни и тренировочного процесса футболистов. А для любителей данных команд это ценно даже без каких-либо комментариев.

Тем не менее в Испании на данный момент существует одна более-менее известная спортивная интернет-радиостанция – это радио «Мундо депортиво», так же как и в случае с «Радио Марка» образованное от национальной спортивной газеты. Тем не менее если «Радио Марка» удалось выйти на FM -диапазон и развиться до полноценного СМИ с диверсифицированной программной сеткой, то «Мундо депортиво» так и осталось интернет-радиостанцией, которая транслирует футбольные матчи, а все остальное время крутит музыку, заимствованную у популярного в Каталонии музыкального канала «РАК105» ( RAC 105). Если судить по названию, то к конкурентам «Радио Марка» можно было бы отнести FM -станцию «Рок&Гол» ( Rock & Gol ), однако вторая часть названия себя абсолютно никак не оправдывает и присутствует исключительно в качестве элемента речевой игры (в словосочетании «Рок&Гол» обыгрывается знаменитое созвучное «Рок&Ролл»): данная радиостанция специализируется исключительно на рок-музыке и к спорту не имеет никакого отношения.

Таким образом, «Радио Марка» является единственной мощной спортивной FM -радиостанцией в стране. Тем не менее нельзя сказать , что «Радио Марка» ни с кем не боролось за слушателя – общеинформационные национальные радиосети уделяют спорту много эфирного времени и имеют весьма популярные программы. Большое количество слушателей привыкло к давно существующим «Кадена СЕР» или, например, «КОПЕ» и с появлением спортивного вещания на этих станциях даже не думает обращаться к новой, пускай и более искушенной в спортивной тематике, радиостанции. Помимо того, в Испании существует убеждение, что общетематические газеты или радиосети более профессиональны и объективны в сравнении с чисто спортивными СМИ, и поэтому люди зачастую предпочитают знакомиться со спортивной информацией в неспециализированных медиа. В этой связи, конечно, «Радио Марка» еще предстоит большая работа по изменению имиджа спортивных СМИ и завоеванию общего профессионального авторитета.

 

Вывод

Нельзя не признать, что за первые десять лет существования «Радио Марка» уже добилось немалых успехов, среди которых: ежедневная аудитория численностью более полумиллиона человек, разветвленная сеть национального вещаниях с большим количеством собственных локальных редакций, освещение международных событий на высочайшем уровне, с большим количеством специальных корреспондентов и лучших экспертов, а также эскалация общего интереса к спорту среди испанских СМИ, которые в том числе на примере «Радио Марка» увидели тенденцию к увеличению спроса на спортивную информацию. Словом, можно констатировать, что «Радио Марка» в первое десятилетие XXI  в. соответствовало общему уровню испанского спорта и сум ело достойно осветить все те победы, что в это время служили отдушиной для испанского народа.

 


  1. Центр исследования испанских СМИ // http://www.aimc.es/.
  2. Там же.
  3. Данные AIMC и TNS Gallup Media за 2010 год // http://www.aimc.es/, http://www.tns-global.ru.
  4. Статистические выкладки по «Радио Марка» // http://estaticos.unidadeditorial.com.
  5. Рафаэль Саукильо, шеф-редактор объединенных редакций «Радио Марка», интервью автора от 27.01.2011 г.
  6. Портал, посвященный исследованиям радиоэфира // http://mundoradio.portalmundos.com.
  7. Рафаэль Саукильо, шеф-редактор объединенных редакций «Радио Марка», интервью автора от 27.01.2011 г.
  8. Официальные статистические выкладки по «Радио Марка» медиахолдинга, который владеет радиостанцией // URL: http://estaticos.unidadeditorial.com.