Contemporary journalism education: updating the technological component
Шестеркина Людмила Петровна
доктор филологических наук, декан факультета журналистики, зав. кафедрой средств массовой информации Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), 250852@mail.ru
Lyudmila P. Shesterkina
Doctor of philology, Dean of the Faculty of Journalism, head of the chair of mass media, South-Ural State University, 250852@mail.ru
Аннотация
В статье обосновывается понятие «технология современного журналистского образования» как совокупность образовательных, педагогических, информационных технологий, основанная на личностно-деятельностном и компетентностном подходах и функционирующая как основной механизм образования и воспитания личности профессионала медийной сферы.
Ключевые слова: журналистское образование, информация, медиасфера, технология.
Abstracts
The article explains the concept «technology of modern journalistic education» as a totality of educational, pedagogical, the information technologies, based on personal activity and competence approaches and functioning as a basic education mechanism of the person the professional of media sphere.
Key words: journalism education, information, media sphere, technology.
Применение технологического подхода и термина «технология» в различной коннотации к описанию и анализу социальных процессов, к сфере духовного производства стало возможным вследствие успехов НТР, глобальной трансформации индустриального общества в информационное, динамичного развития всей системы массовых коммуникаций.
Журналистика – это та сфера человеческой деятельности, в которой продуктивность, эффективность и креативность функционирования субъекта информационной деятельности определяется наличием технических возможностей и существованием соответствующих технологических предпосылок. Нельзя выпустить газету, не имея современного типографского оборудования, как нельзя подготовить к эфиру технически качественную телепрограмму, базирующуюся исключительно на исходных видеоматериалах, снятых на камеру в формате VHS.
Сегодня «средства массовой информации переживают ломку устоявшихся технологических процессов. Это вызвано революционными изменениями в технике СМИ и связанных с ними методов и форм управления. Компьютеризация сбора, обработки, хранения и распространения информации, внедрение новых материалов, изменение схем управления редакционными коллективами и многое другое ведет к новому качеству СМИ и усилению их роли в обществе. Изменился медиапродукт, сами средства массовой информации становятся интерактивными и мультимедийными»1.
Характеризуя разные уровни реализации конвергенции в средствах массовой коммуникации, Е.Л. Вартанова выделяет технологическую конвергенцию СМИ как слияние технологий распространения и производства информации, получившую импульс для развития в результате перевода содержания в цифровую форму2. Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Практически любой информационный продукт может принимать любую «медиаупаковку». Таким образом, происходит изменение форм СМИ, где наряду с традиционными формами возникают «гибридные» формы (онлайновые и офлайновые).
На профессиональном журналистском уровне конвергенция изменяет требования к самому журналисту. Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков – умения производить материалы для любого СМИ.
В этих условиях технологический подход в образовании открывает новые возможности для освоения различных областей образовательной деятельности, расширения активности в социальной деятельности. А это, в свою очередь, позволяет в рамках системы журналистского образования решать следующие важные задачи:
Мы понимаем технологию в целом как систему передачи знаний, умений и навыков, обеспечивающую усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества, а на развивающем уровне – стимулирование рефлексии учащегося, т.е. осознание и осмысление им собственных действий3. Методика в этом случае трактуется нами как совокупность приемов, способов, средств целесообразного проведения работы, как тактика познания и действия, в то время как понятие «технология» олицетворяет стратегию4. В конечном счете, все они направлены на повышение эффективности процесса получения обучающимися профессионального образования по конкретной специальности.
В современной науке считается научно корректным различать понятия «технология образовательная» (т.е. технология в сфере образования), «технология педагогическая» (т.е. технология в сфере педагогики) и «информационные образовательные технологии».
Соответственно, мы характеризуем образовательную технологию как системное научное проектирование, при котором задаются цели и задачи обучения, применяются технические средства обучения, обеспечивается контроль.
Технология педагогическая в таком случае представляет собой часть образовательных технологий и предполагает последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на успешное решение педагогических задач.
Информационные образовательные технологии позволяют использовать в процессе обучения компьютеры, современные способы получения, обработки, хранения и передачи информации, сети интернет5. Таким образом, совокупность образовательных, педагогических, информационных технологий, основанную на личностно-деятельностном и компетентностном подходах и функционирующую как основной механизм образования и воспитания личности профессионала медийной сферы, мы определяем как «технологию современного журналистского образования».
В современных условиях она может быть реализована на разных уровнях: научном, формализованно-описательном, процессуально-деятельностном.
В первом случае технология современного журналистского образования может быть отнесена к той части науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения, а также имеет непосредственное отношение к проектированию образовательных процессов. Формализованно-описательный подход следует понимать как алгоритм процесса, описание (вербальное, текстовое, схематическое) совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения. И, наконец, процессуально-деятельностный подход рассматривается нами как осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые задействованы в образовательном процессе журналистов.
В табл. 1 представлены технологии современного журналистского образования, соответствующие методологии педагогической науки.
Таблица 1. Уровни технологий
Уровни организационных структур |
Уровни теоретико-практических подходов |
||
а) научный |
б) формализованно-описательный |
в) процессуально-деятельностный |
|
1. Метатехнологии | а1 |
б1 |
в1 |
2. Макротехнологии | а2 |
б2 |
в2 |
3. Мезотехнологии | а3 |
б3 |
в3 |
4. Микротехнологии | а4 |
б4 |
в4 |
Рассмотрим указанные уровни организационных структур. Вектор нашего анализа будет носить в данном случае дедукционный характер.
Метатехнологииохватывают целостный образовательный процесс в стране, в конкретном регионе, учебном заведении.
Макротехнологии представляют собой отраслевые технологии, которые соответствуют общеметодическому уровню. Они охватывают деятельность в рамках какой-либо отрасли (к примеру, подготовки работников СМИ), области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. В нашем случае примером макротехнологии можно назвать программы учебных дисциплин «Основы творческой деятельности журналиста», «Журналистское мастерство», которые являются одними из профессионально-образующих в общей структуре подготовки и обучения журналистов.
Мезотехнологии являются модульно-локальными технологиями. С их помощью осуществляются отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса. Подобные технологии могут быть направлены на решение частных, локально-дидактических, методических или воспитательных задач. В случае журналистского образования мы можем говорить о том, что мезотехнологии применяются, например, при прохождении производственной практики студентами, обучающимися по специальности «Журналистика» в средствах массовой информации.
Микротехнологии являются технологиями, направленными на решение узких оперативных задач и относящимися к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов образовательного процесса (контактно-личностный уровень). Применительно к процессу обучения журналистов в качестве микротехнологии мы можем рассматривать технологию формирования навыков и умения создания концепции медиапроекта .
Именно технология в условиях обучения, сориентированного на конкретную специальность (либо пул родственных специальностей), и позволяет выбрать тот вариант развития формирующейся (или уже сформированной) системы подготовки профессионалов, в которой интегрируются самые разные факторы и обстоятельства, условия и возможности. И самой эффективной и наиболее часто встречающейся является в этом смысле проектная технология.
Семантическая синонимичность данного понятия реальной практике отечественной медиасферы очевидна. Не случайно в качестве операционного термина в профессиональной среде СМИ и других сферах широкое распространение получил термин «проект», который означает совокупность действий в процессе реализации и воплощения конкретного замысла в определенной форме и виде с соответствующим содержанием для дальнейшего распространения по каналам массовой коммуникации. Можно сказать, что в нынешних условиях существования российского журналистского образования проектирование процесса обучения – такая же важная составляющая его функционирования, как аналогичный процесс в медиасфере.
Сегодня проектные технологии, бесспорно, относятся к группе активных методов обучения (наряду с тренингами, игровыми технологиями и т.д.) в системе журналистского образования.
Проектная технология берет свое начало в методе проектов, центральном элементе «прагматической педагогики» Д. Дьюи, имевшей популярность в мире в первой половине XX в. (в России – в послереволюционные 1920-е гг.). Учебный процесс в то время строился не на коллективном усвоении членами группы некой суммы знаний, умений и навыков, предписанных педагогам, а на выполнении учащимися индивидуальных и совместных проектов, при разработке которых должно было происходить обогащение их жизненного и профессионального опыта.
При подобной организации обучения (точнее – процесса развития личности) упор делается на самостоятельное творчество человека: обучаемому предоставляется достаточно широкая свобода в планировании, организации и самоконтроле своей деятельности.
Технология может иметь ограниченную сферу применения в целях освоения теоретического содержания, но может довольно эффективно применяться для прикладных дисциплин творческих специальностей. Поскольку обучаемый, выполняющий собственный проект или участвующий в реализации группового проекта, неизбежно проявляет субъектную активность, а его развитие через обогащение жизненного и профессионального опыта, через реализацию его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии является целью реализации проектов как формы организации учебного процесса, проектная технология по праву может быть отнесена к личностно ориентированным технологиям.
И она успешно реализуется:
Это позволяет осуществлять процесс образования и воспитания личности профессионала медийной сферы на уровнях изменения самого объекта его деятельности в процессе осуществления того самого проектирования, субъектом которого он становится в рамках обучения. То есть проектная технология становится инструментом воздействия на личность обучаемого, совокупностью средств формирования профессиональной культуры личности, включающей в себя следующие обязательные и необходимые компоненты:
Рассмотренный в данном исследовании технологический компонент журналистского образования, с нашей точки зрения, характеризует гуманитарная направленность, ведь все технологии ориентированы на развитие человеческой личности и на создание соответствующих для этого условий. Они содержат в себе способы совершенствования и развития интеллектуального и профессионального потенциала студента-журналиста, то есть по природе своей относятся к виду гуманитарных технологий, а следовательно, усиливают процессы гуманизации и гуманитаризации журналистского образования и способствуют подготовке всесторонне образованного и высокопрофессионального специалиста СМИ.