Structural and typological attributes of sports TV channel in Europe
Войтик Евгения Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Томского государственного университета, voj@yandex.ru
Evgenia A. Voytik
PhD in philology, Associate Professor at the chair of TV and radio journalism, Faculty of Journalism, Tomsk State University, voj@yandex.ru
Аннотация
В статье дается системная характеристика спортивного телевидения в Европе, роль ведущих стран в этом процессе, а также представлена типология европейских спортивных каналов. Эта публикация будет интересна практикующим журналистам, исследователям в области спорта и спортивной журналистики.
Ключевые слова: спорт, телевидение, Европа, европейские спортивные каналы.
Abstracts
The article describes sports TV channels in Europe, the role of the leading countries in this process as well as the typology of the European sports channels. This material may be of interest to reporters, researchers in the sphere of sports and sports journalism.
Key words: sports, television, Europe, European sports channels.
Начало XXI в. открыло новые перспективы в развитии отношений между спортом и телевидением. Появление компьютерных, спутниковых, цифровых и других ТВ-технологий во многих странах Европы позволили по-иному взглянуть на трансляцию и показ спортивных событий.
В современном контексте развитие взаимоотношений между спортом и телевидением напрямую зависит прежде всего от понимания, что же такое «спортивное телевидение», а также от функционирования общества, в котором оно существуют.
По мнению автора: «Спортивное телевидение представляет собой комплексную систему, основанную на производстве, распространении и потреблении спортивной массовой информации. Основными программными продуктами его являются: ролики (социальные, рекламные), сюжеты, передачи, трансляции, теле- (кино-) фильмы на спортивную тематику, которые могут демонстрироваться как в рамках общеполитических, так и на тематических (специализированных) каналах».
В свою очередь, специализированные каналы на сегодняшний день являются базовыми единицами в системе спортивного ТВ, так как имеют более широкие возможности в подаче и раскрытии спортивных событий по сравнению с отдельными телевизионными продуктами.
В рамках данной статьи необходимо понимать, что в зависимости от масштабов и типа активности того или иного европейского государства, в его рамках образуется определенная структура спортивного ТВ, которая имеет разные уровни развития.
Ведущими европейскими странами являются Великобритания, Франция, Германия, Италия. Их современное благосостояние основывается: на своеобразии исторических традиций, диверсифицированной экономике, локальных общественных связях, развитии различных видов деятельности (в том числе спорта), источников доходов населения, научно-технического потенциала, а также мощной медиаиндустрии. В частности, именно в Великобритании в конце XVIII в. спортивная журналистика зародилась как направление, а Германия стала первой страной, где в 1936 г. спортивные соревнования впервые продемонстрировали по телевидению.
По сравнению с другими европейскими странами именно в этих государствах наблюдается наибольшее количество спортивных каналов. Спортивные каналы представляют собой наиболее эффективную форму организации ТВ в плане освещения спортивной деятельности, поскольку за счет гибкой программной политики рассказывают обо всех событиях, происходящих в мире спорта. Высокий уровень потребности европейского общества в оперативной и качественной спортивной информации активизирует именно эту целевую направленность в спортивной телеиндустрии.
Хотя сегодня их точное количество назвать трудно из-за существования небольших спортивных телекомпаний и телестудий (на уровне клубных и региональных), а также из-за достаточно спорного вопроса, относить ли к спортивному телевидению существующие в интернете спортивные видеопорталы и видеоблоги. По приблизительным подсчетам на октябрь 2010 г. в Великобритании работает около 25 спортивных телеканалов, во Франции – около 20, столько же в Италии, в Германии – около 45.
Однако в этих странах воздействие на ТВ и спорт не всегда происходит на государственном уровне, большую лепту в этот процесс вносят коммерческие организации (в их число входят и крупные медиакорпорации), которые имеют свои «взгляды» на освещение спорта. Именно их политика позволяет устанавливать, какой вид спорта на данный момент будет популярным для страны, а какому будет уделяться меньше времени, а какому совсем не найдется места на телеэкране.
С другой стороны, использование в телеиндустрии стран современных высоких технологий позволило вывести европейское спортивное телевидение на новый уровень. Благодаря этому многие зрители с других континентов имеют возможность увидеть спортивные события, происходящие в странах Европы, в любое удобное для них время. В частности, английская корпорация BSkyB в свое время ввела в строй свою систему из 140 цифровых спутниковых каналов, получившую название Sky TV Digital. На сегодняшний она день является одной из крупных компаний Европы, передающих программы в цифровом формате. В ее число входят 10 спортивных каналов : Sky Sports1, Sky Sports2, Sky Sports3, Sky Sports4, Sky Sports News, Sky Sports News HD, Sky Sports HD1, Sky Sports HD2, Sky Sports HD3, Sky Sports HD4.
Третьей положительной тенденцией является то, что стратегии коммерческих структур этих стран на основе партнерских соглашений помогают развитию спортивного телевидения и в соседних европейских государствах: не только продавая права на трансляции спортивных каналов мини-государствам (Люксембург, Исландия, Монако, Лихтенштейн и др.) и государствам, не имеющим своих спортивных каналов, на взаимовыгодных соглашениях, но и озвучивая (создавая) аналоговые версии существующих каналов. К примеру, канал Eurosport имеет вещание на 20 языках в 59 странах.
Что касается развития спортивного телевещания (на уровне каналов) в других странах, то лучшая ситуация наблюдается в Австрии (8 каналов), Нидерландах (7), Румынии (7), Португалии (5), Бельгии (4), Испании (4). В остальных европейских странах существуют от одного до трех каналов. Если малое количество спортивных каналов в бывших соцстранах (Польше, Чехии, Болгарии, Словакии, Хорватии, Венгрии, Сербии) и странах Прибалтики (Латвии, Эстонии, Литве), а также на Украине, в Белоруссии и Молдове вполне объяснимо – здесь интерес к спортивному телевидению проявился только в последние двадцать лет, то существование одного-двух спортивных каналов в странах Северной Европы (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции) объясняется лишь слаборазвитой до сих пор телеиндустрией.
Таким образом, на развитие спортивного ТВ огромное влияние имеют крупные европейские организации, представляющие интересы многих европейских государств. С национальной позиции – этот вопрос остается достаточно сложным, так как лишь четыре страны (Германия, Франция, Великобритания, Италия) имеют большое преимущество перед остальными. Именно они «диктуют» другим государствам, многие «политические», «коммерческие», «технические» направления, существующие в этой сфере.
Немаловажным вопросом в настоящее время остается выявление типологических признаков современного спортивного телевидения Европы. С позиции телевизионной журналистики типология раскрывает характеристики как самой системы ТВ, так и ее составных частей (каналов, способов трансляции, жанров, интересов аудитории). В то же время необходимо отметить, что независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал обладает одним или несколькими типологическими признаками.
В этом плане в научной и научно-практической литературе по теории ТВ приводится большое количество различных классификаций телевизионных каналов, определяющими признаками которых являются широта охвата аудитории, носитель информации, ее целевое назначение, функции и т.д.
Однако общепринятой или единой классификации каналов спортивного телевидения не существует ни в зарубежной, ни в отечественной практике. Поэтому автор данной работы предлагает свою типологию европейских спортивных каналов, основанную на общих подходах систематики, принятой в тележурналистике.
Тем самым классификация зарубежных спортивных каналов базируется на общеизвестных критериях, принятых в теории телевидения (пространственный охват; технологии трансляции; способы трансляции; время; аудиторный фактор; целевое направление; содержание), в рамках, которых идет формирование соответствующих групп.
Систематика зарубежных спортивных каналов по пространственному охвату (территории распространения) имеет универсальный характер. Он позволяет выделить две группы:
В микроуровневой группе выделяются три категории каналов.
Во-первых, «корпоративные» спортивные телекомпании, представляющие «интересы» спортивной инфраструктуры в рамках одной организации или определенного города. Например, университетские спортивные телекомпании, клубные каналы. Если практика университетских спортивных каналов в Европе отсутствует (это явление больше присуще США), то телевидение клубных каналов, особенно футбольных, имеет широкое распространение. В частности: Olympique Lyonnais – канал футбольного клуба «Олимпик» Лион (Франция); Barca TV– канал ФК «Барселона» (Испания); Arsenal TV – канал ФК «Арсенал» Лондон (Великобритания), Benfica TV – канал ФК «Бенфика» (Португалия), BVB TV – канал ФК « Боруссия Дортмунд» (Германия) и т.д.
Во-вторых, спортивные каналы, вещание которых ведется в пределах региона (административно-территориальной единицы). Каждая европейская страна имеет свое название административно-территориальных единиц. В частности, в Великобритании – это графства, в Германии – земли, во Франции – департаменты, в Италии – области, в Испании – провинции, в Финляндии – агентства регионального управления, в Польше – воеводства, в Латвии – края, в Венгрии – медье (области), в Нидерландах – провинции и т.д. К примеру, региональные каналы: TN Sport (Италия), Primocanale Sport (Италия), TTK (Польша).
В-третьих, каналы, отражающие спортивную жизнь отдельной страны (национальные спортивные каналы): Nelonen Sport Pro (Финляндия); TV 4 Sport (Швеция); RTS (Сербия); Alfa TV (Македония); CANAL+ Sport (Польша); Sport Klub (Венгрия); Tele Sport (Румыния); ? T 4 (Чехия); Kalev Sport (Эстония); Ring TV (Болгария); Tele Sport (Албания); STV3 (Словения); Sporttime TV (Австрия); Arena Sport 1 (Сербия) и др.
Макроуровневая группа спортивных телеканалов также имеет три категории.
Первая категория включает в себя спортивные телекомпании, имеющие трансляции на несколько соседних стран. Например, чешская телекомпания «НОВА Спорт» транслирует свои передачи в Чехии и в Словакии; румынский канал Sport Klub + спортивный канал предназначен для венгров и румын; канал Arena Sport (Сербия) смотрят в Сербии, Черногории, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговине.
Вторая категория – спортивные каналы, транслирующиеся в большинстве странах на территории Европы, к примеру: итальянский канал RAI Sport, нидерландский канал Extreme sports channel , немецкий Bundesligen TV и т.д.
Третья категория – спортивные телекомпании, имеющие выход на мировой уровень. Яркими примерами данной категории могут служить каналы Eurosport (Франция) и Setanta Sports (Ирландия).
Классификация спортивного телевидения Европы по технологии трансляции представляет собой разделение каналов на имеющие собственное вещание и «национальные версии» мировых спортивных каналов. При сравнительной характеристике наибольшее внимание представляют спортивные каналы, входящие в категорию «национальные версии». Рассматривая их с позиции теории российской тележурналистики, необходимо отметить, что они имеют схожесть с тенденцией «сетевого партнерства региональных каналов с федеральными», когда региональный канал полностью или частично повторяет программную политику партнера. Примерами в рамках европейского спортивного ТВ могут служить: итальянский Sportitalia, испанский Eurosport Espana Channel, румынский AA -Eurosport, шведский Eurosport Sweden , австрийский Eurosport Austria – версии канала Eurosport; английский ESPN UK и французский ESPN STAR Sports – версии американского спортканала ESPN; французский NBA + – версии американского баскетбольного канала NBA ; версия английского канала Viasat Sport существует в Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции, Литве, Латвии, Эстонии, Венгрии и Болгарии1.
Деление спортивного ТВ по способу трансляци и включает в себя: эфирное, спутниковое, кабельное, цифровое, HD- TV , мобильное, интернет-вещание, блоговое вещание, видео по запросу. Одной из перспективных инноваций является интерактивная сеть ТВ-вещания. Интерактивной называют систему, возможности которой позволяют организовать диалоговый обмен информацией между телезрителем и центром подготовки ТВ-программ. Соответственно, структура интерактивных систем предусматривает наличие не только прямого канала для передачи ТВ-программ и дополнительной информации, но также наличие обратного канала передачи сообщений или другой информации в обратном направлении – от телезрителей к источникам программ. Примером может служить интерактивный спортивный канал Sky Sports Extra, по которому можно получить дополнительную информацию о спорте: графики состязаний, таблицы расположения команд, повторы, архивные данные, аналитические материалы и т.п. Причем повторы могут по желанию зрителей показываться в сверхзамедленном темпе. Зритель может и сам выбрать угол зрения и освещение.
С позиции временного признака спортивное ТВ делится на каналы:
С точки зрения аудиторного фактора европейская спортивная телеиндустрия делится на два уровня:
Классификация европейского спортивного ТВ по организационно-структурной (целевой) категории. Целевое назначение конкретизирует статус телекомпании. Оно дает общее представление о канале, о его функциях, стратегических и тактических задачах, программной политике. Более значимым здесь является институционный статус канала, обозначающий возможности участия той или иной телеструктуры в пропаганде спорта (спортивного вида) не только на местном уровне (в рамках одного государства), но и на международном.
Большие возможности в этом плане имеют крупные спортивные телекорпорации, такие как Eurosport (Франция), Setanta Sports (Ирландия), Sky Sport (Великобритания), Viasat Sport (Великобритания) и др. Функциональная значимость спорта на таких каналах раскрываться в полном объеме, включая воспитательную, образовательную, культурную, в каком-то плане эстетическую стороны, а также политические, экономические, финансовые, сенсационные (скандальные) тенденции.
В то же время целевым ориентиром может быть не несколько, а одно функциональное направление. В частности, это может быть образовательное или «игровое» начало. Образовательная функция (частично) реализуется на английских каналах Golf Channel (гольф; Великобритания) и WWE TV (борьба; The Wrestling Channel). Здесь не только даются «полезные советы» от профи, но и постоянно демонстрируются лучшие фрагменты соревнований, потом повторяются в замедленном темпе, что позволяет заметить проводимые спортсменами приемы и принять их на вооружение.
Игровая функция присуща каналам: Sportswin TV (скачки; Германия), Poker Channel (покер; Великобритания), At The Races International (скачки, покер; Великобритания). Во время телетрансляций болельщики не только могут наблюдать за соревнованиями, но и делать свои ставки. Другим примером «игрового» спортивного канала служит Boardriders TV (Франция) с программами в виде игровых заданий, в которых необходима определенная физическая подготовка.
Важное значение в типологии спортивных каналов Европы имеет и содержательное наполнение (программирование). Французский исследователь П. Бурдье подчеркивает «спортивные практики… могут быть описаны как результирующие отношения между спросом и предложением, точнее, между пространством предлагаемых в данный момент продуктов и пространством склонностей (ассоциирующихся с занимаемой позицией в социальном пространстве) и способных отображаться в других потреблениях в связи с другим пространством предложения»2.
С этой позиции выделяются:
Общетематические спортивные каналы – довольно распространенный вид в зарубежной телевизионной практике, существующий почти в каждой стране Европы: Великобритании, Ирландии, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Австрии, Бельгии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше, Чехии, Словакии, Словении, Латвии, Украине, Эстонии, Белоруссии и др. При этом в телеэфире одной страны могут вещать от 1 до 3 – 5 спортивных каналов этой направленности.
В плане программной политики: с одной стороны, эти каналы похожи между собой, с другой – каждый телеканал имеет свою индивидуальность. Эту же тенденцию подтверждает Е. Вартанова: «многие нишевые каналы стремятся внести в свою деятельность значительную долю новаторства, которая позволила бы им отличиться от других каналов. В связи с этим говорят о концепции “редакционной стратегии”, которая подразумевает наличие программ с чёткой редакционной идентичностью, отличающей именно этот канал»3.
В зависимости от производственных возможностей того или иного канала программная сетка может быть: полноценной, т.е. расписанной на каждый день и на каждый час вещания; блоковой, т.е. одинаковой в определенные промежутки времени в течение недели; ограниченной – с малым временем вещания в течение суток (недели).
Примером полноценной сетки вещания может служить программа передач на канале Viasat Sport (Великобритания), блоковой – сетка вещания на неделю на канале Sporttime . TV (Австрия), ограниченной – сетка программы передач на канале Kalev Sport (Эстония);
В то же время к узкоспециализированным каналам можно также отнести и новостные спортивные каналы. Этот вид имеет довольно широкое распространение в европейской телевизионной практике. Сетка вещания таких каналов обычно наполнена новостными блоками, актуальными интервью, обзорами спортивных событий. В качестве примера можно привести Eurosport News (Франция), InfoSport (Франция), Orange Sport Info (Франция), Sky Sports News ( Великобритания), Setanta News (Великобритания) и др.
Кроме того, необходимо отметить, что типологические различия между спортивными каналами определяют не только их степень интенсивности в практической деятельности, но и приоритеты в осуществлении всевозможных задач. В частности, к таким задачам можно отнести: поддержку спортивной инфраструктуры в целом; популяризацию видов спорта; презентативность спортивных деятелей; интеграцию в локальных (в рамках одной страны) и межлокальных (европейский и международный) уровнях; развитие информационной и рекламно-информационной функций; снабжение аудитории всесторонней текущей спортивной информацией; формирование общественного мнения по поводу происходящих спортивных событий; формирование у зрителей «духа причастности» к спортивным событиям; достижение коммерческого успеха на зарубежном медиарынке и т.д.
На основании изложенного выше можно сделать вывод о том, что с помощью типологии происходит определение существующих моделей в системе европейского спортивного телевидения: с выявлением характеристик спортивных каналов, установлением общности между собой и, соответственно, отнесением их к определенным группам, на основании типичных черт, индивидуальных особенностей.