Languages

You are here

«Камбио 16» в политическом процессе (по материалам 1975–1978 гг.)

Научные исследования: 
Выпуски: 

Cambio 16 in the Political Process
(Based on Materials Published from 1975 until 1978)

 

Высоков Юрий Владимирович
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, vyssokov@mail.ru

Yuri V. Vyssokov
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, vyssokov@mail.ru

 

Аннотация
В статье происходит разбор публикаций еженедельника «Камбио 16» за 1975–1978 гг., посвященных политическим партиям Испании. Журнал уделял пристальное внимание оппозиции до легализации партий в 1976 г. В ходе кампании по подготовке к выборам 1977 г. он предоставил слово каждой политической группе. Одновременно еженедельник занимал твердую позицию в защиту демократии и выступал противником оставшихся в наследство от диктатуры консерваторов-неофранкистов, стремящихся сохранить власть.

Ключевые слова: печать Испании, политическая трансформация в Испании, «Камбио 16», политические партии Испании, гражданское общество.

Abstracts
The article analyses materials from the weekly magazine Cambio 16 published from 1975 until 1978 and dedicated to Spanish political parties. The weekly paid special attention to the opposition before the legalisation of the parties in 1976. During the election campaign in 1977 it publsihed materials of every political group. However, Cambio 16 acted in defence of democracy and showed hostility towards the conservative neofrankists who tried to save their power in the changing hisorical circumstances.

Key words: spanish press, the Political Transformation of Spain, Cambio 16, spanish political parties, Civil Society.

 

«Бумажный парламент»

После смерти диктатора Франсиско Франко 20 ноября 1975 г. в Испании создалась непростая политическая обстановка. Страна стояла перед необходимостью демократических преобразований, но остававшаяся у власти консервативная элита. вопреки намерениям короля Хуана Карлоса, не спешила реформировать политическую систему и легализовать политические партии.

Отечественные и зарубежные исследователи1 обращают внимание на то, что в конце 1975 – начале 1976 гг., когда испанское правительство возглавлял назначенный еще при Франко Карлос Ариас Наварро, расширение гражданских и политических свобод в стране не было решенным вопросом. Для того чтобы воплотить в жизнь демократический проект, потребовалось множество усилий. Особое значение в этом плане приобретало взаимодействие между де-юре нелегальными политическими партиями. Несмотря на различное видение будущего Испании, они были едины в своем реформистском настрое и желали вести дискуссию в стенах парламента, заручившись поддержкой граждан в ходе свободных выборов.

Однако до проведения 18 ноября 1976 г. всенародного референдума, на котором Испания проголосовала за принятие закона о политической реформе, вступившего в силу 4 января 1977 г. и предполагавшего проведение выборов 15 июня 1977 г., партиям и объединениям предстояло обращаться к своему будущему избирателю, равно как и друг к другу, минуя официальные каналы. Потребность во взаимодействии только возросла после объявления об их легализации и начале предвыборной кампании.

Информационно-политический еженедельник «Камбио 16» (Cambio 16) появился в сентябре 1971 г. Он был создан благодаря вложениям крупного и среднего бизнеса, а также при поддержке прогрессивно настроенных представителей испанской политической элиты. Целевой аудиторией журнала стал средний класс, сформировавшийся в Испании в результате экономических реформ 1950-х – 1960-х гг.2 и в целом убежденный в необходимости демократических преобразований страны.

«Камбио 16» отличали наибольшая беспристрастность и стремление предоставить слово каждому из участников общественно-политической дискуссии, он выступил в качестве одной из основных трибун «бумажного парламента». Заслуживающая доверия, добросовестно изложенная информация, получаемая благодаря широким контактам журналистов с партиями и политической элитой, помогала испанскому читателю разобраться в различных, весьма многочисленных политических образованиях, понять позицию каждого из них и сформировать к ним свое отношение. Еженедельник стремился дать своему читателю ключ к пониманию всякой общественной проблемы, конфликта, противостояния.

Собственная позиция «Камбио 16», представленная в редакционных статьях, заключалась в активной поддержке прогрессивных сил и критике реакционных проявлений как во власти, так и применительно к самостоятельным политическим движениям. Журнал не стремился навязывать свою точку зрения, однако детали: иллюстрации и подписи к ним, заголовки и подзаголовки, расположение информации – как правило, подсказывали определенную трактовку сообщений.

Сопоставляя факты, цитаты, мнения, которые приводит «Камбио 16», говоря о той или иной политической партии, можно судить о ее образе на страницах издания. Это, в свою очередь, поможет нам прийти к практическому пониманию роли еженедельника в общественно-политическом процессе в Испании в годы становления демократии.

 

Все против Ариаса

«Почему Ариас остается?» – этот вопрос, бросающий решительный вызов правительству, был вынесен на обложку «Камбио 16» спустя две недели после смерти диктатора Франко (в номере от 5 декабря 1975 г.). По мнению журнала, политические преобразования в стране являются проблемой, не терпящей отлагательств: «...новое правительство должны составить люди, хорошо представляющие себе, откуда и в каком направлении движется наша страна. <...> Важно знать, что мы идем из пункта A в пункт B, между которыми – только кризис и ничего более»3. Так, еженедельник сразу обозначил свою позицию на передовой в борьбе против инерции авторитарного режима и сделался непримиримым врагом премьера-неофранкиста Ариаса Наварро.

Взгляды «Камбио 16» и оппозиции совпали, о чем свидетельствовал материал «Все против Ариаса», открывавший номер от 9 февраля 1976 г. Он был проиллюстрирован фотоколлажем, на котором оппозиционные лидеры Хосе-Мария Хиль-Роблес и Хоакин Руис-Хименес, стоящие во главе партии «Христианская демократия», Фелипе Гонсалес – на тот момент один из главных претендентов на роль генерального секретаря стремительно набирающей вес Испанской социалистической рабочей партии – и Сантьяго Каррильо, лидер Коммунистической партии Испании, бросали на Ариаса Наварро неодобрительные взгляды, а последний, ко всему прочему, был изображен повинно склонившим голову. В материале были представлены мнения политиков о внутриполитическом курсе страны, которые объединяло утверждение о необходимости «демократического перелома» (ruptura democr?tica).

В заявлении, сделанном Х.-М.Хиль-Роблесом в телеэфире и цитируемом «Камбио 16», говорилось: «Мы за переход к демократии, что не означает битье стекол и тем более – отрывание голов. Демократический переход значит то, что каждый может появиться на телеэкране, не испытывая неудобства. Мы уже наслаждаемся свободой? Нет, мы наслаждаемся пока только терпимостью. Мы приветствуем терпимость, но ее нам недостаточно»4. Основными составляющими политической программы «Христианской демократии» назывались требования изменения текущей политической ситуации, проведения выборов в кортесы и реформы федеративного устройства Испании, а также отказ от «дегуманизированного капитализма».

В свою очередь, лидер социалистов Ф. Гонсалес говорил на встрече со своими сторонниками в Севилье о том, что «если бы левые обладали достаточной полнотой власти, можно было бы говорить о полном упразднении прежней политической системы и написании Конституции с чистого листа». «Наша первая цель – политические свободы, после этого – предоставление автономий регионам; затем союз левых сил может дать бой самому капиталу»5, – заявляет он.

Политики выступали в разное время в разных местах, но в материале «Камбио 16» создается эффект их одновременного присутствия, живого диалога. Последовательность частей статьи, подбор и интерпретация цитат, логика повествования – все это работает на предлагаемую журналом идею единой испанской оппозиции.

Опубликованная в номере от 29 марта 1976 г. статья «Операция объединения» в подробностях рассказывает о деятельности «Демократического объединения» (Junta Democr?tica) и «Платформы сближения» (Plataforma de Convergencia) – демократических альянсах, выступавших единым фронтом в борьбе за гражданские свободы. На иллюстрации, выполненной в шаржевой манере, Ф. Гонсалес, Х. Руис-Хименес, Х. -М.Хиль-Роблес, Д. Ибаррури (второе лицо в КПИ) и С. Каррильо «перетягивают» оторвавшийся канат (дословно обыгрывается слово ruptura – разрыв – разрыв с прошлым). Кто держался за него с другой стороны, мы не видим, но перед оппозиционерами сидит некто в чалме и в прямом смысле пытается заставить их танцевать под свою дудку (очевиден намек на авторитарную власть). Эпиграфом взята цитата французского политолога Андре Матье: «Если бы меня спросили о единственном критерии демократических убеждений власти, я бы назвал этим критерием положение оппозиции»6.

В номере от 3 апреля 1976 г. помещается материал «Условия оппозиции», который начинается с утверждения о том, что «впервые за 40 лет правые, левые и центр согласны в том, что стране необходим референдум, чтобы определить свое политическое будущее». «Камбио 16», однако, не забывает напомнить «известный политический афоризм, по которому референдум выигрывает тот, кто его организует». Статья ставит своей целью ответить на вопрос: каковы минимальные условия того, чтобы референдум мог считаться демократическим? Из коротких реплик, отражающих позиции 22-х партий и объединений, следует, что в обществе, за незначительными исключениями, есть согласие и в этом отношении. В конце материала приведены данные социологического исследования, в котором респондентам были заданы вопросы, предположительно выносимые на голосование в ходе референдума.

В «Камбио 16» от 12 апреля 1976 г. в дискуссионной рубрике «Политическая трибуна» приводится мнение члена коммунистической партии Пилар Браво Кастейс. Заглавие статьи: «Необходимый пакт». Браво Кастейс обосновывает утверждение о некомпетентности действующей власти в вопросах политического перехода: «Не представляется возможным строить демократию с помощью институтов, которые создавались с целью ей препятствовать»7. По ее мнению, оба фланга прогрессивной испанской политики ищут во власти «настоящих переговорщиков», чтобы донести свою позицию, и одновременно сознают, что для ведения переговоров необходимо выступать единым фронтом.

В номере от 17 мая 1976 г. публикуется статья с заглавием «Не обращая внимания на Ариаса, король поддерживает оппозицию». Автор материала Хосе Онето по крупицам собирает информацию о прошедшей за закрытыми дверями встрече короля с лидером христианских демократов Х. -М.Хилем-Роблесом. Событию придает значимость тот факт, что в 1930-е гг. последний выступил создателем влиятельной демократической партии «Испанская конфедерация прав автономий» (Confederaci?n Espa?ola de Derechas Aut?nomas), заседал в парламенте и был знаком с дедом Хуана Карлоса королем Альфонсо XIII. В эпиграф статьи вынесены слова, произнесенные Хилем-Роблесом 19 ноября 1931 г. в защиту короля Альфонсо, когда последнего упрекали в тайном сговоре с республиканцами: «За всю свою жизнь, сколько раз я ни переступал порог королевского дворца, я ни о чем его не просил, ничего не получал и не думал получить от него». Это было символично, ведь опасения, что те или иные политические силы могут использовать молодого Хуана Карлоса в своих интересах, тревожили испанское общество.

«Мало кто знает, – пишет Онето, – что король уже несколько раз встречался с Х. Руисом-Хименесом и другими представителями неправительственных реформистских кругов». Не зная, о чем шла речь на встрече, он пытается делать предположения и с этой целью дает оценку политической позиции Хиля-Роблеса: «Для лидера Народной демократической федерации [альянс объединений христианских демократов. – Ю.В.] действующая власть исчерпала свою легитимность и является недостаточно репрезентативной, а шаги, предпринятые ею для достижения демократии не могут быть признаны и в минимальной мере удовлетворительными». Одна из иллюстраций к материалу представляет умеренное крыло оппозиции в виде троянского коня, которого вводят в «бункер» (так называли ультраконсервативный неофранкистский лагерь). С другой стороны текст иллюстрирует фотография, на которой король Хуан Карлос вопросительно, сверху вниз смотрит на Ариаса Наварро, чье лицо кажется несколько испуганным.

Тема оппозиции была поддержана в «Камбио 16» пятичастным циклом материалов-исследований «Испанский лабиринт», публикация которого началась в номере от 2 февраля 1976 г. В этом цикле читателю была предложена подробная классификация политических объединений страны, включая самые незначительные, и приведены основные сведения о них.

Важной составляющей образа оппозиции на страницах «Камбио 16» стали мнения и суждения политиков зарубежных стран, а также цитируемые материалы иностранных изданий, посвященные политическим партиям Испании. В иностранной прессе освещались визиты испанских политиков и определялось их идеологическое место в понятиях европейского парламентаризма. Зарубежные корреспонденты еженедельника стали чрезвычайно важным подспорьем его журналистского успеха.

В номере от 15 декабря 1975 г. в материале «Это становится скверным» были собраны сообщения ведущих европейских СМИ о политической ситуации, сложившейся на Пиренеях. Со страниц французского «Нувель обсерватер» (Le Nouvel Observateur) испанскому читателю становилось известно о том, что запрещенная Испанская социалистическая рабочая партия насчитывает 26 отделений в 34 провинциях. «Нувель обсерватер» приводит слова Ф. Гонсалеса о том, что ИСРП обеспокоена проникновением в ее ряды «правых и оппортунистов, которые чуют, что скоро ветер подует в другую сторону». Политическую цель партии политик определяет как «социалистическое общество с тем уточнением, что социализм есть углубление принципов демократии». В статье, опубликованной в американской газете «Геральд Трибьюн» (Herald Tribune), рассказывается о частом появлении в эфире французского радио супруги лидера Рабочих комиссий (независимых профсоюзов) и соратника С. Каррильо Марселино Камачо, сообщавшей об обстоятельствах его ареста испанскими властями.

В номере «Камбио 16» от 19 января 1976 г. в репортаже о визите министра иностранных дел Испании Хосе Мария де Ареилсы в ФРГ приводятся слова министра технологического развития Германии Ганса Маттефера, известного своим интересом к политическим проблемам Испании и утверждавшего, что легализация Испанской социалистической рабочей партии является единственно возможным способом подтвердить демократические намерения властей и проложить экономике страны дорогу на мировой рынок.

В материале «И однако, дело движется» (номер от 26 января 1976 г.) сообщалось о визите Х. Руиса-Хименеса в Италию и его встречах с министром иностранных дел Мариано Румором, а также с лидерами итальянской Христианско-демократической партии, которой принадлежало большинство в парламенте. В этой же статье рассказывалось о парижской презентации Совета политических сил Каталонии – союза 11 региональных политических объединений, вступающего в борьбу за «автономию и демократию для Каталонии и восстановление в полномочиях местного Правительства».

В материале от 16 февраля 1976 г. в статье «Зарубежные фронты» «Камбио 16» передавал содержание резолюции Европейского конгресса, подготовленной с участием испанских оппозиционных политиков, которая призывала власти «к немедленной амнистии политзаключенных, обеспечению беспрепятственного возвращения высланных из страны, восстановлению свободы слова, собраний и ассоциаций, признанию всех политических партий и профсоюзных организаций, соблюдению прав человека, а также прав и свобод народов Испании, проведению свободных выборов»8. Документ комментировал один из основателей Демократического объединения либеральный монархист Рафаэль Кальво Серер: «Европа желает нашей интеграции, но она требует от нас демократических институтов»9.

 

Выборы 15 июня 1977 г.

Легализация Коммунистической партии Испании

24 мая 1977 г. было официально объявлено о начале избирательной кампании, предварявшей выборы в испанский парламент. Тем не менее очевидно, что политические силы начали набирать свои электоральные очки задолго до этого момента.

Коммунистическая партия Испании была одним из наиболее ярких игроков на политическом поле страны в переходный период. Коммунисты оказались главными идеологическими наследниками потерпевших поражение в гражданской войне республиканцев. Продолжив подпольную борьбу после окончания войны в 1939 г., благодаря активным действиям лидеров и сторонников партии в эмиграции, а также созданию в 1960-е гг. Рабочих комиссий (Comisiones Obreras) – независимых профсоюзов, КПИ в 1975–1977 гг. являлась уже состоявшейся, хорошо организованной политической силой. Так, колумнист «Камбио 16» Раймундо Ортега считал Коммунистическую партию Испании «наилучшим посредником в переговорах для правых», а Испанскую социалистическую рабочую партию – «замкнувшейся в педантичном достижении зарубежного признания»10.

Решительный отказ правительства от легализации партии сказывался на ее репутации только положительно (до последнего момента власти готовы были разрешить все партии, за исключением коммунистической, и только трагический инцидент 24 января 1977 г. на улице Аточа в Мадриде, когда произошло убийство адвокатов, отстаивавших права рабочих, побудил короля Хуана Карлоса к немедленному проведению легализации).

Журнал «Камбио 16», несомненно, оценивал КПИ как конструктивную силу в деле построения испанской демократии. Нельзя забывать и о том, что создатель еженедельника Хуан Томас де Салас оказался в 1962 г. в ссылке из-за своего участия в молодежной коммунистической организации. Имеются свидетельства, что в редакции «Камбио 16» было множество сторонников коммунистов11. На то была веская причина: до определенного момента КПИ была единственной дееспособной политической силой, открыто бросавшей вызов франкизму, и являлась невольным обладателем монополии на оппозицию.

Представляя в своих материалах испанских коммунистов, «Камбио 16» преследовал цель разбить два основных стереотипа: о несамостоятельности КПИ и ее зависимости от внешних сил и о несогласии коммунистической партии с принципами демократии.

В уже упоминавшемся материале «Все против Ариаса» один из разделов, относящийся к коммунистической партии, был озаглавлен «Несоветские коммунисты». Приводя реплики Каррильо с недавней (январь 1976 г.) пресс-конференции в Мадриде, «Камбио 16» писал об «открыто выражаемом несогласии Коммунистической партии Испании с политической линией КПСС и осуждении политического преследования в СССР и Чехословакии», что, по словам лидера КПИ, «никак не согласуется с основами социализма»12.

В статье «В ожидании Испании» в «Камбио 16» от 17 мая 1976 г., посвященной премьер-министру Швеции социалисту Улофу Пальме и его политическим взглядам, приводилась реплика шведского лидера: «...в ходе моего недавнего визита в СССР у меня сложилось впечатление, что Каррильо – непопулярная в Москве личность»13.

В номере от 26 июня 1976 г. видим статью с заголовком «Москва, прощай!», посвященную явлению еврокоммунизма. Характерно, что сам этот термин, изобретенный североамериканской прессой, был призван обособить самостоятельные коммунистические движения в странах европейского Средиземноморья (Италия, Франция, Испания). В материале приводится совместное заявление С. Каррильо и лидеров французских и итальянских коммунистов Ж. Марше и Э. Берлингуэра, сделанное на митинге в Париже: «Наша демократическая концепция социализма – не тактический ход, но стратегическое убеждение»14.

Еженедельник давал КПИ возможность подтвердить свою репутацию политической силы, готовой «играть открыто, по демократическим правилам» и даже отказаться от ряда наиболее радикальных пунктов своей программы»15.

В редакционной статье номера от 5 апреля 1976 г. под заглавием «Выборы, пожалуйста» говорилось: «Те силы во власти, которые так упорно препятствуют легализации коммунистической партии, должны немного подумать и понять, что лучше иметь известного врага, врага с 10 или 15 процентами голосов, чем врага, находящегося в подполье и способного лишь бойкотировать все происходящее с заведомой для нелегального положения безответственностью. <...> Наша страна не нуждается в том, чтобы кто-то ее спасал от коммунистов. Ей более чем по силам спастись от них без специальной помощи, потому как большинство населения коммунистами не является»16.

Наконец, в номере от 24 апреля 1977  г. в редакционной статье «Чудо коммунистической партии» «Камбио 16» приветствует легализацию КПИ: «Коммунисты, добро пожаловать! Вы сыграли огромную и сложную роль в последней четверти века испанской истории. Сегодня вы, прошедшие до конца все тернии диктатуры, стали одной из самых сплоченных партий в стране, одним из столпов испанской демократии»17. «Сталинистское» прошлое партии предлагается оставить на рассмотрение историками. «Каррильо поднял на знамя политику общенационального примирения, которая с годами обрела твердую почву», – утверждает еженедельник. «Без легализации коммунистической партии демократия в нашей стране невозможна, но коммунисты также должны установить демократию в собственных рядах», – подытоживает передовица.

«Народный альянс» Мануэля Фраги Ирибарне – правый полюс испанской демократии

Одной из главных проблем выборов 1977  г. «Камбио 16» полагал возможное сохранение власти в руках франкистов, которые в конъюнктурных целях могли предстать в демократическом обличье, а кроме того, сфальсифицировать результаты голосования. Конкретные «подозрения» падали на министра внутренних дел в правительстве Карлоса Ариаса Наварро Мануэля Фрагу Ирибарне, ушедшего в отставку после назначения 3 июля 1976  г. главой правительства Адольфо Суареса и основавшего 9 октября 1976  г. собственную партию «Народный альянс» (М.   Фрага рассчитывал на то, что выбор короля Хуана Карлоса падет на него самого как на политика, с давних пор погруженного в проблему реформирования политической системы Испании, и, когда был назначен Суарес, он посчитал это своим поражением и отказался от всех предлагаемых должностей второго плана).

Трудно назвать освещение «Камбио 16» предвыборной кампании «Народного альянса» полностью беспристрастным. Материалы, посвященные М.   Фраге, наполнены иронией и критикой. Часто обыгрывается рифма фамилии политика и глагола tragar (глотать, терпеть): «Фрага, народ тебя не переваривает» (Fraga, el pueblo no te traga), «Фрага расхлебывает» (Fraga se la traga), «Фрага, вместе с тобой мы – шхуна, терпящая бедствие» (Fraga, el pueblo contigo naufraga), «Фрага, хоть бы Виллальбе ты пришелся по вкусу!» (Fraga, Villaba s? te traga).

Попытка М.   Фраги использовать в своих политических интересах недовольство военных легализацией коммунистической партии вызывает решительное неприятие «Камбио 16». Еженедельник, а также ряд демократических изданий, среди которых – газеты «Эль Паис» (El Pa?s), «Диарио 16» (Diario 16), «Йа» (Ya), «Информасьонес» (Informaciones), публикуют совместное обращение «Не хороните надежду» со словами, явно адресованными именно «Народному альянсу»: «Мы считаем, что нужно немедля покончить с нападками антидемократических сил на законное правительство. Они хотели преднамеренно спровоцировать военных и создать угрозу для государства».

В передовице от 1 мая 1977  г. читаем: «...М.   Фрага прибег к опаснейшей теме, к вещам, которые напоминают многим испанцам ужасы гражданской войны. <...> Партия Фраги стала явлением политического оппортунизма, объединением, которое страна, возможно, равно как и сами франкисты, не понимает»18. На той же странице, где размещена редакционная статья, находим короткий текст, предваряющий главный материал номера: «Ряд франкистских политических групп во главе с Фрагой попытались использовать легализацию Коммунистической партии Испании и форсировать кризис в правительстве. Несколько дней спустя Фрага дает задний ход». Этот текст сопровождается фотографией «главного героя», который как ни в чем не бывало поправляет галстук.

В статье внутриполитической рубрики «Наша страна» раскрывается противоречивый характер политических убеждений лидера «Народного альянса». Приведены слова политика, произнесенные в годы его пребывания в должности посла в Великобритании: «Я либерал, который казнит». Здесь же – его реплика в адрес оппозиционных испанских христианских демократов, обращение которых в Европейский парламент с просьбой оказать воздействие на авторитарную власть М.   Фрага назвал «государственной изменой».

К политику применяется прилагательное teniente, которое в данном случае работает в нескольких значениях: с одной стороны, это «твердый» и «глуховатый» – подчеркивается его неуступчивость и невосприимчивость к критике, с другой – «заместитель» – речь идет о политической судьбе Фраги, о том, как он всегда мечтал возглавить правительство, но так или иначе оставался на вторых ролях. «Почти всегда Фрага в конце концов отступает, – пишет «Камбио 16». – Твердый в намерениях, он оказывается вынужден закапывать в землю топор войны и ждать следующей возможности, примеряя роль “государственного человека”, у которого нет врагов, за исключением участников общественной жизни [т.е. фактически гражданского общества. – Ю.В.19. Кроме того, слово teniente имеет в испанском языке значение «полковник», и этот смысл также используется журналом: М.   Фрага был известен своими связями в военной верхушке и готовностью их задействовать в своих политических интересах.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения «Камбио 16», стало включение в избирательный список «Народного альянса» Карлоса Ариаса Наварро. После этого события в редакционной статье было сказано: «Теперь не хватает только Пилар Примо де Ривера, Хосе Антонио Хирона, Раймундо Фернандеса Куэсты и маркиза де Вильяверде [политические деятели, чьи имена теснейшим образом связаны с режимом Франко. – Ю.В.], чтобы превратить «Народный альянс» в настоящую партию теней, которая, несмотря на свои заявления об обратном, имеет единственное намерение сделать прошлое вечным и устроить все так, чтобы ничего никогда не менялось и наша страна никогда не стала свободной»20.

 

«Центр, которого никогда не было»

«Центр, которого никогда не было» – так была озаглавлена редакционная статья «Камбио 16» в номере от 22 мая 1977 г., в момент, когда председатель правительства Адольфо Суарес объявил о создании собственной партии – Союза демократического центра – и участии в выборах 15 июня. В понимании журнала в Испании отсутствовала столь необходимая для сложного периода преобразований сила, занимающая умеренную, центристскую позицию, и Суарес своим решением оказал неоценимую услугу испанской демократии. Коалицию «Демократический центр», послужившую основой для объединения Суареса, еженедельник характеризует как «конгломерат бессмысленных лидеров и аббревиатур, партий-эмбрионов и партий-иллюзий».

По мнению «Камбио 16», «90 из 100 пушек Союза демократического центра направлены в сторону “Народного альянса” и той части правого электората, который боится перемен как чумы». «Наконец в нашей стране появилась большая партия правых. Цивилизованных правых»21, – констатирует журнал. Далее в открывающем номер материале «Ночь, когда погиб центр» (подразумевалось самоустранение партии «Демократический центр» ради создания Союза демократического центра) рассматривались многочисленные сложности, сопровождающие появление партии власти.

«Камбио 16» в своем информационном материале сообщал, что в то время как коммунистическая и социалистическая партии уже готовят документы для избирательной комиссии, СДЦ в спешном порядке формирует свои ряды. Еженедельник не обошел вниманием трудности в достижении компромисса между приближенными Суареса и лидерами Демократического центра.

Самой же серьезной проблемой новой партии была принадлежность большинства ее членов к старой элите, франкистским кругам. Журнал приводит слова одного из активных участников Демократического центра Мигеля Бойера: «То, что сейчас происходит, – это настоящий обман. В состав Центра вошли все те, кто в годы франкизма не могли добиться министерской должности, но служили диктатуре на более низких постах. Мы видим франкистов в “ Народном альянсе ” и неофранкистов в Центре»22. Материал проиллюстрирован фотографиями стен с надписями, предположительно сделанными сторонниками прежней партии: «Мы уходим из Центра. Это уже не демократия», «Нет 150 друзьям детства Суареса!»

Однако позиция «Камбио 16» основана на почти безграничном доверии «папе Суаресу» – «спасителю испанской демократии». По мнению журнала, заслуги политика за время его пребывания на премьерском посту велики и не подлежат сомнению. Для издания Суарес – политическая личность, репутация которой подтверждает ее намерения, которой можно доверить власть, в отличие от претендующего на аналогичный статус Мануэля Фраги. По тональности редакционных статей можно увидеть, что понимание Суареса как политической альтернативы М. Фраги является важнейшей составляющей образа главы СДЦ на страницах издания: «Партия власти родилась. Бедняга Фрага! Центристский тяжеловес Суарес не оставил ему шансов и заставил отступить».

Стоит отметить, что «Камбио 16» весьма щепетильно подходит к визуальному образу А. Суареса – на фотографиях, публикуемых в еженедельнике, политик предстает ярким и оптимистичным, открытым и живо ведущим беседу, погруженным в раздумья и сосредоточенным. М. Фрагу журнал пытается, наоборот, подловить, если не в отталкивающем, то, по крайне мере, не вызывающем расположения виде.

 

Испанская социалистическая рабочая партия: готовы к власти

Главной составляющей образа испанской социалистической партии в материалах «Камбио 16» было представление об ИСРП как умеренной левой силе, сходной с аналогичными политическими образованиями в Европе. В материале «Оппозиция Его Величества» в номере от 3 июля 1977 г. генеральный секретарь ИСРП Фелипе Гонсалес так представляет программу своей партии: «Мы намерены поддержать вхождение Испании в Европу на институциональном и политическом уровне, без испытательного срока – то, о чем мы говорили значительное время назад, и то, над чем работали, делая вещи, за которые в нашей стране никто не брался. Мы работали с европейскими парламентариями и политическими объединениями, идеологически идентичными нашим»23.

Ф. Гонсалес с самого начала видел преимущество своей партии в идеологической определенности, которая предполагала и определенность электоральной базы: «Мы не магма, как Союз демократического центра, но однородная по своему составу партия, которая выработала свою политическую линию намного раньше остальных, которым пришлось прибегнуть к очевидному оппортунизму»24.

Анализируя итоги выборов, «Камбио 16» заявляет, что в сложившихся обстоятельствах «выигрывают только молодые лидеры [Адольфо Суарес и Фелипе Гонсалес. – Ю.В.], чьи руки не замараны в крови гражданской войны». Характерны и собственные суждения Гонсалеса о своих старших оппонентах, представленные еженедельником в материале «Готовы к власти» (номер от 26 июня 1977 г.): «Фрага делает нам хорошую предвыборную кампанию. Для него политика не имеет ничего общего с народом, а для меня – имеет. < ... > Каррильо мог бы быть и более сдержан. Для него было вовсе не обязательно переступать черту, ставя под сомнение идентичность социалистической партии. Посмотрим, что он скажет через пару лет»25.

«Камбио 16» симпатизирует А. Суаресу, но отдает себе отчет в том, что «есть многие умеренно настроенные люди, которые не хотят быть франкистами даже на выборах, и поэтому в данный момент проголосуют за социалистов». Впоследствии, по мере того как решались основные задачи переходного периода и в ходе общенационального референдума 6 декабря 1978 г. была принята демократическая конституция, еженедельник приходил к мысли о необходимости новой политической силы, которая придет на смену эклектичному Союзу демократического центра.

В номере «Камбио 16» от 17 декабря 1978 г. публикуется материал о банкете, устроенном ИСРП в честь принятия основного закона страны. В нем чувствуется явная симпатия еженедельника к партии. В частности, в этой статье рассказывается об эпизоде с тринадцатилетним мальчиком, стоявшим у входа и желавшим увидеть Фелипе Гонсалеса. Выслушав «спич» своего поклонника, лидер социалистов отвечает: «Над этой Конституцией мы работали, думая прежде всего о вас, о самом главном, что только есть у нашей страны, – о будущем». Подпись к фотоиллюстрации: «Фелипе слушает будущее».

 

Журнал «Камбио 16» представляет тип издания, являющегося не просто наблюдателем, но активным участником политического процесса. В ситуации неопределенности, которая сложилась в Испании в середине 1970-х гг., «Камбио 16», чтобы выжить, пришлось, будучи журналистским предприятием, выступать в роли политического субъекта, участника политической борьбы. В ходе этой борьбы еженедельник заключил союз с прогрессивными и демократическими силами и разоблачал консервативные «неофранкистские» проявления в испанской политике, которые, с его точки зрения, были опасны для страны.

Одновременно «Камбио 16» отличала тонкость и высокий интеллектуальный уровень в подаче журналистского материала. Без них журнал не мог бы претендовать на ту общественно-политическую роль, которой в итоге был удостоен. Живучесть типа политического еженедельника в мировой журналистике, который всегда характеризует высокая степень влияния на политический процесс и востребованность разными общественными силами, подтверждает его особую роль в гражданском обществе.

 


  1. См. об этом: Хенкин С.М. Испания после диктатуры (Соц.-полит. проблемы перехода к демократии). – М., 1993 ; Tussel J. Dictadura franquista y democr?cia. Madrid, 2010.
  2. См . об этом : D?az-Dorronsoro J.M. El modelo editorial de Cambio 16: 1971 – 1978. Tesis doctoral. Pamplona, 2007.
  3. Cambio 16. 0 5.12.1975.
  4. Ibid.
  5. Ibid.
  6. Cambio 16. 29.03.1976.
  7. Cambio 16. 12.04.1976.
  8. Cambio 16. 16.02.1976.
  9. Ibid.
  10. Cambio 16. 0 9.02.1976.
  11. См . об этом : Fontes I., ?ngel Men?ndez M. El Parlamento de Papel. Las revistas espa?olas en la Transici?n democr?tica. Tomo I, II. Madrid , 2004.
  12. Cambio 16. 0 9.02.1976.
  13. Cambio 16. 17.05.1976.
  14. Cambio 16. 26.06.1976.
  15. Cambio 16. 9.02.1976.
  16. Cambio 16. 0 5.04.1976.
  17. Cambio 16. 23.04.1977.
  18. Cambio 16. 0 1.05.1977.
  19. Ibid.
  20. Cambio 16. 8.5.1977.
  21. Cambio 16. 22.5.1977.
  22. Ibid.
  23. Cambio 16. 3.07.1977.
  24. Ibid.
  25. Cambio 16. 26.06.1977.