Languages

You are here

Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа

Научные исследования: 
Выпуски: 

The Threats and Risks for the Safety of Children’s and Teenage Audience of the New Media

 

Годик Юлиана Олеговна
аспирантка кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, iuliania@gmail.com

Uliana O. Godik
PhD student at the chair of new media and mass media theory, Faculty of Journalism, Moscow State University, iuliania@gmail.com

 

Аннотация
Автор изучает результаты зарубежных и отечественных исследований угроз безопасности несовершеннолетних в Глобальной сети интернет, формулирует основные проблемы: проявления агрессии, киберпреследования, «опасный» контент, сексуальные домогательства; рассматривает возможные пути их решения.

Ключевые слова: психологическая безопасность в Сети, дети интернета, агрессия в интернете, «опасный» контент.

Abstracts
The author observes foreign and national survey results of youth online safety problems, such as expression of aggression, online harassment, problematic content, and also names possible ways of problem solving.

Key words: psychological cyber safety, online children, aggression in the Internet, dangerous content.

 

За два последних десятилетия интернет из средства общения избранных членов научного сообщества превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. Развитие Глобальной сети происходит столь стремительно, что не хватает времени на то, чтобы взглянуть на этот процесс отстраненно и проанализировать его во всей сложности и полноте. Необходимость анализа при этом только растет, ведь интернет стал средой, влияющей на поведение многих миллионов пользователей, как взрослых, так и подростков и детей, на их действия, знания и мнения, установки и ценностные ориентиры, поведенческие навыки.

Формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит в конвергентном пространстве – на стыке виртуального мира и реальности. В обычной жизни подростки самовыражаются, презентуя свою уникальную личность с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим» сообществам. Сегодня этот значимый для становления личности процесс социализации происходит в интернет-среде. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.

Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайне и офлайне1.

Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Поводом послужили участившиеся случаи сексуальных преследований подростков, спровоцированных знакомствами в Сети, в том числе в социальных медиа2. Английские исследователи сообщают, что от 11% до 34% подростков в Великобритании подвергаются киберпреследованиям3. Многие родители выражали обеспокоенность относительно угроз, с которыми сталкиваются их дети в интернете, и невозможности их контроля и предупреждения. Данные исследований российского Фонда развития Интернет, проведенных в 2009 г.4 среди российских школьников, сообщают, что часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76% из опрошенных считают, что интернет опасен: 53% из них заявляют об этом в категоричной форме, еще 23% согласились с формулировкой «иногда опасен» (рис. 1). У каждого десятого подростка интернет вызывает разочарование (11%) и гнев (11%), и почти пятая часть (19%) старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции.

Рис. 1. Опасен ли интернет? Результаты исследований Фонда развития Интернет

Вопросы, связанные с проблемой детской безопасности, сейчас часто дают повод для дискуссий в СМИ, становятся темами масштабных национальных исследований. В США одно из крупнейших за последнее время исследований детской онлайн-безопасности осуществлялось Центром Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете (США) ( Berkman center Internet & Society , Harvard University ). Ситуацию в Европейском союзе исследует Лондонская школа экономики (Department of Media and Communications London School of Economics). По их методике Фонд развития Интернет совместно со специалистами психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова осуществляют исследование «Дети России онлайн»5 .

В нашей стране проблемой активно занимаются последние три года. 2009 г. был объявлен годом безопасного интернета в РФ – это стало поводом к проведению встреч специалистов, дало начало многим проектам, созданию общественных и исследовательских объединений. Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи “Дети онлайн”», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования интернета в России.

Глобальная сеть для подрастающего поколения – это мощный инструмент для их социализации, образования, участия в общественной жизни. Этим объясняется столь быстрый рост популярности социальных сетей и других видов социальных медиа6. Подростки пользуются интернетом для общения с друзьями и сверстниками, наставниками, участвуют в сетевых сообществах по интересам, выполняют школьные задания, следят за успехами любимых спортивных команд, музыкантов, читают новости, скачивают рефераты, музыку, фильмы, изучают Wikipedia, смотрят ролики и закачивают свои, ищут новых знакомств.

Большинство родителей согласны с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние7, но многие задумываются и об угрозах интернет-пространства. В России8 родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64%). Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28% стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребенка от негативного контента или контактов с людьми в интернете. Почти треть (28 %) не устанавливают никаких правил жизни и работы ребенка в Сети.

 

Подрастающее поколение и риски онлайн

К подрастающему поколению пользователей Сети мы относим детей и подростков, не достигших восемнадцатилетнего возраста, т.е. несовершеннолетних. К группе подростков – относятся те, кому от 13 до 17 лет (включительно). Пользователи возрастом до 12 лет рассматриваются как дети. В ряде исследований приводятся данные по школьникам РФ – т.е. по детям и подросткам от 7 до 17 лет. Для каждой стадии их развития характерны свои особенности поведения, поэтому для каждого возраста существуют более или менее характерные угрозы и риски. Логично предполагать, что для создания эффективных стратегий обеспечения детской и подростковой безопасности в Сети необходимо будет учитывать возрастную «чувствительность» к тем или иным рискам.

Американские исследователи9 выделяют три группы угроз психологической безопасности детей и подростков в интернете:

  • нежелательные контакты (которые могут привести к сексуальному насилию);
  • кибербуллинг: оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети;
  • «опасные» материалы (порнография, видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию).

Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них – недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния10.

Распространено мнение, что младшие дети менее защищены в онлайн-пространстве, чем подростки. На опыте же большей опасности домогательств и навязчивых ухаживаний подвержены как раз подростки и тинейджеры. Есть вероятность, что эта возрастная группа чаще сталкивается с порнографическими материалами в интернете11. Даже невольное восприятие подобного контента более вероятно для старших подростков. Агрессивное поведение и преследование относительно редко встречается среди младших подростков и детей12. Пик подобной активности приходится на 13-14-летний возраст.

Не выявлено, чтобы национальность или раса были факторами, влияющими на проявления агрессии, преследований и нанесения оскорблений в онлайн-общении. Девочки чаще становятся жертвами домогательств и оскорблений в Сети13. Мальчики и юноши чаще просматривают порнографические материалы и часто сами их ищут. Отмечается, что «несетевые» проблемы в жизни подростков – сексуальное преследование, агрессивные нападки и издевательства в школе, употребление алкоголя и наркотиков, проблемы семейных отношений – сопутствуют и являются «благоприятной» средой для того, чтобы дети подвергались угрозам в онлайне14.

Подростки в интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в обществе . В реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, учителей, представителей социальных служб, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки. Что такое «опасный» или непристойный контент, сегодня пытаются определять, основываясь на «современных общественных нормах», которые также достаточно трудно формулируемы. Хранение и распространение порнографии с участием несовершеннолетних признано противозаконным в большей части стран мира. Иные «сетевые» угрозы (включая сексуальное преследование, оскорбления и агрессивное поведение в интернете) чаще всего не преследуются по закону.

Вопрос о детской порнографии в нашей стране требует особого внимания. По распространению данных материалов в Сети наша страна находится в тройке мировых лидеров – вместе с США и Таиландом. Больше 90% российских интернет-пользователей отрицательно относятся к детской порнографии, но при этом не готовы предпринять действия для пресечения ее распространения и категорически не хотят сообщать о ней в   правоохранительные органы . Координационный центр национального домена Сети интернет выступил с инициативой введения закона, согласно которому ответственность за распространение противоправного контента будут нести не провайдеры, а пользователи, причастные к его созданию и распространению15. Для борьбы с опасным контентом предлагается выстроить структуру – от рядовых пользователей до крупнейших интернет-провайдеров и исследователей Минкомсвязи. Важным инструментом создания такой системы должна стать Хартия по борьбе с детской порнографией в интернете, которую в феврале 2010 г. по инициативе Минкомсвязи подписали крупнейшие телекоммуникационные операторы: «Связьинвест» , «Комстар» , «Вымпелком» и «Скайлинк» .  

Попытки, предпринимаемые по всему миру, определить и фиксировать угрозы, с которыми несовершеннолетние пользователи сталкиваются в Сети, значимы. Но следует признать, что мы все еще слишком мало знаем о деталях этих сложных проблем, их внутренних взаимосвязях. Лишь недавно начаты исследования ситуаций, когда оскорбление, агрессивное поведение, сексуальное преследование, исходит не от взрослых, а проявляется в сетевом общении между самими подростками16. Мало известно об «опасном» контенте, который производят сами несовершеннолетние, о том, как распространяются в Сети и с помощью мобильных телефонов видеоматериалы со сценами насилия, порнографией с их собственным участием. Есть необходимость в лонгитьюдных количественных исследованиях, которые бы проводились на национальном уровне, а также в исследованиях, в процессе которых изучалась бы информация, собранная правоохранительными органами.

 

Сексуальные домогательства

Согласно данным исследований среди американских подростков большинству жертв сексуальных домогательств в Сети (81%) от 14 до 17 лет. 14% американских подростков сообщают, что получали нежелательные сообщения или ссылки сексуального характера в социальной сети Myspace . 2% детей в возрасте 4–6 лет задавали вопрос «о теле», 11% (7–9 лет) и 23% (10–12 лет) задавали вопросы сексуального характера в онлайне. 3% детей (7?12 лет) сами интересовались эротическим контентом17.

Чаще всего сексуальные домогательства в Сети исходят от ровесников детей (48%) или молодых взрослых в возрасте от 18 до 30 лет (30%), угрозы, исходящие от более взрослых пользователей (или от тех, чей возраст неизвестен), относительно малочисленны (4–9%)18. Не всегда угроза исходит от незнакомцев, 14% преследователей – это друзья, знакомые из реальной жизни детей19. Молодежь обычно игнорирует или не придает особого значения подобным сообщениям, не испытывая негативных переживаний. 92% подростков не сочли сообщения сексуального характера чем-то ненормальным20.

Только 2 % получали сообщения сексуального характера с оскорблениями, агрессивными проявлениями. Виртуальные домогательства, безусловно, являются проблемой, но к встречам в офлайне такое общение приводит очень редко.

Американские социологи полагают, что оснований говорить о том, что развитие сайтов социальных сетей провоцирует рост риска сексуальных домогательств, нет. Именно чаты и сервисы обмена мгновенными сообщениями (77%) часто становятся пространством для сексуальных домогательств21. Большинство жертв насилия, произошедшего после знакомства в Сети, – это старшие подростки, которые знали о том, что идут на встречу со взрослым, цель которого – сексуальный контакт.

В США подобные действия трактуются как преступление – принуждение несовершеннолетнего к сексуальному контакту. Возраст преступников при этом чаще всего не превышает 30 лет. Поскольку подростки сами часто являются инициаторами сексуальных контактов, говорить о том, что подобные отношения начинаются с подстрекательства или манипулирования со стороны более взрослого, не вполне некорректно.

Рис. 2. Риски и опасности интернета. Результаты исследований Фонда развития Интернет.

Не всех несовершеннолетних следует относить к группе риска по поводу угрозы сексуальных домогательств. Большинство из них – это девушки от 14 до 17 лет. Пол и возраст не единственные значимые факторы. Часто рискам в онлайне подвергаются те, кто подвергается насилию в реальной жизни. Обсуждение секса в интернете, как полагают исследователи, является фактором, провоцирующим сексуальное насилие в реальной жизни. Подростки в возрасте 15–17 лет подвержены наибольшей опасности из-за склонности к рискованному поведению и открытости к общению, в том числе с незнакомцами в Сети22.

В российских исследованиях сообщается, что не более 15% опрошенных подростков от 14 до 17 лет свидетельствуют о сексуальных домогательствах в Сети (рис. 2). Частые встречи в реальной жизни со знакомыми из Сети возможны не более чем для 7% детей. Однако около 50% заявляют, что это возможно, но редко (рис. 3).

Сексуальное насилие в интернете – значимая проблема, но образ, тиражируемый в западных СМИ, мнение, будто оно исходит от «хищных» взрослых по отношению к беззащитным детям, имеют мало общего с реальностью, такая дезинформация сбивает с толку, приводит к игнорированию действительных угроз.

Рис. 3. Встречи с незнакомцами в «реале». Результаты исследований Фонда развития Интернет

 

Исследователь киберпсихологии Janis Wolak полагает, что взрослые, совершающие преступления в отношении несовершеннолетних, – очень разнородная группа лишь с некоторой общностью психологических черт и мотивов преступлений. Трудно говорить, что у подобных личностей есть общий диагноз: не все из них педофилы, люди с устойчивым сексуальным интересом к детям. Некоторые имеют психические расстройства, переживают депрессивные состояния, их поведение могут определять и другие факторы – удобный случай, расстройство влечений (неспособность контролировать влечения), желание власти, стремление к девиантным формам поведения, любопытство23. Большинство преступлений совершается молодыми взрослыми до 30 лет в отношении старших подростков. Значительная часть взрослых интернет-преступников – это потребители детской порнографии.

Общее число взрослых, представляющих угрозу в Сети, неизвестно, эта группа остается очень трудной для исследования – она анонимна, рассредоточена по всему миру, ее участники могут никогда не совершать преступлений в офлайне. Количественных данных по преступникам (кроме тех, что находятся уже под следствием, в заключении) не существует.

 

Кибербуллинг: оскорбления и агрессия в интернете

Феномены кибербуллинга и агрессии в интернете трудно поддаются измерению, поскольку нет достаточно точных и общепринятых определений этих понятий. Одни исследователи под этими терминами подразумевают и обман, и унижение достоинства, другие – только запугивание и угрозы. В итоге результаты по распространенности таких угроз среди молодых пользователей могут варьироваться в разных исследованиях от 4 до 46%. Обобщающие выводы в данном случае делать трудно.

Исследователь Samuel Maquade сообщает, что 39% жертв агрессии и оскорблений в интернете серьезно переживали по этому поводу; нередко и жертвы, и агрессоры являются потребителями психоактивных веществ, испытывают депрессивные состояния. Жертвы сетевого насилия чаще других могут сами вести себя агрессивно в онлайн-коммуникации, унижать других пользователей24.

Подростки чаще встречаются с насилием и агрессией в реальной жизни, чем в Сети, но это не уменьшает рисков сетевой агрессии и ее деструктивного влияния. 42,2 % американских подростков, сообщивших о том, что становились жертвами оскорблений в онлайне, имели проблемы с издевательствами в школе. Взрослые, как правило, не знают о фактах насилия над их ребенком, который остается с проблемой один на один. Однако сетевая агрессия – более явная, ее легче отследить и проконтролировать25.

Агрессоры в Сети анонимны, но это вовсе не значит, что жертвы не знают их лично. 44% жертв были знакомы со своими преследователями в реальной жизни. (В 41% случаев это друзья или бывшие друзья.) 30% детей в Нью-Йорке возраста от 7 до 9 лет заявили о том, что претерпевали нападки со стороны родственников26. В США издевательства и унижения в Сети чаще всего происходят со школьниками средних классов27. Чаще других подвергаются подобным нападками девочки28. В 73% случаев оскорбления наносят сверстники пользователей.

Хотя единства в определении понятий сетевой агрессии и оскорблений нет, достаточно очевидно, что это проблема для подростков в Сети наиболее распространенная.

Исследователи Фонда развития Интернет измеряли среди подростков Москвы (интернет-пользователей возрастом 14–17 лет) такие связанные с агрессией явления, как хамство, вымогательство и угрозы, психологическое давление, призывы причинить себе вред (рис. 2). Наиболее распространенной угрозой дети считают хамство – о нем сообщили около 50% опрошенных29.

Американские исследователи полагают, что для предотвращения угроз несовершеннолетним в приоритете должна быть борьба как с проявлениями агрессии, так и с ее причинами. Даже если удастся изменить ситуацию с агрессивным поведением в Сети, это может никак не повлиять на решение проблем в реальной жизни детей, и наоборот – попытки решить жизненные проблемы могут никак не отразиться на эскалации насилия в онлайн-пространстве30.

 

Нежелательный или «опасный» контент

Под определение проблематичного или «опасного» контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на тех, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. «Опасный» контент является причиной следующих проблем:

1) дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете;

2) юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;

3) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении.

Распространенность таких угроз в Сети достаточно высока. В США 42% подростков сообщают о произвольном или непроизвольном просмотре таких материалов в интернете, 66% говорят, что столкновение с такими материалами было нежелательным, 9% из них поделились тем, что их это очень расстроило31. Часто с подобным контентом сталкиваются старшие подростки, которые, по их свидетельству, и в реальной жизни подвергаются насилию и унижениям, пребывают в депрессии. С порнографией чаще сталкиваются молодые люди – старшие подростки, юноши. Болезненно переживают случайный просмотр подобных материалов младшие дети32.

Хотя можно было бы предполагать, что интернет увеличивает вероятность непроизвольного столкновения с «опасным» контентом, младшие дети свидетельствуют, что в реальной жизни это происходит с ними чаще, чем в интернете (10,8% против 8,1%)33. К примеру, американские дети обнаженную натуру видят чаще в телепрограммах (63%), фильмах (46%), чем в Сети (35%). Притом что в C ША демонстрация подобных изображений очень строго регламентируется. В интернете дети регулярно сталкиваются с насилием в новостях, играх, видеосюжетах, ссылками на которые они регулярно обмениваются.

В России степень подверженности угрозе столкновения с нежелательным контентом несовершеннолетних пользователей изменяется с их возрастом. В подгруппе 14-15-летних о столкновении с порнографией в онлайне сообщают менее 50% подростков, тогда как среди 16-17-летних их доля возрастает до 80%. Угроза экстремизма осознается среди около 10% 14-15-летних подростков, их доля увеличивается до 20% среди 16-17-летних34.

Хотя опасения о непроизвольном и произвольном просмотре детьми «опасных» материалов связывают прежде всего с интернетом, часто более значительным угрозам дети подвержены в реальной жизни. Большее опасение вызывают прецеденты, когда несовершеннолетние сами производят подобный контент (снимают драки, сцены агрессивного поведения, создают порнопродукцию с собственным участием и участием своих приятелей) и распространяют эти материалы в Сети.

 

Реальность угроз и проблема интерпретации данных

Американские исследователи вопросов безопасности в Сети приходят к мнению, что страхи, тиражируемые в обществе, весьма преувеличены и часто не связаны с реальными рисками, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Количество случаев сексуальных домогательств в отношении несовершеннолетних в интернете не превышает количество таких преступлений, совершаемых в реальной жизни. Также нет статистических оснований полагать, что интернетные домогательства приводят к росту сексуальных преступлений в «реале»35.

Хотя, с другой стороны, подобные утверждения противоречат данным о преступлениях, совершаемых в интернете против подростков. C yberTipline (система мониторинга преступлений против детей, работающая при Конгрессе США) в 2006 г. получила 62 365 сообщений о детской порнографии, 1 087 – о детской проституции, 564 – о детском секс-туризме, 2 145 – о надругательствах, 6 334 сообщений о побуждении детей к сексуальным контактам, происходившим в интернете [данные исследований 2006 г. Центра по делам пропавших и угнетаемых детей США ( National center for Missing and Exploited Children , USA )]. Одновременно государственная статистика США сообщает о 53%-м уменьшении количества таких преступлений в период 1992–2006 гг. Большинство «опасных» знакомств происходит не в интернете, а в офлайне, многие дети подвергаются сексуальному насилию в своих собственных семьях, в среде знакомых и друзей36.

Это не значит, что рисков в интернете не существует вовсе. Невозможно оспаривать тот факт, что Интернет действительно увеличивает возможности доступа (случайного или намеренного) детей к нежелательному или «опасному» контенту. Но чтобы представления о сетевых угрозах были адекватными, предлагается смотреть на ситуацию критически и ставить в исследованиях следующие вопросы37:

  1. С какими именно угрозами и рисками сталкивается подрастающее поколение, попадая в сетевое пространство?
  2. Где и когда дети подвергаются наибольшему риску?
  3. Какая именно группа детей подвергается этим угрозам, что делает этих детей более подверженными рискам, чем других?
  4. Как взаимосвязаны между собой различные угрозы?

Другая проблема связана с некорректной интерпретацией результатов исследований. Это стало очевидным при освещении исследования американского Центра по борьбе с преступлениями против детей ( Crimes Against Children ’ s Research Center , USA ), изучавшего преследования в Сети в 2006 г.38 Согласно его данным каждый пятый или каждый седьмой ребенок подвергается сексуальным преследованиям в интернете. Вне контекста эти данные можно понять таким образом, будто в Глобальной сети имеют место массовые проявления сексуальной агрессии взрослых в отношении несовершеннолетних детей. При этом упускается из виду важный факт – 90–94% таких проявлений, включая оскорбления и агрессивные нападки, исходит от сверстников. Оскорбления и домогательства между преследователем и жертвой часто взаимны. Большинство так называемых сетевых домогательств (69%) не приводят к контакту в «реале». Невнимание к этим данным порождает мифы, мешающие обществу предотвращать реальные проблемы, с которыми сталкиваются юные пользователи интернета.

Не вполне корректно утверждать, что знакомства в интернете всегда потенциально опасны. Хотя именно это общение бывает предлогом к сексуальному насилию, особенно в отношении тех подростков, которые участвуют в обсуждении секса в онлайне. Но часто интернет-знакомства безобидны, становятся началом дружбы и общения среди сверстников. Для детей с проблемами в социализации сетевые знакомства могут иметь большое значение и по мочь в формировании самоидентификации и эмоциональном развитии.

Публикация личной информации часто называется фактором риска, хотя в реальности действительно важную информацию о себе (например, реальный адрес или номер мобильного телефона) подростки публикуют достаточно редко. (Согласно американским исследованиям это делают в Сети от 5 до 11% несовершеннолетних39.) Исследователи Wolak, Finkelhor, Mitchell, Ybara, на данные которых мы ссылались выше, сходятся во мнении, что угрозы связаны не столько с фактом публикации личных данных, сколько со «стилистикой» поведения в интернете. Подростки, которым присуще рискованное поведение – общение с незнакомыми, просмотр порнографии, проявления агрессии, оскорбления других пользователей, – подвергают себя реальным угрозам.

Степень рисков и угроз зависит также от сетевой «среды обитания». В социальных сетях тинейджеры чаще всего общаются с друзьями и сверстниками, нежели с абсолютно незнакомыми людьми. В онлайн-играх общение с незнакомцами возможно и вполне естественно. Для подростков, склонных к рискованному поведению, характерно посещать эротические сервисы, чаты и форумы. Таких пользователей вообще отличает высокая сетевая активность – участие во всех видах социальных медиа (социальные сети, чаты, электронная почта, блоги). Риски во время пребывания в социальных сетях по сравнению с другими сервисами исследователи Lenhart и Madden признают относительно низкими40.

 

Интернет стал неотъемлемой составляющей жизни многих подростков по всему миру. Глобальная сеть – это позитивное и мощное пространство для социализации, образования, участия в общественной жизни. Но кроме положительных аспектов развитие интернета обозначило и новые угрозы безопасности юных пользователей: риск сексуальных домогательств, сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к «опасному» и противозаконному контенту.

В результате обзора проводившихся исследований в этой сфере стало очевидно, что риски, которым подвергаются несовершеннолетние в Сети, сложны и многочисленны, но они принципиально не отличаются от тех, с которыми подростки сталкиваются в реальной жизни. В процессе взросления подростки сами становятся инициаторами рискованного поведения в интернете и носителями угроз.

 

Результаты исследований свидетельствуют41:

  • Сексуальные преследования несовершеннолетних взрослыми в Сети или в реальной жизни остаются важнейшей проблемой. Сексуальное преследование в любых его формах – вопиющее преступление. Однако чаще всего жертвы – старшие подростки – после знакомства в интернете добровольно идут на встречу в офлайне с более взрослыми людьми, зная, что целью этих встреч является сексуальная близость. Часто преследователями несовершеннолетних являются сверстники либо те, кто незначительно старше их по возрасту.
  • Оскорбления и проявления агрессии в Сети являются наиболее важной проблемой как в онлайне, так и в реальной жизни и особенно характерны для сетевого общения подростков и их сверстников.
  • Интернет облегчает доступ к «опасному», проблематичному, незаконному контенту. Непроизвольный просмотр порнографии в интернете возможен, но часто эти материалы смотрят те, кто действительно их ищет, и это более характерно для юношей, чем для девушек. Реальные опасения должны быть связаны с детской порнографией , видеофильмами со сценами проявления насилия и жестокости, и другим «опасным» контентом, в том числе произведенным самими подростками.
  • Риски, с которыми юные пользователи сталкиваются в социальных сетях, – прежде всего те, которым они сами подвергают себя. Эти ресурсы используются для поддержания «реальных» социальных отношений подростков и детей. Риски во многом предопределяются психологическими особенностями пользователей. Домогательства и непроизвольный просмотр нежелательного контента, по данным американских исследований42, не так распространены в социальных сетях, как оскорбления, агрессивные нападки, столкновения между несовершеннолетними. Логично предположить, что в России есть своя специфика распространенности угроз в социальных сетях.
  • Проблемы с безопасностью в Сети возникают прежде всего у тех несовершеннолетних, для кого свойственны формы рискованного поведения. Психологический портрет и семейные отношения, в которые включен подросток, больше сообщат о подверженности данного подростка риску, чем информация о том, какие новые медиа, интернет-технологии он использует.

Большинство технологий скорее помогают решить частные вопросы, нежели общую проблему безопасности несовершеннолетних в Сети. Эта сфера – благодатное поле для инноваций. Защита несовершеннолетних в Сети осознается в интернет-сообществе как нечто несомненно более значимое, чем любые экономические выгоды. Ведущие социальные сервисы предпринимают попытки обеспечить безопасность несовершеннолетних с помощью новых технологий. Но проблема имеет сложный характер и вряд ли может быть решена только на этом уровне. Потребуется целый комплекс мер – создание образовательного компонента в школьной программе, социальных служб, общественных объединений; участие родителей, правоохранительных органов, владельцев соцсетей, провайдеров. Их сотрудничество должно быть построено на взаимном доверии, активном обмене информацией, идеями.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что для предупреждения рисков и повышения психологической безопасности подростков в онлайн-среде необходимы следующие шаги:

  • гласность, широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности подростков в СМИ и на государственном уровне;
  • объединение усилий всех членов интернет-сообщества, как создателей сервисов и разработчиков программных продуктов, так и простых пользователей;
  • разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для школьников;
  • продолжение научных исследований по проблеме.

 


  1. Palfrey John, Gasser Urs. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. N.Y. , 2008. P. 4.
  2. Palfry Jonh. Enhancing child safety and on-line technologies // Berkman center Internet&Society 2010 // http://cyber.law.harward.edu/research/isttf.
  3. Официальный сайт Фонда Childnet International // http://www.childnet-int.org
  4. Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Особенности российских школьников как пользователей Интернета. Межрегиональное исследование «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков России. 2009». Официальный сайт Фонда развития Интернет // http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/01/#image13
  5. Официальный сайт Фонда развития Интернет // http://www.fid.su/?newsid=1292600760
  6. Boyd Danah, Elisson, N.B. «Social network Sites: Definition, History and Scholarship» // Journal of Computer-mediated Communication 13 (1), 2007 // http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html
  7. Victirua Rideout. Parents, Children & Media. Kaiser Family Foundation survey // http://www.kff.org/entmedia/7638.cfm
  8. Результаты межрегионального исследования 2009 г. «Восприятие Интернета детьми и подростками России». Официальный сайт Фонда развития Интернет // http://www.fid.su
  9. Palfry Jonh. Op. cit. P . 19.
  10. Результаты межрегионального исследования 2009 г. «Восприятие Интернета детьми и подростками России».
  11. Ybarra, Michele and Kimberly J. Mitchell. Prevalence and Frequency of Internet Harrasment Instigation: Implications for Adoscent Health // Journal of Adolescent Health 41. 2007. P. 189.
  12. McQuade, Samuel. Survey of Internet and online Behaviours: Undertaken by School Districts Monroe County New York. The Cyber Safety and Ethics Initiative // http://www.rrcsei.org
  13. Aganston Patricia. Students’ Perspective on Cyber Bulling // Journal of Adolescent Health 41. 2007. P. 59 - 60.
  14. Ybarra, Michele and Kimberly J. Mitchell. Online aggressor/targets, comparison youth characteristics // Journal of child Psychology and Psychiatry 45 (7). 2004. P .   1308–1316.
  15. Малофеев К. Угроза в сети – опасный контент» // Ведомости. Приложение «Форум » . 23.06.2010 // http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/06/23/239108#ixzz17k11eULo
  16. Ybarra Michele and Kimberly J. Mitchell. Prevalence and Frequency of Internet Harrasment Instigation: Implications for Adoscent Health // Journal of Adolescent Health 41. 2007. P. 190.
  17. McQuade Samuel. Survey of Internet and online Behaviours: Undertaken by School Districts Monroe County New York. 2008 // http://www.rrcsei.org/rit%20cyber%20survey%20final%20report.pdf
  18. Finkelhor David. Online Victimazation: A report on the Nation’s Youth. 2000 // http://www.unh.edu/ccrc/trends/index.html
  19. Wolak Janis. Online Victimizationof Youth. Five years later. National center for Missing and Exploited Children, 2006 // http://www.unh.edu/ccrc/pdf/cv138.pdf
  20. Rosen Larry. Adolescent in Myspace. Identity formation, friendship, sexual predators // http://www.csudh.edu/psych/adolescents%20in%20myspace%20-%20executive%20summary.pdf
  21. Wolak Janis. Online Victimizationof Youth. Five years later. National center for Missing and Exploited Children, 2006 // http://www.unh.edu/ccrc/pdf/cv138.pdf
  22. Wolak Janis. Is talking Online to Unknown is always risky? // Cyberpsuchology& Behaviour 11(3) 2008. P. 340.
  23. Ibid.
  24. Ybarra Michele and Kimberly J. Mitchell. Op. cit. P. 193.
  25. Boyd Danah. Op. cit.
  26. McQuade Samuel. Op. cit.
  27. Wolak Janis. Op. cit.
  28. Aganston Patricia . Op . cit .
  29. Исследование Фонда развития Интернет «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков мегаполиса.  2008–2009» / / http://www.fid.su/projects/research/megapolis/
  30. Palfry Jonh. Enhancing child safety and on-line technologies // http://cyber.law.harward.edu/research/isttf
  31. Wolak Janis. Is talking Online to Unknown is always risky?
  32. Исследование Фонда развития Интернет « Дети России Онлайн» // http://www.fid.su
  33. Ybarra Michele and Kimberly J. Mitchell. Op . cit . P . 195.
  34. Исследование Фонда развития Интернет «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков мегаполиса 2008-2009».
  35. Palfry Jonh. Enhancing child safety and on-line technologies // http://cyber.law.harward.edu/research/isttf
  36. Snyder Howard, Sickmund Melissa. Juvenile Offenders and Victims: National report. 2006 // http://ojjdp.ncjrs.gov/ojstatbb/nr2006/index.html
  37. Palfry Jonh. Enhancing child safety and on-line technologies // http://cyber.law.harward.edu/research/isttf
  38. Wolak Janis, Kimberly J. Mitchell, Finkelhor David. Online victimization of Youth: Five Years later. National center for Missing and Exploited Children, 2006 // http://www. unh.edu/ccrc/pdf/CV138/pdf
  39. Lenhart Amanda, Madden Mary. Teens, privacy& online Social Networks. Pew Internet and American Life Project. 2007 // http:// www.pewinternet.org/PDF/r/211/report_display.asp
  40. Там же .
  41. Palfry Jonh. Enhancing child safety and on-line technologies // http://cyber.law.harward.edu/research/isttf
  42. Там же .