Print and Online Versions of the Newspaper The Times of India as the Most Successful Example of Using Potential of Convergence on Indian Mediamarket
Филатова Ирина Михайловна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, filatova_irina85@mail.ru
Irina M. Filatova
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, filatova_irina85@mail.ru
Аннотация
Появление в Индии коммерческого интернета в середине 1990-х гг. ознаменовало переход национального медиарынка к новой реальности: дальнейшее развитие средств массовой информации стало возможным только с выходом в интернет-пространство. В условиях развития новых технологий и растущего числа новостных онлайновых ресурсов конвергенция печатной и онлайновой версий стала наиболее эффективным способом для индийских газет сохранить конкурентоспособность и адаптироваться к меняющимся потребностям читательской аудитории. Опыт газеты «Таймс оф Индиа» (The Times of India) представляется наиболее интересным, поскольку успешное использование возможностей конвергенции позволило ей существенно укрепить позиции на национальном и глобальном медиарынке.
Ключевые слова: печатная версия, онлайновая версия, конвергенция, «Таймс оф Индиа», ИКТ.
Abstracts
The Indian mass media market faced a new reality, as commercial Internet appeared in the country in the middle of 1990-s. Future development of the national mass media was impossible without going online. As the new technologies are developing and the number of news web sites is growing, convergence of the print and online versions has proved to be the most effective way for the Indian newspapers to stay competitive and cater to the changing readers’ needs. Experience of The Times of India is most interesting, because using the convergence opportunities successfully resulted in the newspaper having strengthened its position in the national and global mass media maket.
Key words: print version, online version, convergence, The Times of India, ICT.
Появление коммерческого интернета в Индии в середине 1990-х гг. обострило конкуренцию на медиарынке страны, породив горячие дискуссии в журналистском сообществе о будущем индийских газет. Запуск первых интернет-сайтов ознаменовал переход индийского медиарынка к новой реальности: дальнейшее развитие средств массовой информации было возможно только при условии интеграции в интернет-пространство, которое в настоящее время развивается быстрыми темпами. Количество онлайновых ресурсов в индийском сегменте интернета выросло со 150 тыс. в 2002 г. до 2 млн в 2008 г.1 Количество интернет-пользователей увеличивается каждый месяц и в настоящее время превышает 81 млн человек2. При этом рынок интернет-услуг в Индии обладает огромным потенциалом, поскольку количество пользователей составляет очень незначительную долю населения страны.
Рост количества новостных сайтов стал серьезным испытанием для индийских газет, которые проигрывают онлайновым СМИ в оперативности подачи информации. Кроме того, в отличие от печатных версий газет, которые ограничены количеством полос, интернет вмещает огромные объемы информации. В то же время проблема платы за контент играет немаловажную роль в формировании предпочтений читательской аудитории. Читатели все чаще предпочитают бесплатный онлайновый контент газетам, за печатные копии которых необходимо платить. В Индии, как и в большинстве развитых стран, эти проблемы находятся в центре внимания газетных издателей, которые ищут способы выживания газет в конкурентной борьбе с онлайновыми СМИ.
Конечно, в Индии пока не наблюдается массового сокращения читательской аудитории газет в результате роста количества онлайновых ресурсов. Однако представители журналистского сообщества не исключают такого сценария развития событий в будущем. Более того, они ожидают, что газеты будут испытывать более серьезное давление со стороны новых СМИ по мере развития в стране беспроводных технологий, таких как 3G, и роста числа интернет-подключений.
В этих условиях крупнейшие общенациональные газеты становятся все более активными игроками на рынке ИКТ, используя возможности интернета и мобильной телефонии для адаптации к новым условиям рынка и меняющимся потребностям аудитории. Важным шагом в этом направлении стал запуск собственных онлайновых версий, которые за время своего существования заметно эволюционировали. Онлайновые версии многих индийских газет, которые поначалу представляли собой лишь базовые копии печатных версий, являются сегодня самостоятельными ресурсами, многие из которых успешно конкурируют с новостными веб-сайтами.
В 1996 г. газета «Хинду» (The Hindu) первой запустила онлайновую версию hindu.com, адрес которой был впоследствии изменен на thehindu.com. Три года спустя в интернет-пространство вышли газеты «Экономик Таймс» (The Economic Times) и «Таймс оф Индиа» (The Times of India). В настоящее время собственные онлайновые версии имеют все крупные газеты в Индии – как англоязычные, так и выходящие на национальных языках. При этом наполнение онлайновых версий большинства крупных газет в Индии намного шире, чем содержание печатных версий, поскольку роль онлайновых версий газет давно вышла за пределы информирования читателей о последних событиях в стране и мире.
Большинство крупных изданий в Индии используют онлайновые версии как эффективный инструмент маркетинга, который играет неотъемлемую роль в продвижении бренда газеты на рынке. В связи с этим газеты уделяют большое внимание параллельному развитию своих онлайновых и печатных версий. Онлайновая и печатная версии большинства крупных изданий дополняют друг друга, что делает газеты более универсальным источником информации и дает возможность расширять аудиторию одновременно в сегментах печатных и онлайновых СМИ. Конвергенция печатной и онлайновой версий, подразумевающая не только копирование газетных материалов на веб-сайт, но и постоянное обновление информации, а также доступ к другим информационным носителям, включая фото и видео, стала залогом успеха индийской прессы.
Особый интерес на сегодняшний день представляет опыт газеты «Таймс оф Индиа», которая наиболее эффективно использует возможности конвергенции. «Таймс оф Индиа» запустила собственную онлайновую версию timesofindia.com в 1999 г. За более чем десять лет сайт timesofindia.com – детище известного журналиста и блогера Раджеша Калра – прошел сложный путь от копии печатной версии газеты до качественного интерактивного ресурса, обеспечивающего непрерывный поток информации и успешно конкурирующего с новостными онлайновыми СМИ.
Конечно, сам по себе бренд «Таймс оф Индиа» отчасти предопределил успех сайта timesofindia.com, который стоит в одном ряду с онлайновыми версиями крупнейших мировых изданий. «Таймс оф Индиа» является одной из старейших качественных газет в Индии. Она была основана 3 ноября 1838 г. в Бомбее под названием «Бомбей Таймс энд Джоурнал оф Коммерс» (Bombay Times and Journal of Commerce). Поначалу газета издавалась дважды в неделю и печатала новости из Европы, Америки и стран Южной Азии. При этом издание морским путем доставлялось в Европу.
С 1850 г. газета начала выходить ежедневно, а в 1861 г. ее основатель и первый редактор Роберт Найт купил две небольшие газеты, выходившие в Бомбее, – «Бомбей Стэндэрд» (Bombay Standard) и «Телеграф» (Telegraph) – и присоединил их к «Бомбей Таймс», которая изменила название на «Таймс оф Индиа». В эти годы газета находится под полным контролем британского правительства и попадает в руки индийских владельцев только в 1950 г., через два с половиной года после обретения Индией независимости. Газету приобрела семья промышленных магнатов Далмиа, а впоследствии издание перешло к семье Джайн, которая в настоящее время владеет крупнейшим в стране медиаконгломератом «Беннетт, Коулман энд Ко» (Bennett, Coleman and Co.)3, издающим «Таймс оф Индиа».
Сегодняшний успех «Таймс оф Индиа» во многом обусловлен тем, что ее владельцы впервые на индийском газетном рынке взглянули на газету как на любой другой товар широкого потребления, применив в издательском деле маркетинговые стратегии, которые прекрасно работали на рынке товаров массового потребления. Неудивительно, что именно при ее теперешних владельцах «Таймс оф Индиа» достигла наибольшего расцвета и стала одним из крупнейших изданий в мире.
«Таймс оф Индиа» – ежедневная общенациональная газета, которая издается в шестнадцати крупнейших городах страны, включая Дели, Джайпур, Ахмедабад, Лакнау, Калькутту, Нагпур, Мумбаи, Пуну, Хайдеребад, Бангалор, Мисор, Мангалор, Сурат, Канпур, Ченнаи, Патну, а также в штате Гоа. В наиболее крупных городах, таких как Дели и Мумбаи, где проживает наиболее обширная читательская аудитория «Таймс оф Индиа»4, область распространения газеты разделена на зоны. Например, в Дели также печатаются издания для Гургаона, западного пригорода индийской столицы, и Ноиды, ее восточного пригорода. Аналогичным образом на зоны распространения разделен Мумбаи. Такая система распространения учитывает как информационные потребности аудитории, так и интересы мелких рекламодателей, которые работают только в определенных районах города.
Особенности распространения во многом определяют специфику конкуренции «Таймс оф Индиа» с другими изданиями. Основные конкуренты газеты различны в зависимости от рынка распространения. Так, в Мумбаи «Таймс оф Индиа» прочно удерживает лидирующую позицию на рынке, оставив далеко позади конкурентов – «Хиндустан Таймс» (Hindustan Times) и «Ди-эн-эй» (DNA). В Дели основным конкурентом издания является «Хиндустан Таймс», а в Ченнаи, где «Таймс оф Индиа» начала выходить только в 2008 г., она занимает второе место после «Хинду», которая долгое время была единственным крупным игроком на местном газетном рынке.
В целом «Таймс оф Индиа» с тиражом более 3,5 млн экземпляров остается бесспорным лидером на национальном газетном рынке и одной из наиболее читаемых газет в мире. Ее ежедневная читательская аудитория составляет более 7 млн человек, при этом более 13 млн человек читают газету хотя бы раз в неделю. Целевая аудитория издания – молодые и финансово обеспеченные представители индийского общества. Около 70% аудитории издания составляют читатели в возрасте от 20 до 49 лет, и около 74% читателей «Таймс оф Индиа» принадлежат к высшему социально-экономическому классу общества и являются сотрудниками частных компаний и госслужащими5.
Структура и содержание газеты соответствуют основным параметрам качественного издания и ориентированы на удовлетворение информационных потребностей взыскательной читательской аудитории. «Таймс оф Индиа» освещает крупнейшие политические, экономические и социальные события национального и международного масштаба. Объем газеты без приложений составляет 32 страницы. Как любое качественное издание, «Таймс оф Индиа» делает ставку, прежде всего, на новости и аналитику, которым отведена большая часть газеты. На первой полосе размещаются главные новости, имеющие значение для всей страны. Следующие девять страниц издания выходят под общей рубрикой «Таймс Город» (Times City) и посвящены новостям города, в котором распространяется газета. На этих страницах выходят новости различной тематики, включая политику, социальные вопросы, криминальные новости, экономические новости. Эти страницы различаются в зависимости от территории распространения газеты, тогда как остальная часть издания – общая для всех выпусков «Таймс оф Индиа».
Следующие несколько полос – как правило, от семи до восьми – занимают новости, имеющие общенациональное значение и выходящие под рубрикой «Таймс Нация» (Times Nation). Далее следуют полоса мнений и комментариев и полоса «Таймс Тенденции» (Times Trends), посвященная мировым тенденциям в различных сферах – от медицины и диетологии до новых технологий. Следующие две полосы газеты отведены международным новостям. Завершают газету полосы с деловыми новостями и новостями спорта.
«Таймс оф Индиа» выходит семь дней в неделю, причем воскресный выпуск – «Сандэй Тамс» (Sunday Times) – несколько отличается по содержанию от выпусков, которые выходят в рабочие дни, и включает дополнительную развлекательную секцию с обзором книг, культурных событий, кроссвордами, гороскопом. В воскресном выпуске также отсутствует полоса мнений и комментариев.
Стиль «Таймс оф Индиа» рассчитан на образованную аудиторию, хорошо владеющую английским языком. В текстах газеты используется большое количество синтаксических конструкций с деепричастными и причастными оборотами, герундием, которые непросто понять читателю, знающему лишь базовую грамматику.
Навигация на полосах издания также не предназначена для массовой аудитории. На первой полосе нет крупных фотографий, на других страницах фотографии также довольно мелкие и носят скорее сопроводительный характер по отношению к тексту. При этом в газете большое количество текста – понятно, что издание рассчитано скорее на внимательное чтение, чем на беглый просмотр.
Между тем реклама занимает значительную часть газеты, поскольку 90% выручки издание получает именно от размещения рекламных объявлений.
«Таймс оф Индиа» выходит с приложениями, издание которых позволяет существенно расширить как возрастной, так и социальный состав аудитории газеты. Приложения значительно увеличивают объем газеты и в дни национальных праздников могут превосходить по количеству полос основной выпуск.
«Таймс оф Индиа» выходит с двумя основными видами приложений. Ежедневные приложения, такие как «Дели Таймс» (Delhi Times), «Бомбей Таймс» (Bombay Times), «Банголор Таймс» (Bangalore Times), «Ахмедабад Таймс» (Ahmedabad Times), ориентированы на аудиторию города, в котором выходит основной выпуск газеты. В каждом из городов, где распространяется «Таймс оф Индиа», выходит свое приложение, отличающееся по содержанию от других аналогичных приложений. Такие приложения носят развлекательный характер и освещают светские новости и события из жизни индийских знаменитостей. В них публикуются кроссворды и киноафиша, а также большое количество рекламы. Газета также имеет пять еженедельных тематических приложений, освещающих тенденции на рынке образовательных услуг, новости рынка недвижимости и рынка труда, вопросы здорового образа жизни.
Так же как и основной выпуск «Таймс оф Индиа», в крупных городах приложения распространяются по зонам. Территория Дели, например, разделена на одиннадцать зон распространения. Кроме того, «Таймс оф Индиа» имеет локальные приложения, которые распространяются исключительно в определенной части горда. Так, приложение «Мои Времена» (My Times) предназначено только для западной части Мумбаи.
Несмотря на то что «Таймс оф Индиа» прочно удерживает лидирующую позицию на газетном рынке Индии, с развитием услуг доступа в интернет и появлением большого количества новостных онлайновых ресурсов издание столкнулось с проблемами, которые в настоящее время испытывают крупнейшие газеты по всему миру. Это прежде всего необходимость оперативного освещения событий в режиме реального времени, а также удержание молодой читательской аудитории издания, которая постепенно переключает внимание на онлайновые ресурсы, предпочитая узнавать новости в интернете.
Важнейшая роль в решении этих проблем, конечно, принадлежит онлайновой версии газеты, которая с момента основания неоднократно видоизменялась в соответствии с требованиями рынка. В то же время тесная взаимосвязь печатной и онлайновой версий «Таймс оф Индиа» значительно упрочила позиции издания не только на национальном, но и на мировом рынке, позволив существенно расширить читательскую аудиторию.
Сайт timesofindia.com поначалу представлял собой точную копию печатного издания «Таймс оф Индиа» и обновлялся только раз в сутки. Понятно, что в условиях слабого развития интернета в стране ни о какой работе в режиме реального времени тогда речь не шла. В 2003 г. группа «Таймс» (The Times Group) предпринимает первые попытки перевести сайт timesofindia.com в режим реального времени, которые на тот момент остаются безуспешными в связи с недостаточным количеством информации ночью. В 2006 г. эти попытки возобновляются, и информация на сайте обновляется с 8:00 утра до 10:30 вечера. В ночное время новости на сайт добавляются только по особым поводам, например, если важное событие происходит за рубежом и из-за разницы во времени попадает в газету слишком поздно. В таких случаях зарубежные корреспонденты «Таймс оф Индиа» отправляли статьи ночным редакторам онлайновой редакции, которые, в свою очередь, следили за новостями по телевизору. Кроме того, зарубежные корреспонденты в течение ночи дополняли статью, помещенную на сайт.
Однако со временем становится понятно, что такая схема недостаточно эффективна, поскольку большое количество новостей все же не попадало на сайт. В результате в конце 2007 г. timesofindia.com начинает работать полностью в режиме реального времени, обеспечивая постоянный поток обновляющейся информации.
На сегодняшний день основными конкурентами сайта timesofindia.com являются онлайновые версии газет «Хинду», «Хиндустан Таймс» и «Индиан Экспресс» (The Indian Express), а также сайты крупнейших индийских телеканалов «Эн-ди-ти-ви» (NDTV) и «Ай-ди-эн» (IDN). Для того чтобы непрерывно обновлять информацию на timesofindia.com, обеспечивая работу сайта в режиме реального времени и поддерживая его конкурентоспособность, журналисты печатной редакции работают в тесном сотрудничестве с онлайновой редакцией, отправляя новости для веб-сайта сразу после того, как о них становится известно. При этом журналисты, работающие в печатной версии издания, в течение дня должны обновлять размещенные на сайте статьи, которые впоследствии появятся в газете. Зарубежные корреспонденты так же оперативно отправляют информацию в главный офис «Таймс оф Индиа» в Дели и дополняют новость деталями по мере их появления. В среднем штатные корреспонденты «Таймс оф Индиа» ежедневно отправляют в онлайновую редакцию до 500 новостных материалов, которые появляются на сайте timesofindia.com значительно раньше, чем в печатной версии газеты, которая выходит только на следующее утро.
Для обновления сайта timesofindia.com в ночное время редакторы используют сообщения информационных агентств и телевизионные новости. Кроме того, журналисты онлайновой редакции нередко сами пишут небольшие заметки для веб-сайта. «Мы обеспечиваем постоянный поток новостей для веб-сайта от корреспондентов печатной редакции… Это делает продукт актуальным двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, а не только по утрам», – говорит Сунит Джохар, заместитель вице-президента подразделения группы «Таймс» по развитию бренда. «Поэтому мы не беспокоимся о том, какую версию газеты читает наша аудитория, – печатную или онлайновую»6.
Между тем содержание сайта timesofindia.com намного шире, чем содержание печатной версии газеты. Неограниченный объем онлайнового ресурса позволяет размещать значительно больше материалов, чем в самой газете. Например, в то время как газета печатает только новости, относящиеся к городу, в котором она выходит, и его окрестностям, на сайте timesofindia.com размещаются новости из более чем 30 городов страны.
На сайте размещаются все материалы печатной версии издания, однако содержание timesofindia.com не ограничено постоянными рубриками газеты и включает дополнительные разделы, не представленные в печатной версии. Набор разделов timesofindia.com выглядит следующим образом:
Онлайновая версия «Таймс оф Индиа» – самостоятельный ресурс, сочетающий преимущества фото, видео и печатного текста. Его главные отличия от газеты – это возможность рассказывать о событии в развитии, дополняя материал новыми деталями по мере их появления, а также большая наглядность благодаря возможности размещения большого количества фотографий и видеосюжетов. В результате каждая новостная статья, размещенная на timesofindia.com, – это комплексный материал, представляющий всестороннее освещение события, поскольку печатный текст, как правило, сопровождается видеосюжетом и галереей фотографий.
Высокая степень интеграции всех возможных источников информации – одна из важнейших особенностей сайта timesofindia.com, который объединяет не только преимущества интернета и печатной прессы, но и телевидения. Перейдя в специальный раздел сайта, пользователь попадает на страницу круглосуточного новостного телеканала «Таймс Нау» (Times Now), который вещает в режиме реального времени.
Несмотря на большой объем размещенной информации и большое количество рубрик, интерфейс timesofindia.com довольно простой, что позволяет читателям легко найти интересующие их материалы. На главной странице сайта размещаются важнейшие новости дня, расположение которых зависит от актуальности и времени последнего обновления: самые актуальные новости размещаются в верхней части страницы. Здесь также размещаются новостные видеосюжеты, посвященные основным событиям дня, и ссылки на фотогалереи. В рубрике «Последние новости» (Latest News) можно найти регулярно обновляющиеся сообщения мировых информационных агентств. На главной странице сайта также помещены рейтинги наиболее читаемых публикаций, материалов, получивших наибольшее количество комментариев, а также публикаций, которыми читатели чаще всего делились в социальных сетях.
Во многих разделах сайта материалы сгруппированы в тематические подразделы, что позволяет читателям быстрее найти интересующую их информацию. Для удобства читателей все публикации, посвященные наиболее значимым событиям мирового или национального масштаба, сгруппированы по темам и объединены в отдельном разделе «По случаю» (Specials). Кроме того, в отдельном разделе – «Заголовки» (Headlines) – можно найти интересующую публикацию по заголовку. Все опубликованные на сайте фотографии и видеосюжеты также собраны в отдельных разделах – «Фото» и «Видео».
Особый интерес представляет раздел «Горячие новости в сети» (Hot on the Web), переходя в который, пользователи попадают на ресурс hotlix.com. Контент этого сайта генерируют сами пользователи, размещая интересные, с их точки зрения, ссылки на публикации, видео- и фотоматериалы на различные темы, включая новости, спорт, образ жизни и развлечения.
Помимо информирования читателей онлайновая версия «Таймс оф Индиа» также выполняет коммуникативную функцию, которая особенно важна в свете нарастающих опасений представителей мирового журналистского сообщества по поводу утраты связи между журналистами и читателями. Так, ветеран английской журналистики Р. Гринслэйд считает, что проблема современных журналистов заключается в отсутствии взаимодействия с читателями. В своем блоге на сайте газеты «Гардиан» (Guardian) Р. Гринслэйд пишет, что все члены блогосферы, обсуждая интересующие их вопросы, «поглощены друг другом, как никогда ранее», в то время как журналисты часто пренебрегают беседой с читателем и играют роль не собеседников, а «лекторов»7. Опасения, что «многие… редакторы и корреспонденты не поддерживают связь с читателями», высказывал несколько лет назад и Р. Мердок8.
Сайт timesofindia.com является важным каналом взаимодействия журналистов издания с аудиторией, предоставляя читателям ряд возможностей высказать свое мнение о наиболее актуальных проблемах, волнующих не только жителей Индии, но и мировое сообщество. Одна из наиболее популярных функций – это обсуждение размещенных на сайте публикаций.
Нужно сказать, что пользователи сайта очень активно вступают в интерактивную дискуссию и количество комментариев к наиболее злободневным материалам часто превышает несколько сотен в день. Пользователи также активно делятся ссылками на публикации на своих аккаунтах в социальной сети «Фейсбук» (Facebook) и размещают их в собственном микроблоге «Твиттер» (Twitter).
Наиболее интересные комментарии к газетным материалам регулярно публикуются в печатной версии «Таймс оф Индиа» в рубрике «Мои времена, мой голос» (My Times, My Voice). Читатели также могут отправить комментарии по электронной почте, в смс-сообщении или обычной почтой в редакцию газеты.
Пожалуй, наиболее оживленные дискуссии на сайте разворачиваются в разделе «Блоги»: пользователи активно комментируют размещенные посты известных журналистов группы «Таймс», политиков и общественных деятелей. Ведение собственного блога на timesofindia.com возможно только по приглашению группы «Таймс». Основным критерием отбора блогеров является актуальность выбранной ими темы и то, насколько эта тема будет интересна читателям. Рубрика «Блоги» имеет несколько тематических разделов: «Спорт», «Индия», «Политика», «Мир», «Город», «Жизнь», «Развлечения», «Окружающая среда», «Наука», «Технологии», «Бизнес» и «Авто».
Рост интереса читателей издания к блогам – один из наиболее очевидных результатов развития услуги доступа в интернет в Индии. «Налицо признаки изменения потребительского поведения. Люди следят за тем, что происходит в блогосфере», – говорит Раджеш Калра, возглавляющий подразделение группы «Таймс», занимающееся онлайновыми проектами9. «Пять лет назад никто не читал бы то, что я пишу, а сегодня мой блог цитируют крупнейшие мировые издания», – говорит Р. Калра, который ведет блог «Случайный доступ» (Random Access), охватывающий широкий спектр тем, включая тенденции рынка телекоммуникаций, спорт, актуальные проблемы современного общества.
Важную роль в процессе взаимодействия с аудиторией играют разделы «Выскажись» (Speak Out) и «Опросы» (Polls), где читателям предлагается высказать свое мнение об актуальных для Индии проблемах. Читателям, в частности, предлагается ответить «да» или «нет» на сформулированный редакторами вопрос и объяснить свой выбор в небольшом комментарии.
Благодаря конвергенции печатной и онлайновой версии «Таймс оф Индиа», изданию удалось привлечь огромное количество читателей по всей Индии для участия в интерактивных кампаниях, которые пользуются большой популярностью. За последние четыре года группа «Таймс» запустила несколько таких кампаний, подразумевающих тесное взаимодействие с читательской аудиторией. Большой популярностью пользовался конкурс «День в жизни Индии» (A Day in the Life of India), который группа «Таймс» проводила с 1 февраля по 15 марта 2011 г. В рамках конкурса читателям было предложено снять фото- или видеосюжет, нарисовать карикатуру или прислать анекдот или шутку, которые отражают их взгляд на Индию со всеми ее противоречиями и особенностями. Участники размещали свои работы в соответствующих разделах специально созданного веб-сайта day.in, а наиболее интересные из этих работ еженедельно публиковались в печатной версии «Таймс оф Индиа». При этом кампания широко освещалась и на сайте timesofindia.com. Количество участников конкурса составило несколько тысяч человек.
Важным средством взаимодействия с читателями являются аккаунт «Таймс оф Индиа» в социальной сети «Фейсбук» и собственный микроблог «Твиттер», которые позволяют не просто оперативно информировать читателей о последних событиях в мире, но и максимально индивидуализировать сам процесс доставки новостного контента, поскольку каждый подписчик аккаунта «Таймс оф Индиа» в «Фейсбук» получает оповещения о последних новостях на собственной страничке. Количество подписчиков «Таймс оф Индиа» в «Фейсбук» в настоящее время превысило 850 тыс. человек, а количество подписчиков в «Твиттер» составляет более 65 тыс. человек.
Развитие онлайновой версии способствовало превращению «Таймс оф Индиа» из крупнейшей общенациональной газеты в по-настоящему глобальное СМИ. Изначально сайт timesofindia.com был предназначен главным образом для аудитории, проживавшей за рубежом и не имевшей доступа к печатной версии издания. Однако впоследствии ресурс приобрел постоянных пользователей и в самой Индии.
Cайт timesofindia.com и в настоящее время остается надежным источником новостей из Индии для более чем 20 млн индийцев, проживающих вдали от родины, а также для иностранцев, которые интересуются Индией. Четыре из десяти посетителей сайта timesofindia.com не являются резидентами Индии10. Учитывая растущий интерес к стране по всему миру, сайт позволяет расширять аудиторию издания на зарубежных рынках, ключевыми из которых являются США, Европа, Сингапур, Тайланд, Малайзия и Ближний Восток.
В результате timesofindia.com стал одним из крупнейших онлайновых ресурсов в мире, опередив в мае 2009 г. по количеству просмотров веб-сайты крупнейших англоязычных изданий. По данным маркетингового агентства «Комскор» (ComScore), количество просмотров сайта timesofindia.com в этом месяце составило 159 млн. Для сравнения: количество просмотров онлайновой версии британской газеты «Сан» (The Sun) (thesun.co.uk) за аналогичный период составило 142 млн, газеты «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) (nytimes.com) – 124 млн, а газет «Дэйли Мэйл» (Daily Mail) (dailymail.co.uk) и «Вашингтон Пост» (Washington Post) (washingtonpost.com ) – 73 млн и 61 млн, соответственно11. Совокупная аудитория timesofindia.com по всему миру в марте 2010 г. составила 5,4 млн человек12.
Одна из причин успеха timesofindia.com – широкий набор дополнительных опций, который включает бронирование билетов и гостиниц, онлайн-шопинг, консультацию по аренде квартир, бесплатную отправку SMS-сообщений, поиск работы и матримониальные услуги. Многофункциональность ресурса обеспечивает рост числа просмотров, который также достигается за счет размещения ссылки на timesofindia.com на других веб-сайтах группы «Таймс».
Бесплатный доступ к архиву публикаций в условиях большого количества бесплатного онлайнового контента не менее важный фактор, обеспечивающий большое количество просмотров и позволяющий timesofindia.com успешно конкурировать как с индийскими новостными ресурсами, так и с онлайновыми версиями многих западных изданий, имеющих платный архив. В группе «Таймс» убеждены, что открытый доступ к архиву – единственная возможность сохранить конкурентоспособность сайта, поскольку покупательская способность в Индии остается довольно низкой по сравнению со странами Запада, в то время как конкуренция с другими онлайновыми ресурсами возрастает.
Вместе с тем разработчики продолжают развивать сайт «Таймс оф Индиа», расширяя количество платформ, на которых доступна онлайновая версия газеты. В частности, читатели «Таймс оф Индиа» могут подписаться на услугу «электронная газета». Оформление ежемесячной или годовой подписки обеспечивает доступ к изданиям «Таймс оф Индиа», выходящим в Дели, Мумбаи, Бангалоре, Калькутте, Ченнаи, Хайдерабаде, Пуне, Ахмедабаде, Лакнау и Джайпуре; к изданиям «Экономик Таймс», выходящим в Дели, Мумбаи, Калькутте и Бангалоре, а также к «Мумбаи Миррор» (Mumbai Mirror), «Бангалор Миррор» (Bangalore Mirror), «Ахмедабад Миррор» (Ahmedabad Mirror) и «Пьюн Миррор» (Pune Mirror). «Таймс оф Индиа» также доступна в мобильной версии и в приложениях для «БлэкБерри», «АйФон», смартфонов на платформе «Андроид» и планшетов «АйПэд». Эти приложения можно бесплатно скачать на сайте timesofindia.com.
Наконец, последнее, что необходимо отметить, рассуждая об интеграции печатной и онлайновой версий газеты, – это использование возможностей конвергенции для более эффективной работы с рекламодателями. В этом плане заслуживает внимания идея группы «Таймс» предлагать рекламодателям так называемые мультимедийные пакеты. В частности, рекламодатели смогут самостоятельно выбирать комбинацию платформ для размещения информации. В такой пакет может входить, например, печатная версия «Таймс оф Индиа», выходящая в Дели; печатная версия, выходящая в Мумбаи, и сайт timesofindia.com; возможны также другие сочетания.
Пример «Таймс оф Индиа» доказывает, что конвергенция печатной и онлайновой версий периодического издания – это наиболее эффективный способ сохранения конкурентоспособности в условиях развития новых технологий. Онлайновая и печатная версия «Таймс оф Индиа» удачно дополняют друг друга, что позволяет журналистам не беспокоиться о том, какую версию издания предпочитают читатели.
Таким образом, timesofindia.com является универсальным новостным ресурсом, объединяющим возможности интернета, печатных СМИ и телевидения, что является важным преимуществом по сравнению с онлайновыми версиями конкурирующих СМИ. Интеграция олайновой и печатной версий играет важнейшую роль в развитии и укреплении бренда «Таймс оф Индиа», обеспечивая изданию присутствие во всех ключевых секторах индийского медиарынка и увеличивая разрыв с конкурентами. Цифры говорят сами за себя: количество просмотров сайта timesofindia.com в марте 2010 г. составило 220 млн, тогда как показатели hindustantimes.com и thehindu.com были намного ниже – 24,6 млн просмотров и 4,2 млн просмотров соответственно13.
Онлайновая версия «Таймс оф Индиа» является лучшим доказательством того, что конвергенция – наиболее эффективный способ, который позволит индийским газетам сохранить конкурентоспособность в условиях развития новых технологий.