Languages

You are here

Состояние и перспективы развития системы жанров российских СМИ

Научные исследования: 

The state and development prospects of the genre system in Russian mass media

 

Тертычный Александр Алексеевич
доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, zurfak_periodika@smi.msu.ru

Alexander Tertuchniy
Doctor of philology, Professor at the chair of print media, Faculty of Journalism, Moscow State University, zurfak_periodika@smi.msu.ru

 

Аннотация
В центре внимания статьи находятся проблемы развития жанровой системы российских СМИ. Автор анализирует факторы, влияющие на это развитие. Сравниваются системы жанров в зарубежных и российских СМИ. В статье характеризуется современное состояние жанров в российских СМИ и перспективы их развития.

Ключевые слова: масс-медиа, система жанров, российские СМИ, развитие.

Abstracts
The article deals with the problem of the genre system development in the Russian mass media. The author analyses factors that influence the development of different genre systems. He also makes a comparison between genre systems of foreign and Russian mass media. The article characterizes the current state of the genre system in Russian mass media and its development prospects.

Key words: mass media, genre system, Russian mass media, development.

 

Взаимодействие жанровых систем в сегодняшних СМИ России

То, какой будет картина жанров российских СМИ в недалеком будущем, в значительной мере зависит от исхода взаимодействия, а порой и соперничества в использовании российскими журналистами при отображении действительности двух относительно самостоятельных жанровых структур, присутствующих на страницах прессы России в настоящее время. Первая представляет собой устойчивую развивающуюся совокупность жанров, которые формировались в ходе исторического развития отечественной журналистики (как в дореволюционное время, так и в советский период). Вторая – совокупность жанров, используемых в зарубежных СМИ. Она переносится на российскую почву вместе с другими элементами опыта рыночных отношений, заимствуемого у Запада.

Чем характеризуется отечественная жанровая палитра СМИ?

Достаточно большим числом жанров, традиционно объединяемых в три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

● Предназначенностью разных жанров для отображения разных аспектов действительности и на разной глубине ее постижения.

Возможностью использовать широкую гамму изобразительных средств (понятийных и образных).

Возможностью для автора выразить свое отношение к отображаемой действительности в текстах, относящихся к самым разным жанровым группам.

Сильной литературной «нацеленностью» жанров.

Для жанров, привносимых в российские СМИ извне прежде всего характерно:

Относительно небольшое число жанров (в англо-саксонской группе исследователи насчитывают их восемь: новостная заметка, репортаж, интервью, фиче, ньюс-фиче, портрет, комментарий, аналитическая статья1. Максимальное число жанров (около десяти) существует в испанской журналистике2. Для сравнения: примерно такое же количество жанров, по нашим наблюдениям, насчитывалось в российской журналистике в первой половине XIX века.

Превалирование жанров информационно-аналитической направленности. При этом практически полностью отсутствуют художественно-публицистические жанры.

Ограниченное число жанров, допускающих выражение авторской позиции. Так в англо-американской журналистике требуется изложение фактов с максимально нейтральной интонацией, отсутствием авторского «я» и интерпретации описываемого в тексте события3. Лишь колумнистика, в противовес информационной или развлекательной направленности западной журналистики в целом, «становится чуть ли не единственной (и привилегированной) формой выражения авторской позиции, субъективного анализа, комментария к событию, про которое уже распространились сухие новостные сводки. Отсюда особое значение и особая роль колумниста»4.

Даже самое поверхностное сравнение особенностей жанровых палитр отечественной журналистики и западной показывает, что вторая более проста (что хорошо), но в то же время более примитивна, более шаблонизирована, нежели первая (что плохо).

 

Факторы, опосредующие взаимодействие жанровых систем в российских СМИ

1. Становление рыночных отношений в России.

Известный дрейф ряда СМИ, выходящих в нашей стране, в сторону зарубежного жанрового опыта порой определяется как очередное из сопровождающих историческое развитие России проявление синдрома низкопоклонства перед Западом. На наш взгляд, причина имеет более глубокий, объективный характер. И состоит она в принятии различными российскими СМИ идеологии рынка, основная детерминанта которой – «минимум усилий – максимум выгоды». Как и продукты труда в иных сферах деятельности, в условиях рынка и «материалы культуры [а журналистика включена в эту сферу деятельности. – А.Т.] приобретают форму товара, созданного для продажи и получения прибыли. Ценность такого товара обусловливается не его художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена. По этой причине неотъемлемыми чертами культурного производства становятся стандартизация, массовость, стереотипность»5. Жанровые стандарты журналистики, давно сформированные и отработанные в условиях рыночных отношений на Западе, часто воспринимаются и распространяются в нашей журналистике в качестве передовых. И происходит это не случайно: «страсть к реформаторству не проходит в России уже двадцать лет. Власти постоянно призывают к кардинальным переменам в армии, науке, жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине, образовании, приводя в качестве примера западный опыт»6. К сожалению, часто опыт этот (в том числе и в сфере журналистики) принимается как сама собой разумеющаяся ценность, без должной критической оценки.

 

2. Процесс глобализации и проникновение западных СМИ на информационный рынок России.

Продвижению стандартов и форм зарубежной рыночной журналистики в Россию (в том числе и жанровых) в известной мере способствует происходящий в мире процесс глобализации, который распространяется и на сферу масс-медиа: «в начале XXI века сформировалась медийная система, в которой решающую роль играет бизнес. На базе новых технологий происходит процесс стремительного формирования транснациональных сетей, представляющих собой многоуровневую вертикальную структуру. В сферу интересов медиаконгломератов, созданных по типу вертикальных объединений, попадают все сегменты медиаиндустрии: производство фильмов, телевизионные каналы и сети, газетно-журнальная индустрия, розничная торговля, интернет. Эти медиакомпании осуществляют производство, продвижение и сбыт своей продукции в глобальных масштабах и занимают прочное положение на национальных медиарынках»7.

На современном этапе концентрация СМИ в собственности немногих гигантских медиаконгломератов является одной из основных тенденций развития мирового информационного рынка. Концентрация СМИ затронула и российский медиарынок. «Взяв за образец западную модель рыночной экономики, в России начали образовывать медиахолдинги, включающие различные секторы СМИ. («Газпром-Медиа», «Пронто-Москва», издательские дома «Семь дней», «Трибуна» и т.д.)… следует ожидать образования в России еще более мощных медиаструктур, так как концентрация СМИ останется детерминирующим фактором развития медиасистемы России»8.

Разумеется, что тенденции функционирования глобализируемого информационного рынка предопределяют как содержательную, так и формальную строну сообщений СМИ, в том числе и их жанровую форму, способствуют проникновению на рынок СМИ России западных изданий, несущих шаблоны западной журналистики, давлению их на менталитет российской журналистики.

 

3. Снижение статуса журналистики в российском обществе.

За десятилетия трансформации нашего общества журналистика не усилила, а, скорее, растеряла свои былые достижения. Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным социологических исследований, в настоящее время журналистике доверяют только 17% населения вместо 80% в 1995 г.9 Автор превращается из творца в работника у конвейера и выполняет строго ограниченные стандартные действия.

О том, что такое снижение происходило начиная с первых лет перехода страны к рыночной системе отношений, сказано вполне достаточно. Журналистика потеряла имидж одной из самых престижных профессий, которым обладала в советское время, ее авторитет в аудитории резко упал. Журналист может говорить и писать что угодно, однако серьезно его слова мало кто воспринимает. И даже самые сокрушительные публикации воспринимаются аудиторией скорее как развлекательный момент, нежели как повод для каких-то серьезных размышлений.

Снижение действенности журналистики вызывает и соответствующее отношение самих журналистов к той профессии, которой они служат. Как писал в журнале «Журналист» в июне 2003 г. известный публицист Ю. Щекочихин, бывший тогда и депутатом Госдумы, критические выступления, журналистские расследования, разоблачения все больше превращаются в «стрельбу из пушек в воздух». Эта тенденция в развитии журналистики становится особенно заметной, если соотнести ее результативность с высокой результативностью журналистики советского периода. Данный фактор также способствует движению журналистики в сторону развлекательности, примитивизации, механистического использования соответствующих жанровых форм, выработанных и «обкатанных» за рубежом.

 

4. Снижение профессионализма журналистов.

Снижение профессионализма журналистов наблюдается на протяжении всего постперестроечного периода практически во всех регионах России. Так, к примеру, анализ ситуации в Краснодарском крае показал, что «специального образования не имеют около 70% творческих работников печатных СМИ, до 80% работников электронных средств массовой информации, в полиграфической отрасли этот показатель достигает 89%»10.

В Тамбове и Тамбовской области «были опрошены руководители 15 редакций основных СМИ. Они отмечают недостаток корреспондентов и специалистов по распространению изданий»11. Низкие зарплаты, особенно в районках, не стимулируют приток квалифицированных кадров в СМИ, поэтому выпускников профильных вузов в опрошенных редакциях только 26,6% . Подобная ситуация существует и в большинстве других регионов России. Все это отрицательно сказывается на качестве и характере публикаций.

Недостаток профессиональных кадров приводит к тому, что «даже некоторые богатые компании имеют весьма посредственные издания, напоминающие боевые листки или старую советскую многотиражную прессу»12. Число профессионалов, хорошо знающих традиции российской журналистики и владеющих накопленным ею жанровым многообразием, в российских СМИ постоянно снижается. Журналистом в наше время себя может объявить кто угодно. Как заметил бывший главный редактор «Московских новостей» и «Огонька» Виктор Лошак, «совсем не обязательно знать журналистику изнутри, чтобы видеть, как много паразитов слетелось на тот мед, пусть маленькой, но общественной известности. В журналистике, видимо, образовались какие-то пустоты, которые и заполнили пластмассовые мальчики и девочки... Маятник нашей журналистики очень сильно качнулся от литературного, несвободного письма советской эпохи к текстам, холодно безразличным по принципу: меня послали − я написал»13.

Не имеющие жизненного опыта, профессионального журналистского образования, нравственной позиции, такие «пластмассовые мальчики и девочки», конечно же, вольно или невольно будут склоняться к использованию примитивного набора жанров, прежде всего − жанров новостной журналистики, строить тексты по несложной, «стандартной колодке», извлеченной из западного опыта, избегать применения разнообразных аналитических и художественно-публицистических жанров, требующих скрупулезного исследования действительности, живости, оригинальности и глубины мысли, четкой позиции, литературного мастерства (а значит, и необходимости постоянно работать над собой, повышать уровень журналистского мастерства). Поэтому ремесленник все больше вытесняет с поля российской журналистики творца, готового «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». В силу этого вполне можно согласиться с мнением, согласно которому в отечественной журналистике «приток непрофессионалов, массовизация СМИ, заимствования не самых лучших из традиций западной прессы приводят к серьезным деформациям жанровой системы»14. И деформация эта возможна и в дальнейшем.

 

5. Изменение предметно-тематического поля СМИ.

В ходе социально-экономических перемен передовой опыт народного хозяйства, достижения науки, культуры, спорта, самоотверженный труд работников промышленности, сельского хозяйства, примеры ратного и нравственного подвига – реалии жизни, привычные для социалистической журналистики в качестве предмета отображения, – по большей части были заменены новыми. Прежде всего в центре внимания СМИ оказались бесчисленные преступления, связанные с приватизацией, перераспределением собственности, коррупцией, падением жизненного уровня огромного числа людей, потерей ценностных ориентиров, нравственной, профессиональной деградацией населения. Наиболее адекватными жанровыми формами, в которых они отображались (и отображаются), стали, прежде всего, новостные сообщения. Эти сообщения подавались как в привычных российской аудитории жанрах репортажа, интервью, так и в присущих зарубежной прессе жанровых формах «жесткой» и «мягкой» новости. Выросло число журналистских расследований и соответствующих жанровых форм изложения их результатов (корреспонденция, репортаж, отчет). В связи с развитием так называемой «светской жизни», соответствующих ей «стилей жизни», «тусовок» и пр. появилась почва для роста развлекательных СМИ. Это привело к активному распространению заимствованных из западных медиа соответствующих жанров − «анекдота», «игры» («розыгрыша»), «житейских историй», «исповедей», «биографических портретов» и пр. Зато резко сократился объем качественных аналитических и художественно-публицистических выступлений и соответствующих аналитических и художественно- публицистических жанров, применяемых в СМИ.

 

6. Пропаганда жанровых форм западной журналистики в ходе обучения журналистов.

Определенную роль в распространении жанровых форм западной журналистики играет их пропаганда в ходе обучения российских журналистов. Подобная пропаганда осуществляется, прежде всего, в многочисленных «школах журналистики» при редакциях разных «продвинутых» изданий, работающих по лекалам западных масс-медиа, и на ряде факультетов и отделений журналистики российских вузов. Подобное «продвижение» западных жанровых форм осуществляют и переводные, прежде всего американские и английские, учебные пособия15, распространяемые различными зарубежными фондами в России, а также книги российских авторов, излагающих опыт работы зарубежных СМИ и рекомендующих в качестве образцов для отечественных журналистов применяемые в них жанровые формы16.

 

7. Формирование стереотипов информационных ожиданий аудитории.

В ходе потребления информации, публикуемой в СМИ на протяжении более-менее длительного периода, у аудитории начинает вырабатываться привычка к определенным жанровым формам. Иначе говоря, возникают соответствующие стереотипы восприятия информации (информационные ожидания), которые в определенной своей части ориентированы и на определенные жанровые формы. При этом чем легче осваивается информация, чем меньше усилий требуется на ее осмысление, тем быстрее укореняется в сознании аудитории привычка получать от СМИ соответствующие тексты. Таким же образом формируется и отношение к определенным жанровым формам, предпочтение тех из них, которые стали привычными. Поэтому первоначально непривычные для аудитории жанровые модели текстов, привносимые в российские СМИ извне, постепенно становятся привычными, ожидаемыми. При этом, как правило, вытесняются жанры, традиционно присущие российской журналистике. В настоящее время в стране уже существует огромная массовая аудитория, приученная к жанровым стандартам, почерпнутым из западных СМИ.

 

Жанровая картина СМИ России сегодня

Распространение в российской журналистике жанровых форм, присущих масс-медиа Запада, происходит неравномерно. Активнее всего они представлены в сегменте тех СМИ, которые называют лицензионными: «в последние 15 лет на российском медиарынке получили широкое распространение периодические издания с англоязычными логотипами (Esquire, Forbes, Cosmopolitan, GEO и т.д.). Этот процесс идет по двум направлениям: первое – проникновение и закрепление на российском рынке “клонов” зарубежных, чаще всего американских, продуктов. По условиям соглашений с головными предприятиями, обязательным считается сохранение бренда (логотипа), концепции и направления редакционной политики. За этим строго следит высший редакционный менеджмент (как правило, иностранный).

К “прижившимся” брендам аудитория привыкла. Главный вопрос в адаптации содержания “клонов”. Иностранные хозяева неохотно отступают от стандартов в содержании и жанровых стереотипов, принятых в западных изданиях. Эти стандарты позволяют одновременно формировать потребительскую аудиторию и рекламировать товары, производимые западными фирмами. Таким образом достигаются коммерческие и, в определенной мере, идеологические цели. Русскоязычные аналоги зарубежных журналов размывают национальный менталитет, формируя ценности, отличные от отечественных, традиционно ориентированных на духовное развитие аудитории»17.

Особенности лицензионных СМИ пытается реализовать в своей деятельности и определенная часть, так сказать, «доморощенных» изданий. Проявляется это в разных СМИ по-разному. В одних из них возникает тяга к эклектичным текстам, клипам, анонсам18. В других, наряду с использованием обычных для российских СМИ жанров − репортажа, интервью и пр., применяют новые жанровые формы: статьи-инструкции, рецензии ресторанных критиков, смахивающие на рекламные проспекты, гибридные пиар-журналистские тексты (пресс-релизы). В некоторых СМИ происходит трансформация функции традиционных для отечественной журналистики жанров. Так, почти ушли из печатных СМИ полемические статьи, круглые столы, дискуссионные клубы (или превратились в поверхностные шоу). «Постепенно исчезает из публицистического арсенала современных СМИ обозрение, а его функции частично заимствуются родственными жанровыми формами. Наиболее заметен этот процесс на телевидении, где обозрение уже трансформировалось в форму обзора еженедельных итоговых программ… Часто обозрения публикуются под рубрикой “Комментарий”. Такая практика распространена, например, у электронного СМИ Lenta.ru, у газеты “Известия” и ее интернет-версии. В современных условиях обозрение утратило свой первоначальный статус. Из общеобязательного для любой газеты оно превратилось в жанр “случайный”, и производные формы его используются не в просветительских, а в манипулятивных целях. Через авторскую интерпретацию происходит навязывание нужной каналу или изданию точки зрения»19. Уделяется все меньше места жанру рецензии. «В этой ситуации рецензия как жанр неизбежно деградирует… тексты, которые в нынешних газетах претендуют быть театральными рецензиями, нередко тяготеют к отзывам, аннотациям»20.

Точно так же идут процессы редукции и подмены функций жанров в сфере научной популяризации. «В эпоху настоящей вакханалии суеверий, дешевой мистики и околонаучных фантазий массовые газеты стали отдавать предпочтение материалам, посвященным предсказаниям, откровениям экстрасенсов, инопланетянам, призракам, монстрам, порожденным больной фантазией»21.

Подобная картина наблюдается, очевидно, на страницах СМИ всего постсоветского пространства. По крайней мере, об этом свидетельствуют исследования печатных СМИ, проведенные на Украине. Они показали, что в украинских СМИ доминируют информационные и отчасти аналитические жанры, в то же время постепенно вытесняются художественно-публицистические. Внутри жанровых групп появились явные лидеры (интервью и репортаж) и аутсайдеры (памфлет и фельетон)22.

Надо заметить, что закрепление западных жанров в российских СМИ часто осуществляется в процессе их так называемого форматирования. Понятие «формат издания» вошло в обиход в отечественных СМИ в течение последних пятнадцати лет вместе с западными лицензионными изданиями, которые стали активно заполнять информационный рынок страны. Если соотнести понятие «формат издания» с активно разрабатываемыми российской теорией журналистики понятиями «тип» и «профиль» издания, то выяснится, что его можно определить как устоявшееся, стереотипное представление о совокупности типологических, профильных и единичных характеристик издания, которому должны соответствовать (на протяжении действия этого стереотипного представления) все номера (выпуски) конкретного СМИ.

Подобное стереотипное представление (или «формат издания») складывается из совокупности представлений о наиболее значимых, с точки зрения создателя СМИ, его характеристиках, прежде всего − о целях издания; об аудитории; о предметно-тематической направленности; о характере отображения действительности (оперативно – информационное, аналитическое, художественно-документальное); о методах отображения; о языке изложения; о жанровых формах. Эти представления выступают «рамками», ограничениями, определяющими формат издания. Каждое такое представление может быть названо самостоятельным «форматом» (функциональным, предметно-тематическим, языковым, и пр.). В этом случае можно также говорить и о «жанровом формате» изданий. В чем он состоит?

Обратимся к конкретному примеру − «жанровому формату» газеты «Ведомости». Он определяется активным обращением издания к таким жанрам, как интервью, репортаж, обозрение, статья, двум типам новостных заметок (одна из которых строится по принципу «жесткой новости», другая – «расширенной новости»), колонке, рецензии, статье, очерку, при доминировании в газете жанра заметки23. Другие жанры в газете используются очень редко или вообще не используются. При этом могут формироваться устойчивые модификации форм текста внутри одного и того же жанра. Например, как нами было установлено в ходе исследований, комментарий на страницах уже названных «Ведомостей» (один из наиболее активно применяемых в этой газете жанров) строится по достаточно строгой схеме, представляющей собой сообщение о факте и его оценку, интерпретацию экспертами в количестве от трех до семнадцати человек. Совершенно иной схемой при подготовке комментариев пользуются, скажем, в «Студенческой правде». Здесь также на первом месте обычно стоит сообщение о каком то событии, а далее следует его интерпретация, но, как правило, только одним человеком (журналистом, экспертом). Причем фамилия комментатора часто вообще не указывается. А в журнале «Истории из жизни» есть своя стереотипная схема построения комментария. Здесь существует рубрика «Комментарий специалиста». Тексты, помещаемые под ней, обычно представляют собой мнение эксперта по поводу той или иной абстрактной ситуации, без указания конкретных действующих лиц. Очевидно, подобные особенные примеры есть у каждого издания.

Наиболее активно западные жанровые формы внедряются в изданиях, выходящих в крупных российских городах. Региональная, районная пресса пока демонстрируют приверженность в основном традиционным российским жанровым формам, используя как информационные, так и аналитические, а также художественно-публицистические жанры.

 

Перспективы развития жанровой картины российских СМИ

На наш взгляд, возможны следующие основные сценарии дальнейшего изменения жанровой картины российских СМИ:

Восстановление жанрового своеобразия российских СМИ в пределах исторических традиций и достижений отечественных СМИ. Этот сценарий возможен лишь в случае внезапных радикальных перемен в политической, экономической, социальной жизни российского общества, что маловероятно.

Установление полного господства жанров, присущих западным СМИ. Так может произойти, если российское общество полностью трансформируется под воздействием западных стандартов экономического, политического, культурного развития, что также маловероятно.

Частичная трансформация традиционной жанровой картины СМИ в ходе взаимодействия традиционно российских и западных жанровых стандартов СМИ (то есть создание гибридной системы жанров, сочетающей в себе в разных аспектах и пропорциях чисто российский и зарубежный опыт).

На наш взгляд, наиболее вероятным представляется именно этот, третий сценарий, то есть создание системы жанров, представляющей собой результат определенной трансформации российской жанровой системы плюс абсорбции определенных жанровых форм, присущих западной журналистике. В этом направлении, собственно говоря, и развивается система жанров современных российских СМИ.

 


  1. См.: Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2008. С.4−111.
  2. Короченский А.П. Жанровое своеобразие испаноязычной периодической печати. Белгород, 2010. С.1−38; Ярцева С.С. Колонка в американской и испанской журналистике // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа. Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу. 19-20 марта 2008. Самара, 2009. С. 110.
  3. Там же. С. 109.
  4. Там же.
  5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ // www.referats.5-rf.ru/bibliotek/Gurn/Vart/05.htm/
  6. Тулупов В.В. Помогут ли больному обществу рецепты прагматичной журналистики? // Акценты. 2005. Вып. 1-2. С. 6.
  7. Маркина Ю.В. Российский медиабизнес в контексте мировых тенденций глобализации // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика−2008». МГУ. 9−11 февраля 2009. М., 2009. С. 113.
  8. Там же.
  9. См.: Тулупов В.В. Впору вводить процедуру сертификации нашей профессии // Журналист. 2008. № 12. С. 65.
  10. Ходорченко Н.К. Проблема эффективной подготовки квалифицированных журналистских кадров // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика−2008». МГУ. 9−11 февраля 2009. М., 2009. С. 227.
  11. Зверева Е.А. Проблема подготовки журналистов для СМИ Тамбова и Тамбовской области // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика−2008». МГУ. 9−11 февраля 2009. М., 2009. С. 209.
  12. Грабельников А.А. Кадры для корпоративных СМИ // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика−2008». МГУ. 9−11 февраля 2009. М., 2009. С. 97.
  13. Лошак В. Пластмассовые мальчики // Известия. 2005. Февр., 16. С. 4.
  14. Клишин А.В. Жанровая палитра профессиональных конкурсов // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика−2008» . МГУ, 9−11 февраля 2009. М., 2009. С. 65.
  15. Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998; Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы / ред. Мэллет Ф.М. М., 1993 и др.
  16. См.: Шостак М.И. Журналист и его произведение: практическое пособие. М., 1998; Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007; Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2008 и др.; См.: Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация: профессиональный опыт западной прессы. М., 1993 и др.
  17. Кулев В.С. Экспансия зарубежных брендов на рынке иностранной периодики // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика−2008». МГУ. 9−11 февраля 2009. М., 2009. С.108.
  18. Прасковьина М.В. Жанровая модель глянцевого журнала «СМР. Собака. РУ» // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа // Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу. 19 -20 марта 2008 . Самара, 2009. С.109.
  19. Капустина А.Г. Трансформация жанра обозрение в современных СМИ // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа // Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу. 19 -20 марта 2008 . Самара, 2009. С. 75-76.
  20. Журчева Т.В. Театральная рецензия в прессе: деградация жанра // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа // Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу. 19 -20 марта 2008 . Самара, 2009. С. 68.
  21. Голубков С.А. Жанры-фавориты и жанры-маргиналы в современных СМИ // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа // Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу. 19 -20 марта 2008 . Самара, 2009. С. 25.
  22. Голик О.В. Статистические методы в исследовании жанровой системы современных СМИ // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика-2008» . МГУ. 9−11 февраля 2009. М., 2009. С. 55.
  23. Ветчинкина Ю.В. Особенности жанровой структуры газеты «Ведомости» // Эволюция жанров в истории российской журналистики // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. Самара, 2007. 15-16 марта. C. 5.