Languages

You are here

Торговля людьми в гендерной проблематике СМИ

Научные исследования: 

Media and Human Trafficking: Gender Aspects

 

Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра гендерных исследований СМИ, smirnovaorama@gmail.com

Olga V. Smirnova
PhD in philology, Associate Professor at the chair of periodical press, Faculty of Journalism, Moscow State University, Head of the Center for Gender and Media Studies, smirnovaorama@gmail.com

 

Аннотация
В статье анализируется роль СМИ в решении одной из масштабных проблем человечества – торговли людьми. Автор акцентирует внимание на гендерных аспектах этой проблемы, таких, как сексуальная эксплуатация, домашнее рабство, браки по принуждению, суррогатное материнство, и отмечает, что в российских СМИ отсутствует системный анализ этих проблем. Непонимание журналистами причин и истоков проблемы, отсутствие стремления учитывать различные аспекты проблемы торговли людьми, недостаточно высокий уровень их компетентности приводит к стереотипизации, транслированию предрассудков и заблуждений на эту тему, созданию атмосферы нетерпимости по отношению к жертвам сексуальной эксплуатации.

Ключевые слова: торговля людьми, гендерное неравенство, российские СМИ.

 

Abstracts
The article analyzes the role of Media in dealing with one of the most urgent problems of humanity, the problem of human trafficking. The author focuses on the gender aspects of the matter, such as sexual exploitation, domestic slavery, forced marriage, surrogate motherhood and points out that the Russian Media lack systematic analysis of these issues. The journalists’ misunderstanding of the reasons and sources of the problem, their unwillingness to consider various aspects of the problem of human trafficking and their insufficient skills bring about wrong stereotypes, spread prejudice and misapprehension on the subject and increase intolerance to the victims of sexual exploitation.

Key words: Human trafficking, gender inequality, Russian Media.

 

Гендерные аспекты проблемы торговли людьми:

«В России в общественном мнении бить женщин – не самый страшный грех».

С точки зрения гендерной истории, Россия, безусловно, является уникальной страной: она оказалась в числе стран-лидеров, одной из первых встав на путь гендерного равноправия в начале ХХ века. И то, что за последние десятилетия в России, несмотря на общие позитивные социально-политические перемены, наблюдается определенный откат от соблюдения принципа равенства, гарантированного Конституцией, – ситуация скорей не свойственная для поступательного демократического развития российского общества. Этот процесс некоторые исследователи обозначают как патриархальный ренессанс, который вернул к жизни традиционные стереотипы, в том числе транслируемые средствами массовой информации. Главный аргумент, который выдвигают журналисты в своих публикациях против необходимости обсуждать гендерные проблемы, заключается в том, что женский вопрос в стране давным-давно решен и что дать женщине еще больше власти просто невозможно. Раздражение, вызванное попытками социально активных женщин вести дискуссию о проблемах современных женщин в России, можно проиллюстрировать цитатой зам. главного редактора журнала «Огонек» А. Никонова из передачи «К барьеру: А. Никонов − М. Арбатова»:

«Какого вам еще равноправия не хватает? …Я не люблю коммунистов, но они сделали две хорошие вещи: всеобщая грамотность и окончательное решение женского вопроса. Раньше, чем Европа и Америка и т.д. Хочешь за трактор – за трактор садись. Хочешь в космос – запустим. В Верховный совет – пожалуйста… Хочешь шпалу потаскать? Вот шпала – бери, таскай»1.

Исследователи связывают такие тенденции с тем, что социально-политические трансформации 1990-х гг. актуализировали в России целый комплекс общественных проблем. Реформы, проводимые без социальных амортизаторов, сделали невозможным удовлетворение важнейших потребностей населения и привели к глубокому кризису в социальной сфере, что в итоге обострило неравенство и социальную поляризацию в стране. Неготовность населения жить с иной шкалой ценностей и неспособность адаптации к новым правилам создало условия для стрессовой ситуации и апатии в обществе. Последствием этого стали нарушения демографических процессов: за период 1991−2006 гг. в результате естественной убыли страна потеряла 12 млн человек2.

Многие российские мужчины не сумели выдержать новых правил игры в рыночной экономике. Закрытие предприятий, безработица, снижение заработной платы – все это вызвало потерю эффективной трудовой мотивации, утрату гендерной идентичности мужчин как «кормильцев» семьи; длительный социальный стресс привел к росту инфарктов, инсультов, злокачественных образований и диабета3.

В значительной степени «шоковая терапия» отразилась на женщинах: изменился социальный статус женщин и гендерные отношения во всех сферах, особенно внутри семьи. Произошедшие изменения нельзя не назвать противоречивыми. С одной стороны, политические трансформации и переход к рынку создали условия для естественной активности женщин, как экономической, так и общественной. Стремление женщин к экономической независимости создало условия для развития постсовременной, или супружеской, модели семьи, отличающейся эгалитарными семейными отношениями4. С другой стороны, на фоне новых тенденций в общественном сознании продолжает существовать устойчивый гендерный стереотип о разделении ролевых функций в обществе по половому признаку, о мужском и женском предназначении, о мужских и женских профессиях и пр. В итоге в обществе прогрессирует гендерная ассиметрия, вызывающая негативные последствия, в том числе экономическую и политическую дискриминацию в сфере труда и собственности, низкую материальную обеспеченность, дестабилизацию внутрисемейных отношений, гендерную ассиметрию здоровья родителей, которая в итоге трансформируется в процессы депопуляции и снижения качества населения. Таким образом, последствия гендерной дискриминации и сегрегации оказываются опасными для общества в целом.

Двойная занятость − в семье и на оплачиваемой работе − создает условия для крайне низкой социальной мобильности женщин. Дискриминация женщин на рынке труда сформировала каркас «социальной пирамиды», на каждом более высоком уровне которой все меньше женщин. Срабатывает «стеклянный потолок»5 − феномен, при котором женщина чувствует в себе потенциал и возможности для вертикальной мобильности, но не может ее реализовать из-за наличия гендерных предубеждений в обществе. Социологи отмечают, что даже безработица имеет гендерные черты. Женская безработица имеет «квалифицированный» характер: женщины, потерявшие работу, обладают более высоким уровнем подготовки по сравнению с безработными мужчинами6. Помимо вертикальной сегрегации существует и горизонтальная, отражающая различия мужской и женской занятости и получившая метафорическое название «стеклянные стены». Горизонтальная сегрегация поддерживается устойчивыми стереотипами о мужских и женских профессиях, в результате чего создаются «феминизированные» отрасли, в которых доля женщин составляет от 68% (финансы, кредит, страхование и др.) до 80% (здравоохранение, социальное обеспечение, образование и др.). Динамика отраслевых различий по признаку пола говорит о нарастании отраслевой гендерной сегрегации в российской экономике7.

При этом необходимо отметить, что уровень образования у женщин в среднем выше, чем у мужчин – 54% и 46% соответственно8. А если вспомнить, что большую половину населения России − 54% − составляют женщины, при этом оставаясь пассивной частью населения, становится ясно, что человеческие ресурсы в стране используются не слишком эффективно. Таким образом, последствием гендерной сегрегации становится то, что человеческий и интеллектуальный потенциал женщин используется неэффективно, несмотря на его высокое качество, в связи с чем общество, даже не осознавая этого, несет большие потери.

Дискриминация в оплате мужского и женского труда также в значительной степени обусловлена фактором дифференциации заработков межотраслевого характера, не имеющим объективной основы9.

По данным 2003 г. отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составило 64%. По мнению социологов, активные экономические реформы усилили отставание темпов роста оплаты труда в феминизированных отраслях. Так, например, среди самых низких в процентном отношении к оплате труда по экономике в целом в 2003 г. в числе прочих были названы сельское хозяйств − 39%, образование – 62%, культура и искусство – 63% и другие отрасли, в которых преобладают женщины10. При этом, в рамках одной и той же профессии заработки женщин существенно ниже, чем у мужчин.

Среди опасностей такой ситуации заключается то, что гендерное неравенство заработков формирует и позиции в семье, создает условия для второстепенного, подчиненного положения женщины. А исторически сложившиеся позиции женщины как второго, т.е. наименее важного работника в семье постепенно сформировали порочный круг, при котором в феминизированных отраслях, например, здравоохранении и образовании, выделялись неоправданно низкие средства на оплату труда. При этом с недостойной оплатой труда женщин, особенно молодых, исследователи связывают все формы их асоциального поведения, включая алкоголизм, наркоманию, проституцию и пр.11

Материальное положение женщин в России существенно хуже – приходят к неутешительному выводу исследователи-экономисты12. Таким образом, у бедности в нашей стране преимущественно женское лицо. Возникает так называемый феномен мультипликации, когда женщина работает в низкооплачиваемой «феминизированной» отрасли, находится в основании «профессиональной пирамиды» и является единственным кормильцем в неполной семье. Это создает условия для ее постепенного перемещения в маргинальные слои общества, а в целом феномен мультипликации ведет к застойной бедности и социальным эксклюзиям13. Таким образом, следствием экономических различий в положении мужчин и женщин являются такие серьезные социально-демографические проблемы, как высокая бедность женщин, слабые позиции женщин во внутрисемейных отношениях и плохое состояние здоровья14.

Гендерная дискриминация является одной из решающих причин актуальности работорговли как глобальной проблемы. Россия − одна из основных стран назначения для торговли людьми, с целью как трудового рабства, так и сексуальной эксплуатации. Согласно дополнительному протоколу к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и «О предупреждении, пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми»15 (2000 г.), торговля людьми означает вербовку, перевозку, передачу, укрытие или получение/прием людей, посредством угрозы или использования силы или других форм принуждения, похищения, обмана, мошенничества, злоупотребления властью или зависимостью и/или предоставление или получение платежей или иных выгод в целях достижения соглашения с лицом, имеющим контроль над другим лицом для целей эксплуатации. Эксплуатация может включать эксплуатацию проституции или иные формы сексуальной эксплуатации, принуждение к труду или оказанию услуг, рабство или действия, подобные рабству, постановку в зависимость.

Женщины в первую очередь становятся жертвами таких видов торговли людьми, как:

  • сексуальная эксплуатация:
    • в проституции,
    • в порнографической индустрии;  
  • домашнее рабство;
  • браки по принуждению, в том числе через систему «невест по почте»;
  • принуждение к исполнению репродуктивных функций/суррогатному материнству.

Проблема в значительной степени носит социально-экономический характер, с этим связаны и трудности в ее разрешении: женщины часто соглашаются на работу сомнительного характера в связи с низким уровнем жизни или отсутствием другой работы. Проституция является основной базой для развития международной торговли женщинами в сексуальных целях. Этот бизнес приносит огромные прибыли вербовщикам, поставщикам, рекрутерам и сутенерам. Экспорт рабочей женской силы, осуществляемый многочисленными агентствами по трудоустройству, также является поддержкой развития секс-индустрии. Агентства, предлагающие легитимные формы «выгодной» работы, хорошие условия труда, чаще всего скрывают правду об истинном характере будущей работы. Чтобы заманить потенциальную жертву в условия рабства и извлечь прибыль из ее эксплуатации, агентства такого рода чаще всего фальсифицируют миграционные документы, берут с клиенток крупные суммы в залог будущей работы и совершают другие правовые нарушения. Участвуют в таком бизнесе и брачные агентства, которые предлагают женщинам варианты «замужества», которое оказывается фиктивным и/или принуждает к выполнению других обязанностей − сиделок, прислуги, но чаще всего обязанностей сексуального характера. Даже легитимные браки могут стать замаскированной формой рабства и могут сопровождаться жестоким обращением, насилием и даже убийством.

Непроработанность законодательства в России, в том числе миграционного, создает условия для относительной безнаказанности секс-торговцев. Среди женщин особенно уязвимы молодые, с невысоким уровнем образования, не имеющие стабильной работы или источника дохода, многодетные, одинокие матери, испытывающие насилие или имеющие неблагополучные семьи, занимающиеся проституцией.

В 2002 г. социологами МГУ проводился опрос с участием 2 тыс. 100 человек из городской и сельской местности. Он показал, что только 26,7% женщин и 23,3% мужчин считают, что, если жену избивает муж, она должна обратиться в милицию. При этом большинство опрошенных согласилось с вариантом ответа «пусть подумает, в чем она виновата»16.

56% респондентов-женщин сами либо получали угрозы, либо были жертвами насилия со стороны своих мужей минимум один раз. Из них 50% подвергались хотя бы одному случаю физического насилия со стороны мужей и 3% сообщили, что мужья избивают их один раз в месяц или чаще. 23% женщин пережили сексуальное насилие со стороны мужей, и почти 80% признали существование психологического насилия (оскорбления, критики, угрозы и пр.)17.

К сожалению, в России не существует осознания серьезности проблемы насилия над женщинами и ее масштабов. Женщина недостаточно защищена и законодательно. Так, в УК РФ отсутствует такой состав, как «домашнее насилие», «сексуальное преследование», слабо регулируется психологическое насилие18. Осуждение насилия в семье не является также частью национального дискурса – об этой проблеме стыдливо умалчивают как публичные персоны, так и СМИ.

Как правило, журналисты даже если затрагивают эту тему, то говорят о ней со свойственной российскому менталитету иронией:

«В России, в общественном мнении, бить женщин – не самый страшный грех, даже многие женщины, жены к этому относятся с пониманием. Не то, чтобы бьет, значит, любит, а раз бьет, значит, заслужила, то есть повод дала: поздно пришла, не на того посмотрела, не говоря уже о каких-то более существенных проступках»19.

 

Торговля людьми, которая является глобальной, затрагивающей все человечество, проблемой, имеет явный гендерный аспект. Об этом свидетельствует повсеместное распространение сексуальной эксплуатации, домашнего рабства, браков по принуждению, суррогатного материнства. Для решения этой комплексной проблемы необходимо сотрудничество всех институтов общества. В России по результатам опросов только ¼ населения готова помочь проститутке, нелегальному мигранту, «бомжу»… в случае рабства и эксплуатации; 56% населения сочувствуют представителям групп риска (но не готовы помогать); около 20% населения не считают, что таким людям надо помогать и защищать их права20. Ключевую роль в формировании адекватного представления о наличии этой проблемы и ее масштабных последствиях, безусловно, играют СМИ.

 

Торговля людьми в гендерной проблематике СМИ:

«Никуда не денутся, милашки ночные».

Излишне подчеркивать вновь и вновь, что только информированность общества о проблеме создаст условия для ее решения. СМИ, оказывающие сильнейшее влияние на формирование сознания современного общества, могут играть как позитивную, так и негативную роль в этом контексте. К сожалению, пока они работают скорее на распространение этого явления, чем на его устранение.

В Пекинской Платформе действий 1995 г. есть раздел «Женщины и средства массовой информации», в котором, в частности, написано:

«Необходимо изменить продолжающуюся практику изображения женщин в отрицательном или унизительном свете в материалах средств массовой информации − электронных, печатных и аудиовизуальных. Печатные и электронные средства массовой информации в большинстве стран не создают сбалансированный образ женщин, ведущих активную и разнообразную жизнь, и их социальный вклад в меняющемся мире. Кроме того, картины насилия и унижающая достоинство или порнографическая продукция средств массовой информации также отрицательно воздействуют на положение женщин и их участие в жизни общества. Столь же ограничивающими могут быть и программы, закрепляющие традиционную роль женщин. Глобальная тенденция к потребительству создала обстановку, в которой реклама и коммерческие передачи зачастую изображают женщин главным образом в качестве потребителей и неадекватным образом выбирают в качестве целевых групп девочек и женщин всех возрастов»21.

Действительно, содержание современных средств массовой информации и коммуникации в последние десятилетия подверглись сильной эротизации и даже порнографизации. В значительной степени влияет на сознание общества реклама, эксплуатирующая женское тело и использующая эротические приемы для увеличения прибыли. Массовая культура и СМИ формируют стереотипы о повышенной важности секса, о мужской полигамности, о потребности женщин демонстрировать свои сексуальные достоинства и пр.

В контексте такой серьезной проблемы, как торговля людьми и сексуальная эксплуатация, генедерные стереотипы, по-прежнему преобладающие в СМИ создают крайне негативную почву, формируя ложные представления о современной женственности и мужественности.

Гендерные стереотипы в СМИ неотделимы от идеи предназначения мужчины и женщины, от гендерного порядка, господствующего в тот или иной период. В советских СМИ они отражались вполне однозначно. Семья представлялась как крепкая ячейка общества, внебрачные отношения и разводы осуждались. Женственность представала одновременно в образе матери, домашней хозяйки и труженицы, «работницы» или «крестьянки» − в соответствии с названиями одноименных журналов, ориентированных на женскую аудиторию. Мужественность выражалась в образе защитника Отечества, труженика и передовика производства. Тем не менее, несмотря на общую позитивную картину, формировавшуюся идеологической цензурой, во многих публикациях, особенно позднего советского периода (1970-е – начало 1980-х гг.), отчетливо проступали социальные проблемы. Они были связаны как с трудным для женщины гендерным контрактом: (с психологическими и социальными перегрузками, совмещением нескольких ролей и функций, неудовлетворенностью положением в семье и в обществе, ростом количества одиноких матерей и т.п.), так и с кризисом мужской идентичности.

Радикальная ломка стереотипов, связанных с женственностью и мужественностью, стала происходить в нашей стране в 1990-е гг. Значительную роль в формировании новых образов сыграли именно СМИ. В них женщины наделяются набором желаемых качеств, соответствующих идеологическим ориентирам уже не советского, а современного российского государства и общества: сексуальностью, покорностью, стремлением к заботе о муже, чрезмерным вниманием к своей внешности, полным отсутствием амбиций и интереса к общественной деятельности. Она чаще всего предстает либо как сексуальный объект, либо как счастливая домохозяйка, подруга мужчины (часто эти образы противопоставляются).

Мужчина конца XX – начала XXI века предстает в образе удачливого бизнесмена, супермена, «настоящего мужика», «мачо», для которого проявление слабости и забота о своем здоровье не свойственны и даже постыдны, а склонность к полигамии и агрессивность вполне естественны. Мужественность часто ассоциируется с самодеструкцией − рискованным поведением, связанным с опасностью для жизни, вредными привычками, пренебрежением к своему здоровью и т.п.

Тенденции к оценке женщины в СМИ в первую очередь как сексуального объекта привели к негативным последствиям, в частности к поверхностной оценке проблем проституции, порнографии, сексуального рабства и пр. Довольно типичным является приведенный ниже пример: автор заметки так стремится высмеять активистов молодежного движения, что вместе с этим высмеивает и, по сути, нивелирует проблему проституции. Игриво-ироническая форма заметки выглядит неуместной и демонстрирует непонимание серьезности проблемы:

«Буду краток. Срочно улетаю в Екатеринбург. Дело потому что архиважное. Сегодня вечером комиссия по безопасности молодежной палаты при Екатеринбургской городской Думе и молодежное движение «Актив» собираются провести митинг «Очистим город от проституции». В 21.00 на улицу Малышева, 74, придут молодые члены. Члены палаты, разумеется. И станут разгонять «ночных бабочек», которые, если верить активистам, именно там, на улице Малышева, 74, традиционно собираются.

(…) А мы должны учить народонаселение передавать половым путем только и исключительно знания и опыт, а не болезни. Половой путь – он для улучшения демографической ситуации определен, а не для сексуально-оранжевых излишеств и мракобесия.

Так что, как говорил гражданин Ильич, правильным половым путем идите, товарищи и товарки. Это и в программу народосбережения, между прочим, входит. А проституток перекуем. Никуда не денутся, милашки ночные»22.

Нередко журналисты занимают противоположную позицию, утверждая, что опасность попасть в сексуальное рабство сильно преувеличена и что эта тема раздута самими СМИ. Чаще всего публикации, встающие на защиту «честных» агентств по трудоустройству, встречаются в интернет-СМИ. Некоторые СМИ настроены оптимистично по поводу этой проблемы. Вот фрагмент из такой публикации, которая знакомит своих читателей с «колоритом» профессии проститутки, помогая «сориентироваться» туристам, в какой стране лучше развита и организована проституция:

«По статистике, 40% мужчин во время путешествия интересуют не только музеи и кухня, но и местные женщины. Неудивительно, что туристы считают своим долгом посетить места, где можно познакомиться с национальным колоритом во всех смыслах слова. «Московский комсомолец» дает советы и рекомендации, где что посмотреть и попробовать, а также описывает особенности работы представительниц данной профессии в разных странах»23.

Лишь некоторые журналисты пытаются серьезно анализировать проблему, ее истоки и последствия, понимая, что проблема сексуального рабства очень многопланова и связана с множеством других серьезных проблем. Жертвы не всегда заманиваются обманным путем, чаще соглашаются на сексуальное рабство добровольно; в России действуют транснациональные преступные группировки; сексуальное рабство напрямую связано с другой формой торговли людьми, а именно – торговлей человеческими органами; российское законодательство в отношении торговли людьми несовершенно, а например, в отношении наказания притоносодержателей – просто не действует и т.п.

К сожалению, СМИ все чаще используются и для прямой рекламы сексуальной эксплуатации: издания, позиционирующие себя как вполне «солидные», публикуют на своих страницах объявления о предоставлении интимных услуг, о приеме на работу девушек «приятной наружности». Обычным явлением также стали официально зарегистрированные «периодические издания», которые содержат информацию только такого рода. На страницах таких изданий размещены фото обнаженных девушек, под каждым снимком указаны «параметры», имя и мобильный телефон. Рекламируют себя в таких изданиях и публичные дома, замаскированные под сауны, массажные салоны, бани, VIP-комплексы.

Еще один аспект проблемы − освещение темы суррогатного материнства в СМИ. Вот фрагмент из статьи на интернет-портале для родителей «Няня.ру», в которой делается попытка анализа и создания негативного образа этого явления:

«Если ребенок родится неполноценным, я не возьму с вас денег, а его оставлю в роддоме», − деловито обещала кандидатка на роль суррогатной матери журналистке, собиравшей материал для статьи и прикинувшейся заказчицей «суррогатных услуг». Как будто речь шла о бракованном товаре, а не о живом человеке. Что это? Легкомыслие, граничащее с идиотизмом? Или «скорбное бесчувствие» (так в старину называли шизофрению)? Кому вообще приходит в голову искать такое дикое средство заработка? В публикациях на эту тему обычно описываются бедные женщины, отчаявшиеся найти работу.

Но как не всякая бедная женщина отправится на панель, так и торговать выношенными детьми придет в голову далеко не каждой (сравнение этих двух «профессий» возникло в медицинских кругах: доктор мед. наук, профессор Бадалян называл суррогатное материнство «биологической проституцией»)»24

К сожалению, СМИ (особенно это касается интернет-СМИ) скорей распространяют информацию о суррогатном материнстве как коммерческой услуге, чем анализируют причины и последствия этого явления. Например, на запрос «суррогатное материнство в Москве цены» поисковая система «Яндекс» выдала 1 млн результатов, а на запрос «суррогатное материнство последствия» − в четыре раза меньше.

 

В целом следует признать, что в российских СМИ отсутствует системный анализ проблем сексуального рабства и связанных с этим гендерных проблем: они освещаются односторонне и не слишком глубоко, с акцентом на традиционные сюжеты, связанные с проституцией и суррогатным материнством. Непонимание журналистами причин и истоков проблемы, отсутствие стремления учитывать различные аспекты проблемы торговли людьми, недостаточно высокий уровень их компетентности приводит к стереотипизации, транслированию предрассудков и заблуждений на эту тему, созданию атмосферы нетерпимости по отношению к жертвам сексуальной эксплуатации. К этому часто приводят такие профессиональные недостатки, как:

  • отсутствие желания признавать сам факт существования проблемы сексуального рабства;
  • недооценка значимости этой проблематики, нежелание увидеть гендерный аспект в проблеме торговли людьми;
  • необъективное или предвзятое освещение проблемы сексуального рабства;
  • незнание предметного поля, а также поверхностный подход при анализе проблемы сексуального рабства, непонимание терминологии;
  • пропаганда и навязывание гендерных стереотипов, содержащих устаревшие представления о гендерных ролях и моделях, о подчиненном положении женщины в обществе, о приоритетной роли женщины как сексуального объекта и пр.;
  • проявление сексизма, выражающееся в дискриминационных оценках различных мужских или женских качеств;
  • стремление к клишированию образов жертв сексуального рабства.

Вновь напрашивается вывод: необходимы изменения в самой оценке журналистами гендерного неравенства. Важна, прежде всего, их собственная потребность и готовность обсуждать общественные программы по борьбе с сексуальным рабством и другими проявлениями гендерной эксплуатации, по повышению социального статуса женщин и созданию системы их защиты. Гарантией защиты от сексуального рабства может стать только реальное равенство и его поддержка общественным мнением.

 


  1. Цит. по: Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. категория власти в гендерных исследованиях // http://www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/13.php
  2. См.: Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования / ред-сост.: Н.М. Римашевская (науч. ред.), Л.Г.Лунякова. Ин-т соц-экон. Проблем народонаселения РАН. Науч. совет по проблемам гендерных отношений РАН. М., 2009. С.3-4.
  3. Там же. С. 11.
  4. Там же. С. 7.
  5. Метафора «стеклянный потолок» возникла в 1970-е гг. для обозначения невидимых искусственных барьеров, мешающих женщинам занять высшие должности.
  6. См.: Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования. С. 11.
  7. Вовк Е. Гендерная ассиметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. 2006. № 3. С. 94.
  8. Там же. С. 97.
  9. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования. С. 12.
  10. Вовк Е. Указ. соч. С. 108.
  11. См.: Тюрюканова Е. Женская миграция и насилие / Разорвать круг молчания… О насилии в отношении женщин / под ред. Н.М. Римашевской. М., 2005.
  12. Овчарова Л.Н. Бедность в гендерной проекции в странах с переходной экономикой // Народонаселение. 2002. № 3. С. 34.
  13. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования. С. 15.
  14. См.: Римашевская Н.М. Положение детей и качество человеческого потенциала в России // Народонаселение. 2002. № 3. С. 5.
  15. un.orgrussian/events/11thcongress/part2.pdf
  16. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. М., 2003. С. 82.
  17. Там же. С. 13−19.
  18. Муравьева М.Г. Облики насилия: формы и методы насилия над женщинами в России XVIII века // Гендерное равноправие в России. СПб, 2008. С. 183.
  19. Заславский Г. Сама, сама, сама // Независимая газета. № 6 (95). 2012. Апр., 3.
  20. См.: Тюрюканова Е. Торговля людьми в Российской Федерации. Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме. М., 2006.
  21. http://www.un.org/russian/conferen/women/womplat.htm
  22. Правильным половым путем. Повесть о проститутках и членах молодежной палаты при гордуме Екатеринбурга // Независимая газета. 2012. Февр., 17 // http://www.ng.ru/printed/265604
  23. Великанова М. Кругосветка с ночными бабочками. Самые дорогие девушки − в Японии, самые строгие − в Греции // Московский комсомолей. 2009. Март, 7.
  24. ШишиваТ. Суррогатное материнство: вопреки естеству? // http://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/652923-surrogatnoe-materinstvo-vopreki-estestvu/