Functioning of the State Law on Intellectual Copyright in the French Segment of the Internet (2010-2011)
Захарова Милана Владимировна
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, milana.z@mail.ru
Семина Мария Павловна
соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, maria_semina@mail.ru
Milana V. Zakharova
PhD., Assistant Professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, milana.z@mail.ru
Maria P. Syomina
PhD degree-seeking student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, maria_semina@mail.ru
Аннотация
В 2010 г. во Франции начал свою деятельность Высший орган по распространению произведений и защите авторских прав в интернете (АДОПИ). В статье рассматриваются основные направления работы административной службы в 2010-2011 гг.: развитие легального предложения цифровой культурной продукции и пресечение ее нелегального потребления в Сети. Особое внимание уделяется изучению феномена интернет-пиратства.
Ключевые слова: авторское право, интернет, индустрия культуры, интернет-пиратство, PUR.
Abstracts
In France the High Authority for the Distribution of Works and the Protection of Rights on the Internet (HADOPI) started its activity in 2010. The article examines the guidelines for the administrative service activities in 2010-2011 such as development of legal offer of digital culture products and prevention from its illegal use on the Internet. Attention is also paid to the analysis of the Internet piracy phenomenon.
Key words: copyright, Internet, culture industry, Internet piracy, PUR.
«Мадам, Месье,
Внимание! Ваше интернет-соединение было использовано для совершения действий, которые могут образовывать состав уголовно наказуемого преступления.
Ваше интернет-соединение было использовано для выставления в Сеть, копирования или получения доступа к культурной продукции, защищенной авторским правом. В этой ситуации ее могут запрашивать и копировать без согласия обладателей авторских прав. Подобные запросы и копии, обычно называемые “пиратство”, представляют собой правонарушение, рассматриваемое в суде, налагающем на нарушителя специальные санкции…»1.
Именно так начинаются письма-предупреждения, которые с 1 октября 2010 г. провайдеры доступа в интернет от имени АДОПИ, французской «антипиратской» службы, отправляют злоумышленникам. Через год более полумиллиона интернет-пользователей во Франции получили такие послания. Эта цифра в разы меньше той, что была запланирована на начальном этапе работы: тогда речь шла о ежедневной рассылке 10 тыс. предупреждений. На практике же отправляется 1-2 тыс. писем, хотя провайдеры предоставляют контролирующему органу 50 тыс. IP-адресов нарушителей в день2.
Борьба с пиратством в интернете во Франции
Во Франции остро стоит вопрос защиты индустрии культуры в цифровую эпоху, когда в результате так называемой дематериализации культурной продукции3 – стоимость создания копии (к примеру, новые цифровые форматы MP3, PDF, BDRip) стала практически нулевой – доля ее «пиратского» потребления растет, а доходы легальных производителей сокращаются. Так, за пять лет (2002?2007 гг.) продажи одних только звукозаписей в стране сократились на 52%, что составляет в эквиваленте 348 млн евро4.
В 2007 г. представителям индустрии культуры удалось привлечь внимание правительства к данной проблеме. Президент Николя Саркози заявил о начале новой эры, «эры цивилизованного интернета». И в 2009 г. во Франции были приняты законы о соблюдении и защите интеллектуальной собственности в интернете (сокращенно, по названию создававшейся для их реализации административной службы, АДОПИ 1 и АДОПИ 2). В соответствии с новыми законами создан Высший орган по распространению произведений и защите авторских прав в интернете – АДОПИ ( Haute autorit? pour la diffusion des oeuvres et la protection des droits sur Internet, HADOPI), который берет на себя функцию «полиции» интернета5.
Миссия АДОПИ – способствовать развитию легального предложения цифровой культурной продукции и пресечению ее нелегального потребления в интернете. Служба состоит из Коллегии и Комиссии по защите прав, а также может привлекать к рассмотрению досье специальных агентов.
Система штрафных санкций получила название «дифференцированные ответные действия». Она состоит из трех уровней. При первом нарушении на e-mail владельца интернет-соединения приходит предупреждение. После второго, совершенного менее чем через шесть месяцев, – повторное предупреждение и заказное письмо (для подтверждения даты получения абонентом извещения). В случае рецидива доступ в Сеть с данного IP-адреса может быть заблокирован на срок до одного года. Все это время владелец продолжает платить абонентскую плату интернет-провайдеру и не имеет права заключать договор с другим поставщиком услуг (в случае нарушения запрета на него налагается штраф до 3 750 евро). В дальнейшем нарушитель уже попадает под действие законодательства о борьбе с контрафактной продукцией (штраф до 300 тыс. евро и три года тюремного заключения).
Решение о приостановке соединения с интернетом, как и о сумме штрафа, принимает судья по упрощенной процедуре (нет предварительных слушаний и выяснения причин правонарушения). К окончанию срока наказания (отключения доступа в интернет) Комиссия по защите прав обязана уничтожить все персональные данные о владельце интернет-соединения, находящиеся в ее распоряжении.
В дополнение к этому владелец IP-адреса лично несет ответственность за все незаконные действия, совершенные с его компьютера (даже если им воспользовалась третья сторона) и обязан обеспечить безопасность своего подключения в Сеть. В тексте закона для таких нарушений предусмотрено определение «явная небрежность» (фр. negligence caract?ris?e). Если владелец не принял мер по обеспечению безопасности своего интернет-соединения после получения первого предупреждения, ему грозит отключение доступа на срок до 1 месяца и штраф до 1 500 евро.
Правообладатели, обнаружившие нарушения, сообщают о них в Комиссию по защите прав. После этого она обращается к провайдерам доступа в интернет6, чтобы они по интернет-адресу (номеру IP) определили имя интернет-пирата. Согласно тексту закона, провайдеры по запросу Высшего органа по защите авторских прав в интернете должны предоставлять информацию о пользователе: личность, почтовый адрес, электронный адрес и телефон. Кроме того, в контракты со своими абонентами провайдеры обязаны включить пункты об ответственности за нелегальное потребление цифрового культурного продукта; о легальных способах потребления; о средствах защиты интернет-соединения. Как только злоумышленник будет установлен, провайдер направляет ему первое письмо, затем второе. В случае рецидива в дело вступает судья.
При принятии судом обвинительного вердикта провайдер обязан отключить доступ в течение двух недель и проинформировать об этом соответствующее подразделение административной службы. Если он этого не сделает, на него может быть наложен штраф в размере до 5 тыс. евро.
Независимая административная служба АДОПИ начала свою деятельность в январе 2010 г., но вплоть до осени шла работа над проектом, прорабатывалась его структура. Введение закона в действие потребовало внести коррективы, сделать его более практичным. Как уже отмечалось, первые письма-предупреждения провайдеры доступа в интернет отправили от имени АДОПИ лишь 1 октября 2010 г., а заявленные темпы и объемы работ так и остались таковыми только на бумаге. В конце сентября 2011 г., подводя итоги первого года работы, Высший орган огласил некоторые цифры. Согласно этим данным, было отправлено 650 тыс. писем-предупреждений, повторное предупреждение получили 44 тыс. интернет-пользователей, досье 60 рецидивистов находятся на рассмотрении для передачи в суд7. «Дифференцированные ответные действия – это реальность, и система работает»8, – заявила президент АДОПИ Мари-Франсуаз Марэ.
Французский интернет и пиратство в Сети
Когда ежедневно рассматривается не более 3-4% поступивших в распоряжение административной службы IP-адресов предполагаемых злоумышленников, сложно оценивать эффективность этих мер, и еще сложнее судить о том, какое влияние оказала новая система на феномен интернет-пиратства во Франции. Высший орган проводит опросы, результаты которых подтверждают, что с вступлением законов в силу объемы нелегальных скачиваний сокращаются. Но многие эксперты ставят под сомнение саму возможность получения и анализа таких данных9. На ежегодном Международном форуме по культуре, экономике и СМИ, традиционно проводящемся в Авиньоне, в ноябре 2011 г. Н. Саркози заявил, что «благодаря АДОПИ индивидуальное пиратство в интернете сократилось на 35%»10. «Цифры, оглашенные Президентом Республики, – писала «Монд» ( Le Monde), – неизбежно ошибочные… Их невозможно подсчитать»11. А «Юманите» ( L’ Humanit?) иронизировала: «Президент не сослался на свои источники, так как ни одно из исследований или хотя бы опросов, заказываемых Елисейским дворцом, не содержит таких или хоть немного похожих данных. Даже АДОПИ не осмелилась заявить нечто подобное. А ведь если бы это было правдой, закон был бы настоящим успехом»12.
Франция находится на 4-м месте в рейтинге 10-ти европейских стран-лидеров по количеству пользователей интернета (1-е место в Европе занимает Германия – 65,1 млн пользователей, 2-е место – Россия с 59,7 млн, 3-е место – Великобритания с 51,4 млн)13. Из 65 млн французов14 45,2 млн человек пользуются интернетом. Считается, что половина пользователей Сети во Франции более или менее регулярно совершают нелегальные скачивания15. Готовность платить за использование культурной продукции в интернете у этой аудитории невысока.
Действительно, практика бесплатного скачивания основательно прижилась среди французов. Это подтверждают данные исследования, проведенного «БВА-Оранж» (BVA-Orange) для Международного форума в Авиньоне в ноябре 2010 г. Практически половина опрошенных (44%) не хотят оплачивать какое-либо культурное произведение в интернете. В то же время 74% респондентов утверждают, что благодаря интернету их доступ к культуре значительно расширился. Подобного мнения придерживается и молодое поколение (82% среди подростков до 25 лет). Но необходимость платить за содержание (до этого являвшегося бесплатным легально или нет) встречает сильный отпор у интернет-пользователей16.
Французы готовы платить лишь за полнометражные фильмы (27%) и музыкальные произведения (26%). Они не желают тратить деньги на книги (лишь 19% из них готовы оплачивать этот вид культурной продукции), прессу (14%), компьютерные игры (12%). Самый низкий процент у телесериалов – только 8% опрошенных согласны платить за них в интернете. В среднем цена за просмотр одной серии достаточно высокая – 2-3 евро, а весь сезон стоит дороже, чем DVD-диск. К тому же чаще всего оплаченный фильм можно смотреть только в ограниченное время, как правило, в течение 48 часов17. Не выдерживает конкуренции и объем предлагаемых платных серий, который менее разнообразен, чем предложения нелегальных сайтов. Результаты опросов показали, что 6 из 10 опрошенных (как правых, так и левых взглядов) полагают, что материально культуру должно поддерживать государство. И только 25% считают, что для поддержки индустрии культуры государство должно объединить свои усилия с частными предприятиями18.
Если обратиться к результатам этих исследований, сложно поверить, что за год (а ровно через год на ежегодном форуме в Авиньоне Саркози озвучил «знаменитые» 35%) ситуация резко изменилась, особенно с учетом того, насколько медленно работает «антипиратская» служба.
Любопытно, что в январе 2011 г. АДОПИ попыталась выявить профиль среднестатистического интернет-пирата во Франции. Согласно специальному исследованию административной службы, самыми злостными нарушителями являются подростки и мужчины в возрасте 25?39 лет. Что касается подростков, то тут все понятно – это феномен поколения, растущего в бесплатной культуре интернета. К тому же они в силу своего возраста могут просто не понимать, что совершают что-то незаконное. Взрослые интернет-пираты гораздо более серьезный противник: как правило, они обладают самым современным оборудованием, имеют хороший доход и… совершают гораздо больше законных покупок в интернете, чем все остальные категории пользователей Сети в стране. «Эта элита часто ведет себя воинственно, – писала «Либерасьон» ( Lib? ration). – Она отрицает любую форму контроля, которую воспринимает как ретроградную»19.
Важно подчеркнуть, что само понятие «пират» используется АДОПИ чрезвычайно осторожно. Человек обвиняется лишь на основе IP-адреса, с которого произошло незаконное скачивание, которое, в свою очередь, мог совершить кто угодно (член семьи, ребенок, гости, сосед или просто недобросовестный человек, подключившийся к вашему WiFi). Кроме того, к данному рецидиву может быть причастен, например, специальный вирус, «пользующийся» жестким диском компьютера. Поэтому пока владельцу IP-адреса вменяется в вину только «явная небрежность». Более того, планировалось, что АДОПИ будет создавать и постоянно обновлять перечень технических средств защиты интернет-соединений, но этого так до сих пор и не произошло. Возможно, это именно тот шаг, который следовало бы сделать в первую очередь.
Грозит ли Франции следующий «антипиратский» закон?
Что касается технической стороны работы «антипиратской» службы, то многие способы нелегальных скачиваний просто не принимаются в расчет. К примеру, скачивания с использованием мобильных телефонов не учитываются (по мнению АДОПИ, этот способ пиратства не популярен во Франции); использование WiFi в общественных местах (т.е. пиратство за счет государства) игнорируется и пр. На практике АДОПИ отслеживает лишь сети P2 P (фр. peer to peer), такие как BitTorrent. А ресурсы, работающие в режиме streaming, ему неподвластны.
Этот факт вдохновил Н. Саркози объявить на Форуме в Авиньоне в ноябре 2011 г. о том, что он не исключает появление следующего закона, АДОПИ 3, действие которого будет распространяться и на такие ресурсы. «На сайтах, работающих на основе технологии streaming, идеология распределения [фр. l’ id? ologie du partage. – М.З., М.С.], извините меня, это – идеология денег: в одном месте я краду, в другом – продаю. Никто не хочет это поддерживать… Я сказал, что готов к АДОПИ 3. Я сознаю, что технология эволюционирует. Что имеет значение, так это защита авторских прав. Если технологии выходят на новый этап развития, то нужно соответственно адаптировать законодательство»20, – говорил он. Однако, когда речь идет о таких сайтах, необходимо отдавать себе отчет в том, что, во-первых, далеко не все из них коммерческие, во-вторых, многие (как, например, YouTube, Dailymotion, Deezer) сами ставят специальные барьеры для того, чтобы продукты, защищенные авторским правом, не попадали к аудитории. Кроме того, если речь идет о сайте с нелегальным предложением, важно, что действия человека, который просто подключается к ресурсу и в режиме реального времени смотрит / слушает интересующее его произведение, вовсе не попадают под определения «пиратство» (он ничего не скачивает) или «контрафакт» (он не делает копии и не перепродает их). По мнению газеты «Монд», в речи президента есть некоторая двусмысленность, вполне вероятно, что он намекал на эволюцию технологий блокировки и отслеживания данных в Сети21.
К слову, блокировка незаконных сайтов во Франции – уже реальность, правда, пока лишь в определенных областях. Так, Регулирующий орган онлайн-игр ( Autorit? de regulation des jeux en ligne, Arjel), независимая административная служба, созданная в мае 2010 г. для осуществления контроля за азартными играми в Сети (онлайн-покер, букмекерские конторы, принимающие ставки на различные виды спорта в интернете), стала первой организацией, которая имеет право требовать от интернет-провайдеров блокировку сайтов, не имеющих разрешения на ведение такой деятельности.
В январе 2012 г. интернет был взбудоражен новостью о том, что ФБР закрыло MegaUpload и все ее 18 сайтов по обвинению в широкомасштабном пиратстве культурной продукции, защищенной авторским правом, а также в отмывании денег. Был арестован создатель и владелец компании Ким Шмитц (по американским законам ему грозит до 20 лет тюрьмы). Сеть MegaUpload является одним из самых популярных в мире ресурсов, с огромной базой фильмов, музыкальных произведений, сериалов и пр. Ежедневно на ее сайты заходило более 50 млн человек, компания зарабатывала за счет рекламы и абонемента (чистая прибыль составила от 150 до 175 млн долл. за пять лет, по разным источникам)22. АДОПИ с удовлетворением встретила эту новость, приветствовав решение американских властей. В интервью газете «Монд» М.-Ф. Марэ на вопрос о том, возможно ли такое во Франции, ответила: «Мы [АДОПИ. – М.З., М.С.] не имеем таких полномочий. Однако, не следует забывать, что к нам обращаются сами правообладатели, обнаружившие нарушения авторского права. Таким образом, ничто не мешает им пойти в другие инстанции… использовать уголовно-процессуальный кодекс. Не следует забывать, что во Франции наказанием за контрафактную продукцию являются три года тюремного заключения и штраф до 300 тыс. евро»23.
В любом случае закрытие MegaUpload, который был очень популярен среди французов, вновь подняло еще один важный вопрос. Как можно избавиться от пиратства, если не существует удобных, простых в использовании, недорогих легальных ресурсов с богатой базой данных? Успех MegaUpload, работавшего на основе подписки, – наглядное подтверждение спроса на такое предложение. Во Франции в большей степени это проблема фильмов и телесериалов: скудное и по большей части слишком дорогое предложение заставляет интернет-пользователей обращаться к другим источникам. Предложение же по музыкальным произведениям развито лучше, более того, в последние годы «музыкальные» сайты (к примеру, Deezer- Orange и Sportify- SFR) ведут активную работу для того, чтобы быть более привлекательными, конкурентоспособными24.
Развитие легального предложения – ключевая задача АДОПИ
Как утверждает правительство и само руководство «антипиратской» службы, в роли полиции интернета АДОПИ выполняет лишь «превентивную» и «педагогическую» функции. Одно из важнейших направлений ее деятельности – развитие легального предложения культурной продукции в Сети.
В 2010 г. был создан специальный сайт hadopi.fr, где интернет-пользователи могут познакомиться с деятельностью административной службы, получить дополнительную информацию о том, как вести себя в случае получения уведомления-предупреждения и пр. В конце 2010 г. было также объявлено о создании пяти стратегических лабораторий – экспертных групп, действующих под эгидой АДОПИ, руководство которыми поручено внешним экспертам, каждый из них является профессионалом своего дела. Лаборатории «Сеть и технологии», «Цифровая экономика и творчество», «Интеллектуальная собственность и интернет», «Интернет и общество» и «Онлайн-потребление» занимаются исследованиями своей области с целью выработки оптимальных решений25. Бюджет каждой из них – 1-2 млн евро26.
Много внимания АДОПИ уделяет введению особой системы маркировки, которая позволит лучше ориентироваться на рынке электронной коммерции (фр. e-commerce). «Законопослушным» сайтам было решено присваивать специальный лейбл PUR, право на который нужно будет подтверждать ежегодно, что позволит пользователям Сети сразу же их узнавать. Слово «PUR» часто используется подростками в значении «настоящий» и одновременно является акронимом словосочетания «За Ответственное Использование» (фр. Promotion des Usages Responsables, PUR).
С марта 2011 г. в разделе сайта «АДОПИ: легальное предложение» ( Hadopi offre l? gale) можно узнать, какие интернет-ресурсы подали заявку на присвоение им лейбла. В этой процедуре предусмотрено, что досье (а также каталоги предлагаемых произведений) компаний-кандидатов остаются открытыми для всех желающих в течение месяца. Если за это время не появится ни одного возражения (прежде всего от правообладателей), то ресурсу автоматически присваивается лейбл27. К началу 2012 г. его получил 41 ресурс. На специальном сайте pur. fr опубликован список сайтов, успешно прошедших сертификацию, т.е. у пользователей появляется надежная, проверенная информация о легальных способах покупки культурной продукции в цифровую эпоху. В будущем планируется запустить сайт offreslegales. fr, который будет и базой данных, и поисковиком, позволяющем найти и выбрать наиболее приемлемое для конкретного интернет-пользователя предложение.
Важно подчеркнуть, что в настоящий момент с АДОПИ активно сотрудничают представители музыкальной индустрии и киноиндустрии. Ожидается, что в проекте примут участие заинтересованные лица из издательского бизнеса и производители компьютерных игр.
По данным Национального профсоюза производителей фонографической продукции ( Syndicat national de l’? dition phonographique, Snep), рынок музыкальных произведений в цифровом формате вырос на 25% в 2011 г., его торговый оборот достиг 110 млн евро (учитывались платные скачивания, бесплатный streaming в обмен на просмотр рекламного ролика и подписка). Объем платной подписки (как у Deezer и Sportify) увеличился на 89% и составил в эквиваленте 26 млн евро. Рынок же музыкальных произведений на физической платформе (CD и DVD) снова функционировал в русле негативных тенденций, его торговый оборот составил всего 412 млн. евро (- 11,5% по сравнению с 2010 г.)28. Успех «цифровых» продаж представители индустрии объясняют в первую очередь целенаправленными действиями основных игроков рынка, направленными на создание «современного» предложения. Кроме того, они подчеркивают «эффект» АДОПИ, благодаря которому часть интернет-пользователей стали обращаться к легальным ресурсам. А президент профсоюза Дени Ладежейери (Denis Ladegaillerie) даже заявил: «АДОПИ – это очень эффективный механизм. Если его отменить, мы вновь вернемся в Средние века цифрового мира»29.
Рекламные кампании: негативные оценки
Одновременно с запуском лейбла «PUR» АДОПИ начала рекламную кампанию со слоганом «Будущее творчество защитим сегодня». Спустя 18 месяцев после вступления в силу закона М.-Ф. Марэ объявила, что пришло время обратиться к широкой публике с помощью рекламы: «Не следует к нам приклеивать образ жандарма, мы не исполняем карательные функции. Даже рассылка предупредительных писем носит воспитательный характер. Прежде всего мы хотим привлечь внимание, проинформировать и научить пользователей быть ответственными»30. На рекламные цели в 2011 г. правительством было выделено 3,2 млн евро31. Телевизионные ролики были сняты агентством Н (филиал рекламного агентства «Гавас» ( Havas), возглавляемого Вэнсаном Боллоре).
Хотя реклама была рассчитана на широкую публику, создатели хотели в первую очередь обратиться к подросткам, поэтому язык и стиль посланий были выдержаны в молодежной манере.
Слоган кампании – «Будущее творчество защитим сегодня» – присутствует на всех рекламных объявлениях АДОПИ. Героями афиш являются дети. Рядом с их фигурами располагается текст о том, как мир без АДОПИ помешает им в будущем реализовать свой творческий потенциал (кто-то из них снял бы фильм, клип, записал диск или написал роман). Например, на плакате изображен мальчик из пригорода и надпись гласит: «Без АДОПИ не будет Натана Молина, будущего режиссера фильма “Наемный убийца”, лучшего триллера 2021 года».
Всего было создано 6 типов рекламных образов для печати как национальной, так и региональной; в барах, ресторанах и кинотеатрах раздавались специальные открытки. Для показа по телевидению и для заставок в кинотеатрах было выпущено три видеоролика по 30 секунд; по радио также шла реклама.
В целом рекламные кампании АДОПИ подверглись беспощадной критике: афиши и телеролики достаточно низкопробны, к тому же не совсем понятно, на что пошли заявленные средства. Тем не менее главная идея – без АДОПИ «завтра» не будет творчества – в точности отвечает высказыванию Н. Саркози в октябре 2010 г.: «Если мы узаконим кражу, мы разрушим сам творческий процесс и тогда больше не будет магазинов, где артисты раздавали свои автографы…. Я не позволю уничтожить книгу, диск, кино. Они слишком важны для нашей страны»32.
Борьба с пиратами в других странах и опыт Франции
Пиратское потребление культурной продукции в интернете – это проблема мирового масштаба, в эпоху цифровых технологий оно не ограничивается территорией какой-либо одной страны или континента. Так что Франция здесь не одинока, но именно она первой среди западных стран попыталась решить эту проблему на законодательном уровне, начала реальную борьбу с эпидемией интернет-пиратства. Поэтому неудивительно, что внимание заинтересованных в решении этого вопроса стран, профессиональных организаций, объединяющих представителей индустрии культуры и отдельных компаний, задействованных в этой сфере, приковано к практической деятельности АДОПИ. Еще на стадии принятия законопроектов правительства ряда стран (к примеру, Великобритании, Италии, Испании) с интересом встретили инициативу французских властей.
В апреле 2011 г. Новая Зеландия приняла закон о защите авторского права, основные положения которого «перекликаются» с АДОПИ, он вступил в силу 1 сентября 2011 г. После трех предупреждений на нарушителя может быть наложен штраф до 15 тыс. австралийских долларов (около 8 200 евро)33. Больше года обсуждалось принятие соответствующего законодательства в Австралии, но в силу ряда причин проект не был реализован. В США в 2011 г. в центре внимания были два законопроекта о борьбе с пиратством в интернете (так называемые SOPA и PIPA34), содержащие очень жесткие меры противодействия пиратству. В результате широкомасштабных акций протеста, организованных тысячами интернет-сайтов (в том числе такими, как Wikipedia, Google, Facebook), интернет-пользователями и другими неравнодушными лицами, их рассмотрение было отложено на неопределенный срок. Протестные настроения интернет-сообщества нашли поддержку у президента Обамы, заявившего, что он не подпишет законопроект, который способствует развитию цензуры, угрожает свободе слова или может разрушить архитектуру Сети35.
Любопытно также и то, что опыт работы АДОПИ уже востребован в других странах, причем интерес вызывает не только непосредственно практика борьбы с пиратами, но и сертификация легальных сайтов и развитие легального предложения в Сети. Так, летом 2011 г. административную службу посетил министр культуры Великобритании, осенью – делегации из Южной Кореи и Японии.
Новые регулирующие органы цифрового пространства
Согласно указу Н. Саркози с 28 апреля 2011 г. начал свою деятельность Национальный совет по цифровым технологиям (Conseil national du num?rique, CNN). По распоряжению президента были назначены 18 членов совета с учетом их влияния в «цифровой» сфере сроком на два года и с возможностью переизбираться один раз, возглавил совет Жиль Бабине ( Gilles Babinet).
Стоит отметить, что в период, когда создавался совет, в обществе и в интернет-сообществе возрастало недовольство реализацией закона АДОПИ и деятельностью одноименной организации. Появление дополнительного нового «цифрового» органа Саркози объяснил необходимостью найти симбиоз (государственных чиновников) с игроками интернета: «Создание нового пространства обмена мнениями между государством и представителями цифровой сферы позволит избежать непонимания и проблем в общении, как было с АДОПИ»36. В Совет вошли представители операторов связи, электронной торговли, создатели программ и социальных сетей.
Совет является консультативной инстанцией, гарантирующей разнообразие игроков на просторах интернета, и подчиняется министру промышленности, энергетики и «цифровой» экономики Эрику Бессону. В задачи организации входят37:
В опубликованной декларации президент Совета Ж. Бабине уточняет, что в функции его ведомства входит отслеживание и ускорение роста потребления цифровой продукции во французском обществе, а также поддержка продукции, будь то художественная, торговая или технологическая, и инициатив граждан в интернете, сохраняя при этом общие интересы. Интересы рядовых пользователей интернета в организации не представлены.
Социалисты, критикуя работу АДОПИ, предлагали переложить полномочия на другую организацию – Национальную комиссию по информатизации и свободам ( Commission Nationale de l ’ Informatique et des Libert ? s , Cnil ), которая существует с 1978 г. Комиссия является административным ведомством, действующим от имени государства, но при этом обладающим определенной независимостью. Она состоит из 17 членов, 12 из которых избираются различными ассамблеями и судебными органами. Задача организации заключается в защите частной жизни и свобод, информировании граждан об их правах и обязанностях в области информатики. В первый год своей деятельности (в 1978 г.) Комиссия получила от государства 7 млн франков (1 млн евро), и только к 2010 г. она смогла получить 14,7 млн евро, на АДОПИ же в 2011 г. сразу было выделено 12 млн евро38.
В свое время АДОПИ хотели объединить с Высшим аудиовизуальным советом ( Conseil sup?rieur de l' audiovisuel, CSA). В парламентском докладе о независимых административных органах (декабрь 2010 г.) депутаты Рене Дозьер (Социалистическая партия – Parti socialiste, PS) и Кристиан Ваннест (Союз за народное движение – Union pour un Mouvement Populaire, UMP) предлагали совместить два института, таким образом решив «специфическую проблему», т.к. главной задачей АДОПИ, по их мнению, была борьба с пиратством ради максимального «визуального» присутствия артистов. Однако год спустя, в декабре 2011 г., премьер-министр Франсуа Фийон окончательно решил данный вопрос отказом объединять организации: «Задача АДОПИ состоит в воспитании и контроле за защитой авторских прав в интернете, в то время как Высший аудиовизуальный совет гарантирует свободу аудиовизуального вещания, так что слияние двух органов противоречит их натуре»39.
Еще одним новым институтом, связанным с «цифровой» областью, стала специальная Цифровая обсерватория ( Observatoire du num?rique, OdN), созданная Министерством экономики, финансов и промышленности (Le Minist?re de l'?conomie, des Finances et de l'Industrie) в ноябре 2011 г. Работа обсерватории состоит в сборе имеющихся исследований по цифровым технологиям, а также в проведении своих собственных. В ее задачи входит регулярное предоставление в распоряжение правительства и общественности информации о состоянии и развитии цифровых секторов, о распространении цифровых технологий в экономике и в обществе. Информация публикуется 4 раза в год в издании «Синоптик» (Synoptic)40.
Обсерватория разделена на два комитета: стратегический и исполнительный. В первый комитет вошли представители цифровой индустрии (среди них: Французская федерация по телекоммуникациям, ФЕВАД, АКСЕЛЬ, МЕДЕФ – F?d?ration Fran?aise des T?l?coms, FEVAD, Аcsel, Medef) и профсоюзов (СФДТ, СФТС, СЖТ, ФО – CFDT, CFTC, CGT, FO). Они собираются не больше двух раз в год для определения стратегии Обсерватории. Второй комитет собирается чаще и решает, какие исследования необходимо провести, какие стоит публиковать, а какие отложить. Однако снова в состав организации не вошли представители интересов простых пользователей41.
АДОПИ в политической жизни Франции
Полемика вокруг «антипиратской» службы набирает новые обороты в ходе предвыборной президентской кампании в 2012 г.
Закон АДОПИ, действующий в течение двух лет, был принят в период президентства Н. Саркози и стал одной из центральных тем в программах кандидатов на пост президента. В политическом мире дискуссии о цифровых технологиях стали главной ставкой. С одной стороны, выступления на данную тему прибавляют к образу политика «современности», что, безусловно, привлекает молодой электорат, с другой – затрагивается сектор, который имеет большой экономический потенциал. Действующий президент четко обозначил свою позицию по АДОПИ в своем выступлении, адресованном миру культуры в Марселе в январе 2012 г.: «Я изумлен, когда слышу, что некоторые предлагают упростить закон АДОПИ…это будет одностороннее разоружение перед пиратством... нужно идти дальше, необходимо сотрудничество между государствами, т.к. под угрозой борьба с сайтами стриминга, обосновавшихся в цифровом рае»42.
Другие потенциальные претенденты на место президента предлагают новую реформу интернета или же полную отмену АДОПИ. Мнения разделились, что привело к расколу как среди правых, так и левых.
Более четкую позицию заняла представитель соцпартии Мартин Обри: за отмену АДОПИ; она согласна узаконить свободный обмен файлами и не облагать штрафами пользователей. Обри предлагает ввести абонентскую плату за интернет для всех пользователей (в качестве примера она привела сумму в один евро в месяц). Вопрос в том, насколько полученная сумма дохода будет возмещать затраты производителей музыкальных, литературных произведений: «Закон АДОПИ может отвернуть молодежь от мира культуры, однако автор произведения имеет право получать доход»43.
Мартин Обри также выступает за расширение полномочий Национальной комиссии по информатизации и свободам, которую она предлагает переименовать в Национальную комиссию по вопросам «цифровой» свободы. Главной задачей данной организации должна стать защита свободы слова в интернете. Ее работу Обри предлагает финансировать за счет выделенных на АДОПИ 12 млн евро.
Франсуа Олланд – главный конкурент Саркози на выборах 2012 г. – менял свое мнение об АДОПИ несколько раз. За полное упразднение закона сначала, позже он выступал за пересмотр АДОПИ. Главную задачу он видит в смене источников финансирования творческих произведений в интернете (не за счет пользователей), а например, переориентировать доходы от налогов с провайдеров (сейчас деньги поступают для «Франс Телевизьон» – France T?l?visions), что должно приносить до 1 млрд ежегодно. «Нынешний механизм регулирования и штрафных санкций не эффективен и предполагает возмутительное вторжение в частную жизнь пользователей интернета, к тому же он не обеспечивает должного финансирования авторских работ»44.
Хотя и есть некоторая неопределенность в высказываниях Олланда, можно отметить, что вопросы «цифровой» политики занимают не последнее место в его программе. Для избирательной кампании он специально назначил советника по цифровым технологиям – Флер Пеллеран. Тема регулирования интернета интересует прежде всего молодых избирателей, чьи голоса Олланд хочет получить на выборах 2012 г.
Партия «зеленых»-экологов (Europe ?cologie Les Verts, EELV) выступает за отмену закона АДОПИ, на который бесполезно тратятся деньги, а приравнивание пользователей, обменивающихся файлами в интернете, к пиратам – ключевой ошибкой. Кандидат от партии на президентских выборах 2012 г. Ева Жоли предложила ввести выплату гонораров артистам соразмерно их популярности среди интернет-пользователей: «Мы хотим полной отмены АДОПИ, который является абсурдным. Экстра-законодательная инстанция не может лишать граждан такой свободы, как доступ в интернет, т.е. доступ в мир. Для нас эта идея неприемлема. Мы за выплату вознаграждений создателям, которым мы предложим систему оплаты творчества»45.
Марин Ле Пен, лидер Национального фронта (Front national, FN) высказывается резко против закона во имя свободы в интернете. Партия активно использовала возможности интернета для налаживания коммуникации со своими избирателями, противопоставляя его традиционным СМИ: «Пресса должна быть так же освобождена от диктатуры идеологической, от давления политических интересов и финансов. По этим причинам мы ревностно будем выступать за свободу в интернете»46. В качестве подтверждения особой роли интернета для кампании партии, Марин Ле Пен запустила в январе 2012 г. «волну морского цвета» (фр. vague bleu marine) в Сети: она попросила своих сторонников разместить на своих личных страничках в социальных сетях специальные баджи в поддержку Национального фронта.
Глава Демократического движения ( Le Mouvement d?mocrate, MoDem) Франсуа Байру в своем интервью газете «Трибюн» ( La Tribune), говоря об АДОПИ, заметил, что «контролировать деятельность пользователей интернета опасно и ни к чему не приведет, а будет означать постоянный контроль за личным общением»47.
Несмотря на серьезную критику в адрес АДОПИ, позицию нынешнего президента, отстаивающего законы о соблюдении и защите интеллектуальной собственности в интернете, некоторые эксперты считают наиболее выгодной: многие уважаемые деятели культуры поддержали Саркози. Так, президент кинокомпании «Гомон» ( Gaumont) и глава Ассоциации по борьбе с аудио-пиратством ( Association de lutte contre la
По сути, полемика вокруг «антипиратских» законов, не стихающая во Франции уже пятый год, затрагивает все те же темы. К примеру, нарушение основных демократических свобод, права на частную жизнь и доступ к информации или в какой мере именно пиратское потребление цифрового культурного продукта повлияло на падение продаж в сфере культуры. Закон называют неэффективным, уже устаревшим и бесполезным.
Кроме того, обозреватели с завидной регулярностью задаются вопросом, на что расходуются деньги из государственного бюджета? В 2011 г. на АДОПИ было выделено 12 млн евро, столько же запланировано на 2012 г. Эта сумма практически равна бюджету такой организации, как Национальная комиссия по информатизации и свободам48 .
Выдвигаются предложения перестать действовать старыми способами, которые не всегда совместимы с новым цифровым миром, а начать разработку решений, в большей степени соответствующих современным реалиям. Одним из таких методов может стать так называемая глобальная лицензия, когда с каждого интернет-пользователя будет взиматься определенная сумма денег, которую государство затем будет распределять на нужды сферы культуры49. Своего рода абонентная плата, на подобие той, что позволяет общественному телевидению выполнять свою миссию.