Languages

You are here

Интернет-СМИ и социальные медиа: роль и место в акциях протеста в Испании в 2011 г.

Научные исследования: 

The Internet and Social Media: the Role and Position in the Protest Actions in Spain in 2011

 

 

Тарасенко Павел Николаевич
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ptarasenko@rambler.ru

Pavel N. Tarasenko
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, ptarasenko@rambler.ru

 

Аннотация
Автор исследует роль и место интернет-СМИ и социальных медиа в акциях социального протеста, имевших место в Испании весной – летом 2011 г. В работе дается панорама деятельности так называемых «возмущенных» в отражении испанских СМИ, характеризуются основные возможности интернета как уникальной информационно-коммуникационной среды, активно использовавшиеся манифестантами, а также проводится анализ процесса взаимодействия между профессиональными СМИ и гражданскими журналистами.

Ключевые слова: Испания, «возмущенные», интернет, социальные сети, гражданская журналистика.

Abstracts
The author examines the role and place of the Internet and social media in the protest actions, occurred in Spain during the spring and summer of 2011. The paper gives a broad overview of the activities of ?indignados? reflected in Spanish mass media, characterizes the unique features of the Internet, used by protesters, and analyzes the process of interaction between professional mass media and citizen journalists.

Key words: Spain, indignados, Internet, social networks, citizen journalism.

 

2011 г. стал годом роста активного социального протеста в разных уголках планеты. Революции в Египте и Тунисе, волнения в Йемене и Бахрейне, гражданская война в Ливии, акции протеста в США и Испании различны по своей сути и причинам. Однако их объединяет активное использование манифестантами возможностей интернета и социальных медиа. И если раньше к последним относились скорее как к развлечению, то теперь стало ясно: социальные СМИ – это мощный мобилизационный инструмент, который позволяет объединить и сплотить единомышленников.

Глобальное протестное движение людей, недовольных экономической и политической ситуацией в своих странах, не обошло стороной и Испанию. К 2011 г. экономика этой страны окончательно погрузилась в глубокий системный кризис. Недавние данные Евростата (службы ЕС, занимающейся сбором статистической информации по странам-членам союза) демонстрируют по Испании самые низкие темпы роста промышленного производства (0,3% в августе 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., средний рост в еврозоне – 5,3%), а также крайне глубокий спад в розничной торговле (–4,6% против –1%)1. Кроме того, осенью 2011 г. Испания была страной с максимальной в сравнении с другими государствами – членами ЕС безработицей (более 20%), причем среди молодежи этот показатель составлял около 45%2. На этом фоне популярность правящего правительства социалистов во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро упала до минимума. Впрочем, роста рейтинга второй крупнейшей партии страны – Народной – также не наблюдалось.

Разочарование в политической и экономической ситуации охватило сотни тысяч испанцев. Протесты начались 15 мая 2011 г. в центре Мадрида на площади Пуэрта-дель-Соль. Вскоре они распространились по нескольким десяткам городов Испании. Кроме того, акции протеста испанцев состоялись в Лиссабоне, Будапеште, Берлине, Афинах, Мехико и Нью-Йорке. А на сайте газеты «Эль Паис» (El Pais) или «Паис» был опубликован репортаж об одиночном пикете в поддержку движения 15-M (сокращение от 15 Mayo (15 мая)), состоявшемся у памятника Ленину в Омске. По словам журналистов, организовавший эту акцию молодой человек по имени Хавьер является «единственным испанцем в Сибири»3.

Тем временем на площади Пуэрта-дель-Соль вырос огромный палаточный городок. Его жителям удалось наладить коммуникации и постоянное снабжение продуктами питания, эффективную работу по юридическим вопросам, обеспечить нуждающимся необходимую медицинскую помощь. В определении стратегии, задач и юридической базы манифестантам помогали одни из самых титулованных адвокатов Испании, в частности Давид Браво (ведет блог в Twitter под псевдонимом @dbravo) и Хавьер де ла Куэва – (@jdelacueva). К движению присоединились и известные экономисты страны.

К концу лета активность манифестантов на площади Пуэрта-дель-Соль практически сошла на нет. Власти Испании то пытались разогнать палаточный лагерь, то оставляли «возмущенных» в покое. Постепенно число митингующих на Пуэрта-дель-Соль снизилось до минимума. Во многом это произошло не только из-за накопившейся усталости, но и по причине ухудшения погодных условий.

Впрочем, осенью акции социального протеста приобрели иной, куда более глобальный характер. 15 октября в более чем 951 городе 82 стран мира под лозунгом «Объединяемся ради глобальных перемен» прошла самая массовая акция социального протеста в истории человечества. Наиболее масштабными были выступления в Испании – по данным организаторов, в Мадриде на улицы вышли 500 тыс. «несогласных», а в Барселоне – около 400 тыс. «Пришло время нам объединяться, а им [властям и финансовой элите. – П.Т.] слушать»4, – гласил призыв на сайте первого «Дня гнева» всемирного масштаба. Пока сложно сказать, насколько активистам удастся добиться своих, во многом идеалистических, целей. Однако очевидно, что мы являемся свидетелями зарождения нового феномена – глобального, охватывающего сразу несколько континентов, движения, участники которого благодаря интернету и новым информационно-коммуникационным технологиям чувствуют себя единым целым и, по крайней мере частично, действительно являются им.

 

СМИ как источник информации о движении 15-M

Немалую роль в освещении деятельности испанских «возмущенных» сыграли СМИ. По данным социологической службы Havas Media España, 77% жителей страны предпочитали следить за новостями о движении по телевидению. На втором месте шел интернет (66%), на третьем – печатная пресса (45%), на четвертом – радио (27%)5.

Впрочем, результаты опроса среди испанской молодежи, которая и составляет основу движения социального протеста, заметно различаются. На первом месте в качестве источника информации со значительным отрывом находился интернет (82%), и только на втором – телевидение (71%). В интернете наибольшую роль играла онлайновая пресса (70%), а также социальные сети, в первую очередь Facebook (52%) и Twitter (28%)6.

 

Роль Twitter в движении 15-M

Впрочем, информационная роль для социальных сетей во время акций протеста в Испании была не главной. В первую очередь они помогали участникам 15-M координировать свои действия, обеспечивая коммуникацию от «многих ко многим».

В целом манифестации на Пуэрта-дель-Соль и в центре других городов Испании можно отнести к категории смартмобов (от англ. smart mob – умная толпа). Согласно определению американского социолога Говарда Рейнольда, это «форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий»7. Смартмобы организуются при помощи интернета и беспроводных устройств – мобильных телефонов, коммуникаторов и планшетов. Распространение информации происходит децентрализованно между отдельными людьми и при этом объединяет их в единое целое.

Особо стоит выделить роль одной социальной сети – Twitter. Об этом говорит хотя бы факт появления термина «twitter-революции». Ее автором является американский гражданин белорусского происхождения Евгений Морозов. Впервые он применил этот термин по отношению к акциям массового протеста молдавской молодежи против результатов парламентских выборов в 2009 г. В 2011 г., после начала «арабской весны», аналитики вновь вспомнили о «twitter-революциях».

Активисты во всем мире быстро оценили преимущества сервиса Twitter (от англ. «чирикать», «щебетать») и начали использовать его. Эта система позволяет пользователям отправлять короткие текстовые заметки – твиты (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Отличительными особенностями Twitter, во многом обуславливающими его популярность, являются оперативность и публичная доступность сообщений. Кроме того, Twitter является своеобразной «платформой» для передачи ссылок на аудио- и видеофайлы (снятые в большинстве случаев при помощи мобильных устройств).

Заметно упрощают использование Twitter так называемые хэш-теги – специальные метки, обозначающие тему сообщения. Весной самым популярным хэш-тегом в испанском сегменте Twitter был #nolesvotes («не голосуй за них»). Он появился еще в декабре 2010 г. и первоначально использовался в сообщениях, содержащих в себе критику закона Синде (Ley Sinde), разрешающего государству закрывать сайты при подозрении в нарушении авторских прав. Впрочем, хэш-тег быстро перерос рамки этой темы. Так, в апреле о законе Синде речь шла лишь в 9,7% сообщений, отмеченных #nolesvotes8. Куда популярнее была критика социалистов (20,4%), Народной партии (19,9%), коррупции (19,1%) и призывы к мобилизации на акции протеста (12%). Всего в апреле с этим хэш-тегом 13 559 пользователей опубликовали 66 784 твитов9.

Помимо этого, в ходе испанских протестов активно использовались хэш-теги #democraciarealya («наконец настоящая демократия»), #spanishrevolution («испанская революция»), #acampadasol («занятая лагерем площадь Солнца»), #nonosvamos («мы не уйдем»), #acampadabcn («занятая лагерем Барселона»), #yeswecamp («да, мы разбиваем лагерь» – парафраз предвыборного лозунга президента США Барака Обамы ″Yes we can″ – «да, мы можем»). Самым популярным сообщением первых дней движения, согласно статистике, стала фраза Махатмы Ганди «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь». В пиковые дни активность «возмущенных» в Twitter превышала 10 тыс. сообщений в час, что на время сделало используемые ими хэш-теги самыми популярными в глобальном рейтинге. Наибольшее число постов публиковалось жителями трех крупнейших городов страны – Мадрида, Барселоны и Валенсии10.

Наиболее популярным блогом на сервисе Twitter среди множества, посвященных акциям социального протеста, является @democraciareal – в октябре 2011 г. число его подписчиков превышало 100 тыс. человек [больше, чем у официальных Twitter-блогов Социалистической рабочей партии Испании (PSOE) и Народной партии (PP) вместе взятых]. Кроме того, в Facebook на страничку DemocraciaRealYa подписались 417 тыс., а в испанской социальной сети Tuenti – 90 тыс. человек11.

 

Освещение акций протеста профессиональными интернет-СМИ

Столь масштабные акции протеста не могли остаться незамеченными и профессиональными журналистами. Ежедневно они освещали происходившие на площади Пуэрта-дель-Соль события, брали интервью у участников акций, делали фото- и видеорепортажи. На сайтах «Эль Паис», «Эль Мундо» (El Mundo), «Ла Вангардиа» (La Vanguardia) и других ведущих испанских СМИ появлялись мультимедийные материалы, сделанные как самими журналистами, так и информагентствами, с которыми установлены партнерские отношения.

При этом активно велась и интеграция профессиональных СМИ с социальными медиа. То, что любую статью пользователь может разместить на своей странице в социальной сети, отправить по электронной почте или на мобильный телефон, уже давно стало стандартом. Вместе с тем освещающие 15-M журналисты пошли дальше, осознав все преимущества гражданской журналистики. По словам заместителя директора объединенной редакции бесплатной газеты «20 минутос» (20 minutos) Вирхинии Алонсо, Twitter «подхватил информационную эстафетную палочку» у СМИ, поэтому она и ее команда начали тесно сотрудничать с автором одного из ведущих испанских Twitter-блогов по данной тематике – режиссером-документалистом Стефаном Груэсой (@fanetin)12. Результатами работы непрофессиональных журналистов пользовалась и «Эль Паис». Так, на обложке одного из номеров газеты, а также на главной странице сайта висела фотография, сделанная участником митинга в Валенсии Хакобо Мендесем Диасом. Изначально она была выложена на фотохостинге Flickr.com, где и была замечена бильдредакторами «Эль Паис».

Во многом ведущей ежедневной газете Испании удалось достичь оперативного освещения акций протеста благодаря собственной социальной сети Eskup. Ее создатели признаются, что она была создана для журналистов «Эль Паис», однако затем переросла первоначальные цели. Теперь Eskup, как следует из описания сети, «это место, где вы можете спросить и ответить, молчать или читать, узнать новое или рассказать другим»13.

Возможности внутренней социальной сети «Эль Паис» во многом повторяют возможности Twitter. Сообщения также отличаются краткостью, правда, одно сообщение может вмещать 280, а не 140 символов. Как и в Twitter, к тексту в Eskup можно дополнительно прикреплять фотографии и видеофайлы. Существенным отличием является наличие в соцсети «Эль Паис» тематических сообществ. В одних могут писать все желающие, в других же – только журналисты «Эль Паис». К последним относится Ultima Hora – «окно, открытое для новостей». «Из редакции “Эль Паис” мы рассказываем тебе, что происходит. Так, как это видят наши корреспонденты, спецкоры и журналисты, а также другие СМИ», – говорится в описании14 сообщества, которое читают 2 966 пользователей15. Блог «Движение 15-M и о его последствиях» читают более 400 человек, около трети из которых могут также оставлять свои сообщения. В разгар акций «возмущенных» в Eskup описывались буквально все события на площади Пуэрта-дель-Соль. И эти прямые репортажи часто были более полными и яркими, чем какие-либо другие.

 

«Возмущенные» против профессиональных журналистов

Вместе с тем сами манифестанты были крайне недовольны освещением их акций профессиональными СМИ. Так, по мнению редактора информационного сайта Kaos en la red Карлоса Гарсии, масс-медиа в большинстве своем пытались всячески дискредитировать социальное движение. «Все началось со своеобразной опеки движения [со стороны СМИ. – П.Т.], так как никто его еще не знал. Никто не знал, во что оно выльется, так как идеология еще находилась в процессе создания. Потом информационная линия поменялась на дискредитацию. [Журналисты. – П.Т.] говорили, что участники 15-M – это бездельники, и пытались им помешать», – говорит господин Гарсия16. По его мнению, чуть ли не единственным объективным по отношению к манифестантам СМИ был венесуэльский телеканал TeleSUR.

Вместе с тем сами испанские журналисты видят другие причины кризиса доверия к ним. «Движение “возмущенных” критикует традиционные масс-медиа, почти не отделяя одно СМИ от другого. Для них главное противопоставление – это не между левыми и правыми, и не между профессионалами и манипуляторами, и не между собственниками и журналистами. Главное – это борьба между представителями экономического, политического и медиаистеблишментa, а также теми, кого Роберт Кастель [французский социолог. – П.Т.] называет “изгнанными из системы” – политическими изгнанниками (которые не чувствуют, что современные партии представляют их интересы), экономическими изгнанниками (которые думают, что при нынешнем положении дел у них нет будущего и даже, возможно, настоящего) и изгнанниками социальными (которые не соотносят себя с массовыми СМИ, потому что считают, что те искажают реальность)», – объясняет директор школы журналистики «Эль Паис» и Автономного университета Мадрида (UAM), бывший главный редактор «Эль Паис» Хоакин Эстефания17.

Критикуя коммерческие СМИ, обитатели Пуэрта-дель-Соль попытались создать собственные медиа. В частности, двое из них – Пепа Гонсалес и Кике Альварес – организовали свой телеканал Sol TV, который осуществлял вещание через интернет. По сути, он представлял собой 24-часовую трансляцию с веб-камер, установленных на мадридской площади. Желающих посмотреть на происходящее своими глазами, без посредников в виде профессиональных журналистов, оказалось предостаточно. Судя по информации на стартовой странице Sol TV, за 136 часов непрерывной трансляции «окно на Пуэрта-дель-Соль открыли почти 10 млн раз». Согласно статистике сайт посетили не только испанцы, но и жители более чем 50 стран мира.

Впрочем, как мы рассмотрели выше, одним антагонизмом отношения между профессиональными СМИ и социальными журналистами не ограничиваются. Конечно, активисты часто выигрывали у профессионалов в оперативности и полноте предоставляемой информации – первыми выкладывали фотографии с митингов, буквально поминутно информировали о продвижении маршей участников акций протеста, сообщали о решениях, принятых на всенародных ассамблеях, и разъясняли их. Профессионалы, в свою очередь, осознавали это и, пытаясь исправить ситуацию, предлагали непосредственным участникам событий сотрудничество. Опыт 15-M показывает, что, только используя возможности социальных медиа, СМИ могут оставаться конкурентоспособными.

При этом преждевременно говорить о том, что традиционные медиа под натиском интернет-активистов скоро исчезнут. Как считает заместитель главного редактора «Эль Паис» Луис Бассетс, посредники между событиями и потребителями информации будут нужны всегда18. «Правда, доверие в политике и журналистике будет куда сложнее завоевать. Возможно, оно будет более личным, а не корпоративным», – заявляет господин Бассетс19, тем самым предсказывая дальнейшее сближение двух миров.

 


  1. Бутрин Д. Кризис выбирает себе новый курорт // Коммерсантъ. 2011. Окт.,15. № 194.
  2. Тарасенко П. Испанская молодежь доросла до протеста // Коммерсантъ. 2011. Май, 23. № 90.
  3. Seco R. Solo e indignado en Siberia // El Pais. 2011. Mayo, 21 // http://politica.elpais.com/politica/2011/05/21/actualidad/1306004185_469301.html
  4. 15th October: #United we will re-invent the world // http://www.15october.net
  5. Bacchetti P. Los «indignados» pelean por una Democracia 4.0 // PuntoGOV. 2011. Junio, 16 // http://www.puntogov.com/Nota.asp?nrc=2600&nprt=1
  6. Там же.
  7. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М., 2006. С. 47.
  8. Del Campo L.F. Análisis e infografía de #NoLesVotes y el movimiento #DemocraciaRealYa // Blog de Luis Fernández del Campo. 2011. Mayo, 05 //
    http://fernandezdelcampo.wordpress.com/2011/05/17/analisis-e-infografia-de-nolesvotes-y-el-movimiento-democraciarealya
  9. Там же.
  10. Laiseca J. La #spanishrevolution hierve en Twitter // Cadena Ser. 2011. Mayo, 21 // http://www.cadenaser.com/espana/articulo/23spanishrevolution-hierve-twitter/csrcsrpor/20110521csrcsrnac_16/Tes
  11. По данным на 15 октября 2011 г.
  12. Cuando despertó el 15M no había medios allí porque habían despreciado las llamadas de atención // Congreso andaluz de periodismo digital. 2011. Septiembre, 21 // http://www.asociacionpda.com/congreso/cuando-desperto-el-15m-no-habia-medios-alli-porque-habian-despreciado-las-llamadas-de-atencion
  13. Que es Eskup // http://eskup.elpais.com/Estaticas/ayuda/quees.html
  14. Блог газеты El Pais Ultima Hora // http://www.elpais.com/loultimo/
  15. По данным на 15 октября 2011 г.
  16. Indignados de España: activistas y periodistas critican cobertura de medios // Poder en la red. 2011, Agosto, 5 // http://poderenlared.com/?p=3545
  17. Perez Oliva, M. Indignados con los periodistas // El Pais. 2011. Junio, 26 // http://www.elpais.com/articulo/opinion/Indignados/periodistas/elpepiopi/20110626elpepiopi_5/Tes
  18. Там же.
  19. Там же.