Languages

You are here

Феномен газеты «Repubblica» в 70-е годы

Научные исследования: 
Создание газеты «Репубблика» (ее первый номер вышел 14 января 1976 года) совпадает с кризисом неоцентризма, и на волне левого движения она оказывается в центре внимания. Ее появление приходится на период, когда газеты становятся более политизированными (эту тенденцию начинает газета «Джорнале», созданная за полгода до «Репубблики»).

Создателем, «идейным вдохновителем» и первым редактором газеты был Эудженио Скальфари (один из лучших журналистов Италии). Огромный успех еженедельника «Эспрессо», директором которого он был, подтолкнул его к созданию собственной газеты. Финансовую поддержку новому проекту оказало издательство Мондадори.

Первоначальная концепция газеты предполагалась такой: национальная газета второго плана (она так и читалась: ее покупали для сравнения с основными национальными газетами «Стампа» или «Коррьере делла сера»). Но довольно скоро она станет национальной газетой первого плана, обращенной к широким слоям социально активных итальянцев.

Формула газеты была определена так: качественная, недорогая газета, не похожая на остальную итальянскую прессу. Скальфари отрицал традиционную итальянскую модель «газеты-омнибуса», т.е. обо всем понемногу и для всех, а на самом деле - ни для кого. Поэтому вначале она была довольно элитным изданием, рассчитанным на светскую аудиторию. Скальфари пытался создать большую газету для так называемой «intelligenza laica», т.е. людей, у которых нет непоколебимых политических и религиозных убеждений (в отличие от читателей «Коррьере делла сера», которые по своим политическим убеждениям большей частью демократы, а по религиозным - христиане).

Газета обращала на себя внимание внешним видом: у нее был таблоидный формат (в отличие от традиционного большого А2, который, как жаловались сами итальянцы было неудобно читать), новая верстка, яркие манящие заголовки и разнообразие материалов. Все это обеспечивала команда ярких и талантливых журналистов. Газета потрясла читателей также своим содержанием: на удивление мало места отводилось спорту, но зато журналисты очень пристально следили за политикой и давали свои комментарии (это было актуально в связи с возросшим потоком телеинформации). Скальфари, сам прекрасный комментатор, сделал это визитной карточкой своего издания. Особенно заметным был Джорджо Фораттини, карикатуры которого довольно быстро с полосы комментариев перешли на первую полосу.

Что касается политического кредо газеты, то оно было заявлено еще в самом первом номере и не менялось со временем: «мы независимы, но не нейтральны» - газета признавала за собой право беспристрастно отражать и комментировать политические события, так как она не связана ни с какой политической партией или группировкой. Газета называла себя либеральной моделью, так как могла обсуждать как позитивные, так и негативные факты итальянской жизни.

Постепенно «Репубблика» начинает укореняться во многих крупных городах Италии (Болонья, Турин, Флоренция и др.) уже с вкладышами - местными приложениями. К счастью для газеты, это совпало с кризисом конкурента («Коррьере делла сера»), в результате чего в редакцию «Репубблики» перешло много журналистов, и число читателей резко увеличилось.

В 80-е годы газета еще больше расширяется, захватывая новые регионы Италии, растут тиражи и, безусловно, увеличивается влияние ее на национальном газетном рынке. Она становится газетой номер один.