Languages

You are here

Ток-шоу как форма проведения практического учебного занятия в процессе формирования профессиональной культуры

Научные исследования: 

Talk Show as a Practical in Professional Culture

Шестеркина Людмила Петровна
кандидат исторических наук, профессор, декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета, зав. кафедрой телевизионной и радиожурналистики, заслуженный работник культуры РФ. 250852@mail.ru

Shesterkina Lyudmila P.
Ph. D., professor, dean of South Urals State University, head of chair of TV and radio journalism, Merited Worker of Culture of the Russian Federation, E-mail: 250852@mail.ru.

Аннотация
Данная экспериментальная методическая разработка была выполнена и опробована на кафедре «Телевизионная и радиожурналистика» Южно-Уральского государственного университета с целью глубокого усвоения студентами методики телевизионной журналистики, применения теоретических знаний на практике.

Ключевые слова: ток-шоу, тележурналистика, интервью, эксперимент, ЮУрГУ-ТВ

Abstracts
The given experimental teaching aid was developed and tested at the chair of TV and radio journalism of South Urals State University to help students acquire skills in television journalism by translating knowledge into practice.
Key words: talk show, TV journalism, interview, experiment, South Urals University TV.

Совершенствование методики преподавания дисциплин специализации - так определяется главная научно-педагогическая задача кафедры «Телевизионная и радиожурналистика» факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета. Необходимость решения этой задачи продиктована самой жизнью. Наши студенты уже с первого курса осваивают профессию тележурналиста не только в учебном телерадиоцентре, но и в процессе профессионального телепроизводства на университетском телеканале ЮУрГУ-ТВ, работающем по государственной лицензии на уровне городского телеканала и выходящем в эфир кабельного телевидения с программами собственного производства.
Телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» - это первая в России университетская вещательная телерадиокомпания и главная производственная база для прохождения ознакомительной и учебно-производственной практики студентов факультета журналистики. Студенты разрабатывают концепции программ, являются авторами сценариев. В процессе подготовки программ работают интервьюерами, репортерами, комментаторами, обозревателями и ведущими, и даже операторами. Большинство студентов участвуют в монтаже и звуковом оформлении видеоматериалов. На старших курсах студенты выступают в качестве редакторов и руководителей программ, таким образом, приобретая навыки и качества лидеров телевизионного процесса.
Главными задачами «ЮУрГУ-ТВ» является раскрытие творческих возможностей каждого студента, получение ими профессиональных навыков и организация процесса коллективного творчества. И очень важно, чтобы с первых шагов будущие профессионалы осваивали методику телевизионной журналистики, как важнейшую составляющую профессиональной культуры. В эфир выходят передачи разных жанров. Это создаваемые студентами информационная программа «Новости ЮУрГУ», программа-обозрение «Уроки искусства», программа «Вопрос ребром...», телепередача «Лидер» - о научной и общественной деятельности студентов; информационно-развлекательная программа «Молодежный проспект», рассказывающая о ярких событиях в студенческой жизни, поднимающая проблемы здоровья и нравственного образа жизни, любви, спорта, интеллектуальной деятельности и др.
Создатели этих программ - студенты факультета журналистики ЮУрГУ, обучение которых журналистской деятельности осуществляется «в процессе выполнения субъектом обучения самой этой деятельности в порядке последовательного освоения ее операционных элементов».
При таком подходе к овладению профессией тележурналиста процесс учебной деятельности полностью совпадает с деятельностью профессиональной по всем параметрам.
Работая в телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ, студенты имеют возможность создавать передачи различных жанровых форм - от информационных сюжетов до портретных очерков. Методика освоения каждого жанра разработана достаточно подробно и предусматривает разнообразные подходы к превращению знаний в умения. В том числе - использование жанровых рамок (в основном разговорных жанров) как формы проведения практических занятий по дисциплинам специализации.
Концепция такого занятия в жанре ток-шоу была разработана при подготовке практических дипломных проектов, то есть была подготовлена, проведена и снята на видео учебная экспериментальная программа в жанре ток-шоу.
Ток-шоу - это разговорная программа телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.
Жанроформирующие элементы:
Предмет обсуждения - актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес;
Целевое назначение - оценка предмета, выявление причинно-следственных связей, поиск решения обсуждаемой проблемы.
Метод - организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются на глазах у зрителей.
Типологические особенности жанра определяются его местом в ряду других разговорных передач: с одной стороны - классические интервью, с другой - развлекательные элементы. Отсюда - несколько ступеней классификации жанра:
- политические (обсуждение политической ситуации в стране, на мировой арене, анализ отдельных законопроектов);
- социальные (обсуждение общественных проблем - алкоголизм, курение, наркомания, демографическая ситуация);
- бытовые (сфера житейских отношений, советы по обустройству дома, быта, воспитание детей);
- гендерные (использующие общепринятые, с точки зрения культуры, нормы и правила поведения людей в конкретной социально-культурной ситуации, а также отклонение от этих норм).
Экспериментальное занятие на тему «Слово на телеэкране» принадлежит к группе социальных ток-шоу, но содержит некоторые элементы бытовых и гендерных программ ввиду специфичности аудитории и тематики.
Главная цель экспериментального занятия - усвоение учебной программы (раздел «Слово на телеэкране» из курса «Основы тележурналистики») и практическое освоение методов подготовки и проведения жанра ток-шоу из курса «Методика телевизионной журналистики».
Форма проведения занятия - ток-шоу.
Занятие происходит в привычной для студентов обстановке в учебном телерадиоцентре Южно-Уральского государственного университета, подразделении ТРК «ЮУрГУ-ТВ», что способствует атмосфере непринужденной беседы. Ничто в интерьере не отвлекает внимания участников, а только способствует возможности сосредоточиться на теме разговора. Оформление студии соответствует типу аудитории, прежде всего зрительской. В аудитории, где обычно проходят занятия по профессиональному телевизионному мастерству, в свободном порядке расставлены стулья. Нет парт или рабочих столов. На стенах съемочного павильона - изображение контуров Южно-Уральского государственного университета. Справа от ведущего, как видит телезритель, сидит героиня программы, слева - зрители-участники беседы. В центре - ведущая и эксперт. Благодаря такой расстановке участников ток-шоу, героиня и зрители смотрят друг на друга.
Каждая деталь интерьера несет определенный смысл. Например, изображение очертаний Южно-Уральского государственного университета на стенах телестудии сразу указывает на специфику передачи, проводимой для студентов в студенческой же аудитории.
Главное выразительное средство в нашей программе - невербальный компонент общения. Имеет значение мимика собеседников, отражающая реакцию на услышанное, жесты (эмоциональность говорящего выражается использованием свободных жестов руками, его замкнутость - в проявлении закрытого положения рук), взгляд собеседника или слушателя (заинтересованный, настороженный или равнодушный).
Тема программы - современная телевизионная речь: речевое поведение ведущего в кадре, владение речью, проблема непринужденного общения ведущего и журналиста с аудиторией. Увлекательность передачи обеспечивается ее содержательностью, динамичностью, злободневностью, актуальностью выбранной темы, и в то же время, доступностью и легкостью восприятия.
Ведущая - студентка кафедры телевизионной и радиожурналистики Елена Ботагова. Задачи ведущего расположить участников беседы к открытому обсуждению проблемы, поставить ряд интересных вопросов, которые зададут тон последующему разговору, создать динамику беседы, дать слово гостям, которые представляют разные позиции (герои программы, эксперты, преподаватели, зрители).
Ведущий может не только направлять ход беседы, но и высказывать свое мнение, участвовать в обсуждении темы на правах собеседника. Это приблизит ведущего к героям и зрителям и поможет другим выступающим чувствовать себя более свободно.
Героиня программы - ведущая информационно-аналитической программы «Телефакт» на канале «Восточный экспресс» Татьяна Никулица, личность известная, интересная. Она несколько лет работает на телевидении, в том числе - ведущей. Поэтому выбор героя обоснован, не случаен, ведущий заранее знает, что данный собеседник привлечет внимание аудитории, поддержит разговор, беседа будет конкретной, предметной. С одной стороны, Татьяна - коллега студентов, будущих журналистов, с другой стороны, она старше их, журналист-практик, уже имеющий диплом о высшем образовании. Значит, она может не только рассказать что-то интересное и познавательное, но и дать советы, ответить на вопросы студентов, которым еще только предстоит начинать свою профессиональную карьеру.
Зрители (участники программы) - студенты 4-го курса специализации «Телевизионная журналистика» и преподаватели кафедры. Целевая аудитория - люди, так или иначе связанные со студенчеством, то есть люди образованные, интеллектуальные, любознательные.
Ведущий метод проведения нашего учебного занятия - эксперимент направленного типа. Журналист принимает активное участие в подготовке и организации экспериментальной ситуации не только как организатор действия, но и как непосредственный участник, являясь автором сценария и ведущим передачи. Таким образом, в эксперименте соединяются две функции: организаторская и познавательная. Автор не только проводит эксперимент, но и следит за его развитием, осуществляет анализ проделанной работы.
Любое ток-шоу, как и все передачи разговорных жанров, базируются на использовании метода интервью. Общение ведущего с героями передачи и зрителями в студии есть не что иное как интервью. Ведущий задает вопрос, а собеседник на него отвечает. В итоге:
- зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников;
- разговор носит импровизационный ярко выраженный личностный характер;
- живая речь отражает индивидуальные речевые особенности интервьюера и интервьюируемого;
- достигается наглядность и зрелищность речевого общения;
- проявляется уровень компетентности собеседников в обсуждаемой проблеме;
- направляется внимание зрителей не только на содержание разговора, но и на речевую культуру, речевое поведение собеседников;
- демонстрируется значение невербальных элементов (внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, а также обстановка, в которой происходит разговор), в раскрытии обсуждаемой темы.
Вышеуказанные требования к программе, в которой используется метод интервью, пересекаются и с темой разговора в передаче «Слово на телеэкране».
Стоить отметить важность выбора изобразительных средств для организации и проведения экспериментального ток-шоу. В учебной передаче возможно использование фрагментов телепередач, которые могли бы послужить эталоном правильного использования речевых конструкций или, напротив, примером вербальной распущенности, безвкусицы или просто неумелого, неуместного, смешного использования тех или иных форм речи.
Выразительность видеоряда достигается и умелой операторской работой: фиксация мимики, жестов выступающих и слушающих участников передачи, наличие крупных планов, демонстрирующих реакцию героини и зрителей на то или иное заявление в ходе беседы. Также используется художественный монтаж программы с применением видеоэффектов. Все это придает программе дополнительную динамику.
В целом методическая основа подготовки ток-шоу - это соединение журналистских и сценических приемов.
Журналистские приемы:
- проблема раскрывается на конкретных фактах, на примере деятельности конкретных людей;
- разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами, возможно использование примеров, раскрывающих тему разговора (сценарий содержит ряд вопросов, основу которых составляют приводимые примеры нарушений речевых норм);
- передача строго структурирована (в передаче можно выделить вступительное слово ведущего, его вопросы к героине программы, к зрителям; эти вопросы носят как общий теоретический характер, так и частный, включая примеры из конкретной телевизионной практики);
- отдельные смысловые части относительно самостоятельны (если смотреть передачу не полностью или сократить ее, смысл беседы будет понятен). Благодаря этому принципу стало возможным создание презентационного видеоролика, состоящего из наиболее ярких и содержательных эпизодов программы;
- обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка;
- обязательный вывод (вывод делает ведущий передачи, эксперт, героиня и зрители).
Сценические приемы:
- роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);
- главный герой - авторитет в какой-либо сфере жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем. В нашей передаче это действующий журналист;
- ведущий, как центральный персонаж передачи (лично знаком со всеми участниками передачи, знает обсуждаемую проблему, задает вопросы героине программы и зрителям-участникам беседы);
- аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.
Разнообразие методов, используемых при подготовке и проведении учебного экспериментального занятия в жанре ток-шоу, способствует наиболее полному воплощению на практике тех теоретических знаний, которые были получены в курсе предметов, входящих в основу данного экспериментального исследования.
Вопросы ведущего передачи
1. Слово на телеэкране - это источник информации, инструмент общения,
источник информации, средство художественной выразительности, инструмент в воспитании культуры речи, повод для подражания.
Какие из этих функций работают, а какие - нет? Почему? Что в результате?
2. Совсем недавно в курсе «Основы тележурналистики» мы изучили раздел «Слово на телеэкране». Сегодня у каждого из вас есть возможность высказать свое мнение по поводу речевых проблем. Что происходит с нашей речью: модернизация или колонизация? Сленг, жаргонизмы, слова, заимствованные из других языков, - модная тенденция или процесс разложения богатейшего языка?
3. «ПрИбывшая делегация..., нАчалась пресс-конференция... , пЕредав письмо..., передрАлись участники митинга..., как заявили Эксперты..., решено облЕгчить..., потом врУчат призы..., взвИнтят цены на хлеб...» и тому подобные примеры нарушений речевых норм встречаются в эфире как региональных, так и федеральных телеканалов. Татьяна, как на вашем телеканале решается проблема нарушения речевых норм?
4. «Светская тусовка, классный прикид», «Тачка на прокачку»... К чему приводит стремление журналистов быть современными, используя в своем лексиконе не просто «модные словечки», но и сленг, жаргонизмы? Может быть, есть разумное объяснение этому явлению, и есть программы, в которых допустимо использование подобных слов и оборотов?
5. Говоря о современной телевизионной речи, Валерий Саруханов заметил: «Самая броская примета телевизионного красноречия - безостановочность словесного потока. Исстари известно, что обвальное словоизвержение, направленное горячечной интонацией, мимикой и жестикуляцией, расцвеченное безразмерно-витиеватым слогом, как нельзя лучше драпирует убожество мыслей и знаний». Насколько справедливо это высказывание применительно к современной телевизионной практике?
6. Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева звучит так: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Не получается ли, что желание угодить публике, используя сленг, жаргонизмы и просторечные слова, приучает людей к тому, что нарушения становятся нормой? Ведь многие зрители воспринимают телевидение как эталон, прежде всего, речи и поведения.
7. Так все-таки, современное телевидение формирует культуру или только отражает ее состояние?
8. Готовы ли современные журналисты выступать в эфире без предварительной подготовки, ведь не многие зрители понимают, что когда журналист появляется в кадре - он говорит с места события, а весь остальной текст написан позже?
9. Как выработать свою речевую культуру, не только в кадре, но и в целом при общении с людьми, с которыми журналисту приходится работать и внутри коллектива, и с окружающими, чтобы он всегда мог получить информацию?
10. Поскольку здесь в основном студенческая аудитория, давайте попробуем определить, чему нам надо научиться, пока мы еще студенты?
Кроме заранее предусмотренных вопросов, в ходе передачи возникли и другие не менее интересные. Все они обсуждались горячо и заинтересованно. В целом разговор получился содержательный, профессионально ориентированный и очень полезный. Студенты, принявшие в нем участие, обнаружили хорошую теоретическую подготовку, а также умение полученные знания воплощать в практической работе.
Стоит отметить результативность учебного занятия: в ходе беседы зрители и героиня программы нашли ответы на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы повысить уровень речевой культуры на современном телевидении, а мы доказали актуальность темы, выбранной для учебной экспериментальной программы в жанре ток-шоу. Участвуя в этой программе, студенты практически освоили телевизионную специфику жанра, опробовали методику его создания.
Проведенное ток-шоу дало автору возможность сравнения сценария с готовой программой: что получилось так, как задумывалось, а что можно назвать более или менее удачной импровизацией со стороны как ведущего, так и гостей и героев ток-шоу. Это позволило выявить положительные моменты и недостатки в работе ведущего, выделить аспекты, над которыми стоит работать: что нужно исправить, а что развить и усовершенствовать.
Рассматриваемая тема, достаточно злободневна, проблематична и дискуссионна. В то же время, учитывая возрастные и социальные особенности аудитории (это, преимущественно, студенты) программа не может обойтись без присутствия элемента легкости, интриги. Воспитательный элемент также очевиден: студенты пытаются найти способы решения речевой проблемы современного телевидения и будут руководствоваться новыми знаниями, которые они приобрели в процессе общения. Тип аудитории данной программы определяется понятием «зрители - участники беседы», а ведущий - их равноправный собеседник.
Возможность приглашения компетентных экспертов-преподавателей и гостей - действующих журналистов - еще одна отличительная особенность занятия. Студенты проходят производственную практику на региональных телеканалах, где знакомятся с ведущими разных программ, с корреспондентами, редакторами, режиссерами и операторами. Знакомство с коллегами становится еще более близким и плодотворным, когда студенты и сотрудники телекомпаний встречаются в учебной студии и вместе обсуждают современные проблемы телевидения.
У студентов есть возможность узнать мнение компетентного специалиста, а у журналиста-профессионала - ближе познакомиться со своими будущими коллегами, узнать круг их интересов, их позиции относительно основных аспектов телевизионной деятельности, их взгляд на современное состояние телевидения. Преподавателям интересно обсудить изучаемый со студентами теоретический материал с позиций равноправных собеседников, определить, что волнует студентов, и в получении какой дополнительной информации они нуждаются.
Кроме того, осваивая возможность проведения учебных занятий при помощи использования разговорных жанров, студент - автор и ведущий программы - практикуется в написании сценария и разработке вопросов для проведения беседы. Эти умения и навыки пригодятся будущему журналисту не только для проведения больших разговорных программ, но и для работы в других жанрах. Так, например, метод интервью, лежащий в основе жанра ток-шоу, используется и в других телевизионных жанрах, в том числе информационных и аналитических. Умение общаться с людьми, получать информацию в процессе этого общения - необходимое условие для работы над созданием телевизионного сюжета, репортажа, очерка, телевизионного интервью, опроса и т.д.
Возможность анализировать учебную передачу, выявлять сильные и слабые стороны в работе ведущего способствует повышению профессионального уровня будущего журналиста. Оценивая результат проделанной работы, студент узнает, какие из своих профессиональных качеств нужно развивать, а чего следует избегать при работе с большой аудиторией.
Таким был первый опыт. Позднее было проведено еще несколько учебных занятий в рамках жанровой формы ток-шоу. Студенты третьего курса вместе со своими гостями - представителями разных телеканалов Челябинска - размышляли над оптимальной моделью местного вещания, пытались определить степень независимости журналиста в той или иной редакции, а также влияние формата на структурирование и подачу фактов. Тема, заданная преподавателем, звучала так: «Формат региональных каналов»,
«Легко ли быть молодым журналистом?» Ответ на этот вопрос в программе ток-шоу искали студенты четвертого курса. Это занятие вызвало большой интерес не только у его организаторов, которым уже через год предстоит получение дипломов о высшем журналистском образовании, но и у «зрительской аудитории» ток-шоу - первокурсников, принявших активное участие в обсуждении проблемы.
По результатам таких занятий стоит отметить следующее. Прежде всего, необходимо отметить возросший интерес самих студентов к освоению учебных программ. Значительно повысился уровень теоретической подготовки. Усвоение теории в ходе обсуждения конкретных вопросов облегчается (в программе участвуют эксперты-преподаватели).
В процессе каждого занятия решается несколько задач: обсуждается тема из учебного плана «Основы журналистики» («Слово на телеэкране», «Формат региональных телеканалов») или вопросы, связанные с профессией («Легко ли быть молодым журналистом?»). Одновременно осваивается специфика жанра ток-шоу, отрабатываются различные методики создания программы. Глубоко и всесторонне изучаются возможности эксперимента как основного метода организации практического занятия.
В процессе подготовки и презентации своих проектов студенты учатся работать в коллективе, где происходит распределение обязанностей и разработана структура подчинительных отношений (своего рода модель редакции); учащиеся факультета знакомятся со старшими коллегами-телевизионщиками; узнают от практикующих журналистов, в чем заключаются обязанности тележурналиста, как политика телеканала формирует имидж редакции, влияет на манеру и подачу информации, отбор фактов; определяют связь теоретических знаний с практическими навыками современных тележурналистов.
И самый главный вывод: в ходе таких занятий знание превращаются в убеждения, а осваиваемые методики становятся навыками. Происходит процесс формирования профессиональной культуры.

Литература
1. Вербицкий А.А., Бакшеева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.
2. Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности / Вестник Московского университета. Сер. 10 Журналистика. М., 1986. С. 26
3. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
4. Прошкин Т.А. Организация телевизионного ток-шоу. М., 2006.