Languages

You are here

Средства массовой коммуникации (СМК) как инструмент и среда формирования социальной реальности

Научные исследования: 

Кевдина Л.
Современная российская и зарубежная действительность с убедительностью демонстрирует возможности массовой коммуникации как средства формирования «моделей» социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе. Цель работы состоит в том, чтобы показать и доказать, что окружающая нас социальная реальность есть продукт, созданный непосредственно в среде СМК и посредством СМК - хотя он существует не только в СМК, но также и в сознании их потребителей, формируя ощущения и внося свою лепту в формирование социального пространства. При этом я опираюсь на управленческие, идеологические и культурные аспекты масскоммуникационного воздействия на человека и общество.

Для понимания специфики функционирования СМК в современном мире рассматривается блок теоретических разработок, касающихся определения специфики современной эпохи. В данной связи необходимо отметить концепции информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский, Е.Масуда, Х.Эванс, Ж.Бодрийяр, М.Маклюэн, Дж.Пелтон) и постиндустриального общества (Э.Тоффлер). "Новым средневековьем" называет современную эпоху У.Эко.

Характеристика социокультурной ситуации современной эпохи связана во многом со сменой модели философствования, которую обозначают как переход от модернизма к постмодернизму (Ж..-Ф.Лиотар, П.Козловски, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ю.Кристева и др.) В их работах подчеркиваются такие характеристики культуры как фрагментарность, совмещение множества разнообразных течений, зачастую противоречащих друг другу, подрывающих единство и однородность культуры, деканонизация официальных форм, смещение жанров, подрыв их границ и т.д.

Парадигму современного подхода дополняют социально-философские теории, предметом изучения которых является социальная реальность, способ бытия которой определяют коммуникативные отношения и существование системы значений (Т.Парсонс, М.Вебер, Р.Мертон, Дж.Хоманс, П.Блау, Ю.Хабермас, П.Бурдье). Мир повседневности, процессы конституирования социальной реальности исследуется в феноменологически ориентированных теориях (Т.Лукман, П.Бергер). Процессуальность социального мира, изменчивость его структур, в рамках системной теории общества осмысляется через понятия "самореференции", "аутопоэзиса" (Н.Луман), в рамках теории коммуникативного действия (Ю.Хабермас), через понятия "структурации" (Э.Гидденс). Анализ характеристик современной социокультурной ситуации также связан с исследовательской позицией, возникшей в постструктуралистских теориях, отказывающихся от изучения "глубинных" структур и сосредотачивающих внимание на изучении "топологии", "структуры поверхности", представляющих социальную организацию в виде "ризомы", "сети" (Ж.Делез, Ф.Гваттари).

Во многом наследуя терминологический аппарат структурализма (Ф. де Соссюр, Э.Бенвенист, Л.Елъмслев и др.), теоретики постструктуралистского направления строят свои рассуждения на основе его радикальной и последовательной критики. Критикуются положения о гомогенности, закрытости, самотождественности структуры. Отношения знаковых, символических пространств исследуются с позиций «деконструкции», анализа «смещения», трансформации семантических структур, способов продуцирования новых систем значений на основе различия (Р.Барт, У.Эко, Ж.Деррида, Ж.Лакан, Ю.М.Лотман, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ю.Кристева и др.).

Относительно самостоятельную группу исследований составляют теории массовой коммуникации или массовой информации, сложившиеся под влиянием анализа представлений социально-политических интересов в масс-медиа (П.Лазерсфельд, Г.Лассуэлл, К.Левин, К.Ховленд, У.Шрамм, Э.Кац, М.Е.Мак-Комбс, Д.Гербнер, П.Шампань, Ф.С.Сиберт, Т.Питерсон и др.).

Структурно-семиотические исследования СМИ представлены в работах У.Эко, Г.Дебор и др. Под влиянием методологии структурной и порождающей грамматик, прагматики, когнитивной психологии и теории искусственного интеллекта вариант дискурсивного анализа массовой коммуникации разрабатывался Т.А. ван Дейком, Дж.Фишманом, В.Кинчем.

Далее рассматриваются различные типы media, представленные в современном обществе и типы community. Также рассматриваются их различные взаимосвязи, влияние друг на друга.