Languages

You are here

СМИ Великобритании

Научные исследования: 
Положение на газетном рынке

В 2004 году общий тираж национальных газет Великобритании сократился на 3%, что отражает общеевропейскую тенденцию. По данным Всемирной газетной ассоциации, в 2004 г. только в двух европейских странах - Испании и Бельгии - произошло некоторое увеличение тиража газет, в остальных он продолжал снижаться. По утверждению обозревателя газеты "Гардиан" Роя Гринслейда, газетный рынок находится "в состоянии свободного падения". Это связано с конкуренцией электронных СМИ - телевидения (особенно цифрового, увеличивающего число каналов) и радио, а также с развитием Интернета.

Однако другие обозреватели, такие как Питер Престон, из газеты "Обсервер", обращают внимание на то, что национальные качественные газеты не только не потеряли тираж, но даже несколько его увеличили (с 2 млн. 612 тыс на конец 2003 г. до 2 млн. 644 тыс в конце 2004 г. Это связано с тем, что, в отличие от массовых газет, которые начали терять тираж с тех пор, как их работу по освещению жизни различных знаменитостей (поп- и рок-звезд, видных спортсменов и политиков) стало лучше делать развивающееся телевидение, качественные газеты держатся за счет аналитичности и комментарийности. Они в этом отношении как бы дополняют телевидение. (Из "бульварных" газет "дополнять телевидение" научилась одна только "Дейли стар", которая в 2004 г. продолжала увеличивать тираж и довела его до 920 тыс экз., обогнав крупнейшую качественную ежедневную газету "Дейли телеграф" (917 тыс в конце года).

Продолжали удерживать тираж также газеты, рассчитанные на определенную устоявшуюся аудиторию, например, региональные еженедельники, которых в Великобритании насчитывается сейчас более тысячи (84,5% региональной прессы) и более половины которых (по данным за первое полугодие 2004 г.) тоже увеличили тираж. Сейчас в Великобритании региональные газеты регулярно читают 85,4% взрослого населения (этот процент увеличился на 2,3% с 2001 г.), тогда как национальные газеты регулярно читают лишь 70,5% взрослого населения Великобритании.

Наибольшее увеличение тиража среди национальных качественных газет имела в 2004 г. "Таймс", полностью перешедшая на таблоидный формат. За счет этого она увеличила тираж на 9,5% и довела его до 680 тыс экз., приблизившись к уровню тиража времен "войны цен" 90-х годов. "Индепендент", который, как известно, первым из широкополосных газет начал в сентябре 2003 г. переход на таблоидный формат и к маю 2004 г. перешел на него полностью, увеличил за счет этого тираж в целом на 27% (до 263 тыс экз. в конце 2004 г.), но в ноябре 2004 г. он впервые после начала перехода снизил тираж (на 1,4%). Это говорит, по-видимому, о том, что возможности привлечения дополнительных читателей за счет перехода на уменьшенный формат оказались исчерпанными. Шотландский "Скотсмен", тоже перешедший на таблоидный формат, также несколько уменьшил тираж.

Обозреватели делают из этого вывод о том, что один только переход на таблоидный формат не является для газеты панацеей от всех бед. Решающее значение продолжает иметь редакционная политика. Так, таблоидный "Индепендент" в 2004 г. посвящал первые полосы материалам на одну актуальную тему, сопровождая их хлесткими передовицами, что дало возможность ряду обозревателей назвать его "лучшей газетой года". В отличие от него, таблоидная "Таймс" заполняла свои первые полосы смесью разнообразных новостей, сопровождая их фотографиями и традиционными передовицами. Какой способ привлечения читателей окажется в итоге лучше - покажет будущее.

Самой крупной по тиражу качественной газетой Великобритании продолжает оставаться воскресная "Санди таймс". В марте 2004 г. ее тираж достиг 1,4 млн. экз., потом он несколько уменьшился - до 1,3 млн. Тираж этой газеты продолжает удерживаться за счет лучших в Великобритании красочных приложений журнального типа: "Культура", "Стиль", "Обзор новостей" и детское "Фанди таймс".

Крупнейшая по тиражу ежедневная качественная газета - "Дейли телеграф - в 2004 г. сменила владельца. Конрад Блэк, мировой газетный магнат канадского происхождения, после скандала, связанного с уличением его в незаконном переводе денег акционеров в свои частные компании, вынужден был распродать владения акционерной компании "Холлинджер интернэшнл", председателем которой он раньше был. Ее британские владения - газеты "Дейли телеграф" и "Санди телеграф", а также актуально-политический журнал "Спектейтор" консервативного направления - перешли в руки известных банкиров братьев Баркли, которым уже принадлежали "Скотсмен" и ряд других региональных газет. Братья Баркли заявили, что не будут вмешиваться в редакционную стратегию газеты, она останется прежней.

"Дейли телеграф", хотя и остается крупнейшей по тиражу качественной ежедневной газетой Великобритании, тем не менее за последние годы немного сократила тираж: с миллиона до 900 с небольшим тыс экз. Она продолжает оставаться широкополосной и не собирается переходить на таблоидный формат. У ее воскресного собрата "Санди телеграф" тираж несколько меньше: чуть более 700 тыс экз.

Самая качественная по содержанию газета Великобритании - "Файнэншл таймс" - немного оправилась после экономического кризиса начала XXI века, ударившего по всем финансовым изданиям. Она удерживает тираж на уровне около 500 тыс экз., но остается убыточной. Там ожидается сокращение сотрудников (порядка 100 из 500 сотрудников газеты). Компания "Пирсон", которой она принадлежит, субсидирует ее за счет прибыльных предприятий в США (издательство "Пингвин букс", распространение учебно-образовательной литературы и школьного оборудования). Однако и эти доходы в 2004 г. немного сократились из-за уменьшения интереса американцев к литературе в год президентских выборов. Ряд акционеров "Пирсона", в том числе и члены семейства Пирсонов, у которых осталось сейчас всего 3% акций компании, но к мнению которых по-прежнему прислушиваются, требуют продать убыточную "Файнэншл таймс". Но исполнительный директор "Пирсона" Марджори Скардино по-прежнему намерена сохранить "Файнэншл таймс" в своих руках как гордость компании.

Газеты группировки "Медиа Гардиан", традиционно удерживающие тиражи за счет ориентации на специфического читателя - леволиберальную интеллигенцию, - тем не менее, несколько теряют в тираже: ежедневная "Гардиан" теряет ежегодно по 2,3%, воскресная "Обсервер" несколько меньше. С целью остановить это процесс обе газеты собираются в ближайшие годы перейти на таблоидный формат. У "Гардиан" к концу 2004 г. было около 380 тыс экз., у "Обсервера" - примерно 430 тыс.

Став таблоидными, "Индепендент" и "Таймс" оказались прямыми конкурентами так называемых "таблоидов для среднего класса" - газеты "Дейли мейл" принадлежащей объединению "Дейли мейл энд дженерал траст" лорда Ротермира, и газеты "Дейли экспресс", принадлежащей Ричарду Десмонду. Оба эти таблоида вели в последние годы ожесточенную конкурентную войну между собой, в которой явно побеждает "Дейли мейл", имеющая сейчас тираж в 2,4 млн. экз. (больше, чем "Таймс", "Дейли телеграф", "Гардиан" и "Индепендент", вместе взятые). За последние 30 лет она увеличила тираж на 700 тыс экз. В 2004 г. он немного упал (на 1,4%), тогда как тираж ее соперницы "Дейли экспресс" снизился на 6% (до 960 тыс экз.).

В борьбе с ней "Дейли экспресс" в марте 2004 г. обвинила ее в профашистской пропаганде. В другое время она неоднократно обвиняла ее в некомпетентности. К тому же, оба эти пресс-магната - Ротермир и Десмонд - были в 2004 г. соперниками в борьбе за приобретение газет "Телеграф", которую они проиграли братьям Баркли. Особенно досадовал Ричард Десмонд, который ради улучшения своего имиджа в борьбе за обладание качественными газетами продал 45 своих порноизданий. Однако, проиграв, он вынужден был договориться с братьями Баркли о совместном использовании печатного предприятия в Уэстферри.

Успехи таблоида "Дейли мейл" и его воскресного собрата "Мейл он санди" традиционно зиждились на публикации большого числа материалов "человеческого интереса", многие из которых предназначались для женской аудитории, составляющей 53% читателей этих газет. Включившись в конкурентную борьбу с ней, "Таймс" стала также давать больше материалов о модах, женском здоровье и других проблемах традиционно женского интереса. "Дейли мейл" ответила на это выпуском нового приложения "Стили жизни", ориентированного на женщин, а ее секция "Здоровье", выходящая по вторникам, стала создавать впечатление, что болеют исключительно женщины. Фотографии знаменитых женщин стали все чаще появляться на первых полосах "Дейли мейл".

В то же время "Мейл он санди" ввела 25-страничное спортивное приложение, чтобы противостоять соответствующему приложению "Игра" на страницах "Таймс", выходящему по понедельникам в таком же объеме и посвященному футболу. В ответ на введение на страницах "Таймс" японской игры "Содоку" "Дейли мейл" тоже сделала это. Спорт и игры вводятся в основном для привлечения молодежной аудитории, так как у газет "Мейл" слишком много пожилых читателей (1,6 млн. старше 65 лет). "Дейли мейл" увеличила также объем до 128 полос (половина из них в цвете), приблизившись к 156-страничной "Таймс".

Завязавшаяся конкурентная борьба между традиционно качественной, но ставшей таблоидной "Таймс" и "таблоидами для среднего класса" "Дейли мейл" и "Мейл он санди" позволяет говорить о продолжении процесса стирания граней между традиционно качественной прессой и "прессой для среднего класса". Обозреватели предполагают, что "Дейли мейл" может в будущем начать переманивать читателей "Таймс" и за счет усиления внимания к международным новостям, которые всегда считались сильным местом последней.

Помимо газет "Мейл", объединению "Дейли мейл энд дженерал траст" принадлежат две известные лондонские газеты: вечерняя "Ивнинг стандард" и дневная бесплатная "Метро" созданная в 1998 г. Тираж "Ивнинг стандард" падает каждый год примерно на 10%, причем его теснит своя же газета "Метро", рассчитанная в основном на молодых служащих, едущих утром на работу. Она дает значительно более свежие новости, чем вечерний "Стандард", плюс телепрограмму, афишу, гороскопы и кроссворды. И самое главное - все это бесплатно.

Поэтому в декабре 2004 г. руководство компании вынуждено было начать издание бесплатной версии "Стандарда" - "Стандард лайт". Оно вышло тиражом в 50 тыс экз. и распространялось только в нескольких центральных районах Лондона в утренние и дневные часы. В отличие от вечернего издания, "Стандард лайт" имел "облегченный", чисто новостной вид, рассчитанный на тех, кто раньше не читал газет, с целью приучить их к этому. Распространителям приплачивали по 20 ф.ст. в день, чтобы поощрять их раздавать бесплатную газету, а не припрятывать ее, дабы продать платную. Учитывая эти расходы, выпуск бесплатной версии обходился "Дейли мейл энд дженерал траст" в 70 тыс ф. ст. в неделю.

Однако некоторые обозреватели называют такой путь самодеструктивным. При наличии бесплатной утренней газеты "Метро" (и ее собратьев в семи других городах Великобритании), а также возможности узнавать новости через Интернет вкупе с новым бесплатным изданием читатель может приучиться к мысли, что за новости не надо платить. Если "Ивнинг стандард", чей тираж упал к концу 2004 г. до 370-380 тыс экз., не может найти сбыта даже на 8-миллионном лондонском рынке, то как это смогут сделать другие вечерние газеты, выходящие в менее крупных городах? Исходя из этих рассуждений, Питер Престон из "Обсервера" предсказывал в конечном счете смерть вечерних газет в Великобритании, как это было в США. В настоящее время в Великобритании выходят 75 вечерних газет, и все они теряют тиражи.

К тому же, у "Ивнинг стандард" в 2004 г. намечалось появление нового соперника. Основной конкурент "Дейли мейл энд дженерал траст" - Ричард Десмонд - готовил издание новой лондонской газеты под ориентировочным названием "Лондон ай". Она должна была начать выходить в утренние часы, но ее будущее связано с возможностью доступа на станции метро, а этому мешало эксклюзивное соглашение между "Дейли мейл энд дженерал траст" и лондонским метрополитеном. Продажа же "Лондон ай" вблизи станций метро силами уличных разносчиков могла обойтись в слишком большую сумму.

Тиражи всех массовых ("бульварных") газет Великобритании, как уже отмечалось, падают. Крупнейшими национальными массовыми газетами остаются ежедневная "Сан" (3 млн. 300 тыс экз.) и воскресная "Ньюс оф уорлд" (3 млн. 700 тыс экз.), но и они теряют тиражи. Тираж "Сан" в 2004 г. упал на 5%, и, по оценке газеты "Обсервер", "ее дела никогда не были так плохи, как сейчас". Тираж "Ньюс оф уорлд" упал на 2%.

Наибольшее падение тиража из национальных ежедневных газет испытала в 2004 г. "Дейли миррор". Ее не спасло увольнение в июне главного редактора Пирса Моргана после публикации фотографий с изображением пыток британскими солдатами заключенных в Ираке, которые министерство обороны объявило фальшивыми. На место Пирса Моргана был приглашен бывший редактор "Санди миррор" Ричард Уоллес. Если при Моргане "Дейли миррор" приобрела характер серьезного издания, публикующего особенно много материалов, направленных против войны в Ираке и следования Великобритании в кильватере американской политики, то после его отставки характер издания резко изменился. "Дейли миррор" стала делать упор на материалы "человеческого интереса", как, собственно, и было раньше. Появилось специальное приложение для женщин в духе самого читаемого женского журнала "Тейк э брейк". Но это, как отмечалось, не спасло газету. Падение тиража за год составило около 9% (до 1 млн. 800 тыс экз.). В связи с этим можно напомнить, что в середине ХХ века тираж этой газеты исчислялся пятью миллионами экземпляров, а у "Ньюс оф уорлд" - восемью.

Тиражи воскресных газет, принадлежащих той же группировке - "Тринити Миррор" - также упали в 2004 г.: "Пипл" - почти на 8% (до 1 млн. экз.), "Санди миррор" - около 3% (до 1 млн. 660 тыс экз.). В связи с этим продолжали ходить слухи, что эта компания может продать все три национальные газеты и оставить одни провинциальные, которые идут лучше и приносят гораздо больше дохода. В настоящее время "Тринити миррор" является крупнейшим по тиражу издателем региональных газет Великобритании, имея 230 изданий общим тиражом почти в 15 млн. экз. в неделю. Однако недавно назначенный новый исполнительный директор "Тринити миррор" Слай Бейли продолжала заявлять, что не намерена отказываться от национальных газет.

В связи с этими слухами некоторые обозреватели строили предположения, что в случае объявления газет "Миррор" к продаже их могут приобрести те же братья Баркли, которые купили газеты "Телеграф". Тогда у них будут две национальные качественные газеты ("Дейли телеграф" и "Санди телеграф") и три национальные популярные газеты ("Дейли миррор", "Санди миррор" и "Пипл"), и они смогут померяться силами с "Ньюс интернэшнл" Руперта Мэрдока, которой тоже принадлежат две национальные качественные газеты ("Таймс" и "Санди таймс") и две национальные популярные ("Сан" и "Ньюс оф уорлд").

Бум потребительских журналов

Если еще 10 лет назад в Великобритании шли разговоры о "закате журналов" в связи с наступлением электронных СМИ, то сейчас очевидно, что эти мрачные прогнозы не оправдались. В Великобритании 8337 журналов (на 25% больше, чем 10 лет назад). В 2004 г. было продано рекордное количество потребительских журналов (1 млрд. 300 млн.). Рынок журналов для покупателей увеличился на 20%, а деловые журналы начинают оправляться от спада, происшедшего в начале нового тысячелетия.

Крупнейшим журналом (и крупнейшим по тиражу британским периодическим изданием вообще) является сейчас женский еженедельник "Тейк э брейк", выходящий тиражом в 4 млн. экз., обогнав даже крупнейшие массовые газеты "Ньюс оф уорлд" и "Сан". Секрет его успеха состоит, как считают обозреватели, в его аполитичности. Как известно из разных социологических исследований, британское общество переживает период усталости от политики, снижения интереса к деятельности представительных органов и политических партий. Тем не менее, ряд актуальных проблем (здравоохранение, охрана окружающей среды, образование и воспитание детей) продолжает оставаться в центре внимания. Таким образом, премьер-министру Блэру выгоднее дать интервью журналу "Тейк э брейк" по злободневной проблеме заботы о детях. Здесь, в отличие от газеты, он может быть уверен, что интервью это будет прочитано массовой аудиторией. В целом же "Тейк э брейк, как и другие женские журналы, дает в принципе то же, что и газеты: материалы "человеческого интереса"; статьи о знаменитостях; страницы, посвященные отдельным актуальным проблемам; и, конечно, сплетни и всевозможную развлекательную смесь. Однако молодые женщины, за которыми так охотятся ежедневные газеты, отдают предпочтение этому еженедельнику.

Вторым по величине женским журналом Великобритании является "Глэмер" (около 600 тыс экз.), созданный в 2001 г. и потеснивший традиционный "Космополитен", у которого осталось всего 400 тыс экз. У "Мэри Клер" в 2004 г. было порядка 330 тыс экз., у "Эль" - примерно 150 тыс.

Но главное событие 2004 г. произошло на рынке мужских журналов. В дополнение к традиционным мужским ежемесячникам "Эф-эйч-эм с тиражом в 600 тыс экз., "Лоудид" (260 тыс экз.) и "Максиму" (250 тыс) в 2004 г. появились два мужских еженедельника - "Натс" компании Ай-пи-си и "Зу уикли" компании "Эмап". Сделанные по типу женских еженедельников и дающие новости, развлекательную смесь и фотографии знаменитых женщин, они быстро заняли место в журнальной периодике, потеснив старые мужские ежемесячники. К лету "Натс" имел тираж в 290 тыс экз., а у "Зу уикли" - в 200 тыс Однако другой мужской еженедельник - "Кат" компании "Бауэр" - не добился успеха. Это опять-таки говорит о том, что дело не только в эксплуатации определенной ниши, но и в умелой редакционной стратегии.

Продолжают пользоваться также большим успехом цветные иллюстрированные еженедельники о жизни знаменитостей. Крупнейшими из них являются "Хит" компании "Эмап" (около 2 млн. экз.) и "Нау" компании Ай-пи-си (1,1 млн. экз.). К ним приближается созданный в 2003 г. еженедельник "Клоузер", принадлежащий той же "Эмап" (более 900 тыс экз.). Они потеснили старые журналы знаменитостей - "О Кэй!" Ричарда Десмонда и "Хеллоу". Однако созданный в 2003 г. тем же Десмондом новый еженедельник "Нью" пока не смог достичь большого тиража: у него чуть больше 300 тыс экз. Еще меньший тираж имеет принадлежащий ему же "Стар" (чуть более 100 тыс экз.).

Продолжает успешно функционировать научно-популярный журнал "Нью сайентист", публикуя статьи по самым разнообразным вопросам. Успешно развивается сектор, связанный с куплей-продажей недвижимости, публикующий фотографии и описания домов, усадеб, интерьеров и т.п. По этим вопросам специализируются более 60 изданий. Наиболее известными из них являются "Друл эт ёр плежер", "Таун энд кантри пропертиз", "Кантри лайф", "Гранд дизайнз" и "Плейс ин зе сан". Последние два сделаны по бывшим телепрограммам, но уступают им в популярности, так как, естественно, лишены движения.

В целом по богатству и разнообразию журнального рынка Великобритания продолжает занимать одно из первых мест в мире.

Би-би-си: в преддверии продления Хартии

На общественной вещательной корпорации Великобритании - Би-би-си - в 2004 г. происходили весьма бурные события. Это был год наивысшего за всю историю обострения противоречий между общественной корпорацией и государственными властями. Как известно, еще при Маргарет Тэтчер тогдашнее консервативное правительство активно пыталось подчинить Би-би-си задачам своей политики, на что тогдашний председатель корпорации Мармадюк Хасси отвечал: "Правительства приходят и уходят, а мы остаемся. Хартия Би-би-си требует от попечителей сопротивляться попыткам оказания на них давления со стороны каких бы то ни было политических партий и ни в коем случае не отклоняться от исполнения своего долга из-за результатов очередных всеобщих выборов". Тогдашнее противостояние между Би-би-си и правительством консерваторов выразилось в показе по телевидению Би-би-си таких программ, как "Воинственная политика Мэгги" с резкой критикой Маргарет Тэтчер, а также передач о положении в Северной Ирландии и деятельности националистической организации Ирландская республиканская армия, которую правительство консерваторов сознательно замалчивало. Маргарет Тэтчер постоянно возмущалась, что общественная корпорация не желает становиться рупором ее политики.

После прихода к власти в 1997 г. правительства лейбористов во главе с Тони Блэром его отношения с Би-би-си первое время были хорошими. Этому способствовало то, что тогдашний генеральный директор Би-би-си Джон Берт был действительным членом лейбористской партии, а его преемник с 2000 г. Грэг Дайк открыто поддерживал лейбористов и давал деньги на их предвыборную кампанию. Членом лейбористской партии был и Гэвин Дэвис, ставший председателем Би-би-си с 2001 г.

Когда в 1998 г. в программе "Ночные новости" на канале Би-би-си-1 журналист Мэттью Пэррис назвал министра торговли и промышленности в правительстве лейбористов Питера Мендельсона гомосексуалистом, повторив уже сделанное заявление в газете "Сан", руководство Би-би-си немедленно наложило самоцензуру, запретив впредь какие-либо упоминания о частной жизни министра и принеся ему извинения. Такие отношения Би-би-си с правительством позволили правым консерваторам иронически расшифровывать аббревиатуру Би-би-си (ВВС) как "Вещательная корпорация Блэра" ("Blair Broadcasting Corporation").

Но все изменилось, когда правительство Тони Блэра предприняло шаг, фактически расколовший Великобританию надвое: пошло на поводу у американской политики, поддержав авантюру США в Ираке, предпринятую без санкции Организации Объединенных Наций.

Би-би-си направила в Ирак свою команду корреспондентов, тон выступлений которых был таким, что советник Блэра по вопросам коммуникации Алистер Кэмпбелл потребовал от руководства корпорации сменить эту команду. Это грубое требование было с возмущением отвергнуто руководством корпорации. В феврале 2004 г. газета "Санди таймс" предала гласности письма, которые тогда направил Блэру генеральный директор Би-би-си Грег Дайк с решительным протестом против попыток оказания давления на корпорацию.

Однако каплей, переполнившей чашу терпения правительства, стало заявление, сделанное 29 мая 2003 г. в утренней программе "Сегодня" радиостанции Би-би-си "Рейдио-4" журналистом Эндрю Джиллиганом о том, что правительство фальсифицировало досье советника министерства обороны Дэвида Келли, вставив в него утверждение, будто Ирак может в течение 45 минут развернуть и применить оружие массового поражения. Именно эта вставка, по заявлению Джиллигана, и стала предлогом для направления британских войск в Ирак.

Правительство потребовало от Би-би-си назвать источник этой информации, но руководство корпорации отказалось назвать имя своего осведомителя. Тогда правительство провело собственное расследование и установило, что эту информацию передал корреспонденту Би-би-си сам Дэвид Келли. Раскрытие его имени и появление аналогичного материала в газете "Мейл он санди" вынудили Дэвида Келли покончить самоубийством. (Правда, в конце 2004 г. в британской печати появились сообщения медицинской комиссии, ставившей под сомнение факт самоубийства Келли и считавшей, что это могло быть убийством).

Сразу же после этого началась словесная война между Би-би-си и правительством. Совет попечителей Би-би-си обвиняли в неумении руководить корпорацией и обеспечить объективность информации. Пользуясь тем, что приближался 2006 год - год официального продления Королевской хартии (юридического документа, лежащего в основе деятельности Би-би-си), - министры угрожали внести в ее текст положения, фактически лишающие корпорацию самостоятельности и ставящую ее в зависимость от государственных органов.

Для расследования всех обстоятельств, связанных с "делом Келли", была создана специальная государственная комиссия во главе с лордом-консерватором Хаттоном, которая в январе 2004 г. опубликовала официальный доклад со своими выводами. В этом докладе, который многие называли "отбеливанием правительства Блэра", вся вина была возложена на Би-би-си как на источник непроверенной информации. Министерство обороны, которое фактически "подставило" своего советника, признав, что это он сообщил информацию корреспонденту, удостоилось лишь мягких упреков.

Реакция общественности была недвусмысленной: 55% опрошенных фирм ой "Ю-Гов" заявили, что доклад Хаттона преследовал цель обелить правительство Блэра, и лишь 25% считали его объективным. "Санди таймс" процитировала заявление неназванного офицера разведки, который считал, что лорд Хаттон, по меньшей мере, наивен, ибо поверил на слово представителям министерства обороны, совершенно некритически включив все их показания в доклад, тогда как это - люди, которые по известным причинам никогда не говорят всей правды. Этот офицер также назвал доклад "отбеливанием правительства". Более того, 54% опрошенных верили, что правительство действительно фальсифицировало доклад Дэвида Келли и требовали судебного расследования всех обстоятельств втягивания страны в войну в Ираке. 62% опрошенных (против 30%) говорили, что не верят премьер-министру, а по поводу доверия к Би-би-си из тех, кто имел мнение по этому вопросу, четыре к одному (44% против 12% опрошенных) сказали, что они в любом случае больше верят ей, чем правительству.

Председатель Би-би-си Гэвид Дэвис и генеральный директор Грег Дайк ушли в отставку со своих постов. Если уход председателя в такой ситуации казался неизбежным, то относительно генерального директора многие ожидали, что Совет попечителей не примет его отставки. Но попечители сделали это, не желая окончательно рассориться с правительством.

Шесть тысяч сотрудников Би-би-си подписали письмо солидарности с уходящим Грэгом Дайком, называя его "борцом за мужественный, независимый и объективный журнализм". Бывшего генерального директора провожала многочисленная демонстрация его сторонников под лозунгом "Верните Дайка!". "Санди таймс" отмечала, что когда уходил предыдущий генеральный директор Джон Берт, его провожали до дверей всего восемь служащих. Число подписавшихся под письмом было бы еще больше, если бы оно касалось не только личности Дайка, но и независимости Би-би-си в целом. Некоторые сотрудники были не согласны с политикой Дайка, но всей душой выступали за независимость Би-би-си.

Преемником Дайка стал назначенный еще в 2002 г. его заместитель Марк Байфорд, а на место председателя был временно назначен лорд Райдер, представитель консервативной партии. Тони Блэр хотел, чтобы пост председателя перешел в руки консерваторов, положив конец разговорам о "левом уклоне" Би-би-си. Он поручил министру СМИ Тессе Джоуэлл в кратчайший срок решить вопрос о назначении постоянного председателя.

Тем временем лорд Райдер занял поистине апологетическую позицию по отношению к правительству. Он произнес "покаянную" речь, признав "обоснованность" выводов доклада Хаттона. Райдер объявил о введении строгих мер, призванных не допустить повторения происшедшего. Отныне все сообщения, исходящие только из одного источника, журналист должен был представлять на утверждение заведующему отделом, а сообщения на особо важные темы - на утверждение высшего руководства корпорации. Марк Байфорд тоже разочаровал сотрудников Би-би-си, объявив, что корпорация больше не будет передавать никаких эксклюзивных сообщений. Журналист, сказал он, может подготовить оригинальный материал, но он больше не будет называться эксклюзивом. Правда, еще Грег Дайк отреагировал на происшедшие события, ускорив процесс создания на Би-би-си отдела жалоб, куда могли бы обращаться все недовольные программами Би-би-си. Но новое руководство продемонстрировало просто аллергическую реакцию на возможные новые обвинения корпорации в необъективности. Так, в феврале 2004 г. журнал "Поэтри ревью" пожаловался на ведущего программы "Слово" на радиостанции "Рейдио-3", который сказал, что этот журнал, посвященный поэзии, публикует мало стихов женщин-поэтесс. Редакция журнала отрицала это, и руководство Би-би-си тут же принесло извинения. "Я завтра подам в отставку" - с иронией сказал ведущий программы, комментируя это на следующий день. Би-би-си извинилась и когда всего 9 телезрителей пожаловались на "слишком сексуальное" выступление танцевальной группы "Фикс" на Би-би-си-1. Во время выступления Алистера Кэмпбелла в прямом эфире "Рейдио-5" 80% звонков были в пользу Би-би-си, но сотрудникам было велено зачитывать их в пропорции 50:50.

Совет попечителей, собравшийся 28 февраля впервые после отставки Грега Дайка, занялся разработкой новых правил, которые исключили бы возможность "ошибок", за которые Би-би-си подверглась критике в докладе Хаттона. Предполагалось ввести на Би-би-си должность специального "директора по жалобам" и создать на Би-би-си-1 новую интерактивную программу для учета мнения аудитории.

По свидетельству печати, робкая и осторожная позиция нового руководства Би-би-си вела к тому, что интервьюируемые государственные чиновники начали грубо и пренебрежительно обращаться с корреспондентами Би-би-си. Эта позиция встречала сопротивление и со стороны сотрудников Би-би-си. Так, в феврале 2004 г. министр обороны Джеффри Хун заявил в интервью корреспонденту "Рейдио-4", что не видел в газетах сообщений, будто бы в досье Келли утверждалось, что Ирак может в течение 40 минут применить ОМП против британских военных баз на Кипре. Сотрудники радиостанции тут же передали в эфир отрывок из показаний Хуна перед комиссией Хаттона, где он признал, что видел такие сообщения. После этого руководство заставило радиостанцию зачитать "разъяснение" на 200 слов по поводу происшедшего "недоразумения". Но через несколько дней на той же радиостанции ведущий программы "Сегодня" иронически напомнил, что новый председатель Би-би-си лорд Райдер за семь лет пребывания в палате лордов, до "дела Келли", не сказал ни слова. Это сообщение шло на фоне мелодии песни "Молчание - золото".

В конце февраля представители 40 профсоюзов, действующих на Би-би-си, собрались, чтобы обсудить планы лоббирования парламента под лозунгом "Руки прочь от Би-би-си!". Аббревиатура "ВВС" получила теперь новое истолкование "Beyond Blair's control" ("Вне контроля Блэра"). Группа ведущих журналистов Би-би-си, включая Джона Симпсона, редактора отдела мировых событий, Джона Хэмфриса, редактора программы "Сегодня", Джеффри Ренделла, редактора отдела деловых новостей, и Джереми Паксмена, ведущего программы "Ночные новости", направили лорду Райдеру письмо с требованием прекратить бесконечные извинения, ставящие корпорацию в унизительное положение и не способствующие хорошему журнализму.

Тем не менее, до середины марта руководство Би-би-си продолжало слушания по работе отдельных журналистов из подразделения новостей и актуальных программ. Некоторые из них потеряли работу, других заставили посещать специальные двухнедельные семинары, где их учили "беспристрастности мышления" и отказу от "леволиберальных предубеждений", якобы свойственных ранее журналистам Би-би-си. Большинство посещавших их, по сообщениям печати, относились к ним с достаточной долей иронии и скепсиса. Тем не менее, опрос, проведенный управлением коммуникации в конце апреля, показал, что общественность по-прежнему любит актуально-общественные программы Би-би-си, такие как "Панорама" и "Время вопросов".

В феврале в печать просочились наброски правительственной Зеленой книги о будущем Би-би-си, которая должна была стать первым шагом к пересмотру Хартии в 2006 г. Один из вариантов будущего корпорации, приведенных там, привел в ужас Грега Дайка, который после происшедших событий уехал в Южную Африку писать о них книгу. Этот вариант предусматривал раздел Би-би-си на английскую, шотландскую, валлийскую и североирландскую вещательные компании, а также отделение телевидения Би-би-си от ее радиовещания. Это означало бы конец Би-би-си как мировой корпорации. Согласно другому варианту, Би-би-си должна была быть подчинена либо новому государственному контролирующему органу - Управлению коммуникации (Офком), известному своей близостью к правительству, - либо специальному парламентскому комитету. В том и другом случае она лишилась бы независимости, зафиксированной в ее Хартии с самого основания. И, наконец, был еще один вариант, который в свое время отвергла даже Маргарет Тэтчер: сделать Би-би-си чисто культурным институтом, который готовил бы только такие программы, от которых практически отказываются коммерческие телевидение и радиовещание. В черновике Зеленой книги было также предложение лишить Би-би-си тех каналов, которые не могут считаться полностью отвечающими задачам общественного вещания (например, молодежный телеканал Би-би-си-3). Члены правительства явно желали видеть программы Би-би-си более образовательными и рассчитанными на высшие слои общества. Что касается абонентской платы, то предлагалось изымать пятую часть ее для субсидирования программы общественного назначения на коммерческих телевидении и радиовещании. Слабость этого предложения, по мнению некоторых политиков, состояла в том, что оно оставляло правительству решать, какие программы могут производиться на общественные деньг, а какие - нет.

Одновременно с этим заседала комиссия вещателей под руководством Дэвида Элстейна, которая в своем докладе предложила полностью отменить абонентную плату и субсидировать всех общественных вещателей (Би-би-си, четвертый канал и тех, которые еще могут появиться) путем взимания с населения определенного налога, распределяемого специальным управлением вещания. Часть денег направлялась бы, опять-таки, на программы общественного характера на коммерческих телевидении и радиовещании. Остальные программы Би-би-си должны были, по замыслу комиссии Элстейна, субсидироваться путем подписки.

В апреле 2004 г. был, наконец, назначен новый руководитель Би-би-си, который в мае приступил к исполнению обязанностей. Им стал не лорд-консерватор, как предполагалось ранее, а беспартийный Майкл Грейд, бывший исполнительный директор четвертого канала. Эта кандидатура в общем устроила всех: и консерваторов, не желавших усиления влияния лейбористов на Би-би-си, и сторонников независимости корпорации, так как Майкл Грейд уже возглавлял общественный канал британского телевидения и прославился как упорный защитник его независимости и верности первоначальному кредо, заложенному при его основании. Кроме того, Майкл Грейд был старым знакомым Грега Дайка, с которым они вместе работали на "Лондон уикэнд телевижн", и обозреватели не исключали возможности того, что Грейд вновь возьмет Грега Дайка на должность генерального директора. Однако новым генеральным директором был назначен в июне Марк Томпсон, который с 2001 по 2002 год занимал пост директора телевидения Би-би-си, а потом возглавлял администрацию четвертого канала.

Летом 2004 г. правительство провело исследование общественного мнения, показавшее, что общественность обеспокоена снижением качества программы Би-би-си, увеличением числа повторов и дешевых развлекательных программ, особенно телевизионных игр и "реалити шоу". Наиболее сильной критике подверглись два основных телеканала Би-би-си: Би-би-си-1 и Би-би-си-2. По поводу последнего, имеющего статус культурного канала, канала для образованного общества, один из телезрителей сказал, что перенос на нем всех по-настоящему интеллектуальных программ на поздние вечера является "актом культурного вандализма".

Руководство Би-би-си ответило на все предупреждения, связанные с приближением срока пересмотра Хартии, объявлением в декабре 2004 г. плана широких реформ, с которым выступил генеральный директор Марк Томпсон. Согласно этому плану, получившему одобрение Совета попечителей во главе с Майклом Грейдом, в ближайшее время число служащих Би-би-си должно было сократиться почти на 20% (с 28 до 22 тыс человек). При Греге Дайке оно увеличилось на две тысячи.

Из этих сокращаемых шести тысяч половина должна была просто уйти, а другой половине должна была быть предложена альтернатива в виде переезда в Манчестер, куда руководство намеревалось перевести часть спортивных и детских программ Би-би-си (в частности, спортивные радиостанции "Рейдио-5 лайв" и Би-би-си спорт", футбольную программу "Матч дня" во главе с ее ведущим Гэри Линекером, детскую программу "Блю Питер" и частично детские каналы "Сибибиз" и "Си-Би-би-си"). Это должно было быть сделано в рамках программы децентрализации производства программ, приближения его к северным регионам. Эта программа должна была обойтись в 500 млн ф.ст. в течение 10 лет. 50 млн из них Би-би-си рассчитывала получить от Агентства развития северо-западных территорий.

Кроме того, предполагалось продать часть коммерческих подразделений корпорации (например, "Би-би-си бродкаст", занятое подготовкой специальных брэндов и титров для глухих, а также ведающее сайтами Би-би-си в Интернете, и "Би-би-си ризорсис", производящее костюмы и различное оформление для программ Би-би-си). "Би-би-си бродкаст" предполагалось продать французской фирме "Томсон" за 100 млн ф. ст., а "Би-би-си ризорсис", принесшая в 2003 г. 7 млн ф. ст. дохода, должна была стать самостоятельной фирмой. Это вызывало обвинения в адрес Би-би-си, что общественная корпорация вскормила "коммерческого монстра".

Часть служб (например, производство книг, Ди-ви-ди, видео- и аудиокассет) должна была начать субсидироваться путем заключения контрактов с коммерческими фирмами. Однако от плана полной продажи всего коммерческого звена Би-би-си - "Би-би-си уорлдуайд" - администрация отказалась после проведения тщательного расследования специальной комиссией во главе с Джоном Смитом, ставшим после этого главой "Би-би-си уорлдуайд".

Разумеется, меры экономии не могли обойтись и без предложений по сокращению управленческого аппарата. что должно было, по замыслу авторов проекта, дать экономию в 300 млн ф. ст. в год.

Все эти меры экономии и коммерциализации преследовали цель по утверждению руководства, "создания из корпорации боевой колесницы", способной выдержать предстоящие испытания в виде конкуренции со стороны большого числа коммерческих телеканалов и радиостанций, развития новых технологий и усиления давления со стороны правительственных органов. Объясняя эти меры, Марк Томпсон заявил, что в прошлом, при Джоне Берте, ежегодные сокращения штатов подрывали моральный дух сотрудников, и поэтому он решил произвести все необходимые перемены сразу, одним решительным шагом.

Тем не менее, недовольство все же началось. По свидетельству печати, многие сотрудники Би-би-си чувствовали себя "преданными" корпорацией. Предсказывали, что Би-би-си в ближайшие годы может лишиться многих талантливых журналистов, производителей и ведущих программ и других служащих, которые не захотят переезжать в Манчестер. Однако планом Томпсона остались очень довольны независимые продюсеры, которым в этом плане было обещано увеличение закупок их продукции еще на 25% (25-процентная квота на продукцию независимых продюсеров на Би-би-си и Ай-ти-ви была официально установлена еще парламентским актом 1990 года). Кроме того, они рассчитывали, что часть уволенных или ушедших из Би-би-си сотрудников перейдет на работу к ним.

Но план Томпсона имел и еще одну подоплеку. Многие сторонники улучшения качества программ Би-би-си (как внутри, так и за пределами корпорации) увидели в нем возращение к качественной журналистике, так как сэкономленные средства предполагалось направить на новостные и актуально-общественные программы, такие как "Панорама", "Новости в 10 часов" и "Ночные новости" на Би-би-си-1, и "Сегодня" на "Рейдио-4". Предполагалось уменьшение числа повторов и дешевых развлекательных шоу, от которых устала аудитория.

Предполагалось также увеличение производства региональных программ. В частности, на 70 млн ф. ст. должно было увеличиться производство телефильмов и телесериалов за пределами Лондона. Однако подразделение новостей и актуально-общественных программ также должно было претерпеть сокращения на 15% (350 из 3 тыс занятых в этом подразделении).

План Томпсона предполагал также создание новых телеслужб. Одна из них должна позволить всем, имеющим выход на широковолновый Интернет, смотреть бесплатно любую программу с любого канала Би-би-си за предыдущую неделю. Другая, ориентированная преимущественно на школьников и студентов, позволит им заказывать программы из обширного радио- и телевизионного архива Би-би-си.

Однако многие сомневались в эффективности предложенных реформ. Так, в передовице газеты "Обсервер" от 12 декабря 2004 г. под названием "Защитить Би-би-си" говорилось: "Вместо того, чтобы заносить нож над ресурсами и персоналом Би-би-си, необходимо позаботиться о защите ее независимости и о правильной стратегии решения проблем за счет сокращения действительно ненужных бюрократических звеньев". Передовица "Обсервера" назвала предложенные реформы "бессмысленными" и льющими воду на мельницу тех, кто ставит под сомнение самую необходимость общественного вещания. Ряд ответственных работников Би-би-си тоже выразил сомнение в успехе этих реформ. Некоторые считали, что все сэкономленные средства будут съедены переходом на дорогостоящую новую технологию.

И, наконец, были и такие, кто видел во всем этом лишь косметическую меру, необходимую для того, чтобы выиграть битву за пересмотр Хартии в 2006 г., представив Би-би-си как исправляющую ошибки прошлого и повышающую эффективность корпорацию, что дало бы возможность сохранить принцип субсидирования через абонентную плату до 2016 года.

Так или иначе, но предполагалось, что конкретизация плана Томпсона должна была произойти не ранее марта 2005 г. и в ней еще должны были сказать свое слово профсоюзы занятых на Би-би-си служащих.

Ай-ти-ви после объединения

В коммерческом эфирном телевидении Великобритании в 2004 г. также произошло знаменательное событие: в феврале было официально объявлено об объединении двух крупнейших остававшихся компаний: "Карлтона" и "Гранады" - в единую компанию Ай-ти-ви, которой теперь принадлежали все региональные лицензии на коммерческое эфирное телевидение, кроме трех ("Скоттиш телевижн", вещающей на Шотландию, "Ольстер телевижн", вещающей на Северную Ирландию, и "Ченнел телевижн", вещающей на острова в проливе Ла-Манш). Таким образом, официально завершился период концентрации и монополизации британского коммерческого эфирного телевидения, начавшийся и проходивший в 90-е годы, по истечении которого 12 из 15 региональных лицензий на коммерческое эфирное телевидение стали принадлежать одной компании. Естественно, что пресса заговорила о конце регионализма в британском телевидении, хотя руководство объединенной Ай-ти-ви обещало по-прежнему уделять внимание региональным программам.

Председателем правления объединенной Ай-ти-ви стал Питер Берт, бывший исполнительный директор Шотландского банка. На вопросы корреспондентов, как банкир может управлять телекомпанией, он отвечал, что, разумеется, не собирается сам делать программы, а будет отвечать лишь за коммерческую сторону предприятия. Исполнительным директором, вопреки ожиданиям, остался Чарльз Аллен, бывший исполнительный директор "Гранады", хотя многие думали, что его в конечном счете постигнет та же участь, что и бывшего председателя "Карлтона" Майкла Грина, снятого в 2003 г. с поста по требованию акционеров.

Как и ожидалось, после объединения начался процесс рационализации производства, устранения "лишних" звеньев. Уже в феврале закрылась телестудия в Ноттингеме, в результате чего потеряли работу 700 человек. Объединение позволило "Карлтону" и "Гранаде" сэкономить, отказавшись от дублирующих друг друга предприятий и от конкурентной борьбы.

Тем не мене, рейтинги Ай-ти-ви в 2004 г. опустились на 6% по сравнению с 2003 г. По данным на август, на Ай-ти-ви приходилось 22,7% аудитории британского телевидения (по сравнению с 23,4% в 2003 г.). В то же время у Би-би-си -1 было 26% аудитории (больше, чем при Греге Дайке). Летом 2004 г. Би-би-си потеснила Ай-ти-ви за счет показа Олимпийских игр, на которые она имела эксклюзивные права, в четвертый канал - за счет показа популярного реалити-шоу "Большой брат". Но осенью Ай-ти-ви удалось вновь поднять рейтинг в "прайм-тайм" до 31% аудитории благодаря появлению нового популярного интерактивного шоу "Я знаменитость - выгоните меня отсюда", собравшего 8-миллионную аудиторию.

Практика показывает, что именно интерактивность, возможность нажать на красную кнопку и вмешаться в происходящее, привлекает зрителей и удерживает их от того, чтобы переключить телевизор на другой канал. Вместе со спонсорством интерактивность становится для коммерческих вещателей основным источником доходов, так как реклама начинает утрачивать свое значение ввиду того, что новейшие видеомагнитофоны позволяют записывать программы и просматривать их без рекламных вставок, которые при прокручивании на магнитофоне автоматически вырезаются. К тому же, недобор в рейтингах аудитории вынудил Ай-ти-ви в 2004 г. выплатить рекламодателям около 100 млн ф. ст. неустойки, полагающейся им по заключенному соглашению.

Неудачи в аналоговом телевещании Ай-ти-ви старается компенсировать успехами в цифровом. В 2004 г. цифровой канал Ай-ти-ви-2 увеличил аудиторию, а в ноябре появился новый канал Ай-ти-ви-3, который сразу же обогнал молодежный канал Би-би-си-3, собрав 1,2% телеаудитории. Новый канал был посвящен показам старых серий наиболее популярных сериалов Ай-ти-ви, а также повторам лучших документальных и художественных фильмов прошлых лет. Для этого использовались архивы "Карлтона" и "Гранады", содержащие более 1,5 тыс программ. Днем шли повторы старых серий "Коронейшн стрит", "Эммердейла", "Инспектора Морса" и других, а вечером - сериалов "Крэкер", "Холодные ноги", "Главный подозреваемый", "Возвращение в Брайдсхед" и др. По мнению исполнительного директора Ай-ти-ви Чарльза Аллена, основную аудиторию Ай-ти-ви-3 будут составлять люди средних возрастов: старше, чем аудитория Ай-ти-ви- 2 (от 16 до 34 лет).

С февраля 2004 г. руководство Ай-ти-ви вело переговоры о постановке Ай-ти-ви-3 на платформу "Скай диджител" спутниковой компании Би-скай-би Руперта Мэрдока. Это означало бы сделать его подписным, так как по имеющемуся соглашению каналы Ай-ти-ви, вещающие через Би-скай-би, должны финансироваться за счет подписки с выплатой в пользу Би-скай-би ежегодных отчислений в 17 млн ф. ст.36. Однако сумма эта слишком велика для Ай-ти-ви, и в конце года между Алленом и исполнительным директором Би-скай-би Джеймсом Мэрдоком начались переговоры о ее сокращении. Сделать эти каналы открытыми означало бы пересмотр всех действующих соглашений, поэтому Ай-ти-ви-3 было решено пустить через открытую платформу "Фривью", принадлежащую Би-би-си, и через кабельные каналы. Субсидироваться он будет за счет рекламы.

Объединение компаний Ай-ти-ви поставило в невыгодное положение малые эфирные каналы Великобритании - четвертый и пятый. Сразу после него, в феврале, между ними начались переговоры о продаже рекламы, и ходили слухи, что они могут объединиться, дабы противостоять объединенной Ай-ти-ви. Однако для этого необходимо изменить статус четвертого канала, управляемого назначаемой общественной администрацией и действующего на основе специального государственного положения. Но государству невыгодно было бы лишать его статуса, так как оно может его просто приватизировать и получить от этого дополнительный доход в виде отчислений за лицензию.

Тем временем четвертый канал продолжал терять аудиторию. В 2004 г. он потерял 13% аудитории, и к концу года его рейтинг опустился до 8% всей телеаудитории. Администрация канала старается поправить положение за счет расширения показа реалити-шоу "Большой брат", основанного на показе событий скрытой камерой. Летом 2005 г. его намерены показывать чуть ли не круглые сутки. Закуплено также популярное американское шоу "Отчаявшиеся домохозяйки". Вернутся на четвертый канал и его старые фавориты: программы "Плюющийся образ" и "Доктор Кто".

Развитие цифрового телевидения

На спутниковой компании Би-скай-би год, прошедший после назначение в ноябре 2003 г. сына председателя ее правления Руперта Мэрдока - 30-летнего Джебмса Мэрдока - исполнительным директором прошел, в общем, успешно. Хотя и не удалось достигнуть поставленной цели в 8 млн проданных антенн для приема цифровых каналов платформы "Скай диджител", число которых достигало уже трехсот, но их количество увеличилось почти на 100 тыс, в то время как цена антенны для приема "Скай диджител" упала до менее 100 ф. ст.

За год Би-скай-би потратила 450 млн ф. ст. на инфраструктуру и 50 млн (в полтора раза больше, чем за предыдущий год) на маркетинг. Все это, по мнению обозревателей, говорит о серьезности намерений Джеймса Мэрдока и опровергает слухи о том, что его назначение преследовало цель подорвать положение компании и дать возможность Руперту Мэрдоку вновь приватизировать ее (сейчас ему принадлежит лишь 35% акций компании).

К концу 2004 г. на Би-скай-би приходилось более 7 млн подписчиков цифрового телевидения (аналоговых каналов на "Скай диджител" нет с 2001 года). 4 млн подписчиков имела открытая цифровая платформа "Фривью", принадлежащая Би-би-си, и 2,5 млн приходилось на кабельное телевидение. Таким образом, около 14 млн британских семей (более полвины) имели в своих домах цифровое телевидение. К концу 2005 г. Би-скай-би поставила цель достигнуть отметки в 8 млн проданных антенн цифрового телевидения.

К этому следует добавить небольшое количество антенн созданной в марте 2004 г. новой цифровой спутниковой платформы "Топ-ап ти-ви", объединившей 10 каналов. В их число вошли британские каналы с платформы "Ю-Кэй телевижн": "Ю-Кэй гоулд", "Ю-Кэй стайл" и "Ю-Кэй фуд", - а также цифровая версия четвертого канала "Э-4", и американские ("Блумберг", "Дискавери", "Дискавери хоум энд лежер", "Тернер клэссик мувиз", "Картун нэтуорк" и "Бумеранг"). Таким образом, платформа "Топ-ап ти-ви" объединила разнородные каналы: деловой "Блумберг", канал качественных документальных фильмов "Дискавери", канал классических фильмов "Тернер клэссик", канал повторов старых британских сериалов "Ю-Кэй гоулд", потребительские "Ю-Кэй фуд" и "Дискавери хоум энд лежер", канал мультипликации "Картун нэтуорк" и др. Ее создатели - бывший заместитель исполнительного директора Би-скай-би Дэвид Чанс и другой бывший член ее руководства Йен Уэст - исходили из того, что по опросам, основная масса телезрителей смотрит лишь небольшое число спутниковых каналов (12 из 300 каналов Би-скай-би и 5 из 26 каналов "Фривью"). Таким образом, они решили, что, предложив общественности в едином пакете 10 известных и разноплановых каналов, они смогут в течение двух лет приобрести порядка 250 тыс подписчиков. При этом они учли также то, что на руках потребителей осталось около 800 тыс старых декодерных устройств обанкротившейся в 2001 г. платформы "Ай-ти-ви диджител", и решили использовать их для приема своей платформы, став, таким образом, как бы ее преемником. Средства в новое предприятие вложили две инвестиционные компании: американская "Эксес индастриз" и европейская "Кэролайн груп". Пакет каналов "Топ-ап ти-ви" стоит около 8 ф. ст. в месяц.

Би-би-си отреагировала на появление цифрового конкурента отрицательно, мотивируя это тем, что в условиях противостояния спутниковой Би-скай-би телезритель, будучи в растерянности от проблемы, какое из принимающих устройств ("Фривью" или "Топ-ап") приобрести, может отдать предпочтение 300-канальной "Скай диджител". Кроме того, она была недовольна тем, что за дополнительную плату подписчикам "Топ-ап" предлагался также эротический "Фэнтези ченнел", принадлежащий Ричарду Десмонду. Однако "Топ-ап" можно принимать и через декодер "Фривью", вставив туда специальную "карточку доступа".

На "Фривью" число каналов к концу 2004 г. достигло 28. С 27 сентября добавился американский развлекательный канал Эй-би-си-1. Это был первый американский канал на открытом британском телевидении. Он вещал с 6 ч. утра до 6 ч. вечера и передавал популярные американские сериалы ("Главная больница", "Снова и снова", "Шесть футов под" и др.), а также потребительские программы типа "Благоустраивая свой дом". А в ноябре добавился уже упоминавшийся канал Ай-ти-ви-3.