Languages

You are here

Русский журналист – деловой партнер Ю. Рейтера (К истории издания газеты «Посредник промышленности и торговли» П.С. Усова)

Научные исследования: 

The Russian Journalist – J. Reuter’s Business Partner (Towards the History of ‘The Industry and Trade Broker’, P.S. Usov’s Newspaper)

Ключковская Лариса Анатольевна
преподаватель кафедры истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Klyuchkovskaya Larissa A.
Lecturer, chair of history of Russian journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University.

Аннотация
В статье сообщаются малоизвестные сведения о сотрудничестве главы лондонского телеграфного агентства Пауля Юлиуса Рейтера и русского журналиста Павла Степановича Усова (1828–1888 гг.), редактора-издателя газеты «Посредник промышленности и торговли» (1857–1863 гг.), рассказывается об истории создания газеты, дается ее характеристика как делового издания.

Ключевые слова: история русской журналистики, П.С. Усов, Ю. Рейтер, «Посредник», «Континентальный Телеграф», деловая пресса, мемуары журналиста

Abstracts
The paper provides little-known information on cooperation of Paul Julius von Reuter, head of the London-based news agency and Pavel Stepanovich Usov (b. 1828 – d. 1888), editor and publisher of the Russian newspaper ‘The Industry and Trade Broker’ (1857 – 1863). The Russian business paper activities are discussed.
Key words: history of Russian journalism, P.S. Usov, J. von Reuter, ‘Broker’, ‘Continental Telegraph’, business press, journalist’s memoirs.


О деятельности в России Юлиуса (Пауля Юлиуса) Рейтера, создателя всемирной службы новостей, известно крайне мало. Однако в дореволюционном журнале «Исторический вестник»1, часто печатавшем мемуары деятелей отечественной прессы, память об этом сохранилась. Статья «Первые политические телеграммы в русских газетах. Телеграфные агентства»2 из воспоминаний журналиста Павла Степановича Усова (1828–1888 гг.) является на сегодняшний день, пожалуй, единственным русским источником3 сведений об основателе «Континентального Телеграфа»4. Содержащийся в ней рассказ о деловых контактах русского газетчика с лондонским информационным магнатом, визитах Рейтера в Россию в 1857 и 1862 гг., дополнен личными впечатлениями от встреч с ним, фрагментами писем, данными о стоимости телеграфных услуг.

Введение в научный оборот сведений, сообщенных П.С. Усовым, а также изучение номеров газеты «Посредник промышленности и торговли» (1857–1863 гг.), издававшейся с использованием депеш агентства Ю.Рейтера, позволяют ликвидировать некоторые лакуны в истории деловой печати России и дать более полную картину ее становления.

П.С. Усов познакомился с Юлиусом Рейтером в августе 1857 года, когда основатель и глава лондонского агентства приехал в Россию для регионального расширения своего дела и явился с рекомендательными письмами из-за границы к Н.И. Гречу. В ту пору Усов был помощником редакторов-издателей газеты «Северная пчела» Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина. Его шеф, человек в возрасте, малосведущий в технических новшествах, с охотой порекомендовал иностранцу молодого, 29-летнего, журналиста, который, параллельно с работой в «Северной пчеле», уже предпринял издание собственной «телеграфной газеты» «Посредник».

Павел Усов, с детства обучавшийся в столичном английском пансионе Д. Гирста, а затем получивший образование в Петербургском университете, владел несколькими иностранными языками, занимался переводами. Он вспоминает, что Рейтер говорил по-английски с иностранным акцентом, предпочитал объясняться на немецком.

Договор о «взаимных условиях», рассчитанный на три года, был подписан 23 августа 1857 года. Согласно ему Рейтер обязан был высылать ежедневно (кроме воскресений) телеграммы с коммерческими сведениями из Лондона, Ливерпуля, Гамбурга, Любека, Амстердама и Роттердама, а также из других городов Европы по требованию редактора «Посредника». П. Усов же должен был платить Ю. Рейтеру ежегодное вознаграждение в 3000 рублей «сверх платы, причитающейся за передачу телеграмм по телеграфным линиям»5.

Так газета П. Усова пополнилась ценным источником информации, что позволило ей набрать новые обороты в издании. А ведь еще полгода тому назад о таком расширении дела редактору и не мечталось…

Все началось с того, что в конце 1856 года «Санкт-Петербургские ведомости» и Journal de St.-Petersbоurg6 объявили о намерении публиковать заграничные политические телеграммы. Павел Усов сумел убедить Н.И. Греча не отстать от «новизны», и тот дал поручение берлинскому корреспонденту «Северной пчелы» Луи Шнейдеру «войти в соглашение» с телеграфным агентством Б. Вольфа, как это сделали до них газеты-конкуренты. Первая телеграфическая депеша, так тогда называли телеграммы, появилась в «Северной пчеле» 8-го января 1857 года.

Получалось, что каждая из газет платила самостоятельно (и немалые деньги) за одни и те же зарубежные известия. Изучив способ получения телеграмм, взаимные отношения телеграфных агентств, П. Усов уговорил редакторов «Санкт-Петербургских ведомостей», Journal de St.-Petersbourg и «Русского инвалида» соединиться с «Северной пчелой» «для получения депеш из-за границы и не давать более возможности агентству Вольфа наживаться на их счет»7. Совместные действия русских изданий вынудили Б. Вольфа снизить цены на свои услуги.

На появление в печати политических телеграмм обратили внимание русские предприниматели. Наиболее успешные из них уже использовали телеграф для ведения торговых дел, однако и для них стоимость депеш была высока, что же говорить о среднем бизнесе того времени! Идея постоянно получать новости о ценах на товары и спросе на них носилась в воздухе. Павел Усов уловил это желание торгового мира столицы и «решился сделать попытку удовлетворить его»8.

Начинать надо было с сообщений из Англии. Именно там совершались основные сделки с участием русских коммерсантов. «Добыв себе адрес одного лондонского маклера и корреспондента некоторых русских фирм в Петербурге, по имени Гарботель, я, сославшись на рекомендацию последних, предложил ему раз в неделю посылать мне пространную телеграмму с лондонскими ценами на главные русские товары»9, – рассказывает о начале своего предприятия П. Усов. Получив 19 февраля 1857 года первую депешу, молодой журналист тут же разослал ее «в виде пробы всем торговым фирмам в Петербурге». За регулярное получение оперативной заграничной информации высказалось 60 человек, тем самым определился круг потенциальных подписчиков. Чтобы наладить дело, нужна была газета.

Павел Усов решил воспользоваться изданием своего отца, еженедельной газетой промышленности, хозяйства и реальных наук «Посредник». Профессор сельского хозяйства Петербургского университета С.М. Усов против инициативы сына не возражал: к 1857 году он стал редактором изданий Вольного Экономического общества10, приостановив выпуск собственной газеты.

П.С. Усов предполагал издавать «Посредник» как газету промышленности и торговли, что было близко профилю отцовского еженедельника, в котором, наряду со статьями о науке, сельском хозяйстве и промыслах, всегда печатались данные о зарубежных и русских ценах, существовала рубрика «Торговые известия». Кстати, здесь часто публиковались и объяснения принципов действия электрического телеграфа, сообщения об успехах распространения телеграфной связи по миру, сведения о прокладке подводного кабеля между Францией и Англией, введение которого в строй оценивалось как «выгода неисчислимая»11.

Действовать Павлу Усову предстояло быстро. Цензору Н.В. Елагину он откровенно объяснил цель предпринятого дела, «необходимость обойти некоторые формальности, а именно — выпуск газеты только с содержанием по одному отделу программы, появление в свет издания после его непродолжительного прекращения без предварительного оповещения о том публики и заявления цензурному комитету»12. Поставив условием немедленную подачу новым редактором официального прошения, Н.В. Елагин дал «добро» на выпуск коммерческой газеты.

Первый номер обновленного «Посредника» вышел 27 февраля 1857 года с телеграммой из Лондона от 26 февраля. Газета вызвала интерес у предпринимателей, о ней составилось благоприятное мнение. Однако прежде чем выдать окончательное разрешение на издание, администрация все же потребовала объяснений. И от отца, и от сына. Пришлось доказывать, что это «предприятие общеполезное», а номера «не содержат в себе ничего противозаконного»13, чуждого программе.

С мая «Посредник» стал выходить уже пять раз в неделю, утром и вечером: подписчики хотели получать депеши с лондонской биржи ежедневно. Так в русской прессе, в ответ на запрос аудитории, появилось первое вечернее издание14 газеты.

А в августе П. Усов подписал трехлетнее соглашение о сотрудничестве с Юлиусом Рейтером.

Надо отметить, что первоначальному успеху нового «Посредника» способствовали и внешние обстоятельства. Во-первых, активные спекуляции (так тогда называли выгодные сделки) русским салом на лондонском рынке. В те годы Россия была главным поставщиком этого ценного сырья, которое использовалось в мыловарении, смазке механизмов, изготовлении свеч. Русские коммерсанты «расторговались им в Петербурге с большим барышом, приступили к ранним покупкам этого товара на наших внутренних рынках, а потому для них телеграммы с лондонской биржи имели первостепенное значение»15, – объясняет мемуарист. Во-вторых, денежный и товарный кризис в Европе. Маклеры петербургской биржи узнавали большую часть новостей о нем именно из газеты П. Усова, не раз благодарили редактора за быстрое сообщение известий. В-третьих, подъем экономики России. «В России экономический кризис разразился на год-полтора позже, чем в Западной Европе. Неудачи Крымской кампании и вызванный войной усиленный выпуск бумажных денег способствовали изначально быстрому развитию национальной промышленности. Начавшееся еще до заключения мира оживление в экономике продолжалось до 1859–1860 гг.», - пишет историк рынка ценных бумаг П.В. Лизунов16.

В 1857 г. Ю. Рейтер пробыл в Петербурге несколько месяцев, и молодой редактор «Посредника» мог многократно наблюдать за его работой. «Я приходил к Рейтеру рано утром и уже находил, что он написал более десятка деловых писем. Он вел в первые годы всю свою обширную корреспонденцию сам лично и вставал ежедневно для того в три часа утра. По своей деятельности и неутомимости Рейтер невольно обращал на себя внимание»,17 – вспоминает П. Усов.

Глава лондонского агентства использовал любую возможность, чтобы расширить дело. В 1858 году, уже через месяц после прокладки телеграфного кабеля через Атлантический океан18, Рейтер писал П. Усову: «Я заключил контракт с компаниею атлантического телеграфа», «могу вам сообщать американские известия за половину той цены, которая уплачивается в действительности за их передачу по кабелю»19. Через несколько дней - новое известие, с сообщением об устройстве центрального бюро агентства Ю. Рейтера в Нью-Йорке, и его отделений в городах Соединенных Штатов, Центральной и Южной Америки. Новые подсчеты: «Сверх 5 000 фун. стер., которые я обязался ежегодно уплачивать компании атлантического телеграфа, на это мое предприятие потребуется значительный капитал, не менее 15 000 или 20 000 фун. стер.20, большая часть которого уже у меня в распоряжении». И новые предложения: «предлагаю вам войти в это дело с 3 000 фун. стер., таким образом, что я вам буду посылать бесплатно американские депеши. Ваш капитал останется вашею собственностью, а вместо процентов на него я обязуюсь вам ежедневно посылать бесплатно по одной телеграмме с американскими известиями», «телеграмма стоит 2 ф. 10 ш., следовательно, за 360 депеш составится сумма в 900 фун. стер., или 30% на капитал в 3 000 фун. стер. Ваш капитал вы можете взять всегда обратно, предуведомив о вашем намерении за год вперед, и, сверх того, я его вам обеспечу еще иным образом»21.

О том, что многие предложения Рейтера принимались, можно судить по напечатанным в газете депешам, но как решались финансовые вопросы, об этом в мемуарах Усов не сообщает. Зато пишет о прижимистости партнера: «рассчитывал каждый рубль» и отказался по подписании соглашения в 1857 году дать приказание в Лондон прислать депеши для проверки скорости их передачи. Об изменении его поведения по мере роста благосостояния: во время нового визита в Россию в 1862 г. Ю. Рейтер «вырос уже значительно во мнении о себе и держался иначе»22.

Впрочем, в силу дороговизны телеграфных услуг, считать приходилось и редактору «Посредника». Он вынужден был вводить дифференцированную плату за издание. Для желающих получать английские, голландские и германские телеграммы цена доходила до 240 руб. (в год), английские – 100 руб., иногородние подписчики приплачивали за пересылку газеты в штемпельных конвертах. Достоверность сведений заставляла коммерсантов платить за ценную информацию, число подписчиков возрастало. Благодаря этому П. Усов смог не только увеличить число телеграмм, но и расширить их географию, начать публиковать депеши из Парижа, Берлина, Марселя, Дунди, Нью-Орлеана.

Редактор «Посредника» высоко ценил деловые качества Ю. Рейтера: «По первому письму от меня он распоряжался немедленно высылкою телеграмм или почтовых корреспонденций даже из второстепенных торговых центров, каковы Гавр, Бреславль и проч.»23. Глава «Континентального Телеграфа» реагировал на все замечания о задержке депеш. И даже отправил (расходы были пополам) особого агента для проверки скорости «хода известий», посылаемых из Лондона, Амстердама, Гамбурга. Результат инспекции позволил Рейтеру устранить имеющиеся препятствия. Депеши «стали приходить до того скоро, что утром в девять часов сообщенные в «Посреднике» с канунных заграничных бирж, особенно из Лондона, предупреждали телеграммы торговых фирм»24.

Наблюдая за тем, как четко и оперативно работал Ю. Рейтер, П. Усов тоже старался быть настойчивым, когда речь шла о точном выполнении принятых на себя обязательств всеми задействованными в доставке депеш сторонами. Так, в октябре 1857 года, получив телеграммы из Кенигсберга позже писем оттуда, он обратился с претензией в русское телеграфное ведомство, а затем в управление королевско-прусских телеграфных линий. Оба учреждения признали справедливость замечаний, но материальный ущерб не возместили. Зато редактор «Посредника» выиграл в другом: передача депеш для него была ускорена на обеих линиях. Вышло специальное распоряжение генерала К.В. Чевкина, управляющего путями сообщения, о порядке передачи телеграмм из-за границы в столичные газеты (после правительственных, но ранее частных). Сбой в получении телеграмм25 в 1858 и 1859 годах, по вине компании, владевшей подводным телеграфом между Англией и Голландией, вызвал ее мгновенный ответ на претензию П. Усова и его партнера. Уплаченные за депеши деньги были возращены Ю. Рейтеру.

Как мы видим, «скорые новости» были основой в работе «Посредника». И редактор, и его заграничный партнер, прилагали все усилия, чтобы в их получении и передаче не было сбоев и замедлений, а сами сообщения приходили из как можно большего числа торговых центров мира.

Стоит обратить внимание на тот факт, что П. Усов, как редактор «Посредника», сотрудничал именно с Ю. Рейтером, хотя монополия на контакты с Россией была в то время у Б. Вольфа. В соответствии с заключенным в 1859 году соглашением о сотрудничестве между тремя европейскими телеграфными агентствами («Гавас», «Вольф», «Рейтер») произошел раздел информационного рынка26. «Россия предоставлена была эксплуатации агентства Вольфа»27, – пишет Усов. Учитывая данные обстоятельства, стоит оценить самостоятельность, смелость русского журналиста. В мемуарах он подчеркивает, что Вольф был в курсе его договора с главой «Континентального Телеграфа», несколько раз предлагал «бросить Рейтера», обещая «выгоды от такого перехода». Усов не шел на этот шаг потому, что торговый интерес русских предпринимателей был связан с Лондоном и Ливерпулем, и редактор «Посредника» считал необходимым иметь дело с английским партнером, поставлявшим ему коммерческие депеши. К тому же, «Рейтер был подвижнее, деятельнее сонливого, апатичного берлинского агентства»28, – отмечает П. Усов.

Впервые о попытке создания в России телеграфного бюро29 заявил в прессе в 1861 году К. Трубников – редактор «Биржевых ведомостей». Однако в «Воспоминаниях» Павел Усов утверждает, что пальма первенства принадлежит все же ему. Его «агентство», сформировавшееся «ходом дел» в редакции «Посредника», возникло раньше, но не было зарегистрировано, широко себя не рекламировало, было известно лишь кругу заинтересованных лиц.

Вот как рассказывает о его работе П. Усов: «Ко мне обращались с просьбою о сообщении по телеграфу из Петербурга важнейших коммерческих новостей в разные внутренние города торговым фирмам»; «например, в Москву посылались одному русскому дому, тор¬говавшему медью (в то время значительною статьею нашего заграничного отпуска), цены на нее в Гамбурге, Лондоне и проч.; в Ростов-на-Дону и Таганрог –цены на сало и хлеба»; «в самом Петербурге ко мне обращались с поручениями: узнать от моих заграничных корреспондентов об обстоятельствах торговли тем или другим товаром»30.

Сфера действия этого подразделения газеты была достаточно обширной и постепенно стала выходить за рамки издания коммерческой газеты. «Агентства Рейтера и Вольфа, в Лондоне и Берлине, получали от меня русские политические телеграммы. В 1862 году я посылал политические телеграммы за границу такого содержания, которое не было сообщено еще русскими газетами, между прочим, о назначении великого князя Константина Николаевича наместником в Польшу и проч. Материал для таких депеш мне был сообщаем из официальных источников для передачи за границу»31, – с гордостью пишет мемуарист.

Как руководитель издания, Павел Усов уделял особое внимание индивидуальной работе с подписчиками. Тем, кто еще не осознал выгоды получения быстрой и точной информации, редактор сам предлагал свою газету, методично обходя торговые конторы. Общение с реальными и потенциальными «абонентами» газеты подталкивало его на оперативные изменения в программе сообщаемых сведений, указывало на источники получения новых известий.

Уже через три месяца после начала выхода «Посредника», в мае 1857 года, П.С. Усов стал публиковать ежедневные отчеты о деятельности петербургской биржи. Новости о сделках он получал как от наиболее сведущих маклеров, так и от других лиц. Среди ценных «источников» редактора «Посредника» в конце 1850-х–начале 1860-х гг. был негоциант Герман Капгер, поверенный Ротшильдов в Петербурге, владелец банкирского дома «Капгер и Ко», с которым П. Усов был знаком с детства: сыновья банкира - его одноклассники по пансиону Д. Гирста. «Старик Капгер» содействовал успеху «Посредника» сообщением сведений о биржевых делах, «всегда достоверных, и по содержанию своему часто исключительного интереса»32.

Более именитый банкир того времени, А.Л. Штиглиц, новостей Усову лично не сообщал. Более того, газета «Посредник», опубликовав в октябре 1857 года полученные из «собственных достоверных источников», первые известия о ценах на фонды (бумаги 5% займов 1854 и 1855 годов), нарушила монополию его компании. «Наш банкир барон Штиглиц», как называл его Александр II, занимал исключительное положение в русском торговом мире. Под его наблюдением проводилась «котировка государственных и частных бумаг, а также составление биржевых прейскурантов». «Поскольку вексельный курс находился в полном подчинении одного банкирского дома, то и вся купля-продажа привозных и отпускных товаров с наибольшей выгодой совершалась только им»33.

Призывы остановиться, не ссориться с российским «властелином капиталов», приходилось слышать издателю «Посредника» в те дни не раз. Но П. С. Усов продолжал издавать телеграфную газету, ставшую со временем и для купцов, и для маклеров бирж, и для барона Штиглица необходимым источником деловой информации. Если утром газета (из-за задержки телеграмм) не поступала к высокопоставленному подписчику, то барон присылал за ней курьера.

Изменения в режим выхода, состав, стоимость «Посредника» вносились Усовым не только в первый год издания. Со временем, вместо двух выпусков в день, он сделал один, но стал печатать в нем, с 20 мая 1858 года, все получаемые депеши. Через год еще раз увеличил объем издания. В таком виде газета выходила до 1860 года.

На вырученные от выпуска «Посредника» деньги П.С. Усов смог в 1859 году выкупить у Ф.В. Булгарина его долю «Северной пчелы», а вскоре и вовсе стал редактором-издателем этой газеты. Таким образом, с 1860 года у П.С. Усова было уже два ежедневных издания.

В 1861 году «Посредник» представлял собой четко структурированное издание, в котором было четыре постоянных отдела: телеграфических депеш, заграничной и внутренней корреспонденции, Санкт-петербургских биржевых известий. Иногда номер открывали официальные сведения от Государственного Банка России, управляющим которого стал в 1860 году барон А.Л. Штиглиц.

Депеши поставлялись как «Телеграфом» Рейтера, так и собственными агентами. Частыми были публикации телеграмм Рейтера из Китая, Ост-Индии и Австралии, что свидетельствует о дальнейшем развитии дела лондонским партнером. Если известия не успевали прийти к моменту подписания номера в печать – то в тот же день выходило «Прибавление» к «Посреднику», с обязательным указанием часа получения телеграфных сообщений. Всего за 9 месяцев 1861 года, с января по начало октября, «Посредник» опубликовал 1200 телеграфических депеш коммерческого содержания34.

По нашим подсчетам, зарубежная информация (телеграфная, почтовая) приходила из 69 точек мира, буквально со всех концов света. На страницах «Посредника» можно найти торговые известия, например из Капштадта, т.е. Кейптауна (мыс Доброй Надежды). А еще с островов Корфу, Ява, Цейлон, Куба.

Уже по названиям городов можно судить о тех торговых позициях, которые отражались в газете. Немецкие города специализировались, по преимуществу, на продаже скота. Шотландские – шерсти и пряжи, индийские – хлопка, американские и австралийские – хлеба, китайские – чая. Гавана - сахар, сигары, Бордо – вина, Амстердам – кофе, Париж – деньги. Лондон – всё (сало, хлеб, масло, золото, векселя и т.д.). В каждом номере от 2 до 5-6 публикаций из британской столицы. Вообще же, число зарубежных материалов доходило порой до 10–14 в одном номере. Это были торговые новости, ежемесячные или полугодовые обзоры (урожай, товары, облигации и т.д.), сведения для которых брались из отчетов, циркуляров иностранных маклерских контор и официальных источников. Нередко публикации содержали коммерческие прогнозы, анализ сопутствующих коммерции обстоятельств.

Как в разделе иностранной, так и внутренней корреспонденции, «Посредник» давал много цифрового материала: статистических сводок, сравнительных ведомостей, таблиц. Они отражали положение дел по основным видам отпускных и привозных товаров, по поставкам в различные страны мира, по деятельности торговых фирм и структур, связанных с торговлей. Например таких, как Петербургские биржа, порт, таможня.

Российские корреспонденты «Посредника» присылали сообщения и из центральных городов страны, и из отдаленных мест. В газете печатались известия из зерновых губерний России (Саратовской, Орловской, Воронежской, Рязанской и др.), городов-портов (Одесса, Керчь), речных пристаней (Камышинская, Рыбинская, Моршанская), мест проведения ярмарок (Макарьевской в Нижнем Новгороде, Ильинской в Полтаве, Ирбитской и др.). Много было новостей из сибирских городов. Всего более 70 географических названий, что, несомненно, говорит об активной работе издателя по расширению корреспондентской сети.

П.С. Усов использовал также любую возможность, чтобы увеличить число читателей газеты, получить больший доход. Накануне важного для торгового мира России события – открытия Нижегородской ярмарки - газета объявила об особых условиях приобретения там «Посредника» и «Северной пчелы». Говоря современным языком, был предложен «выгодный пакет» цен: на 2 месяца, месяц, полмесяца и на неделю, на каждую газету в отдельности и на обе вместе. Один номер «Посредника» в розницу стоил тогда 10 копеек35.

В газете «Посредник» русская деловая печать, с учетом европейского опыта, в том числе и коммерческих депеш агентства Рейтера, обретала навыки получения, сбора информации, а также ее обработки и изложения. В сообщениях газеты заметно стремление к унификации структуры известий и стиля ее подачи, поэтому перечень требований к текстам нетрудно реконструировать. Корреспондентов просили узнавать обо всех местных товарах и сопутствующих торговле обстоятельствах (погода, урожай, доставка, навигация и т.д.), о ходе торговли (цены, продавцы, покупатели). Разрешалось делать лаконичные заключения и прогнозы, не возбранялось употреблять речевые шаблоны («сегодня дел по товару (дается его название) не происходило», «за (товар) требуют…», «товары, очищенные таможней», «требование было тише», «настроение на (товар)» и т.д.)36.

По тематике, сбору, составлению, доставке известий и их обработке газета «Посредник» П.С. Усова в 1861 году, по сути, представляла собой информационный коммерческий бюллетень, выпускавшийся налаженной службой работы с новостями.

До 1861 года «Посредник» имел 180 подписчиков. Подписчиков, но не читателей. Газета передавалась в торговой среде из рук в руки, что увеличивало ее аудиторию в несколько раз. Комплекты номеров хранилась годами в торговых конторах как справочники. «Иностранцам, жившим за границею и знавшим по-русски, «Посредник» посылался отсюда их корреспондентами, вследствие верных сведений»37, – сообщает редактор.

Многие из желавших получать газету лично не могли этого сделать из-за высокой цены. Дороговизна была оправданной: телеграммы, пересылка газеты стоили недешево. П.С. Усов не раз слышал просьбы о том, чтобы газета стала доступнее для коммерсантов средней руки, особенно провинциальных. В 1861 году он решился на преобразования: снизить стоимость подписки, рассылать номера «Посредника» читателям «Северной пчелы» бесплатно, чтобы распространять вторую газету среди купечества. Число подписчиков возросло. Думается, что такое реформирование было вызвано еще одним обстоятельством: появлением реального конкурента, ежедневных «Биржевых ведомостей», издатель которых К.В. Трубников установил на свою газету цену в 10 раз меньшую, чем у газеты промышленности и торговли в прежние годы.

Однако, в результате эксперимента в кассе «Посредника» «оказался огром¬ный дефицит». В 1862 году П. Усов вновь разделил издания, назначил им невысокую цену. Но и это не смогло спасти газетного предпринимателя. «1200 подписчиков на «Посредник», по 15 руб., дали мне в 1862 году менее, чем я получал в 1859 и 1860 годах от 180 подписчиков по 150 р., тем более, что печать и бумага 1200 экземпляров стоили дороже, чем двухсот»38, Позднее П. Усов с горечью отмечал, что «1861 год его проучил», подняться после неудачи опыта подписки этого года он не смог. С 1 января 1864 года перестал выходить «Посредник», а к осени того же года – «Северная пчела».

Некоторые современники отмечали «хозяйственную нерасчетливость»39 редактора в тот период, были и сплетни: мол, капитал Усов потерял из-за махинаций на бирже. Для него, чрезвычайно важно было подчеркнуть, что он даже из любопытства ни разу не был в здании петербургской биржи, хотя лучше многих ее посетителей знал, что там происходило, и никогда не участвовал в биржевых спекуляциях. Как закон профессиональной этики, он выводит: «если бы я действительно принимал в них участие, то «Посредник» не имел бы к себе доверия»40, И, добавим, уважения подписчиков (банкиров, купцов, маклеров). Как пишет П.Усов, даже спустя годы при встречах с ними он часто слышал: «Вашего «Посредника» никто не заменил; начните его вновь»41.


  1. «Исторический вестник» (1880–1917) – историко-литературный журнал. Выходил в Петербурге. Редактор – С.Н. Шубинский.
  2. Усов П.С. Из моих воспоминаний. Глава XIX // Исторический вестник. 1882.Т. VII. С. 625–651.
  3. Краткие сведения из воспоминаний П. Усова использованы: Есин Б.И. Первые телеграфные агентства в России // Есин Б.И. Путешествие в прошлое. (Газетный мир XIX века). М., 1983. С. 29.
  4. П. Усов указывает на то, что агентство Ю. Рейтера в Лондоне до преобразования его в акционерное предприятие назвалось «Континентальным Телеграфом» (Continental Telegraph under the direction of M-r. Julius Reuter). См.: Исторический вестник.1882.Т. VII. С. 633.
  5. Там же.
  6. Газета российского МИДа на французском языке.
  7. Фрагменты текста нотариального соглашения от 21 января 1858 г. приводятся в «Воспоминаниях» П. Усова. См.: Исторический вестник.1882.Т. VII. С.627-628.
  8. Там же. С. 628.
  9. Там же.
  10. Императорское Вольное Экономическое общество издавало журнал «Труды Императорского Вольного Экономического общества» и газету «Экономические записки».
  11. См.: Посредник. 1841. № 26; 1845. № 2, 14; 1850. № 39.; 1850. № 47.
  12. Исторический вестник. 1882. Т. VII. С. 629.
  13. Там же. С. 630.
  14. Приоритет «Посредника» в издании первого вечернего выпуска газеты зафиксирован в учебниках по истории русской журналистики. См.: История русской журналистики XVIII- XIX веков: Учебник / Л.П. Громова, М.М. Ковалева, А.И. Станько, Ю.В. Стенник и др. Под ред. Л.П. Громовой. СПб, 2003. С. 473.
  15. Исторический вестник. 1882. Т. VII. С. 637.
  16. Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703–1917 гг.). СПБ, 2004. С. 115.
  17. Исторический вестник. 1882. Т. VII. С. 634.
  18. Линия между Ирландией и Ньюфаундлендом (Северная Америка). Действовала недолго, так как кабель быстро испортился.
  19. Исторический вестник.1882.Т. VII. С. 634.
  20. По тогдашнему курсу до 150 000 руб.
  21. Исторический вестник. 1882. Т. VII. С. 635.
  22. Там же. С. 634.
  23. Там же. С. 636.
  24. Там же. С. 638.
  25. В истории издания газеты подобные случаи бывали и позже. О них всегда ставили в известность подписчиков. В № 108 от 2 июня 1861 г. читаем: «Издатель «Посредника» не получал следовавших к нему из-за границы телеграфических депеш от 31 мая и 1 июня. Депеши эти, нет сомнения, задержали за границей каким-нибудь случаем, замедлившим ход их по телеграфическим линиям».
  26. Об этом см.: Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004. С. 55., а также см.: Есин Б.И. Первые телеграфные агентства в России// Есин Б.И. Путешествие в прошлое. Газетный мир XIX века. М., 1983. С. 29.
  27. Исторический вестник. 1882. Т. VII. С. 642.
  28. Там же.
  29. Первое русское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1866 г.
  30. Исторический вестник. 1882. Т. VII. С. 640.
  31. Там же.
  32. Там же. С. 646.
  33. Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703–1917 гг.) СПБ, 2004. С. 110-111.
  34. Посредник. 1861. № 239.
  35. Там же. № 169.
  36. Тексты «Посредника», на наш взгляд, могут стать предметом исследования лингвистов, изучающих историю формирования стиля деловой прессы.
  37. Исторический вестник. 1882. Т.VII. С. 641.
  38. Там же.
  39. Дело.1888. Кн. I. С. 85.
  40. Исторический вестник. 1882. Т.VII. С. 642.
  41. Там же. С. 645.