Languages

You are here

Пресса США – газеты в 2005 г.

Научные исследования: 

The press in the USA – newspapers in 2005

 

Голованова Галина Анатольевна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Galina A. Golovanova
Ph D, lecturer at the Department of journalism, MSU

 

Аннотация
В статье подробно анализируется ситуация на газетном рынке США в 2005 г. Отмечены факты купли-продажи отдельных изданий, а также закрытия газет. Уделено внимание тяжелому положению вечерних газет и сокращению тиражей газет в целом. Комментируются события, связанные с так называемым скандалом «Плеймгейт».

Ключевые слова: ежедневная печать США, вечерние газеты, тиражи газет, скандал «Плеймгейт».

Abstracts
In the article the author analyses the state of the American press market in 2005. The scholar mentions some newspapers and magazines, which were sold to other owners or which ceased publication. Attention is paid to the bad condition of the evening newspapers and the circulation decrease in the industry as a whole. The author also comments on the events connected with the so-called ‘Plamegame’ scandal.

Key words: USA daily press, evening newspapers, newspapers’ circulation, the ‘Plamegame’ scandal.

 

В газетной отрасли продолжалась купля-продажа отдельных изданий и групп газет. «Ли энтерпрайзис», владевшая более 40 газетами в девяти штатах с общим тиражом более одного миллиона экземпляров, за 1,4 млрд дол. приобрела компанию Пулитцера с 13 газетами и ее флагманом, известной газетой «Сент-Луис пост-диспетч». Теперь у «Ли энтерпрайзис» 58 ежедневных газет, и она переместилась с 12-го на 7-е место в списке ведущих газетных компаний страны1. «Фортресс инвестмент груп» купила 65 газет (общий тираж 321 тыс. экз.) у компании «Либерти груп паблишинг». Главная сделка года была связана с куплей-продажей газет в Детройте, в которой участвовали три компании: Найта-Риддера, Ганнета и Синглтона («Медианьюс»). В связи с этой трехсторонней сделкой остро стоял вопрос о судьбе вечерней газеты в Америке.

Вечерние газеты ? важная, неотъемлемая часть американской газетной журналистики. Но в последние годы в этой сфере происходят значительные перемены.

Вечерние (evening) газеты страны по сути дела дневные (afternoon) газеты. Они появляются в киосках после полудня, доставляются подписчикам между часом и пятью дня.

С начала прошлого века в стране идет процесс сокращения числа ежедневных газет, и происходит это прежде всего за счет вечерних изданий. За 50 лет, с 1954 г ., закрылось более 300 газет, в основном вечерних.

Вечерние газеты это издания с меньшим тиражом по сравнению с утренними, получающие меньше рекламы, остро конкурирующие с телевидением, интернетом.

Долгое время вечерние газеты при сокращении их числа все-таки преобладали на рынке по количеству названий по сравнению с утренними (в 1999 г . ? 760:736). В 2000 г . соотношение изменилось: число утренних газет превысило количество вечерних - 766 против 727. Эта тенденция развивалась, и в 2004 г . соотношение составило 813:653 в пользу утренних. Соответственно общий тираж вечерних газет упал с 13,7 млн экз. до 9,3 млн, а утренних ? вырос с 47,1 млн до 47,5 млн экз. (совокупный тираж ежедневных газет сократился с 56,1 млн до 54,6 млн)2.

Газетные издатели и аналитики прессы отмечают, что принятый в 1970 г . Закон о сохранении газет, призванный помочь выжить в конкурентной борьбе более слабым в экономическом отношении изданиям, т.е. вечерним, работает плохо. Заключенные согласно этому закону на долгие годы, иногда на 50 лет и более, соглашения о совместных операциях (JOA) между двумя газетами города ? утренней и вечерней (при общем производстве и сохранении редакционной самостоятельности) постоянно нарушаются. Из заключенных после 1970 г . 22 соглашений в 2005 г . осталась половина. Разрыв таких соглашений утренними газетами ведет к закрытию вечерних и росту числа городов с единственной ежедневной газетой. Такая угроза существует в Сиэтле, Цинциннати. В Лас-Вегасе между двумя газетами существовало соглашение о совместных операциях, которое должно было действовать до 2049 г ., однако в сентябре 2005 г . вечерняя «Сан» стала восьмистраничной частью утренней «Лас-Вегас ревью-джорнэл»3.

В августе прошлого года в Детройте была заключена сделка, свидетельствующая о крахе самого крупного в стране соглашения о совместных операциях - между вечерней «Детройт ньюс» и утренней «Детройт фри пресс», которое должно было действовать до 2025 г . Сделка эта не совсем обычная, поскольку соглашение о совместных операциях было нарушено не одной газетой, а обеими, и в ней участвовало несколько газет и три компании.

Компания «Найт-Риддер», имевшая соглашение о совместных операциях в Детройте с «Ганнет компани», нарушив его, продала ей свою утреннюю газету «Детройт фри пресс» (и в придачу «Талахаси демократ» во Флориде), взамен получив три местные газеты ? две в Айдахо, одну в штате Вашингтон. Компания Ганнета, в свою очередь, продала принадлежавшую ей вечернюю газету «Детройт ньюс», тоже нарушив соглашение, компании «Медианьюс груп» Дина Синглтона, и газета была переведена на утренний выпуск.

Издатели, представители журналистских организаций, в частности Газетной ассоциации Америки, требуют отмены Закона о сохранении газет от 1970 г ., который не способствует сохранению вечерних, в частности, газет.

С переходом самой крупной вечерней газеты страны «Детройт ньюс» (тираж ее составлял 250 тыс. экз.) на утренний выпуск ведущей среди вечерних стала «Грэнд Рэпидс пресс» (штат Мичиган) с тиражом всего 138 тыс. экз. Среди 651 вечерней газеты она единственная, имеющая тираж свыше 100 тыс. экз. Только 20% вечерних газет имеют тираж более 40 тысяч. Соответственно среди 20 ведущих по тиражу американских ежедневных газет нет ни одной вечерней.

Таким образом, вечерняя газета в стране это исключительно местное издание с небольшим тиражом, распространяющееся в местных сообществах. Но и в таком качестве даже при сокращении числа и тиражей вечерних газет они сохраняют свою жизнеспособность. Их пока еще более 650, и в местных общинах, в небольших городах они по-прежнему остаются важным, незаменимым средством информации и рекламы. Несмотря на конкуренцию с утренними изданиями, с телевидением, в особенности кабельным, с Интернетом, радио, в освещении местных событий вечерним газетам, по признанию самих издателей, нет равных.

По данным Бюро по учету тиражей, тираж 789 ежедневных газет (примерно 54% от общего их числа) - и утренних, и вечерних сократился в сентябре прошлого года еще на 2,6% ? до 45 млн 153 тыс. экз. Учитывая эту непрекращающуюся для газетной печати негативную тенденцию, Газетная ассоциация Америки предлагает новый способ подсчета аудитории газет, что особенно важно для рекламодателей.

В начале октября Газетная ассоциация Америки выпустила исследование под названием «База данных аудитории газет». Доклад основан на изучении аудитории, проведенного несколькими организациями, в частности «Скарборо рисерч», «Нильсен», «Гэллап» и охватывал рынок 100 ведущих газет страны.

Гэри Мео, вице-президент исследователей организации «Скарборо рисерч», заявил: «утверждение о том, что газеты теряют читателей, неверно»4. Это исследование дает представление о том, что аудитория газет растет, что они более популярны сегодня, чем когда-либо. На чем основано это утверждение? На первый план выходит концепция общей аудитории. При подсчетах аудитории газеты складывается аудитория печатного (бумажного) издания и онлайнового. Аудитория веб-сайтов газет действительно с каждым годом растет за счет молодых читателей и за последний год увеличилась на 20-30%. Получается, что в среднем общая аудитория многих газет на своем рынке, в своем сообществе составляет 60?70% (у газеты штата Нью-Йорк «Рочестер демократ энд кроникл» ? 83,9%). Причем аудитория не перекрещивается, т.е. учитываются читатели печатного издания и те читатели онлайнового варианта, которые не обращаются к бумажному. В целом прирост читателей аудитории газет за счет пользователей веб-сайтов составляет 5-8%. У «Вашингтон пост», например, он достигает 7,4%, у «Бостон глоб» ? 8,7%5.

Предлагается еще один вид подсчета газетной аудитории - сложение числа и соответственно процента читателей бумажного издания, онлайнового и смешанного контингента - тех читателей, которые обращаются, и к печатной газете и к ее онлайновой версии. По данным Газетной ассоциации Америки, согласно такому подсчету, общая аудитория газеты увеличивается примерно на 12%6.

Руководители газетной отрасли очень оптимистично настроены по поводу аудитории газет. Глава Газетной ассоциации Америки Джей Смит вообще считает, что «для газет наступили лучшие времена», что «аудитория газет ограничена, такой нет ни у радио, ни у телевидения»7. Может быть, это хорошая мина при плохой игре. Но, с другой стороны, утверждение Билла Гейтса об исчезновении газет к 2015 г . действительно сильно преувеличено. О жизнестойкости газетной отрасли свидетельствуют ее огромные доходы от рекламы. В 2004 г . газеты получили от рекламы 46 млрд 703 млн дол., на 3,8% больше, чем в предыдущем году. По оценкам, в 2005 г . рекламные доходы газет должны были вырасти на 2,8% и составить более 48 млрд дол. Прогноз на 2006 г . - рост доходов на 2,7% ? до 49 млрд 307 млн дол.8.

Среди других рекламоносителей газеты по доходам в 2004 г . ? 46,7 млрд дол. (17,7%) опережала только почтовая реклама ? 52,1 млрд (19,8%). На третьем месте - эфирное телевидение ? 46 млрд 267 млн (17,5%). По сравнению с газетами доля доходов от рекламы кабельного телевидения ? 21,5 млрд (8,2%), радио ? 19,5 млрд (7,4%), журналов ? 12,2 млрд (4,7%), а тем более интернета ? 5,7 млрд (2,6%)9 ? невелика, так что газеты среди других СМИ пока продолжают оставаться рекламным средством номер один.

Одной из главных тем, широко обсуждавшихся в прессе и общеполитической, и профессиональной, был политический скандал, связанный с раскрытием в печати имени тайного агента ЦРУ Валери Плейм, который окрестили «Плеймгейт». В этом деле были замешаны журналисты ? Джудит Миллер из «Нью-Йорк таймс» и Мэтью Купер из «Тайма», выпустившие секретную информацию в прессу.

Раскрытие имени Валери Плейм связывали с отказом её мужа, дипломата Джозефа Уилсона, подтвердить компрометирующие режим Саддама Хусейна факты о якобы имевшей место урановой сделке с правительством Нигера.

За отказ раскрыть суду свои источники информации Дж. Миллер отправилась 6 июля в тюрьму и пробыла там 85 дней. М. Куперу удалось тюрьмы избежать, поскольку он «сдал» своего источника, назвав имя президентского советника Карла Роува. «Дело Дж. Миллер» вызвало большой резонанс в стране, бурные обсуждения в прессе. В защиту Дж. Миллер, за сохранение в тайне источников информации выступили многие издания, журналистские организации. Известный журналист У. Сэфайр заявил, что если бы в
1970 гг. требовалось раскрыть анонимные источники информации, не было бы Уотергейта. В журнале «Пресстайм» в октябре было опубликовано заявление видных представителей печати, радио, телевидения под названием «Защита источников - защита демократии»10. Среди подписавших его такие крупные фигуры, как Хелен Томас, Уолтер Кронкайт, Том Брокау, ряд журналистских организаций: Газетная ассоциация Америки, Общество профессиональных журналистов, Американское общество редакторов газет и др. Они выступили против заключения Дж. Миллер в тюрьму, за принятие федерального закона, позволяющего держать в тайне источники конфиденциальной информации. Законы, защищающие источники информации (shield laws), существуют в 31 штате страны, но федерального «защитительного» закона нет. В конгрессе в прошлом году рассматривался законопроект о конфиденциальных источниках информации с поправкой о том, что необходимо их раскрывать, если дело касается национальной безопасности.

Дж. Миллер все-таки пришлось раскрыть перед большим жюри имя своего источника - главы канцелярии вице-президента США Дика Чейни Льюиса Либби, ушедшего в результате скандала в отставку. Решение раскрыть источник было принято Миллер совместно с «Нью-Йорк таймс», что было расценено как поражение и вызвало осуждение в прессе11.



  1. American Journalism Review. 2005. June/July. P. 42.
  2. Editor and Publisher. 2005. October. P. 59-60.
  3. Ibid. August. P. 20.
  4. Ibid. November. P. 39.
  5. Ibid. P. 40.
  6. Ibid. P. 42.
  7. Presstime. 2005. August. P. 4.
  8. Ibid. September. P. 26.
  9. Ibid. P. 26, 30.
  10. Ibid. October. P. 36-37.
  11. Editor and Publisher. 2005. November. P. 24.