Исакова Е.
Францию называют страной журналов, так как она занимает 1-е место среди стран ЕС по количеству покупаемых журналов среди людей в возрасте старше 15 лет. По данным статистики, на каждую 1000 человек во Франции приходится 1354 экз. журнальной периодики и только 150 экз. ежедневных газет.
Во французском языке, в отличие от газет, за которыми определилось слово "журналь" (le journal), по отношении к журнальной периодике употребляются термины "периодик" (la presse periodique) и "магазин" (magazine).
В соответствии с классификацией французских периодических изданий можно выделить журналы информации общего интереса и журналы специализированные. К журналам общего интереса обыкновенно относят издания, значительная часть материалов которых связана с текущими событиями. Это информационные еженедельники, иллюстрированные журналы, католические еженедельники, а также журналы массовой культуры (La Presse People). Они в большей степени испытывают конкуренцию со стороны ежедневных газет. Наиболее стабильным является сектор специализированных журналов.
Изменение образа жизни, все большее место досуга в жизни современного человека в значительной степени поколебали позиции журналов общего интереса, тогда как специализированные издания, посвященные отдельным сторонам жизни и разнообразным интересам читателя, оказалась в выигрыше. Среди специализированных журналов различают телевизионные еженедельники, женские журналы, экономические журналы, журналы для детей и молодежи и др. К последней категории изданий обычно относят журналы, предназначенные для читателей младше 20 лет.
Основные особенности этих изданий диктуются быстро меняющейся категорией читателей. В детстве и юности каждый год значит гораздо больше, чем в зрелом возрасте, и поэтому возрастные перемены следуют друг за другом в быстром ритме. Издания для этой группы читателей должны учитывать эти особенности. В зависимости от возраста, можно выделить две большие группы журналов: пресса для детей и пресса для подростков.
Пресса для детей и подростков - это особый вид публикаций, адресованный читательской аудитории, которая сохраняет верность своей аудитории не более 2-3 лет, пока не наступает другой возрастной период, диктующий новые потребности и интересы.
В результате концентрации печати во Франции сложилось несколько групп, выпускающих журнальную периодику для детей и молодежи. Лидером по производству печатной продукции для детей и подростков во Франции является группы Ашетт (Hachette) и Байар-пресс (Bayard-рresse), они выпускают также и журналы для всех возрастных групп. Существуют и более мелкие группы.
Группа Байар-пресс выпускает еженедельники Окапи (63 700 экз.) и Фосфор (109 690 экз.). Группа Плэй Бак-пресс публикует четыре ежедневные газеты: Коти (5-6 лет), Пети Котидьен (7 лет), Мон Котидьен (10-14 лет) и Актю (старше 14 лет). В сумме их распространение достигает 200 тыс. экз.. Группа Милан-персс выпускает два еженедельника Лэ Клэ де Л`актюалитэ жуньор ( 8-12 лет) и Лэ Клэ де Л`актюалитэ для более старшего возраста. Распространяются они в основном по подписке. Уже много лет во Франции выходят Пом д`Aпи, Пиксу Магазин, Журналь де Микки, журнал для подростков Салю ле Копэн. В 1970-80 годы все больше стали выпускать издания для детей и молодежи, используя событийную информацию, освещая актуальные новости, облегчив их для детского понимания.
Если обратить внимание к важнейшим событиям прошедшего года, то можно отметить освещение в этих изданиях войны в Ираке. Упрощенный стиль изложения информации, большое количество иллюстраций - все это способствует не только пониманию проблемы детьми, но и выполняет определенную педагогическую функцию. Они дают полезную информацию, помогающую понять корни и причины войны, ход военных действий, их последствия. Материалы сопровождаются географическими картами, фото и рисунками, разъяснениями терминов. Используется все, что может стать ключом к пониманию информации. Так как эти издания рассчитаны на разный возраст читателей, они по-разному говорят о войне с детьми 6-10 лет и с подростками, которые уже принимают участие в антивоенных демонстрациях. Еженедельник Актю пытается вести диалог со своими читателями, чтобы понять их реакцию на происходящие события, например, материал "Война в Ираке: что ты об этом думаешь?". К тому же значительное место в публикациях занимают материалы, посвященные судьбе детей на войне.
О важности появления подобных молодежных изданий говорят Изабель Дэлюз, главный редактор Лэ Клэ де Л`актюалитэ жуньор и Жерар Дотель, редактор "Эбдо дез Адо". Они считают, что подростки нуждаются в анализе событий даже больше, чем взрослые читатели.