Languages

You are here

Право интеллектуальной собственности в фотожурналистике

Научные исследования: 

Intellectual property rights in photojournalism

 

Балашова Светлана Николаевна
соискатель кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, balashovamsu@mail.ru

Svetlana N. Balashova
Doctoral degree-seeking student at the chair of history of Russian mass media, Faculty of Journalism, Moscow State University.

 

Аннотация
Статья посвящена проблемам защиты авторских прав на фотографические произведения. Рассмотрены основные положения законодательства применительно к фотографии. Выделены главные проблемы и особенности защиты авторских прав фотографов, а так же системы и технологии защиты цифрового изображения.

Ключевые слова: авторское право, фотография, плагиат, цифровое изображение, право на изображение.

Abstracts
The article is devoted to the problems of copyright on photo works. The research highlights key legislation provisions regarding photo works. The author points out the main problems and particularities of photographers’ copyright protection as well as the special features of the systems and technologies, protecting digital images.

Key words: copyright, photo, plagiarism, digital image, right on an image.

 

Возникновение авторского права на фотографию

Среди объектов, охраняемых авторским правом, ГК РФ прямо называет «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии» (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Авторское право на фотографию (как и на любое другое произведение науки и искусства) возникает в силу факта ее создания. По общему правилу «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей» (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Это означает, что фотографу совсем не обязательно регистрировать свои фотографии (например, в авторском обществе) или опубликовывать их. Формальности, от которых освобождается автор, подробно изложены в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г .

В Кодексе указывается, что «правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • латинской буквы «С» в окружности: ©;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения» (ст. 1271 ГК РФ).

Эта норма – не обязательное правило, а рекомендация. Фотограф может воспользоваться ей, но может и не делать этого. Отсутствие такого знака не лишает автора его прав. В то же время наличие копирайта не создает каких-либо дополнительных привилегий и носит скорее информационный характер, чем правовой.

Следует также отметить, что автором фотографического произведения (как и любого произведения по общему правилу) признается гражданин, творческим трудом которого оно было создано (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, «в том числе оказавшие… автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав…, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ» авторами не являются. Кроме того, ст. 1257 Кодекса гласит: «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». При этом не обязательно писать на каждом снимке: «автор фотографии – Иванова Анна», достаточно будет указать свою фамилию.

 

Неимущественные права фотографа

За фотографом как за автором фотографического произведения закрепляются личные неимущественные и исключительные имущественные права. Главный принцип, из которого исходит Кодекс, разделяя авторские права на две группы, заключается в том, что личные неимущественные права принадлежат только автору произведения, они неотчуждаемы и непередаваемы. Напротив, имущественные права могут быть переданы другим лицам (гражданам или организациям).

Одним из важнейших прав фотографа является право авторства, то есть право признаваться автором фотографического произведения. Именно оно гарантирует защиту интересов фотографа в случае плагиата (присвоения результата чужого творческого труда). Право авторства неотделимо от личности автора, оно возникает с момента создания произведения и охраняется бессрочно, независимо от того, было произведение обнародовано или нет, используется ли оно третьими лицами или не используется.

Право на имя означает, что фотограф вправе использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом), или анонимно (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Автор имеет право требовать, чтобы его имя (псевдоним) не искажалось и указывалось каждый раз при использовании фотографии. «При отсутствии особого указания со стороны автора произведение обозначается либо фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами (инициалом). Требования автора об изменении этих условий являются законными»1. Как и право авторства, право на имя неотчуждаемо и непередаваемо. Следует отметить, что если снимок подписан только инициалами, то он считается анонимным. Согласно Кодексу автор может в любой момент раскрыть свой псевдоним или аноним; раскрытие личности автора без его согласия является нарушением.

«Наряду с непосредственными создателями произведений правом на обозначение своего имени обладают предприятия, учреждения организации, по служебному заданию которых создано произведение»2 (п. 3 ст. 1298 ГК РФ). Так, очень часто после имени автора фотографии указывается название фотоагентства или издания, в котором он работает.

Важнейшим правом фотографа является право на неприкосновенность своего произведения и защиту его от любого изменения и искажения (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Согласно этой норме нарушением будет не только кадрирование фотографии, устранение или добавление новых элементов, но и замена цвета, создание коллажа с элементами чужого фотоснимка.

С одной стороны данное правило призвано оградить произведения от «посягательства» третьих лиц. Это особо актуально для цифровой фотографии в силу ее специфики, а так же в связи с активным развитием программ обработки изображений.

«…Журналистская фотография требует особенно деликатного отношения к себе, поскольку здесь она чаще используется именно как документ, подтверждающий или иллюстрирующий какое-либо событие или факт, усиливающий достоверность текстового материала и т.п. Любое произвольное искажение фотографии влечет за собой искажение факта, события, а значит, может ввести в заблуждение читателя»3. С другой стороны, норма о защите произведения от искажения содержит и негативный момент. Так, не допускается без согласия автора снабжение фотографии комментариями или пояснениями (ст. 1266 ГК РФ), даже если они не порочат честь и достоинство автора и не искажают замысел его произведения. Это означает, что использовать произведение без разрешения автора (в случаях, предусмотренных законом) можно, а комментировать без его согласия нельзя. Такое положение создает много трудностей для журналистов, которым важна оперативность информации. Если произведение издано анонимно, понадобится не один день, чтобы найти автора и получить у него разрешение. Тем не менее, никакие трудности не освобождают СМИ от обязательств перед авторами, а незнание – от ответственности за нарушение авторских прав.

Защищая произведение от искажения, Кодекс в то же время допускает внесение в него изменений после смерти автора (если это не противоречит воле автора и не искажает замысла произведения) лицами, обладающими исключительным правом на данное произведение (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). При этом воля автора должна быть определенно выражена в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Эта норма необходима в первую очередь для того, чтобы (с согласия правообладателя) можно было снабжать фотографии пояснительным текстом, комментариями, уточнениями и т.п. автора.

Согласно статье 1267 неприкосновенность произведения охраняется бессрочно, наравне с авторством и именем автора. «Извращения, искажения и иные изменения произведения, опорочивающие честь, достоинство и деловую репутацию автора, являются одновременно действиями, нарушающими авторское право на неприкосновенность произведения…»4. Защита чести, достоинства и деловой репутации фотографа осуществляется в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ.

Право на обнародование фотографии – это право фотографа самому осуществлять или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения, путем ее опубликования, публичного показа либо сообщения в эфир или по кабелю (ст. 1268 ГК РФ). При этом не имеет значения, сколько лиц фактически увидело фотографию, достаточно будет того, что она была доступна для всеобщего сведения.

По общему правилу никто не может обнародовать произведение против воли автора. Если произведение не было обнародовано при жизни автора, оно может быть обнародовано после его смерти, лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если это не противоречит воле автора, выраженной им в письменной форме (завещании, письмах, дневниках). Согласно Кодексу правовой охране подлежат как обнародованные, так и необнародованные произведения (п. 3 ст. 1259 ГК РФ), однако стоит учитывать некоторые различия в их охране. Так, на обнародованные фотографии распространяются случаи свободного использования, предусмотренные ст. 1273 – 1276, 1280 ГК РФ (см. Свободное использование произведения), а к необнародованным произведениям данные нормы не применимы. Существенным отличием является исчисление срока действия исключительного права на обнародованные и необнародованные произведения (см. Срок действия исключительного права). Наконец, «презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным…лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ)…»5. В домашних архивах фотографов и государственных хранилищах огромное количество фотографий, которые никогда не были обнародованы. Авторам и правообладателям стоит внимательно относиться к подобным произведениям и не забывать о специфике их защиты.

Право на отзыв означает право фотографа отказаться от ранее принятого решения об обнародовании фотографии. Основанием такого решения могут быть «трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования…Юридического значения эти обстоятельства не имеют…»6. Фотограф не обязан обосновывать и доказывать уважительность причин отзыва фотографического произведения. Если снимок уже был опубликован, автор должен публично оповестить о его отзыве. Он так же может изъять из обращения выпущенные в свет экземпляры, возместив причиненные этим убытки (ст. 1269 ГК РФ). Если речь идет о необнародованном произведении, на автора так же возлагается обязанность возместить убытки правообладателю, которому передано или отчуждено исключительное право на его использование. Данная норма не распространяется на служебные произведения. После отзыва обнародованного фотоснимка, он снова охраняется в режиме необнародованного произведения.

По мнению А. П. Сергеева одним из важнейших субъективных прав автора является право на опубликование. Несмотря на то, что ни в Законе «Об авторском праве и смежных правах», ни в новом Гражданском кодексе это право не выделено как самостоятельное, не стоит забывать, что именно оно дает возможность автору контролировать выпуск в обращение материальных носителей, в которых воплощено его произведение. Под опубликованием (выпуском в свет) понимается «выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения» (п.1 ст. 1268 ГК РФ).

 

Имущественные права фотографа

Гражданский кодекс закрепляет за автором исключительное (имущественное) право на использование своего произведения в «любой форме и любым не противоречащим закону способом» (п. 1 ст. 1270 ГК РФ), другими словами, фотограф сам вправе решить, каким образом его фотография будет использована, а так же доступна третьим лицам. Изначально имущественное право возникает у автора (за исключением права на служебные произведения), но в последствие оно может быть передано другому лицу по договору или перейти к наследникам автора на установленный срок.

Гражданский кодекс содержит довольно большой перечень действий, которые считаются использованием произведения, но это не означает, что он носит исчерпывающий характер. Следует учитывать и нетрадиционные способы использования, как существующие, так и те, которые могут появиться с развитием новых технологий.

Основополагающим имущественным правом фотографа является право на воспроизведение своей фотографии. То есть фотограф может создавать один или более экземпляров фотографии в любой материальной форме (подпункт 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). При этом «запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, так же считается воспроизведением», за исключением тех случаев, «когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую… часть технологического процесса…» (подп. 1 п. 2, ст. 1270 ГК РФ).

Следующим способом использования произведения является его распространение «путем продажи или иного отчуждения… оригинала или экземпляров» (подп. 2. п. 1. ст. 1270 ГК РФ). С данной нормой тесно связано положение ст. 1272 о распространении оригинала или экземпляра произведения. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о правах, а о самом материальном носителе. Если фотография была правомерно опубликована и введена в гражданский оборот путем продажи, то дальнейшее ее распространение разрешается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения (ст. 1272 ГК РФ). Другими словами, согласие автора требуется лишь на первую продажу экземпляров, после чего фотографическое произведение (но не права!) может перепродаваться третьим лицам. В этом заключается принцип «исчерпания исключительных авторских прав» (англ. exhaustion). Обладатель фотографии может подарить ее, продать, обменять и т. д., не нарушая при этом авторских прав фотографа. Однако, любое другое использование экземпляра (предусмотренное ст.1270 ГК РФ) допускается только с согласия обладателя исключительных прав на данное произведение.

Непосредственно с правом на распространение связано исключительное право на импорт оригинала или экземпляров фотопроизведений (подп. 4 п. 2 ст.1270 ГК РФ). Под импортом понимается пересечение материальным носителем государственной границы Российской Федерации. Установленное право дает возможность фотографу осуществлять контроль за ввозом экземпляров, изготовленных за границей.

Импортировать свои работы автор может не только на территорию России, но и на территорию зарубежных стран. Однако не стоит забывать, что произведение, которое не пользуется правовой охраной в той или иной стране, будет использоваться там свободно.

Права на публичный показ и публичное исполнение предполагают доступность произведения для значительного количества лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Так как второе право не может быть реализовано по отношению к фотографии, остановимся подробно на праве на публичный показ. Согласно Кодексу под показом произведения понимается «любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств…независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения» (подп. 6 п. 2 ст.1270 ГК РФ). В отличие от исполнения, при котором между произведением и публикой всегда есть связующее звено (исполнитель), публичный показ – это непосредственно прямой контакт зрителя с произведением. Публичным показ признается тогда, когда он происходит в месте, открытом для свободного посещения (музеях, выставочных залах, холлах гостиниц и т. п.), а так же в иных местах, где присутствует число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (школах, вузах и т. п.). При этом не имеет значения, берется ли плата за посещение данного места или нет (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Наиболее распространенной формой публичного показа фотографических произведений является фотовыставка. Право на публичный показ распространяется как на необнародованные, так и на обнародованные (в том числе путем опубликования) фотоработы.

Важным имущественным правом фотографа является право разрешать сообщать свое произведение путем передачи в эфир (трансляции). Фотографии часто используются в телепередачах и кинофильмах как иллюстрации, документальные источники информации, средства выразительности и проч. Согласно Кодексу под сообщением в эфир понимается «любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой» (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Ретрансляция – то есть передача в эфир переданных ранее произведений, так же является частью данного права и может осуществляться только с разрешения автора. Схожим по своему содержанию является исключительное право сообщать произведение по кабелю. «…Кодированные сообщения не являются сообщениями в эфир за исключением тех случаев, когда средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц (хотя бы и за плату). Разумеется, эти средства декодирования должны быть законными (см. ст. 1299 ГК РФ)»7.

Поскольку речь идет о фотографическом произведении, право на перевод на него не распространяется. Поэтому целесообразно говорить о праве на переработку, которое включает в себя возможность фотографа создавать производное от первоначального произведение либо давать разрешение на его создание. Безусловно, среди перечисленных вариантов переработки произведения (обработка, аранжировка, инсценировка) к фотографии применима только обработка. Но что конкретно имеется в виду под этим понятием, в Кодексе не уточняется. Не стоит путать понятия изменение и переработка произведения. Переработкой фотографического произведения будет являться создание на его основе графического рисунка или комикса. Стоит отметить, что этот процесс носит творческий характер, а значит, производные произведения являются самостоятельными объектами авторского права. Разумеется, для этого должны быть соблюдены права автора оригинала.

В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 1270, автор фотографического произведения имеет право на доведение своего произведения до всеобщего сведения таким образом, «что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору». Это означает, что фотограф вправе разместить свой снимок в сети интернет. Любое использование в интернете фотографии без согласия автора является нарушением. Последний пункт, пожалуй, самый актуальный на сегодняшний день, но об этом речь пойдет позже. Помимо названных прав в Кодексе предусмотрены так называемые «иные» права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения (п. 2 ст. 1285 ГК РФ). Размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются в трудовом договоре между фотографом и работодателем, а в случае спора – устанавливается судом.

 

Срок действия исключительного права

Исключительное право на использование фотографического произведения действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, «считая с первого января года, следующего за годом смерти автора» (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). Согласно Федеральному Закону от 18 декабря 2006 года «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» эта норма применяется и в тех случаях, когда «пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года».

Из общего правила, установленного пунктом 1 ст. 1281, есть ряд исключений, о которых фотографу необходимо знать.

Если фотографии были выпущены в свет анонимно или под псевдонимом, срок охраны исключительного права на них действует в течение семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования (п. 2 ст. 1281 ГК РФ). В случае если фотограф решит раскрыть свою личность в течение указанного срока или его личность не будет оставлять сомнений, защита его прав осуществляется по общим правилам, то есть в соответствии с п. 1 ст. 1281. Исключительное право на фотоснимки, обнародованные после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после их обнародования, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования, но при условии, что фотографии были обнародованы в течение семидесяти лет после смерти автора (п. 3 ст. 1281 ГК РФ). Следующее исключение касается авторов, которые были репрессированы и реабилитированы посмертно. Срок действия исключительного права, в таком случае, считается продленным и составляет семьдесят лет с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Увеличение срока охраны авторских прав предусмотрено, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней. В таком случае действие исключительного права продляется на четыре года. Это важно знать не только наследникам и правопреемникам автора, но и издателям.

К сожалению, многие издатели и пользователи не хотят признавать того, что у фотографий, которые известны всем еще со страниц школьных учебников, есть авторы, а у авторов – наследники, с которыми нужно считаться.

 

Переход исключительного права по наследству

Как уже говорилось выше, после смерти автора исключительное право на использование его произведения переходит к наследникам (п. 1 ст. 1283). Наследники также осуществляют защиту авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). «Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в обладание авторскими правами… В российском наследственном праве действует принцип…, в соответствии с которым не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства. Поэтому…вступление…в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие…авторских прав…Однако если наследство состоит лишь из авторского права…, фактическое вступление в права наследования невозможно. В этом случае наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство… Важной особенностью…является то, что авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. Спор наследников рассматривается в суде… »8. Помимо общего порядка наследования (по закону), передача авторских прав может осуществляться по завещанию. В таком случае автор вправе сам указать, кто будет его правопреемником. По закону им может стать любой гражданин (даже не имеющий с автором родственных связей) или юридическое лицо независимо от его деятельности и местонахождения. Так, фотограф может завещать свои произведения и исключительное право на их использование фотоархиву или городскому музею.

 

Переход произведения в общественное достояние

Согласно Кодексу, по истечении срока действия исключительного права произведение, как обнародованное, так и необнародованное переходит в общественное достояние (англ. domain public) и может свободно использоваться любыми лицами без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения (п. 2 ст. 1282 ГК РФ). При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения продолжают охраняться. Необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние, может быть обнародовано любым лицом, если это не противоречит воле автора, выраженной в письменной форме (дневниках, завещании, письмах и т. п.) (п. 3 ст. 1282 ГК РФ). К примеру, гражданин N нашел в домашнем (но не государственном!) архиве старые фотографии и решил опубликовать их. В случае если снимки не были обнародованы и перешли в общественное достояние, и никаких письменных запретов автора нет, то они могут быть правомерно опубликованы, причем у публикатора возникают смежные права на данные работы в соответствии с параграфом 6 главы 71 ГК РФ.

 

Свободное использование произведения

Законодательство об интеллектуальной собственности не должно вступать в противоречие с интересами общества, особенно когда речь идет о доступе к знаниям и информации. Поэтому в Кодексе предусмотрены случаи свободного использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения. В частности, допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного фотографического произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). То есть гражданин вправе, скачав из сети фотографию, установить ее в качестве заставки на рабочем столе компьютера либо повесить на стену и т.п. Данная норма распространяется только на физические лица, но не на организации. Последние не могут использовать произведение без согласия автора и выплаты гонорара, даже если они действуют по заказу какого-либо гражданина.

В статье 1273 содержится уточнение о том, что свободно использоваться могут только «правомерно обнародованные» произведения. В отличие от предыдущей нормы (в которой под личными целями подразумеваются любые действия личного характера), статья 1274 устанавливает конкретные способы свободного использования произведения. Кроме того, в ней содержится обязательное условие указывать имя автора и источник заимствования каждый раз при таком использовании. Итак, разрешается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения цитирование в научных, информационных, критических и полемических целях в объеме, оправданном целью цитирования. Очевидно, что данная норма не применима к фотографии, хотя в судебной практике имеются случаи, когда ответчик утверждал, что процитировал фотографические произведения истца, а потому действовал на законных основаниях. Довод ответчика был признан безосновательным. Под цитированием понимается включение части одного произведения в другое для более полного раскрытия какого-либо тезиса, мысли автора либо для их опровержения. Обычно цитирование осуществляется в письменных (редко в музыкальных и аудиовизуальных) произведениях, но не в фотографических. Тем не менее, данный вопрос остается для фотографа открытым.

Совсем иначе обстоит дело со свободным использованием фотографий в качестве иллюстраций в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера. Так, в учебнике по бильд-редактированию в качестве примеров удачной композиции могут быть использованы фотографии без согласия автора и выплаты ему вознаграждения.

Далее, «допускается воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью» (подп. 5 п. 2 ст. 1274 ГК РФ). Другими словами, «…если в обзоре или репортаже о текущих событиях случайно попадает охраняемое авторским правом произведение, такое его использование не считается нарушением…»9. Например, репортаж о фотовыставке трудно представить без показа самих фотографий.

Наконец, согласно п. 3 ст. 1274 допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения создание и использование «произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения…». Здесь скорее следует говорить о коллаже, который сегодня довольно популярен в фотожурналистике. Первоначально коллажом (франц. collage – букв. – наклеивание) назывался прием в изобразительном искусстве, который заключался в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Впервые в русский язык этот термин ввел Анатолий Брусиловский в 1962 г . В современном значении коллаж – это создание целого изображения из отдельных фрагментов при помощи компьютерных программ (например, Adobe Photoshop). В основе создания коллажа – работа со слоями, которые смешиваются или накладываются друг на друга. Этот довольно трудоемкий процесс, требующий терпения и мастерства. Программы обработки изображений постоянно совершенствуются и модернизируются, позволяя создавать интересные произведения. Ярким примером могут служить коллажи Андрея Дорофеева на первых полосах «АиФ».

Является ли коллаж пародией или карикатурой, либо содержит в себе элементы этих жанров, сказать очень трудно, это могут установить только специалисты путем экспертизы. Если рассматривать коллаж как производное произведение, то согласно Кодексу признание его самостоятельным объектом авторского права возможно лишь в том случае, когда соблюдены права авторов всех использованных при его создании снимков.

Отдельная статья Кодекса допускает «свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения» (ст. 1276 ГК РФ). Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографических произведений, «которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение… является основным объектом этого воспроизведения… либо… используется в коммерческих целях». К сожалению, данная норма содержит много нечетких формулировок, что вызывает трудности при ее толковании. Так, остается не до конца понятным, что именно можно считать местом, открытым для свободного посещения. Вероятно, к этой категории относятся музеи, выставочные залы, магазины и т.п. Вопрос о том, является ли интернет местом, открытым для свободного посещения долго был предметом дискуссии. Окончательную точку поставила судебная практика – использование произведения, размещенного в интернете, допускается только с согласия автора и выплатой ему вознаграждения.

Напротив, экспонируемую в музее фотографию можно свободно воспроизводить, передавать в эфир или по кабелю. При этом не стоит забывать о дух важных условиях, установленных ст. 1276 ГК. Во-первых, фотография должна находиться в месте, открытом для свободного посещения постоянно, а во-вторых, не должна быть основным объектом воспроизведения (сообщения) или использоваться в коммерческих целях. Авторы Комментария к Гражданскому кодексу отмечают, что «…никакое явление, строго говоря, не может быть постоянным, под этим термином следует понимать разумно продолжительный срок…»10. Так, помещение фотографии на выставке, приуроченной к какому-либо событию, не может рассматриваться как постоянное.

Следующее ограничение состоит в том, что фотография не должна быть основным объектом использования. Она может быть фоном, частью общего плана и т.п. И наконец, не допускается воспроизведение (сообщение) фотопроизведения, постоянно расположенного в месте, открытом для свободного посещения, если это воспроизведение осуществляется в коммерческих целях.

 

Служебные произведения

Отсутствие точного полного определения понятия «служебное произведение» создает некоторые трудности, позволяя по-разному трактовать его содержание. Профессор Сергеев считает, что служебным является произведение, «созданное в порядке выполнения служебного задания, причем содержанием такого задания должно быть именно создание такого произведения»11. По мнению Е. Павловой, понятие «служебное произведение «включает только произведения, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей. Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении за плату трудовых функций, т.е. работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Если работодатель ведет трудовую книжку работника, оплачивает отпуск и больничный лист, то это явные признаки трудовых отношений. Но в большинстве случаев между работником и работодателем заключается трудовой договор, в рамках которого и возникают служебные обязанности. Они должны быть четко сформулированы и подробно прописаны в договоре, либо (если договор отсутствует) в должностных инструкциях предприятия. Например, фотограф помимо проведения фотосъемки может написать статью, но статья не будет являться служебным произведением, поскольку написание текстов не входит в обязанности фотографа (если это не предусмотрено в трудовом договоре).

Согласно п. 1 ст. 1295 «Авторское право на …служебное произведение принадлежит автору». В этом принципиальное отличие российского законодательства об интеллектуальной собственности от законодательства многих стран, в которых авторское право на служебное произведение принадлежит работодателю. Однако не стоит трактовать норму ст. 1295 расширительно, поскольку под авторским правом в данном случае следует понимать не все права в полном объеме, а только личные неимущественные права, в частности право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование. Исключительное право на использование служебного произведения согласно п. 2 ст. 1285 сохраняется за работодателем. Это означает, что автор не может без согласия работодателя использовать служебное произведение, в то время как работодатель вправе не только распоряжаться произведением, но и передавать право на его использование третьим лицам. Кроме того, работодатель «может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания» (п. 3 ст. 1295 ГК РФ). Нововведением, направленным на улучшение положения авторов, стала норма, ограничивающая в некотором смысле права работодателя.. «Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору» (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Если работодатель реализует в течение трех лет это право, автор служебного произведения, имеет право на вознаграждение согласно п. 2 ст. 1295.

Отдельно следует сказать о правах издателя. Согласно п. 7 ст. 1260 исключительное право на использование энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, принадлежит издателю. «Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания сохраняют эти права, независимо от прав издателя …на использование таких изданий в целом».

 

Передача исключительного права

Итак, согласно п. 1 ст. 1233 «правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом… путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования… в установленных договором пределах (лицензионный договор)».

По лицензионному договору правообладатель (лицензиар) обязуется передать другой стороне (лицензиату) право на использование произведения в пределах, установленных договором (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Заключение такого договора не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату. Лицензионный договор заключается в письменной форме и должен отвечать общим правилам, предусмотренным статьями 1233, 1235-1238 ГК РФ). Так в лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения (в противном случае лицензиат вправе осуществлять использование на всей территории Российской Федерации). Далее – срок договора, который согласно п. 4 не должен превышать срок действия исключительного права на произведение. «В случае, когда срок действия лицензионного договора не определен, договор считается заключенным на пять лет…». Кроме того, должен быть предусмотрен предмет договора, путем указания на конкретные права, которые передаются (подп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ). При этом права, прямо не названные в договоре, считаются не переданными.

Наконец, специальным и неотъемлемым условием соглашения является пункт о вознаграждении, которое лицензиат обязуется уплатить лицензиару, если договором не предусмотрено иное. «При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным» (п. 5 ст. 1235 ГК РФ). По общему правилу все договоры должны заключаться в письменной форме. Однако, согласно п. 2 ст. 1286 допускается устное соглашение между сторонами, в случае если лицензиатом является средство массовой информации.

Гражданский кодекс предусматривает два вида лицензионных договоров.

Простая (неисключительная) лицензия предполагает предоставление исключительного права с сохранением за лицензиаром возможности выдачи лицензий другим лицам. Соответственно, исключительная лицензия не предусматривает сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ). Так, в первом случае, передав права на использование фотографического произведения (скажем, фотобанку), фотограф может продать эти же работы в журнал или разместить на своем сайте в интернете. Во втором случае автор такой возможности не имеет.

Следующий вид договора предусматривает правоотношения сторон в связи с созданием еще не существующего произведения (договор авторского заказа). Например, СМИ заказывает фотографу шесть фотографий на определенную тему. В установленный срок автор передает редакции снимки (в собственность или во временное пользование в зависимости от условий договора) и получает законное вознаграждение. Следует подчеркнуть, что «договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным» (п. 1 ст. 1288 ГК РФ).

Следует отметить, что переход по договору заказа материального носителя в собственность заказчику не влечет за собой перехода исключительных прав (п. 2 ст. 1227 ГК РФ).

Новеллой в Гражданском кодексе стала норма, вводящая понятие договора об отчуждении исключительного права. Отчуждение означает переход всех прав (имеются в виду только имущественные права) в полном объеме. «В результате автор на весь срок действия исключительного права лишается возможности использовать свое произведение, а так же разрешать или (запрещать) его использование»12.

Ответственность за нарушение договорных обязанностей несут обе стороны, заключившие соглашение. Объем и форма ответственности лица, которому автор передает исключительное право, определяется конкретным договором, а так же некоторыми положениями ГК РФ.

 

Право гражданина на собственное изображение

Право гражданина на собственное изображение является одним из важных прав, которое, однако, не входит в институт авторского права, но оказывает на него существенное влияние. Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса опубликование изображения гражданина возможно только с его согласия, а в случае его смерти с согласия детей или пережившего супруга, а при их отсутствии – родителей. Таким образом, во избежание конфликта фотограф обязан получить разрешение на публикацию фотографии от изображенного на ней лица. В некотором смысле данная норма ущемляет права авторов, ограничивая их в свободе использования своих произведений. Поэтому из общего правила есть ряд исключений, о которых фотографу необходимо знать. Так, допускается без согласия лица и его близких обнародование изображения для государственных, общественных и публичных интересов. Далее допускается свободное использование изображения в случае, если оно было получено в месте, свободном для посещения (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и т. п.), если такое изображение не является основным объектом использования. Наконец, статья 152.1 допускает свободное использование изображение гражданина, в случае, если он позировал за плату. В данной ситуации предполагается, что гражданин заранее знает о будущем использовании фотографии и не возражает против этого.

Защита авторских прав фотографов

Под защитой авторских прав понимается «совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских…прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании»13. Незаконное использование произведений является контрафактным. Понятие контрафакт происходит от латинского contrafactio – подделка. Согласно п. 4 ст. 1252 котрафактными являются материальные носители, «изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение» которых приводит к нарушению исключительного права.

Довольно спорное определение, поскольку в нем говорится о нарушении только имущественных прав. «Соответственно нарушение личных неимущественных прав не влечет признания носителя контрафактным»14.

Специалисты выделяют два вида контрафакта. В первом случае контрафактными могут быть признаны сами экземпляры в силу факта их создания. Во втором случае контрафактность возникает в связи с незаконным использованием экземпляров (даже если они сами являются законными). Согласно п. 4 ст. 1252 материальные носители, признанные контрафактными, «по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом». Кроме того, подлежит изъятию и уничтожению: «оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав…». Изъятие и уничтожение осуществляется так же по решению суда и за счет нарушителя.

Согласно общему правилу, требовать защиты нарушенных прав может сам автор, его уполномоченный представитель, иные правообладатели (издательства, пользователи). После смерти автора защиту прав осуществляют наследники либо лица, на которых была возложена такая обязанность по завещанию. Кроме этого требования по охране прав могут быть заявлены авторскими обществами или прокурором. Защита прав, переданных по договору, возлагается на получателя. Если получатель не выполняет свои обязанности, автор или его наследники вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав. В законодательстве предусмотрены административные, уголовные и гражданско-правовые меры наказания за преступления в сфере интеллектуальной собственности.

Административная ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях (ст. 150) установлена ответственность за продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование произведений в следующих случаях:

? если «экземпляры произведений… являются контрафактными, или

? на экземплярах произведений …указана ложная информация об изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, или

? на экземплярах произведений…уничтожен или изменен знак охраны авторского права…» 15. Согласно КоАП нарушитель наказывается штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ (в отношении граждан) или от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров, если нарушение совершено должностным лицом. Профессор Сергеев отмечает, что «практическая реализация административной ответственности, предусмотренной ст. 150 (4) КоАП, затрудняется тем, что работники органов внутренних дел зачастую не в состоянии выявить контрафактную продукцию, так как определить это на основании лишь внешних признаков материальных носителей не всегда возможно»16.

С переходом к цифровому формату задача стала еще сложней. Поскольку копия произведения (например, цифрового изображения) ничем не отличается от оригинала, пираты могут штамповать неограниченное количество контрафактных экземпляров, без потери качества. Выход из данной ситуации, по мнению профессора Сергеева, видится в «создании специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с пиратством, которые работали бы в тесном контакте с обществами, управляющими имущественными правами авторов…на коллективной основе…» 17.

Уголовная ответственность. Уголовно наказуемым признается незаконное использование произведений, равно как и выдача чужого произведения за свое (плагиат), если эти деяния причинили крупный ущерб. Нарушение иных прав (права на имя, права на обнародование, права на неприкосновенность произведения) не будет являться составом уголовного преступления. Защита неимущественных прав осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Еще раз подчеркнем, что состав уголовного преступления носит материальный характер и считается совершенным лишь при действительном причинении крупного ущерба. «Деяния, предусмотренные в ст. 146 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений…, либо стоимость прав на использование превышает 50 тыс. руб., а в особо крупном размере – 250 тыс. руб.»18. Согласно ст. 146 Уголовного кодекса РФ присвоение авторства (плагиат), а так же незаконное использование объектов авторского права наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 400 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев либо арестом до шести месяцев, а за нарушение в особо крупном размере – лишением свободы до шести лет. Замечу, что до внесения изменений в УК РФ срок лишения свободы составлял пять лет. С 2007 г . преступления в сфере интеллектуальной собственности перешли в разряд «особо тяжких». Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время значительно возросло количество правонарушений, появилось множество пиратских организаций и частных издательств, «липовых» обществ, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Гражданско-правовая ответственность Гражданский кодекс устанавливает ряд способов защиты авторских прав. Согласно п. 1 статьи 1251 в случае нарушения неимущественных прав, автор вправе требовать их защиты «путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении». Что касается статьи, посвященной защите имущественных прав, то, по мнению авторов комментария к Гражданскому кодексу, в ней применена не совсем правильная формулировка. Так, согласно данной норме, защита имущественных прав осуществляется путем предъявления требования: о признании права.., о возмещении убытков.., об изъятии материального носителя…» и т. д. (п. 1 ст. 1252). Авторы Комментария считают, что «…защита права осуществляется не путем «предъявления требования» о признании права, возмещении убытков и т.п., а путем признания права, возмещения убытков и т. п., как это сказано в 12 ст. ГК»19, а также в ст. 1251.

Признание авторства является основополагающим способом защиты, необходимым для применения всех остальных мер. Например, для взыскания убытков, связанных с несанкционированным использованием фотографических произведений, истец должен доказать, что он автор или правообладатель данных произведений. Пункт 2 ст. 1251 устанавливает, что вышеперечисленные правомочия могут осуществлять не только авторы, но и иные правообладатели: издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, газет, журналов и других периодических изданий, а так же работодатели, заключившие с автором трудовой договор и, наконец, публикаторы.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права применяется, в случае, если нарушенное право может быть восстановлено путем устранения последствий нарушения. Например, если фотограф обнаружил, что его снимок изменили (кадрировали, растянули) без его ведома и согласия, то он может потребовать восстановления снимка в его первоначальном виде. Автор также вправе требовать запрещения незаконного использования его фотографии. В случае если снимок уже был обнародован, фотограф кроме всего прочего, вправе потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Следующими (пожалуй, наиболее эффективными) способами защиты прав являются возмещение убытков (в размере причиненного вреда) и выплата компенсации. Под убытками понимаются те расходы, которые понесло лицо, чьи права были нарушены, либо реальный ущерб в связи с утратой или повреждением материального носителя, а так же упущенная выгода, которую автор мог бы получить в случае соблюдения его прав. Зачастую упущенная выгода исчисляется из той прибыли, которая была незаконно получена правонарушителями, но есть и другой способ. Например, фотограф получил гонорар за фотографию в размере 200 рублей. Спустя некоторое время он обнаружил этот же снимок в другом издании, и на нескольких сайтах в интернете. Предполагается, что за каждый случай использования автор должен был получить вышеуказанную сумму. В данном случае это и будет упущенная выгода. Разумеется, подобная схема условна, поскольку размер вознаграждения во многом обусловлен характером использования произведения. Поэтому цена публикации фотографии в журнале может существенно отличаться от цены за публикацию в рекламном буклете.

Что касается компенсации, в данном случае она «…не имеет ничего общего с компенсацией за причинение морального вреда, поскольку выплачивается «вместо возмещения убытков», ее следует считать компенсацией за имущественный вред»20. Для взыскания компенсации истец не обязан доказывать, какие убытки ему были причинены, достаточно доказать сам факт нарушения.

Компенсация может быть двух видов: «по усмотрению суда» и «в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или двукратном размере стоимости прав» на его использование. В первом случае автор вправе требовать от нарушителя сумму в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей. Причем истец не должен как-либо обосновывать требуемую сумму. П. 3 ст. 1252 устанавливает, что «…размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости». Это означает, что, определяя размер компенсации, суд может руководствоваться следующими принципами:

«– восстановления нарушенных прав (ст. 1 ГК РФ); при наличии убытков суд должен оценить их размер, хотя бы приблизительно, и присудить компенсацию, «соразмерную» причиненным убыткам…;

– учета степени вины нарушителя (ст. 151, 1101 ГК РФ)…совершено правонарушение умышленно, с грубой неосторожностью или с легкой небрежностью;

– разумности и справедливости (ст. 10, 1101 ГК РФ);

– соразмерности компенсации последствиям правонарушения…»21. Компенсация «в двукратном размере стоимости» рассчитывается по следующей общей схеме. Допустим, фотограф обнаружил свое произведение, незаконно опубликованное в газете, выпущенной тиражом 10.000 экземпляров, а стоимость одного экземпляра издания составляет, к примеру, 10 рублей. Исходя из этого, автор вправе требовать выплаты ему (10х10.000х2) 200.000 руб.

Компенсация выплачивается на усмотрение правообладателя за каждый случай неправомерного использования произведения либо за все правонарушение в целом. Однако, что имеется ввиду под «каждым случаем» нарушения в Кодексе не расшифровывается. Теоретически, следуя логике Закона каждый экземпляр газеты, незаконно опубликовавшей произведение, будет являться «случаем» нарушения авторских прав. Но на практике все иначе. Суды определяют незаконную публикацию произведения в одном номере газеты с последующим распространением как один случай нарушения. Возможно, такое толкование более точное, в противном случае средствам массовой информации пришлось бы выплачивать баснословные суммы и ставить под угрозу свое существование.

Наконец, отдельно стоит сказать о компенсации за причинение морального вреда. По общему правилу автор вправе требовать подобной компенсации только в случае нарушения личных неимущественных прав. «Моральный вред выражается в нравственных страданиях, которые испытал потерпевший в результате нарушения принадлежащих ему авторских прав. Сам факт нарушения …еще не свидетельствует о том, что… причинен моральный вред….», он «должен быть доказан потерпевшим как по факту, так и по объему»22. Сложность заключается в том, что оценить страдания и переживания человека зачастую довольно трудно. Тем более, когда речь идет о творческой личности. «Конечно, могут быть и особые случаи, когда нравственные страдания …приобрели относительно определенные внешние очертания, например, вылились в обострение хронического заболевания или привели к попытке суицида. В подобных ситуациях суд …должен учесть обстоятельства конкретного дела»23. Если правообладателем является организация, то она не вправе требовать компенсации морального вреда, поскольку моральные страдания могут быть причинены только физическим лицам, то есть гражданам.

В Гражданском кодексе предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав. Согласно ст. 1253 «если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права…, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке».

Отдельная статья Кодекса содержит условия защиты прав лицензиата. Как уже говорилось выше, лицензиат вправе использовать произведение только в пределах договора, заключенного с автором. Это касается и защиты его прав. Таким образом, правообладатель может защищать полученные права против третьих лиц, в том числе и против автора, в случае несоблюдения им условий договора. Разумеется, речь идет об исключительной лицензии.

 

Авторско-правовой конфликт

Нежелание фотографов отстаивать свои права во многом объясняется страхом перед долгим судебным процессом, значительными моральными и материальными издержками. Безусловно, судебная тяжба – процедура не из приятных, но ведь никто не заставляет авторов сразу бежать в суд с десятком исковых заявлений и начинать откладывать деньги на адвоката. Сперва можно попытаться уладить конфликт мирным путем, т.е. в досудебном порядке (разумеется, нарушитель при этом безнаказанным не останется). Так, потерпевший может обратиться с жалобой в вышестоящий орган ответчика, в творческий союз или в антимонопольный орган. В отношение последнего следует сделать оговорку. Обращаться в комитет по антимонопольной политике могут лишь те правообладатели, которые занимаются коммерческим использованием своих произведений (например, гильдия рекламных фотографов). Согласно закону, заявление о защите прав рассматривается специально созданной комиссией, которая выносит окончательное решение путем открытого голосования. На основании этого решения, нарушителю направляется предписание о прекращении незаконных действий в указанный срок. Уклонение от исполнения требований антимонопольной комиссии наказывается штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 157 КоАП).

Обращение правообладателей в антимонопольные органы – явление довольно редкое. Как правило, вопрос досудебного урегулирования конфликта решается путем направления претензионного письма лицу или организации, нарушившей авторские права. Не смотря на то, что современные технологии намного облегчили эту процедуру (можно отправить письмо по электронной почте), юристы все же советуют авторам не лениться и использоваться дедушкин метод. Лучше чтобы это было заказное письмо с уведомлением о доставке.

Разумеется, нет никакой гарантии в том, что нарушитель сразу отреагирует и предложит компенсацию. Но попытаться всегда стоит. Так, в частности, считает известный фотограф и борец за свои права Максим Полубояринов, которому удалось уладить мирным путем не один конфликт. Интересен в данном отношении следующий случай. Крупная компания незаконно использовала его фотоснимок (бочка с красной икрой) в рекламных целях. Данную работу, по словам фотохудожника, уворовывали не раз, настолько она популярна. В этом случае о совершенном нарушении автору сообщила компания, по заказу которой и был сделан снимок. Разумеется, она была заинтересована в том, чтобы фотография украшала только ее рекламный плакат. Полубояринов обратился к нарушителям с претензией, а также с требованиями прекратить несанкционированное использование произведения, на что сначала получил категорический отказ. Тогда фотограф вежливо попросил представителей компании набрать в поисковике в интернете его фамилию и ознакомиться со списком выигранных судебных процессов по вопросу защиты авторских прав. Это произвело сильное впечатление на нарушителей, которые сразу согласились удовлетворить все требования автора. Более того, компания (нарушитель) заказала фотографу оригинальную рекламную фотографию (ложка с медом) и наладила постоянное сотрудничество с мастером.

Фотографы – любители, конечно, могут возразить, что в этом нет ничего особенного, поскольку Максим Полубояринов – известный профессионал, пользующийся авторитетом и уважением. А с простыми смертными церемониться не будут. Да, зачастую это так. Профессионализм, известность, заслуги и регалии всегда принимаются во внимание. В конце концов, если фотограф качественно выполняет свою работу, а его творчество высоко оценено критиками и публикой, это вполне справедливо. В свою очередь закон исходит из принципа равенства и не делает различия между профессионалом и любителем. Правовой охраной пользуются любые фотопроизведения, созданные творческим трудом независимо от их художественных достоинств и назначения (ст. 1259 ГК РФ).

 

Юрисдикционная форма защиты авторских прав

Если правообладателю не удалось уладить конфликт мирным путем, он может сделать это в судебном порядке. Большинство дел рассматривается в городских, районных, областных судах общей юрисдикции, а если участниками спора являются юридические лица – в арбитражном суде. По соглашению сторон, дело может быть передано на рассмотрение в Третейский суд. Средством судебной защиты авторских прав является исковое заявление – требование, обращенное к суду с одной стороны и к ответчику, с дугой. «В исковом заявлении в обязательном порядке указывается:

1) наименование суда, в который оно подается;

2) наименование истца, его место жительства или место нахождения…;

3) наименование ответчика…;

4) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные им обстоятельства;

5) требование истца…Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков»24.

Иск подается по месту нахождения ответчика (ст. 117 ГПК РСФСР). Суд обязан принять и рассмотреть исковое заявление. «На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав…могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права»25.

Ранее закон освобождал истца от уплаты государственной пошлины и иных судебных расходов (ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине»). Сейчас такой привилегии у заявителя нет. Размер госпошлины рассчитывается, исходя из заработной платы, и составляет минимум 200 рублей (ст. 333 НК РФ). Истец вправе подать ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, сопроводив его справкой о зарплате и других доходах. Вынужденные растраты не должны пугать авторов и правообладателей, поскольку в случае удовлетворения иска, все издержки взыскиваются с ответчика, включая госпошлину, судебную экспертизу и т.д.

Несколько слов стоит сказать об обеспечительных мерах по делам о нарушении авторских прав. Так, согласно п. 1 ст. 1302, если имеются достаточные основания полагать, что ответчик или другое лицо является нарушителем, суд может запретить ему совершать определенные действия, а также наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Таким образом, у истца появляются некоторые гарантии того, что до вынесения судебного решения нарушитель не успеет ввести в гражданский оборот контрафактную продукцию или избавиться от нее и замести следы.

 

Заключение

К сожалению, стоит признать, что современное законодательство в сфере интеллектуальной собственности (ГК РФ) содержит массу противоречий и недостатков, что во многом затрудняет его применение на практике.

С переходом к цифровому формату ситуация еще более ухудшилась. Особенно для фотографов. Доступность фотографических произведений и практически бесконтрольное распространение их в глобальной сети – сегодня наиболее распространенная практика. Такая ситуация объясняется несколькими причинами: простотой использования цифрового изображения, которое происходит из самой его природы, незащищенностью интернета с точки зрения правового регулирования, авторским нигилизмом и нежеланием отстаивать свои права. В тоже время стоит отметить активный и возрастающий интерес фотографов к техническим средствам защиты своих произведений. Было рассмотрено несколько способов защиты цифрового изображения. Многие из них успешно применяются на фотосайтах, в интернет СМИ, личных страничках фотографов и т. п.

Стоит отметить, что долгое время фотографы не решались подавать в суд и предъявлять претензии за нарушение своих авторских прав. За последние восемь лет ситуация изменилась. С каждым годом растет количество судебных дел и почти все они решаются в пользу фотографов. Сегодня роль фотографии как одного из средств коммуникации все больше возрастает. Уникальная особенность сочетать в себе творчество и документальность придает фотографии особую силу воздействия и значимость. Поэтому фотографам «следует хорошо знать законодательство и свои права, таким образом, они смогут проследить за соблюдением своих прав, не допустить их нарушения, а в случае такового защитить себя в судебном порядке»26.

 


  1. Гаврилов Э.П., Городов О. А., Гришаев С. П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. М., 2007. С.153.
  2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 206.
  3. Сафиуллина Р. Защита авторских прав в фотографии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 3.
  4. Гаврилов Э.П. и др. Указ. соч. С.157.
  5. Там же. С. 160.
  6. Сергеев А.П. Указ. соч. С. 214.
  7. Гаврилов Э.П. и др. Указ. соч. С. 172.
  8. Сергеев А.П. Указ. соч. С. 182-183.
  9. Там же. С. 247.
  10. Гаврилов Э.П. и др. Указ. соч. С. 195.
  11. Сергеев А.П. Указ. соч. С. 161.
  12. Павлова Е. Авторское право в Гражданском кодексе//Хозяйство и право. 2007. № 10.
  13. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.С. 365.
  14. Обсуждение проекта Четвертой Части ГК РФ, см.: // http://www.unescochair.ru
  15. Сергеев А.П. Указ. соч.С. 395.
  16. Там же. С. 396.
  17. Там же.
  18. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 325.
  19. Гаврилов Э.П. и др. Указ. соч. С. 96.
  20. Гаврилов Э.П. Указ. соч. С. 97.
  21. Гаврилов Э.П. и др. Указ. соч. С. 262.
  22. Сергеев, А.П. Указ. соч. С. 385.
  23. Там же.
  24. Тихомирова Л., Тихомиров М. Юридическая Энциклопедия. М., 1998.С. 189.
  25. Сергеев А.П. Указ. соч. С. 372.
  26. Графова, Ж. Авторское право на фотографические произведения // Законодательство и практика масс-медиа. 2003. № 11.