Languages

You are here

Либерализация индийского рынка инфокоммуникаций

Научные исследования: 

Индия встала на путь реформ телекоммуникаций почти два десятилетия назад, и за этот период национальная отрасль связи превратилась в один из самых быстро растущих рынков в мире. Реформирование отрасли проходило трудно и в несколько этапов. Исторически телекоммуникационная отрасль во всех странах возникала и развивалась как естественная монополия, наделенная функциями управления и регулирования. В индийском случае главным регулирующим органом был созданный в 1985 г. Департамент телекоммуникаций (DoT, Department of Telecommunications), а входящие в него структуры изначально функционировали как монополисты различных сегментов рынка связи и производства телекоммуникационного оборудования. Регулирование отраслью со стороны Департамента телекоммуникаций в условиях либерализации неизбежно носило протекционистский характер в отношении собственных компаний, что негативно сказывалось на проведении реформ. Другим отягчающим обстоятельством стали устоявшиеся в индийском обществе традиции административного управления, местная квазибюрократия, стремящаяся контролировать и зарегулировать любую, прежде всего коммерческую, деятельность граждан и компаний, инертность, непрозрачность и противоречивость решений, тотальная коррупция и т.д.

Самым значительным достижением в середине 1980-х гг. стало открытие производств телекоммуникационного оборудования для частных инвестиций. В 1985-1986 гг. телекоммуникации были отделены от почтовых служб и создаются две государственные телекоммуникационные корпорации MTNL (Mahanagar Telephone Nigam Limited) и VSNL (Videsh Sanchar Nigram Limited). Обе корпорации подчинялись Департаменту телекоммуникаций. Корпорации MTNL отошла местная связь в Дели и Мумбае. Позже меньшая доля в корпорации MTNL была последовательно распродана частным инвесторам, и на сегодняшний день правительство владеет 56% акций корпорации. Государственная компания VSNL была создана в качестве государственной корпорации для обслуживания международной телефонной связи. В 2002 г. компания была приватизирована, правительство продало большой пакет акций конгломерату Тata - второй по величине в Индии финансово-промышленной группе, которая в настоящее время контролирует деятельность VSNL, имея 45% акций компании. Правительство сохранило за собой 26% акций корпорации. Наконец, местные услуги на территории всей страны, кроме двух городов Дели и Мумбая, и вся внутренняя удаленная связь остались за подразделением Департамента телекоммуникаций, на основе которого позднее, в 2000 г., возникла третья корпорация BSNL (Bharat Sanchar Nigam Limited), 100% акций которой принадлежит государству. В настоящее время BSNL является ведущим национальным оператором Индии.

В 1991 г. правительство приступило к следующему этапу реформ. Важнейшей составляющей политики либерализации стало решение допустить частный сектор на рынок новых телекоммуникационных услуг, включая беспроводную связь, причем как фиксированную беспроводную (на основе CDMA-WLL), так и мобильную (GSM). Одновременно правительство объявило о частичном открытии рынка базовых местных услуг.

Для лицензирования услуг связи территория страны была поделена на четыре крупных муниципальных района (Ченнай, Дели, Колката и Мумбай) и первоначально 21 (позже 23) округа, которые затем были поделены на три группы (A, B и C) в зависимости от инвестиционной привлекательности округа и, соответственно, цены лицензии. Было решено продавать лицензии через специализированные аукционы, организация которых возлагалась на Департамент телекоммуникаций. Введение конкуренции в обоих секторах базовых и сотовых услуг, по замыслу правительства, на том этапе должно было осуществляться в виде дуополии, причем в случае базовых услуг первым оператором в каждом из округов являлся госоператор, уже имевший соответствующую лицензию, а вторым оператором должна была стать частная компания, приобретающая лицензию на аукционе. В новом сотовом секторе предполагалось продавать лицензии одновременно двум частным компаниям в каждом округе. Государственные операторы лишались права участия в сотовом аукционе, поскольку в соответствии с планом правительства инвестиции в беспроводную связь должны были поступать из частных источников.

Условия, предложенные правительством частному сектору, были малопривлекательны для бизнеса: как сотовые, так и базовые лицензии были выставлены по высоким ценам, также был установлен непомерно высокий тариф за подсоединение мобильных сетей к фиксированным сетям госоператоров, сотовые лицензии, приобретенные частными компаниями сразу в нескольких округах, не давали права на создание общенациональных сетей и т.д. По этой причине частный сектор услуг связи отличало вялое развитие, а стратегическая программа правительства «Новая телекоммуникационная политика» (1994 г.), провозгласившая курс на введение последовательной конкуренции на рынках связи, оказалась на грани провала.

К августу 1995 г. сотовая связь была развернута только в четырех муниципальных районах - наиболее привлекательных с точки зрения инвестиций регионах страны. Остальные компании-операторы в силу бюрократических проволочек официально получили лицензии лишь в октябре 1996 г. и смогли развернуть мобильные сети в 1997 г. А первые шесть операторов базовых услуг приступили к работе еще позже - в 1998-1999 гг. Добавим также, что госоператоры начали оказывать услуги беспроводной фиксированной связи уже в 1997 г., опередив приход частных компаний. Либеральные реформы 1990-х гг. отличались низкой эффективностью, поскольку политика Департамента телекоммуникаций сводилась к удержанию государственной монополии в важнейших секторах услуг связи и информации, что негативно отразилось на развитии национальных ИКТ.

В 1997 г. и повторно в 2000 г. правительством принималось решение отстранить Департамент телекоммуникаций от управления телекоммуникационной отраслью, т.к. данная структура выступала в роли регулирующего органа и одновременно главного участника рынка. В итоге функции регулирования были возложены на новый независимый орган - Управление по регулированию телекоммуникаций Индии (TRAI, Telecommunications Regulatory Authority of India).

В начале 2000-х гг. были полностью либерализованы рынки основных услуг, включая удаленную и международную связь, операторам местной фиксированной и мобильной связи было разрешено предоставлять услуги удаленной связи в соответствующих округах.

Начиная с момента корпоратизации BSNL в 2000 г. на фоне новой либеральной политики индийскими деловыми кругами ожидалась приватизация основного госоператора. Однако, все точки над i были поставлены в официальном заявлении правительства (май 2004 г.), принявшим решение сохранить корпорацию BSNL, а также второго по величине оператора MTNL в государственной собственности, оставляя таким образом за собой ключевую роль в развитии национальных телекоммуникаций.

В марте 2004 г. 55% всех телефонных линий в стране приходились на BSNL и 6% на MTNL, т. е. в совокупности государственные компании удерживали за собой более 60% национального рынка связи. В середине 2003 г. на долю BSNL/MTNL приходилось около 98 % всей местной проводной связи в стране. Таким образом, в секторе проводной фиксированной связи так и не было создано конкуренции.

Напомним, что в отличие от сектора основных телефонных услуг рынок сотовой связи изначально формировался частными компаниями.

Феноменальный рост рынка сотовой связи зарождался в поистине драматичной обстановке. На фоне междоусобной борьбы административных структур, ведающих телекоммуникациями, частные сотовые операторы вели тяжелые конкурентные войны друг с другом - на рынке шел процесс слияний и поглощений, вылившийся в результате в формирование крупных современных компаний: Hutchison Telecom, Bharti Cellular, консорциума Idea Cellular и альянса MobileFirst. Однако по мере быстрого роста сектора сотовых услуг усиливался интерес государственных компаний к новому рынку, и в настоящее время беспроводную связь (как сотовую, так и фиксированную) предоставляют одновременно и частные и государственные операторы. Несмотря на то, что участие госкомпаний BSNL/MTNL в услугах сотовой связи неуклонно растет, в апреле 2004 г. за частными компаниями оставалось около 80 % рынка сотовых услуг.

Фундаментальная проблема развития индийского рынка связи - политика протекционизма в отношении государственных компаний пока не снята с повестки дня. А значит, рыночные механизмы в отрасли связи все еще достаточно хрупки. Некоторый оптимизм внушает тот факт, что частные компании-операторы за годы сотового бума превратились в достаточно серьезную экономическую силу, и нанесение им ощутимого ущерба ради интересов государственных операторов уже не будет легким политическим решением.

Коммерческое использование интернета началось в августе 1995 г., первым и на тот период единственным провайдером в стране стала корпорация VSNL. Стремление государства удержать монополию на новом рынке негативно отразилось на развитии национальной сети. Политика Департамента телекоммуникаций была направлена на поддержание высоких тарифов за телефонное соединение, что делало интернет-услуги недоступными для подавляющего большинства населения, организаций и компаний.

В 1998 г. был открыт для частного капитала рынок интернет-доступа. К середине 2002 г. было выдано 79 лицензий провайдера интернет-связи класса А (вся Индия), и 44 компании начали осуществлять деятельность в соответствии с лицензиями. Дополнительно были выданы 357 лицензий классов В и С (региональные, местные лицензии), но только около 90 компаний из числа получивших лицензии начали работать на рынке.

Для интернет-провайдеров был открыт рынок IP-телефонии и разрешено создание шлюзов международного доступа. Было последовательно либерализовано законодательство в отношении иностранных инвесторов - в 200 г. доля прямых иностранных инвестиций в услуги связи была увеличена с 49% до 74%, а 100% прямые иностранные инвестиции в производство телекоммуникационного оборудования, службы интернета, пейджинга, голосовой почты и др. были разрешены еще в 1995-2000 гг.

К началу 2003 г. на рынке интернет-услуг сформировалось четыре сильных игрока: это VSNL - ранее государственный монополист, а ныне частная компания, контролируемая финансово-промышленной группой Тata, частная компания Sify и государственные операторы BSNL/MTNL.

За группой лидеров следует второй эшелон из пяти компаний, в числе которых присутствует Tata Internet Services (входит в группу Тata). Остальные 70 компаний, получившие общерегиональные лицензии, не являются заметными игроками. Т. е. здесь наблюдаются те же тенденции, что и на рынке телефонии, а именно - происходит консолидация рынка интернет-услуг.

В целом можно сделать вывод о том, что либерализация услуг связи и информации привела к созданию конкурентной среды практически во всех секторах телекоммуникационного рынка за исключением сектора местной фиксированной связи. В результате быстрого процесса консолидации на рынке инфокоммуникаций в стране формируются крупные современные поставщики информационно-коммуникационных услуг, получившие в индийских СМИ название «новых монополий».

Сегодня основной водораздел между компаниями пролегает уже не по принципу принадлежности к конкретному сектору связи и даже разделения бизнеса на частный и государственный. На сегодняшний день в стране действуют пять национальных операторов, предоставляющих услуги в различных секторах. Это государственные BSNL/MTNL и частные Bharti, Tata Group и Reliance Group. Эти компании в совокупности контролируют почти 100% рынка проводных услуг, 60% рынка беспроводной связи, две трети рынка интернет-доступа. Первый и крупнейший индийский сотовый оператор Bharti создан при участии иностранного капитала - американской компании Warburg Pincus и сингапурского доминирующего оператора связи Singapore Telecom, а конгломераты Tata и Reliance входят в список ведущих национальных финансово-промышленных групп. Среди операторов, претендующих на место в клубе лидеров, можно также назвать компанию Hutchison Telecom, за которой стоят гонконгские инвестиции.

Очевидно, что в условиях острой конкуренции, сложившейся на рынке связи, выживут только сильнейшие, и многие компании, пришедшие в этот бизнес в 1990-е гг., будут поглощены более удачливыми коллегами.