Languages

You are here

Концепция преподавания основ экономической журналистики в Школе юного журналиста

Научные исследования: 
Полухин А., Рябов С.
Данный курс читается в ШЮЖе с октября 2003 года. Для отбора учебной группы респондентам был предложен тест на знание элементарных экономических понятий, аббревиатур и имен, имеющих непосредственное отношение к российской экономике. Результаты оказались следующие: основная масса (70%) набрала 70-80 очков (7-8 ответов из 10), 29% набрали 50-60 очков. Зафиксирован один стопроцентный результат, самый низший балл составил 40 очков. Наибольшие трудности вызвали три вопроса: о сущности процесса приватизации, об аббревиатуре, под которой зашифрована Организация стран-экспортеров нефти. Многие респонденты ошибочно причислили Александра Волошина к числу российских олигархов.

Курс лекций разрабатывался с учетом нескольких критериев: историческая справка об описываемом явлении (человеке), современное положение дел, теоретическая основа (термины и понятия; элементы экономической теории). С учетом результатов теста было принято решение первые 2 лекции уделить разбору основных экономических понятий. В частности, были изучены наиболее характерные термины, употребляемые в современных СМИ. В качестве конкретного примера ребятам был предложен неаудированный годовой отчет компании «Вымпелком» (торговая марка «БиЛайн»), это позволило научить их четко усваивать суть представленных сводных цифр и фактического материала, а также стимулировало возникновение аналитико-математического мышления.

С учетом особенностей школьного мышления далее было решено разгрузить ребят. Посему две следующие лекции были посвящены российским олигархам. В качестве исторического материала была приведена справка о времени возникновения олигархии как явления и о ее общем характере. Современная ситуация была рассмотрена на примере Михаила Ходорковского (благо время лекций совпало с началом судебного разбирательства в отношении опального олигарха) и Бориса Березовского как наиболее скандальной личности. В качестве пробного шара ребятам было предложено выполнить контрольную работу: найти историю развития бизнеса одного из олигархов. Об источниках материала не было умышленно сказано ни слова. В результате большинство ШЮЖовцев пошло наиболее легким путем, попытавшись отыскать информацию в Интернете. Однако по итогам работы их ждало жестокое разочарование: дело в том, что в глобальном ресурсе многие истории часто не соответствуют действительности, являясь приукрашенными, поэтому ребятам было предложено переделать работу, исключив все романизированные и «горячие» факты. В результате у них в голове должно было отложиться то, что не всем Интернет-ресурсам можно безоговорочно доверять.

По результатам контрольной работы было решено устроить лекцию-беседу на тему «Легко ли делать бизнес в России? Как делается бизнес у нас и у них?». Выяснилось, что большинство ребят уверены в необходимости оставлять бизнес в пределах РФ, есть здоровый экономический интерес.

Следующие две лекции были посвящены историческому периоду развития российской экономики (1985-2003 гг), где ребятам были продемонстрированы ошибки молодой команды М. Горбачева, структурные диссонансы экономики переходного периода, а также весь трагизм и последствия постигнувших Россию банковских кризисов. Мы также попытались вкратце охарактеризовать современную ситуацию и возможные пути развития, опираясь на мнения, высказанные ведущими политологами и экономистами в центральных СМИ.

Следующие три лекции были посвящены банковской системе России. Дана историческая справка, современные особенности и вероятное развитие системы. В качестве материала использованы учебные пособия, а также многочисленные публикации в СМИ, в частности, в журнале «Эксперт». Мы обратили особое внимание на демонстрацию взаимосвязанности банковского сектора и фондового рынка (биржи, электронные торговые системы), а также на описание сущности и основных функций Центрального банка России.

После этого произошел переломный момент: удалось наладить диалог, исключив форму начитывания материала, у ребят постепенно стали появляться вопросы. Следующая лекция была посвящена нескольким назревшим в ходе чтения предыдущей темы вопросам: пенсионная реформа в России, денежная масса как основной экономический инструмент, соотношение курса доллар-евро-рубль. Ребятам были представлены наиболее тесные связи и закономерности рынка, позволяющие регулировать денежную массу и влиять на соотношение курсов мировых валют. Отдельным вопросом были освещены ход пенсионной реформы, так называемые «письма счастья» и разница между государственными и частными накопительными компаниями.

Далее по учебному плану намечены 3 лекции о налоговой системе России, из которых прочитана лекция по НДС и НСП. Последний налог был отменен с 1 января 2004 года, посему освещение этого вопроса вызвало живой интерес у ребят. На этом этапе было опробовано небольшое нововведение: ШЮЖовцам было дано еженедельное задание писать дневник о главных экономических событиях недели и читать ведущие экономические СМИ. В перспективе на каждой лекции каждый ШЮЖовец должен будет выделить наиболее важное экономическое событие недели. Это сделано для того, чтобы держать ребят в курсе экономических событий.

Экономика - один из сложнейших предметов, которому обычно уделяется много часов в Высшей школе, поскольку осознание предмета невозможно за короткий период времени. Курс рассчитан на 2 года. Цель курса - дать основу для понимания ключевых проблем российской экономики и сделать ее доступной для усвоения.