Indian IT-revolution and the industry of outsourcing
Ткачева Наталья Владимировна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, mediaeconomics@mail.ru
Natalia V. Tkachyova
PhD, Senior researcher at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, mediaeconomics@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы развития индустрии аутсорсинга – доминирующего сектора отрасли информационных технологий (ИТ) Индии.
Ключевые слова: оффшорное программирование, ИТ-аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, информационные технологии, технопарки по производству программного обеспечения.
Abstracts
The article analyzes the main development stages of the outsourcing industry – the dominating sector of the IT field in India.
Key words: off-shore programming, IT-outsourcing, outsourcing of business processes, information technologies, techno parks for software development.
С середины 1990 гг. Индия привлекает все большее внимание исследователей, политиков, экспертов и представителей мирового бизнес-сообщества. Оживление интереса к этой крупной азиатской стране было вызвано экономическими успехами, которых добилась страна на рубеже веков.
С давних времен Индия считалась страной чудес, а спектр этих чудес оставался весьма традиционным – «Махабхарата» и «Рамаяна» – величайшие литературно-художественные памятники древней цивилизаций, мавзолей Тадж-Махал и другие архитектурные шедевры эпохи Великих Моголов, традиции индуизма и законы кармы...
Однако бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в последние два десятилетия и достижения ИТ-революции в стране все чаще заставляют говорить в мире о новом «индийском чуде» – технологическом. С начала 2000 гг. Индия является мировым лидером по объему экспорта продукции ИТ-отрасли и занимает доминирующее положение на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга. В 2005-2006 финансовом году объем рынка ИТ Индии оценивался в 42,2 млрд долл. США, что составило 5,8% ВВП, с годовым, ростом 22%.
Основы лидирующего положения, которое сегодня занимает Индия на глобальном рынке экспорта информационных технологий и ИТ-услуг, были заложены несколько десятилетий назад.
В начале 1970 гг. была принята государственная программа, которая обеспечивала максимально выгодные условия для национальных компаний, занятых разработкой программной продукции: для ИТ-компаний предусматривались субсидий на развертывание экспортноориентированного производства, льготное кредитование, снижение таможенных ставок на ввоз зарубежного оборудования. Одновременно создавались специализированные индустриальные зоны с преференциальным налогообложением, вводилась практика присвоения компаниям престижного статуса экспортноориентированной фирмы, предоставлявшего им расширенные права и возможности предпринимательства.
В 1986 г. в Индии была принята новая государственная программа развития и экспорта программного обеспечения (Software Exports, Software Development and Training Policy), которая впервые рассматривала развитие данного сектора ИТ-индустрии в качестве ключевого направления развития национальной экономики.
Идея создания отрасли офшорного программирования – новой некапиталоемкой отрасли – выглядела для индийских экономистов весьма привлекательно, т.к. эта отрасль могла развиваться без масштабного импорта, создавать рабочие места и поднять уровень образования в стране. Ограниченный объем внутреннего рынка заставлял отрасль ориентироваться преимущественно на экспорт продукции и услуг. Первоначально основной формой участия Индии в мировой ИТ-индустрии была работа индийских специалистов за рубежом, главным образом в США.
В целях поддержания новой ИТ-отрасли правительство пошло на существенную либерализацию внешней торговли. В 1986 г. импортные пошлины на программное обеспечение были снижены до 60%, а пошлина на ввоз компьютерного аппаратного обеспечения для экспортноориентированных ИТ-компаний полностью отменена, индийским компаниям была разрешена торговля импортным программным продуктом.
Тогда же правительство Индии развернуло целую систему государственных льгот и гарантий для инвесторов в технологические фирмы и создало для их размещения огромные по размерам специальные экономические зоны с упрощенными и облегченными регистрационными и таможенными процедурами.
Другая схема поддержки производителей ИТ заключалась в концентрации компаний в технопарках и предоставлении им необходимых инфраструктурных условий. Именно в технопарках получило основное развитие индийское офшорное программирование – доминирующий сектор национальной ИТ-индустрии.
В 1988 г. было создано сообщество частных и государственных компаний, получившее название «Технопарки по производству программного обеспечения Индии» (The Software Technology Parks of India, STPI), функционирующее в рамках Департамента электронной промышленности правительства Индии. В задачи STPI входит поддержка компаний-членов организации, которая включает инновационную деятельность, развитие в области технологий программирования, содействие экспорту программных продуктов компаний-членов организации, обучение персонала, поддержку маркетинга. STPI также являются провайдером услуг инфраструктуры и связи для организаций-членов сообщества.
В 1988 г. была основана Национальная ассоциация компаний по производству программного обеспечения и услуг (National Asso-ciation of Software and Servies Companies, NASSCOM), которая на момент создания объединяла 38 компаний отрасли, обеспечивавших 65% объема производства ИТ. NASSCOM представляет собой некоммерческую организацию. В ее функции входит содействие развитию национального производства ПО и ИТ-услуг, стимулирование исследований в области разработки программного обеспечения, оказание помощи в развитии национальных брендов в индустрии офшорного программирования. NASSCOM играет важную роль в определении политики отрасли и установлении отношений между ИТ-компаниями и государством» Представители NASSCOM принимают участие в работе многих государственных министерств и комитетов, поэтому в условиях сложной индийской бюрократической структуры Ассоциация оказалась способной эффективно лоббировать изменения в налоговом, торговом и инвестиционном законодательствах, необходимых для развития отрасли. Ассоциация активно продвигает интересы Индии в других странах, представляет национальную ИТ-отрасль в международных ассоциациях.
С началом масштабной либерализации экономики в начале 1990 гг. производство и экспорт программного обеспечения и ИТ-услуг были окончательно определены в качестве национального приоритета. Важнейшими мерами, принятыми правительством в то время, стали снижение стоимости спутниковых линий, беспошлинный импорт телекоммуникационного оборудования национальными технопарками, снижение импортных пошлин на программное обеспечение в 1994 и 1995 гг., меры по либерализации импорта компьютерного аппаратного обеспечения и др.
Тогда же была сформирована действующая и ныне система Организации компаний ИТ-сектора, которая включает в себя:
● специальные экономические зоны (Special Economic Zones);
● экспортноориентированные компании (Export Oriented Units);
● технопарки по производству компьютерного аппаратного обеспечения (Electronic Hardware Tehnology Parks);
● индустриальные парки (Industrial Parks). Однако в 2008 г. ИТ-отрасль была выведена из индустриальных парков:
● технопарки по производству программного обеспечения (Software Technology Park Units).
Вышеперечисленные виды технологических анклавов объединяет система льгот и инфраструктурная поддержка со стороны государства – освобождение от налогов на импорт и местных налогов, разрешение на стопроцентное участие иностранного капитала, упрощенные и облегченные регистрационные и таможенные процедуры.
Однако важнейшим видом организации компаний ИТ-индустрии остаются технопарки. В настоящее время более 90% национального экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг приходится на предприятия, расположенные в технопарках. Такие технопарки размещены по всей территории страны почти в 50 населенных пунктах, включая города Бангалор, Ченнаи, Хайдерабад, Нойда, Лакхнау, Канпур, Аллахабад, Патна, Гандинагар, Мумбаи, Колката. Технопарки представляют собой комплексные научно-исследовательские центры с развитой инфраструктурой, с самыми современными средствами для НИОКР в области электроники и возможностью быстрого внедрения передовых технологий и ноу-хау в производство.
Массовое строительство технопарков в Индии стимулировало создание на их территории новых национальных компаний, а также дочерних фирм и филиалов крупнейших мировых производителей программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и электронной техники (Intel, AMD, Microsoft, Cisco, Ericsson, Motorola, Siemens, Kyocera и др.). Реализация программы создания технопарков стимулировала привлечение портфельных иностранных инвестиций в развитие крупных индийских компаний в области ИТ. Результатом активного развития отрасли явилось как расширение внутреннего рынка, так и в первую очередь наращивание объемов экспорта.
В середине 1990 гг. динамично развивающаяся ИТ-ндустрия Индии стала испытывать нарастающий инфраструктурный дефицит, прежде всего в части телекоммуникационной связи. В связи с этим в марте 1998 г. была создана Национальная комиссия по развитию ИТ и производства программного обеспечения (National Task Force on IT and Software Development), объединившая государственных чиновников, ученых и производителей страны. Перед членами Комиссии правительством была поставлена амбициозная задача – выработать новую стратегическую программу развития национальных ИТ-производств, реализация которой поможет Индии в течение ближайших 10 лет превратиться в одну из ведущих мировых держав в сфере производства и экспорта программного обеспечения. В результате Комиссией были представлены план действий в сфере производства ПО, план действий в сфере производства компьютерного аппаратного обеспечения, разработана долгосрочная национальная политика развития индустрии. Были намечены пути развития современных телекоммуникаций, включая спутниковую и оптоволоконную связь, меры по стимулированию экспорта ИТ и росту внутреннего потребления информационных технологий.
В соответствии с решениями Комиссии были введены дополнительные, льготы при финансировании компаний-производителей ИТ, снижены или отменены некоторые экспортные и импортные пошлины на продукцию отрасли, с целью ускорения внедрения ИТ в госструктурах были предусмотрены отчисления в размере 3% бюджетов министерств и ведомств федерального и регионального уровней (штаты и союзные территории).
В течение всего лишь пяти лет в период с 1997 по 2002 гг. Индия добилась десятикратного увеличения объемов экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг. Темпы роста объемов экспорта программного обеспечения продолжают оставаться чрезвычайно высокими вплоть до настоящего времени и составляют порядка 30% в год.
Создание технопарков стало мощным фактором развития национальной ИТ-отрасли, что позволило Индии стать мировым лидером в глобальном аутсорсинге, прежде всего в секторе офшорной разработки программного обеспечения и управления ИТ-службами, а также в быстрорастущем секторе аутсорсинга бизнес-процессов (темпы роста сектора кол-центров аутсорсинга бизнес-процессов в начале 2000 гг. достигли ежегодных темпов роста в 70%).
Столица южного штата Карнатака – город Бангалор стал не только первым, но и крупнейшим технопарком страны, и по праву считается аналогом всемирно известной Силиконовой долины. В Бангалоре размещены представительства ведущих ИТ-компаний, включая крупнейшие индийские компании (Tata Consultancy services, Wipro Technologies, Infosys Technology) и мировые компании (Microsoft, Oracle, Motorola, Toshiba и др.), В 2004 г. на Бангалор приходилось 34% объема всего индийского экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг, в технопарке было сосредоточено более 1,5 тыс. ИТ-компаний.
Помимо офшорного программирования индийская индустрия информационных технологий специализируется на производстве компьютерного аппаратного обеспечения мирового уровня, прежде всего высокопроизводительных компьютеров.
Толчком для развития этого сектора послужил отказ США поставлять суперкомпьютер Cray индийской «Организации оборонных исследований и разработок» (DRDO) в 1986 г. Позже, после проведения Индией ядерных испытаний в 1998 г., США наложили новые запреты на ввоз Индией техники из США. Экспортные ограничения США по сути способствовали тому, что местные ученые и инженеры самостоятельно наладили выпуск высокопроизводительных вычислительных систем и их отдельных компонентов, необходимых для быстро развивающихся космических программ и программ в области производства ядерной энергии. В индийских научных лабораториях были созданы суперкомпьютеры FLOSOVER, PARAM, ANUPAM, PACE.
Произведя в 2003 г. модификацию суперкомпьютера PARAM Padma производительностью 1 трлн операций в секунду, Индия стала третьей страной после США и Японии, располагавшей компьютером такой высокой мощности. К тому моменту было произведено 52 компьютера PARAM различной конфигурации, 8 из них были закуплены иностранными государствами, включая Россию, Германию, Сингапур. В ноябре 2007 г. Индия впервые попала в пятерку лидеров рейтинга 500 самых мощных суперкомпьютеров мира ТОР-500.
Индийский рынок информационных технологий остается одним из самых быстрорастущих в мире. Экспорт ИТ-продукции и услуг в 2005-2006 финансовом году составил более 25,4 млрд долл., из которых 92% приходилось на программное обеспечение и услуги. Рост экспорта по сравнению с предыдущим финансовым годом составил 36%. Основные рынки сбыта индийской ИТ-продукции − США, откуда поступает более 65% доходов, и страны Западной Европы. В 2006 г. на долю Индии приходилось две трети объема мирового рынка офшорных ИТ-услуг и половина объема рынка аутсорсинга бизнес-процессов.
По данным Национальной ассоциации производителей программного обеспечения и услуг (NASSCOM), за 2007-2008 финансовый год доход от экспорта программного продукта, услуг и аутсорсинга бизнес-процессов Индии достиг около 40 млрд долл. За предыдущий финансовый год доход этих секторов вырос на 33% – до 31,3 млрд долл. Число занятых в ИТ-секторе в 2007-2008 финансовом году составило 1,6 млн чел., не считая примерно 6 млн чел. персонала сферы обслуживания индустрии офшорной разработки программного обеспечения и аутсорсинга бизнес-процессов. Около 1,2 млн чел. занято в сфере разработки программного обеспечения и эксплуатации вычислительных центров и центров приема заказов по телефону (кол-центры). Уверенный рост экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг достигается благодаря повышению конкурентоспособности Индии и добавлению новых услуг, таких, например, как дистанционное управление инфраструктурой.
К числу крупнейших индийских ИТ-компаний относятся Tata Consultancy Services, Infosys Technologies, Wipro Technologies. В 2005 г. компании Tata Consultancy Services, Infosys Technologies, Wipro Technologies вошли в список 50 крупнейших ИТ-компаний мира, составленный компанией ZDNet Asia.
Tata Consultancy Services Ltd (TCS) – крупнейший индийский экспортер программного обеспечения и ИТ-услуг, входит в финансово-промышленную группу Tata. Компания основана в 1968 г., штаб-квартира находится в Мумбаи, имеет представительства в 12 городах Индии, включая Бангалор, Хайдерабад, Колкату. Международные представительства компании открыты в 47 странах. В 2007 г. персонал компании насчитывал 108 тыс. чел., в том числе внутри страны – 45 тыс. чел. Доход компании TCS в 2005-2006 финансовом году превысил 2, 2 млрд долл. Ежегодный рост доходов в период 2002−2005 гг. превысил 30%.
Другая крупнейшая компания – производитель ПО в Индии – Infosys Technologies Ltd была основана в 1981 г., штаб-квартира расположена в Бангалоре. В 2006 г. имела представительства в 39 странах, персонал компании насчитывал более 80 тыс. чел. Доход компании Infosys в 2005-2006 финансовом году составил 1,59 млрд долл. Ежегодный прирост доходов в период 2002−2005 гг. равнялся 43%.
Компания Wipro Technologies была основана в 1945 г. и развивала в качестве профильного бизнеса производство растительного масла. Позже компания перепрофилировалась на производство персональных компьютеров, в настоящее время входит в число ведущих аутсорсинговых компаний страны, фокусируясь на предоставлении ИТ-услуг. Штаб-квартира компании находится в Бангалоре. В 2008 г. имела более 53 представительств в мире, персонал превышал 72 тыс. чел. К 2005 г. европейское направление в международных сделках компании превратилось в основное после операций в странах Азии, демонстрируя ежегодный рост продаж более 50%. В 2005-2006 финансовом году доход Wipro составил 1,87 млрд долл., ежегодный прирост доходов в период 2002−2005 гг. превысил 39%. Wipro стала единственной индийской компанией, вошедшей в список 10 ведущих мировых аутсорсинговых компаний, составленный в 2006 г. Международной ассоциацией профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals, IAOP).
Другими крупными компаниями ИТ-отрасли являются также Satyam Computer Services, HCL Technologies, Rolta India. Компании Wipro, Infosys Technologies, Satyam Computers и Rolta India в2003 г. были включены журналом «Форбс» в список 200 наиболее успешных компаний за пределами США, чьи активы превысили 1 млрд долл.
Ведущим индийским фирмам принадлежит 40% национального рынка аутсорсинга. Причем, если в середине 1990 гг. индийские фирмы занимали нижнюю ступеньку ИТ-услуг, то в настоящее время они успешно конкурируют с такими компаниями, как IВМ Global Services, EDS, CSC, Accenture в области аутсорсинга интеллектоемких услуг – это разработка интегральных микросхем, подготовка финансового анализа для заказчиков с Уолл-стрит, обработка медицинских записей, бизнес-процессы и биотехнологии, то что называется работой для «белых воротничков» (white color jobs).
Феноменальный успех индийской индустрии ИТ стал возможен благодаря сочетанию множества факторов.
В связи с бурным прогрессом информационных технологий широкое распространение в мировой практике бизнеса получил аутсорсинг – передача сторонней организации некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании.
Институт аутсорсинга США (Outsourcing Institute, USA) в своих исследованиях разграничивает «ИТ-аутсорсинг» и «аутсорсинг бизнес-процессов» (производственный аутсорсинг, используемый крупным бизнесом с 1930 гг. прошлого столетия, в рамках данной статьи не рассматривается).
Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. На аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. К аутсорсингу бизнес-процессов относится и такой вид сервиса, как обслуживание телекоммуникационных сетей, необычайно динамично развивающийся в последние годы. Кроме того, в Индии широкий размах получила организация кол-центров, которые позволяют глобальным корпорациям сократить свои ИТ-бюджеты на 50%.
Аутсорсинг информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) – это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно обслуживание сетевой инфраструктуры: проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением: системная интеграция: размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний: создание и поддержка публичных веб-серверов: управление информационными системами: офшорное программирование и т.д.
На фоне бурного развития компьютерных технологий и распространения интернета процесс написания программ и кодов (иными словами разработка программных продуктов) становится круглосуточным, распределяясь по регионам мира с различными часовыми поясами. Например, программу начинают писать в Азии, продолжают в Европе, заканчивают в Северной или Южной Америке, и так непрерывно по кругу, «закрывая» все временные пояса. Результаты работы программистов по компьютерным сетям отправляются в адрес глобальной компании-заказчика.
Офшорное программирование (разработка программного обеспечения по заказу иностранной компании) является одной из разновидностей ИТ-аутсорсинга и занимает довольно значительную часть общего объема рынка ИТ-аутсорсинга.
В результате глобализации и развития международного рынка труда Индия получила ощутимые преимущества для развития отрасли офшорного программирования: Индия оказалась во-первых, страной, расположенной в удобном для глобального аутсорсинга временном поясе (например, 12-часовая разница с американскими производителями ПО), во-вторых, страной, обладающей необходимым числом квалифицированных программистов со знанием английского языка.
В отличие от других стран, стремительно развивающих ИТ-аутсорсинг, – Китая, Республики Кореи, Малайзии, Чехии, Венгрии, Румынии, Бразилии и др., в Индии английский язык для большинства специалистов является вторым родным языком. Правда, данное преимущество постепенно нивелируется по мере роста уровня образования в других странах. Тем не менее этот фактор сыграл особую роль на первых этапах развития индийской ИТ-отрасли. Кроме того, большое значение имела и деятельность многочисленной индийской диаспоры за рубежом, прежде всего в США, помогавшей соотечественникам в получении заказов на программирование и техническую поддержку бизнеса от крупных американских компаний.
На сегодняшний день бизнес офшорного аутсорсинга невероятно востребован в мире. В число крупнейших компаний-заказчиков услуг программного офшоринга входят IBM Global Services, EDS, Computer Sciences, HP, Science Applications International, Unisys, Af-filiated Computer Sciences, CGI, Group, Siemens Business Services имногие другие.
Индийские программисты с готовностью берутся за работу, которую, например, американцы считают рутинной и бесперспективной. В американских кол-центрах текучесть кадров составляет 80%, а в Индии, где к этой работе относятся как к долгосрочной карьере, текучесть кадров составляет около 15%.
Индийский ИТ-рынок характеризуется значительной численностью квалифицированных кадров, и местная рабочая сила стоит дешевле, чем в развитых странах мира. Если в США средняя годовая зарплата программиста в 2007 г., по оценкам экспертов, составляла порядка 90 тыс. долл., то в Индии труд высококвалифицированного инженера с полной занятостью в том же году стоил 30 тыс. долл. Вместе с тем, разрыв в оплате труда в Индии по сравнению с другими странами-участниками глобального аутсорсинга постепенно сокращается. Так, стоимость индийского персонала в 2007 г. сравнялась со стоимостью персонала в Восточной Европе и в два раза превышала стоимость персонала в Китае.
Большое значение в развитии национальной отрасли ИТ имел тот факт, что Индия успешно внедряла и применяла на практике западные модели ведения бизнеса и менеджмента. Индийские аутсорсинговые компании проводят тщательную подготовку персонала. Например, если у клиента американского банка в Техасе возникли проблемы с кредитной карточкой и он позвонит в банковскую сервис-службу, то велика вероятность, того, что ответит ему индийский консультант из Мумбаи. Однако клиент-американец скорее всего этого не поймет, так как служащие кол-центров, ориентированных на развитые англоязычные страны, обязаны общаться с клиентами на чистом английском языке без индийского акцента. Если индийская фирма работает на американском рынке, то персонал проходит дополнительное обучение лингвистике, американскому произношению. Для удобства заокеанских клиентов индийские операторы кол-центров представляются английскими и американскими именами. Подобный подход к обслуживанию клиентов помог индийским компаниям быстро завоевывать иностранные рынки.
Весьма привлекателен индийский рынок информационных технологий и услуг также и по причине прозрачности управления отраслью, которая характеризуется участием крупных игроков, объединившихся в рамках ассоциации NASSCOM (в июне 2007 г. в ассоциацию входило более 1100 компаний-участников). Такая система называется единым адресом, и весьма удобна для иностранных партнеров: при необходимости установления контакта с представителями индийской ИТ-отрасли достаточно обратиться по адресу ассоциации NASSCOM.
Заключение
Следует отметить, что большую роль в создании «индийского технологического чуда» сыграла политика национального правительства, которое в течение долгого периода содействовало развитию индустрии аутсорсинга информационных технологий и ИТ-услуг. В то же время в самой отрасли не было создано жесткого государственного контроля и регулирования, присутствовавших в других отраслях индийской экономики, том же телекоммуникационном секторе. По этой причине мотором развития отрасли стала частнопредпринимательская деятельность, для которой характерна креативность мышления, реалистичная оценка бизнес-рисков, что имело важное значение при создании и укреплении отрасли. Правительство подключилось к развитию ИТ-отрасли на стадии, когда этот сектор экономики уже сформировался, и активная помощь государства заключалась в целенаправленной поддержке национального бизнеса.
Источники
FIPP / ZenithOptimedia World Magazine Trends 2005/2006.
Government of India. Ministry of Communications and Information Technology. Department of Information Technology (DIT), http://www.mit.gov.in/
Media Scene as India Globalizes. 2006. Prof. N. Bhaskara Rao, Ms. P N Vasanti. Centre for Media Studies (CMS), New Delhi.
NASSCOM. 1996. The Software Industry in India, 1996: Strategic Review. New Delhi: NASSCOM.