Женские журналы относятся к виду публичных журналов1, поскольку по своему редакционному и рекламному содержанию они ориентируются на широкую публику вне зависимости от профессии, социального положения, политической или религиозной принадлежности. Из примерно 20 тыс. наименований немецких журналов, 832 составляют публичные журналы, из которых 52 относятся к женским2. Их совокупный тираж в 2003 г. составил 13 млн. экз.3 Два издания для женщин входят в десятку наиболее высокотиражных журналов Германии: «Бильд дер фрау» с аудиторией в 5,48 млн. читателей и «Нойе пост», который читают 2,74 млн. человек4. Периодика для женщин - четвертый по объему печатный рекламный носитель, после ежедневных газет, развлекательных журналов и журналов программ. Объем рекламы, собранной женскими журналами Германии в 2003 году, составляет 0,7 млрд евро.
Динамика рынка (2000-2004 гг.)
Последние три года, в условиях экономического спада, на немецком журнальном рынке наблюдается тенденция к концентрации изданий. Так, если в 2000 году четыре крупнейших журнальных концерна выпускали почти 75% журналов, выходящих раз в две недели, и занимали 59% рынка, то в 2003 году они выпускали уже 82% журналов этого типа и занимали 61% рынка.
В рамках общей тенденции к концентрации женские журналы также сосредотачиваются в руках пяти медиа-концернов. Каждый из них занимает определенную нишу. Так, издательство Хайнриха Бауэра выпускает большое количество наименований дешевых еженедельников для женщин. Издательство Акселя Шпрингера готовит прессу, замешанную на скандалах и сексе и приправленную умеренно-феминистскими настроениями. Это блюдо среди женщин Германии идет на «ура», что подтверждает полуторамиллионный тираж журнала «Бильд дер фрау». Концерн Бурды издает качественные журналы для современных молодых женщин с традиционными семейными ценностями. Для обеспеченных и пожилых предназначены качественные журналы издательства «Яресцайтенферлаг», входящего в группу Ганске. Структурное подразделение одного из крупнейших в мире медиа-концернов «Бертельсман» - «Грунер+Яр» выпускает старейшие журналы для женщин, пользующиеся вниманием дам за 60 со средним доходом.
Обращает на себя внимание тот факт, что многие женские журналы начали выходить совсем недавно (см. табл. 1). Например, год рождения журналов для девочек «Янг Лиза» и «Бригитте Янг мисс» 2001, журнал «Вида» появился в 2002 году и т.д. Начиная с 1999 года концерн Шпрингера начал издавать еще 5 журналов для женщин и девочек, концерн Бурды - 3. Объяснение резкому росту количества наименований журналов следует искать в экономике.
В начале 2000 года рынок публичной прессы Германии находился на подъеме. Доходы от рекламы и в последнем квартале 1999 г., и в первом квартале 2000 г. увеличились на 7,2% и составили рекордные 2,25 млрд евро. Это подвигло издательские концерны на заключение стратегических союзов с другими издателями и на запуск множества новых наименований. Для сегмента женских журналов это означало появление в течение только одного года трех новых журналов для девочек и еще семи журналов для женщин.
Новые издания, запускаемые концернами в это время были кроссмедиальными, т.е. имели обязательную, хотя и вполне самостоятельную Интернет-версию.
Параллельно с ростом доходов от рекламы традиционные женские журналы теряли свои тиражи. Так, в 1999 г. тиражи отдельных изданий упали на 22%. Читательницы традиционных женских журналов, с одной стороны, уходили к новым изданиям общего интереса, например, меняли их на развлекательные издания, а также журналы о семье, финансах, компьютерной и фототехнике - тиражи именно таких журналов выросли в среднем на 6-7%. С другой стороны, аудитория женской прессы на волне Интернет-бума заинтересовалась этим новым средством коммуникации, что хотя и незначительно, но тоже урезало тиражи традиционных изданий.
Снижение тиражей уже имеющихся журналов побудило большие концерны ради сохранения своей доли рынка привлекать читателей увеличением предложения, т.е. активным выпуском новых наименований. Так, с 1998 по 2002 год число публичных журналов в Германии увеличилось на 160 наименований5, в основном за счет ежемесячников, при этом их совокупный тираж увеличился лишь чуть более чем на 3%.
За бумом 2000 года последовал спад 2001-2003 гг., обусловленный началом экономического кризиса. Если в 2000 году доходы четырех крупнейших концернов выросли от 5 до 15%, то 2001 год был успешным только для концернов Бауэра и Бурды. Для концерна Шпрингера это был первый негативный год за всю историю предприятия.
Тем не менее, именно 2001 год стал для немецких женских журналов годом подключения к интернету. Практически у всех изданий в этом году появились интернет-версии. Однако последовавший в конце года глубокий инвестиционный кризис на рынке новых технологий отбил у немецких издателей желание экспериментировать с разнообразными возможностями, предоставляемыми всемирной паутиной для привлечения читателей. Эти красочные странички со множеством фотографий до сих пор не страли представительством журналов в сети. Их предназначение ограничивается анонсом свежего номера и предложением подписаться на журнал через интернет.
Следующий 2002 год не принес облегчения издателям женской прессы. Кризис нарастал. Количество рекламы в женской прессе сократилось за год на 12% и сотавило 0,6 млрд. евро. Одновременно совокупный разовый тираж сократился на 3% и составил 12,3 млн. экз.
В середине 2003 года самый высокотиражный женский журнал Германии Bild der Frau праздновал свое 20-летие. Праздник был однако омрачен продолжающимся уже полтора года падением тиража. В мае 2003 года тираж журнала составлял 1,1 млн. экз, что было на 400 тыс. меньше, чем в январе 2001 года.
Конец года показал, однако, положительную тенденцию на рынке. Большое количество новых изданий и замедление темпов оттока рекламы вселили в издателей новые надежды. Первая половина 2004 года продемонстрировала усиление этой положительной тенденции, хотя о преодолении кризиса говорить еще рано. Совокупный тираж женских изданий удерживает десятую часть журнальных тиражей благодаря постоянному появлению новых наименований и читателям, приобретающим журналы нерегулярно.
Давайте рассмотрим издания каждого из основных игроков журнального рынка Германии более пристально.
Издательская группа Бауэра («Bauer Verlagsgruppe» - «Бауэр Ферлагсгруппе») начинала как издатель самых высокотиражных в Германии журналов программ. И сегодня она остается лидером рынка в этом сегменте, а также в сегменте женских журналов за счет своих развлекательных еженедельников, до четверти читателей которых составляют мужчины. Общий тираж развлекательных женских изданий группы равняется 3 млн экз., что составляет 23% рынка всех женских журналов. Совокупный же тираж всех девяти изданий группы, относимых к женским, 4,8 млн экз. или 37% рынка6.
Запустить успешное издание для женщин концерну удалось только со второй попытки в 1961 году с приобретением еженедельника «Neue Post» - «Нойе пост» («Новая почта»).
Он был превращен в развлекательный журнал для женщин, который стал флагманом издательства. Сегодня его тираж составляет 1,17 млн экз.7 Главными читателями журнала являются женщины пожилого возраста с небольшим доходом, хотя, по словам издательства, еженедельник читают также более полумиллиона мужчин.
Второй по популярности развлекательный еженедельник для женщин «Das Neue Blatt» - «Дас нойе блат» («Новый листок») был куплен группой у Акселя Шпрингера в 1968 г. Сегодня его тираж превышает 900 тыс. экз.8 Развивая успех в области развлекательных журналов, группа в 1983 г. выпускает еженедельник «Das neue» - «Дас нойе» («Новое»). Сегодня тираж «Дас нойе» немного не дотягивает до 400 тыс. экз., причем 20% его читателей составляют мужчины9.
В 1993 г. выходит немецкая версия еженедельника «mach mal Pause» - «Мах маль паузе» («Сделай паузу»), который к тому времени уже десять лет успешно выпускался группой в Англии и США под адаптированными названиями. Этот журнал представлен и на российском рынке издательством «Бурда» под шапкой «Отдохни!». В ФРГ журнал не стал очень успешным, сегодня его тираж составляет чуть больше 280 тыс.10, что очень скромно для еженедельника.
Еще один развлекательный проект группа приготовила для женщин в 2001 году. Еженедельник «Vida» - «Вида» рассчитан на молодых женщин в возрасте 20-40 лет, имеет низкую цену в 1 евро и самый низкий среди всех развлекательных изданий группы тираж в 219 тыс. экз.11
В 1975 г. группа расширяет спектр своих изданий для женщин, выпуская еженедельник «tina» - «Тина», через три года у него появляется формальная конкурентка «bella» - «Белла». У журналов одинаковый формат и цена, но разные целевые группы: «Тина» делает упор на рукоделие и рецепты и предназначена для домохозяек, «Белла» рассчитана на работающих женщин и больше рассказывает о путешествиях и личной жизни. Тираж первой - 820 тыс. экз., второй - чуть менее 290 тыс. экз.12 «Тина» стала самым читаемым журналом издательства (за исключением развлекательных изданий).
В 1995 г. набор женских еженедельников расширен журналом «Laura» - «Лаура», который был призван стать конкурентом «Лизы» издательства Бурды. Оба журнала имеют одинаковый формат и цену и добились примерно равного положения на рынке: тираж «Лизы» немногим выше тиража «Лауры» (около 460 тыс. экз.13)
Концерн Бауэра издает также один ежемесячник для женщин - журнал «Maxi» - «Макси». Он начал выходить в 1986 г. и вполне успешно существует до сих пор с тиражом чуть более 280 тыс. экз.14
Издательство Акселя Шпрингера («Axel Springer Verlag») занимает второе место на рынке женской прессы Германии благодаря рекордным тиражам женского выпуска флагмана издательства - газеты «Bild» -«Бильд». Женский выпуск под названием «Bild der Frau» - «Бильд дер фрау» («Женский Бильд») еженедельно выходит тиражом 1,5 млн экз. с 1983 г.15 Это самое крупное издание для женщин в Европе. Журнал имеет те же цену и формат, что «Лиза» и «Лаура», но добился значительно большего успеха благодаря умеренно-феминистским настроениям, обилию иллюстраций и крикливому оформлению. Впрочем, на сегодня это единственный успешный журнал для женщин издательства Шпрингера.
Другое издание Шпрингера - «Journal f?r die Frau» - «Журналь фюр ди фрау» («Журнал для женщины») выходит раз в две недели уже 25 лет и позиционируется как «классический женский журнал». Популярным его однако назвать нельзя: тираж в 330 тыс. экз.16 раза в полтора ниже, чем у конкурентов «Фройндин» и «Фюр зи». Ежемесячник «Allegra» - «Аллегра», выходящий с 1995 г., имеет средний тираж - около 230 тыс. экз. Два раза в год выходит его приложение о работе для женщин «Allegra. Women&Work» - «Аллегра. Вумен энд уорк» («Аллегра. Женщина и работа»).
Старейший в Германии журнал для девочек также выходит в издательстве Шпрингера с 1976 г. под незатейливым названием «M?dchen» - «Мэдьхен» («Девушка»). Он появляется в продаже раз в две недели небольшим тиражом около 200 тыс. экз.17
Концерн «Hubert Burda Media» («Хуберт Бурда Медиа») начал наступление на рынке женских журналов только в конце 1980-х, когда его имя уже было знакомо почти всем образованным женщинам мира благодаря суперпопулярному журналу мод. Надо заметить, что новые предложения для женщин стали появляться со стороны концерна, когда основательница «Burda Modemagazin» уже передала управление компанией сыновьям. И наступление оказалось успешным: сегодня концерн Бурды владеет в ФРГ шестью женскими журналами с суммарным месячным тиражом почти в 2 млн экз., что составляет 15% национального рынка печати для женщин18 и обеспечивает концерну почетное третье место среди издателей журналов в Германии. Концерн Бурды специализируется на дорогих и качественных журналах.
Знаменитый журнал мод «Burda Moden» - «Бурда моден» появился на свет в 1950 г. стараниями Энне Бурды ¬- жены основателя концерна Франца Бурды. Журнал завоевал симпатии женщин яркими и качественными иллюстрациями, прикладным назначением и оптимистичным настроем. До сих пор среди журналов мод «Бурда моден» занимает лидирующее положение в основном за счет своих зарубежных выпусков. Каждый месяц журнал выходит в 89 странах и переводится на 15 языков. В Германии это один из самых дорогих женских журналов - он стоит 3,85 евро, - с самым низким тиражом - всего 200 тыс. экз.19 Низкий тираж можно объяснить специфичностью издания - все-таки большинство современных женщин предпочитает покупать готовую одежду, а не шить ее. Но диапазон тем, освещаемых на страницах журнала не сводится только к моде и украшению дома. В журнале все больше места занимают такие рубрики как «Красота и здоровье», «Отношения в семье», «Рецепты» и «Путешествия», что сближает журнал с остальными женскими изданиями концерна.
Не менее известен в мире женский еженедельник «Lisa» - «Лиза» производства также «Hubert Burda Media». Он начал выходить в 1994 г. сразу с тиражом в полмиллиона экземпляров и ни разу тираж не снижал. Наоборот, с годами расплодились 15 вариантов «Лизы» в разных странах. В Германии у «Лизы» выходит пять приложений и дополнительный ежемесячник для девочек «Young Lisa» - «Янг Лиза» («Молодая Лиза»). Последний стартовал в 2002 г. со средним для ежемесячника тиражом в 240 тыс. экз.
«Лиза», как и все издания концерна Бурды, несколько консервативный журнал, проповедующий семейные ценности. Еженедельник читают в основном женщины среднего возраста со средним доходом, матери и домохозяйки, нуждающиеся в практическом совете. Это подтверждает и статистика: табл. 3 показывает, что аудитория «Лизы» состоит в большинстве своем из женщин старше 30-ти лет со средним доходом.
В коллекции женских журналов концерна «Бурда Медиа» нельзя не отметить журнал «Freundin» - «Фройндин» («Подруга»). Он был куплен Францем Бурда в 1962 г. вместе с фирмой «Neue Verlags GmbH». Журнал был объединен с еженедельником о кино «Фильм-ревю» и стал выходить раз в две недели. Новое издание всегда уступало по тиражу аналогичным изданиям концерна «Грунер+Яр», в частности «Бригитте». Так в 1966 г. «Фройндин» читали 620 тыс. немок, в 2002 - 2,8 млн, в то время как ее основную конкурентку «Бригитте» читали 1 млн и 3,8 млн немок соответственно20. На начало 2003 г. журнала выходил тиражом 540 тыс. экз. два раза в месяц21, благодаря чему он второе место по популярности среди журналов с такой периодичностью выхода.
В 1988 г. концерн Бурды на пару с французской издательской группой «Groupe Hachette» начинает издавать немецкую версию французского журнала «Elle» - «Эль». Сегодня «Эль» - самый дорогой в Германии журнал для женщин. Он стоит 4 евро за номер. При этом каждый месяц расходится более 200 тыс. экз.22 Большая часть его читательниц - обеспеченные женщины, что показывает табл. 5. Из таблицы также видна необычная закономерность - журнал пользуется равной популярностью среди всех возрастных категорий женщин - от 20-ти до 60-ти лет.
Журнал на 150 страницах рассказывает о высокой моде, путешествиях и жизни звезд. Он наполнен фотографиями, что характерно для журналов такого типа. При этом издание позиционируется как элитный журнал для умных и образованных женщин.
Другой международный женский журнал «InStyle» родом из США получил «прописку» в Германии также благодаря концерну Бурды. Лицензия на выпуск немецкой версии была получена в 1999 г. Сегодня это сравнительно молодое издание побило тираж «Эль»: каждый месяц распродается 290 тыс. экз.23
Издательство «Грунер+Яр» выпускает четыре журнала для женщин, которые обеспечивают ему четвертое место среди немецких издателей подобных журналов. Старейшие из его изданий - журнал «Бригитте», выходящий раз в две недели, и «Фрау им шпигель», появляющийся еженедельно, - одни из самых высокотиражных женских изданий.
В 1990 г. под крышей концерна стал выходить немецкий выпуск французского женского журнала «Мари Клэр». Ежемесячник позиционируется как журнал для элегантных и умных женщин и рассказывает о моде, стиле и красивой жизни звезд. Тираж журнала, однако, очень скромен - чуть более 150 тыс. экз.24
С 2001 г. у «Бригитте» появилось ежемесячное приложение для девочек под названием «Brigitte Young Miss» - «Бригитте янг мисс» («Бригитте юная барышня»). Оно оформляется и распространяется как отдельное издание. Однако это также не самое успешное детище концерна: тираж журнала составляет всего 160 тыс. экз.25
Издательство «Jahreszeiten Verlag» («Яресцайтен Ферлаг») - ветеран женской периодики, выпускающий журналы для женщин с 1949 года. Самый успешный проект издательства «Petra» - «Петра» появляется в продаже тиражом более 400 тыс. экз.26, что намного выше, чем у любого другого женского ежемесячника в Германии.
В 1971 г. в издательстве начал выходить ежемесячник под скромным названием «Vital» - «Виталь» («Жизненно важный»). Его тираж сегодня составляет чуть менее 250 тыс. экз.27, что совсем неплохо для ежемесячника. Впрочем, есть мнение, что тираж держится за счет постоянных подписчиц, привыкших читать его год от года, ведь согласно статистике 56% читательниц «Виталь» старше 50-ти лет.
У журнала «F?r Sie» - «Фюр зи» («Для нее»), выходящего раз в две недели тиражом более полумиллиона экземпляров, в недавнее время появилось много приложений, рассчитанных на молодых читательниц. Приложения появляются раз в полгода или раз в квартал, как, например, «F?r Sie. Junge K?che» - «Фюр зи. Юнге кюхе» («Для нее. Кухня для молодых»). Читательницами «Фюр зи» являются в основном работающие женщины со средним образованием и невысоким уровнем дохода.
Хотя «Яресцайтен Ферлаг» издает всего три журнала, за счет их высоких тиражей ему удается удерживать около 8% рынка женских журналов в Германии28. Совокупный тираж его изданий в последнем квартале 2002 года превысил 1 млн экз.29
Однако в начале 2002 года издательство «Яресцайтен Ферлаг» было подвинуто с пятого места среди издателей женских журналов Германии мощно ворвавшимся на журнальный рынок концерном WAZ. Концерн WAZ поглотил издательство Гонг в январе 2002 г. и тем самым приобрел восемь еженедельников и журналов, выходящих раз в две недели, с совокупным разовым тиражом в 3,5 млн. экз. Последовавший затем стратегический союз с концерном Шпрингера...
Сводная таблица данных по женским журналам, выпускаемым немецкими издателями, наглядно демонстрирует настоящее положение в этом сегменте рынка (табл. 1).
Таблица 1.
Вывод: рынок женских журналов в ФРГ поделен сегодня между пятью национальными концернами. Группа Бауэра специализируется на дешевых массовых развлекательных журналах типа «Тина» и «Нойе пост». Издательская группа Бурды владеет дорогими прекрасно оформленными журналами «Эль» и «Бурда Модемагацин». Издательство Шпрингера с дешевым и броским журналом «Бильд дер фрау» занимает срединную между ними позицию.
Хотя журналы занимают разные ниши рынка, большая часть изданий все же ориентирована на читательниц с высоким уровнем дохода.
Пятерка самых высокотиражных изданий Германии, позиционируемых как журналы для женщин, выглядит так:
1. Bild der Frau (Axel Springer Verlag)
2. Neue Post (Heinrich Bauer Verlag)
3. Brigitte (Bertelsmann AG)
4. Das Neue Blatt (Heinrich Bauer Verlag)
5. tina (Heinrich Bauer Verlag)
Как видим, наиболее популярными журналами для женщин являются еженедельники. Три из них принадлежат концерну Бауэра. Однако если принять за правило классификацию, согласно которой развлекательные журналы не являются женскими, картина несколько изменится:
1. Bild der Frau (Axel Springer Verlag)
2. Brigitte (Bertelsmann AG)
3. tina (Heinrich Bauer Verlag)
4. Frau im Spiegel (Bertelsmann AG)
5. Freundin (Hubert Burda Media)
Что бросается в глаза в этой пятерке - это давние традиции всех журналов. Самый «молодой» из них начал выходить в начале 1980-х. Однако это отнюдь не означает, что журнальный рынок Германии не развивается.
1 Koschnik, Wolfgang J. Focus-Lexikon Werbeplanung Mediaplanung Marktforschung. www.medialine.focus.de
2 Данные Союза немецких издателей журналов - Verband der deutschen Zeitschriftenverleger - по адресу: http://www.vdz.de/pages/static/1814.aspx
3 Media Analyse'04 Pressemedien II по состоянию на 21.07.2004.
4 Источник: сайты концернов http://www.asv.de и www.hbv.de/mediadaten
5 Pressedatenbank WIP
6 Источник: сайт концерна www.hbv.de
7 Источник: MA'04 Pressemedien II по состоянию на 21.07.2004
8 Ibid.
9 Ibid.
10 Ibid.
11 Ibid.
12 Ibid.
13 Ibid.
14 Ibid.
15 Источник: сайт концерна http://www.asv.de
16 Ibid.
17 Ibid.
18 Источник: сайт издательства http://www.hubert-burda-media.com
19 IVW IV. Quartal 2002
20 IVW IV. Quartal 2002
21 Источник: MA'03 Pressemedien I по состоянию на 04.02.2003
22 Ibid.
23 Ibid.
24 IVW IV. Quartal 2002
25 Ibid.
26 IVW IV. Quartal 2002
27 Ibid.
28 источник: сайт концерна http://www.jahreszeitenverlag.de
29 IVW IV. Quartal 2002