Languages

You are here

Грамматические средства реализации директивного речевого акта в текстах российской рекламы

Научные исследования: 
Шокина А.
1. Директивный речевой акт есть некое высказывание адресанта, обладающее директивной иллокутивной силой, которая провоцирует заранее предсказуемое изменение во внутреннем состоянии слушающего и, как результат, стимулирует его ответное действие. Так, получив команду, адресат теоретически выполняет ее; услышав вопрос - отвечает. Рекламный текст в идеале содержит в себе несколько типов речевых актов (репрезентативы - фактическую информацию о продукте, комиссивы - гарантии качества и безопасности, экспрессивы - эмоционально образную оценку продукта), но его прагматическим центром, как правило, является директив: пойди и купи.

2. Наиболее полным и объективным способом воплощения директивного речевого акта (а также наиболее распространенным в текстах рекламы) является императив - простейшая форма побудительного наклонения. Его основные функции - доступное выражение интенции говорящего, руководство к действию; характеристики - относительная легкость построения, предполагаемая интонационная завершенность.

Подарите себе Данон

Управляй мечтой (ТОYOTA)

Позвоните родителям

Впиши себя в историю России

3. Наблюдаются вариации использования императивных форм совместно с иными глагольными формами, что обусловлено стремлением авторов "смягчить" категоричность прямого побуждения к действию, обозначить мотивацию или причину для совершения желаемого действия и т.д.:

императив + индикатив причины:

Бегай сейчас - ведь в следующей жизни ты можешь родиться улиткой (реклама кроссовок)

императив + индикатив цели:

Позвоните сейчас - сэкономите сегодня (реклама услуг международной телефонной связи)

Сбрось вес - обретешь крылья (реклама программ оздоровления организма)

Мотивационную функцию может выполнять и вопросительное предложение:
Тебе жарко? Холодно? Душно? Купи кондиционер

Требования к ИТ-инфраструктуре растут? Действуйте с опережением (НР)

Мотиватором может оказаться вторая императивная конструкция (императив следствия):

Пейте и наслаждайтесь! (Coca-Cola)

Купи и выиграй!

4. Нередко встречаются особые формы императива: императив совместного действия и императив третьего лица. Реальный исполнитель не предполагается, волеизъявление никому конкретно не адресовано, однако условием его осуществления является рекламируемый продукт:

Пусть солнце будет вашим другом! (Johnson & Johnson )

Подарите себе Даниссимо от Данон. И пусть весь мир подождет...

5. Директивы, образованные неимперативными глагольными формами, - явление сравнительно нечастое в современной российской рекламе. Теоретически функцию волеизъявления могут также выполнять следующие глагольные формы: инфинитив, форма сослагательного наклонения, футуральные формы индикатива, формы индикатива прошедшего времени, вопросительные конструкции:

Купил молоко? / Got milk? (Калифорнийский Консультативный совет по молоку)

А ты уже заплатил налоги?

6. Грамматические средства, образующие различные формы предложения и участвующие в осуществлении различных коммуникативных функций, всегда выступают во взаимодействии с интонацией. Интонация участвует и в выражении различных оттенков волеизъявления. В формах побудительного наклонения при реализации директивного речевого акта основной является ИК-2 (Интонационная конструкция - 2, в соответствии с Русской грамматикой 1980г.), выражающая приказ, требование, категоричность.

7. В целом анализ текстов российской современной рекламы позволяет говорить о том, что из всех речевых актов предпочтение отдается директивному. В рамках реализации директивного речевого акта обращаются преимущественно к традиционной форме побуждения - прямому глагольному императиву.