Languages

You are here

Вьетнамский подход к формированию передовых ИТ и коммуникаций

Научные исследования: 
В последние годы Вьетнам переживает настоящий телекоммуникационный бум. Телекоммуникационный рынок сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся секторов вьетнамской экономики. По оценке Международного союза электросвязи, Вьетнам входит в число лидеров в области технологической модернизации телекоммуникаций, а также по темпам роста телекоммуникационного рынка. По последнему показателю в 2002 г. Китай занял первое место в мире, а Вьетнам - второе. Уже более 5 лет подряд телефонные сети в стране ежегодно растут почти на 30%.

В год начала политики «обновления» (1986 г.) в стране насчитывалось всего 80 тысяч телефонных линий - чуть более 1 линии на тысячу жителей. Вьетнам миновал критическую отметку в одну телефонную линию на 100 жителей в 1994 г., два года спустя после экономически более развитой Индонезии. Но к концу 2000 г. Вьетнам уже перегнал Индонезию, достигнув показателя плотности сети в 3,2 линии на сотню жителей. В 2001 г. данный показатель равнялся 4,5, а к началу 2003 достиг 7,0, при этом в сельских регионах страны было открыто 6 тысяч почтовых отделений и культурных центров, предоставляющих доступ к телефонной связи более 90% сельских общин. Правительство поставило цель обеспечить телефонным доступом 100 % деревень к 2005 г.

В соответствии с десятилетней «Стратегией развития почтовых служб и телекоммуникаций», принятой в конце 2001 г., к 2005 г. Вьетнам планирует выйти на показатель плотности 8-10 телефонов на 100 человек, а к 2010 г. - 15-18 телефонов на 100 человек, 60% всех домохозяйств, из них 100 % городских домохозяйств, будут иметь телефон. К 2010 году число телефонных абонентов и интернет-пользователей должно составить средний для стран Юго-Восточной Азии показатель.

В соответствии с государственной «Стратегией развития науки, технологий и промышленности в сфере почтовых услуг и телекоммуникаций до 2020 г.» во Вьетнаме должна быть создана полностью модернизированная инфраструктура связи на основе передовых технологий (B-ISDN, ATM, SDH и др.). В настоящее время все центральные телефонные станции провинций оцифрованы и имеют соединения с Ханоем (север страны), Данангом (центр) и Хошимином (юг) при помощи высокочастотных радиорелейных сетей или волоконнооптических линий. Оборудование для вьетнамских сетей поставляли такие компании, как Siemens, Nortel, Alcatel и Fujitsi. Цифровые коммутаторы используется главным образом производства компании Ericsson.

Несмотря на очевидный прогресс в развитии фиксированной телефонии, подобных успехов на других рынках связи и информации не наблюдается. Абсолютное большинство телекоммуникационных услуг Вьетнама до сих пор находится в собственности государства. Вьетнам входит в небольшое число стран, где все еще не начались серьезные реформы отрасли связи - приватизация естественного монополиста VNPT (Vietnam Posts and Telecommunications Corporation) и лишение этого оператора связи функций управления и регулирования. Хотя формально регулирующий орган - Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций и оператор связи VNPT отделились друг от друга и стали независимыми организациями еще в 1993 году, тем не менее полного разделения функций не произошло. Корпорация не только удержала за собой традиционный рынок основных телефонных услуг, но и захватила новые рынки сотовой связи и интернет-услуг. По сути, до настоящего времени не была сформирована конкурентная среда ни на одном из рынков связи и информации.

Два национальных сотовых оператора MobiFone и Vinaphone, принадлежащие VNPT, предоставляют сотовые услуги по протоколу GSM-900. В сервис входят самые современные услуги, включая международный роуминг, передачу SMS-сообщений, WAP, GPRS и т.д. В 2003 г. при содействии французской компании Alcatel оператор MobiFone развернул первую в стране систему передачи мультимедийных сообщений (MMS) в Ханое.

Число абонентов мобильных сетей в конце 2003 года составило более 2 млн. При этом население страны превышает 80 миллионов. Несмотря на скромные показатели, вьетнамский рынок мобильных услуг в последние годы развивается очень быстро - еженедельно регистрируется до 10 тысяч новых абонентов. Вьетнам всецело разделяет присущий азиатским странам особый энтузиазм в отношении мобильной телефонии. Привлекательность мобильных телекоммуникаций для вьетнамского населения стимулирует приход на национальный рынок ведущих мировых компаний, занятых сотовыми коммуникациями. Во Вьетнаме открыли свои представительства Nokia, Motorola, Siemens, Eriksson. В целом отрасль мобильных телекоммуникаций стоит на пороге бума, и при условии дальнейшей либерализации регулирования данный рынок может кардинально преобразиться в течение 2004-2005 гг.

Несмотря на значительный экономический потенциал, вьетнамский рынок связи и информации привлекает гораздо меньше инвестиций, чем ожидалось руководством страны и отрасли. Целый ряд факторов тормозит развитие сектора ИКТ. VNPT со своими подразделениями (компаниями) продолжает занимать доминирующее положение на рынке, что сдерживает развитие информационной инфраструктуры Вьетнама по сравнению с другими государствами Азии. Новые компании вынуждены арендовать телефонные линии у VNPT, которая оставляет за собой функции первичного оператора связи.

Китай в отличие от Вьетнама пошел на более масштабные реформы в информационном и телекоммуникационном секторе, в частности, на либерализацию внутреннего рынка телекоммуникаций. В итоге специалисты отмечают все более заметный разрыв в темпах информатизации Китая и Вьетнама. Так, показатель плотности основных телефонных линий (% абонентов фиксированной телефонии к общему населению) в 2003 г. составил во Вьетнаме 7,0, а в Китае - 18,44. В 2003 г. показатель плотности мобильной телефонии во Вьетнаме едва превысил 3%, а в Китае - 18,4%.

В октябре 2001 г. правительство одобрило план развития телекоммуникаций, который допускает частные компании на рынок основных телефонных услуг. Доля частных компаний должна составить к 2005 году 25-30% рынка, а к 2010 году - 40-50%. Доминирующая государственная компания VNPT подлежит реструктуризации.

Лидирующее положение среди поставщиков Интернет-услуг продолжает удерживать системообразующий провайдер компания VNPT. В конце 2003 г. на долю компании VNPT по-прежнему приходилось более 70% всех абонентов интернет-услуг, т.е. более двух третей рынка, на долю FPT - около 20%, SPT имела чуть менее 5 %, а NetNam - менее 3%. Всего в этот период на рынке реально функционировало 7 компаний.

Современные средства связи и передачи информации остаются недоступными для абсолютного большинства вьетнамского населения. Основным подписчиком на интернет-услуги является институциональный пользователь: правительственные структуры, государственные, научные и коммерческие организации. Индивидуальные пользователи - в основном студенты крупных городов - получают доступ в интернет в учебных заведениях либо общественных центрах интернет-связи. В целях ускорения развития телекоммуникаций и интернета правительство неоднократно принимало решение о снижении тарифов за телефонные переговоры и интенет-услуги.

В сентябре 2002 г. в стране насчитывалось около 4 тысяч интернет-кафе. Средняя плата за доступ в интернет составляла до 25 центов в час, что относительно недорого в сравнении с расценками предыдущих лет, к примеру, в 1999 г. плата равнялась 8 центам в минуту. Основные посетители интернет-кафе - молодежь в возрасте от 14 до 24 лет. Подавляющее большинство (70%) приходит в кафе для участия в чатах, небольшая часть посетителей - по 10% - отправляют почтовые сообщения, играют в компьютерные игры и путешествуют по самому интернету. При этом по оценке министерства культуры и информации, около половины аудитории интернет-кафе, выходящей в веб-пространство, обходят фильтры и посещают запрещенные политические и порнографические ресурсы.

Основная ответственность за идеологическую цензуру в сети была возложена на провайдеров. Для провайдеров был определен круг рекомендуемых конференций и списков рассылки, также провайдеры обязаны регламентировать содержание домашних страниц и осуществлять мониторинг почтовых сообщений пользователей. При этом любое нарушение государственных инструкций и запретов влечет за собой самые суровые санкции в виде лишения лицензии на провайдерскую деятельность или отказа в регистрации. Все пользователи интернета в стране обязаны вставать на учет и соблюдать специальные правила поведения в интернете.

По данным Вьетнамского центра сетевой информации (Vietnam Internet Network Information Center) в октябре 2003 г. число пользователей интернета, имеющих договор с провайдером, достигло лишь 634 тыс. человек. Количество всех пользователей, включая разовых посетителей интернет-кафе, составило 2,6 млн. человек, или 3,16% населения. Для сравнения: в развитых странах Азии (Сингапуре, Корее, Тайване) этот показатель перевалил за отметку в 50%. Более 80% вьетнамских пользователей проживают всего в двух городах - Ханое и Хошимине.

В соответствии с «Планом развития интернета» (2001-2005 гг.) все научно-исследовательские институты, вузы и училища были подключены к интернету в течение 2002-2003 гг., а примерно 50% школ, 100% ведущих клиник и 50% провинциальных больниц получат доступ в сеть к 2005 году. Обучение интернет-технологиям в школах и вузах становится обязательным. Все образовательные учреждения будут объединены в общенациональную сеть Edunet. Несколько университетов предоставляют услуги дистанционного обучения, самая большая программа э-образования функционирует в Национальном университете Хошимина.

К 2005 г. планируется подсоединить к интернету все министерства, другие государственно-административные подразделения, которые должны будут начать оказывать электронные услуги для граждан (э-правительство). По критерию готовности системы э-правительства в конце 2003 г. Вьетнам занял 55 место в списке из 82 стран, опубликованном Программой развития ООН. Планируется, что Вьетнам выйдет на уровень стран АСЕАН в организации э-правительства к 2010 г.

Наиболее серьезными недостатками вьетнамской сети по-прежнему остаются медленный доступ в глобальную сеть, высокие цены провайдеров, острый дефицит информации на вьетнамском языке, весьма скромный по сравнению со странами региона рост национального сектора интернета.

В стране все еще крайне мало высокоскоростных линий. Широкополосный доступ развивается в виде выделенных линий пропускной способностью от 64 Кб/с до 2048 Мб/с, а с 2001 г. и ADSL. В соответствии с пятилетним планом развития компания VDC планирует увеличить число абонентов высокоскоростных линий до 100 тысяч к 2005 году.

С декабря 2003 г. VDC предоставляет услуги беспроводного доступа по протоколу Wi-Fi. Wi-Fi технологии пользуются необычайной популярностью в Азии, в этом смысле быстрое внедрение Wi-Fi сетей во Вьетнаме отвечает стратегической задаче достижения показателей потребления ИТ на уровне стран региона. Первоначально в Ханое и Хошимине компания VDC открыла по десять публичных зон беспроводного доступа в интернет.

В целом вьетнамский интернет до сих пор испытывает острый дефицит ресурсов на национальном языке. Исследование посетителей интернет-кафе, проведенное министерством культуры и информации, отчетливо показало специфику потребления ИТ в стране: большинство пользователей не читают веб-ресурсов, не бродят по интернету. Такое положение вызвано прежде всего скудностью самого вьетнамского сектора интернета: по большому счету, там и негде бродить. При отсутствии интересной информации пользователи выбирают коммуникационный компонент сети: молодежь поголовно сидит в чат-румах. Получается замкнутый круг: в местном вебе не прибавляется пользователей, потому что нечего читать, и не растет число сайтов, потому что никто их не посещает. Вообще вьетнамская сеть до сих пор не достигла критической массы, с которой начинается бурное развитие информационного пространства и качественный рост контентного наполнения. На сегодняшний день перспективы развития вьетнамского контента не выглядят особо оптимистичными. Ужесточение регулирования интернета, цензура, усложнение правил открытия сайтов наряду с относительно слабым финансированием интернет-проектов - эти факторы будут и дальше сдерживать рост вьетнамской киберсети.

Что касается развития информационной инфраструктуры, то серьезной проблемой остается ее несбалансированность. Так, вся вьетнамская компьютерная промышленность полностью сосредоточена в двух городах - Ханое и Хошимине. Или такой пример: во многих вьетнамских деревнях только начинают открываться коммуникационные центры, откуда можно позвонить по телефону, а в это время в Ханое и Хошимине растет число зон беспроводного доступа в интернет по протоколу Wi-Fi.

В ноябре 2003 г. было подписано соглашение между правительствами Финляндии и Вьетнама о строительстве технопарка, который впервые разместится вне крупнейших городов Вьетнама. Для строительства нового технопарка выбран город Далат (провинция Ламдонг), в парке будут развиваться несколько направлений высокотехнологичных исследований и производств, в числе которых выпуск софта.

В сентябре 2003 г. в Дананге открылся первый в стране завод по производству мобильных телефонов. Завод принадлежит вьетнамской компании «Хюэ-Дананг Сервис Сентер», инвестировавшей в проект 3,7 млн. долл. Производственные линии основаны на технологиях Германии, США, Японии, Южной Кореи и Сингапура. Мобильники производятся под торговой маркой «Винамоби». Ожидается, что объемы продукции достигнут 300 тысяч аппаратов в год, 80% продукции будет поступать на местный рынок, а остальная продукция - в соседние страны-члены АСЕАН: Таиланд, Лаос, Камбоджу.

В настоящее время Вьетнам принимает все более активное участие в международных программах по созданию Азиатской информационной инфраструктуры. Особый приоритет для Вьетнама имеют программы АСЕАН. Руководство страны поставило амбициозную задачу достичь в ближайшее десятилетие среднего для стран АСЕАН уровня потребления продукции и услуг ИКТ.

В этом направлении заметным достижением стал рывок в развитии телекоммуникаций, позволивший Вьетнаму в последние годы удерживать одно из лидирующих мест в мире по темпам роста рынка связи.