Русский
English
Ссылка для цитирования: Канайлова А.О. Источники информации и тематические характеристики постов на социально значимые темы в городских новостных новых медиа // Медиаскоп. 2025 Вып. 1 Режим доступа: https://www.mediascope.ru/2888
© Канайлова Анна Олеговна
преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), anna-kanailova@mail.ru
Аннотация
В статье анализируются посты на социально значимые темы в новостных Telegram-каналах и пабликах «ВКонтакте» г. Сочи. Определяя круг источников, использованных при создании материалов, и разбирая инициированные самими новыми медиа инфоповоды, автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи новых медиа и традиционных СМИ и определяет роль первых преимущественно как ретрансляторов новостей, лишь в редких случаях вносящих в городскую новостную систему собственные инфоповоды.
Ключевые слова: городские новые медиа, контент, источники, социально значимые темы, паблики «ВКонтакте», Telegram-каналы
В начале 2010 гг. при описании системы новых медиа выделялись следующие взаимосвязанные между собой процессы, лежащие в ее основе: конвергенция, дигитализация, интерактивность и принадлежность медиаресурсов к сетевому пространству (Карякина, 2010: 128). Широкий перечень обозначенных признаков позволил включить в число новых медиа многочисленные ресурсы – от интернет-СМИ и интернет-ТВ до социальных сетей и других ресурсов Web 2.0. При этом уже тогда подчеркивалось революционное значение именно социальных медиа, которые расширили пространство журналистской коммуникации (Рогалева, Шкайдерова, 2015: 223), дали возможность говорить о новом этапе в развитии гражданской журналистики (Карякина, 2010: 129) расширили «вовлеченность аудитории в информационный процесс» (Алгави, Аль-Ханаки, 2012: 61) и «возможности различных акторов предлагать свою повестку СМИ, обществу и власти» (Гарбузняк, 2020: 629).
Именно последние из упомянутых ресурсов все чаще оказываются в фокусе внимания исследователей и рассматриваются ими в том числе как ресурсы, предоставляющие локальным сообществам возможность производить и распространять альтернативные новости (Litvinenko, Nigmatullina, 2020: 393–418). В рамках региональных медиасистем они являются важным сегментом, перенося в пространство социальных медиа часть функционала, ранее отводившегося местной прессе, которая соотносилась «с коммуникативными функциями и потребностями основных субъектов социальной деятельности, осуществляемой в масштабе города» (Свитич, 2013: 8).
Еще в середине 2010 гг. в исследованиях подчеркивалось, что на современных российских региональных медиарынках отмечается наличие высокой конкуренции (в первую очередь – за ограниченные рекламные ресурсы) (Довбыш, 2015). В начале 2020 гг. в условиях стремительного развития социальных медиа и их востребованности у пользователей («ВКонтакте» и Telegram по состоянию на май 2023 г. занимали 5 и 8 места в рейтинге российских интернет-ресурсов соответственно1) становится очевидным, что городские паблики и каналы, существующие исключительно на социальных платформах, становятся значимыми источниками информации для местной аудитории (Давыдов, Логунова, 2018: 213), а уровень конкуренции среди региональных медиа разного формата только возрастает.
Специалисты указывают на то, что в условиях цифровизации у индивидуальных и групповых пользователей появляются новые возможности, чтобы реализовать свои коммуникативные интересы и в то же время они вынуждены приспосабливаться к работе «в условиях стремления властных структур различных уровней деполитизировать и контролировать различные формы гражданской активности, а также медийные площадки, на которых потенциально возможны открытые гражданские дискуссии» (Давыдов, Логунова, 2018: 208). Исследователи подчеркивают информационную деятельность новых медиа, направленную на удовлетворение запросов местной аудитории (что в свою очередь обеспечивает преобладание в контенте локальной тематики), реализацию ими вовлекающей и интегративной функций, а также создание медиа частными лицами, что способствует росту их востребованности у аудитории. Таким образом, новые медиа вовлекаются в формирование повестки дня и в процесс информирования местной аудитории о важных для региона/города/района событиях и проблемах (хотя часть злободневных тем может оставаться «вне повестки») (Зуйкина, Аникина, 2023: 109), а также помогают образовывать вокруг этих событий социальную коммуникацию (Матвеева, Лободенко, 2023: 316). Это, в свою очередь, позволяет рассматривать социальные сети как пространство для обсуждения и решения социальных проблем и организации общественного диалога (Nigmatullina K. R., Bodrunova S. S., Rodossky N., Nepiyushchikh D, 2022).
В контексте работы с городскими новыми медиа важным аспектом становится изучение новостного дискурса социально-политической тематики сообщений. В частности, отмечается тенденция к нарративизации новостного дискурса, которая предполагает «фактологическое изложение материала с добавлением реактивных актуальных комментариев высокостатусных должностных лиц, официальных представителей различных структур, обычных людей: их мнения и позиция, оценочных суждений» (Горчакова, Ларионова, Александрова, Петров, 2021: 13). Кроме того, создаваемые на базе социальных платформ ресурсы перетягивают на себя значительную часть локальной аудитории, нередко становясь недосягаемыми для традиционных СМИ и превосходят их в оперативности, независимости и объеме информирования. Помимо этого, выделяются значимость провокации данными медиа дискуссии и стремления объединить граждан для совместного решения проблем (Градюшко, Нигматуллина, Пустовалов, 2019). Перечисленные характеристики городских новых медиа подчеркивают тот факт, что они стали полноценными участниками региональных медиасистем, играющими важную роль в распределении и перераспределении новостных и информационных потоков.
Изучая городские новые медиа из разных регионов, специалисты стремятся типологизировать их, выявляя общие закономерности функционирования. Например, изучение характеристик развития Telegram-каналов республики Мордовия показало, что «явный перевес наблюдается за оригинальными, политематическими, аналитико-новостными каналами, посвященными одному региону. Расстановка сил по анонимным и не анонимным каналам примерно одинаковая» (Дементьева, 2021: 141). Отдельно отмечается вторичность изучаемых медиа, поскольку у каждого из них есть аналог среди крупных федеральных каналов. На оригинальности публикуемого контента делает акцент и Нарожный Т. И. (2020), отмечая, что данный параметр позволяет разделить каналы на первичные (использующие оригинальный, авторский контент) и вторичные (выступающие в роли своего рода агрегаторов). Стоит также отметить, что ретрансляция чужого контента на условиях анонимности оценивается как наиболее подходящая форма трансляции контента для социальных платформ, в отличие от традиционных журналистских подходов (Колесниченко, 2021: 60).
Ввиду вышесказанного становится очевидно, что новые медиа, существующие и функционирующие исключительно на социальных платформах, становятся важными акторами внутри городских/региональных медиасистем и объектами для научных исследований. Их анализ позволяет проследить, как трансформируются медиасистемы и как изменяются способы взаимодействия медиа с информацией и аудиторией на локальном уровне. На других этапах исследования нами было выявлено, что городские оригинальные паблики и каналы, поставляя местной аудитории новости, не являются идентичными и строят свою работу, используя разные способы и приемы работы с информацией (Канайлова, 2024). Эти данные дают возможность говорить о том, что в текущих условиях оригинальные городские новостные новые медиа корректнее рассматривать не с точки зрения усредненной модели, а именно через анализ используемых ими подходов к взаимодействию с информацией. Происхождение контента, публикуемого новыми медиа, и их работа с социально значимыми темами – это важные параметры, которые позволяют не только охарактеризовать их как источники информации для местной аудитории, но и определить, в какой степени они вовлечены в городскую систему создания и распространения новостного контента, что и было обозначено нами как цель данного исследования. Основными задачами, которые решались в ходе работы, стали определение круга источников, на которые опираются городские новостные новые медиа или из которых они берут материал, и выделение тематических характеристик постов, в основе которых лежат инициированные пабликами и каналами инфоповоды.
В рамках исследования в общей сложности были проанализированы 1664 поста: 1027 – в 10 пабликах «ВКонтакте», и 617 – в 9 Telegram-каналах г. Сочи, которые были опубликованы в течение недели – с 05.12.2022 по 11.12.2022. Выбор конкретных новых медиа г. Сочи обусловлен спецификой городской медиасистемы, которая является активно развивающейся медиасистемой крупного города (возможно, крупнейшего из городов, не являющихся региональными «столицами»), а также характеризуется насыщенностью традиционными СМИ и оригинальными новыми медиа.
В статье под новыми медиа понимаются проекты, созданные на базе цифровых социальных платформ и реализующие предоставляемые ими технологические и коммуникационные возможности, – в данном случае паблики «ВКонтакте» и Telegram-каналы. Понятием «оригинальные новые медиа»обозначены паблики и каналы, автор(ы)/редактор(ы)/модератор(ы) которых работают только на социальных платформах и которые не являются платформенными ресурсами традиционных акторов городской медиасистемы, в число которых включают сегодня и так называемые интернет-СМИ. Таким образом мы делаем акцент на том, что они представляют собой типологически или даже видово иные новостные ресурсы в сравнении с газетами, редакциями телевизионных новостей и новостными интернет-сайтами.
В выборку были включены оригинальные паблики «ВКонтакте» и Telegram-каналы, соответствующие следующим критериям: а) новостной контент составляет не менее 35% от общего объема размещаемых материалов (без учета рекламных объявлений); б) городская новостная повестка является приоритетной; в) в день публикуется не менее 4-х постов; г) количество подписчиков позволяет говорить о медиа как о крупных и значимых внутри городской новостной системы (от 35 000 – для пабликов «ВКонтакте», от 15 000 – для Telegram-каналов). В таблице 1 представлен список медиа, чьи посты были проанализированы.
Таблица 1
Оригинальные городские новые медиа г. Сочи (ранжировано по количеству подписчиков)
Паблики «ВКонтакте» |
Telegram-каналы |
Типичный Сочи |
ЧП Сочи |
Это Сочи, Детка! [Типичный Сочи] |
Любимый Сочи |
Сочи – Online |
Жизнь Сочи |
Нетипичный Сочи (Б) |
Сочи Онлайн |
ЧП Сочи |
Сочи №1 |
Любимый Сочи |
Типичный Сочи |
Нетипичный Сочи (М) |
|
* буквы «Б» и «М» указывают на большую и меньшую аудиторию и были добавлены автором для удобства работы с одноименными пабликами
** в настоящий момент паблик «Сочи – Online» переименован в «Сочи Онлайн»
На предыдущих этапах исследования, результаты которого не были включены в данную статью, было выявлено, что оригинальные городские новые медиа в подавляющем большинстве случаев не сами производят контент, а заимствуют его у других акторов городской (реже – краевой) медиасистемы. Наиболее четко эта тенденция прослеживалось при разборе постов на социально значимые темы. В процессе анализа мы отмечали, что нередко авторы/редакторы пабликов и каналов обращались за материалом к традиционным СМИ. Определить это помогли прежде всего упоминание их в постах оригинальных городских новых медиа и прикрепленные ссылки, ведущие на сайты СМИ. Однако даже в тех материалах, при размещении которых паблики и каналы не давали никаких указаний на источники, зачастую узнавались тексты, построенные по модели перевернутой пирамиды, которую обыкновенно используют именно традиционные СМИ, или тексты, которые мы по ходу проведения контент-анализа уже встречали, например в аккаунтах СМИ. Определение конкретных источников, с которыми взаимодействуют авторы/редакторы оригинальные новых медиа, призвано помочь понять степень их вовлеченности в городскую систему распространения новостного контента, а также выделить используемые ими подходы. Эти данные могут быть одним из параметров, который может быть учтен при проведении типологической дифференциации новостных новых медиа. Это в свою очередь позволит дополнить уже имеющиеся в научном дискурсе варианты типологий новостных медиа, осуществляющих свою деятельность исключительно на социальных платформах.
Расширить знание о новых медиа как участниках новостного и информационного обмена внутри городской медиасистемы призван также разбор их публикаций на непересекающиеся социально значимые темы. Тематический анализ постов в рамках блока «Социально значимая тематика», где традиционно затрагиваются наиболее важные для функционирования местного сообщества вопросы, позволяет дать дополнительную оценку тому, что они вносят в городскую систему создания и распространения новостного контента.
Для получения обобщенных данных о характеристиках медиа и последующей точечной работы с постами, мы разделили публикации на 2 категории: пересекающиеся (встречающиеся 2 и более раз на платформе) и непересекающиеся. Было отмечено, что на обеих социальных платформах наибольшее количество, а также наибольшая доля постов на пересекающиеся темы обнаруживается в блоке социально значимых тем. Таблица 2 наглядно демонстрирует, в каком соотношении находятся пересекающиеся и непересекающиеся посты в рамках этой тематики.
Таблица 2
Посты на пересекающиеся и непересекающиеся темы внутри блока «Социально значимая тематика» в оригинальных пабликах и Telegram-каналах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели и относительные показатели)
Пересекаемость постов |
Паблики «ВКонтакте» |
Telegram-каналы |
|||||||||||
Типичный Сочи |
Это Сочи, Детка! [Типичный Сочи] |
Сочи – Online |
Нетипичный Сочи (Б) |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Нетипичный Сочи (М) |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Жизнь Сочи |
Сочи Онлайн |
Сочи №1 |
Типичный Сочи |
|
Посты на пересекающиеся темы |
22 (61%) |
11 (92%) |
12 (71%) |
15 (79%) |
9 (60%) |
13 (52%) |
9 (82%) |
10 (63%) |
13 (43%) |
11 (79%) |
7 (70%) |
8 (57%) |
6 (86%) |
Посты на непересекающиеся темы |
14 (39%) |
1 (8%) |
5 (29%) |
4 (21%) |
6 (40%) |
12 (48%) |
2 (18%) |
6 (38% |
17 (57%) |
3 (21%) |
3 (30%) |
6 (43%) |
1 (14%) |
Всего |
36 |
12 |
17 |
19 |
15 |
25 |
11 |
16 |
30 |
14 |
10 |
14 |
7 |
Среди тем были отобраны те, которые встречались наиболее часто (5 и более раз), а также те, которые встречались реже, но затрагивали традиционно важные для местных жителей сферы: прежде всего ЖКХ, работу органов правопорядка, транспортное обеспечение. Таким образом, мы получили 89 постов на обеих платформах. Что касается постов на непересекающиеся социально значимые темы, то их изначально значительно меньше – 80. Поскольку каждая из этих тем встречалась в дискурсе включенных в нашу выборку медиа единожды и в целом количество постов невелико, мы проанализировали их все. Таким образом, эмпирическими объектами стали 89 постов на пересекающиеся темы и 80 – на непересекающиеся.
Источники, на которые опирались оригинальные городские медиа, выделены в каждой группе постов и проанализированы. Посты на непересекающиеся темы распределены по тематическим направлениям. С целью определить, какие именно темы оказываются освещены лишь в одном паблике или канале и почему они не находят отражения в других медиа, часть из них разобрана отдельно.
Определение круга источников – важный этап в характеристике оригинальных городских новых медиа, поскольку в дальнейшем на основе сопоставления текста из первоисточника и варианта, опубликованного в паблике или канале, возможно определить, какие они используют способы и приемы с текстами (Канайлова, 2024). Поскольку авторы/редакторы/модераторы пабликов и каналов далеко не всегда сами указывают, откуда взяли материал, мы искали через поисковую систему тексты, аналогичные опубликованным. Сопоставляя дату и время публикации, а также сравнивая тексты между собой, мы определяли, из какого СМИ или медиа было осуществлено заимствование. Если авторы/редакторы/модераторы медиа сильно изменяли сами тексты о событии, но не давали ссылку на источник и не вносили никаких новых деталей, не представлялось возможным определить, что было исходной публикацией. В таких случаях мы отмечали, что тип источника не ясен. Обобщенные данные по источникам представлены в таблице 3.
Таблица 3
Источники материалов на пересекающиеся и непересекающиеся социально значимые темы в оригинальных медиа г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тип источника |
Количество постов во «ВКонтакте» |
Количество постов в Telegram |
Всего |
Институционализированные медиа |
64 |
24 |
88 |
Оригинальный контент |
9 |
14 |
23 |
Пресс-службы |
6 |
13 |
19 |
Новые медиа (в т.ч. не вошедшие в выборку) |
13 |
5 |
18 |
Не ясно |
4 |
8 |
12 |
Подписчики |
6 |
5 |
11 |
Всего постов |
169 |
||
*в двух постах было использовано более одного источника
Мы видим, что, будучи одними из «соперников» традиционных СМИ в борьбе за внимание аудитории, оригинальные паблики и каналы г. Сочи более чем в половине случаев берут материал именно у них. Зачастую именно городские новостные СМИ оказываются источниками информации. Помимо также проанализированных нами в ходе исследования пабликов и каналов, принадлежащих «Вестям Сочи», «Новостям Сочи 24» и Администрации города, тексты из которых регулярно встречаются в оригинальных пабликах и каналах, среди в меру активно используемых мы можем отметить портал «Сочи Экспресс», а также информационно-аналитический портал «ЯСНО», освещающий новости Краснодарского края и других регионов Юга России. Изредка встречаются и федеральные СМИ, в частности – РИА Новости, «КоммерсантЪ». Достаточно активное заимствование материалов у институционализированных акторов интересно в связи с тем, что опрошенные нами на более ранних этапах работы эксперты-представители сочинской медиасистемы отмечали падение уровня доверия к государственным (и в целом к традиционным) СМИ, в том числе на городском уровне, а аудитория аккаунтов городских институционализированных медиа в социальных сетях в разы меньше, чем у оригинальных новых медиа. Однако при этом вторые активно заимствуют информацию у первых. В результате получается, что, даже будучи непересекающимися внутри медиа, включенных в нашу выборку, многие из социально значимых тем изначально освещаются другими акторами городской медиасистемы.
Ранее было отмечено, что в своей работе паблики и каналы опираются на разные подходы, поэтому сейчас можем обратить внимание на то, откуда каждый из них берет информацию и заметны ли в данном случае между подходами медиа различия. В таблицах 4-5 представлены данные по источникам.
Таблица 4
Источники материалов на непересекающиеся социально значимые темы в оригинальных пабликах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тип источника |
Типичный Сочи |
Это Сочи, Детка! [Типичный Сочи] |
Сочи – Online |
Нетипичный Сочи (Б) |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Нетипичный Сочи (М) |
Суммарно по оригинальным пабликам |
Институционализированные медиа |
5 |
1 |
3 |
3 |
4 |
- |
1 |
17 |
Собственный контент |
- |
- |
- |
- |
1 |
8 |
- |
9 |
Пресс-службы |
1 |
- |
- |
- |
1 |
3 |
- |
5 |
Новые медиа (в т.ч. не вошедшие в выборку) |
3 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
4 |
Не ясно |
1 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
3 |
Подписчики |
4 |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
6 |
Всего постов |
14 |
1 |
5 |
4 |
6 |
12 |
2 |
44 |
*в двух постах было использовано более одного источника
Таблица 5
Источники материалов на непересекающиеся социально значимые темы в Telegram-каналах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тип источника |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Жизнь Сочи |
Сочи Онлайн |
Сочи №1 |
Типичный Сочи |
Суммарно по оригинальным каналам |
Собственный контент |
- |
12 |
- |
1 |
- |
- |
13 |
Институционализированные медиа |
4 |
- |
2 |
- |
1 |
1 |
8 |
Пресс-службы |
1 |
4 |
- |
- |
- |
- |
5 |
Подписчики |
- |
- |
- |
2 |
3 |
- |
5 |
Не ясно |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
4 |
Новые медиа (в т.ч. не вошедшие в выборку) |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Всего постов |
6 |
17 |
3 |
3 |
6 |
1 |
36 |
«Любимый Сочи» выделяется благодаря публикации контента собственного производства, и в целом данный вид контента находится на 2-й строке в случае с пабликами и на 1-й – в случае с каналами исключительно за счет публикаций в данном медиа. Получается, что оно, по сути, единственное в более-менее заметном объеме создает инфоповоды и потому в определенной степени участвует в насыщении городской новостной системы новой информацией. Стоит отдельно отметить, что материалы «Любимого Сочи» носят при этом разный характер (подробнее о типах публикаций – ниже). Примечательно, что материалов от подписчиков у этого ресурса нет – вероятно, читатели не ценят стремление администраторов/модераторов делать на уровне новых медиа работу, похожую на «журналистскую», не формируют на основе этого с ними более тесную связь и не присылают материалов для постов.
В то же время паблик «Типичный Сочи» – один из крупнейших в городской медисистеме крупнейший в нашей выборке – размещает понемногу контента, взятого во всех выделенных нами типах источников, но совсем не публикует собственного, зато единственный получает хотя бы небольшое количество материалов от подписчиков. Возможно, данное разнообразие наиболее заметно и более отчетливо прослеживается за счет того, что паблик является одним из лидеров по общему объему размещаемого контента и по числу подписчиков во «ВКонтакте».
Что касается остальных пабликов и каналов, то на данном этапе сложно выделить какие-то очевидные особенности в использовании источников, поскольку объем материалов на непересекающиеся темы в них совсем небольшой.
Остановимся подробнее на постах, материал для которых взят у пресс-служб. В «ЧП Сочи» и «Типичном Сочи» (в т.ч. и в рамках пересекающихся тем, о которых подробнее ниже) нами было отмечено заимствование материалов с сайтов ведомств (УВД, Таможенной службы и т.п.) и размещение их практически в неизменном виде. В «Любимом Сочи» мы выделили три поста, информация для которых была взята из пресс-релиза Городского Собрания Сочи, при этом она была переработана и очень сильно сокращена. Общее для постов, основывающихся на пресс-релизах, видится в том, что материал достигает большего количества людей, нежели мог бы, будучи опубликованном лишь на сайте какого-либо органа (так, например, у пресс-релиза ГСС на сайте всего 468 просмотров, в то время как посты в «Любимом Сочи» набирают их несколько тысяч). Эти данные позволяют прийти к мысли о том, что благодаря оригинальным городским медиа важные новости получают больший охват.
Наконец, обратим внимание на посты, которые были присланы в медиа подписчиками. Мы можем сразу отметить, что подобные материалы встречаются только в случае непересекающихся социально значимых тем и для самих пабликов и каналов становятся в некотором роде эксклюзивами, что позволяет говорить о внесении ими некоторого тематического разнообразия в локальную новостную систему. В паблике «Типичный Сочи» мы видим наибольшее количество таких материалов. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что местная аудитория, которая в целом не особо активна, особенно во «ВКонтакте», более охотно взаимодействует с данным пабликом по той причине, что он самый крупный. Еще одна причина может быть в том, что в пабликах и каналах на данном этапе не представляется возможным определить какие-либо четкие модели или схемы взаимодействия с подписчиками (хотя технологически социальные платформы дают возможность это делать), поэтому пользователи не очень активно посылают материалы.
Чтобы дополнить полученную об источниках информацию, обратимся к таблицам 6-7, в которых приведены данные по постам на пересекающиеся социально значимые темы.
Таблица 6
Источники материалов на пересекающиеся социально значимые темы в оригинальных пабликах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тип источника |
Типичный Сочи |
Это Сочи, Детка! [Типичный Сочи] |
Сочи – Online |
Нетипичный Сочи (Б) |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Нетипичный Сочи (М) |
Суммарно по оригинальным пабликам |
Институционализированные медиа |
11 |
7 |
6 |
7 |
3 |
7 |
6 |
47 |
Новые медиа (в т.ч. не вошедшие в выборку) |
3 |
2 |
3 |
- |
- |
1 |
- |
9 |
Пресс-службы |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Не ясно |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Всего постов |
14 |
9 |
8 |
8 |
3 |
8 |
6 |
56 |
Таблица 7
Источники материалов на пересекающиеся социально значимые темы в Telegram-каналах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тип источника |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Жизнь Сочи |
Сочи Онлайн |
Сочи №1 |
Типичный Сочи |
Суммарно по оригинальным каналам |
Институционализированные медиа |
- |
4 |
6 |
3 |
1 |
2 |
16 |
Пресс-службы |
1 |
2 |
2 |
2 |
- |
1 |
8 |
Новые медиа (в т.ч. не вошедшие в выборку) |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
4 |
Не ясно |
- |
1 |
- |
- |
3 |
- |
4 |
Собственный контент |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Всего постов |
2 |
9 |
9 |
5 |
5 |
3 |
33 |
Приведенные данные вновь показывают, что оригинальные паблики и каналы чаще всего обращаются за материалами к институционализированным медиа. Получается, что оригинальные городские новые медиа сильно зависят от традиционных СМИ, раз наполняют свои страницы контентом их производства. Примечательно, что, судя по полученным нами данным, оригинальные паблики и каналы не очень активно берут материал у иных новых медиа. Однако мы можем более детально разобрать ряд постов, взятых исследуемыми новыми медиа у других новых медиа, чтобы составить более полное представление о перераспределении новостных потоков внутри городской медиасистемы. На наш взгляд, здесь можно выделить 2 варианта работы:
Таким образом, получается, что преобладающее большинство инфоповодов при освещении социально значимых тем оригинальные городские новостные новые медиа берут из традиционных СМИ, чаще всего – городских новостных. За счет этого большинство тем оказываются пересекающимися. Это позволяет говорить о тесной взаимосвязи оригинальных пабликов и каналов с традиционными СМИ и о том, что они не столько добавляют что-то новое в городскую систему создания и распространения новостного контента, сколько становятся «ретрансляторами» информации, созданной иными акторами.
Углубленный анализ текстов на социально значимые темы позволяет получить более полное представление о тех подходах, которые мы можем отметить в работе оригинальных новых медиа. Для нас особый интерес представляют именно те темы, которые оказались непересекающимися, т.е. не получили освещения в других медиа, и нам важно понять, чем это могло быть обусловлено. Так мы сможем дополнить уже имеющуюся у нас информацию об особенностях функционирования пабликов и каналов.
Прежде всего мы систематизировали все посты на непересекающиеся социально значимые темы по тематикам (см. табл. 9 и 10). Это дало возможность увидеть, какие сферы жизнедеятельности города более активно освещаются в интересующих нас постах. В силу сравнительно небольшого их количества, мы ограничились указанием в таблицах абсолютных показателей. Также мы дополнительно цветом выделили показатели в тех тематиках, которые оказались наиболее активно освещенными в отдельных пабликах и каналах.
Таблица 9
Тематика постов на непересекающиеся социально значимые темы в оригинальных пабликах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тематика постов на непересекающиеся социально значимые темы |
Типичный Сочи |
Это Сочи, Детка! [Типичный Сочи] |
Сочи – Online |
Нетипичный Сочи (Б) |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Нетипичный Сочи (М) |
Суммарно по оригинальным пабликам |
Работа органов правопорядка, борьба с преступностью |
4 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
- |
8 |
Экология, благоустройство, озеленение городов |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
1 |
7 |
Состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб |
- |
- |
2 |
- |
1 |
4 |
- |
7 |
Транспортное обеспечение, работа транспорта |
2 |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
7 |
Зоозащита, животные |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Недвижимость, строительство |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
4 |
Чрезвычайные ситуации, МЧС, безопасность |
- |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
4 |
Строительство, ремонт дорог и других коммуникаций |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
4 |
Работа городских органов власти |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
Экономика региона |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Торговля, бизнес, предпринимательство |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Социальная сфера |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Всего |
14 |
1 |
5 |
4 |
6 |
12 |
2 |
44 |
* в таблицах 9 и 10 общее количество отмеченных тем может превышать количество публикаций, поскольку в некоторых текстах выделялось 2 затрагиваемые темы.
Таблица 10
Тематика постов на непересекающиеся социально значимые темы в оригинальных Telegram-каналах г. Сочи за период 05.12.22 – 11.12.22 (абсолютные показатели)
Тематика постов на непересекающиеся социально значимые темы |
ЧП Сочи |
Любимый Сочи |
Жизнь Сочи |
Сочи Онлайн |
Сочи №1 |
Типичный Сочи |
Суммарно по оригинальным каналам |
Транспортное обеспечение, работа транспорта |
1 |
1 |
- |
- |
4 |
- |
6 |
Работа органов правопорядка, борьба с преступностью |
3 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
5 |
Работа городских органов власти |
1 |
4 |
- |
- |
- |
- |
5 |
Состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб |
- |
3 |
- |
- |
1 |
- |
4 |
Строительство, ремонт дорог и других коммуникаций |
- |
3 |
1 |
- |
- |
- |
4 |
Недвижимость, строительство |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Чрезвычайные ситуации, МЧС, безопасность |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
Экология, благоустройство, озеленение городов |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
Зоозащита, животные |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
Сфера образования, наука |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Экономика региона |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Социальная сфера |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Рынок труда, занятость |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Всего |
6 |
17 |
3 |
3 |
6 |
1 |
36 |
В силу того, что непересекающихся социально значимых тем в пабликах и каналах мало, говорить о тематических доминантах на данном этапе исследования не представляется возможным. Чуть больше внимания уделяется вопросам транспортного обеспечения, ЖКХ, строительству и ремонту дорог и других коммуникаций. Но это темы, которые актуальны для любого города, а потому то, что их в городском новостном пространстве больше, нежели других, видится закономерным. В то же время важно сказать, что в масштабах довольно крупного города, каким и является Сочи, затрагиваемые и освещаемые в исследуемых медиа темы могут иметь значимость даже не для районов города, а для микрорайонов. Для того чтобы проверить это предположение, посмотрим более внимательно на материалы, произведенные оригинальными новыми медиа самостоятельно.
Прежде всего обратим внимание на посты «Любимого Сочи», в которых, согласно представленным в таблицах данным, наблюдается наибольшее тематическое разнообразие (даже при сравнительно небольшом количестве публикаций в целом) и есть инфоповоды, которые не брали иные акторы городской медиасистемы. Ввиду того что и канал, и паблик «Любимый Сочи» принадлежат одному человеку, часть из размещаемых им материалов на непересекающиеся социально значимые темы оказывается одинаково представлена на обеих платформах. Однако важнее то, что данное медиа само производит контент. При этом среди публикаций, в основе которых лежат уникальные инфоповоды, можно выделить следующие разновидности:
Очевидно, что часть этих публикаций актуальна для небольшого количества людей, проживающих в определенных микрорайонах города, и носит спорадический характер. Это может быть одной из причин того, почему темы не уходят дальше в иные СМИ и медиа. В то же время оригинальный пост «ЧП Сочи» о прорыве трубы на ул. Туапсинской (микрорайон Завокзальный Центрального района города – соседний с Аредой), который включен в группу постов с пересекающимися темами, был на следующий после публикации день взят «АиФ-Юг». По своим характеристикам этот пост схож с постами «Любимого Сочи» о ситуации на Ареде: краткий текст, проиллюстрированный видео с места события. Можно предположить, что, будучи не особо крупным и не узкотематическим, «Любимый Сочи» менее заметен в городской медиасистеме, нежели «ЧП Сочи», и потому не попадает в поле зрения, например, редакторов традиционных СМИ и освещаемые им события не получают более широкую огласку.
Что же до постов, где непонятно, о каком районе идет речь, то дальнейшая работа с ними может представляться еще более проблематичной, поскольку без понимания того, где что-то произошло, тему развивать едва ли возможно. Выше мы отметили, что такие посты размещались в «Любимом Сочи». В качестве примера можем привести публикацию, в которой речь идет об установке колючей проволоки на заборы: даже по нескольким прикрепленным фото сложно понять, о какой местности идет речь; в самом же посте просто говорится, что это в Сочи. Еще один пример – материал об укладке плитки в Telegram-канале «Сочи Онлайн»: сопровождаемый небольшим видео пост также не дает возможности понять, о каком районе/микрорайоне идет речь. Схожая ситуация наблюдается и в посте паблика «Типичный Сочи»: в нем сообщается об установке противопарковочных заграждений, прикреплено фото, однако в тексте нет никакого указания на то, где это место располагается.
Продолжая разговор о постах в самом крупном городском новом медиа – «Типичном Сочи», мы можем обратить внимание на материалы тематики «Зоозащита, животные». 4 из 5 присланы подписчиками, и все посвящены проблемам с бездомными животными – их отстрелу, нахождению трупов котов, однако и в данных материалах нет точного указания на место, где то или иное событие происходило. Нам кажется справедливым в случае с такими материалами говорить о том, что это довольно стандартные примеры «новостей» из паблика. С одной стороны, в них может затрагиваться важный аспект жизнедеятельности города, с другой – понять его масштаб и важность не всегда представляется возможным. С точки зрения журналистики такие материалы можно назвать недоработками, поскольку они не соответствуют даже базовым принципам построения новости. Кроме того, наличие подобных постов в оригинальных пабликах и каналах может рассматриваться как еще один из показателей неинституционализированности медиа.
В то время как к материалам традиционных СМИ предъявляются строгие требования в плане содержания, посты в оригинальных городских пабликах администраторы могут размещать в том виде, в каком у них получается. В связи с тем, что в этом отношении их деятельность не регламентирована, оказывается возможным наполнение городской системы создания и распространения новостного контента темами, представляющими интерес и имеющими значимость для достаточно узкой аудитории, а также темами, как таковой информационной ценности не несущими.
Анализ публикаций оригинальных новых медиа в рамках блока социально значимых тем показал, что их авторы/редакторы/модераторы размещают совсем мало контента, который производят самостоятельно. Для большей части постов источниками становятся традиционные СМИ, среди которых преобладают городские новостные медиа. Также ряд пабликов и каналов взаимодействует с материалами, публикуемыми пресс-службами разных ведомственных организаций, причем не адресно получая пресс-релизы, а копируя информацию с сайтов. Другие новые медиа (как городского, так и краевого масштаба), а также подписчики довольно редко становятся источниками инфоповодов.
Общим для публикаций, созданных на базе контента традиционных СМИ и пресс-служб, является то, что темы не получают дальнейшего развития, а потому сами оригинальные медиа, будучи включенными в городскую систему создания и распространения новостного контента, оказываются по большей части ресурсами, тиражирующими уже имеющуюся в нем информацию. При этом отдельные кейсы позволяют отметить некоторые тенденции функционирования многочисленных новостных новых медиа в пределах одного города.
Отсутствие у них четких схем или моделей по взаимодействию с аудиторией может быть одной из причин ее слабой активности. Как следствие, мы можем предположить, что пользователи отправляют свои материалы либо в наиболее крупные медиа в надежде на больший охват, либо в медиа, которые в целом демонстрируют более активное взаимодействие с пользовательским контентом.
Производство собственного контента в более-менее заметном объеме не гарантирует большой популярности паблика и канала. Кроме того, оригинальные публикации могут быть очень узко локализованными, что делает их неактуальными для большей части населения города. Как следствие, материалы из медиа, которые действительно вносят вклад в городскую систему создания и распространения новостного контента, могут не уходить дальше – в иные городские или краевые традиционные СМИ (исключение могут составлять более узконаправленные медиа формата «ЧП»). Также это может быть следствием того, о чем в ходе интервью говорили эксперты: крупные городские традиционные СМИ относятся с пренебрежением к пабликам и каналам или предпочитают их не замечать, несмотря на растущую популярность последних.
Публикации, отнесенные нами к группе постов с непересекающимися темами, можно условно разделить на две категории: заимствованные у медиа (преимущественно – институционализированных), не включенных в нашу выборку, и материалы собственного производства. Именно последние становятся для оригинальных городских новых медиа своего рода эксклюзивами. Слабая насыщенность изученных ресурсов собственным контентом и непересекающимися темами позволяет говорить о том, что новостной дискурс в оригинальных городских новых медиа оказывается крайне ограничен и унифицирован. Но, функционируя как некий вариант «фильтра», информацию о наиболее заметных городских событиях паблики и каналы до аудитории в любом случае доносят. Паблики и каналы на данном этапе представляют собой, по сути, не имеющую единых и понятных правил отбора (неинституционализированную) систему фильтрации, через которую проходит информация, собранная и «упакованная» другими акторами городской медиасистемы.
Примечания
Библиография
Алгави Л.О., Аль-Ханаки Д.А. Н. Функции социальных медиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2012. № 3. С. 56–62.
Гарбузняк А.Ю. Повестка дня новых медиа: подходы к методике исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. T. 9. № 4. С. 627–641.
Горчакова О.Ю., Ларионова А.В., Александрова Ю.К., Петров Е.Ю. Особенности новостного дискурса социально-политической тематики на примере региональных новостных пабликов в социальной сети «ВКонтакте» // Филология: научные исследования. 2021. № 3. С. 1–17. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.3.35234.
Градюшко А.А., Нигматуллина К.Р., Пустовалов А.В. Сообщества «ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов // Труды БГТУ. Сер. 4. Принт- и медиатехнологии. Минск: БГТУ. 2019. № 1 (219). С. 54–61.
Давыдов С.Г., Логунова О.С. Сообщества московских районов в социальных медиа: контент и его модерация // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 204–221. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.10.
Дементьева К.В. Развитие Telegram-каналов в медиапространстве российских регионов: специфика, типология, перспективы развития (на примере Telegram-каналов республики Мордовия) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология. 2021. Т. 20, № 6. С. 131–144. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-131-144
Довбыш О.С. Специфика взаимодействия СМИ и властей в российских регионах // Журналистский ежегодник. № 4. 2015. С. 158–163.
Зуйкина К.Л., Аникина М.Е. Районные Telegram-каналы Москвы: опыт контент-аналитического исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2023. № 6. С. 87–117. DOI: 10.30547/vestnik. journ.6.2023.87117.
Канайлова А.О. Способы и приемы работы городских новостных медиа с текстами на социально значимые темы // МедиаАльманах. 2024. № 4 (123). С. 84−94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.8494
Карякина К.А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 3. С. 128–137.
Колесниченко А.В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 51–74. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.5275.
Матвеева И.Ю., Лободенко Л.К. Городские сетевые сообщества: анализ информационной повестки дня и вовлеченности аудитории // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 2. С. 310–332. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).310-332.
Нарожный Т.И. Ведущие белгородские Telegram-каналы: векторы типологизации // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 15 (49). С. 153–155.
Рогалева О.С., Шкайдерова Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Омского университета. 2015. № 1 (75). С. 222–225.
Свитич Л. Г. Методологические предпосылки системного исследования городских газет / Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. Т. 4. № 1. С. 5–19. DOI: 10.17150/ 2308-6203.2015.4(1).5-19.
Litvinenko A., Nigmatullina K. (2020) Local Dimensions of Media Freedom: A Comparative Analysis of News Media Landscapes in 33 Russian Regions. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization 28 (3): 393–418.
Nigmatullina K. R., Bodrunova S. S., Rodossky N., Nepiyushchikh D. (2022) Cumulative Effects in Complaining Comments on Social Networks in Russia // Digital platforms and the future of legacy media: Четырнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации–2022». М.: Факультет журналистики МГУ. С. 68–69.