Languages

You are here

Основные этапы развития издания «Культура» (1929–2019 гг.)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Шульга М.С. Основные этапы развития издания «Культура» (1929–2019 гг.) // Медиаскоп. 2024. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2865

 

© Шульга Марк Сергеевич

аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), stateoze@yandex.ru

 

Аннотация

Издание «Культура» относится к старейшим российским периодическим изданиям. Проведено исследование с целью выявить характер его эволюции с применением историко-типологического и контент-аналитического методов исследования. Оно охватило почти весь период существования «Культуры», то есть 90 лет, но основное внимание уделено советскому периоду. В результате получены сведения об этапах развития, тематических, жанровых, функциональных характеристиках издания.

Ключевые слова: Издание «Культура», журналистика, медиаисследования, контент-анализ, периодическая печать

 

Введение

В нынешних условиях поступательного развития российской медиасистемы журналистика о культуре обладает определенной значимостью, но не играет первостепенную роль. Журналистика о культуре представлена в качестве отделов по культуре в СМИ или отдельных специализированных изданий, телеканалов, сайтов в интернете. Доля российских медиаисследований, ориентированных на культуру, невелика (Вартанова, 2019). Растет количество медиа по данной тематике, в результате этого увеличивается их типологическое разнообразие, которое требует исследовательского внимания и обновления концептуальных подходов. Многие сегменты советской журналистики остаются малоисследованными, журналистика о культуре не исключение. По этой причине опыт развития советских изданий о культуре и искусстве остается малодоступным. Проведенное исследование «Культуры», одного из основных периодических изданий о культуре и искусстве в России, позволяет дополнить их.

Исследователи нередко обращаются к проблематике культуры и СМИ, но они имеют преимущественно теоретический характер. Это относится и к России, и к зарубежным странам. Культурологические аспекты журналистики разбирали не только видные теоретики, но и более современные авторы (Благов, 2021). Ощущается недостаток новых комплексных эмпирических исследований российских специализированных медиа о культуре. При этом стоит отметить, что современным исследованиям в области периодической печати сопутствует терминологическая путаница (Свитич, 2014). Большой вклад в изучение журналистики о культуре внесла Т. Дедкова (Дедкова, 2007). Среди зарубежных исследователей есть те, кто довольно подробно разбирает практические аспекты культурной журналистики. В основном они выявляют значительное влияние тематики лайфстайла и художественных произведений массовой культуры на журналистику о культуре (Kersten, Janssen, 2016). «Культуре» обычно редко уделяется внимание в исследованиях, в диссертациях и монографиях она обычно попадает в выборку и рассматривается по какой-либо проблеме. В некоторых исследованиях рассматривались отдельные аспекты «Культуры» с позиций современности (Базикян, 2022). Существуют довольно проработанные исследования культурной политики в Советском Союзе, но в них издания о культуре и искусстве тоже рассматривались эпизодически.

Основной целью исследования было выявить характер эволюции «Культуры», проследить, как она в советский период двигалась от массовой газеты по проблемам культуры и искусства к экспертной культурно-просветительской газете, пользующейся уважением в профессиональной среде и у аудитории. Рассматривался и современный этап, чтобы оценить итоги ее развития в советское время. Поскольку культурный фактор играет большую роль в жизни стран в контексте современных национальных и глобальных перемен, то исследования журналистики и культуры можно определить как важные. В российской медиасистеме информационный и развлекательный контент зачастую преобладает над культурно-просветительским, поэтому нужно обращаться к опыту таких изданий, как «Культура», с богатой историей, хорошо сформированными просветительскими функциями и широкой жанрово-тематической палитрой. Среди зарубежных специализированных изданий о культуре найти похожее на «Культуру» проблематично, они лишь частично совпадают с ней по какому-либо признаку. На протяжении всего существования «Культура» была газетой, но в разные периоды выходили дополнительные печатные приложения. Сейчас к ней выходит приложение «Свой». Помимо этого, у «Культуры» есть интернет-сайт, на котором выкладываются материалы печатных выпусков. На ее главной странице довольно часто обновляются новости.

Следует отметить, что «Культура» входит в список старейших российских периодических изданий, которые существуют в нынешнее время. Составить по этому признаку конкуренцию ему могут издания «Вокруг света», «Известия» и еще немногочисленный ряд других. «Культура» выпускает журналистские материалы на тему культуры и искусства и в меньшей степени на тему общества, политики. В меньшей степени экономики, истории, науки. Она стоит в одном ряду с телеканалом «Культура» и сайтом «Культура.рф», все они специализируются на общекультурной тематике. Но в России также есть много узкоспециализированных изданий о музыке, танцах, архитектуре, литературе, живописи т.д. Среди них «Искусство», «Искусство кино», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Художественный журнал» и многие другие.

 

Методика исследования

Основой для исследования стали архивные выпуски издания «Культура», которые находятся в свободном доступе на его сайте в интернете1. Изучение архивных номеров проведено с помощью историко-типологического и социологического контент-аналитического методов. Это позволило всесторонне и объемно изучить содержание номеров «Культуры». Выявлены основные периоды развития «Культуры».

Историко-типологическим методом изучались все доступные архивные выпуски «Культуры», что в общей сложности составило более 7100 выпусков. Применялись подходы А.И. Акопова (Акопов, 1985), Голикова А.И. (Голиков, Круглова, 2012). Также следует отметить, что по мнению отечественных исследователей, важным аспектом остается функциональная роль журналистики (Аникина, 2019). Теоретические аспекты функций СМИ подробно разработал Е.П. Прохоров (Прохоров, 2011). По этой причине в этом исследовании уделялось внимание функциональной направленности издания «Культура». Чтобы более подробно выполнить цель исследования и конкретизировать структуру номеров разных периодов применялся и контент-аналитический метод. Выпуски отбирались на основании интервала в 7 лет от начала работы «Культуры» с 1929 до 2019 года. Программа социологического контент-аналитического исследования ставила целью выявить изменение характеристик контента «Культуры» с 1929 по 2019 год по функциям, тематике, предмету публикаций, локальности, жанровой структуре и другим характеристикам контента. Поскольку не все номера, попавшие в выборку, есть в архиве, иногда приходилось брать ближайший к исследуемому году год, но этого особо не потребовалось. Единицей анализа была отдельная публикация, а единицей счета частота появления публикаций с конкретными параметрами. В выборку для контент-анализа попало 14 лет, что составляет 28 газетных номеров. Всего методом контент-анализа закодировано по кодификатору 1337 публикаций.

Выборка номеров, принципы исследования основаны на правилах социологии журналистики (Свитич, 2015). Именно апрельские и ноябрьские выпуски выбраны в соответствии со спецификой отечественной журналистики, в периоды перед майскими праздниками и после летних отпусков печатные издания проявляют характерные для каждого из них содержательно-тематические особенности. Если говорить о социологических исследованиях подобных этому, то можно упомянуть недавнее масштабное исследование газет средних и малых городов с применением контент-аналитического метода исследования (Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. и др., 2018). В зарубежных исследованиях тоже порой используется контент-анализ выпусков периодических изданий за какой-либо период. К примеру, к ним относится исследование культурного контента американской и европейской газеты с 1955 по 2005 год (Janssen S., Kuipers G., Verboord M., 2008).

 

Типологические характеристики издания «Культура»

На основе типологии периодических изданий отечественных авторов дана типологическая характеристика изданию «Культура». По мнению М.В. Шкондина, одним из основных признаков классификации является регион распространения СМИ, в таком случае издания бывают общенациональными, межрегиональными, международными и так далее (Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А., и др., 2009). По этому признаку «Культура» относится к общенациональным, по аудиторному признаку – к качественным специализированным изданиям. По целевому назначению – к культурно-просветительским, отчасти к художественно-публицистическим. Учитывая, что современная «Культура» в немалой степени тяготеет к журнальной периодике, то на основе типологии культурологических журналов Т.Ф. Дедковой (Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др., 2009) можно определить «Культуру» как культурологическое издание. Это связано с тем, что «Культуру» следует отнести к изданиям и об истории культуры, и искусствознании. Она является изданием интеллектуалов, и изданием-обозрением, и просветительским, и культуроведческим. В целом, типология периодики о культуре проработана (Горлова, 2016).

В советский период «Культура» отличалась от узкопрофильных периодических изданий об искусстве более широким охватом видов искусства, от крупных общесоюзных газет большим вниманием к культуре и искусству. В постсоветский и современный периоды времени такое различие сохранилось, но вместо общесоюзного «Культура» стала федеральным изданием. В данной научной статье главным образом представлены основные периоды развития «Культуры» в ее многообразии, типологические характеристики подробно представлены в другой научной статье (Шульга, 2023).

 

Этапы развития «Культуры»

В Российской империи выходило множество печатных изданий, они отличались разнообразием. Справочник «Русская периодическая печать (1702–1894)» под редакцией А. Дементьева, А. Западова, М. Черепахова и ряд подобных справочников насчитывают около 2 тысяч печатных изданий за этот период (Дементьев А.Г., Западов А.В., Черепахов М.С., 1959). В 2007 году вышел каталог «Газеты дореволюционной России 1703–1917», в котором содержится информация о 5625 изданиях (Акопян Т.В., Кряжева А.А., Седова Н.П., Снигирева И.А., Фурман С.А., 2007). После революционных событий 1917 года подавляющее количество из них прекратило работу, страна оказалась в бедственном положении, особенно учитывая прошедшую Первую Мировую войну. В 1920 гг. еще не существовало развитой системы советской периодической печати, выходили разноплановые газеты о культуре и искусстве, которые быстро прекратили свое существование, к примеру «Вестник работников искусства». Либерализация общественной жизни в период НЭПа способствовала появлению большого количества частных предприятий по производству печатной продукции. При этом высокая динамика изменений в социально-политической и экономической жизни страны накладывала существенный отпечаток на характер развития этих предприятий. К концу 1920 гг., по мере сворачивания НЭПа, количество автономных от государства издательств и периодических изданий стремительно сокращалось. Окончательно они были ликвидированы к началу 1930 годов (Бабюк, 2019). «Культура» советского периода характеризовалась переменчивостью, перетекаемостью, отсутствием жесткой структуры номеров. На основании совокупности характеристик «Культуры» был выделен советский и современный периоды развития издания. Ранний советский длился до конца 1940 гг. и характеризовался становлением системы управления культурой и искусством, формированием тематической и жанровой структуры газеты, постепенным развитием внутренней организации редакции, недостатком кадров в сфере советской журналистики о культуре. Основной советский длился с начала 1950 гг. по 1991 год и характеризовался развитием советской журналистики о культуре, которая стала более экспертной, что напрямую повлияло на «Советскую культуру». Появлялось больше художественных произведений, культурных учреждений, усложнялась система управления культурой и искусством в стране. В этот период «Советская культура» была в большей степени нацелена на международную тематику и сотрудничество с деятелями искусства зарубежных стран, в особенности социалистических. Подборка тем стала более разнообразной, чем в начале существования издания.

С 1991 года наступил другой этап в истории «Культуры». Изменилась экономическая модель, значительно сократился тираж, изменилось содержание. Структура номеров по большей части сохранилась, но уже была другая подборка художественных произведений. В 2010 гг. снова наступил другой период, в результате смены главного редактора, авторского коллектива изменились концепция и формат. Значительную роль сыграла цифровизация, которая поспособствовала уменьшению количества новостных жанров в содержании.

 

Первый период развития «Культуры» в условиях становления и развития массовой советской культуры

Первый номер под названием «Рабочий и искусство» вышел 6 ноября 1929 года с подзаголовком «Массовая газета по вопросам искусства». Тогда в стране проходила первая пятилетка и формировалась система советской периодической печати, увеличивалось количество периодических изданий (Кузнецов, 2003). Ответственным редактором был Л.Н. Чернявский, заместителем ответственного редактора О.С. Литовский. Объем самого первого выпуска составлял 8 страниц, тираж 60 000 экземпляров, цена номера составляла 5 копеек. В стране проводилась индустриализация, пятилетки стали определять развитие в том числе культуры и искусства. По мере сворачивания НЭПа газета «Рабочий и искусство» должна была заменить десятки газет по этой тематике, которые прекратили существование к концу 1920 годов.

С 1931 г. газета выходила под названием «Советское искусство» как «орган сектора искусств Наркомспроса» с припиской: «Выходит при ближайшем участии Института ПКИ Комакадемии и Всеросскомдрама». Объем газеты того времени составлял 4 страницы. Именно такое количество страниц стало впоследствии стандартом для «Культуры» советского периода на протяжении долгого времени. Объем советских газет во многом определялся партийными постановлениями. Для «Советского искусства» характерна периодическая смена организаций, от имени которых она выходила. Развитие сферы культуры и искусства и периодических изданий по этой теме определяли в первую очередь профильные отделы ЦК ВКП(б), затем уже ЦК КПСС, которые на протяжении существования Советского Союза характеризовались частой реорганизацией структурных подразделений. «Советского искусство» того времени показывало ход индустриализации, развитие сферы культуры, которой не хватало профессиональных кадров. В 1932 году произошло укрупнение писательских организаций, которое показывало общий ход развития системы управления культурой. В целом, с начала 1930 г. на страницах газеты были компетентные и профессиональные материалы о культуре и искусстве, часто их авторами были профессионалы в этой области, но все-таки немалую часть занимали материалы, носящие рассудительный характер о том, как должно быть устроено искусство в стране. Жанры порой не выполняли полностью свои функции, поскольку в новостной заметке могли быть длинные рассуждения. В тот период появляется рубрика «За рубежом», которая стала играть существенную роль, начиная с 1950 гг., когда в «Советской культуре» на последней странице выходили материалы по международной тематике.

В 1936 году учредителем «Советского искусства» стал Комитет по делам искусств при Совнаркоме Союза СССР, к которому перешло немало важных функций от Народного комиссариата просвещения, что свидетельствует о важной институциональной значимости газеты с самого начала ее существования. В тот же период и определились основные виды искусства в содержании, это были театр, кинематограф, музыка, литература, живопись. Социалистический реализм был ведущим художественным направлением в стране. В первом ноябрьском номере за 1936 год есть большой заголовок на третьей странице «Классика – достояние народа», показывающий перемену в подходах к культурной жизни в стране. Теперь искусство, произведения классиков воспринимаются как важная для граждан ценность, доступная благодаря социалистической революции, а простые граждане позиционируются как наследники классиков таких, как Пушкин, и не только. В статье о художнике Рембрандте разбиралось творческое наследие мастера, подчеркивалось его простонародное происхождение, и он противопоставлялся более привилегированному художнику Рубенсу. В тот период была развернута кампания по борьбе с формализмом в искусстве, которая проявилась особенно в конце 1940 гг.

Статьи раннего периода «Культуры», начиная от конца 1920 до конца 1930 гг. в основном написаны простым, кратким, грамотным русским языком, но с литературной точки зрения статьи были не очень разнообразны. Это показывает общую ситуацию в советской периодической печати того времени, которой не хватало профессиональных кадров. Качество газеты улучшалось неравномерно, но в 1939 она была уже гораздо лучше, что в первую очередь касается стилистики статей. В 1940 годах в «Культуре» писали о классических произведениях искусства и их авторах. Эти статьи могли быть разного плана, в том числе исследовательского, критического, новостного. Все это способствовало появлению более лексически богатого русского языка в материалах газеты, начиная с 1940 годов.

В 1942–1944 гг. в результате временного слияния с «Литературной газетой» и еще двумя менее значительными газета выпускалась под общим названием «Литература и искусство» как орган правления Союза Советских писателей СССР, Комитета по делам искусств при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии СНК СССР. В те годы в газете печаталось много статей о текущих событиях, большое внимание уделялось писателям, произведения которых были о Великой Отечественной войне, выходили стихи фронтовых поэтов. Большой популярностью пользовалась в то время публицистика известного писателя и журналиста Ильи Эренбурга, его материалы часто появлялись в «Литературе и искусстве».

В журналистских материалах того периода немало уделялось внимания национальному народному искусству, известным деятелям искусства вроде Рахманинова и анонсам культурных мероприятий по всему СССР, но особенно в Москве. В газете печатались материалы о восстановлении разрушенных в ходе войны городов, работе учреждений культуры и искусства в условиях войны, а также статьи о союзниках СССР в борьбе против Германии. К примеру, В. Ешурин в первом ноябрьском номере 1944 года опубликовал статью о его пребывании в Югославии, о том, как тепло его встречали братья-югославы в ходе поездки. В 1943 и 1944 годах редакционная коллегия менялась, в нее входили А. Герасимов, С. Герасимов, Ю. Завадский, Д. Кабалевский, А. Мордвинов, Б. Мочалин, А. Новогрудский, А. Солодовников.

С 1944 по июнь 1953 года газета вновь выходила под названием «Советское искусство». Во второй половине 1940 гг. повысилась экспертность статей, авторы стали больше уделять внимания проблемам именно культуры и искусства. Развивалась редакция, появлялось больше отделов, расширился штат корреспондентов. В номерах того времени были качественные и содержательные статьи о классических и современных произведениях искусства, а также их авторах. В журналистских материалах одобрялось реалистическое направление в отечественном и зарубежном искусстве. Например, в первом ноябрьском номере за 1950 год напечатана статья по случаю смерти Бернарда Шоу, автор уделил основное внимание реализму в произведениях Шоу. В «Советском искусстве» выходили статьи и постоянных авторов, таким был, к примеру, на протяжении более чем тридцати лет Евгений Кригер – специальный корреспондент «Известий», актер, сценарист.

Основной советский период развития «Культуры»

В 1950 годы «Советское искусство» закрепило для себя те особенности, которые появились незадолго до этого. Оно оповещало о мероприятиях в сфере культуры и искусства, выпускало содержательные статьи постоянных авторов и экспертов, в жанровой структуре был сделан акцент на качественные, содержательные, экспертные статьи. С июля 1953 года газета стала называться «Советская культура», издавалась Министерством культуры СССР, а затем и ЦК профсоюза работников культуры. Министерство культуры было создано в тот же год, тогда происходило укрупнение многих административных организаций. После прихода Хрущева на пост руководителя Советского Союза были приняты постановления о развития сельского хозяйства и культуры в сельской местности, изданиям о культуре и искусстве отводилась значимая роль в этом деле. В 1950 гг. постепенно появляется интервью как жанр. Значительные обороты набирал кинематограф, появлялись новые фильмы, развивалась сеть кинообслуживания населения. До этого самым популярным видом искусства в стране был театр. По-прежнему газета выпускала немало материалов о деятельности творческих союзов, ведущих культурных учреждений, новых художественных произведениях, жизни обычных советских граждан. В тот период началось некоторое ослабление цензуры в отношении искусства, которое в той или иной форме было и при Брежневе, при этом общие концептуальные аспекты социалистического реализма на протяжении долгих десятилетий до начала «перестройки» особо не менялись.

В 1957 году время структура редакции состояла из секретариата редакции, отдела информации, отдела театра, отдела музыки и эстрады, отдела изобразительного искусства, отдела кино, отдела культурного строительства, отдела пропаганды и науки, отдела издательств, полиграфии, книготорговли, отдела писем, иностранного отдела, отдела корреспондентской сети, отдела оформления, издательства, бухгалтерии, стенографического бюро. Структура редакции была похожа на структуру редакций других центральных газет, поскольку она тоже определялась решениями партийных ведомств.

В 1960 гг. наступила новая культурная эпоха в США, Западной Европе, Советском Союзе, что влияло и на содержание «Советской культуры». Все так же увеличивалось количество культурных учреждений в стране, на постоянной основе выходила рубрика «Люди искусства», в которой участвовали советские знаменитости. Авторы «Советской культуры», в том числе ученые, давали оценку зарубежным культурным, интеллектуальным течениям с позиций социализма. В тот период газета стала незначительно более структурированной. Проводилась существенная работа с письмами читателей, которые присылали в большом количестве. Для газеты того времени и более ранних периодов характерны сообщения о юбилеях, годовщинах, публикации о выступлениях на различных мероприятиях. Например, в апрельском номере 1964 года есть материал о пленарном заседании комиссии по драматургии и театральной критике Союза писателей РСФСР. С 1964 по 1967 год к «Советской культуре» выходило приложение «Советское кино».

В соответствии с привычной структурой номеров того времени, в конце довольно часто находились материалы о зарубежных странах или же контактах СССР с ними в сфере культуры и искусства. В номере 1964 года была очень профессиональная и содержательная статья известного кинокритика, киноведа, искусствоведа Ростислава Юренева под названием «Умение видеть жизнь» о кинофестивале в Мангейме, где названы фильмы-фавориты фестиваля и лучшие режиссеры, рассказано о событиях в сфере кинематографа, которые предшествовали фестивалю или сопутствовали ему. Главным редактором на тот момент был Д.Г. Большов, занимавший должность с 1961 по 1968 год.

В 1973 году газета перешла в статус ЦК КПСС, после этого она стала более официальной, с ней стало сотрудничать еще больше ученых и чиновников. Объем газеты после этого увеличился до 8 страниц, но общая структура номеров осталась без больших изменений, в основном прибавилось больше экспертных статей. По-прежнему в газете был довольно свободный порядок журналистских материалов и было мало постоянных рубрик, но при этом сформировались постоянные рубрики, включая те, что появились в 1960 годах. Среди них «Панорама новостей» о мероприятиях в сфере культуры и искусства, «Интерхроника “СК”», «Проблемы, события, факты». «Советская культура» иногда ссылается на материалы ТАСС, иногда корреспонденты ТАСС специально писали материалы для «Советской культуры». Такое сотрудничество стало особо практиковаться с конца 1940-х годов. В штате специальных корреспондентов были Л. Осадчая, Р. Серебренников, А. Шастин.  Главным редактором стал А. Романов до этого возглавлявший Госкино, что показывает его значимость в сфере советского искусства. Главные редакторы поздней «Советской культуры» А. Романов, А. Беляев и Ю. Барабаш имели опыт работы в отделах ЦК КПСС, что показывает важную роль «Советской культуры» в советской системе периодической печати. «Советская культура» была ведущим специализированным изданием о культуре и искусстве, которая широко охватывала деятельность многих культурных учреждений и имела разноплановую подборку видов искусства, некоторым другим изданиям по этой тематике она уступала лишь по тиражу, к примеру, «Литературной газете». В 1975 году тираж «Культуры» составлял примерно 400 000 экземпляров. В «Советской культуре» помимо журналистских материалов о культуре и искусстве, почти всегда выходили новости и статьи о промышленности, крупных общественных событиях. Есть и номера на определенную тему, например номер за 8 сентября 1978 года, на первой странице которого содержатся журналистские материалы по случаю 150-летия Льва Толстого.

К примеру, в первом апрельском номере 1978 года за 4 апреля вышли материалы о выступлениях Белградской филармонии в Ленинграде, балетной труппы бельгийской оперы в Москве и Нью-Йоркского камерного оркестра «Про арте» в Москве и других городах Советского Союза. Напечатаны статья Бориса Покровского о Владимире Канделаки, материал к 450-летию немецкого художника Альбрехта Дюрера, интервью белорусского писателя Андрея Макаенка. В номере также можно познакомиться со статьей корреспондента ТАСС в Нью-Йорке Н. Сетунского о притеснении афроамериканцев в США, о нарушении их прав в ряде штатов. В 1970-х годах была разрядка отношений между Советским Союзом и США, по содержанию «Советской культуры» можно заметить, что осуществлялось сотрудничество в области культуры со многими странами, но при этом многие направления искусства стран Западной Европы и США подвергались критике.

С конца 1970 по середину 1980 годов газета «Советская культура» выходила в привычном формате, если для того периода выделять особенности, то в самом начале номеров часто располагалась рубрика «Дневник событий» с новостями, а в конце рубрика «За рубежом» с международными новостями. Новости в «Дневнике событий» были авторства корреспондентов «Советской культуры» и ТАСС. В 1983 году должность главного редактора «Советской культуры» занял Ю. Барабаш. На этой должности он находился до 1985 года. В первом апрельском номере 1985 года журналистские материалы характеризуются разноплановостью. В них уделено также внимание культурной жизни в республиках, областях, краях страны. В номере есть официальные публикации государственных организаций, материалы о сотрудничестве СССР с другими странами в сфере культуры и о культурном развитии Сибири. Номер примечателен тем, что в нем содержится немало аналитических статей, есть и очерки. В его конце расположены новости, репортажи, статьи о зарубежных событиях в сфере общества, культуры и в меньшей степени спорта. Часть из них подготовлена корреспондентами ТАСС или же собственными корреспондентами «Советской культуры».

Первый ноябрьский номер газеты за 1985 год наполнен преимущественно журналистскими материалами о партийных мероприятиях, годовщинах, произведениях и деятелях искусства, сотрудничестве СССР и других социалистических стран в сфере культуры и искусства. Немалую часть номера занимают публикации на общественную тематику деятелей культуры, работников промышленности или же чиновников. Весомую часть занимают заметки, статьи, очерки о проблемах культуры и искусства. И как обычно для «Советской культуры» немало новостей о мероприятиях в этой сфере. В конце номера новости и статьи о зарубежных странах.

Наступление «Перестройки» не изменило тематические, жанровые, функциональные характеристики газеты, но новый курс в социальной сфере, экономике, культуре страны повлиял на содержание «Советской культуры». При этом подход к постоянным рубрикам стал более четким. Советский Союз столкнулся с экономическим кризисом, в условиях переустройства работы культурных организаций в то время возникли обсуждения касательно будущего сферы культуры и искусства. В том числе по этим причинам у «Советской культуры» немного выросли тиражи и поступало большое количество писем в редакцию. В 1987 году в «Советской культуре» выпускали телепрограмму, но с перерывами. В 1989 году появилась реклама. В том же 1989 году у «Советской культуры» стала выходить газета-приложение «Экран и сцена». В 1990 году «Экран и сцена» стала выходить отдельно, в подзаголовке исчезла информация о том, что это приложение к «Советской культуре».

Издание «Культура» в девяностых и двухтысячных

В 1990 году «Советская культура» перешла на еженедельный формат. До этого периодичность номеров была более частой и постоянно менялась. Последний советский номер «Советской культуры» вышел 7 сентября 1991 года. В нем были обозначены основные тематические зоны: «Общество», «Искусство», «Человек». Тираж газеты составлял 385000 экземпляров.

14 сентября 1991 года газета вышла под новым названием «Культура». Учредителем стал ее журналистский коллектив, что характерно и для многих других российских периодических изданий того периода. В условиях переустройства политической жизни страны она выступала в качестве независимой газеты и предоставляла возможность публиковаться людям с разными политическими предпочтениями. В начале 1990 годов появляется реклама и телепрограмма на постоянной основе. В связи с падением количества проводимых в стране мероприятий в сфере культуры и искусства «Культура» в меньшей степени выпускала новости о них, таким образом она стала менять привычные функции и концепцию. «Культура» стала более нацелена на мероприятия в сфере искусства и культуры в Москве. Немало журналистских материалов в те годы вышло об имущественных спорах между ведомствами и организациями. В этот период стали появляться несвойственные для «Культуры» публикации о зарубежных художественных произведениях посредственного качества. При этом уделялось внимание зарубежным знаменитостям и фильмам, которые пользовались успехом у российской аудитории. В 1996 году А. Беляев покинул должность главного редактора, которую занимал с 1986 года. Его сменил Ю. Белявский. Так же, как и в предыдущие десятилетия, в «Культуре» осталась рубрика совместных новостей от корреспондентов «Культуры» и ИТАР-ТАСС, в том числе на тему культуры и искусства. Тираж первого ноябрьского выпуска 1999 года составил 21679 экземпляров.

В 2000 гг. немного сменилось содержание «Культуры», поскольку сфера культуры и искусства постепенно восстанавливалась после экономических проблем, совершенствовалась законодательная база в этой сфере. Немаловажную часть в содержании занимали статьи критиков о фильмах, книгах, театральных постановках. Выходили оформленные рубрики с акцентом на виды искусства, к примеру «Событие», «Кино», «Театр». К примеру, в первом апрельском номере 2006 года есть обзоры театральных спектаклей, других культурных событий, интервью с известными людьми, афиша, телепрограмма, рекламные материалы, а также новости и статьи о России и зарубежных странах на социальную тематику. Выходила афиша театральных и музыкальных театров, которая постоянно была в «Культуре» в 1990 гг., при этом классические постановки упоминались наряду с современными.

 

Современное издание в условиях цифровизации

Выпуск «Культуры» прекратился в октябре 2011 года, потому что издание испытывало большие финансовые трудности. Последний номер вышел 27 октября 2011 года. 20 января 2012 года вышел первый номер обновленной «Культуры» во главе с новым главным редактором Е. Ямпольской, которая до этого занимала должность редактора отдела культуры «Известий». Помимо этого, почти полностью сменился авторский коллектив. «Культура» стала выходить с подзаголовком «Духовное пространство русской Евразии». Газета получила более привлекательный внешний вид. Изменились редакционная политика, концепция, поменялся подход к построению номеров и рубрик. Появились новые постоянные рубрики вроде «Общий план», «Страна», «От первого лица» и так далее.

В номере от 5 апреля 2013 года содержатся журналистские материалы в разных жанрах и на разные темы, но по-прежнему основной тематикой издания остается сфера культуры и искусства. Есть публикации о презентации Молодежного центра Союза кинематографистов России, об ОСАГО, об Ивангороде, комментарии колумнистов на тему различных общественных проблем, анонсы новинок отечественного и зарубежного кинематографа. В номере указано, что газета распространяется в России, ряде постсоветских республик и зарубежных странах, например Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Чехии. Тираж составил 19600 экземпляров. С 2014 года к «Культуре» стало выходить приложение «Свой», журнал Никиты Михалкова.

Первый апрельский номер 2019 года, вышедший 5 апреля, показывает разноплановую, насыщенную культурную жизнь в России, в нем содержатся статьи разных жанров на разнообразные темы. Это и новости о важных событиях в российской культуре и искусстве, интервью с известными личностями, четыре колонки украинского социолога, публициста, директоров театров, статья о спектаклях «Геликон-оперы», описания книжных новинок, статья об уходе заслуженного отечественного режиссера кино Георгия Данелии. Общий тираж составил 40155 экземпляров.

В ноябре 2019 года главным редактором «Культуры» стал журналист Петр Власов, главный редактор интернет-сайта «Культуромания». 11 марта 2020 года издание «Культура» снова поменяло дизайн и формат сайта, дизайн стал более лаконичным, исчезло подназвание «Духовное пространство русской Евразии». Петр Власов в качестве направлений развития обозначил стремление к большей тематической структурированности номеров, поиск новой аудитории в интернете и социальных сетях, выпуск печатных номеров 1 раз в месяц. Впоследствии «Культура» с 2020 года выходит 1 раз в месяц, объем выпуска составил 32 страницы, а журналистские материалы в основном выходят по определенной теме номера. Новостей почти не осталось в печатной версии, они регулярно выходят на сайте издания. В остальном, существенных изменений не произошло, тематика, авторы, концепция характерные для поздней «Культуры» не изменились. Аудитория современной «Культуры» в немалой степени состоит из читателей, которые преданы ей на протяжении долгого времени, даже десятилетий. Когда в конце 2019 года издание отметило 90 лет своего существования, в номере по случаю юбилея опубликовали комментарии многих заслуженных деятелей культуры. В них указано, что они давно читают «Культуру» и входят в число ее преданных поклонников. В советский период письма в ее редакцию писали люди абсолютно разных профессий и с разными увлечениями, что указывает на смешанную аудиторию издания. При этом значительную часть аудитории составляли работники сферы культуры и искусства.

Можно обозначить периоды выпуска «Культуры» по количеству страниц. Советский период делится на ранний советский четырехстраничный период (с 1930 по 1973 год), и поздний советский восьмистраничный период (с 1973 по 1989 год). В современности количество страниц увеличилось и менялось от 12 до 16 страниц. С 1990 по 1992 год – 16 стр. С 1992 по 2002 год – 12 стр. С 2002 по июнь 2008 год – 16 стр. С июня 2008 по 2012 год – 12 стр. С 2012 по 2018 год – 16 стр. С 2018 по 2019 год – 12 стр.

 

Эволюция тематической и жанровой структуры

 

Программа контент-аналитического исследования ставила целью проследить изменение контента «Культуры» с 1929 по 2019 годы по функциям, тематике, предмету публикаций, локальности, жанровой структуре и другим характеристикам. Результаты, полученные благодаря контент-анализу, во многом подтверждают сведения, добытые при помощи применения историко-типологического метода. В силу большого количества полученных эмпирических данных далее будут представлены лишь основные важные категории исследования издания. Сначала о тематической структуре издания, поскольку эта категория относится к важнейшим в данном исследовании (табл. 1).

 

Таблица 1

Тематика издания (в % к числу публикаций)

Тематика

1929/32

1936

1943/44

1950

1957

1964

1971

1978

1985

 

1992

 

1999

2006

 

2013

 

2019

Среднее

Культура и искусство

67

90 

88

100 

87 

96

91

80

73

70

78

93

68

68

80

Общество

3 

7 

14 

22 

33 

15

24

62

49

35

22

34

44

32

31

Политика, управление

12

3

7

43 

19

24

33

26

16

14

17

25

22

19

Экономика, производство

12

2 

0

2

11

6

13

18

20

20

4

4

6

7

10

История, этнография, народные промыслы

0

8

7 

7 

4 

3

1

2

3

4

2

4

10

10

4

Развлечения досуг, туризм

0

3

5 

0

0

0

1

4

1

6

7

4

4

4

3

Наука, образование

7 

5

0

2

4 

4

1

0

6

7

1

0

1

6

3

Здоровье, спорт

0

0

0

0

0

0

0

2

3

1

1

0

1

9

1

Творческое развитие человека, самодеятельность и т.д.

7 

8

0

0

3

1

4

1

0

0

0

0

0

1

Технологии

0

0

0

2

0

3

1

0

2

0

0

0

1

0

1

Религия

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

0

2

2

0

1

Семья, воспитание

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0,3

Другое

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

2

 

0,2

 

Естественно, что издание с таким названием основную долю своих журналистских материалов публикует на тему культуры и искусства (80%). Однако немалая часть публикаций затрагивает тему общества, политики. Такое положение сохраняется на протяжении почти всего существования издания. В первые годы было больше материалов о творческой самодеятельности, поскольку не существовало устоявшейся сферы культуры и искусства в стране. В последние годы увеличилось количество материалов на тему истории. Обычно это содержательные, экспертные статьи, что свидетельствует о расширении культурно-просветительского диапазона издания. Изучение «Культуры» по рубрикам затруднительно, поскольку в «Культуре» советского периода часто менялись рубрики, что характерно и для многих других советских периодических изданий, поэтому изучение тематики является важным. Нередко встречаются материалы политематического характера, совмещая в себе тему культуры и общества.

Не менее важно было зафиксировать, какие виды искусства становились предметом публикаций (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Виды искусства в публикациях (в % к числу публикаций)

Вид искусства

1929/32

1936

1943/44

1950

1957

1964

1971

1978

1985

 

1992

 

1999

2006

 

2013

 

2019

Среднее

Театр

32

21

67

31

15

6

30

22

18

13

13

21

9

16

20

Музыка

7

34

65

29

9

17

15

13

12

13

20

26

17

7

18

Кинематограф

20

3

16

20

17

8

16

13

12

13

17

17

13

11

14

Живопись

7

25

58

16

4

19

16

5

8

8

6

5

8

9

11

Литература

12

8

47

20

7

4

5

27

11

11

4

13

6

5

11

Опера

0

5

7

4

0

3

0

4

3

2

4

5

4

1

3

Народное искусство, самодеятельность, фольклор

8

5

9

12

2

10

1

4

2

1

4

2

0

4

3

Балет

0

2

2

12

2

1

1

5

3

5

0

5

1

4

3

Хореография

1

2

5

7

0

7

2

4

0

1

0

2

4

1

2

Скульптура

0

0

5

0

0

3

3

0

2

2

1

2

0

2

2

Архитектура

0

2

5

7

2

0

0

5

3

1

2

0

1

0

1

Декоративно-прикладное искусство

0

0

0

0

0

0

1

0

2

1

0

3

1

0

1

Фотография

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

3

3

1

1

Графика

0

0

0

2

0

4

1

0

1

1

0

0

2

0

1

Эстрада

0

3

5

2

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

1

Радиоискусство

0

5

9

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Цирк

0

0

2

4

0

0

0

0

2

0

0

0

1

0

0,4

В соответствии с тематической направленностью в издании «Культура» выходили журналистские материалы почти обо всех видах искусства, хотя значительная часть о театре, музыке, кинематографе, живописи, литературе. Динамика показывает, что в последнее время стабильно сохраняет ведущую роль театр и кинематограф.

Жанровая палитра также меняется во времени (табл. 3.).

Таблица 3

Типы жанров (в % к числу публикаций)

Типы жанров публикаций

(в % к числу публикаций)

1929/1932

1936

1943/1944

1950

1957

1964

1971

1978

1985

1992

1999

2006

2013

2019

Среднее

 

Информационные

68

63

67

60

31

78

82

56

57

68

56

68

67

54

65

Аналитические

7

34

29

22

13

11

13

25

15

13

14

19

24

37

18

Официальные

4

0

12

4

31

4

8

4

15

2

4

4

1

0

6

Коммуникативные

18

0

0

7

11

1

0

9

7

10

1

1

1

0

5

Художественно-публицистические

1

0

14

4

4

6

1

4

6

5

2

6

4

6

5

Развлекательные, досуговые

0

3

0

0

9

0

0

0

1

1

2

3

3

2

2

Справочно-консультационные

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Ожидаемо на первом месте информационные жанры, в основном новости (22%) и заметки (19%). Связано это с тем, что «Культура» значительную часть своего существования уделяла внимание оповещению читателей о прошедших или грядущих мероприятиях в сфере культуры и искусства. Собственно, выполнение роли афиши всегда было характерно для многих периодических изданий о культуре и искусстве. В этом направлении идут и современные отделы по культуре интернет-изданий, они тоже в немалой степени выпускают материалы о будущих событиях и мероприятиях в этой сфере. Встречаются также анонсы, объявления (14%), репортажи (5%) и информационные интервью (4%). В три раза меньше аналитических жанров, которые зачастую больше по объему, чем информационные, среди них на первом месте статья (11%). Намного меньше официальных материалов, коммуникативных жанров, среди которых в основном письма в редакцию, художественно-публицистических текстов, например эссе и очерков, и развлекательных, к примеру стихов. Справочно-консультативные в исследованных номерах не встречались ни разу. Следует отметить, что в «Культуре» за все периоды они встречаются, но довольно редко. Жанровая специфика, как и тематическо-предметная, тоже отображала историческое время и каких-то линейных тенденций не заметно, кроме того, что в современном издании стабильно остается много аналитических журналистских материалов. Но в последнее десятилетие сильно уменьшились показатели главных новостных жанров, к примеру заметки. В целом, жанровая структура издания «Культура» была довольно традиционной в рамках периодической печати. В том плане, что в ее номерах главенствовали новости, заметки, статьи и другие привычные для журналистики жанры.

Основной функцией «Культуры» всегда была информационная в связи с проходящими в стране культурными мероприятиями, фестивалями, концертами и так далее. Следующей по значимости была и остается культурно-просветительская функция. В первые десятилетия сильно присутствовала организаторская функция, что характерно для многих советских изданий того периода. С начала 1990 гг. увеличилась рекламная и справочная функции. Ближе к современности идеологическая функция снизилась. Рекреативная тоже периодически проявляется, в том числе и в современности. Таким образом, «Культура» на протяжении значительной части своего существования была многофункциональным изданием.

Издание «Культура» всегда публиковало журналистские материалы в основном о современных событиях, материалы о прошлом попадаются не так часто. Журналистские материалы в основном затрагивали мероприятия на территории всей страны, но в последние десятилетия тенденция идет в этом плане в пользу столицы. С изданием всегда сотрудничали многие известные и компетентные авторы, в их числе ученые, представители искусства, общественные деятели, что представляет собой оригинальную модель того, как контент в периодическом издании могут совместно создавать профессионалы из разных областей и постоянные авторы. В современной «Культуре» существует индивидуальное выделение журналистов, указываются имена, фамилии, профессиональная принадлежность корреспондентов, чего зачастую не делалось в первые десятилетия ее существования. За последние 10 лет устоялась постоянная рубрика с колумнистами.

 

Заключение

В ходе исследования издания «Культура» за все периоды его существования с 1929 по 2019 год получены ценные данные, которые показывают его особенности. Оно помогло проследить функционально-тематическую и жанровую динамику «Культуры» с учетом периодов развития страны. Так или иначе менялись ее жанрово-стилистические характеристики и внимание авторов к тем или иным мероприятиям, произведениям и видам искусства. При этом целый ряд характеристик оставался неизменным, в первую очередь тематическая направленность в сфере культуры и искусства. Исследование контента показало, что журналистские материалы на тему политики, общества, экономики тоже стабильно занимали важное место. В последнее десятилетие сократились основные новостные жанры, высокую долю занимает культурно-просветительская функция, в издании много содержательных статей, в том числе об истории. Все это указывает, что «Культура» сохраняет тематическое разнообразие.

При этом в большинстве случаев смена главных редакторов незначительно повлияла на концепцию «Культуры», ее тематическую и жанровую структуру. Даже существенные перемены в формате издания, начиная с 1990 гг., в том числе произошедшие после смены главных редакторов, существенно не повлияли на его тематику. Можно отметить, что многие изменения в издании, новшества не связаны напрямую с организационными переменами.

Издание «Культура» на протяжении своего существования выходило под разными названиями. В тридцатые годы «Советское искусство» не отличалось качеством, а многие его авторы профессионализмом. В тяжелые для страны сороковые оно следовало по пути постепенного становления в качестве одного из ведущих периодических изданий о культуре в стране. В пятидесятые и шестидесятые в «Советской культуре» сформировались подходы к работе, определившие ее развитие на годы вперед, авторский коллектив содействовал развитию культурной жизни в стране и сотрудничеству в этой сфере с зарубежными деятелями. В семидесятых «Советская культура» продолжила развиваться в условиях развития системы управления культурой и искусства, с ней сотрудничало множество ученых и деятелей искусства. В восьмидесятых, будучи уже сформировавшейся и имевшей серьезный имидж, продолжила осуществлять новостное сопровождение различных мероприятий в сфере культуры и искусства, проходящих в стране. С начала 1990 годов издание «Культура» претерпевало ряд изменений: перешло на коммерческую основу, испытало падение тиражей и с начала 2010 годов вошло в новый этап своего развития, характеризующийся сменой формата, обновлением подходов к работе и применением новых технологий.

Как и многие другие печатные издания, «Культура» испытывает проблемы в связи с цифровизацией. Переход «Культуры» в конце 2010 годов на ежемесячный формат, характерен для периодических изданий разных стран, старающихся адаптироваться под современные условия. Издание «Культура» в наши дни имеет печатную версию, сайт в интернете, страницы в социальных сетях, приложение «Свой», профессиональный коллектив авторов, что закладывает хороший фундамент для дальнейшего развития в столь непростое время для периодической печати.

Однако на данный момент делать выводы об эффективности перестраивания «Культуры» под условия цифровизации рано. Дальнейшее развитие этого издания во многом покажет тенденции происходящего в сфере специализированных медиа о культуре. В условиях популярности развлекательного контента развитие специализированных медиа о культуре остается важным.

 


Примечания

  1. Архив издания «Культура». Режим доступа: https://portal-kultura.ru/archive/ (дата обращения: 23.08.2024).

 

Библиография

Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985.

Акопян Т.В., Кряжева А.А., Седова Н.П., Снигирева И.А., Фурман С.А. Газеты дореволюционной России 1703–1917 / под. ред. Т.В. Акопян, М.А. Луковская. СПб: Российская национальная библиотека, 2007.

Аникина М.Е. Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2592

Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / под. ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009.

Бабюк М.И. К вопросу о формах собственности на периодическую печать в СССР в условиях 1920-х годов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. №6. С. 25–51.

Базикян С.А. Культуртрегерский потенциал современных СМИ (на примере газеты «Культура») // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 2.

Благов Ю.В. Культурологический аспект в журналистике // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Том 2. № 2.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Голиков А.Г. (ред.) Источниковедение отечественной истории: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Горлова Е.В. Журналы об искусстве в России: типологический анализ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Том 2. № 4.

Дедкова Т.Ф. Старые и новые журналы о культуре. М.: Фак. журн. МГУ, 2007.

Есина Б.И. (ред.) Методика изучения периодической печати: сб. статей. М., 1977.

Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). М.: Флинта: Наука, 2003.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. М.: Аспект Пресс, 2011.

Русская периодическая печать (1702—1894): справочник / под. ред. А.Г. Дементьева, А.В. Западова, М.С. Черепахова. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1959.

Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 1.

Свитич Л.Г. Социология журналистики: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Тематическая модель городских газет мегаполисов (контент-аналитическое исследование) // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 371–393.

Шульга М.С. Типологические характеристики издания «Культура» (1929–2023) // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 3. С. 172–175.

 

Janssen S., Kuipers G., Verboord, M. (2008). Cultural Globalization and Arts Journalism: The International Orientation of Arts and Culture Coverage in Dutch, French, German, and U.S. Newspapers, 1955 to 2005. American Sociological Review 73: 719–740.

Kersten, A., & Janssen, S. (2016). Trends in Cultural Journalism. Journalism Practice 11 (7): 840–856.