- Русский
- English
Ссылка для цитирования: Анненкова И.В., Хорина К.А. Типы конвергентности современного медиатекста // Медиаскоп. 2024 Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2864
© Анненкова Ирина Васильевна
доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка, журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), anneirina@yandex.ru
© Хорина Ксения Андреевна
специалист по учебно-методической работе, выпускница аспирантуры кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), khorina.xenia@yandex.ru
Аннотация
В работе представлены результаты анализа влияния процесса конвергенции в массовых коммуникациях на современные медиатексты. Авторы использовали публикации 12 наиболее цитируемых средств массовой информации разных типов (газеты, журналы, радиостанции, телеканалы и интернет-СМИ) в случайно выбранный день (№=317). Были рассмотрены девять основных характеристик отобранных текстов: способ создания, способ воспроизведения, объем, креолизованность, оригинальность информации, тематическая доминанта, функционально-жанровый тип, группа речевых жанров, коммуникативно-функциональная принадлежность к той или иной сфере массовых коммуникаций. На основе полученных данных авторы предприняли попытку не только выделить, но и классифицировать характеристики медиатекстов в соответствии с их конвергентным потенциалом.
Ключевые слова: медиатекст, конвергенция, типы конвергенции, жанр, речевой жанр, прагматика, медиатопик.
Введение
Феномен конвергенции в массовых коммуникациях уже долгое время привлекает к себе внимание исследователей. Конвергенцию как процесс «размытия» границ различных сфер человеческой деятельности, коммуникационных каналов и средств массовой информации начали рассматривать еще на рубеже ХХ и XXI веков (De Sola Pool, 1983; Вартанова, 1999; Gordon, 2003; Lehman-Wilzig, Cohen-Avigdor, 2004; Засурский, 2005; Jenkins, 2006 и др.). В 2010 годах изучение проблематики конвергенции в массовых коммуникациях стало одним из наиболее перспективных направлений (Balbi, 2017). Зарубежные исследователи, обращающиеся к вопросам конвергенции, в большинстве случаев рассматривают этот процесс с технологической стороны, уделяя особое внимание влиянию развивающихся цифровых технологий на процесс производства медиапродуктов и индустрию средств массовой информации в целом (Кастельс, 2000; Dennis, 2006; Salaverria, Garcia, Masip, 2012 и др.).
В отечественной науке одним из первых исследователей, использовавших понятие «конвергенция» для описания изменений в сфере массовых коммуникаций, была профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Е.Л. Вартанова (Вартанова, 1999). В своей статье 1999 года Е.Л. Вартанова рассматривает конвергенцию как многоаспектный процесс, предполагающий слияние различных технологий, сближение различных типов средств массовой информации, а также формирование нового интегрированного медиарынка. В более поздней работе (Алексеева, Вартанова, Круглова, Лосева и др., 2010) исследователь отметила, что конвергенция в российской медиаиндустрии стимулирует не только развитие новых организационно-управленческих моделей, но и дает импульс к формированию смежных с журналистской деятельностью профессий. Также из наиболее ранних российских публикаций, посвященных феномену конвергенции в массовых коммуникациях, стоит отметить статью Я.Н. Засурского «Медиатекст в контексте конвергенции» (Засурский, 2005), в которой автор затронул вопрос влияния процесса конвергенции на медиатексты. В 2010 гг. обозначился рост интереса отечественных ученых к проблематике конвергенции в массовых коммуникациях В этот период ученые изучают данный процесс со множества позиций, в частности, рассматривая конвергенцию в качестве «переходного состояния» от традиционной профессиональной журналистики к «постжурнализму» (Крамер, 2017), процесса интеграции технологических платформ в СМИ (Куценко, 2017), особого способа производства и распространения журналистских текстов (Вырковский, Галкина, Колесниченко, Образцова, Вартанов, 2017). Кроме того, исследователи отмечают проявления конвергенции в организационно-структурном сближении традиционно разделяемых коммуникационных сфер журналистики, PR и рекламы (Кривоносов, 2002; Короченский, 2004; Караева, Точилина, 2009; Горохов, Шилина, 2009 и др.). По мнению некоторых исследователей, этот процесс проявляет себя на нескольких уровнях и приводит к формированию универсального медиапродукта (Шестеркина, Лободенко, 2013). Отметим, что несмотря на наметившийся научный консенсус (Вартанова (ред), 2019), понятие «конвергенция» сохраняет множественность трактовок и интерпретаций в современной отечественной научной литературе.
В последние десятилетия в профессиональной и научной среде все чаще встречается понятие «конвергентная журналистика» (Deuze, 2004; Quinn, 2005; Баранова, 2011; Олешко, 2015 и др.), которое нередко используется в качестве своеобразного синонима другого термина – «мультимедийная журналистика» (Зиновьев, 2012; Смирнова, 2016; Симакова, 2017 и др.). В данном контексте конвергенция рассматривается прежде всего как организационно-структурное сближение различных типов СМИ, результатом которого становится формирование так называемых конвергентных редакций (Молчанова, 2018), производящих медиапродукты нового типа (Уразова, 2011).
В рамках настоящего исследования мы поставили цель проанализировать стилистические особенности медиатекстов, подготовленных современными конвергентными редакциями. Кроме того, мы предприняли попытку выделения и классификации проявлений конвергенции в медиатекстах современных средств массовой информации.
Методика
В качестве объекта исследования мы выбрали медиатексты, опубликованные в наиболее цитируемых российских СМИ. Для уточнения выбора изданий мы обратились к рейтингам «Медиалогии» за 2022 год (отметим, что работа с эмпирическим материалом настоящего исследования проводилась в первой половине 2023 года, и авторы исходили из данных, имевшихся на тот момент в открытом доступе). Поскольку в рейтингах за период до марта 2022 года были широко представлены издания, прекратившие по тем или иным причинам свою деятельность после начала специальной военной операции в Украине, мы составили свой усредненный рейтинг, базирующийся на данных «Медиалогии». В этих целях мы проанализировали ежемесячные рейтинги за полгода (период с марта по сентябрь 2022 года) и вычленили те издания, которые стабильно (наиболее часто) занимали одну из первых трех лидирующих позиций в рейтингах упоминания в СМИ в пяти категориях: газеты, журналы, радиостанции, ТВ-каналы, интернет-ресурсы. Таким образом, в список вошли следующие СМИ: «Ведомости», «Известия», «КоммерсантЪ», «7 Дней», Hello!, «Профиль», Sputnik, «Говорит Москва», Радио «Комсомольская правда», «Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «Газета.ru», РБК, RT на русском. Поскольку настоящее исследование предполагало рассмотрение медиатекстов, подготовленных конвергентными редакциями, мы отдали предпочтение анализу контента сайтов обозначенных выше СМИ (см. табл. 1).
Следующим нашим шагом стало определение временного интервала исследования и общего количества медиатекстов, подходящих под обозначенные выше критерии. Поскольку мы предполагали, что процесс конвергенции в массовых коммуникациях носит стабильный характер, а следовательно, отражается во всех публикациях конвергентных редакций, мы остановились на случайном выборе даты публикаций (22 ноября 2022 года). Таким образом, общая совокупность рассматриваемых медиатекстов составила 2923 единицы (см. табл.2). Отметим, что при подсчете мы обнаружили неоднородность количества публикаций, которая проявлялась не только на уровне конкретных СМИ, но и их типов (см. табл. 2). Так, большая часть рассматриваемых публикаций (53,5%) была подготовлена редакциями интернет-СМИ (изначально ориентированных на производство и распространение массовой информации в интернете), в то время как наименьшее количество текстов было опубликовано на интернет-ресурсах, выступающих в роли онлайн-версий журналов (6,3%). На наш взгляд, такая продуктивность может быть связана с качественными различиями редакций, зависящих прежде всего от их организационно-структурных особенностей.
Таблица 1
Перечень рассматриваемых СМИ и их сайтов
Тип СМИ |
Название |
Сайт |
Газета |
«Ведомости» |
vedomosti.ru |
«Известия» |
iz.ru |
|
«КоммерсантЪ» |
kommersant.ru |
|
Журнал |
«7 Дней» |
7days.ru |
Hello! |
hellomagrussia.ru |
|
«Профиль» |
profile.ru |
|
Радиостанция |
Sputnik |
radiosputnik.ria.ru |
«Говорит Москва» |
govoritmoskva.ru |
|
Радио «Комсомольская правда» |
radiokp.ru |
|
ТВ-канал |
«Первый канал» |
1tv.ru |
«Россия 1» |
vesti.ru |
|
«Россия 24» |
||
Интернет-ресурсы |
«Газета.ru» |
gazeta.ru |
РБК |
rbc.ru |
|
RT на русском |
russian.rt.com |
Поскольку нашей основной задачей являлся анализ определенных параметров современных медиатекстов, мы решили несколько ограничить количество рассматриваемых материалов. Для этого мы обратились к формуле расчета выборки (с учетом погрешности в 5%) и рассчитали необходимый шаг. Таким образом, итоговое количество рассматриваемых текстов составило 317 (каждый девятый).
Таблица 2
Количественное распределение медиатекстов, опубликованных 22 ноября 2022 года на рассматриваемых сайтах
Тип СМИ |
Сайт |
Количество публикаций |
Доля от общего числа текстов |
Газета |
vedomosti.ru |
101 |
3,46 % |
iz.ru |
303 |
10,37 % |
|
kommersant.ru |
188 |
6,43 % |
|
Итого |
592 |
20,25 % |
|
Журнал |
7days.ru |
32 |
1,1 % |
hellomagrussia.ru |
18 |
0,62 % |
|
profile.ru |
133 |
4,55 % |
|
Итого |
183 |
6,27 % |
|
Радиостанция |
radiosputnik.ria.ru |
170 |
5,82 % |
govoritmoskva.ru |
144 |
4,93 % |
|
radiokp.ru |
33 |
1,13 % |
|
Итого |
347 |
11,87 % |
|
ТВ-канал |
1tv.ru |
69 |
2,36 % |
vesti.ru |
167 |
5,71 % |
|
Итого |
236 |
8,07 % |
|
Интернет-ресурсы |
gazeta.ru |
684 |
23,4 % |
rbc.ru |
455 |
15,57 % |
|
russian.rt.com |
426 |
14,57 % |
|
Итого |
1565 |
53,54 % |
Затем мы проанализировали соответствие отобранных материалов следующим характеристикам (Добросклонская, 2005; Дускаева, 2004; Вырковский, Галкина, Колесниченко, Образцова, Вартанов, 2017):
Результаты анализа были сведены в единую таблицу и обработаны с помощью статистического анализа.
Результаты
При проведении исследования мы обратили внимание на различия возможности изменения выделенных нами ранее характеристик медиатекстов под влиянием конвергенции. Мы выделили две группы рассматриваемых параметров:
Проанализировав имеющиеся у нас данные, мы выделили массив текстов, в которых обнаруживались те или иные проявления конвергенции (см. табл. 3). Отметим, что в рамках настоящего исследования мы будем называть такие тексты конвергентными.
Таблица 3
Количественное распределение конвергентных текстов по типу СМИ
Тип СМИ |
Общее количество рассматриваемых текстов |
Количество текстов, в которых обнаруживались признаки конвергенции |
Доля конвергентных текстов |
Газеты |
64 |
53 |
83 % |
Журналы |
19 |
18 |
95 % |
Радиостанции |
37 |
33 |
89 % |
Телеканалы |
25 |
25 |
100 % |
Интернет-СМИ |
172 |
170 |
99 % |
ИТОГО |
317 |
299 |
94 % |
Приведенные в таблице данные, с нашей точки зрения, свидетельствуют о высоком влиянии процесса конвергенции в медиа на контент средств массовой информации. При этом можно заметить некоторые различия в доле конвергентных текстов в зависимости от типа СМИ. Так, в исследуемой нами совокупности практически все медиатексты, созданные и распространенные интернет-СМИ и конвергентными редакциями, созданными на базе телеканалов, в той или иной степени проявили свой конвергентный потенциал. Также, исходя из полученных нами данных, в значительной степени подверженными конвергенции можно считать «журнальные» медиатексты (95%). При этом сравнительно менее ярко конвергенция проявилась в исследуемых нами материалах, опубликованных на онлайн-версиях газет и радиостанций (доля конвергентных текстов составила 83% и 89% соответственно).
В качестве следующего нашего шага выступил подсчет количества текстов, в первичных параметрах которых были обнаружены те или иные проявления конвергенции (см. табл. 4), а также определение их доли (в процентах) в соответствующем типу СМИ массиве конвергентных текстов, вычлененному на предыдущем этапе. Отметим, что здесь и далее в качестве доли представлено процентное соотношение тех или иных данных и общего количества выделенных нами конвергентных текстов, опубликованных конвергентными редакциями, работающими на базе различных типов СМИ (см. табл. 3). Так, мы определили некоторую разницу потенциала конвергентных проявлений первичных характеристик текста. Весьма ожидаемо была отмечена абсолютная конвергентная ригидность такой первичной характеристики медиатекста, как объем. В то же время мы обнаружили незначительное количество текстов, способ создания которых был в некоторой степени конвергентен. Этими экземплярами стали две публикации РБК (отметим, что обе они относились к проекту «РБК Pro», доступ к материалам которого осуществляется по платной подписке):
Таблица 4
Количественное распределение текстов, в первичных параметрах которых были обнаружены те или иные проявления конвергенции
Тип СМИ |
Количество конвергентных текстов (единиц) |
Количество конвергентных текстов (доля) |
||||
Способ создания |
Оригиналь-ность |
Объем |
Способ создания |
Оригиналь-ность |
Объем |
|
Газеты |
0 |
1 |
0 |
0 % |
2 % |
0 |
Журналы |
0 |
1 |
0 |
0 % |
6 % |
0 |
Радиостанции |
0 |
8 |
0 |
0 % |
24 % |
0 |
Телеканалы |
0 |
1 |
0 |
0 % |
4 % |
0 |
Интернет-СМИ |
2 |
4 |
0 |
1 % |
2 % |
0 |
ИТОГО |
2 |
15 |
0 |
1 % |
5 % |
0 |
Особенностью обеих публикаций можно назвать неоднозначность способа создания, а именно авторства. С одной стороны, в обоих случаях был указан конкретный автор (Сергей Таранов и Виктория Полякова), что позволяет говорить об авторском способе создания текстов. С другой стороны, в связке с именем автора присутствовали его регалии («Сергей Таранов, директор по развитию бизнеса WIAT», «Виктория Полякова, юрист, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»), сужающее авторское Я до уровня экспертного мнения, официальной позиции (разъяснения) репрезентирующего определенную компанию сотрудника. Кроме того, в заголовочном комплексе присутствовала атрибуция к той или иной компании-партнеру («IT-Manager» и «Актион»), что, на наш взгляд, позволяет говорить о коллегиальности авторства. Таким образом, мы видим в приведенных медиатекстах смешение типов создания текста (авторского и коллегиального).
Приведенные выше данные свидетельствуют о некотором конвергентном потенциале такого первичного параметра медиатекстов, как оригинальность: примерно каждый двадцатый рассмотренный конвергентный текст одновременно проявлял признаки оригинальности (то есть информация в медиатексте была первичной, найденной представителями соответствующей редакции) и рерайта. Наиболее показательным примером, по нашему мнению, можно считать текст радио Sputnik «Эксперт: Эрдоган “в один флакон” упаковал две разные стратегии»3:
Россия призывает Турцию к сдержанности, чтобы не допустить эскалации в Сирии. В эфире радио Sputnik ситуацию прокомментировал директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин.
Москва призывает Анкару к сдержанности, чтобы не допустить эскалации напряженности на сирийской территории, заявил спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев.
В Астане проходит международная встреча по сирийскому урегулированию.
По словам дипломата, надо продолжить работу со всеми заинтересованными сторонами, попытаться найти мирное решение "курдского вопроса».
Лаврентьев отметил, что Турция заранее не уведомляла РФ о воздушной операции "Коготь-Меч" в Сирии и Ираке, вопрос будет обсуждаться в ходе встречи в Астане.
"Мы надеемся убедить наших турецких партнеров воздержаться от применения чрезмерной силы на сирийской территории", – приводит РИА Новости слова спецпредставителя президента РФ.
Ранее турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган упрекнул Россию в неисполнении обязательств "по очистке" сирийских регионов от курдских вооруженных формирований по договоренности от 2019 года. По словам Эрдогана, продолжение операции в Сирии "находится в повестке дня" Анкары.
Турция в воскресенье, 20 ноября, провела воздушную операцию "Коготь-Меч" против вооруженных формирований запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана на севере Сирии и Ирака, задействовав свыше 50 самолетов и 20 беспилотников.
В эфире радио Sputnik директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук Алексей Подберезкин прокомментировал ситуацию.
"Это были удары возмездия, я бы так сказал, ответные удары на теракт в Стамбуле. Удар был достаточно массированный по тем базам курдских вооруженных формирований, которые были уязвимы для воздушного налета. То есть Эрдоган дал понять, что он будет жестко отвечать на любые террористические акты в отношении Турции. Курды сейчас однозначно находятся под контролем США, действуют вместе с ними. Поэтому удары, которые наносились Турцией, можно расценить как удары по своему союзнику по НАТО – по США, в том числе по тем территориям, которые находятся в Ираке. Очень хочется верить, и на это нацелено наше заявление, что не будет эскалации конфликта", – сказал Алексей Подберезкин.
По его мнению, упреки, которые Эрдоган высказал в адрес Москвы, являются формальными, они не скажутся на российско-турецких отношениях.
"Эрдоган может одновременно "в одном флаконе" упаковать две разные стратегии. В отношении России, строительства атомной станции и газопровода – это одна история. И совершенно другая история в отношении Сирии и в отношении курдов. В данном случае курды рассматриваются им как угроза территориальной целостности. У нас в свое время с Курдской рабочей партией были хорошие отношения, традиционные, советские, и сейчас, наверное, что-то осталось, но курды приняли позицию США, мы на них сейчас никакого влияния не оказываем и вряд ли можем оказать. Поэтому я думаю, что упреки Эрдогана в наш адрес достаточно формальные. Мне кажется, он это сказал для того, чтобы мы не препятствовали военно-воздушным налетам турецкой авиации", – отметил Алексей Подберезкин.
С одной стороны, мы видим в тексте четкое указание оригинальности информации («В эфире радио Sputnik ситуацию прокомментировал директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин»), составляющей значительную часть текста. Но, с другой стороны, в первой половине текста, по смыслу подводящей читателя к ключевой, оригинальной информации, используется маркированное заимствование («приводит РИА Новости слова спецпредставителя президента РФ»). Сплетение оригинальной и заимствованной информации в рамках одного текста, по нашему мнению, не единственное проявление конвергенции первичного параметра оригинальности в данном случае. Важной деталью можно считать системную интеграцию радио Sputnik в медиакомпанию «РИА Новости». Иными словами, выделяя «заимствование» информации, авторы рассматриваемого материала дают ссылку на своих ближайших коллег, подчеркивают взаимозависимость двух средств массовой информации.
Следующим нашим шагом стало рассмотрение проявлений конвергенции вторичных признаков в исследуемых медиатекстах. Из общего массива текстов мы вычленили те экземпляры, в которых одновременно присутствовали два и более признака одного ряда (к примеру, в публикации совмещались и письменный, и устный способ воспроизведения), и подсчитали их долю в общем количестве рассматриваемых конвергентных текстов того или иного типа СМИ (см. табл. 5).
Таблица 5
Доля текстов, во вторичных параметрах которых были обнаружены те или иные проявления конвергенции (от общего числа конвергентных текстов)
Тип СМИ |
Доля различных параметров в общем массиве конвергентных текстов |
|||||
Креолизован-ность |
Медиатопик |
Речевой жанр |
Жанр |
Способ воспроизве-дения |
Сфера |
|
Газеты |
45 % |
79 % |
38 % |
9 % |
28 % |
6 % |
Журналы |
56 % |
33 % |
33 % |
6 % |
0 % |
6 % |
Радиостанции |
91 % |
48 % |
36 % |
15 % |
0 % |
3 % |
Телеканалы |
91 % |
40 % |
20 % |
4 % |
56 % |
0 % |
Интернет-СМИ |
94 % |
50 % |
45 % |
16 % |
5 % |
6 % |
ИТОГО |
83 % |
53 % |
40 % |
13 % |
12 % |
5 % |
Приведенные в таблице данные, с нашей точки зрения, свидетельствуют о различном уровне влияния конвергентных процессов на параметры медиатекстов. Так, при проведении анализа наиболее ярко проявила себя креолизованность, то есть конвергентное сочетание различных видов кодирования информации в рамках одного текста (текст, фото, видео, инфографика и проч.). Доля медиатекстов такого рода в рассматриваемом нами массиве составила 83%. Весьма примечательно, что радиостанции, телеканалы и интернет-СМИ в сравнении с газетами и журналами значительно чаще публикуют креолизованные тексты, при этом в газетных публикациях использовался наиболее широкий спектр видов кодирования информации (см. табл. 6).
Таблица 6
Количество креолизованных текстов по видам использованного кодирования информации (в единицах)
Тип СМИ |
Вид кодирования информации |
|||
Фото |
Изображение |
Инфографика |
Видео |
|
Газеты |
42 |
1 |
16 |
23 |
Журналы |
10 |
0 |
0 |
0 |
Радиостанции |
30 |
0 |
0 |
0 |
Телеканалы |
16 |
0 |
1 |
14 |
Интернет-СМИ |
137 |
7 |
7 |
79 |
ИТОГО |
235 |
8 |
24 |
116 |
Отметим, что под изображением в данном случае мы понимали некие графические элементы, способ создания которых несколько отличался от фотографий (различные коллажи, рисунки и проч.), а инфографикой мы считали примеры графического представления, как правило, статистической или справочной информации (карты, диаграммы и проч.). Кроме того, в процессе анализа мы обнаружили одну публикацию, креолизованность которой была обусловлена включением в текст интерактивной вставки из социальных сетей.
Также, на наш взгляд, важно отметить, что значительная часть креолизованных текстов имела смешанный способ воспроизведения: одна часть информации была оформлена в виде печатного текста, а другая часть была представлена в виде устного повествования во встроенном видео.
Вторым по выраженности конвергентности параметром медиатекста стал медиатопик. Так, больше половины (53%) рассматриваемых текстов проявляли смешанную тематическую доминанту. Рассмотрев весь отобранный для настоящей работы массив текстов, мы выделили медиатопики, выступающие доминантными в анализируемых текстах: автомобили, армия, бизнес, здоровье, знаменитости, культура, международные новости (мир), наука, общество, политика, происшествия, спорт, экономика. Проанализировав данные статистически, мы обнаружили, что в исследуемых публикациях наиболее часто встречались три тематические доминанты: международные новости, общество и политика. При этом в большинстве случаев они были смешаны с другими отмеченными нами медиатопиками (см. табл. 7).
Таблица 7
Распределение текстов, относящихся к трем наиболее встречающимся медиатопикам
Медиатопики |
Количество текстов (в единицах) |
Смешение с другими топиками |
|||||
Газеты |
Журналы |
Радио |
ТВ |
Интернет-СМИ |
Общее |
||
Мир |
30 |
5 |
14 |
9 |
74 |
132 |
94 % |
Общество |
14 |
0 |
6 |
7 |
21 |
48 |
67 % |
Политика |
24 |
4 |
16 |
8 |
46 |
98 |
79 % |
Изучив полученную статистическую информацию о смешении указанных тематических доминант с другими медиатопиками, мы сделали диаграмму «конвергентного поля» ключевых медиатопиков (см. рис. 1). Так, мы видим, что в рассмотренных нами публикациях наиболее часто международные новости имели выраженный политический окрас, а общественные темы в текстах были тесно связаны с политикой, событиями в других странах и экономикой.
Рис. 1. «Конвергентное поле» медиатопиков мир, общество и политика
Далее мы проанализировали проявления конвергенции на уровне речевых жанров. Поскольку в эмпирическую базу настоящей работы вошли медиатексты, объем которых варьировался от 29 до 38318 знаков без пробелов, мы посчитали целесообразным выделять доминирующую группу речевых жанров в рассматриваемых текстах. При этом мы обратили внимание на совмещение несколько групп речевых жанров во многих экземплярах (см. табл. 8).
Таблица 8
Статистика групп речевых жанров
Группа речевых жанров |
Газеты |
Журналы |
Радио |
Телеканалы |
Интернет-СМИ |
|||||
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
|
Информационный |
43 |
67 % |
11 |
58 % |
23 |
62 % |
18 |
72 % |
85 |
49 % |
Информационный / оценочный |
16 |
25 % |
2 |
11 % |
12 |
32 % |
5 |
20 % |
60 |
35 % |
Оценочный |
1 |
2 % |
2 |
11 % |
2 |
5 % |
2 |
8 % |
10 |
6 % |
Оценочный / побудительный |
2 |
3 % |
1 |
5 % |
0 |
0 % |
0 |
0 |
11 |
6 % |
Информационный / побудительный |
2 |
3 % |
3 |
16 % |
0 |
0 % |
0 |
0 |
4 |
2 % |
Информационный / оценочный / побудительный |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 |
2 |
1 % |
Указанные в таблице данные могут свидетельствовать, с одной стороны, о доминировании информационной группе речевых жанров, а с другой стороны, о весьма частом смешении информационных и оценочных речевых жанров в медиатекстах. Отметим также то, что в рассмотренном нами корпусе текстов побудительные жанры встретились только в смешении с информационными и оценочными.
Рассмотрим подробнее пример, в котором, как нам представляется, одновременно нашли отражение все три группы речевых жанров:
Бронзовый призер чемпионата мира 2015 года, а ныне тренер Елена Радионова, прокомментировала инцидент, произошедший на этапе Гран-при России в Самаре с серебряной медалисткой Олимпийских игр в Пекине Александрой Трусовой.
После завершения выступления фигуристки в произвольной программе на лед с букетом цветов выбежал болельщик, которому не помешала служба охраны.
«Конечно, меня это удивило. Должна быть охрана, которая следит за безопасностью. Странно, почему это допустили в Самаре. Было видно по лицу Саши Трусовой, что она очень удивлена. Надеюсь, что в следующий раз будут следить за этим построже», — цитирует Радионову «Матч ТВ».
Мужчину, выбежавшего на лед, задержали. Нарушителю грозит административное наказание, штраф в размере от 500 до 1,5 тыс. руб. Также будет оштрафована организация, обеспечивающая безопасность на соревнованиях, — на 150 тыс. руб.
Трусова заняла в Самаре второе место, уступив своей подруге по группе тренера Светланы Соколовской Софье Самоделкиной. Третьей стала Ксения Гущина4.
В приведенном выше тексте, по нашему мнению, превалирует информационная составляющая, однако информационным поводом стало оценочное суждение («меня это удивило», «странно, почему это допустили в Самаре»), включающее некоторую побудительную составляющую («должна быть охрана», «надеюсь, что в следующий раз будут следить за этим построже»). Совмещение в рамках сравнительно небольшого текста сразу информационной, оценочной и побудительной составляющей может свидетельствовать о конвергенции на уровне групп речевых жанров в приведенном медиатексте.
В рамках следующего этапа исследования мы рассмотрели соответствие текстов одному или нескольким функционально-жанровым типам (новость, информационно-аналитический текст (ИАТ), фиче или реклама). Результаты анализа мы классифицировали и математически обработали с учетом типа СМИ, на базе которого функционируют создавшие их конвергентные редакции (см. табл. 9).
Таблица 9
Статистика функционально-жанровых типов рассмотренных текстов
Жанр |
Газеты |
Журналы |
Радио |
Телеканалы |
Интернет-СМИ |
|||||
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
|
Новость |
53 |
83 % |
14 |
70 % |
28 |
76 % |
20 |
80 % |
120 |
70 % |
Новость / ИАТ |
2 |
3 % |
0 |
0 % |
5 |
14 % |
1 |
4 % |
22 |
13 % |
Новость / ИАТ / фиче |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
1 |
1 % |
Новость / фиче |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
1 |
1 % |
Новость / фиче / реклама |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
1 |
1 % |
Новость / реклама |
2 |
3 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
2 |
1 % |
ИАТ |
4 |
6 % |
3 |
15 % |
4 |
11 % |
3 |
12 % |
18 |
10 % |
Фиче |
2 |
3 % |
1 |
5 % |
0 |
0 % |
1 |
4 % |
4 |
2 % |
Фиче / реклама |
1 |
2 % |
2 |
10 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 % |
Реклама |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 % |
Как мы видим, большая часть рассматриваемых текстов по своим функционально-жанровым параметрам соответствует новостям: доля таких текстов варьируется от 70% до 83% в зависимости от типа СМИ. Вторым по количеству типом медиатекстов можно назвать информационно-аналитический текст: эта разновидность медиатекстов встречается во всех типах СМИ, а ее частотность составляет от 6% до 15%. Наименее распространенными типами стали фиче и реклама. При этом, приведенные в таблице данные, на наш взгляд свидетельствуют о наличии конвергенции функционально-жанровых типов в рассматриваемом массиве текстов. Так, наиболее подверженными смешению с другими разновидностями медиатекстов стали новости. В рассмотренном массиве текстов были обнаружены следующие варианты конвергенции:
Отметим, что наиболее частым вариантом функционально-жанровой конвергенции стало смешение новости и информационно-оценочного текста: примерно 9% от всех рассмотренных текстов. По нашему мнению, можно говорить о конвергенции информационного и оценочного дискурса в новостях. Так, во многих рассмотренных текстах стандартная новость (написанная по модели перевернутой пирамиды) сопровождается бэкграундом, сопоставимым или даже превосходящим основную часть текста – так называемое «ядро». Функция бэкграунда, согласно теории журналистики, сводится к встраиванию события в некий контекст, однако во многих случаях он во многом отображает отношение автора публикации (или редакции) к рассматриваемому явлению или событию.
Что же касается смешения трех и более функционально-жанровых типов, в рассмотренном нами массиве текстов такой вариант конвергенции был представлен лишь в двух текстах. Рассмотрим подробнее один из них5:
Предпремьерный трейлер нового фильма «Аватар: Путь воды» появился в Сети, он опубликован в официальном Youtube-канале проекта. В двухминутном ролике показана семья Салли — Джейк, Нейтири и их дети, а также дается понять, что героям предстоят новые серьезные испытания и битвы за то, чтобы сохранить свой мир.
Продолжение «Аватара» выйдет спустя 13 лет после первого фильма Джеймса Кэмерона. В проекте снимаются Сэм Уортингтон («Аватар», «Битва титанов»), Зои Салдана («Аватар», «Майя и три воина», «Стражи Галактики»), Сигурни Уивер («Чужой»), Стивен Лэнг («Проповедник») и Кейт Уинслет («Титаник», «Мейр из Исттауна», «Жизнь Дэвида Гейла»). Сценарий написал сам Кэмерон в соавторстве с Риком Джаффа («Планета обезьян: Война») и его женой Амандой Сильвер («Восстание планеты обезьян»).
Во второй части «Аватара» будут использованы многочисленные визуальные эффекты, а также морские съемки с участием актеров, которые прошли специальную подготовку для длительной работы под водой. К примеру, исполнительница одной из главных ролей Сигурни Уивер признавалась, что после тренировок научилась задерживать дыхание на семь минут. Актриса, которой в октябре исполнилось 73 года, благодаря компьютерным технологиям превратилась в фильме в 14-летнего подростка, сообщало ранее Variety.
Предыдущий трейлер публике представили в начале ноября 2022 года. Как пишет Collider, сиквел «Аватара» называют самой ожидаемой премьерой для «поколения Z». Его предшественник, первый «Аватар», официально стал лидером кассовых сборов всех времен, собравшим в мировом прокате $2,9 млрд. На данный момент Кэмерон уже начал работу над третьей частью «Аватара», премьера которой состоится в 2024 году, а на конец 2026 года запланирован выход четвертого эпизода проекта. Недавно Кэмерон заявил, что если предстоящий сиквел не будет иметь кассовых сборов, то он отложит работу над франшизой после выхода третьей части, добавляет Collider.
Мировая премьера «Аватар: Путь воды» запланирована на 16 декабря 2022 года исключительно в кинотеатрах.
Приведенный выше текст, с одной стороны, носит информационный характер и композиционно напоминает новость, но, с другой стороны, полностью посвящен конкретному продукту (фильм «Аватар: Путь воды») и прагматически тяготеет к рекламе. При этом в тексте присутствуют фрагменты с оценкой значимости фильма («сиквел «Аватара» называют самой ожидаемой премьерой для «поколения Z») и прогнозирование дальнейших событий («если предстоящий сиквел не будет иметь кассовых сборов, то он отложит работу над франшизой после выхода третьей части»). Все эти обстоятельства, с нашей точки зрения, позволяют говорить о проявлении конвергенции функционально-жанровых типов в приведенном медиатексте (новости, информационно-оценочного текста и рекламы).
Заключительным этапом нашего исследования стало изучение влияния конвергенции коммуникационно-функциональных сфер журналистики, связей с общественностью и рекламы на контент разных типов СМИ (см. табл. 10)
Таблица 10
Статистика текстов, прагматически тяготеющих к разным коммуникативно-функциональным сферам
Сфера |
Газеты |
Журналы |
Радио |
Телеканалы |
Интернет-СМИ |
|||||
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
Кол-во |
Доля |
|
Журналистика |
54 |
84 % |
18 |
95 % |
34 |
92 % |
25 |
100 % |
153 |
89 % |
Журналистика / PR |
7 |
11 % |
0 |
0 % |
3 |
8 % |
0 |
0 % |
9 |
5 % |
Журналистика / Реклама |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
1 |
1 % |
Журналистика / PR / Реклама |
3 |
5 % |
1 |
5 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
5 |
3 % |
PR |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
1 |
1 % |
PR / Реклама |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
1 |
1 % |
Реклама |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
2 |
1 % |
Так, проанализировав прагматическую сторону выбранных нами текстов, мы обратили внимание, что медиатексты телеканалов не проявили признаки конвергенции функциональных сфер (все рассмотренные тексты были исключительно журналистскими). Контент журналов и радиостанций в большей части также относился к журналистике, однако встречались отдельные образцы, проявившие признаки коммуникативно-функциональной конвергенции.
Наиболее широко и разнообразно, на наш взгляд, конвергенция журналистики, связей с общественностью и рекламы проявила себя в текстах интернет-СМИ: примерно 10% текстов обладали теми или иными признаками смешения коммуникативных сфер. В большинстве случаев конвергентные тексты сочетали в себе черты журналистских и PR-текстов и представляли собой стилистически переработанные в новости пресс-релизы различных организаций. При этом некоторые тексты подобного рода были помечены редакцией как реклама. Рассмотрим подробнее один из таких текстов6:
УБРиР предложил бизнесу кешбэк за доставку еды и оплату в ресторанах
Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) запустил предновогоднюю акцию для предпринимателей. С 1 ноября по 31 декабря клиенты смогут получить кешбэк в 5% по бизнес-карте.
Кешбэк можно получить за доставку еды в офис или заказы, оформленные навынос, деловой обед или ужин, неформальные встречи в кафе с партнерами и коллегами, за чашку утреннего кофе перед работой или вечернего чая после нее, а также за организацию корпоративов в ресторанах и кафе. Предложением могут воспользоваться как новые, так и действующие клиенты банка. Кешбэк выплачивается ежемесячно до 20 числа.
«До Нового года остались считанные недели, и уже сейчас УБРиР дарит предпринимателям праздничное настроение. С новой акцией бизнес сможет воспользоваться выгодным предложением, ощутив все плюсы сотрудничества с банком», — рассказа директор департамента корпоративного бизнеса УБРиР Елена Сорвина.
Напомним, предприниматели могут получить бизнес-карту бесплатно, подключив пакет услуг «Бизнес-класс» или «Премиум-класс». В первом случае бизнесу полагается 50 межбанковских переводов в месяц и безлимитные внутрибанковские платежи партнерам, услуги «СБИС Бухгалтерия, ЭДО, отчетность» и «Бизнес-юрист» по специальным условиям, а также бесплатные переводы физлицам на сумму до 600 000 рублей. Бизнес-карту можно пополнять до 200 000 рублей без комиссии.
По пакету «Премиум-класс» предлагается неограниченное количество межбанковских и внутрибанковских платежей. Предприниматели получат бизнес-карту с пополнением до 500 000 рублей в месяц без комиссии, переводы физлицам на сумму до 1 000 000 рублей, услуги «СБИС Бухгалтерия, ЭДО, отчетность» и «Бизнес-юрист» по специальным условиям, а также сервис по подбору персонала «Резюме-момент» (поиск резюме для быстрого закрытия вакансии).
Более подробно с условиями предновогодней акции можно ознакомиться на сайте УБРиР.
Приведенный выше текст по своей композиции в определенной степени соответствует жанру журналистской новости (модель «перевернутой пирамиды»), однако использованная в нем информация исходит от базисного субъекта PR-коммуникации (Уральский банк реконструкции и развития). Прагматическую сторону публикации можно соотнести с рекламой, поскольку акцент в тексте сделан на товаре базисного субъекта («запустил предновогоднюю акцию для предпринимателей. С 1 ноября по 31 декабря клиенты смогут получить кешбэк в 5% по бизнес-карте»). Учитывая все приведенные обстоятельства, по нашему мнению, рассматриваемый текст носит конвергентный характер, сочетая в себе черты медиатекстов, относящихся к журналистике, связям с общественностью и рекламе.
Выводы
Полученные в результате настоящего исследования результаты, с нашей точки зрения, позволяют говорить о значительном влиянии процесса конвергенции на современные медиатексты. Мы обнаружили, что подавляющее большинство рассмотренных нами медиатекстов (94%) демонстрировали признаки конвергенции как минимум в одном параметре. При этом мы обратили внимание, что доля конвергентных текстов варьировалась в зависимости от типа СМИ. Так, все рассмотренные нами тексты, созданные и распространенные телеканалами, проявили те или иные конвергентные черты, в то время как доля конвергентных текстов среди «газетных» публикаций оказалась наименьшей и составила 83%.
Анализируя полученную нами информацию, мы классифицировали параметры медиатекстов по их конвергентному потенциалу. Так, мы выделили следующие группы характеристик:
Результаты проведенного исследования, на наш взгляд, подтверждают предположение о значительном влиянии процесса конвергенции в медиа на современные медиатексты. Так, в рамках настоящей работы мы отметили растущую тенденцию размытия границ параметров медиатекстов, в первую очередь затрагивающее стилистические, прагматические и дискурсные стороны текстов. Мы считаем, что весомый вклад в расширение конвергентных процессов в медиатекстов вносит организационно-структурное сближение различных типов СМИ, растущие дигитализация и интернетизация традиционных средств массовой информации, а также развитие конвергентных редакций.
Примечания
Библиография
Баранова Е.А. Особенности развития газетных редакций в условиях медиаконвергенции: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2011.
Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 5. С. 11–14.
Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. Мультимедийные элементы в современном медиатексте // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2364
Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005.
Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: дис. … д-ра филол. наук. Пермь, 2004.
Зиновьев И.В. Возможности мультимедийной журналистики на современном этапе развития российских масс-медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 1 (9). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-multimediynoy-zhurnalistiki-na-sovremennom-etape-razvitiya-rossiyskih-mass-media
Засурский Я.Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 3–6.
Караева В.А., Точилина А.А. Коммуникационная конвергенция журналистики, рекламы и ПР // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2009. № 2. С. 242–256.
Горохов В.М., Шилина М.Г. Парадигмы развития теории медиа в XXI веке: концептуальная эволюция или?… / Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2009. № 3. С. 17–23.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Blackwell Publishers, 2000.
Короченский А.П. Пиарналистика как гибрид журналистики и PR: аномалия или новый профессиональный норматив? // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийск. науч.-практ. конференции исследователей журналистики, рекламы и паблик рилейшнз «Журналистика, реклама и СО: новые подходы», 25–26 мая 2004 г. / под ред. проф. В.В. Тулупова. Воронеж, 2004.
Крамер А.Ю. Радиожурналистика в эпоху конвергенции // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2281
Кривоносов А.Д. PR-текст как инструмент публичных коммуникаций: дис. … д-ра филол. наук. М., 2002. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/pr-tekst-kak-instrument-publichnykh-kommunikatsii
Куценко В.В. Особенности распространения контента глянцевых СМИ в приложениях для смартфонов и планшетов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 352–360. DOI: 10.22363/2312-9220-2017-22-2-352-360
Лукина М.М. (ред.) Интернет СМИ: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010.
Молчанова О.И. Конвергентная редакция как новый тип организации редакционной структуры СМИ // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentnaya-redaktsiya-kak-novyy-tip-organizatsii-redaktsionnoy-struktury-smi. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.12
Олешко Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Симакова С.И. Мультимедийность - ключевая характеристика конвергентности средств массовой коммуникации // Российская пиарология-5: тренды и драйверы. сборник научных трудов в честь профессора К.В. Киуру. Санкт-Петербург, 2017. С. 79–83.
Смирнова В.А. Конвергентная редакция как инструмент формирования имиджей в современном медиапространстве // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. №7 (228). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentnaya-redaktsiya-kak-instrument-formirovaniya-imidzhey-v-sovremennom-mediaprostranstve
Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический Аспект // Вестник ННГУ. 2011. №5-1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentsiya-kak-faktor-zhiznesposobnosti-mass-media-v-tsifrovoy-srede-teoreticheskiy-aspekt
Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2014. № 3. С. 50–55.
Balbi G. (2017) Deconstructing ‘Media convergence’: A cultural history of the buzzword, 1980s–2010s. Media Convergence and Deconvergence. Pp. 31–51. Available at: https://www.researchgate.net/publication/320519991_Deconstructing_Media_Convergence_A_Cultural_History_of_the_Buzzword_1980s-2010s DOI:10.1007/978-3-319-51289-1_2
De Sola Pool I. (1983) Technologies of freedom. Cambridge: Harvard University Press.
Dennis E.E. (2006) Convergence conundrum: Finding the right digital strategy. Television quarterly 37 (1): 22–27.
Deuze M. (2004) What is multimedia journalism? Journalism Studies 5 (2): 139–152. DOI: 10.1080/1461670042000211131
Gordon R. (2003) Digital journalism: Emerging media and the changing horizons of journalism. Lanham: Rowman & Littlefield publishers.
Jenkins H. (2006) Convergence culture: Where old and new media collide. NY: New York University Press.
Lehman-Wilzig S., Cohen-Avigdor N. (2004) The natural life cycle of new media evolution. New Media & Society 6 (6): 707–730. DOI: 10.1177/146144804042524
Quinn S. (2005) Convergence’s Fundamental Question. Journalism Studies 6 (1) : 29–38. DOI: 10.1080/1461670052000328186
Salaverria R., Garcia A., Masip P. (2012) Media convergence. The Handbook of Global Online Journalism. Oxford: Wiley-Blackwell. Pp. 21-38.