- Русский
- English
Ссылка для цитирования: Меликова И.А, Герасимова А.В. «Женский вопрос» в журнале «Друг женщин» (1882–1884) // Медиаскоп. 2024 Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2862
© Меликова Ирина Александровна
доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), isurnina1983@mail.ru
© Герасимова Анна Владимировна
соискатель кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), ganechka@inbox.ru
Аннотация
В статье подробно проанализировано наполнение журнала «Друг женщин» М. Богуславской (1882–1884), его структура и значимость с учетом исторического контекста. Освещена позиция журнала по вопросам, связанным с определением роли женщины в начале 1880 гг. Отражена полемика с рядом периодических изданий. Затронута проблема развития женского журнала второй половины XIX в.
Ключевые слова: «Друг женщин», Богуславская, женский вопрос, женское образование, литература для женщин, права женщин, женский труд, женский журнал.
Введение
Периодические издания России периода XVIII–XIX веков изучены весьма неравномерно. В первую очередь внимание исследователей привлекали революционно-демократические издания позапрошлого века, например «Современник» Н.А. Некрасова, «Русское слово» Г.Е. Благосветлова или «Отечественные записки» разного периода и редакторства. Это вполне объяснимо, ведь на их страницах активно обсуждались вопросы, связанные с крепостным правом, реформами. Узконаправленные издания при этом долгое время оставались в тени. К их числу относятся журналы для женщин. Хотя женский вопрос бы весьма актуальным в XIX веке и даже современники понимали, что женское образование, женский труд, семейный уклад и роль женщины в супружестве очень важны для своего времени, всё же научных работ на данный момент о подобных журналах весьма немного.
К таким журналам относится и «Друг женщин», издаваемый М. Богуславской в 1882–1884 годах. Он лишь частично привлекал внимание исследователей. Детального разбора содержания его не было до настоящего времени. При этом всё же стоит указать на научные исследования Е.Ю. Коломийцевой (2004), Д.А. Пустарнаковой (2013) и статью Д.А. Масалкиной (2011). Важно отметить, что все упомянутые исследователи придерживаются похожей точки зрения на журнал «Друг женщин» и его значение, делая упор на религиозную направленность периодического издания.
Так, Е.Ю. Коломийцева в своем исследовании «Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII–XIX веков: история развития и типологические особенности» пишет: «Это издание было ориентировано на женщин трудящихся и непременно верующих…»1, автор приводит в доказательство цитату из статьи «Дневник женщины», в которой говорится, что просвещенной может называться женщина, у которой образование и научные познания «соединены с сознательностью, твердою верою в бытие Высшего Духа»2.
Упомянутая исследователем статья была опубликована во втором номере издания за 1882 г. Действительно, в ней автор много рассуждает о религиозности, ставит христианскую веру выше образования: «На днях мне пришлось прочесть в одной статье о народном образовании такую мысль, что “человек без образования – зверь”. Не без образования человек зверь – а без веры»3. Но в этом же материале автор признает: «Выставленная в программе “Друга женщин” рубрика “жития святых” не только вызвала много вопросов, но и недоумения»4. Что говорит о том, что уже с самого начала выхода журнала редактор анализирует актуальность и востребованность информации, публикуемой в нем.
В статье «Женщины» («Женщины в древности»), опубликованной в № 1 за 1882 год, отмечается роль христианства в изменении отношений внутри союза мужчины и женщины: «Безбрачие развилось так, что вынуждены были подавлять его строгими законами, налагая наказание за безбрачие. А положение замужних женщин было печальное; но на помощь им шло христианство; оно сняло с женщины иго, сделав ее подругою мужу. Брак получил значение таинства. Образцом для него поставлен союз Христа с церковью; этот союз вечен и не расторжим. Христос глава церкви и муж глава жены; как Христос возлюбил церковь и пожертвовал жизнью за нее, так и муж должен любить жену»5.
Если рассматривать дальнейшие публикации, касающиеся вопросов религии и нравственности, то таких материалов было крайне мало. Хотя в программе заявлялся особый отдел «Описание жизни писательниц, женщин в истории и причисленных к лику святых», жития святых вышли только в первых четырех номерах за 1882 год: «Житие святой Анастасии Узорешительницы» (№ 1), «Житие святой Аполлинарии» (№ 2), «Житие преподобной Марии Египетской» (№ 3), «Страдание святых мучеников Тимофея и жены его Мавры» («Жизнь святой Мавры») (№ 4). Далее жития не публиковались.
Помимо указанных материалов, тема веры напрямую в журнале больше не поднималась. Косвенно, лишь в нескольких публикациях. Например, в статье «Из дневника матери» С. Селастенниковой, опубликованной в № 8 за 1882 год, автор обращается к теме обучения Закону Божьему в школах, говорит о необходимости личного примера и глубокомысленного отношения к пониманию религии у детей в противовес механическому заучиванию молитв, рассказов из Библии и Катехизиса: «Прежде всего надо в себе развить дух религиозности, чтобы этот дух проник в нашу жизнь и жизнь нашего ребенка, чтобы этот дух руководил лучшими нашими стремлениями, двигал бы нас к полезной деятельности во имя полной любви к ближнему, чтобы жизнь нашего ребенка стала живою проповедью, живым представлением великого учения Христа»6.
С 1883 года религиозная тематика уступила место социальным и правовым вопросам. Поэтому считать весь журнал действительно ориентированным на верующих читательниц, как это делает Е.Ю. Коломийцева, не совсем верно.
Тема женского равноправия в журнале
Вопрос о женском равноправии стал что ни наесть самым центральным в журнале и аспекты его рассмотрения встречаются в каждом номере журнала «Друг женщин». Редактор журнала – женщина, авторы – женщины, которые поднимают проблемы женской эмансипации. И это все в то время, когда, по мнению Д.А. Пустарнаковой, в российском обществе «была популярна идея о естественной, природной, физиологической неполноценности женщин». Этих мыслей придерживались, по мнению исследовательницы, «не только обыватели, но и ученые того времени, формулируя различные теории о том, что женщина – это слабое существо не только физически (даже ее кровь содержит больше воды, чем у мужчины), но и умственно, поскольку у нее слабее мозг, ниже уровень способностей, много сил отнимает материнство»7.
Не чувствуя уверенности, Богуславская очень осторожно подходит к изложению отношения к «женскому вопросу». Так, в анонимной статье «Деятельность американских и германских женщин», опубликованной в № 2за 1882 год, говорится, что для разных стран этот вопрос включает разные составляющие. Так, для жительниц США – это проблемы равного с мужчинами положения, а в России данный вопрос ограничен желанием иметь доступ к высшему образованию и более обширному поприщу для труда: «В половине XIX века, на всех главных языках начинают беспрестанно встречаться в литературе два слова “женский вопрос”. Англичанки требовали себе права голоса на выборах, обитательницы Соединенных Штатов заявляли более широкие требования, равного с мужчинами социального положения. Немки были гораздо умереннее: они стремились только получить в свои руки воспитание и образование детей. Русские женщины высказывали желание иметь доступ к высшему образованию и более обширному поприщу для труда»8.
Примечательно, что полной эмансипации Богуславская не хочет: «Меня спрашивают: “Так вы хотите полной эмансипации женщин?” – Отнюдь я не желаю, чтобы женщина пользовалась той свободой, которая предоставлена мужчинам, но хотелось бы, чтобы женщины могли обходиться без помощи и поддержки, чтобы могли быть самостоятельны хотя бы в таком тесном кругу, какой им назначен. Мало простора дано их деятельности, а между тем мы часто видим, как единственная дочь должна поддерживать престарелых родителей или вдова воспитывать детей своими трудами»9. Однако признает, что «знаменательным признаком нравственности и образованности какого-либо народа служит общественное положение его женщин»10.
Стоит отметить хоть и довольно робкие, но вместе с тем смелые, высказывания Богуславской в поддержку эмансипации женщин. Ведь, по мнению Т.А. Карченковой, тема равноправия полов была для публикации довольно рискованной: «Во Франции, Англии, Германии распространялись идеи феминизма, а в России, заторможенной крепостным правом, деспотической властью монарха, об эмансипации огромной массы женщин никто не мог и помыслить. В стране, <…> в которой зависимы были мужчины и женщины, было преждевременно писать статьи о равноправии полов. Поэтому зарубежные феминистские концепции XVIII века в российской публицистике получили развитие с запозданием как минимум на 60 лет и зазвучали в полную силу только во второй половине XIX века»11.
Но уже в номерах за 1882 год в журнале довольно подробно освещаются достижения женщин зарубежных стран в области борьбы за свои права, причем освещается факт приобретения женщинами в США права голоса, права быть присяжными заседателями и судьями, упоминается движение «Women’s rights», которое «требовало политической эмансипации женщин как средства достичь эмансипации гражданской»12. А в отделе «Разные известия», в котором давались выдержки информационного характера из других газет и журналов, описывались факты притеснения в правах женщин в России. Богуславская не всегда указывала издание, из которого заимствовался материал. Примечательна сама тематика статей, на которые редактор обращала внимание, так как многие из них имеют острую социальную направленность.
Уже в № 2 за 1882 год описан случай в Самаре, где женщинам запретили обучать детей в городских школах для мальчиков, предоставив им только возможность занимать места помощниц учителя13. Таким образом редактор журнала поднимает проблему ограничения женщин в правах, пытается привлечь внимание общественности к этой негативной тенденции с самого начала выпуска журнала.
В № 4 за 1882 год в рубрике «Разные известия» поднимается проблема равенства женщин в правах при наследовании. Пересказывается доклад А.М. Евреиновой, юриста, публициста и издателя. Она первой из женщин в России получила степень доктора права и активно отстаивала интересы представительниц слабого пола. Утверждается, что почти во всех главных странах Европы законодательно утверждено полное равенство полов в вопросах наследования. Признается, что в России оно «в этом случае является отсталым, хотя в других отношениях оно ставит женщин сравнительно очень высоко»14. Позже в журнале был опубликован подробный пересказ лекции А.М. Евреиновой, прочитанной в 1882 году в Санкт-Петербургском Юридическом обществе15.
Заслуживает внимания статья Т.К. Прохоровой «О женщинах». В ней автор рассуждает о роли и месте женщин в современном ей обществе. Признает плачевное правовое положение представительниц слабого пола в России: «В то время, когда мужчине открыто широкое поле для деятельности, женщина отовсюду чувствует притеснение»16. Автор статьи обращается к истории. Перечисляет заслуги Екатерины II, при которой отмечался прорыв в расширении права женщин на образование, было основано первое в России женское учебное заведение – «Смольный институт благородных девиц», что положило начало женскому образованию в стране. В то же время учредителем и председателем Императорской Российской академии стала женщина, Е.Р. Дашкова, что тоже является примечательным фактом.
В статье поднимается проблема личностной неприкосновенности женщины, ее права на защиту своего достоинства и чести, в том числе в браке. Говорится, что в Российском законодательстве есть статьи, предполагающие наказание мужа за самоуправство и насилие: «…супруг, злоупотребляющий своим личным правом, вытекающим из 107 ст. X. т. 1 ч., может быть подвергнут наказанию за самоуправство и насилие по 142 ст. уст. о наказании (Имеется в виду «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». – И.М., А.Г.)»17. Но тут же автор замечает, что, несмотря на довольно гуманные тенденции в законодательстве, есть сообщения о все еще существующих в земствах предрассудках, например, приводится такая информация: «Одно из наших земств не столь давно подняло и обсуждало вопрос: считать ли женское население? И, некоторые привели веский аргумент, ссылались на устав о податях, который, облагая сбором душу имеет в виду только мужчину»18.
Прохорова остро ставит проблему расширения возможностей для самореализации женщин в трудовой деятельности: «…благодаря неправильному взгляду на женщину, мы ушли не дальше индейцев в этом серьезном вопросе, и нам часто кажется, что весь мир Божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная, для них и слава, искусство и познания, для них и свобода, и все радости в жизни. Женщину же от колыбели сковывают цепями приличий <…> и она, не имея возможности посвятить себя серьезным занятиям, поневоле должна бросаться в омут света, или до могилы влачить бесцветное существование»19.
В № 1 за 1883 год была опубликована переводная статья «О соучастии женщин в инспекции первоначальных училищ во Франции» (перевод А. Волковой20). Она носит обзорный характер, но интересна комментарием «От редакции», опубликованным в конце статьи и определяющим отношение редакции к расширению права женщин на труд в России: «Несомненно, что соучастие женщин в инспекции народных училищ в России было бы так же чрезвычайно полезно во всех отношениях. Все сказанное о французских женщинах относительно их образования и способностей исполнять эту обязанность еще более применимо к русским, которые уже успели заявить себя в различных сферах умственной деятельности»21. Таким образом, призывая допустить женщин к членству в окружных комитетах образования, редакция выражает позицию, направленную на расширение их трудового поля деятельности, более активного привлечения к участию в решении вопросов обучения и воспитания детей.
Далее публикуется обширный цикл статей «Женщина по русскому законодательству» П. К-ва22. Первый материал опубликован в № 1 за 1883 год. В нем подробно описываются юридические права женщин в России23. Дается определение правоспособности и дееспособности. Определяются права женщины до совершеннолетия (21 год). Перечисляются условия, ограничивающие ее юридическую дееспособность: возраст, психическое расстройство, немота и глухонемота, расточительность, имущественная несостоятельность и безвестное отсутствие. Кратко указаны права монахинь.
В № 2 за 1883 год вышла вторая статья «Женщина по русскому законодательству». В ней описаны условия, необходимые для вступления в брак, особенности самого обряда бракосочетания.
В № 3 1883 года была опубликована третья статья, посвященная условиям прекращения брака и признания брака недействительным, эта же тема продолжилась в № 8. В статье указываются законные причины для расторжения брака: прелюбодеяние, неспособность супруга к брачному сожитию, безвестное отсутствие одного из супругов, «лишение всех прав состояния»24 (например, при ссылке на поселение), пострижение обоих супругов в монашество. Уточняются юридические права сторон и детей после бракоразводного процесса, замечаются недоработки в законодательстве: «В нашем законе нет указаний на то, кто из супругов обязан во время делопроизводства о разводе, продолжающегося иногда целые годы, а также и после развода, содержать и воспитывать детей; равным образом закон ничего не говорить, обязан ли муж, оказавшийся виновным при разводе, дать известное обеспечение неимущей и разведенной с ним жене»25. В конце материала автор, П. К-в., высказывает надежду на развитие семейного права в России, облегчение бракоразводного процесса, который «представляется единственным и разумным средством, благодаря которому, с одной стороны, прекращаются дальнейшие страдания невинного супруга, с другой – государство избавляет себя от дурно воспитанных детей или будущих его граждан»26.
В разделе «Судебная хроника» описываются различные уголовные дела, в которых обвиняемыми или обвинителями становятся женщины. В ней часто делается анализ причин, влияющих на совершение женщинами преступлений. Признается, например, что «преступника главным образом создает общественная среда, те тяжелые жизненные условия, с которыми приходится человеку постоянно сталкиваться»27. Дается характеристика женщины при совершении преступлений: «...женщина в преступлениях имеет свои особенности: к одним преступлениям она совершенно почти непричастна, например к разбоям и грабежам, в других она занимает первенствующее место, например в детоубийствах; замечается, что женщина совершает больше всего убийства семейного характера из ревности, любви, гнета и в этом случае чаще прибегает к отравлениям, нежели к другим, способам»28.
Привлекает внимание и статья В. Гольцева29 «На старую тему», опубликованная в № 3 за 1884 год. Данная статья нередко интерпретируется исследователями в духе признания редакцией журнала регресса в процессе эмансипации женщин России, плохой доступности и качества образования для них. Однако этот материал не ставит новых вопросов, а продолжает выбранное редактором направление в сторону привлечения внимания к проблемам женского вопроса. Гольцев остро подчеркивает важность приобщения женщин к образованию, повышению его уровня. С иронией отзывается о немецких профессорах, выступающих против образования женщин, упрекает их в узости взгляда.
При этом Гольцев признает, что отношение в обществе к вопросам эмансипации женщин изменилось, и большинство понимает необходимость образования и расширения прав женщин: «Теперь обстоятельства изменились. Движение стало глубже и ровнее, <…> и русская женщина своим настойчивым желанием приобрести себе образование и права возбуждает почти всеобщее сочувственное уважение. Но было бы печальною ошибкою думать, что дело получило вполне правильную постановку, что отныне доступ к образованию и к связанным с ним профессиям вполне обеспечен нашей женщине. Против идеи уже не спорят, а если и спорят, то вяло, потерявши уверенность в убедительности доводов против женского образования. От времени до времени раздаются, конечно, из разных темных углов, глумления и грязненькие шуточки; но подобные глумления и шуточки идут по пятам за каждым высоким делом. В этом отношении в развитии мысли нельзя не отметить значительного и благодетельного успеха»30.
Но, отмечает автор, до решения женского вопроса далеко: «Однако до победы очень далеко, потому что победою следует считать преобразование общественных нравов, изменение привычек, веками окрепших в русском обществе. Идея, бесспорно, великий двигатель, но она разрушает, пожалуй, скорее, чем созидает. Признание за женщиной прав на образование и на определенные занятия может совершиться в сознании того или другого класса населения и даже всего народа; но для того, чтобы осуществиться в жизни этому признанию, необходимо изменение многих общественных условий»31.
Автор не отделяет проблемы, связанные с женским равноправием, от других трудностей и задач, стоящих перед обществом: «Еще раз надо повторить: участь русской образованной женщины не представляет много радостного, как не представляется она особенно светлою для русского образованного человека вообще. Немыслимо изолировать женский вопрос, пытаться решить его без соображения с возможностью разрешения множества других вопросов нашей жизни. Если образованная женщина может и должна оказывать благотворное влияние на преобразование общественных нравов и учреждений, то, с другой стороны, ее положение в обществе зависит от того, каковы у данного народа нравы и учреждения…»32. Таким образом Гольцев высказывает довольно смелую мысль о том, что в России много проблем, требующих решения, и что вопрос женского равноправия – лишь один из них.
Крестьянский вопрос через призму отношения к женщине
После проведения крестьянской реформы в России людей все больше занимали идеи свободы личности отдельного человека. В данном контексте важно мнение профессора Московского Университета и преподавателя Московских высших женских курсов В.М. Хвостова (1905), который считал, что сложно добиваться признания прав женщин на уважение и достойное отношение в стране, в которой веками существовало крепостничество, а крестьянки были «безответным материалом для удовлетворения страстей своих господ». Крепостничество было губительно для всех слоев населения, исследователь писал: «Нельзя было ожидать сильного стремления к независимому труду и заработку женщин, принадлежавших к таким классам общества, где даже мужчины существовали за счет дарового труда крепостных»33.
Однако журнал «Друг женщин» поднимал в своих публикациях крестьянский вопрос, который рассматривался через анализ положения женщины-крестьянки. Эта тема раскрыта подробно в ряде статей, очерков и в литературном отделе.
Например, в рассказе «Машкина доля» Надежды Вашкевич34 дано описание тяжелой жизни крестьянской девушки, полностью зависимой от родителей, а затем от мужа, которые ценят в ней только рабочую силу.
В очерке о народных свадебных песнях и обрядах «Судьбы русской девушки» Ф-ва35, опубликованной в № 2 за 1883 год, автор описывает народные обычаи, говорит, что многие из них являются анахронизмами и материалом для получения исторических сведений. Эти обычаи часто изображают женщину жертвой, товаром, который покупают, крадут и обменивают. Автор не романтизирует обряды, наоборот, обращает внимание на то, что они являются символом несправедливого отношения к женщине. В статье также говорится, что «браки по взаимному согласию жениха и невесты все еще – идеал, а благоустроенная семейная жизнь все еще редкость неменьшая…»36. Таким образом, через обращение к частному вопросу (жизни крестьянских девушек) автор затрагивает тему женского бесправия.
В № 4 за 1883 год начинает публиковаться очерк Ал. Филиппова37 «Женщина в крестьянской семье». Автор анализирует положение женщины-крестьянки, начиная с описания типов крестьянских семей («большая, великорусская родовая семья» и «малая, отцовская семья»): «Последняя – с некоторыми своими особенностями, является почти полным подобием нашей семьи, которую составлять дети с их родителями; первая же представляет собою, не встречаемый в нашем образованном обществе, союз родственников, под главенством старшего в роде, большака, – союз, в котором, кроме детей, не способных по своему возрасту к самостоятельному хозяйству, живут, часто в одном и том же доме, также и взрослые сыновья, внуки и племянники, а иногда и дочери, внучки со всеми своими семьями; нередко сюда же входят приемыши и незаконнорожденные дети. Смерть старшего, большака, не уничтожает всегда такой разросшейся семьи, а только ведет к замене умершего другим лицом, как главою хозяйства. Такие семьи встречаются и доныне. Поражая исследователя своими внешними привлекательными чертами, своим, наконец, многолюдством. Уже в 1872 году, известный профессор Самоквасов видел в Курской губернии подобную семью, состоявшую из 72 человек»38.
Автор очерка пишет, что в последние годы «большие великорусские семьи» начали распадаться и что «в этом распадении <…> весьма значительная роль принадлежит женщине»39. Филиппов цитирует исследователей крестьянского быта и говорит, что главная причина распада семей – «семейные ссоры, особенно между женщинами, вводящими в них своих мужей и создающими из общей жизни совершенный ад»40. В маленькой семье женщина чувствует себя более свободной и самостоятельной. В большой семье – зависимой и подавленной. Крестьянская семья, по мнению автора, – это не только личный союз родства, но и рабочий хозяйственный союз, «кровная артель».
В № 5 печатается продолжение очерка. В нем публикуются различные пословицы и поговорки на тему брака, выбора невесты, из их содержания делаются выводы об отношении к женщинам в крестьянских семьях: «“Не бери приданое, бери красну девицу”, “не с богатством жить, а с человеком”, “богатство взять станет попрекать” – говорят пословицы о женитьбе на богатой. “Жену выбирай не глазами, а ушами”, “выбирай корову по рогам, а девку по родям (по родне – И.М., А.Г.)”, “не бери жену богатую, бери непочатую”»41.
Автор отмечает, что: «положение девушки до выхода замуж вообще далеко не похоже на ее положение после замужества. Дочь – гостья в доме отца и матери, и последние, насколько это вообще возможно в крестьянстве, стараются всячески облегчить положение девушки в семье, по отношению к работе полевой и домашней»42.
Анализируются и отношения между супругами в крестьянстве. В основе их отношений, по мнению автора, лежит идея господства мужа над женой. Приводятся описания судебных процессов над мужчинами, обвиняемыми в избиении своих жен. Публикуются выдержки из различных периодических изданий, иллюстрирующие отношения между женой и мужем в разных частях России.
В окончании статьи, опубликованной в № 6 за 1883 год, дается обзор вариантов бракоразводного процесса в крестьянской семье, а также его причин и последствий. Признается факт, что волостные суды все чаще становятся на сторону женщины, и она может быть ограждена от мужа, проявляющего жестокость. Указывается, что сущность брачного союза в России заключается в обязанности жить вместе. Поэтому развод часто называют «расходкой», «разводкой» супругов. И обязанностью суда становится разъединение мужа и жены, что часто выражается в выдаче мужем жене «отдельного вида на прожитие»43. Также в этой части статьи описываются имущественные и наследственные права женщин.
В статье автор высказывает мнение, что положение крестьянских женщин тяжелое особенно тогда, когда она угнетена мужем. Но в трудовом плане крестьянки более свободны, чем женщины из других классов, их труд более востребован.
Тема жестокости в семейных отношениях подробно освящена в статье публициста, ученого-медика и общественного деятеля В.О. Португалова «Побои как причина болезней»44. В публикации говорится, что степень культуры и цивилизации любого народа определяется положением, которое занимает в нем женщина. Описываются традиции разных народов в отношении обращения с женщинами. Анализируются причины, сдерживающие проявления жестокости: «В самом деле, не трудно видеть, что побои, недостаточное питание и обременение чрезмерною работою могут быть доведены до такого предела, при котором они, если и не поведут к непосредственной гибели женщин, то сделают их неспособными к взращению достаточного числа детей для поддержания населения, а это может повлечь за собою исчезновение общества»45. Дается характеристика обращения мужа и других родственников с женщиной, принятого у крестьян в России. Признается, что отношение к женщине незаслуженно плохое несмотря на то, что работа, которую она выполняет, превышает работу мужчин. Перечисляются все женские обязанности: готовить пищу, ходить за скотом, следить за домом, помогать в уборке сена, жатве, молотьбе, ткать сукно, шить одежду всей семье. При этом побои считаются нормой, распространены самоубийства среди женщин. Дается перечисление возможных осложнений от побоев: ослабление зрения, глухота, головная боль, кровохаркание, выкидыши, боли в груди, бесплодие, психические расстройства.
В конце статьи В. Португалов высказывает надежду на искоренение пагубной традиции в России: «Беззащитное положение русской женщины, особенно же крестьянки, грубое обращение с нею мужа представляет самую мрачную сторону “русской жизни”, и конечно, люди преданные интересам народного блага на самом деле, а не на словах только и в теории, очень хорошо сделают, если они посмотрят на такие вопросы трезво без предвзятых взглядов и постараются устранить это позорящее пятно»46.
Важно, что в этом же номере публикуются примеры судебных дел, связанных с побоями женщин в семьях, дается анализ мотивов жестокого обращения мужей с женами: «Мотивами к такой расправе являются не какие-либо проступки жены, а так – что-то не вполне определенное: муж и сам не может себе дать ясного отчета, за какие провинности он бьет свою жену, но в то же время чувствует только, что она ему опротивела и что достаточно пустого какого-нибудь повода, чтобы исколотить постылую жену»47. Так одна тема освещается в разных отделах журнала.
Тема недостатка образованности крестьян, их неверия в науку, а также вопрос важности медицинской профессии затрагивается в № 7 за 1883 год. В «Письме в редакцию» автор, врач Н. М. из Рузы, описывает историю своего участия в родоразрешении крестьянки, родственницы которой мешали провести ему необходимые манипуляции для спасения жизни женщины. В материале представлена типичная ситуация, когда, не веря в научные познания доктора, люди медлят с лечением, надеясь на помощь бога48.
Проблема невнимания представителей высших слоев общества к нуждам крестьян, скудности познаний об их быте, традициях, образе жизни поднимается в статье В. Португалова «Самарская женщина»49. Автор признает, что в России нет общеизвестных источников для изучения обычаев людей в разных частях страны, при этом, «как совершаются браки и каковы семейные отношения у чуваш, у татар, у башкир и у русских, в других местностях Самарской губернии у нас сведений нет, и достать негде. Спросите меня, как совершаются браки в Америке, в Австралии и в Африке, среди первобытных народов и я, имея под рукой Вайтца, Клемма, Лебока, Тайлора, Топинара и других могу ответить на все ваши вопросы, а о Самаре кроме того, что я лично видел, ничего сказать не могу... Разве это нормально? Разве это в порядке вещей?»50. В статье указывается, что в экономическом плане регион слабо развит. Тут нет ни заводов, ни фабрик, слабо развито кустарное производство, есть небольшое количество салотопен и винокуренных заводов. Нет информации о том, если ли в Самарской губернии какие-либо традиционно женские промыслы.
Так же в статье приведены подробные данные об организации процесса ухода за детьми, о детской смертности в Самарской губернии, цитируемые из очерка врача г. Добычина. Статистика по заболеваемости среди разных полов и возрастов собрана из отчетов медицинских работников. Есть информация по охвату женщин и девочек образованием. Автор сравнивает показатели охвата образованием населения Самарской губернии и Португалии, которая, как он говорит, считается одной из самых отсталых стран в Европе: «…там 175 грамотных на 1000 жителей или 17%, а официальный отчет гласит, что в Самарской губернии число учащихся составляет лишь 2% общего населения губернии»51. Признает, что уровень охвата образованием очень низок.
Отдельно автор статьи останавливается на информации, касающейся губернского центра. Он пишет, что примерное количество женщин в Самаре 34000, большинство из них живут так же, как и крестьянки. Описывает круг профессий, в которых заняты женщины. Дает статистические данные по охвату образованием в городе. Снова упоминает, что образовательных учреждений очень мало. Португалов замечает: «Оставаясь по возможности объективным, мы привели сведения “отчетов” и мнения “компетентных лиц”. Но все приведенное скорее указывает на недостатки. Разве можно жизнь целого миллиона женщин описать в таком сжатом очерке? И это будет до тех пор, пока женщина сама не возьмется за изучение, исследование и описание своей жизни»52. Автор высказывает надежду на дальнейшее изучение положения женщин Самарской губернии ими самими.
Интересна статья Н. Каблукова53 «Опыт систематического собрания, по отделам права, юридических пословиц русского народа», опубликованная в № 3 1884 года. Автор пересказывает одноименную статью И. Иллюстрова, опубликованную в феврале 1884 года в журнале «Юридический вестник». Каблуков делает акцент на том, что в «юридическом отношении пословицы принимаются за первобытные источники права»54. Автор пересказывает содержание статьи, перечисляет все пословицы «юридического содержания». Поясняет, что пословицы собраны русскими фольклористами и этнографами И.М. Снегиревым и В.И. Далем. В статье Каблуков касается только тех пословиц, в которых обрисовывается положение женщин в семье, делит их на группы:
1) пословицы, говорящие о том, что предметом судебного исследования не могут быть обиды между супругами;
2) относящиеся к уголовному праву, а именно к преступлениям против брачного союза: нанесение жете тяжких побоев («Женский быт, всегда он бит»), прелюбодеяние («Грех мужа – на стороне, грех жены – в дому»);
3) относящиеся к брачному союзу: о вступлении в брак, выборе жены (с точки зрения возраста, образования, происхождения и образования, нравственных и физических качеств, материального положения), правах и обязанностях супругов, об условиях, необходимых для заключения брака и др.
Каблуков прямо не высказывает свое отношение к представленным пословицам, но в большинстве своем они отражают ущемленное положение крестьянских женщин. Статья представляет собой материал для изучения крестьянского быта, иллюстрирует интерес к крестьянской теме, но и оторванность от ее понимания у представителей высших сословий.
Содействие в развитии образования женщин
Специальным отделом для обсуждения в журнале вопроса о женском образовании был отел «По учебному делу». В нем печатались выборки из газет, освещающих проблемы или достижения в области женского образования, факты, свидетельствующие о его развитии или указывающие на проблемы.
В № 2 за 1882 год перечислены следующие события и факты:
1) ходатайство самарского земства перед министром народного просвещения о предоставлении воспитанницам земской педагогической школы права на звание домашних учительниц;
2) открытие в Одессе при образцовом училище рукодельных классов для девочек;
3) предложение об учреждении в Тифлисе мусульманского девического института;
4) статистика Московского благотворительного общества за 1880 год по количеству женских школ, педагогических курсов, поступающих и выпускающихся воспитанниц данных учреждений;
5) предоставление некоторыми из директоров женских гимназий воспитанницам, удостоенных к получению золотых и серебряных медалей, права получать, вместо них, денежные награды в размере стоимости медалей или же швейные машины;
6) проведение литературных бесед в частной женской гимназии Спешневой в Петербурге;
7) благотворительная деятельность певца московской оперы Д.А. Усова в пользу женских лубянских курсов;
8) начало чтений публичных вечерних лекций в пользу лубянских женских курсов;
9) сообщение о неуплате слушательницами высших женских курсов в Петербурге платы за свое обучение;
10) планирование государственного субсидирования высших женских курсов в Петербурге;
11) инициатива выпускниц нижегородской гимназии по чтению лекций по истории русской литературы и математики в мужских гимназиях в «более пространных формах против казенных программ»55.
Как видно из перечисленного выше, большинство фактов положительно характеризуют развитие женского образования. Однако в дальнейшем в журнале начинают подниматься острые проблемы низкого финансирования женских образовательных учреждений, плачевного материального положения самих слушательниц. Уже в № 4 за 1882 год в заметке «Жизнь курсисток» цитируется описание жизни женщин, посещающих образовательные учреждения (Курсы – И.М., А.Г.). Приводятся слова г-жи Цебриковой, члена комитета, заведующей хозяйственной частью курсов: «Большинство не имеют никакого обеспечения, или крайне ничтожное, которое надо пополнять заработком. Заработок год от года становится скуднее, запрос на него растет. Надрываться над работой и учиться – двойная затрата сил, и сколько сламывается этих сил. <…> Высшее образование покупается многими ценою дорогих жертв. Это сырые и холодные углы, где набиваются по три, по четыре слушательницы; нередко одна постель на троих, которою пользуются по очереди; этот, в трескучий мороз, плед поверх пальто, подбитого ветерком; эти обеды грошовых кухмистерских, а зачастую колбаса с черствым хлебом и чаем; эти бессонные ночи над оплачиваемой грошами перепиской вместо отдыха»56. В № 8 за 1882 год опубликован материал, посвященный первому выпуску высших женских курсов в Санкт-Петербурге, учрежденных К.Н. Бестужевым-Рюминым (Так называемые «Бестужевские курсы» – И.М., А.Г.). В нем можно узнать много интересных данных о том, как было организовано образование на таких курсах. Например, какие учебные дисциплины преподавались на курсах. На словесном отделении читались 12 предметов: русский язык, литература русская и всеобщая, философия, история русская, древняя, средняя, новая, история славян, история церкви, латинский язык и политическая экономия. На физико-математическом отделении – 10: математика, элементарная механика, физика, химия, космография и астрономия, физическая география, минералогия и геология, зоология, ботаника, анатомия и физиология. Приведены данные о слушательницах курсов. При открытии курсов в 1878 году на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. К сентябрю 1879 года всего на курсах состояло 789 слушательниц, в октябре 1880 года – 840, в сентябре 1881 года – 938 постоянных слушательниц и 42 вольнослушательницы (на словесном отделении 417, на физико-математическом отделении 466, на специально-математическом – 55).
Особое внимание обращается на низкое финансирование курсов: «Материальное положение высших женских курсов должно признать необеспеченным: пожертвование по 3000 р. от городской думы Министерства народного просвещения и плата за слушание лекций составляют главные источники средств, которыми едва покрываются обязательные расходы»57.
Примечательна переводная статья «Женское образование в России»58 (перевод с французского С. Вешняковой). В ней подробно описывается организация обучения девушек на педагогических курсах Мариинской Санкт-Петербургской гимназии, а также на открытых в 1872 году при Санкт-Петербургской медицинской академии женских курсах с названием «Женская Медицинская Школа». Рассматривается образовательная программа курсов. Описываются источники финансирования, размер платы курсисток за обучение: «Всех учениц на педагогических курсов 200, и каждая вносит за право ученья по 60 рублей в год. Некоторые девушки воспитываются на курсах за счет земств, цель которых в этом случае сводится к тому, чтобы достигнуть лучших результатов в методе преподавания в провинциальных школах»59. К статье дается сноска, в которой указывается, что «предлагаемый перевод представляет собой взгляд иностранца на женское образование в России, почему многое в этой статье и может показаться не вполне верным»60. Эти слова дают понять, что редактор хотела проанализировать тему женского образования с разных сторон, включая взгляд на нее представителей иностранных государств.
В том же номере в отделе «По учебному делу» отмечается регресс в процессе предоставления женщинам права в образовании. Например, рассказывается о том, что закрыт институт повивального искусства для женщин в университете Св. Владимира в Киеве, открытый в 1845 году и просуществовавший почти 40 лет. Констатируется факт активного сбора пожертвований для поддержания деятельности курсов, в том числе пожертвования дам из высшего общества (Лидия Родственная, дочь полковника Родственного; девица Бервальд, дочь колежского асессора и др.). При этом говорится: «К сожалению, всех этих сумм еще слишком недостаточно для прочного и самостоятельного существования женских врачебных курсов»61. Подробно описываются плохие условия жизни слушательниц курсов, связанные с недостатком материального обеспечения. Дана цитата из письма девушки, обучающейся на курсах в Санкт-Петербурге, опубликованной в «Саратовском Листке»: «Состоя в числе слушательниц высших женских курсов, я, – пишет девушка, – познакомилась с некоторыми курсистками, получающими для своего существования по 8-ми и 10-ти руб. в месяц. Квартиры в Петербурге так дороги, что за одну маленькую, узкую и темную комнатку, расположенную где-нибудь под крышей, в 7-м этаже, надо заплатить те же 8–10 руб. в месяц. По правилам товарищества (очень милые правила, прибавлю я от себя), я пригласила некоторых из них к себе, а потом и сама отправилась к ним. Господи, что я увидела! Я никогда не забуду этого визита. Множество мрачных и высоких лестниц вели в помещения одних – и несколько зловонных ступеней низводили в подвальные помещения других. Везде все сгнило, развалилось и пахнет сырою плесенью, свойственной только могильному склепу, убогий стол, два-три шатких стула, да жесткая постель – вот все, что можно причислить к обстановке этих комнат. Дешевенькая лампа, едва мерцающая во мраке комнаты, коптит и отравляет и без того испорченный миазмами воздух. За жидкой перегородкой, колеблющейся от всякого прикосновения, из полуоткрытой двери слышится брань и ссора квартирных хозяев; на столе пыхтит зазеленевший самовар, распространяя дым и угар. На окнах – подмокшие тетради, книги и записки. Вот что, в большинстве случаев, представилось моим изумленным глазам. Когда я спросила обитательниц этих мрачных квартир об обеде и, вообще, о содержании, то они откровенно признались мне, что едят один хлеб с чаем. На мои слова о работе они рассказали грустную повесть бесполезных скитаний по Петербургу в погоне за работой. Всюду и везде страшная конкуренция, и на одно жалкое, грошовое место являются сотни кандидатов. Девушки эти энергично искали работы, но все их усилия пропадали даром: куда не придут – везде встретят сотни желающих взять тяжкий труд, оплачиваемый копейками»62. Вот так описаны условия жизни слушательниц курсов.
В № 4 за 1883 год опубликованы три письма в редакцию: из Самары А. Михайлова, из Екатеринослава А. Е..ва и из Америки М. Поповой. Все три примечательны по своему содержанию.
В первом описываются тенденции развития женского образования в Самаре. Выделяется главная причина его недостаточного распространения – отсутствие необходимого финансирования. Автор пишет, что во всем городе есть только одна женская гимназия, в которой обучаются 314 девочек, и этого недостаточно. Еще одна проблема, на которую указывает автор, – уменьшение числа учениц старших классов по сравнению с младшими в гимназии. Это связанно с тем, что больше половины воспитанниц – дочери купцов и мещан, большинство которых видят предназначение женщины в замужестве, поэтому окончание курса обучения считается лишним. Это характеризует отношение к женскому образованию, как к чему-то необязательному.
Так же А. Михайлов пишет, что в Самаре есть земская школа для сельских учительниц, которая вмещает в себя 250 учениц, принадлежащих к разным сословиям. «Полезная деятельность учениц этой школы, в качестве сельских учительниц, хотя уже и давно оценена обществом, но за последнее время некоторые гласные Самарской думы восстали против женщин, состоящих при земских школах. В одном из заседаний городской думы произошли по этому поводу прения; многие между прочим доказывали вредное влияние учительниц на юношество»63. Указанные строки характеризуют то, с какими препятствиями женщины сталкиваются в желании заниматься педагогической деятельностью.
Во втором письме из Екатеринослава дается описание положения дел с обучением женщин в городе. В нем, согласно тексту автора письма, уже 11 лет существует «общество попечительства о женском образовании», которое поддерживается женщинами. Есть в городе две бесплатные школы. Далее дается подробное описание условий оплаты труда учителей и другие статистические данные по женскому образованию в этих школах: «Вознаграждение учителям и учительницам определено в следующем размере: законоучитель получает от 150 до 250 руб., учительницы – от 300 до 400 р. с прибавкою 50 р. через каждые два года, впредь до определенной нормы 600-800 руб. Некоторые учительницы пользуются даровыми квартирами. Всех учениц в городской школе в прошлом году было 114; из них 81 православных, 32 еврейки и 1 караимка. В фабричной школе учащихся девочек числилось 33, все православные, за исключением двух евреек. Распределяя учениц в городской школе по сословиям, получается следующее: дочерей дворян и чиновников – 18, купцов – 3, мещан – 63, солдат – 18, крестьян – 12»64.
В третьем письме рассказывается о попытках женщин в Соединенных Штатах Америки добиться права обучаться в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Высказывается надежда, что «принимая во внимание силу общественного мнения в Америке, можно смело надеяться, что Колумбийский университет, имеющий в Нью-Йорке значение Кэмбриджского в Англии, уступит требованию большинства и допустить женщин в число студенток, а его примеру последуют и другие университеты»65.
Журнал «Друг женщин», поддерживая существование и развитие женских курсов, помогал собирать пожертвования, за счет которых такие курсы существовали. Например, публиковалось такое объявление: «Желающие поступить в число членов “Общества для доставления средств высшим женским курсам” приглашаются обращаться с заявлениями об этом с приложением членского взноса (5 руб.) в С.-Петербург к казначею “Общества” Варваре Павловне Тарновской (Надеждинская ул.; д. № 3) или к члену Комитета, распорядительнице на курсах, Надежде Васильевне Стасовой, в канцелярию курсов Сергиевская ул., д. № 7»66.
В отделе «По учебному делу» в № 1 за 1884 год интересна заметка о правилах приема в повивальные институты, одобренные Министерством народного просвещения. Правила эти составлены профессором Харьковского университета. Они определяют возраст учениц (18–30 лет) и перечень необходимых для поступления документов:
1) метрическое свидетельство;
2) о звании;
3) о поведении;
4) свидетельство на звание домашней учительницы или об окончании курса институтов или гимназий или, по крайней мере, 4-классных прогимназий;
5) удостоверение в том, что они в продолжение учения будут иметь средства к жизни.
Эта информация была ценна тем, что помогала подписчицам (их родственницам, кругу знакомых женщин) узнавать важную информацию, касающуюся обучения. Так, прочитав заметку о необходимых документах для поступления на курсы, девушка могла целенаправленно подготовить нужные бумаги.
Основным автором «Друга женщин», посвящавшим свои статьи роли женщины в медицине, был В.О. Португалов, о котором речь уже шла выше. В № 3 за 1883 год в статье «Женщина-врач» он пишет: «Появление женщины на поприще медицины, как нового двигателя науки и выразительницы практической общественной потребности, есть лишь частное явление того переустройства, коим вообще знаменуется новейшая фаза эволюционного периода человеческого развития…»67. В своей работе он сравнивает женское и мужское мышление. Признает необходимость участия женщин-врачей в лечении женских болезней и проведении медицинских осмотров.
В статье В. Португалова «Женщина на VII съезде естествоиспытателей и врачей в Одессе», опубликованной в № 10 за 1883 год, представлен взгляд на роль женщины в медицине, на ее способность лечить, заниматься научной деятельностью в данной отрасли. Автор активно отстаивает права женщин заниматься медицинской деятельностью. Пишет, что женщина могла бы гораздо лучше справляться с лечением душевнобольных, осматривать и ухаживать за больными. Он считает, что женщины способнее мужчин в роли практикующих врачей: «Еще теоретическое изучение медицины, пожалуй, вполне дело мужчин, и вполне достойное их занятие, но практическое применение медицины, то есть: возня с осмотром больных и уход за ними, купно с приготовлением лекарств – все это положительно “бабье дело”. Я этим разумею, что “лечить” в широком значении слова дело женщин, – скорее, чем наше. Я этим вовсе не хочу сказать, что хорошее, мол, то есть, теорию, следует предоставить нам, а практику, как худшее, женщинам. Нет, а то, что женщины способнее нас сосредоточиться на каждом отдельном случае, что они несравненно внимательнее нас; что же касается до терпения, то им в этом отношении мы совсем уступаем. Мужчины несравненно больше разбрасываются и экспансивнее, женщины – интенсивны. Такова разница в самой природе, а потому я утверждаю, что женщины способнее нас быть практикующими врачами»68. Португалов описывает VII съезд естествоиспытателей и врачей в Одессе, количество женщин, присутствующих на нем, роли, выполняемые ими (секретари, председательница подсекции земской медицины, выступающие). В конце статьи автор высказал надежду на то, что в дальнейшем на подобных мероприятиях «женщины явятся еще более активными, сами поднимут вопросы из своей собственной сферы наблюдательности, поработают над задачами своего быта и участие их в деле съездов выразится более осязательными трудами»69.
В выдержке из книги «О симпатии» д-ра Едв. Фут, опубликованной в № 2 за 1884 год приводится довольно курьезная аргументация в пользу получения женщинами медицинского образования. Автор говорит, что в силу природных инстинктов женщины должны испытывать большую симпатию к врачам-мужчинам, а мужчины – к врачам-женщинам. Мнение автора больше походит на шутку: «Меня, пожалуй, станут обвинять в том, что я отстаиваю права женщин! Но я говорю о правах мужчин! Я требую в интересах моего пола медицинского образования женщин, чтобы они, когда мы заболеем, применяли к нам симпатию, свои советы и свою медицинскую заботливость»70. Данная статья говорит о том, что для привлечения внимания к проблемам образования женщин редактор готова была пойти на публикацию довольно спорных статей.
«Друг женщин» затрагивал так же тему образования бедных девочек и девушек. В публикации «Общество попечения о неимущих детях в Москве» описывается открытие приюта, в котором воспитанницы своей работой должны были частично окупать свое содержание: «Задача приюта – обучать детей ремеслам и продавать их изделия, чтобы они осознавали свою независимость от благотворителей и привыкли к сознанию своей самостоятельности»71. В учреждении девочки занимались чулочно-вязальным производством на ручных машинах. Описывается организация процесса финансирования приюта, подход к обучению детей и привлечению их к работе. Однако начинание не принесло ожидаемого дохода, средства приюта закончились и воспитанниц определили в другие учреждения.
Общество продолжило свою работу, определило новые направления помощи детям бедных родителей и сиротам в вопросах воспитания и обучения рукоделию и ремеслам: «Для этой цели предполагается определять детей в существующие приюты, учебные и ремесленные заведения и у частных лиц и заботиться об их безвозмездном и за плату от общества образовании, а также устраивать собственные заведения для призрения малолетних с курсом начальных школ, в которых бы они обучались ремеслам и рукодельям»72.
Приведен конспект доклада М. Горбуновой73, в котором она анализирует возможности общества в деле помощи неимущим детям: «Для девочек старшего возраста от 12 до 19 л. нужны уже настоящие ремесленные или профессиональные школы, в которых бы уже обучали их специально каким-нибудь ремеслами. <…> Но такие школы требуют больших затрат, работа детей не окупает расходов и девушки в них не достигают такого совершенства, как в хороших мастерских. При ограниченности своих средств общество не может содержать таких школ, а заводить свои мастерские – большой риск. Мастерским вообще трудно выдерживать постоянно усиливающуюся конкуренцию деревень, к которым крупные заказчики обращаются уже и теперь с своими заказами в виду дешевизны работы. По мнению г-жи Горбуновой, при незначительных средствах общества более подходящею для него деятельностью было бы указанное в уставе “приискание помещений для детей в существующих приютах, учебных и ремесленных заведениях и у частных лиц, а равно попечение о доставлении образования наиболее способным из детей”»74.
Констатируется недостаточность финансирования социальных общественных инициатив, высказываются предложения по более рациональному распределению средств общества.
Рабочий вопрос: женский аспект
Цикл статей «Женский труд и профессиональное образование» М. Горбуновой ставит ряд острых проблем: величина заработной платы женщин (она гораздо ниже, чем у мужчин), отсутствие возможности для расширения сферы трудовой деятельность, затрудненность доступа к образованию. Автор указывает на широкое распространение швейного дела в качестве средства заработка для женщин, называет его «ремеслом несчастных» из-за высокой конкуренции и низкой оплаты труда. Приводятся статистические данные не только по России, но и по другим странам. Например, указывается статистика по занятиям «живущих личным трудом» женщин в г. Будапеште: «…укажем лишь на то, чем занимаются те 35000 женщин, которые при переписи г. Будапешта были внесены в списки как лица, живущие личным трудом: искусствами занимались 176, обучением 434, парикмахерским искусством 250, повивальным искусством и уходом за больными 196, кормилицами были 510 человек, торговлей занимались 799, женскими рукоделиями и различными отраслями производства 5896 чел., поденной работой 9786 чел., другого рода услужением 16,464, разного рода профессиями 1076 чел. Следовательно, тяжелым физическим трудом занимались, присоединяя к этому числу кормилиц и прачек, 27,682 человека»75. Ставится проблема привлечения женщин к тяжелому труду. Выделяются области, в которых женщины могли бы найти себе применение: оправка драгоценных камней, переплет книг, починка часов, набор в типографиях, служба в различных конторах и учреждениях.
Автор статьи предлагает решение проблемы низкой оплаты труда: «Итак, для устранения главных причин, вызывающих сравнительно низкую заработную плату женщин, требуется, 1) возможно большее распространение общего и профессионального образования и 2) открытие доступа к возможно большему числу различных отраслей производства и профессий для женщин, тогда третья, выставленная нами причина – наплыв женщин к специально женским ремеслам, в основе которых лежит шитье – устранится сама собой»76.
В продолжении статьи, опубликованном в № 10 1883 года, М. Горбунова предлагает рассмотреть, какие меры для повышения заработной платы женщин и открытия для них доступа к как можно большему числу профессий приняты наиболее развитыми в экономическом плане европейскими государствами. В материале подробно рассматривается устройство образовательной системы Германии, автор отдельно останавливается на описании функционирования школ и дает подробную статистику по отдельным регионам и даже городам страны. Описывается важность качественного образования для всего народа отдельного государства.
В статье «О женщинах-телеграфистах» Л-вой, опубликованной в № 5 за 1883 год, говорится, что уже девятнадцать лет прошло с тех пор, как женщины допущены на телеграфную службу. До сих пор существует ряд условий, которые женщина должна выполнить, чтобы получить место телеграфистки. Мужчинам эти условия выполнять не нужно. Так, девушке на момент трудоустройства не должно быть меньше 18 лет (Мужчины начинали работать гораздо раньше. – И.М., А.Г.), она должна сдать экзамен в университете (Молодым людям этого делать не нужно. – И.М., А.Г.), карьерный рост у мужчин происходит быстрее, у женщин он ограничен. Главное, чего лишены телеграфистки, – это пенсия, так как женщин не зачисляют на действительную службу, как мужчин, а они работают «по вольному найму». В № 6 «Друга женщин» публикуется новость об утверждении мнения государственного совета о выдаче пенсии телеграфисткам77.
Примечательно, что автор говорит о тех предрассудках, которые мешали допустить женщин до работы на телеграфе. Например, «болтливость» женщин там, где должна сохраняться тайна. Отмечается аккуратность телеграфисток в работе: «…касса у них всегда в порядке, дела ведутся аккуратно, с подателями они учтивы и к своим обязанностям, в большинстве случаев, относятся гораздо строже, чем мужчины»78.
Права женщин-работниц, правовое регулирование их труда рассматривается в статье Н. М.79 «Положение женщин-работниц по иностранному законодательству»80. В ней автор поднимает ряд проблем, связанные с трудом женщин на производстве. Среди них: ночные работы, неограниченное законом рабочее время, привлечение к труду беременных женщин и подростков, труд женщин на вредных производствах, отрыв от семьи, отсутствие надзора за детьми и необходимость детских садов. В статье приводится пример того, какими нормами регулируется труд женщин на заводах и фабриках в соответствии с английским фабричным законом 1878 г., французским законом «О работе детей и несовершеннолетних девушек» от 19 мая 1874 г., швейцарским фабричным законом, а также в Дании и США. Автор статьи определяет круг требований к любому законодательству, упорядочивающему женский труд на фабриках:
1) такое законодательство должно определить количество рабочих часов в сутки для девушек и женщин, величину рабочего дня, принимая во внимание «обязанности по отношению к семье»;
2) установить запрет на ночные работы для женщин;
3) определить работы, признанные вредными и опасными для женщин;
4) требовать от работодателей соблюдения гигиены и общественной безопасности в мастерских81.
Далее Н. М. подробно рассматривает, как данные требования учитываются в Англии, Франции и Швейцарии и приходит к выводу, что лучше всего права женщин-работниц соблюдаются в Швейцарии. Однако «работа женщин не находится в тех условиях, как это было бы желательно»82.
Статья «Женский фабричный труд» в № 5 за 1884 год рассматривает вопросы трудного положения рабочего класса. Данная статья представляет собой пересказ одноименной лекции профессора И.И. Янжула, которую он прочел 26 марта 1884 года в Политехническом музее. В статье представлена подробная статистическая информация по распределению труда на производстве между мужчинами, женщинами и детьми. Данные касаются не только России, но и Англии, Германии, Швейцарии и других стран.
Освещается проблема продолжительности труда, констатируется отсталость России в этом плане: «В некоторых местностях Соединенных Штатов, и даже в Англии, срок работы в некоторых промышленных заведениях спустился до 8-ми часов, и восьмичасовой дневной труд является pium desiderium всего рабочего класса англо-саксонского племени, который его и выставил девизом для будущего. Но несмотря на то, что всеми признано, что 10 часов работы есть тот предел, который большинство людей не можете перейти без нанесения вреда для своего здоровья, тем не менее в большинстве промышленных стран Европы, за указанными исключениями, фабричная работа продолжается больше: в Швейцарии 11 часов в сутки, в Германии от 10 до 12 и даже 13 часов в день, в России не менее 12 1/2 часов в сутки, а на многих фабриках она продолжается по 13, 14 и 15 и даже до 18 часов в сутки»83.
Затрагивается тема сокращения продолжительности жизни рабочих на некоторых фабриках и заводах. Зачастую это связано с особенностями производства, но указывается на общую тенденцию для всех рабочих: «К таким отраслям производства мы бы ни обратились, везде, во всех странах, мы встречаем одно общее правило: жизнь промышленного рабочего короче, нежели земледельца, он болеет чаще, лишая болезнями своего труда общество и составляя для своей семьи часто лишь обузу, а не помощь…»84.
Отдельно в статье разбирается факт повышенной смертности детей у женщин, занятых на производстве. Предлагается ряд мер, направленных на помощь женщинам-работницам:
1) ограничение продолжительности рабочего дня у женщин;
2) запрещение ночной работы и работы по праздничным дням;
3) недопущение женщин на работу за две недели до родов и 6 недель после них;
4) устройство «вспомогательных касс» для выдачи пособий, покрывающих отсутствие заработка по время родов;
5) открытие на фабриках и предприятиях ясель, в которых женщины могли бы оставлять детей на время работы;
6) предоставление возможности женщинам во время работы отлучаться для кормления детей грудью.
Подчеркивается важность перечисленных мер в связи с утверждением 1 июня 1882 года закона, ограничивающего работу детей на фабриках, что повлечет за собой заполнение освободившихся рабочих мест женщинами.
Заключение
В заключении хочется отметить, что круг освещаемых в журнале «Друг женщин» вопросов, касающихся равноправия женщин и мужчин, был настолько велик, что затрагивал проблемы и деревенских крестьянок (побои в семьях, перегрузка работой, высокая смертность из-за низкого уровня образования и др.), и проживающих в городах (отсутствие выбора профессий, ограниченная возможность для образования), а также широко иллюстрировал положение женщин в иностранных государствах. Главный редактор журнала отбирала к публикации материал, методично опровергающий устоявшееся в обществе мнение, что женщина – неполноценное существо, недостойное равноправия с мужчинами. В журнале четко прослеживается просветительская работа: публикуются разъяснения действующего законодательства по вопросам, касающимся женщин; дается критика существующих народных обрядов, обычаев и укоренившихся в сознании народа установок (пословиц, поговорок), ущемляющих женщин; проводится глубокий анализ причин, препятствующих развитию женского образования в России, и многое другое. За недолгое время своего существования журнал сделал резкий разворот от нравоучительной тематики к обсуждению острых проблем, с которыми сталкивались его современницы. Несомненно, «Друг женщин» занимает важное место в ряду не только журналов для женщин своего времени, но и литературно-общественных изданий в целом.
Примечания
Библиография
Карченкова Т.А. Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века: дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2004.
Коломийцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XIX веков: история развития и типологические особенности: дис. ... д-ра филол. наук. Армавир, 2008.
Масалкина Д.А. «Друг женщины» (1882–1884): характерные особенности. Вестник гуманитарного образования. 2011. № 12. С. 16–19.
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 2. М., 1957.
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 3. М., 1958.
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 4. М., 1960.
Пустарнакова Д.А. Отечественные общественно-политические женские журналы второй половины XIX – начала XX веков: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2013.
Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи: два этюда по женскому вопросу. М., 1905.