Ссылка для цитирования: Громова Е.Б., Ершов Ю.М. К проблеме репрезентации человека труда в СМИ Юга России // Медиаскоп. 2024 Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2844
© Громова Екатерина Борисовна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Филиала МГУ в г. Севастополе (г. Севастополь, Россия), katya-64@inbox.ru
© Ершов Юрий Михайлович
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Филиала МГУ в г. Севастополе, (г. Севастополь, Россия), ershovym@my.msu.ru
Аннотация
В статье поднимается проблема представленности труженика в региональном медиапространстве. На материалах восьми самых цитируемых СМИ пяти областей и краев Южного федерального округа показаны преобладающие дискурсы и оценочные контексты репрезентации образов трудящихся. Авторы обосновывают влияние смены общественно-экономической формации и процессов деиндустриализации на журналистское представление человека труда. Героика труда больше не производится прессой. Журналисты скорее фиксируют проблемы, чем анализируют причины их возникновения и варианты их решения.
Ключевые слова: тема труда, дискурс, СМИ, образ, контент-анализ
Введение
На протяжении многих десятилетий тема труда была центральной темой советских средств массовой информации, а человек труда – рабочий, шахтер, комбайнер, стахановец – главной фигурой медиатекстов той эпохи. В советском газетно-публицистическом дискурсе труд был представлен как важнейшая ценность общества и добродетель. При этом подчеркивался добровольный характер выполняемой деятельности, вдохновение и энтузиазм исполнителей, желание перевыполнять нормы и планы (Биюмена, 2021). Со сменой общественной формации изменилась и контент-политика редакций СМИ, и оптика журналистского поиска фактов и героев. Фокус журналистского внимания переместился с производства на статусное потребление и разного рода развлечения. Не только образ человека труда потерялся на страницах постсоветской прессы, но и жанры, в которых этот образ отображался – зарисовка, очерк, репортаж – ушли с переднего края медиапрактик в тень.
Исследовательская проблема, которую мы ставим, может быть определена как раскрытие способа функционирования механизма репрезентации человека труда и определение его особенностей в современном медиадискурсе. Проблема именно в том, что закономерности представления не изучены и не до конца ясны. Осталось ли что-то от культа героев труда советской эпохи? Есть ли у журналистов профессиональный интерес к отображению производственных процессов? Какие источники и какие методы творческой деятельности используют журналисты в разработке темы труда? Какова тональность медийных нарративов о людях, производящих что-то для других? И, наконец, кто он сегодня – человек труда?
Эти вопросы важно ставить сегодня ученым потому, что они показывают состояние журналистики как способа самопознания общества. Но и потому еще, что они коррелируют с базовыми вопросами экономики и исследований развития. Почему производительность труда в России в два с лишним раза меньше, чем в странах Евросоюза? При этом количество рабочих часов у граждан России – самое высокое в Европе (Косякова, Попова, 2017), что подтверждается официальными документами1. Разумеется, не задача СМИ отвечать на такие глобальные вопросы, но журналисты во все времена пытаются в меру сил своих сложить картину мира и объяснить читателю установившийся порядок вещей. Это можно делать и не через описания и рассуждения, а посредством создания образов.
После вымывания из проблематики постсоветских СМИ темы труда ученые тоже теряют постепенно интерес к исследованиям образа труженика в медиадискурсе. Мы не нашли ни одной диссертации или монографии на эту тему за последние 20 лет. Вышел в свет единственный сборник статей (Человек труда в объективе медиа, 2022) и несколько журнальных публикаций на тему репрезентации человека труда в СМИ (Ваньке, Кулаев, 2015, 2016; Юсупова, 2014, 2015; Ястремская, 2014; Ястремская, Иглина, 2019). В ряде научных работ авторы подходят к исследованию героев журналистских публикаций в более широком контексте, представляя его как нашего современника (Громова, 2023; Зеленина, 2014). Эти работы также следует учитывать в обзоре научных исследований репрезентации в СМИ человека труда.
На факультете журналистики МГУ сложилось направление исследований журналистского труда и трудовых отношений, результаты которого можно экстраполировать и на весь рынок труда в нашей стране. Это, прежде всего, публикации сотрудников кафедры теории и экономики СМИ, посвященные мотивациям и удовлетворенности работников редакций (Вырковский А.В., Вартанов С.А., Галкина М.Ю., Владимирова М.Б., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю., Смирнов С.С., Фомичева И.Д., 2018, 2020).
Безусловно, для исследований необходим и широкий методологический контекст с учетом вклада российских социологов труда (Здравомыслов, Ядов, 2003; Кравченко, 1987; Маркович 1998; Радаев, 2000; Тощенко, Цветкова, 2012), а также их зарубежных коллег, внесших вклад в индустриальную социологию (Blauner, 1964; Braverman, 1974; Edwards, 1979, Friedman, 1977; Watson, 2008). Ценность перечисленных работ в том, что в них представлен новый взгляд на современную социально-классовую структуру общества и трудовые отношения. Работа Гарри Бравермана «Труд и монополистический капитал» послужила катализатором возникновения целой волны исследований трудового процесса на Западе.
Рассматривая расширенный контекст исследовательской темы, помним и об истории научного осмысления труда. Отец политической экономии Адам Смит дал нам образец анализа господствующих экономических отношений и сформулировал важнейшее требование к организации труда – не мешать работнику выполнять трудовые обязанности. Его идеи были развиты далее создателем «моральной арифметики» Иеремией Бентамом, который сформулировал принцип достижения работником наибольшего удовлетворения и его стремления избегать страдания. Карл Маркс полагал, что родовой сущностью человека является труд – та творческая способность, благодаря которой человек себя выражает. Но труженики не владеют более продуктом своего труда. Да и сам процесс труда воспринимается как нечто чуждое и бессмысленное. А значит, говорит Маркс, в какой-то момент люди становятся чужими не только друг другу, но и самим себе, чужими для своей человеческой сущности. Вместо того, чтобы наслаждаться трудом как процессом саморазвития, мы бежим от него, как от наказания.
Разумеется, и содержание, и характер труда кардинально меняются. Люди не трудятся по 12 часов в смену, как во времена Маркса. Люди не отправляют на заработки своих 12-летних детей. Люди обсуждают введение четырехдневной рабочей недели. Труд стал гораздо более защищенным. Но мы не должны забывать, что в мире есть страны, где профсоюзов нет как типа самоорганизации работников. В этих странах люди и поныне трудятся без отпуска и выходных, чаще всего в изнурительных условиях. При этом и в странах третьего мира, и в развитых странах господство капитала над живым человеческим трудом сохраняется. Эксплуатация, несправедливость и неравенство – все это по-прежнему актуальные вопросы. Лишь острота этих проблем отличают одну страну от другой.
Социальный перелом 1990 гг. совпал во времени с деиндустриализацией, которая происходила не только в России, но и во всем мире. Деиндустриализация – это сложные процессы на рынке труда, которые сопровождаются выводом промышленных предприятий из страны-резидента в страны, где стоимость труда значительно ниже. Это и закрытие многих промышленных предприятий, которые не могут конкурировать по себестоимости продукции с лидерами глобального рынка. Деиндустриализация ведет к повсеместному перераспределению работающих. Например, в 2021 году 67,5% работающих в РФ были заняты в сфере услуг. Доля занятых в промышленности была примерно в 2,5 раза меньше: 26,6%. А вот в сельском хозяйстве работало только 5,9% занятых. Из исследования ВШЭ «Профессии на российском рынке труда» понятно, что 14% от числа занятых приходится всего на две профессии, для овладения которыми достаточно курсов на базе среднего образования – это водители и продавцы. Водители неизменно лидируют на протяжении 15 лет. Ими работают свыше 5 млн россиян (7% занятых). Продавцов немногим меньше – 6,8%2
Эти радикальные изменения и трансформации приводят к растерянности журналистов, которые не могут на ходу перестроиться. Журналистам нужно большее время для осмысления социальных процессов и меняющегося рынка труда. Вероятно, журналистам понадобится и новый язык для описания производственных отношений в постиндустриальном обществе с его фрилансерами, креативным кластером и прекариатом. Как с этим справляется журналистика регионов, мы выясняем в данной статье, опираясь на теоретическую базу, составленную из разработок экономистов, социологов труда и лингвистов с из дискурс-анализом текстов по разным тематическим направлениям. Методология нашего исследования так же носит гибридный и пилотный характер, включая социологические и лингвистические техники анализа медиатекстов.
Методика исследования
В связи с обозначенной проблематикой исследования темы труда в центре нашего внимания оказалась репрезентация образа труженика в СМИ Юга России. Почему именно Юг России? – Это традиционно и житница, и здравница всей страны, а также районы притяжения трудовых мигрантов и переселенцев. Юг России – это макрорегион, включающий 8 субъектов РФ (Южный федеральный округ), с административным центром в Ростове-на-Дону. Мы выбрали пять субъектов федерации, входящих в ЮФО с наибольшим населением (90% от населения всего округа). Наше исследование строится на основе анализа содержания электронных СМИ, новостных и газетных сайтов, отобранных по их показателям цитируемости в Волгоградской области, Ростовской области, Краснодарском крае, Крыму и Севастополе.
В выборку в соответствии с данными исследовательской службы «Медиалогия» за первый и второй квартал 2023 года попали восемь СМИ, главным образом, информационные агентства и городские новостные порталы: сетевое издание «В1.ру» (Волгоград), https://v1.ru/; сетевое издание «НовостиВолгограда.ру», https://novostivolgograda.ru/; Газета Кубанские новости (Краснодар), https://kubnews.ru/; Новостной веб-ресурс 93.ru (Краснодар), https://93.ru/; Новостной веб-ресурс Donnews.ru, https://www.donnews.ru/; Ростовская газета. Rostovgazeta.ru, https://rostovgazeta.ru/; Новостной портал Севастополя и Крыма ForPost, https://sevastopol.su/; Информагентство РИА Крым,https://crimea.ria.ru.
Методами исследования стал контент-анализ и текстовый анализ. Единица исследования: медиатекст (сообщение в ленте новостей интернет-СМИ). Период исследования: июнь – сентябрь 2023 г. В кодификатор исследования были включены следующие категории контент-анализа: предмет/тема публикации; авторская позиция в отношении к предмету описания (позитивная, негативная, амбивалентная, индифферентная); жанр/формат представления информации (новостная заметка или информационное сообщение, обзор рынка, интервью, экспертное мнение, репортаж, зарисовка и другие портретные формы).
Наш проект мы рассматриваем как начальную (пилотную) ступень контент-аналитического исследования СМИ, которая призвана помочь в улучшении дизайна полномасштабного исследования медийного дискурса и в оценке его осуществимости, продолжительности, затратности и пр. Всего в мониторинге было просмотрено по восьми выделенным веб-ресурсам за 12 недель более 10000 публикаций. Из них по тематическому принципу было отобрано для последующего анализа текста 95 материалов. Тема понимается нами как обобщенное и конденсированное содержание текста. Тематический отбор осуществлялся по присутствию в тексте ключевых слов. Такими маркерами темы стали слова «труд», «работа», «дело», «занятость», «заработная плата», «труженик», «работник», «сотрудник», «рабочий», «трудяга». Некоторые веб-ресурсы используют рубрики и хештеги с перечисленными словами, что облегчало кодировщикам отбор текстов для анализа.
Исследовательские вопросы были сформулированы следующим образом:
ИВ-1: Как изменилось журналистское представление труженика в сравнении с прессой предыдущей эпохи?
ИВ-2: Что более всего влияет на репрезентацию образа человека труда в региональном медиадискурсе?
Результаты исследования
Из мониторинга достаточно большого массива медиатекстов можно выделить два дискурса, которые очевидно разнятся, но противоречивым образом сосуществуют на страницах одних и тех же изданий. Первый дискурс мы назвали бы традиционным советским прославлением человека труда. Второй дискурс можно назвать критическим, он строится на критике условий труда и низких зарплат. Человек труда в первом дискурсе – передовик, победитель, награждаемый. Во втором дискурсе – лицо страдающее, жертва эксплуатации, неудачник.
Приведем несколько примеров того и другого дискурса. Популярный сетевой ресурс Новости Волгограда» сообщает: «В честь 22-летия компании ЕвроХим, 17-летия ЕвроХим-ВолгаКалия и Дня шахтера на площадке Гремячинского горно-обогатительного комбината прошли торжественные церемонии награждения передовиков производства. Руководитель поблагодарил коллектив за успехи в развитии производства Гремячинского горно-обогатительного комбината…»3. Или дискурсивно родственный текст из ростовской газеты: «Глава региона встретился с тружениками АПК и вручил госнаграды 24 аграриям по результатам уборки прошлого года <…> Набрав высокие темпы уборочных работ (в том числе и благодаря технической модернизации), донские хлеборобы собрали большой победный урожай, внеся свою весомую лепту в российский каравай 2023 года»4.
Это узнаваемые медийные шаблоны, в которых труд уподобляется соревнованию и борьбе (битве) за приз. Победителей состязания положено наградить, рекорды – прославить. Заметим, что победители могут быть названы поименно или не названы, потому что главные действующие лица не они, а те, кто оценивает и награждает – руководители, директора, губернаторы. Сегодня такие медиатексты становятся похожи на пресс-релизы или заказные сообщения, у них отчетливое официальное или рекламное послевкусие.
В прославлении человека труда изредка можно встретить портретные материалы. Почти все они строятся по одной нарративной схеме. Герой недоволен своей жизнью, бросает работу и начинает новое для себя дело, обретая в нем профессиональный успех и счастье.
«Обрыдло все, особенно Канары»: девушка из Волгограда бросила работу в сетевом магазине ради путешествий по миру. Юлия Антропова, бывший сотрудник сетевого магазина в Волгограде, побывала в 42 странах, не считая тех, где останавливалась всего на несколько часов. Разве такое возможно, учитывая, что она росла в небогатой семье, где ни у кого не было даже загранпаспорта? Оказалось, что да. Как стать стюардессой и почему мечты обязательно сбываются, Юлия рассказала корреспонденту V1.RU в нашей рубрике «Сбежавшие из Волгограда»5. Можно ли воплотить свою мечту в Волгограде или для этого надо обязательно сбежать из родного города – остается нераскрытой темой этой зарисовки.
Другой беглец из прежней жизни описан в публикации севастопольского портала ForPost. Крымчанка Г. Мусаева променяла Севастополь на пчеловодческий бизнес в селе. Женщина не собирается обратно в город. Это история успеха в классической форме зарисовки о людях профессии. Рассказ о Гульзаре Мусаевой, которая уехала из Севастополя в село своего детства под Белогорском и занялась пчеловодством. Гульзара завела микроблог в соцсетях. Для более чем восьми тысяч подписчиков пасечник регулярно снимает видео-истории из жизни пчел6. Несомненно, для жителей регионов важно не только время от времени читать истории успеха, но для своего душевного здоровья полезно читать какое-то доброжелательное повествование (неважно даже о чем), которое стилистически отличается от жестких и часто катастрофических новостей, но соразмерно неспешному ритму жизни в провинции.
В других редакциях даже при использовании традиционных жанровых форм автор модернизирует нарратив применительно к реалиям нашего времени. Эти приемы осовременивания можно рассмотреть на примере спецпроектов РИА Крым. Шеф-редактор специальных проектов Ольга Леонова представляет портретную зарисовку о виноградаре французского происхождения, который с 1994 года живет в России, получив российское гражданство и женившись на русской. «Я француз, я провансальный человек и люблю розе. На сегодняшний день, можно считать, что его в России нет из-за того, что ни у кого нет сортов Гренаш и Сенсо. Это тот розе, как мы пьем в Провансе, это вкус Сен-Тропе»7. В советскую эпоху такой тип героя и декорации его жизни вряд ли были бы возможны, но теперь после получения российского гражданства Виктором Аном, Джеффом Монсоном и Жераром Депардье возник некий интерес к релокантам из-за рубежа. Этот интерес и пытается эксплуатировать Ольга Леонова, публикуя портретные очерки об иностранцах, приехавших жить и работать в Крыму8.
Новое жанровое решение можно увидеть в традиционной зарисовке профессиональной направленности. В прежнюю эпоху журналисты рассказывали о человеке какой-то профессии, стараясь превознести и прославить его работу, чтобы школьники заинтересовались специальностью и, возможно, при выборе вуза пошли бы по этой стезе. Сегодня журналист в рассказе о людях той или иной профессии гораздо более индифферентен и нацелен на поиск каких-нибудь курьезных фактов и странностей. Популярный веб-ресурс Краснодарского края 93.ru (сетевое издание компании «Шкулев Медиахолдинг Городские порталы») интересуется тем, что людям не нравится в их работе. Что их раздражает или даже бесит? Например, женщина-таксист говорит, что ее сильно бесят мелочные люди. «Один парень просил меня перевести рубль ему на карту, так как у меня не было сдачи»9. Курьер говорит: «Ощущение, что на нас ездят, как на собаках»10. Это такие эмоциональные монологи анонимныхрассказчиков, которые далеки от этизации работы. Однако, судя по просмотрам, читателям действительно интересно то, что других бесит.
Поскольку обзоры рынка зарплат стали самым часто публикуемым материалом на тему труда, мы определяем проблему несоответствия вознаграждения затраченным усилиям как основную в критическом дискурсе о тружениках на страницах современной региональной прессы. Для понимания характера рассмотрения этой проблемы журналистами приведем пространную цитату из публикации, озаглавленной «На одну ставку есть нечего, а на две – некогда»11. Это монолог учителя, который уволился из школы и объясняет свое решение. «…О добровольности работы в школе говорить сложно: руководство сначала «втрамбовывает» дополнительные часы, а потом за них спрашивает. А классное руководство спускается на педагогов в принудительном порядке: подавляющая часть учителей отказалась бы от него напрочь. Ибо тут действует принцип “спрашивают, как с умного, платят, как дебилу” <…> школа “превратилась в исполнителя прихотей инстанций различного уровня”: департамента образования, полиции, миграционной службы, МЧС, прокуратуры и Росгвардии. Каждый приходит в школу со своим запросом, и каждому школа должна угодить. Они спускают все директору, а директор, в свою очередь, – коллективу. И потом спрашивает, кто отчитался, а кто – нет. Из-за всего этого у учителя не остается времени не то, что на себя, элементарно поспать и приготовиться к урокам на следующий день. О личной жизни в принципе молчу. 75% коллектива – незамужние, а еще есть и бездетные женщины».
Чтобы не создалось впечатления, что этот учительский монолог – единственный в своем роде, приведем еще одну цитату из другого материала на ту же тему. Почтальон рассказывает: «Почему уволились? Потому что требования руководства и отношение руководства не соответствуют заработной плате, которую нам платили… Когда не хватает сотрудников, допустим, один уходит на больничный или просто сотрудника не хватает, нас заставляют, естественно, работать за него – за отсутствующего сотрудника. За это нам заплатят 25% от оклада голого. По факту ты работаешь за двоих, а тебе доплачивают… Оклад на тот момент у нас был 15 600… Там везде плохо. И отношение руководства, и зарплата. У нас даже никто и не идет туда работать, к нам приходила как-то девушка – она день посидела, посмотрела, как это происходит, сказала: “Да ну на фиг. Вы что здесь делаете-то вообще, девочки?”»12.
В этом же ряду опубликованные монологи водителей Центральной районной больницы, которые уволились всей бригадой; рабочего, который ушел с завода; официантки, которую не устроило несоответствие вознаграждения затраченным усилиям. Последний случай тоже стоит отдельной цитаты, потому что в нем проявляется кроме мотива нещадной эксплуатации и локальная специфика курортных регионов Юга России. «Рабство везде сплошное»: реально ли отдохнуть летом в Крыму, чтобы не платить за проживание и еду, да еще и заработать» – так журналисты озаглавили публикацию о сезонных работах на полуострове. Даша, официант, рассказывает: «За день упаривались так, что вечером еле ноги волочили. На пляже могли только спать. Очень тяжело было, больше не поеду». Для самих специалистов есть шанс провести лето в санатории или отеле, где оказаться отдыхающим они не смогли бы из-за высокой цены. Например, сейчас отель Mriya Resort&SPA – самый роскошный и дорогой в Крыму – ищет смотрителя парка с зарплатой 25 тысяч рублей и администратора со ставкой в 35 тысяч. А самый дешевый номер в отеле нынешним летом можно забронировать от 35 тысяч рублей в сутки. Конечно, жизнь сотрудника будет значительно отличаться от жизни отдыхающего в отеле, но насладиться природой, морем и комфортом он тоже может. Если хватит сил»13.
Если в СМИ сохраняется прославляющий труд дискурс, то по логике создания текстов должны быть и герои, имеющие особые заслуги перед родиной и воплощающие пафос прославления. Люди-примеры, на которых можно равняться. Не только наш многомесячный мониторинг электронных веб-ресурсов, но и многолетнее наблюдение за редакционными практиками показывает, что труженик исчез почти полностью из медиапространства и культуры вообще. Уже десять лет, как в стране учреждено звание Героя Труда Российской Федерации. За десятилетие наградили золотой медалью Героя Труда 88 человек. Кто-нибудь знает их имена? К примеру, в 2014 году наградили К. Г. Чуманова, И. У. Айдуллина, Ю. В. Лепехина, А. И. Аксенову, Т. Н. Покровскую, М. Н. Готовцева, В. И. Мельник, Ю. А. Коннова. Что вы можете сказать про кого-то из этого списка? Вся страна прежде знала Алексея Стаханова, Пашу Ангелину, Валентину Гаганову, Никиту Изотова. Про нынешних героев труда не пишут в газетах, их не показывают по ТВ, они не сверкают на глянцевых обложках и не набирают миллионы просмотров в интернете.
В прессе регионов те же лица, что и в популярных журналах, и на ток-шоу федеральных телеканалов, – знаменитости, киноартисты, звезды спорта и шоу-бизнеса. Сталь варят, хлеб сеют, но в СМИ об этом не рассказывают. Нет не только очерков о героях труда, но хотя бы материалов, в какой-то степени относящихся к теме реального созидания благ. И одной из проблем этого является исчезновение из репертуара журналистов портретных жанров и языка описания работающего человека. Как пример можно привести заметку о космонавтах, опубликованную РИА «Крым» 12 июля. «Шкаплеров рассказал, кого отберут в космонавты». Космонавт – едва ли не единственная профессия, которая до сих пор не утратила ореола избранности и героики. Антон Шкаплеров – Герой России, севастополец. Мечта любого журналиста – встретиться с космонавтом и взять у него интервью, спросить о том, каково было летать в космосе и как к этому можно подготовиться. Но нет, автор пересказывает техническое задание HR-менеджера. «Во-первых, претендент должен иметь гражданство Российской Федерации. Возраст до 35 лет на конец 2023 года. Это уже четвертый открытый набор, и нас интересует любое высшее образование. Но в приоритете люди, занятые в авиационно-космической отрасли и имеющие инженерное образование. Подходят также специалисты по связи, IT, врачи»14, – отметил Шкаплеров. Это как раз то, что мы называем утратой языка для описания труженика. Остается только формальная характеристика языком документа из отдела кадров.
Итак, героев труда больше не найти в прессе. Кто же эту тему репрезентирует в новостных лентах? Наш мониторинг показал, что чаще всего журналист за информацией обращается к официальным лицам, чиновникам, руководителям департаментов, кадровых агентств, депутатам и разного рода начальникам. Они не только выдают журналисту искомые данные, но и сопровождают информацию своей системой оценивания. Вот, например, как расставлены смысловые акценты в интервью с руководителем НКО «Водители России», опубликованном РИА «Крым». «Укоренившийся в сознании молодежи образ дальнобойщика на разваливающемся “КамАЗе” с руками в соляре и минимальной зарплатой давно не соответствует действительности. Современный водитель получает в разы больше, а в случае поломки транспортные компании и вовсе запрещают пытаться самостоятельно проводить ремонт», – об этом в эфире радио «Спутник в Крыму» сообщил президент Общероссийской общественной организации «Водители России» Олег Торош. «У молодежи сформировалось мнение, что водитель-дальнобойщик получает 30 тысяч рублей, работает на “КамАЗе”, его руки всегда в солярке, мазуте и масле… Из-за этого никто не хочет идти в эту сферу», – констатировал Торош. По словам гостя студии, в реальности все существенно иначе: «Средняя зарплата по отрасли даже для водителей категории С составляет от 80 до 145 тысяч рублей в месяц»15.
Если бы молодежь принимала решение о выборе профессии только на основании «зарплатных вилок», тогда бы и никакой профориентации не требовалось. Молодым людям хочется заниматься интересным делом, которое вызывает общественное уважение и приносит тебе самому удовлетворение. Вряд ли президент организации «Водители России» знает, как вызвать уважение к этой профессии, если он говорит в интервью: «Надо повышать престижность профессии среди молодежи, обучать водителей, а также усовершенствовать сервисную инфраструктуру для дальнобойщиков по всей стране».
Те немногочисленные портретные материалы, которые были упомянуты в нашей статье, создают образ человека труда, но с этим образом не все так однозначно. Гульзара Мусаева, которая переехала из Севастополя в село, занявшись пчеловодством, по сути, убежала от накопившихся в жизни проблем. Первая глава рассказа о ней названа автором «Бросить все». В числе всего работу преподавателем в Политехническом лицее и комфортный уровень жизни в городе. Не каждый способен сменить каблуки на резиновые сапоги. Бизнес, который она выбрала, полностью зависит от погодных и природных условий. Все пчелиные семьи у Гульзары погибли от того, что она использовала непроверенные китайские препараты для борьбы с вредителями. Еще одной напастью для Гульзары и других крымских пчеловодов стали так называемые потравы. Это происходит, когда сельскохозяйственные сады и поля недобросовестные фермеры обрабатывают пестицидами, не предупреждая заранее владельцев выставленных поблизости ульев, что приводит к гибели целых пчелиных семей.
Человек может героически преодолевать жизненные трудности пока очередное препятствие не сломает его. Такой вывод можно сделать из этого и других портретных зарисовок. Веб-ресурс Краснодарского края 93.ru освоил такую модификацию жанра, как истории неуспеха, героями которых становятся лузеры – люди сломанной судьбы. Например, 13 августа опубликована история «Живу в долг, на кредитке тоже долги»: бизнесвумен потеряла дело и теперь выживает на зарплату продавца в 32 тысячи. Раньше женщина владела сетью магазинов, но все рухнуло. – Мы живем на одну мою зарплату. Но хочется ведь и себя чем-то порадовать, хочется себе что-то купить. Но с такими заработками я забыла, что это такое. Я уже не знаю, что такое купить хорошую обувь, хотя продавцам она особенно нужна. Мы работаем на ногах и находимся на работе большую часть жизни»16.
Светлана Пименова рассказывает о крутых виражах своей судьбы. Редакция озаглавила очерк в стиле таблоидов «Из Америки в дворники. Бывшая теннисистка метет российский асфальт с американским дипломом». Девочка в 11 классе стала второй по Санкт-Петербургу и 11 по России теннисисткой. Получила в США диплом бакалавра по направлению «международный бизнес и управление организацией», но из-за финансовых проблем, как она сама считает, ей не удалось добиться успеха в большом теннисе, и С. Пименова вернулась искать работу на родине. Самое главное, чтобы была постоянная зарплата, – говорит Светлана. Она работает дворником, но планирует накопить денег на образование в сфере IT17.
Это герои, на которых не хочется равняться, но которых хочется пожалеть. Хотя это чаще всего несломленные люди, которые делятся своим опытом преодоления трудностей и дают примеры стойкости. Однако в электронных СМИ встречаются и отрицательные персонажи. В Алуште полицейские задержали фотографа-живодера, который предлагал жителям и гостям курортного города фото с дикими хищными птицами. Пернатые были переданы в зоопарк, сообщает пресс-служба МВД по Крыму18. Это не такой уж редкий случай репрезентации образа антигероя, получившего от автора определение «фотограф-живодер». Это проблема всех курортных городов. Подобные заметки публикуются во многих СМИ Юга России в летний сезон. И хотя в основе такой криминальной хроники та же острейшая социальная проблема невозможности прокормиться на существующие зарплаты, никто не оправдывает издевательств над животными. Точно так же, как и антигерои-водители гидроциклов и аквабайков, которые без соблюдения техники безопасности катают по волнам отдыхающих, пока их не остановят контролирующие органы. Это тоже – бродячий образ в сетевых изданиях юга России.
Обобщая анализ категории героя, подчеркнем, что доля публикаций с персонализацией персонажа очень мала. Журналисты относятся к своим героям просто как к представителям профессий или социальных слоев. В новостных лентах чаще всего работники предстают неназванными лицами или анонимными, по сути, обозначениями «официант Даша <…> водитель Игорь». Это свидетельствует об отсутствии субъектности у рабочего класса. Характерно, что слово «рабочий» практически не используется в языке СМИ. Только работники или сотрудники. Единственное обозначение «рабочий» за 16 недель мониторинга встретилось нам в новостях Волгограда под звучным заголовком «Рабочий водоканала свернул шею в траншее»19. Рабочий сегодня – это жертва неудачных обстоятельств жизни. С этим связаны и постоянные мотивы «Работа напоминает каторгу… Рабство везде сплошное». И хотя журналисты избегают прямых оценок и скрывают свою позицию за высказываниями привлеченных экспертов, авторское сочувствие к бесправному работнику время от времени пробивается сквозь бесстрастные строки новостных лент и тематических публикаций о труде.
Выводы
Проведенное исследование показало, что тема труда, которая была в советскую эпоху одной из главных тем СМИ, трансформировалась в тему работы, занятости, вакансий и зарплат. Редакции рассматривают эту тематику в контексте экономики и бизнеса чаще, чем в рубриках социальной жизни. В экономическом ключе журналист смотрит на проблемы труда с позиций Министерства труда и работодателей, которым надо закрыть вакансии, а на рынке рабочей силы не хватает. Поэтому главным форматом представления данных становятся обзоры рынка труда с привлечением к комментарию правительственных экспертов или специалистов рекрутинговых агентств.
Портретные материалы и человеческие истории о людях труда редки, но они так же демонстрируют эволюцию журналистского взгляда на тему труда. Теперь авторы видят не только счастливчиков, но и неудачников, представляют истории их провалов, бегства от проблем, капитуляции. Портрета передовика с доски почета нет в прессе. И это странно, ведь как минимум к отраслевым, общегородским и, тем более, заводским, корпоративным праздникам принято поздравлять и награждать лучших. Во всех регионах определяются лучший предприниматель, учитель, медик, аграрий. Но нет в СМИ и проблемных очерков, какие писали публицисты советской школы, которые вникали в суть процессов и объясняли читателю почему так происходит. Почему зарплаты почти никого не устраивают, а когда комбайнеру категории F предлагают зарплату в 272 тысячи рублей, обещая предоставить жилье и бесплатное питание20, претендентов на эту работу не находится.
Основные журналистские подтемы или микротемы, образующие тематический кластер труда, представлены в таблице № 1. Из таблицы видно, что примерно пятая часть всех публикаций связана с заработной платой (ее опережающим ростом в ряде отраслей, критикой ее неконкурентоспособности или журналистским обзором сложившихся на рынке зарплат). Региональные СМИ не слишком волнуют проблемы безработицы, оттока трудовых мигрантов (гастарбайтеров), новые технологии на рынке труда или вопросы переподготовки кадров. За анализируемый период на эти темы не появилось никаких публикаций.
Таблица 1
Распределение микротем кластера труда, представленных в СМИ Юга России (%)
Тематический кластер труда (микротемы) |
Доля публикаций на эту микротему |
Обзор заработных плат |
16,1 |
Нехватка рабочей силы |
11,7 |
Меры властей по регулированию рынка труда |
11,7 |
Профессиональный и жизненный путь работника |
10,2 |
Критика условий труда |
8,8 |
Привлечение к работе подростков и др. нетрадиционных категорий работников |
7,7 |
Критика уровня оплаты труда |
4,4 |
Работа на удаленке |
2,9 |
Поздравление (награждение) тружеников |
2,9 |
Изменение режима работы предприятия |
2,9 |
Опережающий рост зарплат в ряде отраслей |
1,5 |
Нарушения трудового законодательства |
1,5 |
Рост продолжительности трудовой недели |
1,5 |
Главный вывод, который можно сделать из проведенного исследования, это вывод о том, что современные российские СМИ наследуют советские традиции репрезентации темы труда и людей труда, но делают это парадоксально совмещая противоречивые дискурсы прославления тружеников и критики работодателей. Прославляющий труд дискурс просто скопирован из газет советской эпохи с их рекордными урожаями, наградами хлеборобам и бравурными вестями с полей (из цехов заводов). Критический дискурс связан с показом нещадно эксплуатируемых работников, которые не могут отстоять свои права через профсоюз, а могут только уволиться, чтобы поискать работу, где платят больше. СМИ отличаются лишь соотношением этих двух дискурсивных практик. В официальных изданиях, учрежденных администрациями, собственно советский дискурс преобладает. В негосударственных СМИ может быть больше критического пафоса и сочувствия к работникам.
Региональная или локальная специфика в публикациях на тему труда усматривается только эпизодически. На Юге России больше сезонных работ, но все проблемы рынка труда, включая плохо стимулирующие работника зарплаты, невыносимые условия труда и незаметность профсоюзов те же, что и в остальных регионах России. Когда читаешь публикации сетевых ресурсов, не сразу поймешь, идет ли речь о Краснодарском или Красноярском крае. И никаких новых типов героя подобного «Архангельскому мужику» современная журналистика не открывает. Не открывает потому, что и не занимается поиском героев труда. СМИ отдают тему труда на откуп разным ведомствам и кадровым агентствам, которые комментируют тенденции на рынке труда и продвигают свои услуги. У журналистов не просматривается профессионального интереса к отображению производственных процессов и выработке языка, которым можно было бы описать современное производство. Поэтому на вопрос, поставленный в начале нашего исследования, о том, кто он сегодня – человек труда – мы не можем ответить определенно. Можем только сказать, что это место вакантно.
Примечания
Библиография
Биюмена А.А. Ценностные доминанты советского трудового дискурса // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 2 (244). С. 32–37.
Ваньке А.В., Кулаев М.А. Рабочие в дискурсе российских телеканалов и печатной прессы // Социологические исследования 2015. № 7. С. 126–132.
Ваньке А.В., Кулаев М.А. Репрезентации рабочих в российской печатной прессе // Журнал исследований социальной политики. 2016. Том 14. № 1. С. 23–38.
Вырковский А.В., Вартанов С.А., Галкина М.Ю., Владимирова М.Б., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю., Смирнов С.С., Фомичева И.Д. Российский радиожурналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворенности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Том 7. № 3. С. 394–418.
Громова Е.Б. Образ современника в региональных телевизионных информационных и информационно-аналитических программах Республики Крым и города федерального значения Севастополя: дис. ... канд. филол. наук. М., 2023.
Зеленина Е.В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2 (6). С. 233–252.
Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003.
Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический опыт. М.: Наука, 1987.
Косякова Л.Н., Попова А.Л. Проблемы роста производительности труда // Экономика нового мира: науч. журн. 2017. № 1. Вып. 5. С. 68.
Маркович Д. Социология труда. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997.
Образцова А.Ю., Вырковский А.В., Колесниченко А.В., Смирнов С.С, Владимирова М.Б., Фомичева И.Д., Галкина М.Ю. Трансформация работы сотрудников информационных радиостанций в условиях цифровизации // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Том 9. № 3. С. 443–461.
Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
Человек труда в объективе медиа: сборник научных материалов // ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» / составители: Л.В. Григорова и др. Ставрополь: Параграф, 2022.
Юсупова А.М. Советские стереотипы в региональном публицистическом дискурсе // Медиаисследования. Алтайский государственный университет 2015. №2. С. 235–246.
Юсупова А.М. Стереотип «человек труда» в региональном публицистическом дискурсе // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. С. 148–151.
Ястремская Ю.А., Иглина А.П. Изменение образа рабочего на материале городской провинциальной прессы // Вестник Шадринского гос. педагогического ун-та. 2019. № 4 (44). С. 353–356.
Ястремская Ю.А. Рабочий как компонент концепта «труд» на страницах городской провинциальной прессы (на примере газет города Шадринска 1917–1991 гг. // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. Ч. 2. С. 441–444.
Blauner R. (1964) Alienation and Freedom: The Factory Worker and His Industry. Chicago: University of Chicago Press.
Braverman H. (1974) Labor and Monopoly Capital: The Degradation of Work in the Twentieth Century. New York: Monthly Review Press.
Edwards R. (1979) Contested Terrain: The Transformation of the Workplace in the Twentieth Century. New York: Basic Books.
Friedman A.L. (1977) Industry and Labour: Class Struggle at Work and Monopoly Capitalism. London: Palgrave.
Watson T.J. (2008) Sociology, Work, and Industry. London: Routledge.