Languages

You are here

Подкастинг для детей в условиях современной медиакоммуникации

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Трофимова Г.Н., Беркут А.Д. Подкастинг для детей в условиях современной медиакоммуникации // Медиаскоп. 2023. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2807

 

© Трофимова Галина Николаевна

доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов (г. Москва, Россия), trofimova-gn@rudn.ru

 

© Беркут Андрей Дмитриевич

магистр журналистики, Российский университет дружбы народов (г. Москва, Россия), andrewberkut@gmail.com

 

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития современного детского радиовещания в инновационном формате подкастинга с целью формирования системы новых медиаресурсов. Проводится аналитический обзор авторитетных исследований, доказывается, что в подкастинге для детской аудитории аудиовосприятие является наиболее естественным; сопереживание звучащей интонации формирует эмоциональный интеллект; присутствует игровая предрасположенность, обеспечивающая познание окружающего мира; особый стиль сетевой речи сберегает культуру речи и позволяет говорить на молодежном языке.

 

Ключевые слова: подкаст; детский подкастинг; новые медиа; язык и стиль СМИ; интернет-СМИ; радиовещание; функции СМИ; эмоциональный интеллект; игровизация; аудиокоммуникация

 

Введение и постановка проблемы

Сегодняшнее развитие массовой медиакоммуникации характеризуется высокой скоростью развития и большим многообразием. Так, «возникновение новых видов медиакоммуникаций неизбежно порождает изменения в стиле жизни людей и их культуре. Особенно заметно это влияние в наши дни» (Войтик, 2013). Средства массовой информации, создающие контент для детей, всегда имели популярность, в то же время к ним применялись особенные требования, всегда выделялась особая значимость воздействующей функции, в совокупности с образовательной и воспитательной функциями способствующей развитию детского воображения, творческих способностей, полноценному развитию личности. В этой ситуации важно найти к современному ребенку особый подход, предоставить ему альтернативу, свободу выбора между традиционными и новыми детскими СМИ, среди которых ведущее место занимают подкасты. Их многогранная специфика открывает новые возможности в развитии, образовании и воспитании детей.

Новые медиа школьникам гораздо интереснее. Порядка 90% школьников используют социальные сети в повседневной жизни. В интернете можно найти как печатный контент, так и видео- и аудиоконтент. Социальные сети – отличный способ социализации школьников посредством общения со сверстниками, активности в группах по интересам. Так, например, в социальной сети «ВКонтакте» с марта 2023 года стало доступно прослушивание подкастов, что дало создателем подкастов отличную возможность популяризации своего медиапродукта среди молодого поколения.

В современных условиях развития цифровых и мобильных технологий подкастинг может стать активным инструментом формирования просветительского и образовательного контента, эффективным направлением развития новых медиа в аспекте воспитательной и образовательной работы с детьми, их медиаобразования, эмоционального развития, а сами подкасты превращаются в радийный жанр, в котором происходит конвергентное взаимодействие традиционного опыта и новых характеристик на основе его внедрения в сетевое медиапространство.

 

Основное исследование

 

Детское радиовещание

Радиовещание является одним из наиболее важных средств массовой коммуникации, предоставляющим широкие возможности для передачи информации на большие расстояния. Закономерно выделить три природных закона радиовещания, которые позволяют ему полноценно участвовать и взаимодействовать в целой системе (Чаткина, 2013). Радио остается достаточно оперативным способом передачи информации. Из всех СМИ радио является самым «удобным». Так как информация транслируется в аудиоформате, прослушивание радио можно совместить с повседневными делами, не отвлекаясь на чтение или просмотр информации. Разнообразие интересов аудитории позволило расширить жанрово-тематические параметры радиовещания, что привело к увеличению числа современных радийных форматов. Актуальным трендом стало медиаобразование, которое означает использование средств массовой коммуникации и информации в развитии личности ребенка и фокусируется на практической художественно-творческой деятельности, которая помогает развить эмоционально-интеллектуальные возможности школьника (Шерель, 2002).

Действительно, радиовещание может оказывать психоэмоциональное влияние на массовую аудиторию. Поэтому зачастую звукорежиссеры используют шумы, отдельные звуки, фоновую музыку, спецэффекты, чтобы сделать радиопередачу ярче и интереснее для восприятия слушателями. Так потребители информации могут представить и вообразить все, что транслирует радио. Шумы и звуки – это информационные и эмоциональные элементы радиопередачи. Благодаря им, например, репортажи становятся достовернее и точно передают атмосферу того или иного события (Крысько, 2022). Тем самым радио может существенным образом способствовать развитию эмоционального интеллекта и воображения. Для детских радиопередач характерны следующие свойства: узкая тематика, динамичный сюжет, разнообразие персонажей и героев, небольшой хронометраж (обычно до 15 минут). Дети всегда могут через восприятие аудиоинформации создавать в своем воображении образы того, о чем им рассказывают. Также радиоведущий на дистанционном расстоянии может использовать элементы игры, чтобы привлечь внимание юных слушателей (Пинчук, 2014). Следует отметить, что игровые элементы включаются и в передачи для младших школьников. В таких программах сюжет будет уже более сложным и стимулирование воображение ребенка усилится. Неслучайно советские передачи содержали передачи с открытым сюжетом или концом, чтобы ребенок сам мог додумать историю и даже прислать свой вариант в редакцию.

Детское радиовещание в России наследовало богатый опыт и багаж советского радиовещания для детей. В 2007 году в России появилось «Детское радио», которое стало единственной в стране радиостанцией, полностью посвященной детской аудитории (Еркушова, 2014). Если рассматривать радио как медиаобразовательный проект, то «при подобной организации обучения упор делается на самостоятельное творчество человека» (Федоро, 2015). Важно, что детские радиопередачи не ставят перед собой цель «научить»” ребенка. Детское вещание скорее направлено на то, чтобы с помощью творчества и креатива ребенок мог развиваться сам. Именно в этом аспекте реализуется развлекательная функция детского радиовещания. К сожалению, многие исследователи детского радио отмечают, что воспитательная функция прекратила действие вместе с исчезновением радиожурналов и радиогазет. С успехом выполняются только информационная и развлекательная функции (Пинчук, 2015). Радиовещание позволяет расширить кругозор детей, познакомить их с новыми предметами и явлениями, развивать их воображение и творческие способности. Современная интерактивность радиовещания и использование радиожурналистами разнообразных игровых форм (ответы на вопросы радиослушателей, викторины, конкурсы, получение обратной связи) делают детскую радиожурналистику более демократичной.

Традиционно детские издания разделяют на 4 типа: для дошкольников; для младших школьников; для подростков и для старшеклассников (Руденко, 2007). Передачи, направленные на подростков, весьма разнообразны тематически, так как дети такого возраста уже интересуются и увлекаются различными областями знаний (Лебедева, 1981). Среднестатистических школьник к подростковому возрасту обладает критическим мышлением, пытается разобраться в различных вопросах. Зачастую подросткам кажется, что их мнение и взгляд на жизнь являются единственно верными. Поэтому радиожурналист может научить подростка прислушиваться к иному мнению, аргументировать выбранную позицию и идти на компромисс, если того требует реальность. В возрасте 16–18 лет у подростков происходит завершающий этап психического и физического созревания личности, формируется общественная и гражданская ответственность, поэтому на этом этапе важно формирование медиаинформационной культуры личности (Капустина, 2012).

В развитии детского радиовещания важно ориентироваться на следующие функции: просветительская/культурно-просветительская, социализирующая, воспитательная, коммуникативная. «Культурно-просветительская функция включает в себя «эстетическое, интеллектуальное, нравственное воспитание аудитории и отдельной личности, что предполагает не только отражение, но и во многом направление культурного процесса» (Воскресенская, 2012). Подобное направление осуществляется через передачу накопленного опыта младшим поколениям, формирование образа современности на примере определенных фактов и явлений, укрепление культурных и нравственных ценностей у ребенка. Социализирующая функция представляет собой «спонтанное неосознаваемое усвоение информации в процессе досуговой деятельности», которое «играет исключительно важную роль в освоении детьми социального опыта» (Цымбаленко, Шариков, Щеглова, 1999). Дети открыты ко всему интересному и новому, и «эта особенность восприятия открывает перед средствами массовой информации неисчерпаемые возможности позитивного влияния на формирующуюся личность и налагает особую ответственность за информационное влияние развлекательной продукции» (Троянова, 2008). Так, одновременно, происходит и познание мира, что в коммуникации с детьми крайне важно. Поэтому авторы подкастов должны обладать высоким уровнем медиаграмотности, так как они являются «носителями определенной культуры как набора представлений о современной журналистике, воплощающего эти идеи и представления на практике, действующего со знанием базовых правил работы с информацией и пониманием актуальных морально-этических принципов и ограничений» (Аникина, 2019). Очевидно, что «стремительное развитие и проникновение в общественную жизнь цифровых технологий, являющихся неотъемлемой чертой информационного общества, а также возрастающие объемы информации, необходимые сегодня человеку, обусловили возникновение таких новых видов грамотности, как медиа- и информационная грамотность, медиаграмотность, ставшие необходимым условием для устойчивого развития всех аспектов современного общества как на государственном, так и на профессиональном и индивидуальном уровнях» (Вартанова, 2019).

 

Подкаст как новое медиа

Новые форматы сетевых СМИ для детей соответствуют трем универсальным ключевым характеристикам: гипертекстовости, интерактивности и мультимедийности.

М.С. Будолак считает, что любой пользователь интернета может создавать и распространять информацию, значимую для общества. При этом, по ее мнению, «новые медиа сохраняют все функции традиционных СМИ, включая хранение и распространение информации, и адресованы широкой аудитории» (цит. по Бирюлин, Сорокина, 2020). Она подчеркивает, что новые медиа могут играть значимую роль в социальной жизни, позволяя людям обмениваться идеями и мнениями, формировать общественное мнение и принимать решения на основе доступной информации. Как подчеркивают Е.Л. Вартанова и А.А. Гладкова, «очевидно, что в российском обществе преодоление цифрового неравенства является важной задачей не только технологического, но и социального и культурного характера» (Вартанова, Гладкова, 2021)

Новые медиа открывают большие возможности для общения и участия в создании контента. Этот термин используется для различения традиционных и новых форм СМИ (Самойленко, Кушнир, 2020). В широком значении к ним причисляют интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы, фотографии и виртуальные миры (Стинс, Ван Фухт, 2008). Однако, следует помнить, что важно уметь осуществлять фактчекинг и определять достоверные и качественные источники. Также новые медиа не заменят традиционные СМИ, а лишь дополнят их, предоставляя новые возможности для коммуникации и распространения информации. Кроме того, важно понимать, что интерактивность и геймификация не должны заменять содержательность и качество информации, и что в конечном итоге главное значение имеет именно содержание. В общей системе СМИ радио интегрируется в новые технологии и медиа, как например, потоковое вещание в интернете или подкастинг, тем самым продолжая процесс медиаконвергенции СМИ. Именно благодаря медиаконвергенции радио постоянно остается актуальным средством массовой информации и коммуникации.

Понятие «подкаст» сформировалось путем сложения двух слов: iPod (mp3-плеер от Apple) и broadcast (с англ. – радиовещание. Этот термин впервые употребил британский журналист Бен Хаммерсли в газете The Guardian в 2004 г. В результате подкастами стали называть аудиопрограммы, размещенные на цифровых платформах и в мобильных приложениях, с возможностью послушать онлайн или скачать заранее с различных цифровых носителей.

Современные подкасты стали популярны по той причине, что их авторы могут затрагивать абсолютно любые темы: бытовые, жизненные, научные, политические, спортивные, образовательные и так далее. Пользователю стал доступен огромный выбор между темами. Автор подкаста может затронуть такую тему, которая на радиовещании не представляется целесообразной. По организации контента подкастинг можно отнести к трансмедиальным структурам, объединяющим традиционное радиовещание с использованием технологий интернет-среды (Карпенко, 2009).

Исследователи также отмечают, что подкасты более привлекательны для аудитории с точки зрения оформления. То же самое приложение для подкастов позволяет сразу разглядеть обложку подкаста и его название, чтобы пользователь понимал какова тематика и проблематика выпуска или подкаста в целом. Визуальное оформление подкастов содержит обложку, которая видна слушателям при проигрывании аудиодорожки. Некоторые подкасты размещаются на отдельных сайтах и лэндингах.  Если говорить о жанровом своеобразии подкастов, то это могут быть и разговорные, и новостные, и подкасты-репортажи, направленные на женскую, мужскую, детскую и подростковую аудиторию. Подкасты также могут выполнять информационную, развлекательную и образовательную функции (Волнухина, 2019).

Роб Уэлч группирует подкасты по следующим жанровым подгруппам: тематические аудиоблоги; комедийные подкасты (стендапы, подкасты-шоу т.д.); образовательные подкасты по различным дисциплинам; подкасты в игровом формате с интерактивными элементами для слушателей; подкасты-интервью и подкасты-беседы; подкасты в виде спектаклей (аудиопостановка с использованием шума, звуковых элементом и фоновой музыки); подкасты-сериалы с некой сюжетной линией; покадст-критика (детальный разбор некой темы, фильма, книги и т.д.), например, в виде аудиоочерка или рецензии (Rob Walch, 2006). Для детского интернет-радиовещания приемлемы все жанры, но при работе над контентом детского подкаста стоит учитывать, что детям важны эмоции, которые они получают при взаимодействии с радиопередачей. Кроме того, дети довольно неусидчивы и утомляются гораздо быстрее взрослых, поэтому важно удержать их внимание за счет интерактивных элементов или визуализации. Для детского восприятия важна последовательность излагаемых событий, а вот скрытый смысл или ирония не всегда могут быть понятны даже подросткам. Важно, чтобы информация была доступна, а лексика понятна. Стоит помнить, что дети доверчивы, поэтому следует тщательно прорабатывать материал, так как критическое мышление у ребенка находится только на стадии формирования. Дети обращаются к телевидению и радио чаще, чем к газетам и журналам. При этом на первом месте стоят онлайн-СМИ как наиболее легкодоступные для подростков: порядка 80% подростков получают информацию посредством Сети (Кульчицкая, Вартанов, Дунас, Салихова, 2019).

 

Ключевые характеристики подкастов

Воспитательные и образовательные подкасты больше рассчитаны на детей школьного и дошкольного возраста, поэтому необходимо понять специфику и потребности данной аудитории. Потребление информации, которую транслируют традиционные СМИ, имеет ситуативный характер. Печатная пресса популярна у школьников при поиске информации. Так реализуется образовательная функция СМИ. Развлекательность печатных изданий востребована школьниками при разгадывании кроссвордов, судоку или шарад (Дунас, 2021).

Отдельно следует обозначить роль ведущего детского подкаста. Ведущий ассоциируется с самим продуктом, поэтому его роль очень важна. В подкастах для детей в восприятии ребенка он не просто «говорящая голова», а человек, который заинтересованно хочет рассказать что-то новое и интересное. Ведущий становится помощником, донося до ребенка важную нравоучительную или образовательную информацию. В некоторых подкастах ведущие стараются использовать смягченные интонации и играть голосом, чтобы ребенку было интересно слушать. Помимо этого, все подкасты сопровождаются фоновыми звуками и интершумами, которые помогают визуализировать в воображении слушателей то, о чем говорят в выпуске. Интершум и фоновые звуки являются одним из важнейших элементов для детского подкаста. Создание и подготовка материала подкаста для детей играют одну из самых важных ролей в этом большом процессе. В связи с некоторыми особенностями детской психики нужно осторожно подбирать материал для выпусков, ответственно относиться к его редактуре. Информация, которую авторы хотят донести до юного слушателя, должна быть написана или истолкована на простом языке, чтобы дети понимали, о чем идет речь. Главный ориентир детского подкастинга – это не его контент, а слушатель, получатель данного контента.

С точки зрения работы с аудиторией ведущий подкаста приобретает еще большее значение, чем радиожурналист. Он становится лицом подкаста и должен вызывать у ребенка исключительно положительные эмоции, хорошо знать и понимать специфику аудитории, свои цели, задачи и возможности. Влияние на ребенка со стороны ведущего должно быть исключительно положительным, располагающим. В отличие от подкастов для взрослых, контент подкастов для детей требует положительной оценки от родителей, учителей, воспитателей. По сути дела, подкастинг является авторским радиовещанием, которое априори всегда качественнее массового медиапродукта. Да и для современных детей формат как бы индивидуальной беседы более эффективен. Подкастинг позволяет осуществлять одновременно и массовую и личную работу с детьми за счет сетевого эффекта публичной индивидуализации. Следовательно, для воспитательной и образовательной работы коэффициент полезного действия подкастинга может быть гораздо выше.

Для подкаста важен не только способ подачи контента, но и монтаж, который приводит информацию в порядок и в понятный для слушателя вид. При монтаже происходит и редактирование, и оформление контента. Это очень важная составляющая создания детского подкаста, так как элементы монтажа становятся маячками, концентрирующими детское внимание. Это известный педагогический прием, применяемый при создании наглядных материалов, презентаций и конспектов.

Несмотря на визуализацию и клиповость восприятия, устноречевая коммуникация по-прежнему остается в приоритете у детей, так как именно таким способом родители передают им жизненный опыт. Для детской аудитории аудиовосприятие является наиболее естественным благодаря живому, эмоционально насыщенному интонированию. Интонирование является важнейшим и действенным средством коммуникационного взаимодействия и воздействия. «Интонация и тембр голоса всегда вызывают у зрителя определенную эмоциональную реакцию» (Рогожина, 2017). Обучение детей грамотному аудиовосприятию информации обусловливает формирование у них образовательных навыков, развивает воображение как крайне важный аспект мышления, приучает к распознаванию эмоциональных оттенков и их верному воспроизведению в своей речи, интонационно и эмоционально грамотному оформлению высказывания. Звучащая эмоция в совокупности с информационной насыщенностью способствует формированию эмоционального интеллекта у детей, который наряду с рациональным рассматривается сегодня как обязательное условие успешной деловой карьеры. Сформированный эмоциональный интеллект означает наличие таких устойчивых навыков, как «самоосознание, распознавание, выражение и управление эмоциями, контроль побуждения и отсрочку удовольствия, избавление от стресса и тревожности» (Гоулман, 2009).

Игровая предрасположенность интернет-среды в полной мере отвечает нацеленности подкастинга на применение игровых приемов в коммуникации с детьми и предоставлении им информации, предназначенной стать знанием. Это новое медиа может обеспечить детскую потребность в игре как основном способе познания окружающего мира. «Игра — это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто, выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие» (Хейзинга, 2011).

Разговорность, особый язык и стиль, также свойственные интернету, дают возможность авторам и ведущим подкастов быть свободными в выборе языковых средств и демонстрировать детям образцы высокой культуры речи, делая ее образной, богатой, наполненной крылатыми выражениями, фразеологизмами, и в то же время, – говорить на современном языке, доступном и понятном детям. Интернет повлиял на формирование особой речевой культуры, для которой свойственно естественное сочетание книжной и разговорной разновидностей языка и налаженный механизм оперативного переключения с одной на другую в процессе ежедневной речевой деятельности.

Тем самым развлекательность, которой уделяется большое место в ряду функций современных медиа, приобретает более содержательный смысл. Это и интерактивное взаимодействие, и самостоятельное творчество. Стремление детей к самостоятельной деятельности находит свое воплощение в интерактивном участии в создании и функционировании подкастов. При соблюдении основных регулирующих правил функционирования СМИ подкастинг становится потенциально наиболее эффективным инструментом воспитания и образования детей.

 

Примеры детского подкастинга

Подкаст «Собака съела дневник» – это школьный подкаст студии «Либо/Либо», где – как говорится в описании подкаста – подростки обсуждают насущные проблемы и готовятся к взрослой жизни. Есть также группа «ВКонтакте», в которой написано: «Школьный подкаст для тех, кто хочет поговорить, но не с родителями, которые начитались психологов и не с психологами, которые наслушались родителей. 12-летняя Ануша, 14-летний Ваня и 15-летний Егор обсуждают вещи, о которых неудобно говорить с родителями или друзьями». Такой подкаст делается детьми и предназначен для детей, которые хотят поговорить о какой-то проблеме со своими сверстниками. Формат подкаста предполагает ответы на вопросы детей, которые те задают, отправляя их на электронную почту или в личных сообщениях «ВКонтакте», причем вопрос должен быть задан в форме голосового сообщения или аудиозаписи, отправленной по электронной почте. Так имитируется участие слушателя в подкасте. Когда ребенок слышит свой вопрос, который он записывал на диктофон или голосовым сообщением, он мысленно воспринимает себя как четвертого участника разговора. Ведущим подкаста от 12 лет до 15 лет, а в этом возрасте подросток уже может определять гипотезы и решать интеллектуальные задачи, «он использует уже такие методы как анализ, обобщение, классификация, которые формируют логику мышления. Кроме того, развивается рефлексивное мышление» (Цымбаленко, Шариков, Щеглова, 1999: 87). Способ подачи материала в данном подкасте – это простая беседа ведущих во время ответа на вопрос. Дети могут пошутить, рассказать какую-то историю, обратиться к каким-то общим простым данным, что делает контент более наполненным. Монтаж подкаста выполнен очень хорошо. Подкаст представляет собой не просто разговор ведущих, он содержит вход в эфир, отбивку и джинго, фоновую музыку, вставки голосовых вопросов, вырезки из фильмов или мультфильмов, подходящие по контексту, известные мамы.

Подкаст «Экспектопатронум» – это книжный подкаст для детей и подростков, проект радиостанции «Арзамас». Первые три сезона ведущие искали ответы на сложные вопросы в детских (и не очень) книжках и сравнивали, как в похожих ситуациях поступали герои книг и они сами. А в четвертом сезоне речь пошла о любимых писателях: что это за люди, как им удалось написать такие книги и с какими сложными вопросами они сами сталкивались в жизни. Название отсылает к произведениям о Гарри Поттере. На сайте проекта сказано: «Мы уверены, что книги нужны не только для того, чтобы стать умнее или скоротать время (или убедить родителей купить новое приложение в айфоне в обмен на несколько прочитанных страниц). Часто книга может стать настоящим помощником и защитником в сложной ситуации – ты можешь узнать себя в герое и понять, что ты не один. Поэтому мы и назвали свой подкаст заклинанием из «Гарри Поттера»: патронус – это волшебный защитник, который может прийти на помощь, когда тебе плохо».

Контент представляет собой разговор двух ведущих о некоторых вопросах, которые могут волновать детей. Все это представлено в формате рассказов, чтения и обсуждения книги, ее автора. Различные истории, которые ведущие вплетают в подкаст и которые связаны с историей книги, создают добрую и уютную атмосферу, для ребенка – это одно из важных условий для того, чтобы продолжать слушать медиаконтент.

Ведущие подкаста показывают себя как начитанных и образованных добрых рассказчиков, которые комментируют острые темы с помощью ссылок на детские книги. Способ подачи материала в подкасте «ЭкспектоПатронум» – это беседа между ведущими и обсуждение вопросов. Так, например, в выпуске «“Чудо”: почему мой друг со мной больше не общается?» ведущие в диалоге обсуждали проблему неловких ситуаций и их восприятия детьми и родителями на примере книги «Чудо» американской писательницы Ракель Паласио. Монтаж выпусков достаточно прост. Есть основная аудиодорожка с речью ведущих, помимо нее подкаст имеет собственный джингл, есть отбивки, логически разделяющие темы подкаста, а также выход из эфира, оформленный в стилистике детских сказок или детских передач. В целом монтаж передает атмосферу, подходящую для детей.

Подкаст «Подкастик» рассчитан на самую маленькую возрастную аудиторию. Проект рассказывает детям о том, что они могут развиваться вместе, получать знания и познавать этот мир. Контент данного подкаста – это просто рассказ ведущей о каких-то предметах или явлениях в жизни человека. Это объяснение простых и очевидных взрослому человеку вещей, но не понятных ребенку. Например, ведущая рассказывает ребенку о том, что такое штрих-код в выпуске «Полосатый знак» или о полярном сиянии в выпуске «Цветное небо». Общая длительность выпуска не превышает 3-х минут, поэтому очень важно уместить рассказ в такой короткий хронометраж. Способ подачи контента существенно отличается. Во-первых, ведущая проекта не использует сложные слова при объяснении. Во-вторых, она как будто разговаривает со своим слушателем, используя такие выражения, как «Привет-привет!». В-третьих, ведущая интонационно выделяет моменты, на которые нужно обратить внимание ребенку. В монтаже выделяется большое количество иллюстративных звуков, которые дополняют слова ведущей. Например, в выпуске про полярное сияние ведущая спрашивает: «Откуда берется эта красота? Это кто-то светит фонариками с разноцветными стеклами? Это свет от самолетов или космических кораблей?». В этот момент фоном звучит гул пролетающего самолета.

«ХРУМ или Сказочный детектив» – это подкаст для детей, основная направленность которого распутывать загадочные истории и разгадывать головоломки. Основная цель проекта – это развлечение ребенка и, конечно же, развитие у него аналитических способностей, логики. «ХРУМ…» является проектом Детского радио. Проект отличается созданием историй для детей в подобном ключе. Контент данного подкаста – это логически выстроенная история, цель которой – развлечь ребенка и позволить ему разгадать историю вместе с ведущими. Посредством этого у детей развивается мышление и логика. Каждая история уникальна, в них есть много деталей, которые необходимо держать в голове. Ведущие последовательно рассказывают детали истории, отыгрывают разнообразные эмоции героев, такие как удивление, радость, озадаченность и другие. Монтаж данного подкаста осложнен тем, что это история для радио, поэтому у нее нет картинки, что делает невозможным визуализацию всего рассказа. Тем не менее, в подкасте нет ни секунды тишины, обязательны фоновые звуки или музыка.

 

Выводы

Итак, насущная потребность в воспитании, просвещении и образовании детской аудитории, в ее объединении и организации, определяет необходимость разработки нового формата в радиовещании, который сочетает богатый наработанный опыт и современные технологии и позволяет сохранить эффективность детского радиовещания как СМИ в России. Подкасты более мобильны и гибки, они требуют от авторов серьезной самоцензуры, но в то же время позволяют оперативно обращаться к самым важным темам, их подготовка должна быть тщательной, но не громоздкой. А их разнообразие позволяет аудитории (дети и их родители) свободно выбирать наиболее понравившийся подкаст.

Подкастинг как инструмент воспитательной и образовательной работы в детской аудитории имеет большой потенциал в связи с интеграцией сетевых и традиционных характеристик радиовещания. От традиционного радиовещания подкаст как вид СМИ унаследовал наработанные приемы и способы убеждения и воздействия, сложившуюся систему жанров, возможности фоновой коммуникации, доверие к медийному слову. Интернет обогатил подкаст как детское СМИ сетевыми характеристиками интерактивности, отсутствия ангажированности и заорганизованности, усилил игровое и творчески-театрализованное начала. В результате конвергентного смешения традиций и инноваций в радиовещании стало возможным обновить радийный формат, сделать его более привлекательным для детей и подростков, чтобы развивать их личностные и эмоциональные качества.

Сложившиеся традиции детского российского/советского радиовещания по реализации образовательной и воспитательной функций СМИ в совокупности с разработанными качествами современного цифрового радиоконтента обеспечивают преемственность и в то же время инновационность при создании новых авторских подкастов для детской массовой радиоаудитории с учетом актуальной специфики и потребностей общества и государства.

 

Библиография

Аникина М.Е. Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2592. DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.7

Бирюлин И.В., Сорокина Ю.В. О роли новых медиа в трансформации информационного пространства России // Вестник СГЮА. 2020. № 4 (135). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-novyh-media-v-transformatsii-informatsionnogo-prostranstva-rossii (дата обращения: 25.02.2023).

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 1. С. 3–29. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329

Войтик Е.А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1. С. 26–31.

Волнухина В.И. Подкаст как самостоятельная единица в современном культурном медиапространстве // Культура и гуманитарные науки в современном мире: сборник научных статей / под ред. О.В. Архиповой, А.И. Климина. СПб: Общество с ограниченной ответственностью «Реноме», 2019. С. 41–49.

Воскресенская М.А. Просветительство и расширение кругозора // Журналистика сферы досуга / под ред. Дускаевой Л.Р., Цветовой Н.С. СПб.: Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012.

Выготский Л.С. Педология подростка // Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: ACT: ACT М., Владимир: ВКТ, 2009.

Еркушова С.Ю. «Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда. Юридическое лицо – обладатель первоначальных авторских прав». М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2014.

Капустина Г.Л. Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории. Филология и лингвистика в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. С. 93–96.

Карпенко И.И. Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности: дис. … к.ф.н: 10.01.10. Белгород, 2009.

Климченко С.Г. Использование технологии подкастинга при обучении иностранному языку // Предметная и методическая компетентность как важнейшая составляющая профессионального мастерства преподавателя иностранного языка: материалы II общеуниверситет. семинара. Минск, 2015. С. 58–61.

Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2022.

Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2529

Лебедева Т.В. Формы детских радиопередач иметоды работы над ними // Вопросы теории и практики. Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1981. С. 93–99.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса.М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Пинчук О.В. Игра в детском радиовещании: понятие игровых элементов и их классификация // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 3. С. 140–144.

Пинчук О.В. Трансформация жанров детских радиопередач: от советского вещания к современному интернет-радио // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 5 (360). С. 262–267.

Рогожина С.М. Интонационные конструкции как средство создания образа персонажа и оказания воздействия на зрителя в британском кино // Преподаватель ХХI век. 2017. №3-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intonatsionnye-konstruktsii-kak-sredstvo-sozdaniya-obraza-personazha-i-okazaniya-vozdeystviya-na-zritelya-v-britanskom-kino

Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 193–201.

Самойленко Н.С., Кушнир К.И. Традиционные СМИ и новые медиа: развлекательный контент против оппозиционного // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 1 (36). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-smi-i-novye-media-razvlekatelnyy-kontent-protiv-oppozitsionnogo (дата обращения: 20.02.2023).

Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008. №7. С.98–106.

Трофимова, Г.Н., Барабаш В.В. Языковое послевкусие интернет-эпохи в России: эффект бумеранга (актуальные процессы в русскоязычной цифровой медиакоммуникации): монография. Москва: РУДН, 2020.

Троянова И.М. Когнитивная функция как одна из важнейших функций языка // Вестник ТГПУ. 2008. Вып. 2. С. 56–58.

Федоро А.В. Медиаобразование: история и теория: учеб. пособие для вузов. М.: МОО «Информация для всех», 2015.

Хейзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (по результатам социологического исследования). М., 1999.

Чаткина М.Г. Концептуальные особенности коммерческого радиовещания как сегмента СМИ // Вестник ЧелГУ. 2013. № 22 (313). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osobennosti-kommercheskogo-radioveschaniya-kak-segmenta-smi

Шерель А.А. Радио на рубеже двух веков: организационные и творческие тенденции развития. М., 2002.

 

Rob Walch. Interview Transcription. Available at: http://podcastjunkies.com/rob-walch-interview/