Languages

You are here

Интернет-экология и медиаграмотность: российско-китайский опыт

 

Ссылка для цитирования: Корнилова К.С., Муронец О.В., Федотова Л.Н., Ю.Сяо. Интернет-экология и медиаграмотность: российско-китайский опыт // Медиаскоп. 2022. Вып. 3-4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2784

 

© Корнилова Ксения Сергеевна

кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), k.kornilova84@gmail.com

© Муронец Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), muronets@yandex.ru

© Федотова Лариса Николаевна

доктор социологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), fedotova117437@mail.ru

© Юй Сяо

соискатель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), gobelieveyu@gmail.com

 

Аннотация

Трансформация информационно-коммуникационной структуры в развитых и развивающихся странах в ХХ веке способствовала возникновению медиаобразования, которое позже стало составной частью сетевой экологии. Пользователи в информационный век сталкиваются с проблемами интернет-зависимости, интернет-травли, интернет-мошенничества. В особенности это актуально для молодого поколения. Как помочь им пользоваться интернетом без вреда для социального здоровья – проблема, которую необходимо решать каждому государству и обществу в целом. В данной статьей рассматривается опыт, накопленный Россией и Китаем в сфере обеспечения информационной безопасности молодежи. Свободный и безопасный обмен информацией в экологичной цифровой среде способствует здоровому развитию подростков в информационном обществе.

Ключевые слова: интернет-зависимость, интернет-экология, медиаграмотность, российско-китайский опыт.

 

Социальная реальность

Жизнь в сети (living online) молодых людей как понятие относится к характеристикам современного социума, когда интернет используется в любое время и в любом месте большими массами людей, что формирует определенную зависимость: когда субъект не может обойтись без интернета (Wang, 2015: 145). В значительной мере это относится к подросткам, с детства поглощающим «цифровые продукты», фактически «цифровыми аборигенами» (digital natives) (Prensky, 2001: 4).

Современные медиа-каналы, вместе с другими мировоззренческими и общекультурными ресурсами, определяют формирование моральных ценностей и взглядов на жизнь подростков (Колесниченко, 2006: 63). Подростковый возраст – это период становления личности и характера, а актуальные жизненные коллизии влияют на направление их мировоззрения (Балашова, 2019: 23). Моральные ценности подростков подкрепляют их жизненные устремления, образ мышления и эмоции, имея большое значение для социального роста и успеха (Tu, 2010: 85). Интернет, при этом, одновременно агрегирует как полезную, так и бесполезную и даже опасную информацию (Xie, 2020: 93), которая может привлекать несовершеннолетних, учитывая их не вполне развитые механизмы саморегуляции и аналитические способности.

Интернет-зависимость (Internet addiction) является одной из потенциальных опасностей для несовершеннолетних (Wang, 2013: 88). В Китае в 2020 г. доля несовершеннолетних пользователей сети, которые «очень сильно или относительно сильно» зависели от интернета, достигала 19,6%, что на 2,3% выше, чем в 2019 г.1 Пандемия привела к резкому росту (на 33,5%) времени нахождения несовершеннолетних пользователей в интернете2. При этом игры и просмотр коротких видеороликов стали основной онлайн-развлекательной программой. Погружение в онлайн-развлечения обернулись тяжелой нагрузкой на физиологию и психологию несовершеннолетних, массово повлекли за собой проблемы со здоровьем: близорукость, недоедание, отставание в умственном развитии, угроза девиации. Интернет-зависимость параллельно формирует зависимость от порнографии, многочасового общения, покупок и др., что вредно для пользователя и может угрожать безопасности других людей. В этой связи интернет-зависимость признается общественно опасной, приравнивается к «психическому опиуму», «электронным наркотикам» и т.п.

Инциденты кибербезопасности (хищение личной информации, интернет-мошенничество, вредоносная информации и кибернасилие) имеют тенденцию к росту, поэтому осведомленность о защите сетевых прав стала одной из компетенций, которыми должны обладать молодые люди. Они могут быть опасны для жизни и здоровья молодых людей, их финансов, семей, способствовать совершению преступлений, подвергая угрозе общественную безопасность. Вредные сетевые сообщества направляют несовершеннолетних на путь причинения себе вреда. Так, игра «Синий кит», распространенная в социальных сетях, внушает идеологию «суицидальной романтики» («самоубийство не страшно»), подстрекая таким образом несовершеннолетних к суициду или аутоагрессии.

Стимулируемое интернет-ресурсами девиантное поведение способно выходить из-под социального контроля и обуславливать кражи денег у родителей и одноклассников, например, для пополнения счета в игре. Многие онлайн-игры полны изображений насилия. Несовершеннолетние, длительное время погружаясь в мир виртуальных игр, особенно связанных с виртуальным насилием, теряют ориентацию, порой могут получить проблемы в реальном общении. Однако в то же время стоит отметить, что агрессивные видеоигры не порождают агрессивного поведения в реальной жизни, что подтверждено последними исследованиями3.

Современная психология признает полезность видеоигр, которые улучшают фокусировку, тренируют многозадачность и работу памяти, но, как мы уже отметили, при интенсивном и чрезмерном гейминге отрицательно сказываются на психической и физическом здоровье, снижают образовательные и карьерные достижения, провоцируют проблемы со сверстниками, снижают социальные навыки (von der Heiden, 2019).

В особенности это относится к порнографии и насилию, распространенным в интернете, несмотря на законодательные ограничения. Подростки могут подвергаться их воздействию, что способно повлиять на их взгляды на мир и жизнь. Виртуальная свобода позволяет формироваться сообществам с искаженными ценностями, распространяющими информацию, не соответствующую морали общества или опасную для него. Не имея сформировавшейся системы ценностей, подростки могут подпасть под их негативное воздействие. При этом их национальная принадлежность или географическое присутствие не имеют большого значения, так как в XXI веке мир стал «глобальной деревней» (М. Макклюэн), с открытой информацией, хотя каждое государство формирует и пропагандирует свою систему традиционных фундаментальных позитивных ценностей, по базовым параметрам считающимися в рамках этого государства общепризнанными.

По данным We Are Social и сервиса для SMM Hootsuite, на начало 2022 г. из 7,91 млрд человек населения Земли, 5,31 млрд. (67,1%) используют мобильные телефоны (+1,8% к 2020 г.). При этом 62,5% человек являются пользователями интернета. Это последнее число в 2021 г. выросло на 192 млн (4%) до 4,95 млрд человек. Количество пользователей социальных сетей выросло на 10% до 4,62 млрд человек, что составляет 58,4% населения планеты4.

В России, по оценке WeAreSocial и Hootsuite, уровень проникновения интернета в 2020 г. составлял 85%5, в 2022 г. этот показатель, по данным Global Overview, вырос до 89% соответственно6, что существенно выше мировых показателей. Среди них использование интернета молодыми россиянами (12–24 лет) составляет 97,1%7, что на четверть больше, чем в 2017 г. (рис. 1).

 

Рисунок 18. Статистика использования интернет у российских подростков (%)

 

В Китае уровень использования интернета среди подростков примерно такой же – 94,9% в 2020 г. (рис. 2).

 

 

Рисунок 29. Статистика использования интернет у китайских подростков (%)

 

Модернизация и популяризация мобильный устройств способствовали максимальному расширению доступа в интернет. В январе 2021 г. в России было подключено к интернету 228,6 млн мобильных устройств с выходом в интернет, количество мобильных подключений по отношению к общей численности населения России составило 156,7%10. В Китае, согласно «национальному отчету об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2020 г.», 92,2% несовершеннолетних пользователей сети использовали мобильные телефоны с выходом в интернет11. Продвижение технологии мобильных приложений породило индустрию и среду игр, коротких видеороликов, электронных книг, онлайн-покупок, а также поиска виртуальных единомышленников и друзей, что значительно обогатило жизнь пользователей сети, возможно, обеспечив больший психический комфорт. В то же время интернет для молодых людей несет ряд скрытых опасностей, угрожая их физическому и психическому здоровью (рис. 3).

По данным российских социологов, более половины пользователей интернета в возрасте до 14 лет просматривают сайты с неприемлемым для них содержанием, 19% наблюдают сцены насилия, а 16% увлекаются азартными играми12. В Китае опросы показывают, что несовершеннолетние имеют очень высокие шансы столкнуться с киберпреступностью и буллингом. Так, в 2019 г. среди пострадавших от запугивания в сети доля несовершеннолетних достигла 78,2%13.

 

Рисунок 314. Ситуации, при которых несовершеннолетние сталкиваются с киберпреступностью и буллингом (%)

 

Задача исследования

 

Опасность сетевой информации для молодежи является социальной проблемой, хотя общепризнано, что в развитии интернета больше плюсов для развития экономики и общества, чем минусов. Сетевые технологии способствуют социальному развитию, приносят экономические выгоды и улучшают жизнь людей. В период пандемии дистанционное обучение и удаленная работа стали обыденной реальностью, что позволило всем жить и учиться в вынужденном, но ставшем обычным режиме. Интернет способен обогатить духовный мир, расширить возможности обучения, предоставляя молодым людям широкое пространство для перехода на более высокий уровень развития.

В то же время решение ряда социальных проблем, связанных с интернетом, требует расширения механизмов социальной адаптации и управления. Действенными способами являются законы и правила, социальные условия и общественное мнение, моральные нормы и профессиональная этика. Вопрос в том, как разумно ограничивать интернет и управлять им, не затрагивая права и свободы, экономические выгоды и социальное развитие.

Меры защиты молодых людей сегодня изменились: от полного надзора над СМИ до обучения медиаграмотности. По мнению профессора Е.Л. Вартановой, медиаобразование имеет три важные цели. Первая – создание информационной безопасности. Вторая – воспитание информационной и медиакультуры. И, наконец, третья – медиаграмотность – еще одна часть воспитания, связанная с развитием как технологических, так и аналитических навыков в процессе медиапотребления (Вартанова, 2019: 1).

Система образования и государственные контролирующие органы, общественные организации, законодательство и социальная реклама могут способствовать медиаграмотности как эффективному средству создания безопасной онлайн-среды.

Особая роль в этом процессе принадлежит научным исследованиям этой проблемы, которые увязывают медиаграмотность как частный случай и другие формы медиаповедения как способы формирования интернет-экологии для потребителей, что является и задачей авторов настоящего исследования.

 

Обзор литературы

Начало обсуждения этой проблематики увяжем с интересом социологов к феномену массовой культуры, расцвет которой относят обычно к 1930-м годам, начиная с кино и радио как средств массовой информации в странах Европы и Америки. Британские ученые Р. Леавайс и Д. Томпсон сходятся в том, что массовая культура под влиянием коммерческих мотивов удовлетворяет самые простые потребности, «вводя в заблуждение» молодежь относительно истинных духовных потребностей членов общества (Leavis et al., 1933: 28).

С 1960 годов западные ученые стали по-новому оценивать роль и функции СМИ, размышляя в том числе и о сопротивлении их влиянию. С. Халл и П. Уоннел подвергли критике девальвацию массовой культуры (Hall et al., 1964: 49).

В это же время в Дании педагоги начали активно развивать медиаобразование, учитывая влияние СМИ на молодежь. На рубеже 1990–2000 годов это открыло для исследователей и практиков область культурного образования и стимулировало новый исследовательский подход для исследования массовой коммуникации и педагогики (Song, 2000: 61).

С тех пор академический взгляд на медиаобразование претерпел коренные изменения: от полного сопротивления популярной массовой культуре к выработке способности молодежи распознавать вредный и полезный медиаконтент.

В 1970 и 1980 годы, благодаря активным усилиям ЮНЕСКО, в школах начало формироваться медиаобразование (Bu, 2002: 16). В Великобритании, США, Канаде, Австралии, Франции и Германии начали активно продвигаться программы, включающие обучение медиаграмотности в школьных программах. Развивающиеся страны также осознали необходимость медиаобразования. В Азии пионером в этом направлении стала Япония.

Анализ развития медиаобразования в 1990 гг. показывает разные преподавательские модели. Медиаобразование в Великобритании и других странах направлено на развитие у учащихся понимания медиа. За этот период американский исследователь Р. Хоббс резюмировала семь основных отличий в теориях и практиках по медиаобразованию с идеей, является ли основной целью медиаобразования защита детей от негативного воздействия массовых коммуникаций. Р. Хоббс считает, что споры вокруг этой идеи и выбор ответов на этот вопрос во многом определят направление и модель будущего движения по обучению медиаграмотности (Hobbs, 1998: 20).

Развитие интернет-технологий сделало получение информации относительно свободным. Став площадкой для новых медиа, интернет взял на себя социальные функции наблюдения за окружающей средой, передачи информации, отражения общественных настроений, предоставления развлечений, изменения ценностей и образа жизни людей. Когда национальные модели надзора за интернет-СМИ оказались не в состоянии решать такие проблемы, как интернет-зависимость и кибербезопасность, развитые страны взяли на себя инициативу развития интернет-грамотности, которая, по оценке Сингапурской комиссии по сетевой грамотности15, есть ни что иное как подпонятие медиаграмотности, соотносимой со способностью к самоконтролю, к самосохранению и т.д. (Wang, 2015: 37). С быстрым развитием интернета воспитание интернет-грамотности стало актуальной темой в этой области.

 

Методология исследования

Современное общество схожим образом реагируют на проблемы медиаграмотности. В России большая часть исследований по вопросам медиаграмотности ведется с позиции педагогики и медиаобразования (Казаков, 2017: 86), изучается учебная программа западного медиаобразования (Гендина, 2009; Якушина, 2014; Федоров, 2015; Левицкая, 2016), учитывается направление развития, предложенное ЮНЕСКО и другими международными организациями (Жилавская, 2014: 214), предлагаются исследования методов манипулирования информацией СМИ, проблем восприятия медиатекста аудиторией (Вырковский, Любимцева, 2015: 143; Казаков, 2016: 26). Точно так же китайские ученые активно обсуждают концепцию и практику обучения медиаграмотности, сосредоточив свое внимание на повышении интернет-грамотности молодежи.

В данной статье будет использован метод сопоставления результатов исследований по этой проблематике в России и Китае, анализ практического опыта, а также выявление преимуществ и недостатков российских и китайских решений по исследуемым проблемам. В контексте данной проблемы есть еще один очень важный методологический срез социологического характера. Интернет со своими коммуникационными возможностями – это продукт, который, как и любая газета, радиостанция, телеканал, оплачивается пользователями своими деньгами и времени. Таким образом, мы должны проанализировать эти взаимоотношения с точки зрения маркетинга.

Идеология маркетинга, отшлифованная за предшествующие века рыночных отношений, при взаимодействии с потребителями учитывает разницу между ними, отбирает группы со схожими потребностями, отличиями одной группы от другой. И что более важно – отличия, когда в самом этом факте возникает критическая, напряженная ситуация (Федотова, 2007: 90). Это может быть исторически сложившаяся сегрегация отдельных групп населения или дискриминация их при потреблении конкретных продуктов, выделение их из всего сообщества в рекламных целях (рекламная кампания сигарет Uptown как сигарет, рассчитанных на чернокожих курильщиков). Именно в той ситуации теоретики маркетинга предложили обозначать определенные группы потребителей как «уязвимые», «ущемленные» (vulnerable) перед воздействием конкретных продуктов – т.е. общество, обеспокоенное определенной проблемой, гипотетически вычленяло группу, наиболее уязвимую перед конкретным продуктом, связанным с этой проблемой, и стремилось обезопасить ее. Более того, по этой же логике может быть рассмотрена ситуация, когда рекламируются «вредные» продукты и сегментированием потребителей создаются групповые «жертвы». Критика сегментирования тут пошла по такому направлению – признак вредности продукта соединялся с уязвимостью перед этим продуктом определенной группы населения. Причем уязвимость группы трактуется весьма широко: это и показатель физического состояния (уменьшение слуха в связи с возрастом, определенная сверхчувствительность людей на аллергены), и способность распознать действие продукта на основе информации о его химическом составе. Предлагая крем для омоложения, мы говорим потребителю, что он недостаточно молод – подобные примеры можно множить до бесконечности.

Ясно, что по этой логике молодые потребители определенного интернет-контента могут быть рассмотрены как уязвимая группа, и в этом пафос представленной статьи.

 

Изучение практического опыта России и Китая

1) Российский опыт. В конце ХХ в. российские специалисты провели углубленные исследования медиаграмотности, включая опыт канадской учебной программы по медиаобразованию. Канадские специалисты осуществляют процесс медиаобразования при помощи медиаобразовательных передач по ТВ. Особый интерес вызывает уникальный телеканал CHUM Television, повышающий уровень медиаграмотности детской и подростковой аудитории (Федоров, 2007: 63).

В 2003 г. А.В. Федоров возглавил ассоциацию кинообразования и медиапедагогики России, что стало поворотным моментом в развитии исследований в области медиаобразования в России. В это время в российском научном сообществе был накоплен достаточный опыт в этой сфере, велись активные дискуссии о создании профессионального журнала, что было поддержано проектом ЮНЕСКО «Информация для всех». В результате в том же году был основан журнал «Медиаобразование» (Кириллова, 2020: 38).

Исследование концепции медиаобразования предполагает изучение медиа-аудитории и интернет-аудитории. Сегодня основная группа российских интернет-пользователей – это возрастная группа от 16 до 34 лет. Почти все российские подростки пользуются интернетом каждый день16. Российские эксперты установили, что интернет для молодых людей является не только каналом получения информации, но и заменяет реальность, превращая ее в виртуальное общество (Аралина, Бенько, 2015). В современной психологии разработана концепция «игрового» мышления и существования, в рамках которой нивелируется граница между объективной и виртуальной реальностью, а в жизненные стратегии внедряются игровые принципы (Кравченко, 2002: 144). Общество обеспокоено тем, что распространенность интернет-развлечений вредит несовершеннолетним, которые еще не сформировали свое сознание и ценности. В то же время «интернет-страсть» не идет ни в какое сравнение с «интернет-зависимостью». Чрезмерное использование интернета, например, при удаленной работе в условиях пандемии, еще не означает интернет-зависимость (Братчикова, 2019: 77).

В 2000 г. с целью создания безопасного киберпространства для молодежи и детей, развития цифровой грамотности людей в Российской Федерации был создан «Фонд развития интернета». С 2007 г. Фонд исследует использования ИКТ детьми, подростками, родителями и учителями в рамках развития информационного общества. В 2009 г. при поддержке Минсвязи в России прошел Год безопасного интернета, что вызвало широкий резонанс в обществе, повысило осведомленность взрослых и детей о безопасном использовании интернета. После многолетних исследований Фонд резюмировал, что «обучение и воспитание – лучшая профилактика интернет-рисков».

Развитие интернет-грамотности в России ведет свое начало с 2012 г., когда при поддержке профильных государственных ведомств и вузов оператор связи МТС и Фонд развития интернета совместно запустили комплексную образовательно-выставочную деятельность «Дети в интернете». В нем приняли участие дети (учащиеся начальных классов), родители и педагоги из более чем 30 регионов России17. С тех пор проводятся тренинги по обучению кибербезопасности для детей разного возраста. Так, в октябре 2016 г. в нижегородской школе № 105 прошел единый урок и конкурс кибербезопасности для учащихся начальных и средних школ18. В 2019 г. был реализован комплексный проект «Мы в ответе за цифровой мир» для российских подростков, целью которого было предотвращение деструктивной деятельности подростков в интернете19. В 2022 г. профилактические мероприятия включены в планы работы полиции20. В России есть много профессиональных учебных заведений для бизнеса, а также существуют курсы обучения интернет-грамотности для всех возрастов.

Решение проблемы безопасности молодежи в интернете поддерживается государством и законодательно. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ многократно корректировался в связи с быстрым развитием информационных технологий. В частности, в редакции главы 4 от 1 июля 2021 г. Правительство уполномочило органы исполнительной власти защищать детей от вредоносной информации. Постановление правительства РФ «Об утверждении правил размещения в сети интернет и обновления информации об образовательном учреждении» непрерывно актуализируется.

В 2017 г. суицидальная игра «Синий кит» приобрела популярность в российской социальной сети «ВКонтакте» и быстро распространилась за рубежом. В ответ на это в 2018 г. были внесены изменения в действующее законодательство с целью противодействия интернет-сообществам, создающим угрозу жизни молодежи и детей. В декабре того же года были приняты поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 18.12.2018 № 472-ФЗ, которые дополнили меры по борьбе с незаконными действиями, опасными их жизни и жизни иных лиц21. В целях обеспечения безопасности молодежи в интернете Роскомнадзор неоднократно штрафовал операторов и компании связи, собственников сайтов, которые публиковали недостоверную информацию или нарушали режим защиты информации от несовершеннолетних.

2) Китайский опыт

С момента обнародования в 1994 г. первого административного законоположения Китайской Народной Республики «О защите компьютерных информационных систем» Китай придает большое значение проблеме кибербезопасности. В начале XXI века в целях содействия развитию медиаобразования журнал Press Circles запустил «Конкурс научных статей по журналистскому образованию». Участвующие выразили свои взгляды с точки зрения медиаобразования, журналистики и коммуникации, мультикультурализма, системы ценностей, сетевой экологии, законов и правил и т.д. Движение к цифровому сетевому миру необходимо сочетать с популяризацией и пожизненным обучением медиаграмотности, что способствует сосуществованию в цифровом обществе (Jiang, 2004: 20). Обучение интернет-грамотности включает в себя идейно-политическое воспитание, информатику, психологию и другие дисциплины, а подготовленный преподавательский состав является предпосылкой для хороших результатов в обучении кибербезопасности (Xie, 2020: 95). С 2014 г. Китай проводит «Национальную неделю кибербезопасности» с темой «Совместно строить кибербезопасность в эпоху киберцивилизации». На данный момент проведено восемь сессий. Цель состоит в том, чтобы расширить интернет-грамотность людей.

Китай пытается найти решение проблемы кибербезопасности, исходя из первопричины, поэтому каждый год проводит социологические опросы по проблемам сетевой безопасности. С 2018 г. ежегодно проводится исследование использования интернета несовершеннолетними с публикацией результатов. Улучшение соответствующих законов и нормативных актов, усиление надзора за контентом и управления отраслью, а также улучшение интернет-грамотности для масс, включая родителей, признаны актуальными по результатам национальных опросов последних трех лет22.

Что касается безопасности личной информации молодых людей, то с 1 июня 2017 г. действует «Закон Китайской Народной Республики о безопасности в интернете»; с 1 октября 2019 г. Китай начал применять «Положения о защите личной информации детей в интернете». В октябре 2019 г. государственное управление по делам прессы и печати издало «Уведомление о предотвращении зависимости несовершеннолетних от онлайн-игр», требующее регистрации игровых учетных записей под настоящим именем, ограничивающее продолжительность и период времени онлайн-игр для подростков до 18 лет. В соответствии с документом с 22:00 до 8:00 следующего дня игровые компании не предоставляют игровые услуги для несовершеннолетних; продолжительность не более 1,5 часов в день и не более 3 часов в праздничные дни и ограничивают несовершеннолетних пользователей в использовании платных сервисов, не соответствующих их возрасту. Также с мая 2022 года государственное управление радио и телевидения Китая запретило подросткам младше 16 лет смотреть трансляции блогеров после 22:00 и отправлять им виртуальные подарки во время стримов23.

В 2020 г. Китай в третий раз пересмотрел Закон «O защите несовершеннолетних», который был дополнен специальной главой «интернет-защита», основанной на пяти основных темах: обучение и воспитание интернет-грамотности, управление сетевой информацией, предотвращение интернет-зависимости, защита личной информации и предотвращение интернет-травли, и на четырех основных акторах – это государство, общество, школа и семья24. В частности, ст. 71 предусматривает, что родители или попечители несовершеннолетних должны устанавливать программное обеспечение на смартфонах для защиты детей, чтобы предотвратить контакт несовершеннолетних с информацией, которая угрожает их физическому и психическому здоровью. Предписано предотвращать онлайн-инциденты и интернет-зависимость. Статья 74 предусматривает регламентацию времени онлайн-игр, онлайн-трансляций, что составляет обязанность поставщиков услуг. Статья 75 предусматривает, что онлайн-игровые компании не должны предоставлять услуги несовершеннолетним с 22:00 каждого дня до 8:00 следующего дня. Статья 76 предусматривает, что службы онлайн-вещания в прямом эфире не должны предоставлять услуги по регистрации учетной записи опубликовавшего в прямом эфире для несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Таким образом, Китай сегодня имеет наиболее полные рекомендации по защите несовершеннолетних в интернете25.

Согласно «Исследовательскому отчету о борьбе с мошенничеством в телекоммуникационных сетях за 2021 год», больше всего пострадали люди в возрасте 20–29 лет, что составляет 41%; за ними следуют люди в возрасте 30–39 лет, на которые приходится 20% (рис. 4). Можно видеть, что подростки чаще становятся жертвой мошенничества, когда не имеют соответствующего родительского надзора. Эксперты считают, что, если обучение кибербезопасности будет проводиться на этапе обязательного образования до 18 лет, вероятность таких инцидентов значительно снизится (Xie, 2020: 95).

 

Рисунок 4.26. Возрастное распределение долей пострадавших от интернет-мошенничества в 2021 г.

 

В мае 2021 г. высшая школа журналистики и коммуникаций Пекинского педагогического университета и Центр социальных исследований Tencent, учредив «Центр исследования интернет-грамотности несовершеннолетних, совместно провели «Форум по интернет-грамотности несовершеннолетних». В ближайшие 5–10 лет центр будет строить экосистему сетевой грамотности для несовершеннолетних, совершенствовать систему обучения для всех групп общества, мобилизовывать общественные силы в этом направлении, проводить исследования по кибербезопасности и обучению грамотности.

Отметим, что Tencent – одна из крупнейших интернет-компаний Китая, основанная в 1998 г., занимается социальными сетями, онлайн-играми и производством кино и телевидения. Из-за особенностей возраста своей аудитории Tencentочень рано обнаружила проблемы сетевой безопасности.

В 2017 г. Tencentпоследовательно запустила Growth Guardian Platform, Game Health Systemи Parent Service Desk. Это платформы борьбы с игровой зависимостью и обучения навыкам игры, неотделимые от развития игрового бизнеса Tencent, однако эффект был минимален. Основная причина такого результата заключается в том, что эти платформы могут эффективно работать только при условии взаимопонимания между родителями и детьми. Если подростки пользуются другими мобильными телефонами или другими учетными записями, не находящимися под родительским контролем, родители не могут обнаружить и остановить такое поведение. В 2018 г. Tencent запустила «план действий для цифровых аборигенов», чтобы совместно укреплять обучение интернет-грамотности с профессиональными учебными заведениями, школами, родителями и детьми. Курсы обучения интернет-грамотности также тестируются в школах в нескольких провинциях. Родителей поощряют больше говорить со своими детьми об использовании интернета, организуя летние лагеря или открытые занятия. По сравнению с курсовым обучением летние лагеря и открытые занятия более интересны, в них легче сократить дистанцию между родителями и детьми, добиться хороших результатов. В 2019 и 2020 годах Tencentдобавила во все приложения «подростковый режим», который может не только автоматически фильтровать нежелательный контент, но и контролировать время. Помимо Tencent, такие интернет-компании, как ByteDance, также создали «подростковый режим» для приложений (Douyin, Toutiaoи т.д.) и совместно предприняли необходимые усилия для создания здоровой молодежной интернет-экосистемы.

 

Заключение

Защита молодежи от киберугроз является предметом исследований во всем мире. Правительства, школы, семьи, общество и наука должны работать вместе, чтобы создать здоровую сетевую экологическую среду для развития молодежи.

Сетевое общество стало повседневной реальностью. Как максимизировать положительный эффект интернета – проблема ученых, правительств, общества в целом. Механизм социальной регуляции, разработанный в социуме, – законодательство, общественное мнение в виде артикулированных этических, моральных норм, профессиональные этические кодексы, – может помочь решить проблему. Повышение медиаграмотности также является эффективным средством создания безопасной сетевой среды. Размещение социальной рекламы по вопросам кибербезопасности тоже входит в набор средств по изменению коллективного сознания общества.

В результате изучения данного вопроса мы пришли к следующим выводам:

Управление сетевой экологией должно стать – и в ряде случав становится – задачей государства. Это показывает опыт разработки законодательных актов в России и Китае, проанализированный в статье. Правительство должно своевременно обращать внимание на возникновение различных проблем с кибербезопасностью, наказывать за незаконные и преступные действия в рамках соответствующих законов, способствовать всестороннему развитию обучения молодежи в рамках обозначенных проблем.

Обучение интернет-грамотности является основой для реализации сетевой защиты, а выявление опасностей становится основой для выживания и развития людей в сетевом обществе. Целями обучения интернет-грамотности являются предотвращение интернет-зависимости, интернет-травли и других форм асоциального поведения. Обучение интернет-грамотности требует совместного участия государства, общества, семьи, медиасообщества, бизнеса.

Управление сетевой информацией входит в набор механизмов защиты сети медиасообществом. Увеличивая объем полезного контента, чтобы несовершеннолетние могли получать информацию, нужную для развития, операторы обязаны включать «молодежный режим» в приложения, усиливать технологии фильтрации информации, внося таким образом свой вклад в дело безопасности интернета. Благодаря совместным усилиям разных сегментов общества можно выстроить гуманное сетевое общество.

 



Примечания

  1. Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2020 год. Режим доступа: https://pic.cyol.com/img/20210720/img_960114c132531c521023e29b6c223e438461.pdf (дата обращения: 30.12.2021).
  2. Там же.
  3. Growing Up with Grand Theft Auto: A 10-Year Study of Longitudinal Growth of Violent Video Game Play in Adolescents. Available at: https://www.liebertpub.com/doi/full/10.1089/cyber.2020.0049 (accessed: 07.07.2022).
  4. Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях – главные цифры. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 30.05.2022).
  5. Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. Режим доступа: https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru/ (дата обращения: 30.12.2021).
  6. Digital 2022: Global Overview Report. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report
  7. Аудитория интернета в России в 2020 году. Режим доступа: https://mediascope.net/news/1250827/
  8. Статистика интернет-зависимости у российских подростков. Режим доступа: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127-
  9. Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2018 год. Режим доступа: http://files.youth.cn/download/201903/P020190326787104688503.pdf; Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2019 год. Режим доступа: http://pg.jrj.com.cn/acc/Res/CNRES/INDUS/2020/5/15/f9820326-b918-44c1-a9c4-a343f6293268.pdf; Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2020 год. Режим доступа: https://pic.cyol.com/img/20210720/img_960114c132531c521023e29b6c223e438461.pdf
  10. Интернет и соцсети в России в 2021 году – вся статистика. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/
  11. Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2020 год. Режим доступа: https://pic.cyol.com/img/20210720/img_960114c132531c521023e29b6c223e438461.pdf
  12. Статистика интернет-зависимости у российских подростков. Режим доступа: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127-statistika-internet-zavisimosti-u-rossijskikh-podrostkov
  13. Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2020 год. Режим доступа: https://pic.cyol.com/img/20210720/img_960114c132531c521023e29b6c223e438461.pdf
  14. Там же.
  15. Media Development Authority. Cyber Wellness. URL: https://www.imda.gov.sg/for-community/digital-readiness /Media-Literacy-and-Cyber-Wellness
  16. Статистика интернет-зависимости у российских подростков. Режим доступа: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127-
  17. Дети в интернете. Режим доступа: http://detionline.com/mts/about
  18. Безопасный интернет. Режим доступа: https://105nn.ru/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82/
  19. Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи (2019 г.) Режим доступа: http://www.fid.su/projects/research/prevention-of-destructive-behavior-in-the-internet
  20. Новости МВД. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/rubric/5959/
  21. Законопроект № 469143-7 В архиве. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/469143-7
  22. Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2018 год. Режим доступа: http://files.youth.cn/download/201903/P020190326787104688503.pdf; Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2019 год. Режим доступа: http://pg.jrj.com.cn/acc/Res/CN_RES/INDUS/2020/5/15/f9820326-b918-44c1-a9c4-a343f6293268.pdf; Национальный отчет об исследовании использования интернета несовершеннолетними за 2020 год. Режим доступа: https://pic.cyol.com/img/20210720/img_960114c132531c521023e29b6c223e438461.pdf
  23. China Bans Younger Livestream Users From Sending Virtual Gifts. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-05-07/china-bans-younger-livestream-users-from-sending-virtual-gifts
  24. Закон о защите несовершеннолетних КНР от 17.20.2020. Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2020-10/18/content_5552113.htm
  25. Там же.
  26. Отчет об исследовании борьбы с мошенничеством в телекоммуникационных сетях 2021 г. Режим доступа: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_16819377

 

Библиография

Аралина А.В., Бенько Е.В. Молодежь и интернет // Наука и образование сегодня. 2015. № 1. С. 113–117.

Балашова Е.С., Мальцева С.М.а, Бушуева А.А., Поздышева Ю.В. Влияние особенностей мировоззрения на формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте // Азимут научных исследований. 2019. № 2. С. 23–25.

Братчикова Н.Н. Интернет-зависимость или зависимость от интернета? // Научный формат. 2019. № 23-3 (47). С. 10–13.

Вартанова Е.Л. Медиаграмотность в цифровой среде // Медиатренды. 2019. № 6. Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/2019/med-tre-69-mak-fin.pdf

Вырковский А.В., Любимцева М.А. Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых интернет-СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 143–167.

Гендина Н.И. Можно ли измерить информационную грамотность (культуру)? // Образование в документах. 2009. № 20 (213). С. 58–62.

Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 213–217.

Казаков А.А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение // ПОЛИТЭКС. 2016. № 3. С. 26–34.

Казаков А.А. Медиаграмотность в контексте политической культуры: к вопросу об определении понятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 4. С.78–89.

Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. М., Берлин: Директ-Медиа. 2020.

Колесниченко В.Л. Интернет-грамотность в Канаде: проблемы и решения // Медиаобразование. 2006. № 3. С. 62–68.

Кравченко С.А. Играиизация российского общества (К обоснованию новой социологической парадигмы) // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 143–155.

Левицкая А.А. Формирование медийной грамотности и медиакритика в Канаде // Медиаскоп. 2016. № 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/?q=node/2087

Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007. № 1. С. 44–82.

Федоров А.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в современной России // Инновации в образовании. 2015. № 3. С. 70–88

Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. М.: Оникс, 2007.

Якушина Е.В. Разработка курса «Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность» // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-14). М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014. С. 346–362.

 

Hall S., Whannel P. (1964) The people arts. London: Hutchinson.

Hobbs R. (1998) The Seven Great Debates in the Media Literacy Movement. Journal of Communication 48 (1): 16–32.

Heiden, J., Braun, B., Muller, K., Egloff, B. (2019) The Association Between Video Gaming and Psychological Functioning. Available from: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019. 01731/full

Leavis R. (1933) Culture and Environment. London: Chatto & Windus.

Prensky M. (2001)Digital Nations, Digital Immigrants. On the Horizin 9 (5): 1–6.

Bu W. (2002) Media education and Internet literacy education [媒介教育与网络素养教育]. Family Education 11: 16–17.

Jang X. (2004) The generative Significance and specific principles of Internet literacy education in China [中国网络媒介素养教育的生成意义及特定原则]. Press Circles 5: 203–221.

Tu Y. (2010) Network Media influence on youth values and the corresponding strategies [络媒体对青少年价值观形成的影响及对策研究]. Guizhou: Guizhou University.

Wang G. (2015) Internet addiction and Internet literacy education of adolescents [青少年的网瘾问题与网络素养教]. Modern Communication 2: 143–147.

Wang G. (2013) Prevention and Treatment Mechanisms for Protecting Minors from Internet Addiction from the Perspective of Internet Literacy Education [络素养教育视角下未成年人网瘾防治机制探究]. Journalism & Communication 9: 82–98.

Xie Y. (2020) Research on the Dilemmas and Countermeasures of Youth Cyber Security Education [青少年网络安全教育困境与对策研究]. Shanghai Research on Education 1: 93–96.

Song X. (2000) Learn to Interpret Mass Communication (Part 1): An Overview of Foreign Media Literacy Education [学会解读大众传播:国外媒介素养教育概述]. Modern Communication 2: 61–63.