Languages

You are here

Медиапотребление современной студенческой молодежи: политический аспект

Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Каминченко Д.И. Медиапотребление современной студенческой молодежи: политический аспект // Медиаскоп. 2022. Вып. 3-4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2783

 

© Каминченко Дмитрий Игоревич

кандидат политических наук, доцент кафедры прикладного политического анализа и моделирования, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород, Россия), ert1fg2@rambler.ru

 

Аннотация

В работе исследуются особенности медиапотребления современной российской молодежью политико-новостного контента. Результаты исследования показали, что политическая тематика является одной из самых популярных среди студенческой аудитории. Удалось установить, что среди данного тематического контента наибольшее внимание людей привлекают новости внутренней политики России. Кроме того, по мнению участников проведенного опроса, человека, прежде всего, интересуют новостные заголовки, тематика которых напрямую касается его/ее интересов.

 

Ключевые слова: Интернет, новостной контент, медиапотребление, политические новости, опрос, анализ, сетевая коммуникация

 

Введение

Стремительная информатизация общества, вызванная интенсивным внедрением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы общественного развития, привела к серьезным изменениям как в области коммуникации между индивидами и группами в целом, так и в сфере политической коммуникации, в частности. Сущностное влияние сетевые технологии оказали и на процессы, связанные с созданием, распространением и потреблением новостного контента. Особенно эти изменения проявляются в молодежной среде, где современные ИКТ применяются наиболее активно. Неслучайно Д.М. Вьюгина в одной из своих работ пишет о том, что «интернет стал одним из главных инструментов в удовлетворении базовых социальных и информационных потребностей среди цифрового поколения» (Вьюгина, 2018). Одним из эффектов подобного влияния, на который сегодня обращают внимание ученые, является тренд на «персонализацию контента» (Ефанов, Степанченко, 2019: 72), подчеркивая при этом, что «аудитория уже вполне самостоятельно формирует под себя новостные ленты» (Зеленцов, 2022: 41). В целом обращается внимание на более индивидуализированный и вариативный характер практик медиапотребления (Полуэхтова, 2016).

Интернетизация общества оказала влияние как на процессы создания и распространения контента (например, как отмечает Е.А. Салихова (2020), сегодня журналисты в целях удержания внимания аудитории и повышения ее вовлеченности в контент все чаще осуществляют подачу новостей различных брендов непосредственно в развлекательном ключе), так и на его потребление. В частности, по мнению ученых, цифровые технологии коренным образом трансформировали «ожидания аудитории от процесса медиапотребления и то, каким образом аудитория потребляет различные виды контента» (Кульчицкая, Вартанов, Дунас, Салихова, и др., 2019). В этой связи крайне актуальным представляется вопрос о специфике медиапотребления современной аудитории, ее новостных предпочтениях и интересе к разной тематической информации. Особый интерес вызывает то, насколько популярными для аудитории являются политические новости в условиях широкого набора источников информации и представленности различных политических позиций и идей в поле Интернет-коммуникации.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и проанализировать интерес молодой, студенческой аудитории к политическим новостям. Для выполнения данной цели необходимо осуществить ряд исследовательских задач, среди которых: (1) установить, насколько популярным для указанной аудитории является политический контент; (2) какая конкретная политическая тематика могла бы заинтересовать аудиторию; (3) как на содержательно-смысловом уровне соотносятся интерес аудитории к политическому контенту и такие черты, как «индивидуализация» и степень «локализации» новостного потребления. Под «индивидуализацией» в данном случае подразумевается не (с)только чтение собственной новостной ленты, а то, в какой степени просматриваемый новостной контент затрагивает интересы самого индивида, а под «локализацией» – интерес индивида к новостям, связанным непосредственно с его областью, городом, районом (местом проживания).

 

Обзор литературы

Необходимо отметить, что в последнее время анализу процессов медиапотребеления в современном обществе отводится немалый объем внимания как со стороны российских ученых (Дунас, Толоконникова, Гуреева, Вартанов, 2021; Володенков, Белоконев, Суслова, 2021; Кульчицкая, Филаткина, 2021; Дунас, Вартанов, Кульчицкая, Салихова и др., 2020; Круглова, 2019; Черевко, Дунас, Толоконникова, 2018; Толоконникова, 2018; Дунас, Толоконникова, Черевко, 2018; Толоконникова, 2017 и т.д.), так и зарубежных (Schapals, Bruns, 2022; Cuesta-Valino, Gutiérrez‐Rodríguez, Durán‐Álamo, 2021; Conway, Stryker, 2021; Hutchens, Hmielowski, Beam, Romanova, 2021; Geiß, 2020; Tejedor, Portalés-Oliva, Carniel-Bugs, Cervi, 2020; Majó-Vázquez, Cardenal, Sagarra, de Simón, 2020; De Conick, Matthijs, Debrael, De Cock, et al., 2018; Albright, 2017; Dhoest, Simons, 2015, etc.). Если попытаться выделить тематические направления научной рефлексии, обозначенной в работе области знания, то можно обратить внимание на некоторые из них, которые, в частности, особенно популярны в последнее время. Одним из таких направлений является поколенческий анализ процессов медиапотребления. Например, в одной из своих работ Л.А. Круглова рассматривает практики медиапотребления видеоконтента в Интернет-пространстве людьми разных возрастных категорий, проживающих в различных регионах России, а также «отношение разных аудиторных групп к рекламе в видеоконтенте». Она отмечает, что представители разных поколений предпочитают просматривать видео на Интернет-платформе YouTube и в социальных сетях, при том, что фактически в большинстве социальных медиа данный тип контента встроен именно с YouTube (Круглова, 2018).

Сравнительно-поколенческий анализ мотивационных аспектов использования популярной Интернет-платформы TikTok представлен в работе испанских ученых П. Куэста-Валиньо, П. Гутьеррес-Родригес и П. Дюран-Аламо. В своем исследовании они рассматривают следующие переменные: пользовательские мотивационные привычки, обмен видео как модель поведения и технические возможности создания самого видео (которые позволяют пользователям получать удовольствие от использования подобных сервисов). Целью изучения является попытка понять, как обозначенные переменные побуждают пользователей социальных сетей возвращаться и проводить больше времени на указанной Интернет-платформе (2022).

Отдельное внимание в рамках данного тематического направления уделяется изучению вопросов медиапотребеления молодой аудитории. Например, одна из работ С.В. Володенкова, С.Ю. Белоконева и А.А. Сусловой (2021) направлена на выявление наиболее популярных источников информации и установление интенсивности их использования среди студентов одного из столичных ВУЗов. По итогам проведенного анализа его авторы обратили внимание на преобладание цифровых каналов коммуникации при поиске и просмотре новостного контента молодой, студенческой аудиторией. Ученые пишут: «Максимальная частота потребления информации зафиксирована по результатам исследования в отношении социальных сетей (89,2% респондентов активно пользуются данным источником постоянно и ежедневно), Интернет-сайтов (81,4% активных пользователей), Telegram-каналов (74,4% активных пользователей), мессенджеров (61,6% активных пользователей), а также блогов (53,5% активных пользователей)» (2021: 34). Отметим и работу Е.А. Салиховой (2020), в которой автор занимается выявлением особенностей «восприятия геймифицированного контента молодой аудиторией» и анализирует «отношение молодежи к игровым формам подачи новостной информации и информации брендов, поскольку бренды все активнее используют игровые контентные проекты для взаимодействия с новым поколением потребителей и становятся значимыми игроками на медиаполе».

Детальный акцент на роли и значении конкретных СМИ и платформ в процессах создания и распространения новостного контента также является одним из наболее часто встречаемых тематических направлений в современных исследованиях. Ученый А.В. Толоконникова в одной из своих работ обращает внимание на взаимодействие различных платформ, занимающихся распространением новостного контента, говоря применительно к конвергенции телевидения и Интернета о синергии традиционного и Интернет-вещания: «С одной стороны, это проявляется в распространении ОТТ-сервисов (предоставляющих контент в онлайн-режиме, зачастую без контакта с оператором связи – прим.авт.), которые привлекают к телеконтенту новых зрителей, с другой – в трансформации традиционного линейного эфира» (Толоконникова, 2018: 233).

Коллектив авторов в составе С. Майо-Васкес, А.С.Кэрдинал, О. Сагарра и П.С. де Саймона в одном из своих исследований анализируют роль различных СМИ в распространении новостного контента в Интернет-пространстве. Ученые используют устоявшиеся формулировки: «традиционные СМИ» (legacy media), к ним относятся средства массовой информации, которые появились до возникновения Интернета, и «цифровые СМИ» (digital-born media), т.е. те СМИ, у которых нет оффлайновых аналогов (2020: 101). При помощи специального алгоритма поиска тем по гиперссылкам авторы определили основные узлы – хабы в новостной сети (2020: 105). В результате проведенного ими комплексного исследования они пришли к выводу о том, что традиционные СМИ по-прежнему являются наиболее авторитетными источниками информации в медийной экосистеме. Вместе с тем, анализируя модели поведения непосредственно молодых потребителей новостной информации, авторы отмечают, что новые, цифровые СМИ также занимают важные позиции в плане управления зрительским вниманием (2020).

В научном сообществе набирает популярность и анализ содержания новостных сообщений и использования технологии так называемых «fake news». Ученые обращают внимание на взрывной рост числа академических работ, в которых предмет исследования рассматривается при помощи термина «fake news», начиная с 2016 года (в качестве причин называется как усиление частоты применения технологий «fake news» и дезинформации, так и те проблемы и угрозы, которые они порождают). Тема использования обозначенных технологий стала одной из самых обсуждаемых во время локдауна, связанного с распространением коронавирусной инфекции (Tejedor, Portalés-Oliva, Carniel-Bugs, Cervi, 2021: 338, 340).

Как пишет автор работы «Welcome to the era of fake news» Дж.Олбрайт, сюжеты, описываемые в современных новостных репортажах, традиционно строятся вокруг фактов. Вместе с тем, отчасти из-за обилия онлайн-источников возникают ситуации, когда фактологические сообщения могут быть вытеснены «альтернативными» повествованиями. Использование выражения «fake news» для обозначения недостоверности источника информации связано именно с указанной выше проблемой, так как при помощи данного словосочетания СМИ описываются в качестве организаций, которые намеренно дезинформируют аудиторию (2017: 87).

Ученые А.К. Шэпалс и А. Бранс в своей работе «Responding toFake News”: Journalistic perceptions of and reactions to a delegitimising force», используя в качестве исследовательской рамки теории профессиональных журналистских ролей («theories of journalists’ professional roles»), изучают, с одной стороны, журналистское восприятие процессов распространения феномена «фейковых новостей», а с другой – их реакцию на данное явление. Результаты исследования показали, что журналисты выражают серьезную озабоченность по поводу увеличения объема «фейковых новостей» среди контента, претендующего на роль новостного. Кроме того, они активно ищут и, в некоторых случаях, проактивно применяют контрстратегии для защиты от распространения подобных сообщений, относящихся к «фейковым». Причем речь идет о широком выборе стратегий, среди которых как дискурсивные (например, ссылки на профессиональный авторитет источника информации), так и организационные (повышение степени разнообразия новостных тематик в предлагаемом аудитории контенте, усиление прозрачности процесса производства новостных сообщений и т.д.) (2022: 6).

Вызывает немалый интерес среди исследователей и изучение особенностей восприятия информации и новостного контента, рапространяемого различными медиаисточниками. Ученые Б.Э. Конвэй и Р. Страйкер рассматривают особенности изменения восприятия американцами такой черты речевого акта, как невежливость («incivility») и отмечают, что это восприятие варьируется в зависимости от степени нарушения норм «гражданского дискурса», роли говорящего в средствах массовой информации и в ракурсе таких факторов, как пол, возраст и партийная принадлежность индивида. Авторы сделали вывод о том, что в целом американцы по-прежнему ожидают, что те, кто занимает официальные должности на радио и телевидении, будут придерживаться более высоких стандартов в отношении передачи именно правдивой, соответствующей действительности информации. Причем, американская аудитория продолжает предъявлять более высокие нормативные требования к честности предоставляемой информации, прежде всего, к тем, кто выполняет в эфирных СМИ свои профессионально-должностные функции, по сравнению с обычными гражданами, принимающими участие в эфире политических разговорных программ (Conway, Stryker, 2021: 37–38).

В своей работе «Self-inflicted deprivation? Quality-as-sent and quality-as-received in German news media» Стефан Гайс публикует результаты исследования, посвященного тому, как в условиях информационной среды с большим выбором возможных источников данных происходит превращение сообщения, которое направляется автором, в сообщение, которое воспринимается адресатом. Используя результаты контент-анализа в сочетании с данными социологического опроса об использовании новостей, ученый анализирует качественное содержание направляемого сообщения и принимаемого сообщения. Исследование С. Гайса сфокусировано на изучении так называемого «качества отбора» («selection quality»), измеряемого с помощью охвата и баланса подтем, информационных единиц и идейно-оценочных утверждений в отправленных/полученных новостных сообщениях (Geiß, 2020).

В коллективной работе «Trust over use: examining the roles of media use and media trust on misperceptions in the 2016 US presidential election», используя результаты общенационального репрезентативного опроса граждан США, продемонстрировано, что во время президентских выборов в США в 2016 году использование партийных СМИ и доверие к ним сыграли важную роль в формировании «искаженного восприятия партий» («partisan misperceptions») и избегании получения информации от непартийных медиа. Результаты перекрестного анализа показали, что использование консервативных СМИ и доверие к ним были связаны с верой в распространенные «консервативные заблуждения» («conservative misperceptions»), а доверие к либеральным СМИ было связано с верой в «либеральные заблуждения» («liberal misperceptions»). В целом, перекрестные результаты указанного исследования говорят, что и влияние СМИ, и политические убеждения усиливают «искаженное восприятие» («misperceptions»), при этом политические убеждения оказывают более сильное влияние. Пристрастные политические убеждения также связаны с явным избеганием других источников информации (Hutchens, Hmielowski, Beam, Romanova, 2021: 718).

В науке существуют и другие направления изучения современного медиапотребления, а также влияния его особенностей на различные процессы, в том числе – на общественно-политические. Например, авторы работы «Unpacking attitudes on immigrants and refugees: A focus on household composition and news media consumption» прослеживают связь между особенностями медиапотребления жителей Франции, Бельгии, Нидерландов и Швеции и их отношением к беженцам и мигрантам. Ученые установили, что просмотр телевизионных новостей оказывает наиболее существенное влияние на отношение жителей указанных европейских стран к беженцам и мигрантам. Причем, использование общественных (некоммерческих) СМИ и онлайн-СМИ для ознакомления с новостным контентом оказывает положительное влияние на данное отношение, а просмотр коммерческих ТВ-каналов, скорее, отрицательное. Важную роль играет и такой фактор, как доверие новостным медиа (De Coninck, Matthijs, Debrael, De Cock, et al., 2019: 51).

Несмотря на то, что в современной системе научного знания уже сложился целый пласт исследований, посвященных различным аспектам современного медиапотребления, анализ данного широкого тематического направления остается по-прежнему крайне актуальным особенно ввиду продолжающейся информатизации современного общества. Особое внимание следует уделить изучению медиапотребления молодой аудитории, активно использующей различные ИКТ в повседневной жизни. В нашем исследовании мы постараемся проанализировать интерес молодой, студенческой аудитории к политическим новостям (на примере студентов различных направлений подготовки Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского), рассмотрев как их популярность в целом, так и специфику отношения молодежи к различным политическим новостям.

 

Эмпирический метод

В качестве ключевого эмпирического метода в работе применяется социологический опрос студенческой молодежи. Выбор метода отвечает поставленной в работе цели и задачам исследования. Результаты анкетирования позволят не только установить особенности отношения молодой студенческой аудитории непосредственно к политико-новостному контенту (на сегодняшний день подобные исследования уже представлены в сложившемся корпусе научных работ), но и выявить (благодаря применению перекрестного анализа с построением таблиц сопряженности) то, как выражаются «индивидуализация» и «локализация» медиапотребления через призму отношения аудитории к политическим новостям (это может стать дополнением к уже сущствующей системе знания в области современных медиапроцессов).

Отметим, что в структуре и содержании анкеты отражены те переменные, которые анализируются в проводимом исследовании. Тип используемых вопросов – полузакрытый (подразумевающий не только наличие сформулировнаных авторами исследования вариантов ответа, но и такой вариант ответа, как «Другое»). Каждой из переменных посвящен конкретный вопрос. Во-первых, для общего анализа предпочтений студенческой аудитории в плане источника новостей был задан следующий, прямой вопрос (с возможностью выбрать один вариант ответа): «Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете использовать чаще остальных?» Во-вторых, для выявления степени популярности отдельных тематических рубрик был сформулирован соответствующий вопрос (с возможностью выбора не более трех вариантов ответа): «Новостные заголовки какой тематики Вы просматриваете чаще остальных»? В-третьих, в целях установления конкретной политической тематики, вызывающей интерес молодой аудитории, подготовлен вопрос-утверждение: «Из новостей политической тематики Вас могут больше остальных заинтересовать темы…» с возможностью выбора одного из 4 вариантов ответа («Внешней политики России (отношения России с зарубежными странами и организациями)», «Внутренней политики России (политические события и отношения в России)», «Мировой политики (политические события в иностранных государствах и межгосударственные отношения зарубежных стран)», «Затрудняюсь ответить»).

В-четвертых, чтобы определить степень «индивидуализации» процессов, связанных с поиском и просмотром новостей, участникам исследования был задан вопрос – «Как Вы полагаете, какие новостные заголовки притягивают к себе наибольшее внимание человека?» – с вариантами ответа: «Тематика которых напрямую затрагивает его/ее интересы», «Тематика которых опосредованно/не напрямую» затрагивает его/ее интересы», «Тематика которых в целом никак не затрагивает его/ее интересы» и «Затрудняюсь ответить». В-пятых, для изучения проявления такого свойства медиапотребления, как «локализация» был сформулирован специальный вопрос: «Какие новости интересуют Вас в первую очередь?» (варианты ответа: «Мировые новости», «Новости страны в целом», «Новости Вашего города, района, места проживания», «Затрудняюсь ответить»).

Опрос проводился на Интернет-платформе «Google-Формы» среди студентов Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского осенью 2020 года. В нем приняли участие 119 человек, среди которых 71 женщина (59,7%) и 48 мужчин (40,3%). Наибольшее число участников опроса представляют возрастную категорию от 18 до 22 лет (89,9% всех опрошенных), 9,2% опрошенных – в возрасте от 23 до 30 лет. Подчеркнем, учитывая небольшой объем выборки и специализацию студентов, принявших участие в анкетировании (вероятно, участникам нашего опроса будет в большей степени, чем студентам других специальностей, свойственен интерес к политике), данное исследование носит характер пилотного и не претендует на изучение предпочтений всей студенческой аудитории в целом. В данной работе мы постараемся наметить, скорее, некоторые контуры для выявления политизации процессов медиапотребления и анализа ее проявления в контексте «индивидуализации» и «локализации» новостного потребления.

Подсчет частоты ответов на указанные выше вопросы и их последующий анализ позволят изучить ключевые переменные данного исследования и выполнить поставленные задачи. Вместе с тем, для более глубокого анализа на основании ответов респондентов будут построены таблицы сопряженности. Это позволит выявить наличие либо отсутствие устойчивых групп респондентов, придерживающихся определенных позиций в плане медиапотребления. Например, при перекрестном анализе ответов на вопросы о востребованности определенной политической тематики (мировая политика, внешняя политика России, внутренняя политика России) среди молодой аудитории и популярности новостного контента разных тематических групп (мировые, национальные и локальные новости) можно сделать выводы об определенной степени «локализации» новостного потребления. Подобный тип анализа ответов на сформулированные вопросы заключает в себе некоторые контуры для возможного последующего, более масштабного изучения общественного мнения по теме медиапотребления. В целом, наше исследование ни в коем случае не претендует на характер индустриального и представляет результаты, скорее, некоторого первичного анализа, в котором проверяется несколько научно-исследовательских гипотез.

 

Результаты

Переходя к результатам опроса, отмечаем, что чаще остальных, в качестве основного источника новостной информации абсолютное большинство респондентов выбирают социальные медиа (Вконтакте, Telegram и др.) (58% от всех опрошенных студентов), на втором по популярности месте – Интернет-СМИ (40% всех участников исследования). Телевидение, а также газеты и журналы в качестве источника новостей используют по 1% от всех респондентов. Результаты распределения ответов на данный вопрос представлены на рисунке 1.


 

Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете использовать чаще остальных?»

 

Политическая тематика оказалась самой популярной в содержании медиапотребления участников опроса, опередив новостные рубрики, посвященные искусству, музыке, кино, а также социальной сфере и происшествиям. Распределение ответов на соответствующий вопрос представлено на диаграмме 2. Отметим отсутствие среди вариантов ответов такой возможной новостной рубрики, как «Развлечения». На наш взгляд, обозначенная новостная рубрика тематически уже представлена такими подкатегориями, как «Искусство, музыка и кино» и др., поэтому дополнительное выделение указанной рубрики представляется нам необязательным.

 

Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Новостные заголовки какой тематики Вы просматриваете чаще остальных?»

 

Для установления того, новостной заголовок какого именно направления политической тематики (мировая политика, внешняя политика России, внутренняя политика России) может вызывать интерес участника исследования, было сформулировано соответствующее утверждение, которое предлагалось завершить тем или иным текстовым фрагментом. Заметим, что данный вопрос-утверждение задавался респондентам независимо от их ответа на вопрос о том, новостные заголовки каких общих тем (политика, экономика, социальная сфера и т.д.) они просматривают чаще остальных (где можно было выбрать сразу несколько вариантов ответа, что, на наш взгляд, могло сказаться на отражении и возможном ранжировании интереса к той или иной тематике новостей), т.е. на указанный вопрос отвечали все участники вне зависимости от степени их интереса к политическим новостям. Это сделано для того, чтобы получить более полную и детальную картину существующего запроса на политико-новостной контент в молодой аудитории. При этом, отметим, что часть респондентов, ответивших на данный вопрос, могут не интересоваться политикой. Для учета этого фактора в формулировке вопроса использован модальный глагол «мочь», подразумевающий некоторую вероятность события, а в перечне ответов представлена формулировка – «Затрудняюсь ответить» (поэтому мы решили не использовать, например, такой вариант ответа, как – «Не интересуюсь политикой»). В результате, самым популярным стал текстовый фрагмент, посвященный тематике внутренней политики, ощутимо преобладающий по степени популярности над остальными вариантами текстовых фрагментов. Результаты представлены на диаграмме 3.

 

Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на вопрос-утверждение: «Из новостей политической тематики Вас могут больше остальных заинтересовать темы:…»

 

Темы «индивидуализации» и «локализации» процессов медиапотребления также отражены в отдельных вопросах, результаты подсчета частоты ответов на которые представлены на диаграммах 4 и 5 соответственно.

 

Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, какие новостные заголовки притягивают к себе большее внимание человека?»

 

Диаграмма 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие новости интересуют Вас в первую очередь?»

 

Обсуждение

Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, с точки зрения содержательных предпочтений в медиапотреблении студенческой молодежи наблюдается наличие интереса к целому спектру отличных друг от друга тем (политика, искусство, музыка и кино, экономика, происшествия и т.д.), причем при отсутствии явно доминирующей темы, что свидетельствует о тематическом разнообразии в медиапотреблении. Вместе с тем политическая тематика является самой популярной среди всех остальных (хотя и с небольшим отрывом от ближайшего «конкурента»). Это выглядит вполне объяснимо, учитывая, например, то, что участники опроса являются студентами Института международных отношений и мировой истории, в образовательных программах которого уделено немало внимания именно политическим наукам. При этом показатели интереса к политической тематике, тем не менее, говорят и о существующем запросе со стороны студенческой аудитории на освещение данной темы в различных СМИ.

Во-вторых, из новостей политической тематики студенческую аудиторию, прежде всего, может заинтересовать тема внутренней политики России (причем, данный вариант выбрали больше половины респондентов; он также назывался в два раза чаще второго по популярности варианта ответа – темы мировой политики). В результате можно выдвинуть предположение не просто о наличии запроса на новостной контент политической тематики в медиапотреблении студенческой молодежи, но и, в первую очередь, на новости внутриполитической жизни российского общества. При этом новостные заголовки внешнеполитической тематики привлекают внимание только 12% респондентов. Одной из возможных причин подобных результатов может быть доминирование в политической рубрике СМИ тематик мировой политики и внешней политики России и недостаточное внимание к внутриполитическим событиям, хотя обозначенная причина может и не объяснять выявленную тенденцию, так как самым популярным источником новостей в данной возрастной группе (согласно результатам опроса) являются все же социальные медиа, пользователь которых относительно самостоятельно выбирает наиболее интересный для него новостной контент.

В-третьих, согласно результатам опроса, наблюдается высокая степень так называемой «индивидуализации» интереса к новостному контенту, т.е. наличие интереса индивида к тем новостным заголовкам, которые напрямую затрагивают его интересы. Это во многом говорит о прагматичном и «потребительском» подходе к поиску и просмотру новостей. Медиапотребление в сетевом обществе становится все более персонализированным, а сама персонализация содержания медиапотребления становится крайне прагматичной и связанной с реализацией интересов конкретного индивида, просматривающего новостной контент. Рассмотрим проявление «индивидуализации» медиапотребления с точки зрения запроса на новостной контент внутриполитической тематики, чтобы установить наличие/отсутствие некоторой связи между двумя указанными переменными. Для этого можно построить таблицу сопряженности на основании ответов респондентов на два соответствующих вопроса.

 

Таблица 1

Результаты перекрестного анализа ответов респондентов: степень «индивидуализации» медиапотребления/популярность отдельных политических тем

 

 

 

Из новостей политической тематики Вас могут больше остальных заинтересовать темы…

Внутренней политики России

Внешней политики России

Мировой политики

Как Вы полагаете, какие новостные заголовки притягивают к себе наибольшее внимание человека?

Тематика которых напрямую затрагивает его/ее интересы

80,0%

85,7%

 

84,4%

Тематика которых опосредованно/не напрямую затрагивает его/ее интересы

12,3%

0%

 

9,4%

Тематика которых в целом никак не затрагивает его/ее интересы

1,5%

14,3%

0%

 

 

 

 

Итого (без учета варианта ответа «Затрудняюсь ответить»)

93,8%

100%

93,8%

 

Согласно данным таблицы сопряженности (таблица 1), 80% тех респондентов, внимание которых привлекают именно внутриполитические новости (а это большинство участников опроса) полагают, что наибольшее внимание индивида притягивают те новостные заголовки, которые напрямую затрагивают его интересы. В результате запрос на внутриполитическую новостную тематику проявляется в том числе и через «индивидуализацию» содержания медиапотребления. Вместе с тем, данная особенность (связанная с «индивидуализацией» медиапотребления) наблюдается и в других группах респондентов, тех, кого могут заинтересовать новости мировой политики и внешней политики России. Иными словами, «индивидуализация» медиапотребления свойствена всем группам респондентов, не забывая при этом, что в абсолютном (не относительном) численном выражении наиболее значительно данная черта представлена именно через группу тех, кого могут интересовать, прежде всего, новости внутренней политики.

В-четвертых, для молодой студенческой аудитории наиболее интересным является такой тип новостного контента, как новости о стране в целом. Значительно меньший интерес участников исследования вызывают мировые новости и новостные сообщения местного уровня. Таким образом, идея «локализации» медиапотребления, т.е. повышенного интереса аудитории к новостям, связанным непосредственно с ее областью, городом, районом (местом проживания) своего подтверждения не нашла. Рассмотрим интерес аудитории к общенациональным новостям через призму запроса на новостной контент внутриполитической тематики, чтобы также попытаться установить наличие/отсутствие некоторой связи между двумя указанными переменными.

Таблица 2

Результаты перекрестного анализа ответов респондентов: степень «локализации» медиапотребления/популярность отдельных политических тем

 

 

 

Из новостей политической тематики Вас могут больше остальных заинтересовать темы…

Внутренней политики России

Внешней политики России

Мировой политики

Какие новости интересуют Вас в первую очередь?

Новости страны в целом

64,6%

28,6%

 

28,1%

Мировые новости

6,2%

28,6%

 

65,6%

Новости Вашего города, района, места проживания

24,6%

35,7%

   3,1%

 

 

 

 

Итого (без учета варианта ответа «Затрудняюсь ответить»)

95,4%

92,9%

96,8%

 

По данным представленной таблицы сопряженности (таблица 2), 64,6% тех респондентов, внимание которых привлекают именно внутриполитические новости (подчеркнем, это большинство участников опроса), просматривают именно новостной контент общенационального характера, а 24,6% – новости местного уровня. На наш взгляд, это говорит о том, что под внутриполитической новостной тематикой молодые респонденты подразумевают, прежде всего, новостные события национального масштаба, т.е. политические процессы и отношения, наблюдаемые, в первую очередь, на федеральном уровне. При этом часть молодой аудитории в своем запросе на внутриполитическую новостную тематику проявляет интерес непосредственно к политическим процессам и отношениям регионального и местного уровня. С одной стороны, в данной таблице сопряженности представлены ответы на относительно близкие по своему содержанию вопросы, но, с другой стороны, именно соотнесение ответов респондентов на два указанных вопроса позволяет сделать выводы о том, в какой степени у аудитории выражено свойство «локализации» медиапотребления, т.е. насколько велик запрос именно на новостной контент регионального и местного уровня в структуре интереса граждан к внутриполитическим российским новостям.

Обобщая данные приведенных выше таблиц сопряженности, можно предположить, что отражение в запросе на внутриполитический новостной контент «индивидуализированного» отношения к медиапотреблению в целом и интереса к новостям общенационального уровня, говорит о том, что внутриполитические события, прежде всего, федерального уровня воспринимаются как процессы, затрагивающие напрямую интересы индивида. Причинами данного восприятия могут быть различными, начиная от влияния внутренних установок индивида (например, о значимости центра и вершины иерархии институтов) до воздействия со стороны других субъектов (в частности, СМИ и политических субъектов). Впрочем, повторимся, ввиду небольшой исследовательской выборки и ее специфики (связанной с тем, что в опросе приняли участие студенты Института международных отношений и мировой истории ННГУ, для которых в среднем, вероятно, свойственен более высокий уровень интереса к политике), а также пилотного характера самого исследования, данные выводы требуют последующей верификации и возможного уточнения. Поэтому, возможно, сейчас их не следует экстраполировать на представления всей студенческой молодежи.

 

Выводы

Стремительная информатизация современного общества оказывает существенное влияние на процессы создания, распространения и потребления новостного контента. Происходит изменение коммуникации между автором и аудиторией. В этой связи особый интерес вызывает не только изучение популярности различных источников новостной информации, но и конкретных тематик, которые вызывают интерес со стороны аудитории, в том числе – молодой, так как именно ею наиболее активно используются современные информационно-коммуникационные технологии. Отдельный и крайне актуальный вопрос заключается в том, насколько популярной и востребованной среди молодой аудитории является политико-новостная рубрика, а также ее отдельные тематики. Рассмотрению указанного вопроса и посвящено данное исследование, не претендующее на характер глобального или индустриального, но содержащее определенные контуры для возможного последующего, более углубленного исследования медиапотребления студенческой молодежи.

Результаты данного исследования среди студентов ИМОМИ ННГУ в очередной раз продемонстрировали популярность Интернет-СМИ и современных социальных медиа в качестве источников новостной информации среди студенческой аудитории, что подтверждает результаты других исследований1 (см., например, Володенков, Белоконев, Суслова, 2021; Дунас, Толоконникова, Черевко, 2018). Кроме того, в ходе проведенного анализа нашла свое подтверждение и идея о наличии в молодой студенческой аудитории запроса на политико-новостной контент (что также отчасти согласуется с результатами исследований предыдущих лет (см., например, Дунас, Толоконникова, Черевко, 2018), причем посвященный, прежде всего, непосредственно тематике внутренней политики России. В интересе аудитории к политическим процессам и отношениям внутри российского государства проявляется и свойство «индивидуализации» медиапотребления (хотя отметим, что указанное свойство универсально представлено и среди тех студентов, кому интересны новостные заголовки мировой политики и внешней политики России), проявляющееся в популярности среди аудитории тех новостей, которые напрямую затрагивают ее интересы, Кроме того, запрос на внутриполитическую тематику новостного контента во многом проявляется в интересе к новостям, в первую очередь, общефедерального уровня, т.е., если аудитория сигнализирует о своем внимании к внутриполитической тематике, то она подразумевает, главным образом, политические события, происходящие именно на общероссийском, федеральном уровне. На наш взгляд, изучение политического содержания процессов медиапотребления по-прежнему будет оставаться крайне актуальной и востребованной темой исследования, так как выявление запроса аудитории на тот или иной новостной контент является важнейшей задачей не только в научной плоскости, но и в сфере деятельности различных средств массовой информации.

 



Примечания

  1. Источники информации: предпочтения. Стали ли люди чаще, чем раньше, обращаться за новостями к традиционным СМИ и Интернету? // Официальный Интернет-сайт Фонда «Общественное мнение». 2022. Март, 25. Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14705 (дата обращения: 27.12.2022)

 

Библиография

Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23. № 1. С. 31–46.

Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. № 3. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11

Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А., Толоконникова А.В. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2020. № 2. С. 3–27.

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Гуреева А.Н., Вартанов С.А. Мотивация использования медиакоммуникационных каналов российскими студентами // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 2. С. 285–301.

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Наблюдение за потреблением информационного контента студентами факультета журналистики МГУ // Медиаскоп. 2018. № 4. DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.1

Ефанов А.А., Степанченко В.А. Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель // Информационное общество. 2019. № 3. С. 69–73.

Зеленцов М.В. Культура новостного медиапотребления в Рунете: точки входа // Информационное общество. 2022. № 1. С. 3849.

Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп. 2019. № 2. DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.1

Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. Толоконникова А.В. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. № 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.9

Кульчицкая Д.Ю., Филаткина Г.С. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской "цифровой молодежи" // Медиаскоп. 2021. № 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.2

Полуэхтова И.А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. № 4.

Салихова Е.А. Специфика потребления российской молодежью геймифицированного контента // Медиаскоп. 2020. № 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.9

Толоконникова А.В. Кросс-платформенное телевидение как форма адаптации традиционного телевещания к цифровым реалиям // Век информации. 2018. № 2-1. С. 232–234.

Толоконникова А.В. Потребление новостей на мобильных платформах // Век информации. 2017. № 2-2. С. 166–168.

Черевко Т.С., Дунас Д.В., Толоконникова А.В. Новости в условиях Интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2018. № 1. С. 3–25.

 

Albright J. (2017) Welcome to the era of fake news. Media and communication 5 (2): 87–89. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v5i2.977

Conway B.A., Stryker R. (2021) Does a speaker’s (in)formal role in news media shape perceptions of political incivility? Journal of Broadcasting & Electronic Media 65 (1): 24–45. DOI: https://doi.org/10.1080/08838151.2021.1897819

Cuesta‐Valiño P., Gutiérrez‐Rodríguez P., Durán‐Álamo P. (2022) Why do people return to video platforms? Millennials and centennials on TikTok. Media and communication 10 (1): 198–207. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v10i1.4737

De Coninck D., Matthijs K., Debrael M., De Cock R., d'Haenens L. (2019) Unpacking Attitudes on Immigrants and Refugees: A Focus on Household Composition and News Media Consumption. Media and communication 7 (1): 43–55. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v7i1.1599

Dhoers A., Simons N. (2016) Still «watching» TV? The consumption of TV fiction by engaged audiences. Media and communication 3 (4): 176–184. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v10i1.4737

Geiß S. (2020) Self-inflicted deprivation? Quality-as-sent and quality-as-received in German news media. Media and communication 8 (3): 304320. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v8i3.3139

Hutchens M.J., Hmielowski J.D., Beam M.A., Romanova E. (2021) Trust over use: examining the roles of media use and media trust on misperceptions in the 2016 US presidential election. Mass Communication and Society 24 (5): 701–724. DOI: https://doi.org/10.1080/15205436.2021.1904262

Majó-Vázquez S., Cardenal A.S., Sagarra O., de Simón P.C. (2020) Media roles in the online news domain: authorities and emergent audience brokers. Media and communication 8 (2): 98111. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v8i2.2741

Schapals A.K., Bruns A. (2022) Responding to “Fake News”: Journalistic perceptions of and reactions to a delegitimising force. Media and communication 10 (3): 516. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v10i3.5401

Tejedor S., Portalés-Oliva M., Carniel-Bugs R., Cervi L. (2021) Journalism students and information consumption in the era of fake news. Media and communication 9 (1): 338–350. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v9i1.3516