Languages

You are here

Специализированные спортивные телеканалы: жанрово-тематические особенности

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Эшкинина У.Ю. Специализированные спортивные телеканалы: жанрово-тематические особенности // Медиаскоп. 2022. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2772

DOI: 10.30547/mediascope.2.2022.3

 

© Эшкинина Ульяна Юрьевна

аспирант кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), ulianaeshkinina1995@gmail.com

 

Аннотация

В статье рассматриваются шестнадцать российских специализированных спортивных телеканалов. Методом контент-анализа исследуются 17299 передач за период с октября 2021 года по март 2022 года включительно. Изучаются жанровые и тематические особенности, выявляются общие и частные закономерности развития телеканалов. Полученные результаты демонстрируют, что количество специализированных спортивных телеканалов с каждым годом растет, что наиболее распространенные виды спорта такие же, как и в других специализированных спортивных медиа, – футбол и единоборства, что самая популярная тема – соревнования (69%), а жанр – трансляция (60%). 84% программ созданы в информационных жанрах, в семь раз меньше программ – в аналитических (12%) и в двадцать один раз меньше – в художественных (4%). Новые передачи в сетке вещания телеканалов появляются редко или вообще не появляются.

Ключевые слова: спорт, ТВ, спортивный канал, специализированный спортивный канал, передача, программа.

 

Спортивная деятельность, широко представленная в общественном дискурсе, находится под пристальным вниманием крупнейших медиа. Значимость этого явления в современном мире не вызывает сомнений (Бабюк, 2019). Спортивное телевидение выполняет все функции СМИ: информационную, просветительскую, агитационно-пропагандистскую, воспитательную, развлекательную, и обладает возможностью полноценно осуществлять эти функции единовременно, в одном телетексте (Десюк, 2010). Ученые постепенно воссоздали историю становления и развития отечественного спортивного телевидения, выделив предпосылки его создания и периодизацию, а также проанализировали различные техники и технологии спортивного телевидения и особенности языковой личности спортивного журналиста разных времен (Косякин, 2012).

Телевидение не просто освещает спортивную сферу, но и влияет на нее. Так, меняются правила проведений соревнований в различных видах спорта, они адаптируются под условия телевизионного показа (отмена правила «золотого гола» в дополнительное время в матчах по системе «плей-офф» в футболе; изменено правило перехода подачи в волейболе; изменилось деление матча в баскетболе (с 2 таймов по 20 минут до 4 таймов по 10 минут); изменение характера лыжных гонок (масс-старты, спринт по системе «плей-офф») (Алексеев, Ильченко, 2016); популяризуются определенные виды спорта, становясь приоритетными для родителей в выборе детских секций (Парсаданова, 2018).

Важным фактором развития СМИ и телевидения, в частности, являются информационно-коммуникационные технологии, привносящие новые возможности для производства и распространения информации, а также радикально меняющие способы потребления контента (Вартанова, 2013). Изучается применение цифровых технологий и инновационных подходов в освещении спортивных событий. С каждым годом появляются все более совершенные практики – мобильная виртуальная студия, проецирование 3D-изображения, максимальный эффект присутствия (Данилова, 2018); улучшаются условия телесмотрения для болельщиков, которые могут подключиться к трансляции в любое время в любом месте благодаря сервисам потокового медиа ОТТ. Дополнительно к прямой интернет-трансляции они также обеспечивают ряд интерактивных опций: зрители могут соревноваться за призы, предсказывать результаты, делать ставки в режиме реального времени, устраивать совместные просмотры с другими болельщиками (Назаренко, Максименко, 2021). Благодаря применению интерактивных онлайн-сервисов традиционная телеаудитория трансформируется в «медиатизированную публику» (Гутцайт, 2011).

В зарубежном научном дискурсе акцентируется внимание на существующих возможностях и ограничениях в современной телевизионной спортивной журналистике. Так, технологические изменения не только облегчают деятельность журналистов, но и ставят перед ними новые вызовы: необходимость постоянного обновления информации, актуальной для зрителей; подготовки контента в онлайн-режиме и нахождения баланса между традиционными и цифровыми требованиями. Тележурналисты часто сталкиваются с проблемами, связанными с удовлетворенностью своей работой и производительностью, основанными на их способности адаптироваться к трансформирующемуся рынку (Mirabito, Collett, 2020). В эпоху цифровизации традиционные представления о журналистике все время меняются. (Boyle, 2010). Сегодня спортивный журналист, чтобы сохранить свою ценность и авторитетность, должен предложить нечто большее, чем просто описание мероприятия (Lambert, 2012).

Представлено большое количество исследований о росте значения мобильных устройств в медиасфере, влияющих на расширение возможностей потребления спортивной информации, в том числе смотрения трансляций и тв-каналов с небольших экранов (Hutchins, 2019; Hutchins, Rowe, 2012). Роль смартфонов, планшетов и других мультимедийных устройств (умных часов, очков) постоянно возрастает в предоставлении спортивного контента и развлекательных услуг, включая новости и результаты, аудиокомментарии, прямые трансляции, статистику в реальном времени и визуализацию данных (Burroughs, Rama, 2015; Hutchins, Boyle, 2017). Просмотр телепрограмм по-прежнему остается невероятно популярным времяпрепровождением, но он включает в себя новые технологии и «ритуалы использования», которые становятся возможны благодаря мобильным устройствам (Lotz, 2014).

Также зарубежные исследователи изучают финансовые вопросы существования спортивных отделов СМИ, ресурсное обеспечение которых зачастую выше, чем других подразделений (McGuire, Murray, Ketterer, 2015). Ученые приходят к выводу, что крупные монополии в области спортивных СМИ, такие как ESPN и Fox Sports, изменили потребление спортивных новостей: их соотношение значительно сдвинулось в сторону международных и национальных мероприятий, тогда как сюжетов о местных соревнованиях стало меньше (Turner, 2014).

На сегодняшний день исследователи отечественного спортивного медиарынка особое внимание уделяют изучению канала «Матч!». Анализируются причины появления канала, путь его развития и содержательные особенности (Павлов, 2016), а также специфика работы журналистов (Филимонов, 2019). Предлагаются методы и инструментарий для маркетингового исследования аудитории (Ильиных, 2017), а также проводится количественный анализ программного наполнения (Гасанов, 2020). Изучение эфирного контента показало, что спортивная «тележурналистика традиционно представлена тремя группами жанров: информационной (информация, сюжет, репортаж, выступление, отчет, интервью), аналитической (обозрение, комментарий, дискуссия, интервью, беседа) и малочисленной группой из числа художественно-публицистических жанров (очерк и зарисовка)» (Муртазина, Бердышева, Бойкова, Каражаева, 2021). Используя метод наблюдения, исследователи выделили следующие жанры в сетке вещания «Матч ТВ»: информационное сообщение, интервью, репортаж, очерк, зарисовку, обозрение, дискуссию и беседу (Кихтан, 2022). Другие российские ученые предпочитают изучать проблемы, перспективы, актуальность и стилистику отдельных жанров спортивной журналистики – новостей (Макарова, 2019), комментариев (Куранова, 2018), репортажей (Алексеев, 2019).

Так, в современном научном дискурсе наиболее часто встречаются исследования, касающиеся телеканала «Матч ТВ» и конкретных спортивных жанров. Однако в России существуют еще другие спортивные каналы – как универсальные спортивные каналы, освещающие разные виды спорта, так и специализированные, акцентирующие внимание на одном или нескольких смежных видах спорта. Данная статья представляет результаты контент-анализа практически двух десятков тысяч телепередач специализированных спортивных каналов, которые демонстрируют их жанровые и тематических особенности.

 

Методология

В данной работе исследовательский вопрос был поставлен следующим образом: какие темы актуальны для специализированных спортивных телеканалов и в каких жанрах происходит вещание? Гипотеза исследования сформулирована так: специализированные спортивные телеканалы делятся на транслирующие (подавляющее большинство трансляций) и содержательные (трансляций меньше половины, имеются познавательные передачи, сериалы, документальные фильмы и т.д., освещающие околоспортивные темы, а не только соревнования и тренировочный процесс). К первым относятся каналы о наиболее популярных видах спорта (футболе, единоборствах, хоккее), ко вторым – о наименее популярных (конном спорте, танцевальном спорте).

Методом контент-анализа были изучены 16 специализированных спортивных телеканалов, входящих в пакеты топ-3 операторов спутникового телевидения России и топ-5 операторов кабельного телевидения России1: Триколор ТВ, Орион, НТВ+, Ростелеком, МТС, Эр-телеком, Акадо и Билайн. В список исследуемых телеканалов вошли: M-1 Global, UFC ТВ(«Удар»), «Бокс ТВ», «Живи!», «Конный мир», КХЛ, «Матч! Премьер», «Матч! Боец», «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3», «Мир баскетбола», «Танцуй!», «Футбол», «Футбольный», «Хоккейный». Стоит отметить, что телеканал про единоборства UFC ТВ прекратил свое вещание в январе 2022 года и на его месте с января 2022 года начал трансляцию телеканал «Удар», также освещающий единоборства и предлагающий бойцовский контент. Так как тематика и освещаемый каналами вид спорта однотипны, то в рамках исследования они изучаются совместно: до января – UFC ТВ, с января – «Удар». Также изначально в список были включены телеканалы об экстремальных видах спорта («Русский экстрим», «Точка отрыва», Extreme Sports) и автомобильные телеканалы («Авто плюс», «Авто 24», «Драйв»), однако при более глубоком изучении оказалось, что они не являются специализированными спортивными. Телеканалы об экстремальных видах спорта освещают большое количество разноплановых видов спорта (скейтборд, серфинг, BMX Racing и другие), которые нельзя отнести к смежным, как того требует характеристика понятия специализированных спортивных СМИ. Автомобильные же телеканалы позиционируют себя как развлекательно-познавательные и транслируют спортивную информацию в малом количестве. Между тем, телеканал «Живи!», включенный операторами кабельного ТВ в подборки и пакеты «спортивные», но отличающийся контентным содержанием от других анализируемых каналов, стал объектом исследования, потому что заявляет себя как «первый фитнес-канал российского телевидения с лучшими тренерами страны международного класса в эфире», презентующими «эффективные тренировочные комплексы», позиционируя себя не только спортивным каналом, но и специализирующимся на конкретном спортивном направлении — фитнесе2.

Период исследования составил полгода – с октября 2021 года по март 2022 года включительно, по 7 дней в каждом месяце. Дни определялись компьютерной программой случайных чисел randstuff.ru таким образом, чтобы среди них обязательно были понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Например, в октябре четыре понедельника, с помощью программы выбирался один случайный понедельник. Данная процедура проводилась для каждого последующего дня недели. Так, во всех исследуемых месяцах получилась случайная неделя для изучения, в течение которой все передачи отсматривались до момента установления темы выпуска. Жанры же постоянны для каждой программы и требовали своего определения при первых просмотрах.

Темы и жанры телепередач изучались с помощью контент-анализа. Темы были сформированы на основе тематической типологии специализированных спортивных медиа, определенной в предыдущих исследованиях автора по принципу максимального покрытия всех сфер спортивной деятельности, а также новостной, познавательной и развлекательной составляющих (Эшкинина, 2021; Эшкинина, 2022): соревнования, новости, подготовительный процесс (тренировки, сборы, трансферы), тренировочные условия (спортивные базы, инвентарь, экипировка, трассы), личная история (история, рассказанная лично спортсменом / тренером / спортивным чиновником и т.д. о своей жизни), спортсмен (информация об атлете (игроке, коннике, бойце и т.д.) о его спортивной карьере, рассказанная от третьего лица), питание, красота, ТОП (рейтинги спортсменов/соревнований и т.д.), судейство, познавательное / образование / просвещение, развлекательное, соцсети, спортивные мероприятия (спортивные награждения, концерты, торжественные приёмы / встречи, собрания, конгрессы), интересные моменты, другое. Жанры выделялись в соответствии с имеющимися классификациями жанров телевизионной журналистики (Цвик, 2012). Исключение составил «сборник упражнений», характерный для спортивной видеоинформации, свойственный спортивным блогам про фитнес, представляющий разные физические упражнения и рекомендации по их выполнению (Эшкинина, 2022). Так, в кодификатор вошли следующие жанры: трансляция, прямая трансляция, информационное сообщение, беседа, дискуссия, интервью, документальный фильм, репортаж, обозрение, фильм, очерк, сериал, викторина, реалити-шоу, ТВ-шоу, сборник упражнений, зарисовка, другое.

В общей сложности было проанализировано 17299 передач.

 

Таблица 1

Количество проанализированных телепрограмм

Канал

Количество проанализированных телепрограмм

Название

Год начала вещания

M-1 GLOBAL

2018

2440

UFC ТВ+УДАР

2019 / 2022

1484

БОКС ТВ

2014

1548

ЖИВИ!

2007

2067

КОННЫЙ МИР

2015

661

КХЛ

2009

878

МАТЧ ПРЕМЬЕР

2006

1143

МАТЧ! БОЕЦ

2006

735

МАТЧ! ФУТБОЛ 1

2016

1003

МАТЧ! ФУТБОЛ 2

2016

686

МАТЧ! ФУТБОЛ 3

2016

1047

МИР БАСКЕТБОЛА

2019

583

ТАНЦУЙ!

2020

1021

ФУТБОЛ ТВ

2007

749

ФУТБОЛЬНЫЙ

2021

648

ХОККЕЙНЫЙ

2020

606

ВСЕГО

17299

 

Результаты

Шестнадцать проанализированных ТВ-каналов представляют семь разных видов спорта: футбол – 6 каналов, единоборства – 4 канала, хоккей – 2 канала, конный спорт – 1 канал, танцевальный спорт – 1 канал, баскетбол – 1 канал, фитнес – 1 канал.

 

Рисунок 1. Виды спорта, представленные на специализированных спортивных ТВ-каналах

 

Так, 63% специализированных спортивных ТВ-канала освещают два наиболее распространенных на сегодняшний день вида спорта – футбол и единоборства, которые, согласно результатам предыдущих исследований автора, также являются наиболее популярными в специализированных спортивных интернет-медиа и в спортивной блогосфере.

 

Таблица 2

Темы ТВ-передач

Канал

Соревнования

Новости

Подготовит. процесс

Тренировочные условия

Личная история

Спортсмен

Питание

Красота

ТОП

Судейство

Познавательное

Развлекательное

Соцсети

Спортивные мероприятия

Интересные моменты

Другое

M-1 GLOBAL

2366

49

 

 

1

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

UFC ТВ + УДАР

1358

 

58

 

12

 

 

 

18

 

9

29

 

 

 

 

БОКС ТВ

1011

 

 

 

170

 

 

 

40

 

167

87

60

 

 

13

ЖИВИ!

 

 

1628

 

 

 

67

345

 

 

 

27

 

 

 

 

КОННЫЙ МИР

465

47

 

7

 

62

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

КХЛ

662

37

9

 

16

7

 

 

17

16

71

 

 

 

33

10

МАТЧ! ПРЕМЬЕР

552

429

30

 

103

 

 

 

 

16

13

 

 

 

 

 

МАТЧ! БОЕЦ

536

60

 

 

12

 

 

 

36

 

82

 

 

9

 

 

МАТЧ! ФУТБОЛ 1

615

373

 

 

10

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЧ! ФУТБОЛ 2

561

113

 

 

6

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЧ! ФУТБОЛ 3

680

357

 

 

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИР БАСКЕТБОЛА

539

 

20

 

14

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

ТАНЦУЙ!

586

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

395

 

40

 

 

ФУТБОЛ ТВ

635

62

 

 

22

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

ФУТБОЛЬНЫЙ

518

83

 

 

 

 

 

 

 

 

47

 

 

 

 

 

ХОККЕЙНЫЙ

474

93

 

 

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

 

ВСЕГО

11558

1703

1745

7

375

81

67

345

111

32

572

538

60

49

33

23

 

По количеству телепередач, относящихся к той или иной теме, выделяются наиболее многочисленные темы, охватывающие тысячи передач, среднечисленные – несколько сотен, а также малочисленные – менее сотни. Так, главная тема – это соревнования: 94% всех каналов уделяют подавляющее количество времени соревновательной деятельности. Лишь на одном телеканале «Живи!» отсутствуют передачи, информирующие о турнирах. Содержание этого канала базируется на трансляции всевозможных тренировочных комплексов и видео-тренировок, отражающих подготовительный процесс (1628). Из-за такого показателя данная тема является второй по количеству после соревнований. Однако это не характерно для остальных каналов, поэтому правильнее считать тему новостей следующей по популярности. Новостные выпуски составляют 10% всех передач и встречаются на 11 из 16 каналов. К среднечисленным темам относятся познавательные/образовательные (572) и развлекательные (538) передачи, а также программы, в которых рассказывается какая-то личная история спортсмена, тренера, спортивного чиновника и других специалистов спортивной индустрии (375). Программы о красоте (345) представлены на одном телеканале «Живи!» и характеризуют частотность возникновения этой темы только на нем. ТОПы относятся к переходному типу тем – от среднечисленных к малочисленным – и используются в основном на телеканалах про единоборства. Как правило, это российские и международные рейтинги бойцов в разных весовых категориях и промоушенах. Малочисленными являются темы спортивных мероприятий, отдельных спортсменов и судейства. Они не набирают даже одного процента от общего количества проанализированных тем.

По количеству каналов, освещающих те или иные темы, выделяются основные темы (встречаются на 11 каналах и больше), умеренной востребованности (встречаются на 4–5 каналах) и частные (встречаются на 1–2 каналах). Так, к основным темам относятся: тема соревнований, присутствующая на 94% каналов, тема новостей, личной истории и «познавательное», присутствующие на 69% каналов. К умеренно востребованным: темы подготовительного процесса и о спортсмене, имеющиеся на 31% каналов, а также «ТОП» и «развлекательное» – на 25% каналов. Частные темы представлены темами питания, красоты, тренировочных условий, соцсетей, интересных моментов, присущие 6% каналов, а также темами судейства и спортивных мероприятия, присущие 13% каналов.

Если исследовать отдельные телеканалы, то можно обнаружить некоторые закономерности, свойственные только одному конкретному каналу. Как уже отмечалось выше, из всех ТВ-каналов выделяется «Живи!», не транслирующий соревнования и не выпускающий новости, а предоставляющий видеоматериалы с тренировками, в которых ведущий делает на камеру различные фитнес-упражнения и дает рекомендации по их выполнению, а также встречающиеся только на этом канале передачи о питании и красоте. На «Бокс ТВ» больше всего передач на тему личной истории и познавательного/просвещающего направления, а также это единственный телеканал, освещающий социальные сети спортсменов. Тема судейства поднимается только на «КХЛ» и на «Матч! Премьер». На телеканале «Танцуй!» представлено максимальное количество развлекательных передач, в разы превышающее количество развлекательных передач других каналов. Три ТВ-канала «Матч! Футбол» вещают в одинаковой тематической направленности, предоставляя информацию о соревнованиях, новостях из мира футбола, а также рассказывая о личных историях представителей спортивной сферы и конкретных футболистах. Одинаковая тематическая палитра и у каналов «Футбольный» и «Хоккейный», собственных спортивных каналов Триколора, которые освещают соревнования и новости, а также транслируют познавательные передачи.

 

Таблица 3

Жанры ТВ-передач

Канал

Трансляция

Прямая трансляция

Информационное сообщение

Беседа

Дискуссия

Обозрение

Интервью

Документальный фильм

Репортаж

Фильм

Очерк

Сериал

Викторина

Реалити-шоу

Шоу

Сборник упражнений

Зарисовка

Другое

M-1 GLOBAL

2295

 

49

 

 

68

1

24

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

UFC ТВ + УДАР

1320

4

 

 

 

55

 

23

 

 

 

 

 

53

29

 

 

 

БОКС ТВ

958

 

48

75

 

121

153

34

38

 

 

 

62

25

21

 

 

13

ЖИВИ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

125

1942

 

 

КОННЫЙ МИР

333

9

57

58

 

43

 

14

19

 

128

 

 

 

 

 

 

 

КХЛ

301

154

37

200

 

61

16

45

26

 

 

 

 

 

9

 

29

 

МАТЧ! ПРЕМЬЕР

316

41

425

78

9

156

101

4

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЧ! БОЕЦ

483

46

60

 

 

58

11

36

20

6

 

7

 

 

8

 

 

 

МАТЧ! ФУТБОЛ 1

379

71

373

20

 

144

10

 

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

МАТЧ! ФУТБОЛ 2

394

62

113

6

 

96

6

 

6

 

3

 

 

 

 

 

 

 

МАТЧ! ФУТБОЛ 3

375

164

354

17

 

118

9

 

1

 

9

 

 

 

 

 

 

 

МИР БАСКЕТБОЛА

466

52

 

 

 

21

 

24

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

ТАНЦУЙ!

624

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

388

 

 

9

 

 

 

ФУТБОЛ ТВ

443

24

62

 

 

122

22

30

 

 

 

 

 

 

 

 

46

 

ФУТБОЛЬНЫЙ

513

5

83

 

 

 

 

47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОККЕЙНЫЙ

469

5

93

 

 

 

 

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО

9669

637

1754

454

9

1063

329

320

126

6

143

395

62

98

204

1942

75

13

 

  Наибольшее количество передач относится к жанру трансляции. Все ТВ-каналы, кроме «Живи!», показывают трансляции соревнований – футбольных, баскетбольных и хоккейных матчей, бойцовских схваток, конных заездов и танцевальных турниров. В то же время прямых трансляций в 15 раз меньше, чем просто трансляций, на некоторых каналах их единичное количество. Телеканалам гораздо дешевле и легче представлять матчи в записи, чем устраивать прямые трансляции. Далее по количеству передач следует жанр «сборник упражнений», характерный только для канала о фитнесе «Живи!» и не являющийся показательным для общих жанровых закономерностей. «Сборник упражнений» отображает практически все содержание данного канала, представляя многообразие тренировок, специальных комплексов упражнений для физической формы, поддержания здоровья и красоты. Следующий жанр по распространенности – информационное сообщение, охватывающий всю новостную информацию специализированных спортивных ТВ-каналов. Еще один жанр, сумевший переступить тысячный порог, – обозрение, присутствующий на 12 каналах из 16. На половине и более проанализированных каналов есть передачи в жанрах документального фильма, интервью и репортажа. Наименьшее количество передач представлено в жанре дискуссии и фильма.

Из частных особенностей можно выделить телеканал «Танцуй!», показывающий сериалы, которые составляют третью часть всей программной сетки; телеканал «Конный мир», предлагающий зрителю передачи в жанре очерка, занимающие по количеству вторую позицию после трансляций; телеканал «Бокс ТВ» с наибольшим количеством интервью среди всех каналов; телеканал «КХЛ», имеющий в своем расписании 25% передач в жанре беседы; телеканал «Матч! Премьер» – единственный ТВ-канал, на котором передачи в жанре информационного сообщения занимают лидерскую позицию по сравнению с трансляцией. Также заметно однотипное жанровое наполнение, как и тематическое, на трех каналах «Матч! Футбол» – трансляция, прямая трансляция, информационное сообщение, беседа, обозрение, интервью, репортаж и очерк, и на каналах Триколора «Хоккейный», «Футбольный» – трансляция, прямая трансляция, информационное сообщение и документальный фильм.

Так, на специализированном спортивном ТВ представлены информационные (трансляция, прямая трансляция, информационное сообщение, интервью, репортаж, реалити-шоу, сборник упражнений), аналитические (беседа, дискуссия, обозрение, документальный фильм, викторина, ТВ-шоу) и художественные (фильм, очерк, сериал, зарисовка) жанры журналистики. Подавляющее большинство телепередач – 84% – информационные, значительно меньше – 12% – аналитические и совсем единичны случаи художественных программ – 4%. Преобладание информационного вещания над остальными видами характерно для всего отечественного телевидения (Долгова, Перипечина, Тихонова, 2019).

 

Выводы

За последние восемь лет прослеживается тенденция появления одного или нескольких специализированных спортивных каналов ежегодно. С 2014 года вещание начали 12 телеканалов, нарушив предшествующие пять лет «застоя» (таблица 1). Исследование показало, что наиболее распространенные виды спорта на специализированных спортивных телеканалах, такие же, как и в других специализированных спортивных медиа, – футбол и единоборства, что подтверждает высокий уровень медийности этих видов и повышенный интерес к ним со стороны аудитории. Выдвинутая гипотеза не подтвердилась – все телеканалы, за исключением одного «Живи!», являются транслирующими, показывающими абсолютное большинство трансляций. ТВ-канал «Живи», скорее, исключение из данного тренда, а не показатель наличия другого вида специализированных спортивных телеканалов – содержательных. Между тем, контент-анализ выявил общие и частные жанрово-тематические закономерности:

– Темы, представленные на специализированных спортивных ТВ-каналах, можно классифицировать по количеству телепередач, освещающих ту или иную тему (многочисленные, среднечисленные и малочисленные темы), и по количеству каналов, на которых присутствуют те или иные темы (основные, умеренной востребованности и частные темы). Самая многочисленная освещаемая тема в целом и для каждого канала в отдельности – тема соревнований (69%). Эта же тема – основная, она присутствует на 15 из 16 каналов и составляет 94%. Данные показатели подтверждают, что соревновательная деятельность, лежащая в основе спорта и являющаяся главной для этого вида деятельности, также вызывает максимальные интерес и повышенное внимание у зрителей.

– Всю зрелищность и эмоциональность соревнований лучше всего передают трансляции. Этот жанр – наиболее подходящий для освещения различных турниров. Трансляции в сумме составляют 60% всех жанров. Актуальными также являются информационные сообщения (10%) и обозрения (6%), которые более детально отражают внутренние проблемы спортивной сферы и раскрывают особенности ее функционирования. Подавляющее большинство программ созданы в информационных жанрах (84%), в семь раз меньше в аналитических (12%) и в двадцать один раз – в художественных (4%). Это также связано с важнейшей характеристикой спорта – состязательностью, неизбежно носящей информационный характер, и важнейшей функцией спортивной журналистики – информационной (Алексеев, Ильченко, 2016).

– Для телеканалов, принадлежащих одной организации, распространенной практикой является переход программ с одного канала на другой или одинаковое программное наполнение. Предполагается, что это связано с особенностями программирования специализированных телеканалов – сбором максимальной аудитории, увеличением совокупного рейтинга телевизионной передачи и сокращением издержек производства (Долгова, 2017). Так, на телеканалах «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3» с нового года были запущены передачи, ранее транслируемые на «Матч! Премьер» («Все о главном», «Человек из футбола», «Голевая неделя», «Третий тайм»). На телеканалах «Хоккейный» и «Футбольный», несмотря на освещение разных видов спорта, идет однотипная программа с одинаковым названием «Точная передача». В целом же спортивным специализированным телеканалам характерна достаточно статичная сетка передач. За полгода контент ТВ-каналов не претерпел значительных изменений – случаи введения новых передач единичны.

Таким образом, проведенный анализ формирует представление о жанрово-тематических особенностях специализированных спортивных телеканалов, а полученные результаты могут лечь в основу дальнейших исследований спортивного ТВ.

 



Примечания

  1. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии, тенденциях и перспективах развития телевидения в России в 2019 году.
  2. Режим доступа: https://www.jv.ru/about

 

Библиография

Алексеев Е.Г., Анашкина И.А. Жанровая стилистика звучащего дискурса спортивного репортажа // Вестник Пермского национального исследовательского полит. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 2. С. 41–56.

Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016.

Бабюк М.И. Спортивный контент в российских СМИ в контексте медиатизации спорта: результаты исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 2.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.

Гасанов Э.С. Особенности контентного наполнения спортивного телеканала «Матч ТВ» // МедиаАльманах. 2020. № 4 (99). С. 1225–131.

Гутцайт Р.Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-Плюс Футбол // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatrendy-sportivnoy-zhurnalistiki-opyt-sputnikovogo-telekanala-ntv-plyus-futbol

Данилова М.Н. Влияние технологий на развитие отечественных спортивных медиакоммуникаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2018. № 2. С. 92–111.

Десюк Д.В. Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении (телеканал «Спорт» 2003–2009 гг.): специальность 10.01.10 «Журналистика»: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. фил. наук. Москва, 2010.

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов "большой тройки": тематика, жанры, форматы // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2019. № 61.

Долгова Ю.И. Принципы программирования тематического телевидения: «Москва 24» – «канал к завтраку» // МедиаАльманах. 2017. № 5 (82). С. 87–95.

Ильиных М.Д. Методы маркетингового исследования спортивного телеканала. Аллея науки. 2017. № 5. С. 134–148.

Кихтан В.В. Особенности спортивных телевизионных каналов на примере «Матч ТВ» // Вестник ВУиТ. 2022. №1 (37). С. 54–60.

Косякин И.В. Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 1. С. 192–196.

Куранова Т.П. Источники прецедентности в жанре спортивного комментария // Ярославский текст в пространстве диалога культур: материалы Третьей Всероссийской научной конференции. / Составители и ответственные редакторы: О.Н. Скибинская, Т.К. Ховрина. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2018. С. 325–331.

Макарова П.В. Актуальные проблемы новостного спортивного телевещания // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 292–303.

Назаренко А.А., Максименко Д.Д. Топ-15 технологий в спортивной индустрии // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2021. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/484743102.html

Павлов А.С. Телеканал "Матч ТВ" в системе российского спортивного телевидения: своеобразие контента // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сборник науч. статей III Международной научно-практической конференции / Под редакцией Т. В. Стрыгиной. Пенза: Пензенский государственный ун-т, 2016. С. 138–140.

Парсаданова Т.Н. Телевидение и спорт // МНКО. 2018. № 6 (73).

Филимонов А.В. Специфика работы спортивного журналиста телеканала «Матч ТВ» в прямом эфире во время футбольной трансляции // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология: сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования», 2019. С. 97–103.

Муртазина Г.Х., Бердышева Н.Ю., Бойкова Н.Г., Каражаева М.Б. Форматы спортивной тележурналистики в цифровую эпоху // Спорт, человек, здоровье: Материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2021. 

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: уч. пос. для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2012.

Эшкинина У.Ю. Жанрово-тематические особенности российских спортивных блогов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2022. № 1. С. 96–119.

Эшкинина У.Ю. Трансформация современных специализированных спортивных журналов // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 2. С. 133–140.

 

Boyle R. (2010). Sport and the media in the UK: The long revolution? Sport in Society 13: 1300–1313.

Burroughs B., Rama P. (2015). The eSports Trojan horse: Twitch and streaming futures. Journal of Virtual Worlds Research 8: 1–5.

Hutchins B. (2019) Mobile Media Sport: The Case for Building a Mobile Media and Communications Research Agenda. Communication & Sport 7(4): 466–487. DOI: 10.1177/2167479518788833

Hutchins B., Boyle R. (2017). A community of practice: Sport journalism, mobile media and institutional change. Digital Journalism 5: 496–512.

Hutchins B., Rowe D. (2012). Sport beyond television: The internet, digital media and the rise of networked media sport. New York: Routledge.

Lambert C. (2012). Why the press pack must raise its game. British Journalism Review 23: 32–37.

Lotz A.D. (2014). The television will be revolutionized. New York: New York University Press.

McGuire J., Murray R., Ketterer S. (2015). Sports department vs. news department: Editorial control in television newsrooms. The Sport Journal 19 (1).

Mirabito T, Collett J, Pluchinsky D. (2020) News Routines in the TV Sports Department: Shifting Expectations and Technology in an Increasingly Digital Landscape. Communication & Sport. DOI: 10.1177/2167479520928000

Turner JS. A. (2014) Longitudinal Content Analysis of Gender and Ethnicity Portrayals on ESPN’s SportsCenter From 1999 to 2009. Communication & Sport 2 (4): 303–327. DOI: 10.1177/2167479513496222