Languages

You are here

Жанровая структура и принципы программирования религиозного телевидения США и России (на примере телеканалов TBN и «Спас»)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Цезарев А.И. Жанровая структура и принципы программирования религиозного телевидения США и России (на примере телеканалов TBN и «Спас») // Медиаскоп. 2022. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2766

 

© Цезарев Антон Игоревич

аспирант кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), aqwert007@mail.ru

 

Аннотация

В статье впервые проводится сравнительный анализ крупных христианских телеканалов TBN (США) и «Спас» (Россия). В результате определены их жанровые приоритеты и принципы программирования. Полученные данные позволили выявить недочеты в эфирной верстке и особенности в программном наполнении, такие как дисбаланс между тематическими направлениями вещания, значительная доля разговорного контента, с наличием которых может быть связан невысокий зрительский интерес к религиозному телевидению.

 

Ключевые слова: христианское телевидение, православное телевидение, жанры религиозного телевидения, телевизионное программирование

 

Введение

Религиозное телевидение – тематический сегмент телевещания, нацеленный на формирование и поддержание связи зрителей с духовной жизнью. Значительный вклад в его развитие внесли США. В середине XX века здесь осуществлялись первые попытки трансляции телевизионных религиозных программ, которые довольно быстро получили широкое распространение. Яркие проповедники, такие как Билли Грэм, Джерри Фолуэлл, Рекс Хамбард, Орал Робертс, в процессе конкурентной борьбы за многомиллионную аудиторию использовали в своих передачах разнообразные приемы и формы воздействия на зрителей. В 1960–80 гг. на их основе стали функционировать первые религиозные телесети: CBN («Christian Broadcasting Network»), TBN («Trinity Broadcasting Network»), PTL («PTL Television Network»), EWTN («Eternal World Television Network») и др. С течением времени США превратились в один из наиболее масштабных рынков религиозных вещателей. Американские каналы, отражающие взгляды сторонников крупнейших христианских конфессий – протестантизма и католицизма, благодаря новейшим технологиям доставки сигнала увеличили свое присутствие не только внутри страны, но и за ее пределами.

В конце XX – начале XXI века телевидение в разных точках мира стало активно включаться в процесс распространения ценностей тех или иных религий. Так, в странах Ближнего Востока формировался центр исламского телевещания. Согласно исследованию Северо-Западного университета в Катаре, к 2014 г. число бесплатных суннитских и шиитских телеканалов в регионе достигло 66, при этом наблюдалась тенденция к их росту (Schoenbach, Wood and Saeed, 2016). В Индии среди 35 религиозных телеканалов основное место заняли вещатели индуистской направленности (Cohen, 2021). В России наибольшее влияние возымело православное телевидение. В 2005 г. с разницей в полгода были запущены каналы «Союз» Екатеринбургской епархии РПЦ и «Спас» – в то время частный проект, независимый от Церкви. Последующее десятилетие отмечено появлением информационно-аналитического вещателя «Царьград», детского – «Радость моя», музыкального – «Музсоюз», для которых православный фокус явился основополагающим.

На современном этапе религиозным телеканалам разных стран мира, отстаивающим духовные ценности и традиции отечественной истории и культуры, не удается быть столь же востребованными, как развлекательным вещателям, нередко предлагающим иные ориентиры из-за влияния на них логики «коммерческого императива» (Назаров, 2019). Говоря о конфессиональных каналах на Ближнем Востоке, исследователь Х. Хруб выражает уверенность в том, что «аудитория 10 лучших по рейтингу религиозных программ этих вещателей в совокупности не сможет быть выше, чем у весьма популярного проекта “Arab Idol” на MBC – одном из ведущих развлекательных каналов региона» (Schoenbach, Wood and Saeed, 2016). Скромные показатели телесмотрения демонстрирует и российское религиозное телевидение. Согласно данным за 2020 и 2021 гг., главный православный канал страны «Спас» по рейтингу и доле существенно уступает большинству федеральных вещателей не только развлекательного, но и других направлений (РБК: 23.12.2021)1. Сложившаяся ситуация требует от медиаменеджеров тщательного поиска путей повышения зрительского интереса к религиозному телевидению. Свой вклад в решение проблемы могут внести и исследователи, изучая опыт конфессиональных телеканалов разных стран.

В настоящей статье рассматривается телевизионный эфир двух крупных христианских вещателей – TBN (США) и «Спаса» (Россия). Цель работы заключается в выявлении жанровых приоритетов и принципов программирования обоих каналов. Решению этой цели служат следующие задачи:

  • определить жанры программ указанных телеканалов и подсчитать их количественное соотношение в выборке;
  • исследовать верстку сеток вещания каналов;
  • проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.

Характеристика жанровой структуры телеэфира невозможна без обращения к типологии телевизионных жанров. Исследователями, работающими в рамках разных парадигм, предлагаются отличные друг от друга классификации. Так, П. Холланд (Holland, 2017) наряду с основными группами жанров (драматическими, новостными, развлекательными, фактуальными) выделяет и прочие, такие как спортивные, детские, религиозные, молодежные, образовательные, дневные программы, «обыкновенное телевидение» («ordinary television»). Другие авторы (Creeber (ed.), 2008)строят классификацию на основе следующих жанровых групп: драма, «мыльная опера», комедия, новости, документалистика, реалити-ТВ, детское телевидение, анимация, популярные развлечения. Дж. Танстелл (Tunstall, 2015) делит жанры на те, которые находятся в упадническом состоянии (например, образовательные, научные, детские, религиозные передачи), в «лучшем здравии» (например, «мыльные оперы», разговорные программы, игры, реалити) и в «наилучшем здравии» (драма, новости, документалистика и др.). В целом, несмотря на стремление к всеохватности, зарубежные исследователи уделяют мало внимания публицистике. Кроме того, нередки случаи, когда в рамках одной типологии существуют жанровые группы, выделенные по разным принципам (например, драма и детское телевидение), что свидетельствует о нечеткости критериев дифференциации.

В отечественной науке Р.А. Борецкий и А.Я. Юровский (1966) предлагают отделить жанры неигрового телевидения (информационно-публицистические) от игрового (художественные), а промежуточное положение между ними отвести документально-художественным жанрам. В начале XXI в. В.Л. Цвик (2004) подтверждает трехчастную типологию, включая в нее лишь жанры информационной, аналитической и художественной публицистики. Современные исследователи возвращают в классификации жанры игрового телевидения в связи с ростом нежурналистского контента на телеэкране. Так, Г.В. Перипечина (Долгова, Перипечина (ред.), 2019), подобно Р.А. Борецкому и А.Я. Юровскому, делит телевизионное вещание на художественное, документально-художественное, информационно-публицистическое, дополняя типологию предшественников с учетом нынешнего развития жанров. Данный подход в силу своей системности и актуальности был выбран нами для категоризации контента религиозного телевидения. При этом, чтобы четче описать программное наполнение анализируемых каналов, мы посчитали правильным разделить показанные передачи и по тематико-функциональному принципу. Отметим, что работы, касающиеся жанровой структуры национального конфессионального телевидения, есть как в американском (Neuendorf, Abelman, Kalis, 1987), так и в российском (Аглей, 2018; Романовская, 2012) научном поле. Тем не менее сравнительных исследований между религиозными каналами обеих стран не проводилось.

Второй аспект настоящей статьи – телевизионное программирование – не оставлен без внимания в научной литературе. Зарубежный опыт в данной области описывают С.Т. Истмен, Д.А. Фергюсон (Eastman, Ferguson, 2009). Принципы и приемы расстановки программ в сетке вещания разбираются ими на примере американского коммерческого и общественного телевидения. Вопросы телевизионного программирования за рубежом затрагиваются и российскими авторами (Вартанова, 2003; Дегтерева, 2007; Зубок, 2015 и др.). Особенности программной верстки на советском телевидении изучались Р.А. Борецким (1967). Анализируя современный российский опыт программирования телеканалов, исследователи сосредотачивают внимание на федеральных универсальных (Долгова, Зыкова, 2017; Долгова, Федорова, 2019; Толоконникова, 2008) и региональных (Вырковский, Макеенко, 2014) вещателях, аудиторных предпочтениях, влияющих на расстановку передач в эфирной сетке (Полуэхтова (ред.), 2012). Существует также ряд работ, посвященных программированию специализированного телевидения: информационного (Долгова, 2017), детского (Мыгаль, 2014). Однако программирование российских религиозных телеканалов, как отдельно, так и в сравнении с зарубежными аналогами, не рассматривалось.

Таким образом, в предложенной статье религиозные вещатели России и США впервые сопоставляются с точки зрения жанровых приоритетов, а также используемых способов расстановки программ для максимизации аудитории. Несмотря на невысокий исследовательский интерес к данным аспектам, их изучение, на наш взгляд, во многом помогает понять, насколько каналы привлекательны для зрителей и, следовательно, способны реализовать свои функции по приобщению к духовной жизни и развитию знаний о ней.

 

Методология

В рамках нашего исследования мы проанализировали эфир христианских телеканалов TBN и «Спас». Обращаясь к опыту указанных вещателей, мы руководствовались их влиятельностью на внутренних рынках религиозных медиа. Так, согласно данным официального сайта2, TBN является самой просматриваемой американской религиозной телесетью. Она доступна 98% домохозяйств США благодаря тому, что распространяет сигнал посредством эфирных телевизионных станций, расположенных, в частности, вблизи мегаполисов, а также всевозможных неэфирных технологий доставки. За счет последних телесеть охватывает 2 миллиарда потенциальных зрителей в разных точках планеты, что делает ее крупнейшим христианским вещателем в мире. TBN, существующая с 1973 г., функционирует в составе религиозной организации Trinity Broadcasting of Texas, Inc. и представляет преимущественно взгляды протестантов – самой многочисленной группы верующих в США (42% взрослого населения3).

«Спас» – православный телеканал, основанный в 2005 г. В настоящий момент находится в собственности самой крупной религиозной организации России – Русской Православной Церкви (РПЦ). В 2013 г. «Спас» включен во второй мультиплекс цифрового телевидения страны, в связи с чем единственным из конфессиональных телеканалов стал общероссийским обязательным и общедоступным. За счет спутникового вещания охватывает страны СНГ, Балтии, Восточной Европы, ряд западноевропейских стран, а также страны Центральной и Юго-Восточной Азии.

Эмпирическую базу исследования составили сетки вещания TBN и «Спаса» в период с 26 октября по 01 ноября 2020 г. Данная неделя выбрана случайным образом и нейтральна с точки зрения знаковых событий, которые могли бы внести погрешности при выявлении преобладающих тенденций.

Жанровые приоритеты телеканалов были определены в ходе анализа эфира: путем подсчета хронометража передач, отнесенных к той или иной жанровой группе. Программы, в которых было невозможно выделить один ведущий жанр (например, информационные), мы причислили к полижанровым (Долгова, Перипечина, Тихонова, 2019: 241). Всего в центре нашего внимания оказалось 495 передач: 290 – на TBN и 205 – на «Спасе». Реклама как самостоятельная единица эфирной сетки не учитывалась.

Приступая к изучению программирования TBN и «Спаса», мы приняли во внимание факт существования «темпоральных» закономерностей телесмотрения (Шариков, 1997), согласно которым обращение аудитории к телеэкрану происходит по-разному как в течение суток, так и в течение недели: в будни и выходные. В связи с этим для анализа расстановки программ в сетках вещания каналов мы разделили эфирные дни на временные промежутки (тайм-слоты). Для будних дней использовалась периодизация: раннее утро (07:00–09:00), позднее утро (09:00–13:00), день (13:00–16:00), предпрайм (16:00–19:00), прайм-тайм (19:00–23:00), постпрайм (23:00–01:00) и поздняя ночь (после 01:00) (Толоконникова, 2008), а для выходных – утро (08:00–13:00), дневное время (13:00–19:00), прайм-тайм (19:00–23:30), постпрайм (23:30–01:00) и ночь (оставшееся время после 01:00) (Вартанова, 2003: 205). В каждом из тайм-слотов были выявлены принципы и приемы программирования.

Гипотеза исследования была основана на предположении о том, что на канале TBN, обладающем почти полувековым опытом вещания и функционирующем в условиях конкуренции на рынке религиозного телевидения США, более разнообразна жанровая структура и система приемов программирования, чем на «Спасе» – канале с меньшей историей и невыраженным соперничеством с аналогичными по тематике российскими телевизионными медиа. Рассматривая программную политику религиозных вещателей, мы рассчитывали обнаружить особенности, характеризующие их специфику и отличие от других телеканалов.

 

Результаты исследования

 

Жанровая структура TBN и «Спаса»

Проанализировав сетки вещания TBN и «Спаса», мы разбили программы каналов на следующие группы:

  • религиозные (трансляции богослужений, проповеди, беседы со священнослужителями и пр.);
  • информационные (новостные, информационно-аналитические, утренние информационно-развлекательные программы);
  • публицистические (передачи, формирующие отношение к религии, политическим и социально-экономическим проблемам);
  • культурно-просветительские (программы о святых и священных местах, истории страны, вопросах науки и образования);
  • развлекательные («легкие» разговорные проекты, шоу и т.п., цель которых – доставить зрителю удовольствие);
  • музыкальные (программы, схожие по цели с развлекательными, но реализующие ее за счет музыкального компонента);
  • детские (программы для детей);
  • художественные кинофильмы.

Определив жанровую принадлежность передач, мы выделили следующие виды контента:

  • нежурналистский – программы художественного вещания: игровое кино, анимация;
  • журналистский – программы информационно-публицистического (выступление, репортаж, интервью, пресс-конференция, беседа, дискуссия, очерк) и документально-художественного (игра, шоу, документальный телефильм) вещания.

Анализ сеток вещания TBN и «Спаса» демонстрирует разницу между приоритетными тематическими направлениями каналов (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Тематические направления вещания на TBN и «Спасе» (26.10.2020–01.11.2020), %

 

На «Спасе» первые две позиции занимают художественные фильмы (20,2%) и культурно-просветительские программы (20%). Они нацелены на то, чтобы познакомить зрителя с историей политической и духовной жизни России, воспитать в нем чувства патриотизма, долга и ответственности через показ примеров нравственного поведения. На третьем и четвертом местах стоят информационные (18,7%) и публицистические (17,6%) передачи, сообщающие о жизни храмов и монастырей, отражающие точку зрения Церкви и представителей интеллигенции на актуальные социальные и политические события. Вместе с лидерами они захватывают 76,5% недельного эфира, что говорит о том, что «Спас» позиционирует себя как канал, задающий прежде всего общественно-политические и культурные ориентиры. Чисто религиозное вещание в виде богослужений, проповедей, бесед со священниками составляет малую часть программной политики (9,8%). При таком подходе к просмотру канала легче приобщается массовая аудитория, но количество воцерковленных зрителей может уменьшиться.

Противоположная ситуация на TBN. Здесь мы видим абсолютное превосходство собственно религиозного контента – проповедей (56,8%), в то время как фильмы и культурно-просветительские проекты имеют незначительные доли (1% и 3%), а публицистические (14,9%) и информационные (5,1%) программы с большим отрывом от лидера занимают второе и пятое места соответственно. Сильный уклон в сторону передач, разъясняющих христианское учение, очевидно, связан со стремлением TBN помочь как можно большему числу людей обратиться в веру. Однако проблема в том, что за счет столь высокого давления программ проповедников у зрителей, в особенности только начинающих усваивать религиозные идеи, может возникнуть отторжение к каналу.

Развлекательные (7,1%) и музыкальные (9,5%) проекты на TBN характеризуются тем, что либо вовсе не касаются вопросов религии, либо стремятся к максимальному сближению религии и развлечения. По своему динамизму они мало отличаются от программ светского телевидения. Музыкальные (1,2%) и развлекательные (7,7%) передачи «Спаса», напротив, обладают сдержанной стилистикой, что, по всей видимости, подчинено задаче сохранения их воспитательного потенциала.

Детское направление вещания на TBN (2,7%) и «Спасе» (5%) представлено журналистскими проектами и мультфильмами. При этом на американском канале существует деление передач по ориентированности на разные возрастные группы детей, а анимация – современная. На «Спасе» разбивка детских программ по возрастной направленности менее очевидна, а мультфильмы советские, что способно затруднить восприятие контента младшей аудиторией, развивающейся в нынешней социокультурной среде.

Данные, касающиеся жанровой принадлежности передач TBN и «Спаса», свидетельствуют о стремлении российского канала сделать эфир более разнообразным (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2. Жанровые приоритеты TBN и «Спаса» (26.10.2020–01.11.2020), %

 

При этом как на TBN, так и на «Спасе» наблюдается высокое количество программ разговорных жанров: выступлений, интервью, пресс-конференций, бесед, дискуссий. На американском канале они занимают 73% недельного эфира, тогда как на российском – 38,4%.

Для повышения зрительского интереса вещатели прибегают к:

  • максимизации разнообразия в рамках передач одного жанра. Реализацию данного приема мы видим на TBN. Однотипность программ-проповедей в жанре «выступление» компенсируется тем, что их ведут священнослужители, отличающиеся друг от друга по конфессиональной принадлежности, возрасту, полу, цвету кожи (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Разнообразие проповедников на TBN, %

 

По конфессиональной принадлежности

Неденоминационные евангелисты

71

Баптисты

21

Адвентисты седьмого дня

2

Католики

2

Иудеи

2

По возрасту

30-39 лет

5

40-49 лет

10

50-59 лет

33

60-69 лет

29

70-79 лет

12

80-89 лет

12

По полу

Мужчины

93

Женщины

7

По цвету кожи

Белокожие

88

Чернокожие

12

 

  • использованию технологических средств. Формы взаимодействия с аудиторией, включенные в разговорные программы, превращают зрителей из пассивных слушателей телеобсуждений в активных участников. Таким образом, им становится более интересно находиться у телеэкранов. Примеры «живого» общения с аудиторией с помощью звонков в студию есть на канале «Спас» в программах «Прямая линия. Ответ священника», «Прямая линия жизни».

    Еще одно технологическое средство, на которое следует обратить внимание, – разделенный экран (полиэкран). В отличие от TBN, где данный прием применяется, как правило, для показа лиц общающихся друг с другом людей, на «Спасе» с его помощью вводятся и дополнительные материалы. Например, в программе «RE:акция» слова монахини Елизаветы (Крючковой), затронувшей тему одежды сестер милосердия Марфо-Мариинской обители, сопровождаются синхронным изображением выступающей, ведущей и основательницы заведения, княгини Елизаветы Федоровны, в соответствующем одеянии. Полиэкран помогает зрителю оставаться в атмосфере разговора в студии и в то же время визуализировать его предмет. Вместе это приводит к грамотной реализации аудиовизуальных возможностей, которыми и должно оперировать телевидение.

  • обращению к разным жанрам внутри программы. В качестве примера здесь можно привести выпуск проекта TBN «Creation in the 21st Century», где наряду с центральным жанром интервью содержится репортаж из римских терм в Бате. На российском канале в ряде эпизодов программы «Завет» встречаются репортажи, сюжеты об иконах, которыми дополняется обсуждение текстов Священного Писания в студии, а в выпуск дискуссионной передачи «Следы империи» о провокациях, приведших к революции 1917 г., включается хроника, чтобы посвятить зрителя в историю вопроса.

    В максимальной степени принцип совмещения разных жанров внутри программы реализуется в полижанровых проектах каналов (TBN – 5,7%, «Спас» – 18,7%), относящихся главным образом к информационному направлению вещания.

  • обращению к визуально насыщенному контенту. К нему принадлежат киноленты и мультфильмы (TBN – 3%, «Спас» – 23,9%), шоу (TBN – 11,5%, «Спас» – 1,2%), репортажи (TBN – 5,1%, «Спас» – 3,8%), документальные фильмы (TBN – 1,7%, «Спас» – 13,1%). На российском канале есть примеры программ в жанрах «игра» (0,3%) и «очерк» (0,9%).

Представленный перечень приемов, давно и активно используемых в телевизионной сфере, по всей видимости, будет развиваться и дополняться религиозными вещателями для улучшения эфира.

 

Принципы программирования TBN и «Спаса»

Анализ программирования эфирных сеток TBN и «Спаса» позволяет сделать вывод, что в течение недели каналы прибегают к близким принципам расстановки передач. Они сведены нами в таблицу 2.

 

Таблица 2

Принципы программирования TBN и «Спаса»

 

Принципы

Приемы

TBN

«Спас»

Учет ритма жизни людей

Утром и вечером – программы для более широкой аудитории, днем – передачи для более узкой аудитории: пенсионеров, домохозяек и др.

Учет церковного расписания и календаря

Проповеди по воскресеньям

Трансляция воскресного утреннего богослужения.

Программирование с учетом праздников.

Учет опыта универсальных каналов

Детские программы в субботу утром

Программа «Утро на Спасе» по будням

Формирование привычки к телепросмотру

Горизонтальное программирование

Естественное течение аудитории

Группировка, «вводная» программа

Группировка, «удвоение эпизодов», «вводная» программа, «бесшовный переход», «горячее переключение»

Сохранение программных ресурсов

Повторы

Замены и перестановки в программе передач

3 раза

4 раза

 

Рассмотрим, как строится трансляция TBN и «Спаса» в будние дни. Ориентация на ритм жизни людей проявляется в том, что вещатели программируют эфир с учетом различий в составе и потребностях аудитории в разное время суток. Так, в период «раннее утро», когда число зрителей велико, а одним из главных запросов является получение вдохновляющей и полезной информации, на российском канале транслируется «Утро на Спасе» – проект, рассказывающий о текущих событиях, интересных фактах из мира культуры и религии, преимуществах православного образа жизни. Созданная по формату «утреннего шоу», программа стоит в одном тайм-слоте с аналогичными передачами на более рейтинговых универсальных каналах. Тем не менее она вполне способна конкурировать за зрителя, благодаря альтернативному наполнению. В отличие от «Спаса», TBN не следует опыту универсальных вещателей: «раннее утро» здесь отводится под проповеди пасторов, цель которых – вселить уверенность в то, что различные жизненные трудности преодолимы, если есть вера в Бога. Ярким примером подобных выступлений являются монологи Джоэла Остина, получившего прозвище «улыбающийся проповедник» (Sødal, 2010) за непоколебимый оптимистический настрой.

В программировании временных промежутков «позднее утро» и «день» на TBN и «Спасе» заметна ориентация на интересы узких групп аудитории. В их числе женщины, ведущие домашнее хозяйство, пожилые люди. Как следствие, на TBN в указанное время мы видим женские ток-шоу и выступление проповедницы Джойс Майер, следом – проекты авторитетных и возрастных пасторов Пэта Робертсона и Джона Хэги, чье мнение может быть особенно интересно зрителям преклонных лет. На «Спасе» в дневные часы транслируется передача «Монастырская кухня», служащая подспорьем для домохозяек, которые в этот период готовят еду. За ней располагается дискуссионная программа Елены Жосул «RE:акция». Выбор женщины в качестве ведущей неслучаен: тем самым, на наш взгляд, смягчается переход от кулинарного к публицистическому проекту, и зрительницы не переключаются, а плавно перестраиваются на размышления о религиозных и социально-политических проблемах.

В предпрайм-тайме TBN и «Спас» продолжают программировать эфир с использованием контента по интересам. При этом на американском канале наблюдается стремление охватить множество тематических направлений (каждый будний день транслируются группы разнофункциональных передач), а на российском – с понедельника по пятницу предпочтение отдается культурно-просветительскому вещанию. Впрочем, в прайм-тайме и постпрайм-тайме, когда величина аудитории достигает пиковых значений, эфирная сетка TBN и «Спаса» отвечает более широким интересам зрителей: здесь можно встретить информационный, публицистический, религиозный, культурно-просветительский контент. Отметим также присутствие на американском канале значительной доли программ с развлекательной составляющей: вдохновляющих проповедей, схожих с утренними, интервью с конкурсами, музыкальных концертов. Введение передач подобного рода в вечерний эфир представляется логичным в связи с тем, что они помогают зрителям избавиться от стресса после трудового дня.

Программирование тайм-слота «ночь» на TBN и «Спасе» основывается преимущественно на повторах ранее показанных передач. На «Спасе» в указанный период транслируется, в частности, детский контент (проект «Тайны сказок», мультфильмы). Можно предположить, что с его помощью реализуется попытка приобщить младшее поколение к духовно-нравственным ценностям, но она рискует оказаться безуспешной, так как в силу слишком раннего показа программ целевая аудитория находится вне доступа к телесмотрению.

Повторы, помимо ночного эфира, встречаются на каналах и в других тайм-слотах. Благодаря им TBN и «Спас» компенсируют недостаточное количество собственного контента, а также повышают число контактов аудитории с передачами, что влияет на увеличение их совокупного рейтинга. Можно выделить случаи, когда повторяемые программы и премьерные выпуски иных проектов образуют группу близких по тематике или аудиторной направленности передач. На TBN в этом смысле показателен вечер вторника, когда проповедь Бет Мур в эфирной сетке стоит рядом с ранее показанными выступлениями Джойс Майер, Кристин Кейн и ток-шоу «Best of Better Together», что в совокупности составляет блок передач для женщин. На «Спасе» подобным образом программируется «позднее утро», объединяющее проекты, которые с разных сторон рассматривают проблему взаимоотношений человека и Бога. Указанное выше свидетельствует об использовании «группировки» –  приема, препятствующего уходу аудитории за счет создания условий для ее плавного перетекания от одной программы к другой.

Принцип естественного течения аудитории реализуется в том числе и с помощью «удвоения эпизодов» – разновидности «группировки», когда подряд ставятся два эпизода одной программы. Примеры использования данного способа мы видим на «Спасе»: периоды «ранее утро» и «позднее утро» соединяются двойным показом проекта «Утро на Спасе», в дневном тайм-слоте друг за другом транслируются выпуски кулинарной передачи «Монастырская кухня». Кроме того, на российском канале также отметим применение приемов «бесшовный переход» (переход от одной программы к другой осуществляется без прерывания на рекламу и заставки), «горячее переключение» (анонсирование следующей передачи за несколько минут до конца предыдущей). Наконец, естественное течение аудитории создается и за счет «вводных программ» – «сильных» проектов, сознательно используемых для укрепления позиций последующих передач в эфирной сетке. На TBN к таковым можно отнести программу «Praise», которая транслируется через каждые три часа, начиная с дневного тайм-слота и заканчивая постпрайм-таймом. Авторитет проекта подчеркивается долгой историей (он был создан основателями канала еще в 1973 г.) и неизменным участием в нем владельцев TBN в качестве ведущих. На «Спасе» по примеру «Praise», но с интервалами в четыре часа демонстрируется художественное кино. Можно предположить, что на фильмы, обладающие захватывающим сюжетом и нередко «звездным» актерским составом, возлагается та же функция, что и на «вводные программы»: обеспечение естественного течения аудитории.

Как на российском, так и на американском канале в будние дни используется преимущественно горизонтальное программирование. В выходные же, напротив, доминирует расстановка передач по вертикальному принципу, причем нередко она комбинируется с приемом «группировка». Такое сочетание помогает вещателям не только адаптировать эфир под конкретные интересы зрителей, но и удерживать их в течение продолжительного периода времени.

Субботнее утро на TBN открывается мультфильмами для детей, что, по всей видимости, соотносится с давней традицией американских каналов «большой тройки» помещать в данном тайм-слоте программы для младшей аудитории. К ним присоединяются передачи культурно-просветительского и информационного вещания. Похожую картину мы видим и на «Спасе», однако место новостей занимает блок семейных и женских проектов, связывающий утро и день. Значительное время в дневном периоде на обоих каналах отводится под программы, удовлетворяющие интересы старшей аудитории: ретро-концерты, проповеди возрастных пасторов (TBN), советские художественные фильмы («Спас»). При этом в прайм-тайме и постпрайм-тайме круг потенциальной аудитории расширяется, но сужается тематический диапазон: на TBN делается уклон в сторону передач развлекательных, тогда как на «Спасе» –  публицистических. Подстегивая зрителей к мыслительной активности, российский канал контрастирует со многими универсальными вещателями, сделавшими более привычным просмотр рекреативных программ в это время.

Ночь субботы на «Спасе», как и в воскресенье, программируется преимущественно за счет повторов показанного накануне контента. На TBN данный период в оба выходных дня заполняется передачами проповедников, причем в ночь с субботы на воскресенье представлены как ранее продемонстрированные, так и новые выступления пасторов. Трансляция проповедей, начинающаяся с 01:00, изредка прерывается передачами иных жанров и заканчивается в 18:00. Столь повышенное внимание к такому виду программ в воскресенье неслучайно. В этот день христиане по традиции посещают богослужения в храмах. Те верующие, кто по каким-либо причинам не может быть в церкви, имеют шанс слушать проповедников дистанционно.

На «Спасе» количество религиозного контента в воскресенье не так велико. Тем не менее возможность заочного участия в богослужении создается за счет показа Божественной литургии. Она транслируется в прямом эфире и наряду с проектами «День Ангела» и «Встреча» входит в блок религиозно-просветительских программ, который делит утренний тайм-слот с передачами для детей. Оставшуюся часть эфирного дня «Спаса» занимают программы, поднимающие духовно-нравственные вопросы через обращение к примерам из жизни исторических лиц и современников, а также посредством анализа актуальных явлений действительности. Таким образом, российский канал с точки зрения контента развивает стратегию, намеченную субботним вечером. Аналогично поступает и американский вещатель: по окончании воскресных проповедей в эфире стоят главным образом развлекательные проекты.

Кроме ранее не выделенных нами приемов расстановки передач отметим программирование в соответствии с церковными праздниками: в памятные для Церкви даты помещается специальный контент. Так, 26 октября, в день почитания Иверской иконы Божией Матери, на «Спасе» в 05:10 и 16:35 можно было увидеть 15-минутный фильм о данной святыне. К слову, в различных тайм-слотах во время трансляции программ появлялись и «окна» «Праздник дня» с изображением иконы и краткой информацией о ней.

Наконец, обратим внимание на случающиеся замены и перестановки в программе передач обоих вещателей. Например, на TBN 28 октября и 01 ноября проект «Praise» замещался музыкальными концертами. На «Спасе» в постпрайм-тайме пятницы, 30 октября, передача «День Патриарха» была сдвинута на час назад (с 01:05 до 00:00), а вместо указанного документального фильма «Земные следы Иисуса» с 00:15 до 01:20 транслировались «Следы империи»; в субботнем прайм-тайме, 31 октября, в 21:00 отменилась премьера проекта «Дорога» и был показан выпуск «Бесогона»; днем в воскресенье, 1 ноября, повтор несостоявшейся программы «Дорога» (14:45 – 15:45) заменил документальный фильм «Последний бой Николая Кузнецова». Подобные рассогласования, на наш взгляд, способны затруднить формирование привычки зрителей к просмотру каналов.

Подводя итог, обозначим, что при построении эфирных сеток религиозные вещатели используют широко распространенные принципы программирования, такие как учет ритма жизни людей, формирование привычки к телепросмотру, естественное течение аудитории, и специфические – например, учет церковного расписания и календаря. Довольно часто они прибегают к трансляции повторов передач (принцип экономии программных ресурсов) и внесению изменений в верстку эфира. Можно заметить, что в некоторых тайм-слотах TBN и «Спас» обращаются к свойственным для универсальных вещателей стратегиям программирования. При этом, в отличие от многих других каналов, они не оставляют полностью без просветительского контента временные промежутки, когда величина аудитории достигает пиковых значений.

 

Заключение 

Таким образом, полученные в результате исследования выводы опровергают гипотезу, согласно которой TBN обладает более разнообразной жанровой структурой и системой подходов к программированию, чем «Спас»:

  • во-первых, оба канала имеют одинаковое количество направлений вещания (8), учитывающих не только разные предпочтения, но и возраст потенциальной аудитории: в эфир включены в том числе и детские передачи, которые все реже встречаются на каналах, не специализирующихся на данной тематике.

    Задача религиозного телевидения – формирование и поддержание связи с духовной жизнью – накладывает на него необходимость строить сетку вещания, исходя из нацеленности на воцерковленных и невоцерковленных людей. Дисбаланс между различными тематическими направлениями приводит к ущемлению интересов либо тех, либо других. Так, преобладание культурно-просветительской, публицистической, информационной тематики делает «Спас» более близким для светских зрителей, тогда как TBN, транслирующий главным образом проповеди, более понятен для верующих. Для повышения внимания к религиозному телевидению требуется искать баланс между предпочтениями воцерковленных и невоцерковленных зрителей, в частности, за счет гармонизации различных тематических направлений;

  • во-вторых, жанровая палитра TBN включает в себя 6 журналистских жанров, тогда как на «Спасе» их 10. На обоих каналах есть примеры полижанровых программ и нежурналистского контента. На TBN лидирующее место занимают выступления4, на «Спасе» – кино и мультфильмы. Несмотря на то, что жанровая структура «Спаса» по сравнению с TBN более разнообразна, в ней, как и на американском канале, присутствует значительное количество разговорных программ, не в полной мере реализующих визуальные возможности телеэкрана. На наш взгляд, для повышения качества религиозных вещателей и зрительского интереса к ним необходимо стремиться к увеличению производства контента, в котором максимально используются разные средства выразительности присущие телевидению;

  • в-третьих, TBN и «Спас» применяют широкий спектр близких приемов расстановки передач, отвечающих разным принципам программирования. Среди них учет ритма жизни людей и опыта универсальных каналов, формирование привычки к просмотру, обеспечение естественного течения аудитории, экономия программных ресурсов. Определяя место религиозных передач в эфирной сетке, вещатели ориентируются на церковное расписание и календарь. В связи с усилением популярности развлекательного контента на телевидении в пиковые часы телесмотрения религиозным каналам труднее завоевывать симпатию широкой аудитории трансляцией исключительно серьезных духовно – и культурно-просветительских программ в данное время. По всей видимости, это побудит искать способы совмещения обоих типов вещания, что на TBN, по сравнению со «Спасом», более заметно. Отметим встречающиеся в программировании каналов случаи непредвиденных изменений, а также рассогласований с ритмом жизни зрителей, которые требуют устранения с целью более эффективного использования эфирного времени.

 



Примечания

  1. Стогова Е. Ведущие телеканалы синхронно теряют рейтинги // РБК. 2021. Дек., 23. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/12/24/61c4633d9a79476fde8b7dce (дата обращения: 21.02.2022).
  2. Официальный сайт TBN. Режим доступа: https://www.tbn.org/about (дата обращения: 21.02.2022).
  3. Measuring Religion in Pew Research Center’s American Trends Panel.Available at: https://www.pewforum.org/2021/01/14/measuring-religion-in-pew-research-centers-american-trends-panel/ (aссessed: 18.03.2022).
  4. Выступление – жанр, представляющий собой монолог в кадре: развернутое высказывание ведущего по какому-либо вопросу.

 

Библиография

Аглей Е.А. Православие на российском телевидении: разнообразие телевизионного контента // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. №05/2. С. 73–76.

Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М.: МедиаМир, 2014.

Дегтерева Е.И. Стратегии программирования общественных, государственных и коммерческих телеканалов Швеции и России в современных условиях: 1994−2004 гг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

Долгова Ю.И. Принципы программирования тематического телевидения: «Москва 24» – «канал к завтраку» // МедиаАльманах. 2017. № 5. C. 87–96.

Долгова Ю.И., Зыкова В.С. «Пятый канал»: стратегии программирования универсального вещателя «второго эшелона» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 6. С. 52−73.

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2019. № 61. С. 237–255.

Долгова Ю.И., Федорова В.С. Программирование универсальных телеканалов в условиях острой конкуренции (на примере «Первого канала» и «России 1») // МедиаАльманах. 2019. № 3. С. 64−74.

Зубок А.С. Телевизионная индустрия США. М.: Инфра-М, 2015.

Мыгаль М.С. Программная политика детских каналов в России: особенности распределения телевизионного контента в сетке вещания, жанрово-тематический состав, целевая аудитория // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). С. 223–233.

Назаров М.М. Религиозность населения и медиапотребление // Россия: Центр и регионы. 2019. Вып. 27. В 2-х т., том 2. С. 17–21.

Романовская Н.В. «Когда телевизор во благо»: опыт формирования общественного православного телевидения в России // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. Вып. 2. С. 243–250.

Полуэхтова И.А (ред.) Телевидение глазами телезрителей // Аналитический центр «Видео Интернешнл». М.: ООО «НИЦКЦ Восход–А», 2012.

Телевизионная журналистика / Под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс, 2019.

Толоконникова А.В. Особенности программирования «Первого канала» // Медиаскоп. 2008. №2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/215 (дата обращения: 03.01.2022).

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004.

Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994–96 гг.) // Мир России: Социология, этнология. 1997. Т. 6. № 1. С. 79–106.

Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.

 

Cohen Y. (2021) Asian Media: A Pillar of Religious Authority? In Radde-Antweiler K., Zeiler X. (eds.) The Routledge Handbook of Religion and Journalism. New York: Routledge. Pp. 122–135.

Creeber G. (ed.) (2008) The Television Genre Book. London: Palgrave Macmillan.

Eastman S.T., Ferguson D.S. (2009) Media programming: Strategies and practices. Boston: Thomson Wadsworth.

Holland P. (2017) The New Television Handbook. London and New York: Routledge.

Neuendorf K., Abelman R., Kalis P. (1987) The History and Social Impact of Religious Broadcasting. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED284229.pdf (accessed: 03.01.2022).

Schoenbach K., Wood R., and Saeed M. (2016). Media industries in the Middle East. Available at: https://www.qatar.northwestern.edu/docs/publications/research/2016-middle-east-media-industries-report.pdf (accessed: 03.01.2022).

Sødal H.K. (2010) «Victor, not victim»: Joel Osteen's rhetoric of hope. Journal of Contemporary Religion 25 (1): 37–50.

Tunstall J. (2015) BBC and Television Genres in Jeopardy. Bern: Peter Lang.