Languages

You are here

Динамика информационных поводов в медиарепрезентации проблемы социального сиротства в период 1990–2010 гг.

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Нурилова П.В. Динамика информационных поводов в медиарепрезентации проблемы социального сиротства в период 1990–2010 гг.  // Медиаскоп. 2022. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2763

DOI: 10.30547/mediascope.1.2022.7

 

© Нурилова Полина Витальевна

соискатель кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), polina.izgilova@yandex.ru

 

Аннотация

В статье представлены результаты контент-аналитического исследования информационных поводов журналистских материалов на тему социального сиротства в шести общероссийских газетах в динамическом аспекте. Отражена динамика освещения темы в одной из наиболее значимых для ее понимания категорий анализа на протяжении трех десятилетий. В тексте указывается значимость обращения к различным видам инфоповодов, которые автор связывает с источниками информации и участием социальных акторов в развитии общественной проблемы. Анализ инфоповодов способствует формированию представления о том, каким был общий медиатранзит темы социального сиротства в российских СМИ, каким образом изменения баланса инфоповодов свидетельствуют о развитии острой проблемы социальной практики российского общества. В статье представлены количественные и качественные результаты исследования, общие тенденции и конкретный опыт нескольких российских изданий. Оценивается обращение к инфоповодам и источникам в различных исследовательских ракурсах, приведены примеры наиболее выразительных заголовков, отражающих предмет исследования.

 

Ключевые слова: социальное сиротство, медиатранзит, динамический аспект, медиапрезентация социальных проблем, информационные поводы.

 

Социальное сиротство принадлежит к числу наиболее острых социальных проблем в постсоветском развитии страны. В последние годы в ее решении достигнуты немалые успехи, однако само существование сирот (среди которых биологических сирот не более 5%) продолжает оставаться социальным фактором, с которым нельзя примириться ни при каких обстоятельствах. Обратимся к цифрам: в 1990 г. были зарегистрированы 49 100 детей-сирот, в 1995 г. – уже 113 300. В 2005 г. их численность достигла 133 тыс. человек1. В последующие годы количество сирот постепенно снижалось, статистика 2012 г. – 71 400 детей2. В 2018 г. их было около 73 тыс. и 1 333 государственных и негосударственных организаций для детей-сирот, в 2019 г. – 43,7 тыс. человек и 1 314 соответствующих организаций. Согласно данным исследования, проведенного Университетом прокуратуры по вопросам защиты прокурорами прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, количество сирот в стране по сравнению с 2015 г. сократилось на 46%, на 24% сократилось и количество детских домов и интернатов3.

Официальные цифры свидетельствуют о позитивном движении проблемы, однако имеются сомнения в их полном соответствии действительному положению дел. Некоммерческие организации, которые в числе первых обратились к этой теме, называли данные, которые на порядок выше приведенных: речь шла о сотнях тысяч бедствующих детей. Феномен «отсутствующего отца», высокая младенческая смертность, ухудшение здоровья детей, выход детей на рынок труда, препятствия в получении образования, социальная деградация подростков – все это печальные реалии конца прошлого века, не преодоленные и сегодня. Не все неблагополучные дети обретали статус сирот, не всех родителей, не справившихся с грузом родительства в тяжелых социальных условиях общественной трансформации, лишили родительских прав, однако проблема заявила о себе в полный голос. Немало в 1990-е гг. стало не только социальных сирот, но и беспризорных и безнадзорных детей. В стране наблюдался рост количества таких детей, отмечались многочисленные отказы от новорожденных в родильных домах, росла детская преступность вследствие увеличения количества неблагополучных семей, а также детской наркомании и алкоголизма. Политические и экономические реалии того времени фактически вытеснили на периферию решение острых социальных проблем, низведя общество до состояния социальной аномии. С середины нулевых, в процессе формирования и «взросления» гражданского общества, представленного многочисленными НКО, отношение к социальному сиротству стало меняться, но и сегодня надежных оснований для спокойствия в этой области недостаточно.

Осознание этой проблемы в публичной сфере происходило постепенно, контент-стратегии СМИ формировались под влиянием общественного осуждения сиротства как одной из наиболее острых проблем; медиа, в свою очередь, оказывали влияние на состояние публичного дискурса, стремились воздействовать и на принятие решений со стороны государственных органов, и на контроль за их исполнением, и на общественное настроение и его готовность решать проблему.

Обращаясь к репрезентации острых социальных проблем, мы считаем важным указать на ряд актуальных контекстов, сопровождающих их развитие. Согласимся с Е.Л. Вартановой в том, что современная модель развития общества характеризуется активным воздействием процесса медиатизации на все социальные процессы, что формирует условия не только для «осуществления многосторонней общественной коммуникации, но и <…> поддержания морального климата и доверия в обществе. С точки зрения устойчивого развития страны медийная перспектива становится все более актуальной, а признание российским социумом общечеловеческих ценностей как главных ориентиров развития превращается <…> в значимую часть ее миссии» (Вартанова, 2019: 8).

Нравственно-этический аспект в рассмотрении медиапрезентации проблемы социального сиротства может быть дополнен активно развивающимися исследованиями «детской» проблематики – дадим такое условное обозначение изучению широкого круга работ, в той или иной степени связанных с освещением в СМИ положения детей, их медиапотребления, а также с анализом специализированного контента для детей и молодежи (Гуреева, 2021; Гуреева, Аникина, Муронец, Самородова, 2021; Давлетшина, 2021; Макаренко, 2021). В данном направлении важно, как мы считаем, обратить внимание не только на достижения современных медиа и их воспитательной роли, но и на острые, не решенные до конца проблемы детства. Одна из них – социальное сиротство и его медиаобраз.

Наше исследование, посвященное анализу медиапрактик в репрезентации проблемы социального сиротства и их динамики, охватило достаточно большой временной период, который позволяет наблюдать, как менялось понимание проблемы в обществе, как журналистика продвигала тему, какие технологические средства использовала. Наше внимание сконцентрировано на содержательной стороне повестки, на выявлении и изменении тематических и целевых особенностей журналистских текстов. Особое внимание уделено информационным поводам, приводящим к публикациям.

Следует отметить, что, несмотря на высокую практическую профессиональную значимость этой категории, в теоретическом плане инфоповоды разработаны недостаточно. Информационным поводом можно называть событие, достаточно значимое с точки зрения СМИ, чтобы уделить ему внимание. «Информационный повод – это событие или заявление, интересное потенциально, а новостной повод – вызвавшее действительный интерес (такое разделение терминов используется не всегда)» (Гундарин, 2007: 102). Разнообразие инфоповодов может служить основанием для их классификации по характеру событийности, привязке к источникам, каналу оповещения, типу участия и пр. Информационные поводы способны отразить не только ход событий, но и проблему, а отслеживание динамики их изменений может показать, как трансформировалось освещение определенной проблематики, как на это реагировало общество, менялись ли приоритеты в публикациях вокруг одной проблемы.

Инфоповод – это тема новости: что произошло, когда произошло и что журналисты хотят донести до рынка (аудитории), до узкой или широкой общественности. «В целом источники информации и темы, которые используют журналисты отдельных изданий, пересекаются, а частота использования разного вида источников стабильна и не зависит от экономической и политической ситуации в стране, в частности, периоды подъема, спада и стагнации в экономике существенно на них не влияют» (Разумова, 2016: 22–23).

Существует определенный перечень критериев, по которому можно проверить, является ли новость или событие информационным поводом: актуальность, интерес широкой аудитории, значимость для публики (общественности), наличие точных данных, цифр, фактов (например, суммы сделки при слиянии корпораций) и влияние на жизнь людей и общества в целом.

Иными словами, информационный повод в журналистских материалах имеет основу, которая представляет собой социальное действие, относящееся к определенной сфере. Поэтому его можно считать реакцией такого социального института, как журналистика, на различные события, которые уже произошли или произойдут и требуют информационного отклика. В связи с этим инфоповоды можно рассматривать как самостоятельную категорию анализа при изучении динамики медиарепрезентации темы социального сиротства.

Обзор литературы. В методологическом плане для исследования медиатранзита проблемы потребовалось обращение к различным тематическим группам источников. Теоретическим основанием для нас послужила концепция социальной журналистики (Бережная, 2009; Дзялошинский, 2006; Фролова, 2014). В ряде кандидатских диссертаций – П.В. Баутиной (2009), Р.Г. Иванян (2007), А.А. Рябовой (2011), Н.В. Хлебниковой (2011) – исследуются отдельные стороны журналистской практики, связанные с освещением в СМИ конкретных проблем социальной сферы, т.е. социальной журналистики. По проблеме социального сиротства имеется обширная литература в смежных научных областях (Бессчетнова, 2011; Боенкина, 2013; Быкова, Склярова, 2007; Искрин, 2014; Карибян, 2013). В то же время отражение сиротства в СМИ как самостоятельная научно-исследовательская проблема в работах по журналистике представлена слабо, контекстно же (в составе других тем) она отражена в трудах А.А. Коренюк4, Л.И. Сайхановой5, Е.С. Шандрыголовой (2016).

Информационный повод как ключевую коммуникационную технологию рассматривали А.М. Бельский (2020), А.Г. Голова (2006), А.А. Игнатенко (Игнатенко, Медведев, 2002), Л.В. Ухова (2015), А.В. Чечулин (2007). Однако данная профессиональная категория анализируется в названных работах с общекоммуникационных позиций, без обращения конкретно к журналистской деятельности – но и эта информация представляется значимой для нашего исследования.

Необходимо выделить еще одну важную методологическую позицию. Речь идет о движении проблемы в СМИ, о развитии медиадискурса – медиатранзите проблемы (Фролова, 2018, Фролова, 2021). Такой подход, по нашему мнению, имеет значительный исследовательский потенциал. Он основан на понимании смысла социальной проблемы в ее конструкционистском прочтении, стадиях ее развития (открытие, легитимация, предложения идей, решения, коррекция решений). Нормативно каждой из этих стадий должны соответствовать определенные журналистские практики, которые можно наблюдать с использованием индикаторов транзита; в роли индикаторов выступают различные компоненты текстовых массивов: целевые ориентиры, тематика, инфоповоды, жанровая структура, персоны упоминания, концентрация текстов на медиаплощадках и др. Их количественные значения устанавливаются с использованием техники контент-анализа, сравниваются данные по временным отрезкам. Подобная исследовательская технология достаточно трудоемка, однако результативна, потому что дает возможность не столько зафиксировать состояние проблемы в СМИ в конкретный момент, сколько наблюдать ее развитие и делать заключения о ее эффективности и возможной коррекции контент-стратегий. В статье представлены данные об анализе инфоповодов в рамках темы социального сиротства за три десятилетия.

Дизайн исследования. В качестве эмпирического объекта выбраны общероссийские качественные газеты «Российская газета», «Известия», «Независимая газета»; массовые – «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты». Следует отметить, что при написании работы были проанализированы все выпуски газет за три указанных года (1999, 2009, 2019). В работе используется материал как печатных, так и электронных выпусков. Выбор обусловлен местом и ролью этих изданий в отечественной медиасистеме, а также численностью их аудитории6, 7, 8. Несмотря на небольшие тиражи (за исключением массовых), общероссийские газеты существенно влияют на восприятие обществом социальных проблем и формирование национальной повестки дня по целому ряду причин: качество контента, действие бренда, уровень профессионального мастерства работающих в них журналистов, а главное, успешная адаптация к условиям цифровизации – все эти факторы позволяют газетам федерального уровня активно участвовать в презентации и решении общественных проблем, занимая в их медиадискурсе одно из ведущих мест. Мы отобрали для анализа газеты чрезвычайно важного типологического профиля (обращаясь к их публикациям в аналоговом и сетевом форматах), которые имеют неодинаковое творческое лицо, разные традиции, ориентируются на определенные аудиторные группы, но в то же время совокупно формируют значимое, авторитетное общественное ядро.

В исследовании представлены годы, которые «закрывают» каждое десятилетие, – 1999-й, 2009-й и 2019-й. Таким образом, мы наблюдали динамику развития темы в СМИ за три десятилетия. Длительный временной промежуток дает возможность наблюдать ее медиатранзит. Исследовались содержательные характеристики публикаций; в данной статье отражены результаты изучения одной из категорий анализа – информационных поводов, приводящих к публикации. Мы полагаем, что значимость именно этого компонента журналистских текстов существенно выше, чем принято считать. Проведен контент-анализ выборки (N = 665) в соответствии с кодификатором, разработанным на разведывательном этапе. Признаки категории были определены следующим образом (для дальнейших подсчетов и визуализации результатов использовались буквенно-цифровые коды):

  • конкретные случаи – информация о жизни и судьбах сирот, драматические эпизоды, сюжеты из жизни и т.д. (Б1);
  • государственные мероприятия – информация о принятых решениях: законах, указах, распоряжениях в столице и регионах, осуществленные во властных структурах (Б2);
  • конфликтные ситуации – информация о конфликтах и скандалах, поступившая из органов правопорядка: случаи мошенничества чиновников, эпизоды насилия, жестокого обращения с детьми и иных противозаконных и аморальных действиях (Б3);
  • детские дома – обнаружение проблемной ситуации в детских домах, интернатах с участием жертв, общественных активистов, сотрудников и др. (Б4);
  • общественные мероприятия – информация о благотворительных акциях, волонтерстве, корпоративной социальной ответственности, активности НКО (Б5).

Приведенные данные о кодификации показывают, что содержание инфоповодов достаточно объемно и включает различные их проявления; в нашем случае выделение основано на виде источника, откуда поступила информация и, продолжим, на характере места локализации события и его участниках.

 

Основные результаты исследования

Сначала представим общие количественные результаты исследования темы социального сиротства в СМИ.

Таблица 1

Количество публикаций по теме социального сиротства в 1999, 2009 и 2019 гг.

Газеты / годы

1999

2009

2019

Итого

«Российская газета»

18

67

98

183

«Комсомольская правда»

20

32

83

135

«Известия»

6

29

105

140

«Независимая газета»

5

12

33

50

«Московский комсомолец»

10

34

45

89

«Аргументы и факты»

6

13

49

68

Общее количество публикаций

65

187

413

665

 

Количественные данные с очевидностью демонстрируют рост публикаций во всех изданиях, особенно заметный в последнее десятилетие. Этот факт свидетельствует о легитимации социальной проблемы; она обнаружена и становится объектом внимания со стороны СМИ, которое стремительно нарастает. Категории анализа, к исследованию которых мы обратились, свидетельствуют также о качественных изменениях в ее репрезентации: смена тем-лидеров, движение характера посланий, увеличение объема постановочных и аналитических публикаций. Эти наблюдения указывают на то, что общий медиатранзит (в совокупности публикаций по всем исследуемым объектам) демонстрирует результативный характер развития проблемы, который может расцениваться позитивно. Вместе с тем следует отметить, что распределение публикаций по газетам неравномерно, налицо различная степень интереса к проблеме. Наибольшее их количество отмечено в трех газетах: «Российская газета», «Комсомольская правда» и «Известия».

Концентрируя далее внимание на обращении к инфоповодам, в следующей части статьи визуализируем результаты с использованием круговых диаграмм для большей наглядности.

В ходе анализа было обнаружено, что в 1999 г. самым популярным информационным поводом в общероссийских газетах стали «конкретные случаи из жизни сирот». Лидерство этого инфоповода закономерно: аудиторию всегда интересуют живые истории и эпизоды; в данном случае это драматические истории. Такие моменты, обращение к которым подразумевает последующее использование нарратива, всегда интересны для журналистов. На втором месте оказался инфоповод «конфликтные ситуации» о скандалах вокруг сиротства, в том числе о мошенничестве чиновников, о случаях насилия или жестокого обращения с детьми. В совокупности такие поводы носят конкретный характер, они тревожны, привлекают внимание аудитории именно этими своими качествами и способствуют тем самым актуализации проблемы в сознании общества. Немало и публикаций, в которых изначально драматическая ситуация приводит к позитивным решениям. Подтвердим это положение ссылками на заголовки публикаций, например: «Свет Рождества в деревне SOS»9, «От улыбки детской станет всем светлей»10, «Чужих детей не бывает. Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия»11, «Дети учат взрослых»12 и др. Менее популярны поводы о государственных мероприятиях, о проблемах в детских домах и об общественных мероприятиях для детей-сирот, что говорит о том, что конструктивных решений по проблеме еще недостаточно, публичные позиции социальных групп пока не сформированы. Медиадискурс пребывает на промежуточной стадии от легитимации проблемы к выработке решений по ее устранению. В целом в публикациях этого периода преобладает негативная, критическая модальность.

В 2009 г. ситуация с обращением к инфоповодам заметно меняется. Самым популярным из них остается повод «конкретные случаи из жизни сирот», но на второе место выходят «государственные мероприятия». Менее популярны «конфликтные ситуации», «обнаружение проблем в детских домах и интернатах» и «общественные мероприятия». Внимание СМИ к судьбе сирот держит тему на контроле у аудитории, общества в целом, скандалы немного отступают. Судя по характеру инфоповодов в общей выборке, медиатранзит через десятилетие вступил в стадию принятия решений, чем и объясняется большое число обращений к сообщениям пресс-служб госструктур. Заголовки публикаций подтверждают это: «Фонд поддержки детей объявил конкурсный отбор программ субъектов РФ»13, «Детям, которым трудно. Государство выделило на поддержку сирот более 5 миллиардов рублей»14, «Кировская область примет участие в федеральном конкурсе социальных проектов»15 и др. В то же время движения в глубь проблемы еще недостаточны, не слишком заметны и общественные мероприятия – здесь, однако, не будем торопиться с выводами о недостаточной активности НКО; скорее, сказывается традиция невнимания и недоверия журналистов к некоммерческому сектору.

Результаты анализа публикаций 2019 г. дают основания считать, что обращение к инфоповодам разных видов становится более сбалансированным; источники информации и стоящие за ними акторы представлены достаточно равномерно. Однако остаются причины для озабоченности: конфликтные ситуации и скандалы не покинули информационное поле (их количество приближается к трети всех публикаций), хотя их содержание изменилось. Самым освещаемым остался инфоповод о «конкретных случаях из жизни сирот, представляющих общественный интерес». В абсолютном исчислении их объем увеличился в несколько раз – тема активно развивается, к ней приковано внимание аудитории. Вторыми по популярности также остаются «государственные мероприятия». Эти цифры обращают на себя внимание: в процентном отношении конфликтные ситуации не доминируют, однако они в гораздо большем объеме попадают в медиаповестку, что говорит не только о востребованности такого рода информации (конфликт как инфоповод имеет особые шансы на публичность), но и на обостренность внимания к теме, на ее выдвижение в число приоритетов информационного пространства. Очевидно наступление такой стадии медиатранзита, как коррекция решений. Снова обратимся к заголовкам: «В Воронеже обсудили воспитание детей-сирот в приемных семьях»16, «Не кнутом, а пряником: в Тюмени бережно хранят семейные ценности»17 и др.

Ситуация медленно, но стабилизируется и даже, возможно, обнаруживает тенденцию к нормализации. Об этом свидетельствуют цифры о количестве сирот в стране, которые были даны выше. Если в 2005 г. численность детей-сирот достигла пика в 133 тыс. человек, то в 2019 г. уменьшилось до 43,7 тыс. человек. Однако «конкретные случаи» не убывают – это свидетельствует о том, что социальные корни сиротства остаются сильными и требуется активизация общественных деятелей вокруг этой сложной тематики. В то же время ситуация развивается, что дает основание говорить об ее результативном медиатранзите.

Рассмотрим также частотность обращения к инфоповодам различных видов.

 

Рисунок 1. Частотность обращения к инфоповодам различных видов

 

Из рисунка 1 видно, что «конкретные случаи» (Б1) за весь период с 1999-го по 2019 г. наиболее часто приводили к публикациям, но сама динамика популярности этого инфоповода с каждым десятилетием снижалась. Если в 1999 г. он составлял 40% всего количества материалов, то в 2009 г. этот процент опустился до 31, а в 2019 г. – до 29%. Этому есть объяснение. С 1999-го по 2019 г. наблюдается рост государственных и общественных мероприятий, обращается внимание социума на проблемы в детдомах, что и становится новыми информационными поводами для российских газет. Этим и другим событиям начинает уделяться больше времени, чем ранее, за счет чего количество материалов по инфоповоду «конкретные случаи» потеснены другими, хотя в абсолютном исчислении их стало больше, как и всех других. Примерами такого инфоповода могут быть материалы российских СМИ «Хабаровск поделился с Россией опытом в профилактике социального сиротства»18, «За 1 миллион рублей тульских подростков научат, как сохранить здоровье»19, «Напряженные отношения с отцом, особенно у мальчиков»20 и др.

Заметна положительная динамика инфоповода «государственные мероприятия» (Б2). В 1999 г. он занимал 6% всего информационного поля о сиротстве в анализируемых газетах, в 2009 г. достиг 28%, в 2019 г. – 24%. Это говорит о начале работы государственных служб с проблемой сиротства, пытающихся ее решить. Примеры обращения к таким инфоповодам отмечены в заголовках «Комсомольской правды», например, «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы»21 и др.

О «скандалах» (Б3) вокруг детей-сирот газеты писали немало на протяжении всего периода исследования, доля таких текстов стабильна. В 1999 г. инфоповод составлял 20% от числа всех публикаций, в 2009 г. – 15%, в 2019 г. – 20%. Сначала наблюдается снижение, но затем он снова растет. Это говорит о том, что скандальные ситуации, связанные с мошенничеством чиновников, со случаями насилия или жестокого обращения с детьми в российской действительности были и существуют по сей день, чем привлекают внимание общественности, а значит, требуют дополнительной огласки в средствах массовой информации. Характер скандалов различен, однако их присутствие в повестке настораживает. Проблема сиротства подтверждает свою остроту, несмотря на сокращение количества сирот и детских домов. Этот инфоповод отражен в материалах «Каждый день жертвой преступления становится один ребенок»22, «В Башкирии погиб мальчик из приемной семьи»23 и др. Аналогична ситуация с инфоповодами, поступившими из детских домов (Б4): в 1999 г. это 17,5% всех материалов, в 2009 г. цифра уменьшилась до 13%, в 2019 г. осталась на уровне 13%.

Инфоповод «общественные мероприятия» (Б5) в 1999 г. занимал 16,5% информационного поля, в 2009 г. процент уменьшился до 13, а в 2019 г. вырос на 1% – внимание к ним сохранилось на одном уровне, что может быть оценено как негативная тенденция. НКО уделяют большое внимание этим проблемам, которые по каким-то причинам не попадают в повестку и, следовательно, не особенно подталкивают аудиторию к ответным действиям, к распространению культуры участия.

В целом можно выделить смещение акцента в выборе информационных поводов от «конкретных ситуаций» к «государственным мероприятиям», констатируя при этом, что проблема социального сиротства продвинулась в сторону принятия решений и их коррекции. В то же время на борьбу с сиротством влияют, скорее всего, драматические истории конкретных детей и неудовлетворительное состояние их содержания в детских домах в морально-нравственном плане (хотя, естественно, активизация властных структур серьезно повлияла на материальное содержание сирот в детских домах), чем принципиальное воздействие на социальные корни сиротства. Люди помогают детям, уже попавшим в трудную, подчас критическую ситуацию, однако изменение отношения социальных групп и граждан, повинных в «производстве» и «воспроизводстве» проблемы, мы наблюдаем минимально, несмотря на активность всех СМИ в этом направлении.

Охарактеризовав общую совокупность журналистских текстов в контексте выбора инфоповодов, обратимся к конкретным практикам газет. Они заметно различаются. Для примера укажем на действия «Комсомольской правды», «Российской газеты» и «Известий» – влиятельных общероссийских газет, которые придерживаются разных тематических и прочих приоритетов, неодинаковы в построении редакционной политики. Кратко рассмотрим практику каждой анализируемой нами газеты в освещении информационных поводов.

В «Комсомольской правде» ситуация с освещением информационных поводов за 1999, 2009 и 2019 гг. выглядит следующим образом:

 

Рисунок 2. Динамика обращения к инфоповодам в «Комсомольской правде» (1999–2019 гг.)

 

Визуализация результатов исследования показывает, что в 1999 г. самым частым инфоповодом в издании вокруг социального сиротства были «скандалы», в 2009 г. – «государственные мероприятия» и «конкретные случаи из жизни», которые освещались в одинаковом количестве. В 2019 г. самыми часто освещаемыми инфоповодами стали «государственные мероприятия» и «общественные мероприятия», которые преимущественно формируют тему, демонстрируя интерес к позитивным решениям.

В «Российской газете» наблюдается следующее распределение:

 

Рисунок 3. Динамика обращения к инфоповодам в «Российской газете» (1999–2019 гг.)

 

На рисунке 3 видно, что в «РГ» в 1999 г. популярным информационным поводом стали «конкретные случаи из жизни сирот», о которых было написано больше всего материалов. Но уже в 2009 г. самым частым инфоповодом стали «государственные мероприятия», он же сохранился по популярности и в 2019 г. Как видим, рассмотренные практики двух газет близки, несмотря на их концептуальные различия.

Иная ситуация характеризует опыт газеты «Известия».

 

Рисунок 4. Динамика обращения к инфоповодам в «Известиях» (1999–2019 гг.)

 

На рисунке 4 показано, что в «Известиях» в 1999 г. инфоповоды «конкретные случаи» и «скандалы» были единственными, которые вообще поднимались и освещались газетой, причем в минимальном количестве. В 2009 г. ситуация изменилась, но не намного. В этом году газета освещала информационные поводы всех видов, но в небольшом объеме. Самым популярным остались «конкретные случаи». «Известия» определенно не стремились освещать тему. В 2019 г. наблюдается значительный рост числа публикаций, однако внимание снова привлекают «конкретные случаи» и «детские дома». Эти события в качестве инфоповодов функционально ограничены, они в основном сигнализируют о наличии проблемы – в то время как другие СМИ активно занимаются вопросами решения и коррекции. Внутренняя редакционная установка на цитируемость ведет редакцию к отбору ярких и острых инфоповодов, которые множатся. Такую ситуацию мы квалифицируем как «пробуксовку», как остановку на стадии обретения легитимности проблемы (в общем транзите такая ступень выражается в наращивании числа публикаций), которую другие издания уже прошли. «Известия» в этом плане отстают.

Анализ инфоповодов свидетельствует о том, что общий медиатранзит можно оценить как динамичный и успешный, однако отдельные практики в разной степени позитивны с позиций движения и конструирования контента.

 

Выводы

Проведенное исследование отражает значимость обращения к анализу информационных поводов, приводящим к публикациям. Подтверждается их динамика на протяжении нескольких десятилетий, что свидетельствует и о развитии самой проблемы социального сиротства, и о ее медиатранзите. Результаты исследования показывают, что старт движения сопряжен с большим количеством публикаций о конкретных драматических ситуациях, отражающих жизнь детей в неблагополучных семьях, которые приводят их к социальному сиротству. Именно такие публикации, вместе со скандалами и усилиями общественных организаций, смогли привлечь внимание общества (аудитории СМИ) к проблеме, способствовать ее легитимности в публичном пространстве и обретению соответствующего неформального статуса, который стимулирует обсуждение и предложение решений. Об этом свидетельствуют данные, полученные по результатам анализа инфоповодов в 2009 и 2019 гг., – на первый план выходят публикации, вызванные решениями и действиями государственных и общественных структур. При этом судьбы детей, конфликтные ситуации по-прежнему востребованы: и потому, что нарратив всегда вызывает живой отклик, но также и потому, что проблема остается в повестке. Предметно проблемные ситуации значительно расширились, но не исчерпали себя.

Детальный анализ публикаций общероссийских газет по инфоповодам социального сиротства показал, что они представили в исследуемый период (1999–2019 гг.) достаточно широкий и развернутый медиадискурс вокруг острой социальной проблемы. Этот дискурс обнаружил активный медиатранзит: менялся характер информационных поводов, темы-лидеры регулярно обновлялись в соответствии с развитием реальной ситуации; инфоповоды продемонстрировали постепенное движение от скандалов к решениям; послания отразили последствия этих решений, акцентировали действия государственных органов. Ситуация, как и ее медиатранзит, развивается, но сложная социальная проблема пока не решена, поэтому тревожные поводы охотно используются журналистами. Исследованные практики газет в разной степени последовательны в обращении к теме. В целом мы можем признать успешность медиатранзита социальной проблемы, о чем свидетельствуют данные статистики.

 



Примечания

  1. Овчарова Л. Сиротство в России: как справиться с наследием Сталина. Режим доступа: https://www.forbes.ru/mneniya-column/tsennosti/237010-sirotstvo-v-rossii-kak-spravitsya-s-naslediem-stalina (дата обращения: 10.11.2021).
  2. Альбертова Р. Рейтинг сиротства в России: национальные регионы в лидерах. Режим доступа: https://www.idelreal.org/a/29594688.html (дата обращения: 10.11.2021).
  3. За шесть лет число детей-сирот в России сократилось вдвое // Известия. 2020. Апр., 26. Режим доступа: https://iz.ru/1004655/2020-04-26/za-shest-let-chislo-detei-sirot-v-rossii-sokratilos-vdvoe (дата обращения: 10.11.2021).
  4. Коренюк А.А. Информационная деятельность как средство преодоления социального сиротства. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/6d54b5e8029aa3b74425815c00357240 (дата обращения: 13.03.2021).
  5. Сайханова Л.И. Отражение проблемы социального сиротства в российских СМИ. Режим доступа: https://for-teacher.ru/edu/obschestvoznanie/doc-i7dwccu.html (дата обращения: 21.03.2021).
  6. Белуза А. Нам доверяют миллионы. Аудитория сайта rg.ru достигла 29 млн пользователей в месяц // Российская газета. 2019. Март, 25. Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/25/auditoriia-sajta-rgru-dostigla-29-mln-polzovatelej-v-mesiac.html#:~:text=%D0% (дата обращения: 14.03.2022).
  7. Холдинг МИЦ «Известия» в 2019 году показал рост аудитории // Известия. 2019. Дек., 27. Режим доступа: https://iz.ru/959321/2019-12-27/kholding-mitc-izvestiia-v-2019-godu-pokazal-rost-auditorii#:~:text=%D0%94 (дата обращения: 14.03.2022).
  8. Мониторинг состояния рынка печатных СМИ и полиграфии. 2020 г. [Презентация]. Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/documents/files/9928/PrezentaciyamonitoringpechatnihSMIipoligraf2020finaldlyapyblikacii.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
  9. Снигирева Т. Свет Рождества в деревне SOS // Российская газета. 1999. Янв., 6. С. 5.
  10. Щербаков А. От улыбки детской станет всем светлей // Российская газета. 1999. Янв., 13. С. 2.
  11. Чужих детей не бывает. Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия (призыв помочь детям, которые остались без семьи) // Комсомольская правда. 1999. Май, 20. С. 1.
  12. Малахова Ю. Дети учат взрослых // Независимая газета. 1999. Июнь, 8. С. 4.
  13. Фонд поддержки детей объявил конкурсный отбор программ субъектов РФ // Российская газета. 2009. Янв., 19. Режим доступа: https://rg.ru/2009/01/19/fond-anons.html (дата обращения: 17.11.2021).
  14. Егоршева Н. Детям, которым трудно. Государство выделило на их поддержку более 5 миллиардов рублей // Российская газета. 2009. Янв., 20. Режим доступа: https://rg.ru/2009/01/20/deti.html (дата обращения: 17.11.2021).
  15. Кировская область примет участие в федеральном конкурсе социальных проектов // Российская газета. 2009. Фев., 26. Режим доступа: https://rg.ru/2009/02/26/konkurs-anons.html (дата обращения: 17.11.2021).
  16. Мистюкова Т. В Воронеже обсудили воспитание детей-сирот в приемных семьях // Комсомольская правда. 2019. Нояб., 27. Режим доступа: https://nsk.kp.ru/daily/27060/4128535/ (дата обращения: 17.11.2021).
  17. Шумкова Л. Не кнутом, а пряником: в Тюмени бережно хранят семейные ценности // Комсомольская правда. 2019. Дек., 19. Режим доступа: https://www.hab.kp.ru/daily/27070.4/4139204 (дата обращения: 17.11.2021).
  18. Хабаровск поделился с Россией опытом в профилактике социального сиротства // Комсомольская правда. 2009. Окт., 23. Режим доступа: https://www.nsk.kp.ru/online/news/559701/ (дата обращения: 17.11.2021).
  19. За 1 миллион рублей тульских подростков научат, как сохранить здоровье // Комсомольская правда. 2009. Авг., 26. Режим доступа: https://www.irk.kp.ru/daily/24349/537580/ (дата обращения: 17.11.2021).
  20. Юдина Р. Напряженные отношения с отцом, особенно у мальчиков // Комсомольская правда. 2019. Нояб., 16. Режим доступа: https://www.chita.kp.ru/daily/27056.7/4122745/ (дата обращения: 17.11.2021).
  21. Овчинников А. О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы // Комсомольская правда. 2009. Май, 29. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/24298.5/493205/ (дата обращения: 12.11.2021).
  22. Артемкин А. Каждый день жертвой преступления становится один ребенок // Комсомольская правда. 2009. Июль, 29. Режим доступа: https://www.omsk.kp.ru/daily/24334/525799/ (дата обращения: 17.11.2021).
  23. Гареев М. В Башкирии погиб мальчик из приемной семьи // Комсомольская правда. 2009. Авг., 10. Режим доступа: https://www.ufa.kp.ru/daily/24339.5/530984/ (дата обращения: 17.11.2021).

 

Библиография

 

Баутина П.В. Журналистика как средство конструирования социальных проблем: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. Казань, 2009.

Бельский А.М. Информационные поводы – триггеры и резонансные дискурсы национального медиапространства: возможности социологического анализа // Журнал Белорусского гос. ун-та. Социология. 2020. № 3. С. 111–119.

Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009.

Бессчетнова О.В. Сиротство в России: от призрения к деинституционализации // Социологические исследования. 2011. № 11 (331). С. 102–110.

Боенкина Е.А. Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 6 (134). С. 134–139.

Быкова О.Н., Склярова Т.В. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестн. православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2007. № 3 (6). С. 92–109.

Вартанова Е.Л. К вопросу о важности теоретического осмысления профессиональной этики журналиста // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 8–12.

Голова А.Г. Золотой ключик PR, или модели информационных поводов // Маркетинговые коммуникации. 2006. № 3. С. 160–165.

Гундарин М.В. Механизмы создания информационных поводов // Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз. М.: Форум: Инфра-М, 2007. С. 102–114.

Гуреева А.Н. Концептуально-теоретические основы изучения общественно-политических ценностей современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2721 (дата обращения: 20.04.2022).

Гуреева А.Н., Аникина М.Е., Муронец О.В., Самородова Э.В. К вопросу об общественно-политических ценностях российской молодежи: медиацентричный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 5. С. 51–73.

Давлетшина М.И. Мотивы обращения и особенности медиапотребления детей младшего школьного возраста // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2736 (дата обращения: 20.04.2022).

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.

Иванян Р.Г. Журналистика и социальная работа: природа и опыт институционального взаимодействия (Россия, конец ХХ – начало ХХI века): дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. СПб., 2007.

Игнатенко А.А., Медведев Г.Ф. Создание информационного повода // Проблемы управления развитием социально-экономических систем: сб. науч. тр. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ин-т кино и телевидения, 2002. С. 21–24.

Искрин Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Науковедение. 2014. Вып. 4 (23). Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf

Карибян С.О. Правовое регулирование социального сиротства в России // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2013. № 2 (78). С. 145–155.

Макаренко Е.Ю. Российские детские журналы как фактор социализации подрастающего поколения в условиях дигитализации информационного пространства // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2717 (дата обращения: 20.04.2022).

Разумова М.А. Тематические приоритеты и база источников информации деловых СМИ (на примере газет «Коммерсантъ» и «Ведомости»): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2016.

Рябова А.А. Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2011.

Ухова Л.В. Журналистика в XXI веке: новость или информационный повод? // Современные медиа: процессы и контексты: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 25–28.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир, 2014.

Фролова Т.И. Контент-стратегии СМИ: новые подходы к конструированию и анализу медиаконтента // Современная журналистика: теория и практика в условиях цифровизации. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 80–92.

Фролова Т.И. Медиакарьера социальных проблем: к вопросу об инновационных методах исследования СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 8. С. 56–71.

Хлебникова Н.В. Общественные инициативы в медиапространстве гражданской журналистики: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2011.

Чечулин А.В. Коммуникационные технологии в социальной сфере: науч.-метод. мат-лы. СПб.: Книжный дом, 2007.

Шандрыголова Е.С. Актуализация социальных проблем в региональной прессе (на материале ставропольской газетной периодики): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Ростов-на-Дону, 2016.