Languages

You are here

Освещение деятельности российских художественных музеев в СМИ общего интереса

 

Ссылка для цитирования: Живихина Д.С., Поклонская А.В. Освещение деятельности российских художественных музеев в СМИ общего интереса // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2751

DOI: 10.30547/mediascope.4.2021.7

 

© Живихина Дарья Сергеевна

кафедра литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), daria.zhivihina@gmail.com

© Поклонская Алиса Валентиновна

кафедра социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), lisa-alisa_93@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые характеристики освещения представленного в музейном пространстве искусства в современных российских СМИ. На основании контент-анализа материалов более чем двадцати информационных интернет-ресурсов общей тематики описываются основные черты медиатекстов, касающихся изобразительного искусства в художественном музее, связанные как с современной спецификой развития медиасреды, так и с особой ролью музея как важного социального пространства, представляющего искусство публичному зрителю. Отмечается, что для большинства материалов культурной тематики характерны языковая простота публикаций, широкое употребление иллюстративных материалов, отказ от глубокого анализа и критического осмысления культурных явлений, акцент на развлечении или стимулировании потребительского интереса к музеям.

 

Ключевые слова: искусство, художественный музей, музейная деятельность, журналист.

 

В данной статье, обращаясь к анализу публикаций культурной тематики, мы фокусируем внимание на освещении в медиа работы одной из гуманитарных профильных групп – художественных музеях. Традиционно к художественным музеям относят исследовательские и научно-просветительские учреждения искусствоведческой направленности, собирающие, изучающие, экспонирующие и популяризирующие памятники изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры и различающиеся по тематике, авторству произведений искусства или технике художественного исполнения1. Наличие художественной экспозиции как системы подбора и размещения памятников искусства для их показа зрителям, от превращения частных коллекций в публичные музеи, выполняющих образовательные и идейно-воспитательные функции, отличает музей от других хранилищ культурного наследия2. Наиболее распространенной подгруппой художественных музеев являются музеи изобразительного искусства3.

По данным, полученным авторами в ходе исследования публикаций о всех типах музеев, именно эта подгруппа является самой освещаемой в российском медиапространстве – всего на освещение деятельности художественных музеев приходится более 40% публикаций о деятельности музеев России4. Именно в музейном формате шедевры живописи и скульптуры традиционно представлены публичному зрителю. Сегодня, несмотря на активное развитие новых технологий и виртуальной реальности, музей по-прежнему остается доступным и популярным местом приобщения аудитории к памятникам искусства, при этом средством, дающим возможность получения реальных впечатлений и доступа к оригиналам, наблюдением материального объекта. Данные аспекты подчеркивают важность избранного ракурса рассмотрения выбранной авторами темы исследования.

В современных условиях под воздействием социальных, технологических и экономических обстоятельств, а также глобальных тенденций в сфере СМИ происходит переосмысление содержания музейной деятельности, помимо традиционных познавательной и культурно-просветительской активно развиваются также коммуникативная, информативная и рекреационная функции музея5.

Датские исследователи Стиг Хьярвард и Лина Петерсен полагают, что если раньше музеи были национальными коллекциями высокого искусства или культурного наследия, то в настоящее время музеи в связи с медиатизацией все в большей степени определяют себя через опыт, который они предоставляют своей аудитории. Они также указывают на выделенные датской исследовательницей Майей Рудлофф три ключевых слова, которые доминируют в культурной политике по отношению к музеям: опыт посетителя, интерактивность и партиципаторность (Hjarvard, Petersen: 2013).

Российские музеи также не отстают от мировых тенденций. Осознание важности роли музеев в формировании культурной политики наблюдается не только на уровне музейных работников в России, но и на государственном уровне в целом. Так, усиление присутствия федеральных музеев, их деятельности в информационной повестке считает важным директор Департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов6.

В современных условиях затруднительно сказать, кто выступает большим популяризатором искусства – СМИ или музей. Как отмечает отечественный исследователь О.А. Джумайло (2018), «…при всем значении сферы технологической и изменения среды на цифровую современная культурная продукция продолжает существовать и в традиционных формах, и в поразительном многообразии квазиформатов. Речь идет не столько о технологической неизбежности подчинения медиа неким универсальным формам, сколько о динамичной картине взаимодействия разнообразных медиа в меняющихся социальных и культурных контекстах».

Любой музей взаимодействует не только с посетителями и журналистами, но и с другими музеями, научным и культурным (профессиональными) сообществами, бизнесом, образовательными учреждениями, городской средой.

В данной работе наибольший интерес для нас представляет рассмотрение того, каким образом искусство и музейная деятельность в частности представлены в информационном поле российских СМИ. 

Сегодня, по словам профессора Е.Л. Вартановой, в условиях активного развития цифровой медиасреды, расширения пространства культуры в медиа, актуализируется необходимость переосмысления взаимосвязей культуры и средств массовой информации (Вартанова, 2015). В рамках исследования, проанализировав публикации культурной тематики, мы рассмотрели особенности освящения деятельности художественных музеев в современных российских СМИ для определения того, как воспринимается и транслируется журналистами представленное в музейном пространстве искусство в современных условиях технологического прогресса и медиатизации социального пространства, когда медиа все еще активно участвуют в формировании общественного мнения, вкуса, культурных предпочтений и эстетических ценностей современного человека.

 

Методика исследования

Данное исследование представляет собой попытку выявить и осмыслить характеристики освещения искусства в российских СМИ, связанные, с одной стороны, с современной спецификой развития медиасреды, с другой – с особой ролью музея как популярного средства массовой коммуникации (Гюйссен: 2012) и социального пространства, традиционно представляющего искусство широкой аудитории.

Для определения места, отводимого в современном медиапространстве изобразительному искусству, характеристики средств его репрезентации и статуса лиц, представляющих искусство в российских медиа, нами был выбран метод контент-анализа.

Для формирования выборочной совокупности были использованы данные рейтинга Рамблер/Топ-100 в рубрике «Новости и СМИ». Для исследования были отобраны наиболее популярные на момент программирования исследования информационные интернет-ресурсы универсального характера, такие как aif.ru, iz.ru, kommersant.ru, kommersant.ru/ogoniok, kp.ru, mk.ru, ng.ru, novayagazeta.ru, newizv.ru, echo.msk.ru, profile.ru, expert.ru, gazeta.ru, lenta.ru, rbc.ru, metronews.ru, forbes.ru, ria.ru, tass.ru, interfax.ru, life.ru, ura.ru, vm.ru, snob.ru, fontanka.ru. Период данного исследования охватывает временной промежуток с 1 апреля 2017 г. по 31 марта 2018 г. Данный временной отрезок был выбран после публикаций отчетов Министерства культуры Российской Федерации о рекордных приростах посещаемости художественных музеев в 2016 году7 и до первичной реакции СМИ на послание президента РФ Федеральному собранию, на котором была поставлена задача создания в российских регионах культурных кластеров8. Кроме того, в 2017 году вступили в силу изменения в закон «О музейном фонде в РФ и музеях Российской Федерации» и авторы хотели проанализировать ситуацию в освещении музейной деятельности после данных изменений9.

База журналистских материалов была сформирована при помощи списка ключевых слов: музей, выставка, экспонат, куратор, экспозиция (с учетом производных слов и падежных форм). Выборка производилась путем последовательного поиска по каждому из ключевых слов публикаций на интернет-сайтах.

Из найденных текстов исключались повторяющиеся материалы, а также публикации, включающие поисковые слова только в качестве косвенного упоминания, а не элемента основного содержания публикации. Если количество найденных текстов на каком-либо из сайтов превышало 200 единиц, осуществлялся шаговый отбор, уравнивающий сопоставляемые массивы публикаций каждого из исследуемых интернет-ресурсов. Для доведения выборочной совокупности до 200 публикаций в единичных случаях потребовалось допустить незначительное увеличение периода исследования. После этого из отобранного журналистского материала культурной тематики, освещающего деятельность музеев, были выделены для анализа 1759 текстов, посвященных музеям художественного профиля.

Разработанный в рамках исследования кодификатор для анализа публикаций музейной тематики в российских СМИ включает 14 категорий, часть из которых необходима для характеристики тематики и проблематики данного сегмента (предмет публикации, тип представленного в тексте музея, география описанного сюжета, герой публикации); следующие категории отражают статус и особенности работы лиц, освещающих искусства в СМИ (автор публикации, роль автора по отношению к описываемому сюжету, отношение автора к предмету публикации, степень оригинальности материала, количество ссылок, источники музейной информации); и, наконец, часть категорий направлена на выявление методов и средств репрезентации искусства в СМИ (жанр публикации, языковые особенности, средства изложения содержания, характеристики иллюстративного материала).

 

Результаты

Изучая репрезентацию деятельности художественных музеев в современном российском медиапространстве, в первую очередь следует обратиться к анализу предметной направленности публикаций, посвященных музеям художественного профиля, для понимания специфики контента.

 

Таблица 1

Предмет публикации музейной тематики в исследуемых СМИ (возможно обращение к нескольким темам)

Предмет публикации

N=1759

Количество публикаций

%

Собственно музейная деятельность

1437

55,3

Институциональное взаимодействие и регулирование музейной деятельности

336

12,9

Изучение музейной деятельности

217

8,4

Вненаучная деятельность музейных работников

163

6,3

Безопасность, кражи и страховки

147

5,7

Предоставление площадей

48

1,8

Оценка экспонатов

46

1,8

Участие в аукционах

37

1,4

Атрибуция

23

0,9

Другое 

143

5,5

 

Как показывают данные исследования (см. таблица 1), более половины тематических материалов неспециализированных СМИ направлено на освещение собственно музейной деятельности. Данные публикации, как правило, включают репрезентацию фактов, событий, процессов, связанных с деятельностью художественных музеев, в том числе информацию о постоянных экспозициях, организации выставок, отдельных экспонатах, проведении конференций и лекториев, результатах работы с архивами и запасниками. При этом большинство публикаций анонсирует и освещает открытие новых выставок (часто в виде текстовой афиши культурных событий на неделю или на месяц), реже разбор отдельных экспонатов выставок или экспозиции в целом. В категорию «институциональное взаимодействие» попадают материалы, связанные с реформированием (например, вызвавшие широкий резонанс ситуации с выселением Общественного Музея имени Н.К. Рериха и передачей РПЦ Исаакиевского собора или Собора преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге), финансированием, кадровыми вопросами, ремонтом и строительством новых помещений. С одной стороны, тематическая направленность публикаций о художественных музеях по большей части носит консервативный характер, так как многие потребители по-прежнему интересуются именно традиционной музейной деятельностью (Грачева: 2010). С другой стороны, художественный музей ХХI века стремится привлечь широкое внимание не только ценителей высокого искусства и специалистов, но и других социальных групп. Тенденции массовизации и доместификации искусства проявляются в синергии музейной деятельности, организации музеями культурно-образовательных проектов, направленных, помимо получения знаний, на развитие социальной активности и реализацию личности в сфере досуга, а также в популяризации искусства через коммерциализацию. Посетители в свою очередь воспринимают музей уже не как место «элитного сохранения культуры» (Гюйссен: 2012), но как центр свободного времяпровождения, массового общения и организации досуга. Все большее количество зрителей ждет от музея сильных впечатлений, зрелищных выставок и мероприятий, а не вдумчивого погружения в культуру и серьезного получения знаний. Следствием отмечаемых исследователями процессов изменения контента СМИ и трансформации отношений СМИ и аудитории, проявляющихся, в частности, в журналистике сферы культуры и искусства, как и в других областях, является то, что сегодня значительная часть публикаций культурной тематики направлена на развлечение или стимулирование потребительского интереса, что не отражает всех присущих музею функций (Вартанова, Смирнов: 2009). Согласно данным таблицы 1, российские СМИ уделяют немного внимания темам сохранения культурного наследия, популяризации музеями культурно-исторического знания, публичной гражданской активности музейных работников.

Анализ публикаций на предмет географических характеристик сюжета музейной направленности также дает возможность сделать некоторые заключения о формировании у аудитории средствами массовой информации представления о мировом искусстве.

 

Таблица 2

География описанного в журналистском тексте музейной тематики сюжета 

Регион

N=1759

Количество публикаций

%

Россия

1400

79,6

Европа

224

12,7

Северная Америка (в т.ч. США, Канада)

53

3

Азия (в т.ч. Ср. Азия, Китай, Сев. и Юж. Корея,

Япония, Индия, Ближ. Восток)

35

2

Центральная и Южная Америка

7

0,4

Австралия и Новая Зеландия

3

0,2

Африка (в т. ч. ЮАР, Египет)

0

0

География не определяется по тексту

37

2,1

 

При исследовании географического аспекта сюжета (см. таблица 2) следует отметить очевидное превалирование текстов, освещающих российскую культурную среду. Освещению мировой музейной деятельности, связанной с искусством, в отечественных медиа отводится менее 20% публикации. Как правило, данные журналистские тексты ориентируются на продиктованный модой интерес российской аудитории к определенным зарубежным деятелям искусства или содержат информацию о глобальных культурных событиях и хорошо известных массовому зрителю крупнейших европейских музеях.

Тем не менее, освещение отечественного мира искусства нельзя назвать полноценным и равномерным на уровне всей России. Детализация предмета публикаций позволяет говорить об неоднородности в репрезентации музейной деятельности отечественными СМИ. Анализ публикаций показывает, что отечественные медиа делают наибольший акцент на репрезентации музейной деятельности двух культурных центров страны – Москвы (72,5%) и Санкт-Петербурга (25%). Отражение в СМИ культурной жизни регионов остается фактически без внимания, занимая лишь 2,5% публикаций. Можно предположить наличие некоторых связей между политическим процессом и освещением мира культуры и искусства в отечественных СМИ. Так, реакцией на данную тенденцию стал указ правительства о создании в регионах России культурных кластеров, которые соберут на одной площадке филиалы ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга, творческих вузов и других крупных культурных организаций. По идеи государственных властей, данные организации будут способствовать развитию и обогащению культурной жизни в других городах, с одной стороны, тесно сотрудничая с местными учреждениями культуры, а с другой, – открывая доступ жителям регионов к мировым памятникам искусства, находящимся в распоряжении крупнейших российских музеев: «насыщенная культурная жизнь, яркие творческие события, возможности раскрыть свои таланты должны быть доступны каждому человеку в любом регионе нашей страны»10. По словам Президента РФ, программа создания культурных кластеров в каждом из федеральных округов является одним из приоритетов национального проекта в сфере культуры. Предпринятые меры в том числе нацелены на расширение географического охвата в репрезентации мира искусства и культуры в российских медиа.

Как отмечалось выше, музеи XXI века как культурно-просветительские и досуговые центры стремятся к демократизации, общественной открытости и ориентации на все социальные слои. Все явственнее проявляется тенденция десакрализация искусства. В таком случае вполне закономерной становится склонность к упрощенному характеру репрезентации искусства в современном медиапространстве (см. таблица 3). Подавляющее большинство анализируемых журналистских текстов культурной тематики написаны просто и доступно для массового читателя, в них ограниченно употребление специальной лексики и искусствоведческой терминологии, что отличает издания общего интереса в целом. Редкие культурно-исторические термины чаще всего обозначают названия художественных направлений и школ (напр. малые голландцы, рафаэлиты и т.п.).

 

Таблица 3

Языковые особенности публикаций музейной тематики в исследуемых СМИ 

Язык публикации

N=1759

Количество публикаций

%

Текст практически не содержит научной лексики и терминов

1571

89,3

Текст содержит специальную лексику, культурно-исторические термины с пояснениями

140

8

Текст насыщен специальной лексикой, культурно-историческими терминами без пояснений

48

2,7

 

Говоря о временном охвате анализируемых материалов, важно заметить, что абсолютное большинство текстов носит актуальный характер. Во-первых, это связано со спецификой работы журналиста, полностью ориентированной на новостной поток. Во-вторых, важную роль здесь играют, с одной стороны, заинтересованность самих музеев в информировании аудитории с целью привлечения посетителей, а с другой – устойчивый запрос самой публики на информацию о проводимых культурных мероприятиях, на который журналисты отвечают в виде анонсов.

По этой причине не вызывает удивления явное преобладание среди анализируемых материалов текстов информационных жанров (см. таблица 4). Наибольшей популярностью пользуются краткие заметки и информационные корреспонденции, в которых тема искусства в музее обрисовывается кратко и поверхностно.

Как показало исследование, аналитические жанры в текстах о музеях и их деятельности представлены в отечественных СМИ неравномерно. Издания «Сноб», «РБК», «ТАСС», «Интерфакс» используют в основном только информационные жанры для освещения мира искусства и культуры, что закономерно для информационных агентств. При этом следует отметить довольно существенный процент аналитических текстов в таких СМИ, как, например, echo.msk.ru, aif.ru, kommersant.ru, novayagazeta.ru, expert.ru или ria.ru. Основываясь на данных наблюдениях, можно сделать заключение, что жанровое предпочтение зависит главным образом от ориентации издания на определенный сегмент аудитории.

Что касается художественно-публицистических жанров, то многие из них вовсе не представлены в анализируемом массиве материалов, другие составляют крайне незначительный процент.

 

Таблица 4

Жанровые особенности текстов музейной тематики в исследуемых СМИ

Жанр

N=1759

Количество

публикаций

%

Информационные жанры, в т.ч.

 

75,4

            Заметка

1031

58,6

            Информационная корреспонденция

150

8,5

            Информационный отчет

56

3,2

            Репортаж

46

2,6

            Информационное интервью

35

2,5

            Вопрос – ответ

8

0,4

            Блиц-опрос

1

0,1

Аналитические жанры, в т.ч.

 

23

            Статья

162

9,2

            Обозрение

104

5,9

            Аналитическое интервью

46

2,6

            Аналитическая корреспонденция

28

1,6

            Журналистское расследование

26

1,5

            Беседа

19

1,1

            Рецензия

8

0,5

            Комментарий

4

0,2

            Аналитический пресс-релиз

4

0,2

            Аналитический отчет

2

0,1

            Эксперимент

1

0,1

            Письмо

1

0,1

            Исповедь

1

0,1

Художественно-публицистические жанры, в т.ч.

 

1,1

            Фотоочерк

12

0,6

            Очерк

7

0,4

            Фельетон

1

0,1

Колонка редактора / редакционная статья

9

0,5

 

По справедливому замечанию маркетологов и исследователей (Градюшко, 2014: 79; Симакова, 2015: 163; Шевченко, 2014) в настоящее время «визуальный контент, проявляя себя во всех видах СМИ, становится медиатрендом». Эти процессы соответствуют меняющимся запросам массовой аудитории, обладающей клиповым мышлением. Несомненно, специфика тематики текстов, посвященных изобразительному искусству, делает особенно уместным включение иллюстративного материала различных типов. Однако, как показывает исследование, в 36% рассмотренных текстов визуальный контент отсутствует (см. таблица 5). Это можно объяснить тем, что публикуемые средствами массовой информации материалы в большинстве случаев представляют собой анонсы или отчеты о выставках и культурных событиях, призванные лишь бегло ознакомить аудиторию, заинтриговать публику, а не заменить ей поход в музей.

Достаточно предсказуемо, что наиболее востребованным типом визуальных материалов для анализируемых публикаций являются фотографии и репродукции памятников искусства.

 

Таблица 5

Характеристики иллюстративного материала в публикациях музейной тематики в исследуемых СМИ

Иллюстрация

N=1759

Количество публикаций

%

Фотография, репродукция

975

55,4

Иллюстративный материал отсутствует

633

36

Виртуальная галерея

70

14

Рисунок (портрет, карикатура и проч.)

40

2,3

Видеоматериалы

40

2,3

Графики, таблицы, диаграммы

0

0

Инфографика

0

0

 

Хотя жанр фоторепортажа получил развитие в России еще во второй половине XIX века, сегодня благодаря новым цифровым технологиям возможности фотографии подвергаются ощутимым изменениям (Симакова, 2016: 127). Одной из основных задач цифровизации музейных экспонатов является широкое распространение художественных произведений в печатной и электронной форме с целью дать массовой аудитории представление о предмете съемки. Оцифрованные шедевры, служащие иллюстрациями научных и научно-популярных изданий, лекционных курсов, тематических альбомов или являющиеся частью экспозиций музеев и галерей, позволяют создать впечатление непосредственного просмотра оригинала произведения искусства (Славных, 2015: 110). Фотоматериал сегодня активно используется журналистами, представителями как «новых медиа», так традиционных СМИ. По замечанию представителя компании Media Wales П. Роуланда, использование фотографии позволяет журналисту погрузить читателя в статью, то есть, включение иллюстративного материала является эффективным способом, позволяющим привлечь и удержать внимание аудитории, сделать правильные акценты, вызвать ассоциации и способствовать лучшему запоминанию информации11. Активное использование фотоматериалов приводит к образованию новых разновидностей жанра визуальной журналистики: появляются фотоподборки и слайд-шоу как новый вид визуального контента, применяемый именно в интернет-публикациях. В составленном нами для анализа текстов кодификаторе не был учтен новый, но уже достаточно распространенный жанр фотоподборки. Однако было замечено значительное число таких публикаций (в частности в интернет-издании Lenta.ru). На примере данного жанра мы отчетливо видим, что журналисты с целью привлечения внимания массовой аудитории все чаще прибегают к новым формам передачи информации – увеличению визуального контента при сокращении текстовой части вплоть до кратких подписей к фотографиям. При этом журналист из подобных публикаций практически полностью устраняется (см. таблица 6 и таблица 7).

 

Таблица 6

Роль автора по отношению к описываемому сюжету в публикациях музейной тематики в исследуемых СМИ

Роль автора

N=1759

Количество публикаций

%

Сторонний наблюдатель

1412

80,3

Очевидец

216

12,3

Участник

130

7,4

 

Как было отмечено выше, в журналистике сферы культуры и искусства, как и в других областях, преобладают информационная и рекреативная функции, хотя некоторые теоретики журналистики отмечали и ее культуроформирующую, духовно-идеологическую роль (Вартанова, 2021). Так, например, в нормативной модели Е.П. Прохорова (2011) отмечено, что журналистика как один из институтов культуры должна способствовать распространению в обществе высоких культурных ценностей, воспитанию людей на образцах мировой культуры, всестороннему развитию человека. В свою очередь доминирование информационных жанров в публикациях культурной тематики приводит к широкому распространению нейтрального отношения автора к описываемому предмету. Так, говоря о ценностно-регулирующей функции, включающей «распространение отношения к публикуемой информации <…>, трансляцию оценочных шкал, формулирование ценностных систем» (Фомичева, 2007: 61), можем отметить, что, например, отражая шкалу «нравственное-безнравственное» при освещении скандальных арт-проектов и закрытых под давлением общественности выставок, СМИ зачастую не дают нравственных оценок данному явлению, не инициируют обсуждение, а лишь сообщают о реакции общества12.

 

Таблица 7

Отношение автора к предмету публикации музейной тематики в исследуемых СМИ

Отношение

N=1759

Количество публикаций

%

Нейтральное или отсутствует

1367

77,7

Положительное

309

17,6

Сбалансированное

55

3,1

Отрицательное

28

1,6

 

В журнальной или газетной статье индивидуальный оценочный подход может быть выражен достаточно остро, субъективно, но практика показывает, что это становится все менее и менее актуальным (Котломанов, 2015). Журналист все чаще принимает на себя роль не вовлеченного в процесс, незаинтересованного стороннего наблюдателя, в нашем случае рерайтера, создающего анонсы на основе пресс-релизов художественных музеев. По данным, полученным в ходе исследования (см. таблица 8), 39% журналистских текстов не являются оригинальными, большая их часть написана по материалам других СМИ, остальные представляют собой полное заимствование. Следует отметить, что под полностью оригинальным текстом авторами понимались материалы, в которых отсутствовали ссылки на сторонние источники.

 

Таблица 8

Степень уникальности и самостоятельности контента в публикациях музейной тематики в исследуемых СМИ

Уникальность контента

N=1759

Количество публикаций

%

Текст полностью оригинальный, не содержит заимствований (ссылки отсутствуют)

1071

60,9

Текст написан на основе публикаций иных СМИ (присутствуют ссылки), но содержит оригинальные добавления (комментарии, сведения, новые данные)

640

36,4

Текст полностью заимствован из другого СМИ (присутствует ссылка)

48

2,7

 

В свою очередь, аналитическая и культурно-образовательная деятельность переходит к самим музеям, осуществляющим эти виды функций на собственных сайтах и в социальных сетях. По мнению исследователя Н.Г. Лосевой, сегодня музеи представляют собой не только хранилища, они претендуют на живой диалог с аудиторией и становятся «новыми медиа». Их задача не просто хранить и демонстрировать экспонаты, организовывать выставки, но и информировать аудиторию, вступать с ней в коммуникацию, производить дополнительный контент13. Принимая на себя роль СМИ, официальные сайты музеев, их паблики в социальных сетях и каналы в мессенджерах становятся мощным инструментом для общения с аудиторией как для исследования, так и для формирования ее вкусов (Белькевич, 2012: 140).

 

Таблица 9

Источники музейной информации, используемые автором текста музейной тематики в исследуемых СМИ

Источник

N=1759

Количество публикаций

%

Пресс-релизы, отчеты, официальная информация от научных центров и ученых

562

32

Эксперты

246

14

Российское информационное агентство

190

10,8

Анонимные источники, слухи, личные (неофициальные) заявления

70

4

Российское общественно-политическое универсальное СМИ

70

4

Зарубежное общественно-политическое универсальное СМИ

52

3

Зарубежное информационное агентство

52

3

Российский общественно-политический универсальный интернет-ресурс

33

1,9

Зарубежный общественно-политический универсальный интернет-ресурс

17

1

Российское специализированное СМИ о культуре и искусстве

17

1

Архивы (в т.ч. авторефераты диссертаций, материалы конференций и проч.)

17

1

Базы данных

2

0,1

Зарубежное специализированное СМИ о культуре и искусстве

2

0,1

Зарубежный специализированный научный интернет-ресурс

2

0,1

Российский специализированный научный интернет-ресурс

0

0

Источник не указан / не определяется по тексту

422

24

 

Для освещения мира искусства, осмысления его сути и значения художественных произведений важно мнение и опыт автора. Однако, как уже было отмечено выше, в основном массиве журналистских текстов (80% случаев) «очевидец» как раз отсутствует (см. таблицу 6). Сегодня задача пишущего об искусстве журналиста сводится преимущественно к транслированию новостей и публикации отчетов о проводимых выставках и культурных мероприятиях. Присутствие журналиста в таких текстах стремительно падает, его роль сходит на нет, зачастую ограничиваясь перепечаткой пресс-релизов от музеев14. Возможно, что и стремление избежать элитарности, представить искусство и деятельность музеев в доступном для широких масс виде, приводит к отказу от экспертного мнения художественных критиков, искусствоведов, работников музеев (см. таблица 10). Редко занимаясь арт-критикой самостоятельно, журналисты при этом не привлекают профессионалов. Так в анализируемых нами изданиях публикации, написанные экспертами в области искусства, не составляют даже 1%.

Однако потребность в «объяснении» языка искусства, интерес к анализу культурных явлений у публики не иссякает, что косвенно подтверждается наличием художественной критики в книжном формате, а также в новых форматах пабликов, подкастов и блогов об искусстве.

 

Таблица 10

Автор публикации музейной тематики в исследуемых СМИ

Автор публикации

N=1759

Количество публикаций

%

Журналист

1450

82,4

Не определяется по тексту

253

14,4

Представитель пресс-службы, службы по связям с общественностью

7

0,4

Искусствовед

5

0,3

Музейный работник

4

0,2

Представитель общества

2

0,1

Другое

3,9

2,2

 

Заключение

Проведенный анализ освещения музейной деятельности в универсальных российских СМИ позволяет сделать некоторые обобщения и выявить ряд тенденций.

Большая часть материалов касается классической музейной деятельности (материалы о постоянных экспозициях, отдельных экспонатах, выставках, конференциях, результатах работы с архивами и запасниками, лекториях занимают 55,3%). В то же время, следствием демократизации музея становятся тенденции к десакрализации искусства и утрате у публики восприятия музея как места «элитного сохранения культуры», что отражается и в журналистских текстах.

Ориентация пишущих об искусстве журналистов на массовую аудиторию, нацеленную, прежде всего, на культ потребления и развлечения, приводит арт-журналистику к критическому состоянию. Данные тенденции проявляются не только в выборе освещаемых тем, но и в специфике подачи материала. В первую очередь это касается упрощенного характера репрезентации искусства в СМИ, что находит отражение в языке публикаций, незамысловатой подаче материалов, отсутствии искусствоведческой терминологии (практически 90% текстов).

Стоит отметить, что результаты проведенного анализа показали явное обеднение жанровой палитры. Даже для освещения мира искусства журналисты выбирают преимущественно информационные жанры – на них приходится 75,5% текстов (из которых более половины являются заметками), 22% составляют аналитические материалы и лишь 1% художественно-публицистические. Преобладание информационных жанров объясняет нивелирование роли журналиста, отказ от выражения им личного мнения, то есть доминирование нейтрального или отсутствующего отношения автора к предмету публикаций (78% текстов). Данное явление приводит к некоторому однообразию текстов, хотя, казалось бы, тема деятельности художественных музеев представляет собой широкое поле для журналистского творчества и разнообразия жанров.

Наконец, фокусируясь на информировании и развлечении, журналисты уделяют меньше внимания аналитической, культурно-образовательной и воспитательной функциям. Возможно, активное развитие собственных сайтов музеев, сайтов-сателлитов и пабликов в социальных сетях связано с необходимостью выполнения этих функций самими музеями. Однако для получения более точной информации о функциональной специфике текстов следует провести дополнительное опросное исследование мнения музейных сотрудников и арт-экспертов, поскольку делать окончательные выводы о задачах медиатекстов, основываясь исключительно на материалах анализа контента, затруднительно.

 



Примечания

  1. Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://museum.ru/RME/sci_art.asp  (дата обращения: 28.05.2020).
  2. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MUZE_HUDOZHESTVENNI.html (дата обращения: 23.05.2020).
  3. Музеи России. Режим доступа: http://www.museum.ru/mus/type.asp (дата обращения: 23.12.2020)
  4. Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/about/media-research-centre/nauchno-issledovatelskie-proekty2018-2019-uch-goda-/mediatizatsiya-v-sovremennoy-rossii-teorii-i-praktiki.php (дата обращения: 16.09.2019).
  5. Международный совет музеев, ИКОМ. Режим доступа: https://icom.museum/en/standards-guidelines/museum-definition/ (дата обращения: 29.05.2020).
  6. Владислав Кононов назначен новым директором департамента музеев Минкультуры России. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/press/news/vladislav_kononov_naznachen_novym_direktorom_departamenta_muzeev_minkultury_rossii/?sphrase_id=2692441 (дата обращения: 21.02.2020).
  7. Министерство Российской Федерации. Деятельность. Отчеты – 2016. Режим доступа: https://culture.gov.ru/activities/reports/report2016/ (дата обращения: 21.02.2020).
  8. Послание Президента РФ Федеральному собранию 1 марта 2018 года (стенограммы). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages (дата обращения: 20.05.2020).
  9. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"». Режим доступа: https://rg.ru/2016/07/12/muzei-dok.html (дата обращения: 21.02.2020).
  10. Владимир Путин обсудил с деятелями искусства создание культурно-образовательных кластеров в российских регионах. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2019-01-08/358408-vladimir_putin_obsudil_s_deyatelyami_iskusstva_sozdanie_kulturno_obrazovatelnyh_klasterov_v_rossiyskih_regionah (дата обращения: 20.05.2020).
  11. Андерсон К. Визуальная журналистика – не только для «больших людей». Режим доступа: https://www.kbridge.org/ru/visual-journalism-is-not-just-for-the-big-boys-2/ (дата обращения: 29.11.2020).
  12. Запретное искусство: как в России закрывают выставки. Режим доступа: https://style.rbc.ru/impressions/57ea37669a7947fe40cceaf8 (дата обращения: 28.02.2021).
  13. Лосева Н.Г. Музеи – это новые медиа Режим доступа: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/mediatrends_loseva (дата обращения: 16.05.2020).
  14. Матвеева А. «Кризис» и «критика» слова однокоренные. Режим доступа: http://www.artguide.com/posts/672 (дата обращения: 23.03.2020).

 

Библиография

Белькевич Д. Музей в поисках аудитории // Искусство. 2012. № 2 (581). С. 140.

Вартанова Е.Л. Нормативное и идеальное: к пониманию Е.П. Прохоровым теории журналистики // МедиаАльманах. 2021. № 2 (103). С. 8–13.

Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // МедиаАльманах. 2015. № 4 (69). С. 8–10.

Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. № 4.

Градюшко А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве // Международная журналистика – 2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран: материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (20 февр. 2014 г., Минск) / под общ. ред. Т.Н. Дасаевой; сост. Б. Л. Залесский. Минск: Издат. центр БГУ, 2014. С. 77–88.

Грачева Е.С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект // Молодой ученый. 2010. № 10. С. 240–245.

Гюйссен А. Бегство от амнезии: музей как массмедиа // Искусство [The Art Magazine]. 2012. № 2 (581). С. 36–51.

Джумайло О.А. «Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании». Верхневолжский филологический вестник №4 (15). 2018.

Котломанов А.О. Кризис или депрессия? Комментарий по поводу актуальных проблем арт-критики // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 15. Вып. 2. С. 161–163.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011.

Симакова С.И. Развитие визуальной журналистики // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14–15 апреля 2016 года. Екатеринбург, 2016. С. 125–129.

Симакова С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360). С. 163–169.

Славных В.А. Тарасов Д.А Филимонов В.В. Цифровая фотосъемка произведений живописи // Передача, обработка, восприятие текстовой и графической информации: материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 19–20 марта 2015 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 209–219.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 61.

Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики. Медиаскоп. 2014. № 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1654 (дата обращения: 23.03.2020).

 

Hjarvard S., Petersen L.N. (2013) Mediatization and cultural change. MedieKultur 54: 1–7.