Languages

You are here

Развитие бизнес-моделей российских видеосервисов на современном этапе

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Эль-Бакри Т.В. Развитие бизнес-моделей российских видеосервисов на современном этапе // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2750

DOI: 10.30547/mediascope.4.2021.6

 

© Эль-Бакри Татьяна Владимировна

научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), tarutan@mail.ru.

 

Аннотация

В статье рассматривается развитие бизнес-моделей легальных видеосервисов в России. На видеорынке основными направлениями монетизации выступают доходы от рекламы, платного контента, передачи авторских прав на коммерческой основе. Современный этап развития видеорынка характеризуется переходом основного числа видеосервисов на платную монетизацию, формированием бизнес-экосистем с широким выбором потребительских услуг помимо доступа к видеоконтенту, развертыванием производственных мощностей по самостоятельному производству контента видеосервисами, ростом кооперации.

Ключевые слова: бизнес-модель, монетизация, видеосервис, ОТТ-сервис, видеорынок.

 

В основе изменений, происходящих в медиаиндустрии в последние десятилетия, лежат процессы, связанные с интернетом, платформами и подключенными устройствами, такими как смартфоны (Deuze, Prenger (eds.), 2019: 14). Видеоконтент проник в интернет вследствие цифровизации медиасферы и конвергенции, то есть слияния различных технологий, интеграции информационных, телекоммуникационных и компьютерных платформ (Вартанова, 1999: 11–14), в результате чего была сформирована новая конвергентная среда, экосистема «ИТ – телекоммуникации – медиа» (De Prato, Sanz, Simon (eds.), 2004), в которой осуществляется производство и дистрибуция единого цифрового медиаконтента (Шилина, 2010: 622).

До переноса видеоконтента в интернет была осуществлена масштабная интеграция печатных СМИ в digital-среду, привнеся большие изменения в редакционный менеджмент печатных и онлайн СМИ, способствуя конвергенции в редакциях СМИ и трансформации места редакции в информационной экосистеме (Вырковский, 2016, 2015). Данные процессы сопровождались ростом числа СМИ в интернете и увеличением спроса аудитории на новостной и развлекательный контент (Vartanova, Vyrkovsky, Smirnov, Makeenko, 2016). Технологически видеотрансляции, включая телевизионное вещание, стали возможными в цифровых сетях только с 2000-х гг., когда повсеместно везде в мире началось строительство сетей широкополосного доступа в интернет, что привело к существенному повышению скорости передачи данных. Таким образом, были созданы технологические предпосылки формирования сегмента услуг, предоставляющего доступ к просмотру видеоконтента по запросу (VOD) через ОТТ-сервисы (Over the Top — это сервисы, передающие видеоконтент напрямую в интернете без использования специальных телевизионных приставок). ОТТ-сервисы заменили собой возникшие в 1980 гг. видеосервисы, которые специализировались на аренде видеоконтента на физических носителях. Новый электронный видеорынок, так же как и его предшественник на физических носителях, вначале развивался благодаря массовой распространению нелицензированного контента, однако со временем бизнес по предоставлению видеоуслуг практически везде в мире вошел в легальное поле.

Внедрение новой технологии дистрибуции видеоконтента оказало серьезное влияние на всю аудиовизуальную индустрию, включая платное телевидение, эфирные бесплатные каналы, кинопроизводство и кинопрокат. В США и других западных странах массовая отписка домохозяйств от услуг платных операторов получила название кордкаттинга, или кабельного отказничества, причем данный процесс затронул не только кабельных операторов, но также и спутниковое ТВ. Отказники как правило переходят на просмотр сразу нескольких сервисов по технологиям ОТТ, IPTV, цифрового эфирного ТВ, открытые спутниковые каналы и т.д. Отток телевизионной аудитории стал основанием для пересмотра бизнес-схем также и бесплатными эфирными телеканалами, которые вместе с новыми участниками видеорынка в интернете, такими как ИТ-компании, телекоммуникационные операторы, начали открывать собственные ОТТ-сервисы. Не менее серьезную конкуренцию новый вид услуг представляет и для киноиндустрии, вынужденной затрачивать большие бюджеты на продвижение фильмов, чтобы оторвать зрителей от домашних экранов и смартфонов и привести их в кинозалы. Перенос деятельности в интернет сопровождается тенденцией к объединению большого числа компаний из различных сегментов медиа, телекомов и ИТ в рамках холдингов и корпораций, а также концентрацией медиабизнеса, что является отличительной чертой развития как почти любой национальной, в том числе российской, так и глобальной медиаиндустрии (Смирнов, 2014). Развитие мирового ОТТ-рынка сопровождалось созданием мощных компаний, стремящихся оказывать услуги на множестве национальных рынков. В 2016 г. американские видеосервисы Netflix и Amazon Prime Video вышли на глобальный рынок видеопоказа. Проникновение видеоконтента на интернет-площадки привело к изменению мирового рекламного рынка: в период 2010 гг. основные рекламные бюджеты повсеместно везде в мире были перенесены с телевизионного рынка в интернет. В 2006 г. открылся российский видеохостинг Rutube, в 2007 г. начал функционировать первый российский легальный онлайн-кинотеатр Tvigle, а уже в 2018 г. в России годовые продажи рекламы в интернете обогнали рекламные бюджеты на телевидении1.

Кино и телевидение традиционно представляют собой важные сегменты индустрии свободного времени (Horner, Swarbrooke, 2005; Morley, 1986), в которой по мере цифровизации наблюдается дальнейшая интеграция медиа, предоставляющих потребителям новые формы наполнения свободного времени – такие, например, как социальные сети (Albrechtslund A. M., Albrechtslund A., 2014; Albarran, 2010; Flew, 2013; Hesmondhalgh, 2002). Видеоиндустрия была органически встроена в индустрию досуга и рынок свободного времени еще на этапе домашнего видео на физических носителях, специализируясь на продвижении развлекательного контента: фильмов, сериалов, шоу и видеоигр. На цифровом этапе произошло многократное увеличение объемов медиаконтента с использованием инноваций в системе организации бизнеса, в том числе путем интеграции новых площадок, платформ, компаний, что приводит к размыванию границ между СМИ и индустрией развлечений (Flew, 2014; Hesmondhalgh, 2002), оказав «огромное воздействие и на природу средств массовой информации, и на медиабизнес, и на отношения медиапрофессионалов и аудитории» (Вартанова, 2018: 11). Наблюдается тенденция к объединению в рамках одной медиакомпании различных услуг индустрии развлечений и медиа, таких как цифровые СМИ и новостные службы, платформы для показа шоу, фильмов и сериалов, линейное телевизионное вещание в интернете, видеохостинги и социальные медиа. Подобную интеграцию можно наблюдать на примере крупнейших российских ИТ-компаний Яндекс и VK. При этом профессиональный медиаконтент является лишь частью контента в сегменте досуга и свободного времени, который производится и продвигается этими компаниями. Другой важной частью стал пользовательский контент (user-generated content), размещаемый более всего на социальных платформах.

Видеохостинги и социальные сети позволяют объединять потребителей и ресурсы в интерактивную экосистему с возможностью создания и обмена ценностями (Parker, Van Alstyne, Choudary, Foster, 2016), что актуализировало культуру участия аудитории. На смену традиционной модели медиапотребления пришла партиципаторная культура, или «культура соучастия», нивелирующая разделение на производителей и потребителей медиа (Дженкинс, 2019: 2530). Данная тенденция усиливается развитием экранной культуры, то есть типом культуры, основанным на системе экранных (плоскостных) изображений (Шигапова, 2014), материальным носителем которой выступает экран, представляющий собой один из базовых формообразующих принципов в культуре (Экранная культура. Теоретические проблемы, 2012: 5). Видеотехнологии дополнили традиционные экранные формы киноэкран и телеэкран компьютерным экраном, и видеоконтент в интернете стремительно набирает популярность весь последний период. По подсчетам Statista, в 2020 г. глобальная аудитория, которая смотрела или загружала видеоконтент в интернете через любое устройство хотя бы 1 раз в месяц, превышала 3 млрд человек2. По данным Zenith Media, средний пользователь в мире в 2021 г. потратит 100 мин в день на просмотр онлайн-видео3. В совместном докладе InterDigital и Futuresource о перспективах развития мирового видеорынка, выпущенном в 2020 г., прогнозируется, что к 2022 г. 82% глобального интернет-трафика будет формироваться за счет трансляций и загрузок видеоконтента4.

Современный этап развития российского видеобизнеса в интернете стал предметом нашего исследования. Исследовательские задачи включали выявление особенностей развития бизнес-моделей российских компаний, продвигающих в интернете аудиовизуальную продукцию: фильмы, сериалы, шоу, другие виды контента на фоне глобальных тенденций развития рынка онлайн-видео. Концептуальным основанием исследования стали научные труды на темы организации бизнеса и бизнес-моделей компаний.

 

Бизнес-модели компаний аудиовизуального сегмента

Понятие бизнес-модели возникло в середине ХХ в. и с 1990-х гг. активно применялось в исследованиях быстрорастущих интернет-компаний. Большой вклад в развитие концепции бизнес-модели в период 1990–2010 гг. внесли П. Друкер, П. Тиммерс, А. Остервальдер, Д. Магретта, М. Джонсон и др. (Друкер, 2003; Drucker, 1994; Timmers, 1998; Osterwalder, Pigneur, Tucci, 2005; Magretta, 2002; Johnson, Christensen, Kagermann, 2008). Разрабатывая теорию бизнеса, Питер Друкер дает обобщающее определение бизнеса: это понятие означает то, как компания зарабатывает деньги (Drucker, 1994: 9596). Цель бизнеса создание потребителя, «…именно для удовлетворения запросов и нужд потребителя общество доверяет предприятию ресурсы для производства материальных благ» (Друкер, 2003: 50). Таким образом, фокусируясь на решении ключевых вопросов определении профиля потребителя и способов получения прибыли, владелец компании выстраивает взаимосвязь ресурсов компании, корпоративную стратегию и бизнес-процессы. Понятие бизнес-модели характеризует процесс работы организации, того, каким образом компания получает прибыль, что представляет собой клиент компании, каковы его ценности, как доставить клиенту ценность по приемлемой цене (Magretta, 2002: 86–92). Бизнес-модель включает различные элементы, такие как продукция, услуги, информационные потоки, разнообразных участников бизнеса компании, источники доходов (Timmers, 1998: 38) и представляет собой инструмент с набором элементов, их взаимосвязей, для исследования логики предпринимательской деятельности (Hajiheydari, Zarei, 2012: 155–170).

Медиабизнес включает такие аспекты, как менеджмент и экономика, медиа-политика, рынки, потребители (Hesmondhalgh (ed.), 2006; Paterson, Lee, Saha, & Zoellner, 2016). Е.Л. Вартанова, исследуя организацию бизнеса в медиасфере, характеризует понятие бизнес-модели как «формальное описание структуры и деятельности компании, <…> метод ведения бизнеса, инструмент, используемый для получения доходов, видение того, как компания может служить своим сотрудникам и клиентам» (Основы медиабизнеса, 2014: 148). Медиаиндустрия представляет собой сдвоенный рынок товаров и услуг, использующий единую для отрасли цепочку создания ценности (Основы медиабизнеса, 2014: 147; Айрис, Бюген, 2010: 41–42), включающую создание, «упаковку», производство и дистрибуцию контента в соответствии со спецификой каждого сегмента медиа (Портер, 2005). Ключевой элемент бизнес-модели – способ генерации прибыли позволяет отнести большинство российских медиакомпаний к модели, в которой основные доходы формируются за счет платного контента или рекламы либо одновременно за счет платного контента и рекламы (Вартанова, 2011). Платный контент может монетизироваться в виде подписки, абонентской платы, продажи или аренды контент-продуктов. Бизнес-модель медиакомпании включает также и другие источники доходов, например, дистрибуция аудиовизуальных продуктов, таких как кинофильмы, телепродукция, видеоконтент, осуществляется за счет передачи авторских прав на коммерческой основе правообладатель (обычно производитель) предоставляет право на показ контента компании, осуществляющей доставку контента потребителю.

Вместе с тем российской спецификой является высокий уровень государственной поддержки медиаиндустрии. Многие крупные медиакомпании аудиовизуального сегмента киностудии, телеканалы, совмещают в своей деятельности коммерческую и дотационную (внерыночную) бизнес-модели. Ежегодно из российского госбюджета на кинематографию выделяется свыше 7 млрд руб.5, а СМИ предоставляются на порядок более крупные субсидии в 2018 г. было выделено 82,9 млрд руб., в 2019 г. 75,6 млрд руб., при этом основные расходы приходятся на телевидение6. Сокращение объемов телевизионной рекламы, наблюдаемое в последние годы, обостряет финансовые проблемы телекомпаний, в том числе крупнейших телеканалов, в связи с чем из госбюджета выделяются новые субсидии.

Развитие российского телевизионного рынка в постсоветский период происходило в направлении коммерциализации и сопровождалось консолидацией, что привело к формированию четырех крупных игроков медиахолдингов, объединивших ведущие телекомпании и телеканалы, это «Национальная Медиа Группа», «Первый канал», ВГТРК и «Газпром-медиа». Данные крупнейшие участники медиаиндустрии играют определяющую роль в российском телебизнесе, хотя не имеют определенного правового статуса по причине системного пробела в сфере регулирования холдингов в российском законодательстве (Смирнов, 2020: 36).

Особенностью медиаиндустрии является наличие двух основных групп участников медиапроизводства: компаний, создающих контент, и компаний, осуществляющих доставку контента потребителю. В случае аудиовизуальной индустрии первая группа включает производящие компании, киностудии, телевизионные продюсерские центры, а вторая кинодистрибьюторов, кинотеатры, телевизионных вещателей, видеосервисы. На практике многие компании, например, телеканалы, объединяют эти две основные функции по производству и доставке контента. Такая организация деятельности компании не исключает взаимодействие с посторонними производителями. Рынок российского телевизионного производства после распада СССР формировался по экономической схеме, сложившейся в телевизионном бизнесе США: американская модель включает производство телеконтента одновременно телеканалами и сторонними производителями продакшн-компаниями и студиями (Gervich, 2008: 21). На крупный российский телеканал могут одновременно работать сразу несколько различных продакшн-компаний. Например, в 2019 г. помимо самостоятельного производства Первый канал развивал сотрудничество с тремя крупными сторонними производителями телепрограмм, канал «Россия 1» показывал продукцию четырех крупных производителей телепрограмм, а в сегменте сериалов 53% продукции, показанной в эфире 17 основных российских телеканалов, было произведено двадцатью крупнейшими продакшн-компаниями7. В условиях развитого рынка онлайн-видео с 2018 г. подобная тенденция наблюдается и в российском видеопроизводстве: ОТТ-сервисы помимо функции показа контента начали открывать собственные производственные подразделения и налаживать постоянное сотрудничество с продакшн-компаниями.

В такой схеме у телеканалов и ОТТ-сервисов обычно складываются устойчивые связи с продакшн-компаниями. Подчеркивая влияние сотрудничества на бизнес-модели компаний, Д.Е. Климанов и О.А. Третьяк указывают, что «бизнес-модель имеет дело с процессом создания и предложения ценности для клиента, в котором участвует целый ряд компаний, взаимодействующих на рынке. Данный процесс, в свою очередь, является источником получения доходов для всех включенных в него агентов взаимодействия, а также демонстрирует некоторую сложившуюся структуру (архитектуру) взаимодействия компаний на рынке» (Климанов, Третьяк, 2014: 113). Тенденция сотрудничества медиакомпаний при создании контента является позитивным фактором для аудиовизуальной индустрии, поскольку совместное производство представляет собой эффективный инструмент риск-менеджмента, разделяя производственные риски между сторонами (Эль-Бакри, 2021: 300). В это же время бизнес-кооперация способствует росту эффективности загрузки производственных мощностей и занятости трудовых ресурсов производящих компаний и повышению объемов выпуска продукции.

Бизнес-модели кинокомпаний также включают производственную кооперацию, в которой растущее значение в последние годы принадлежит телеканалам. В схеме дистрибуции кинофильма велико значение вторичных рынков телевидения и онлайн, причем продвижение в видеосервисах стало основным направлением монетизации большинства российских кинофильмов, не имеющих успеха в кинопрокате. Вместе с тем развивается кинопроизводство, изначально нацеленное на дистрибуцию в видеосервисах без проката в кинотеатрах, низко- и среднебюджетные постановки, мелодрамы, истории из обыденной жизни. Данная бизнес-схема увеличивает число проектов, загрузку кинокомпаний и облегчает поиски финансирования, поскольку такие проекты имеют меньшие сметы производства, чем фильмы для киноэкрана.

 

Видеосервисы как новый участник аудиовизуального рынка

Объем мирового рынка легальных видеосервисов в 2020 г. приблизился к отметке в $100 млрд.8 Его развитие происходило в условиях функционирования зрелого рынка платного телевидения. Открытие ОТТ-сервисов предложило потребителям доступ к контенту по запросу, то есть не привязанному к программной сетке вещателя, и часто по более низкой цене, чем тарифы операторов платного ТВ. Эти факторы повлияли на отток аудитории с каналов платного телевидения. Растущая конкуренция со стороны ОТТ-сервисов привела к тому, что на многих развитых видеорынках, таких как Китай, Германия, Великобритания, Япония, Бразилия, ОТТ-сервисы уже имеют больше пользователей, чем платное ТВ9. В странах с традиционно высоким проникновением платного, прежде всего кабельного ТВ, таких как США, Франция, Индия, в 2020 г. сегмент платного ТВ все еще преобладал по показателю доли домохозяйств над ОТТ-сервисами10.

Рост мирового рынка ОТТ усилился с весны 2019 г. в период самоизоляции во время пандемии COVID-19. Увеличение свободного времени было использовано потребителями для поисков новых платформ, чему способствовала система промо-кодов и периодов пробной бесплатной подписки. Так, с 2019 г. высокими темпами происходит процесс переключения американской аудитории с платного ТВ на потоковое онлайн-вещание - отток подписчиков платных телеканалов оценивается в 7,8% в год11. В целом число американских домохозяйств, отказавшихся от услуг платного телевидения, достигло трети всех абонентов – 38 млн. домохозяйств (2021)12. Переход американских домохозяйств на ОТТ-сервисы позволил каждому из них снизить затраты на потребление видеоконтента в среднем на $360 в год13.

Переход зрителей платных телеканалов на ОТТ-сервисы является общим трендом на рынках развитого платного ТВ, хотя не во всех странах этот процесс происходит так остро, как в США. На фоне данного тренда начал активно формироваться рынок стриминговых сервисов (потоковое онлайн-вещание), резко выросло число поставщиков VOD, что обернулось проблемой фрагментации контента и необходимостью для пользователей подписываться на услуги сразу нескольких сервисов для доступа к максимально широкому выбору контента.

В это же время на мировом ОТТ-рынке образовались гиганты Netflix, Amazon Prime Video, которые вместе с глобальными социальными платформами, прежде всего YouTube, занимают заметные доли на национальных рынках. Так, в США на Netflix приходится 30%, а на Amazon Prime Video 25% национального ОТТ-рынка (2021)14, в Индии доля YouTube превышает 40% ОТТ-рынка, а доля Netflix приближается к 20% (2020),15 а, например, в Великобритании более половины ОТТ-рынка (52,7%) приходится на Netflix, следующий крупный игрок – Amazon Prime Video с 11,7% рынка (2020)16.

Развитие тренда на предоставление услуг онлайн-стриминга обусловило насущную необходимость диверсификации бизнеса телекомпаний. Например, на американский ОТТ-рынок пришли ведущие медиакомпании, развивающие телевизионный бизнес – Disney, WarnerMedia и NBCUniversal. Среди схем монетизации присутствуют пакетные предложения, когда оператор помимо телевидения оказывает несколько услуг, включая доступ в интернет и мобильную связь, также предлагаются дешевые пакеты с небольшим количеством телеканалов, эксклюзивный контент (прежде всего, прямое спортивное вещание). Приход крупных телекомпаний в ОТТ-услуги способствовал росту мирового ОТТ-рынка.

Крупнейшим национальным рынком на мировом рынке ОТТ-сервисов являются США с долей в 39,2% (2019)17. По прогнозу Statista,18 выручка пяти стран-лидеров мирового ОТТ-рынка за 2021 составит:

 

Таблица 1

Выручка стран-лидеров мирового ОТТ-рынка (прогноз на конец 2021) 

Страна

Объем выручки ($млрд)

США

76,72

Китай

32,08

Великобритания

9,69

Япония

8,03

Германия

5,79

 Источник: Statista, октябрь 2021.

 

Российский видеорынок составляет небольшую долю мирового видеорынка: 0,8% (2019)19. Общая выручка рынка легальных видеосервисов в России в 2020 г. достигла 61,96 млрд руб.20 Развитие сегмента характеризуется высокой динамикой годовой рост в 2018–2020 гг. превышал 50%21, что во многом объясняется эффектом низкой базы. Сдерживающее влияние на развитие рынка оказывает состояние российской экономики, низкий уровень платежеспособности населения. Доступ к интернету все еще отсутствует или затруднен в отдаленных и слабо урбанизированных регионах страны (Gladkova, Vartanova, Ragnedda, 2020). Наблюдается заметная неравномерность экономического развития регионов России и экономическое и информационное доминирование крупных медиакомпаний, базирующихся в Москве (Vartanova, 2019).

Российский видеорынок отличается сложной конфигурацией – структура участников, в соответствии с классификацией J’son & Partners Consulting, включает пять групп, крупнейшей из которых по доходам являются онлайн-кинотеатры.

 

Таблица 2

Структура доходов рынка легальных видеосервисов в России (2020)22 

Сегменты рынка

Доля доходов (%)

Онлайн-кинотеатры*

62,3

Операторы**

12,1

Социальные сети

11,1

Агрегаторы и инфосервисы***

8,7

Телеканалы

5,7

 

Источник: Json & Partners Consulting. *Агрегаторы контента с опциями просмотра видео на собственных сайтах, через Smart TV, приставки, в мобильных приложениях. Включают YouTube и платформы цифровой дистрибуции iTunes, GooglePlay. **Операторы платного ТВ с сервисами просмотра видео по запросу (VOD) и на специализированных сайтах (Ростелеком, Билайн, МТС и т.д.). ***Сервисы с видеорекламой или агрегирующие видео (рекламные сети, Яндекс.Видео и др.).

 

В сегменте онлайн-кинотеатров осуществляются основные масштабные инвестиционные проекты последнего периода. В то время как на крупных зарубежных ОТТ-рынках игроки конкурируют с платным телевидением, российские онлайн-кинотеатры более конкурируют между собой за место в бюджете потребителей. На зарубежных рынках высокая стоимость подписки на платное телевидение повлекла отток подписчиков на дешевые ОТТ-сервисы, а на российском рынке услуги операторов, напротив, стоят гораздо дешевле, чем ОТТ-сервисов: в 2019 г. месячная подписка на платное телевидение обходилась в 150 руб., на онлайн-кинотеатры – 350–450 рублей23. Благодаря низким тарифам проникновение сервисов платного телевидения составляет 82% российских домохозяйств (июнь 2021). Это означает, что даже имея повсеместный доступ к бесплатным эфирным телеканалам, более 80% российских домохозяйств тем не менее смотрят платное телевидение. Объем рынка платного ТВ оценивается в 26,6 млрд. руб.24

Развитие интернета в России сопровождалось созданием собственных социальных платформ, что является нечастым случаем в национальных сегментах интернета. При этом российские платформы сумели удержаться в числе лидеров по размеру аудитории российских пользователей – в большинстве других стран национальные платформы не выдержали конкуренции с глобальными социальными медиа. Владельцем основных российских социальных медиа является технологическая корпорация VK, вторая по величине российская ИТ-компания после Яндекса. Социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники» вместе с глобальными социальными платформами являются крупными игроками на российском видеорынке, выступая в роли заказчика производства аудиовизуальной продукции и платформы для дистрибуции рекламы, пользовательского и профессионального видеоконтента.

Интернет как новая платформа для показа телепродукции стала одновременно вызовом и перспективной сферой деятельности для российского эфирного телевидения. Отток телезрителей в онлайн-видео обусловил необходимость расширения деятельности телеканалов в новой среде. Основное направление бизнеса телевещателей – линейное вещание – было реализовано онлайн во второй половине 2010 гг. при помощи разработки сервиса, получившего название «Витрина ТВ». В 2019 г. было достигнуто соглашение между четырьмя основными телевизионными холдингами о приобретении долей сервиса на паритетных началах: «Первый канал», ВГТРК, «Национальная Медиа Группа» и «Газпром-медиа» имеют доли в 25%25. В 2017 г. была создана единая платформа – плеер «Витрина ТВ», через который эфир телеканалов распространяется в интернете.

 

Основные направления монетизации на российском видеорынке

С начала формирования российского ОТТ-рынка во второй половине 2000 гг., так же как в целом на мировом рынке, доминировала рекламная модель монетизации AVOD (Advertising Video on Demand). Данная модель выступает как бесплатная для зрителя, доступ к контенту оплачивает рекламодатель. Далее мировой видеобизнес в интернете начал развиваться в сторону платной монетизации. В России смена моделей монетизации с рекламной на платные происходит медленнее, чем в мире. На мировом рынке легальных ОТТ-сервисов, по оценке Digital TV Research, рекламная модель перестала быть лидером уже в 2016 г. – на первое место вышла подписка на контент – SVOD (Subscription Video on Demand), а в 2017 г. на долю SVOD приходилась уже половина всей выручки отрасли26. Крупнейшими национальными рынками SVOD выступают США и Китай, совокупная доля которых в мировом объеме SVOD составляет 56% (2021)27.

Модель SVOD реализуется как периодическая подписка пользователя с возможностью просмотра любого контента, предоставляемого видеосервисом. Незначительную часть платных услуг (и в мире, и в России) составляют модели TVOD (Transactional Video on Demand) – оплата просмотра единицы контента (аренда единицы контента в течение ограниченного времени) и EST (Electronic Sell-Through) – платное приобретение единицы контента (с загрузкой контента на жесткий диск пользователя). Таким образом, основной современный тренд – динамичный рост подписки на контент, данная модель становится доминирующей на рынке. По оценке Json & Partners Consulting, в России суммарная выручка от платных моделей сумела превысить рекламную только в 2020 г., при этом доля рекламы опустилась до уровня 46,3%, а подписка на контент возросла до 42,6%.

 

Источник: Json & Partners Consulting.

Рисунок 1. Структура рынка легального видео России по моделям монетизации, 2018–202028

 

В этот период на мировом рынке доходы от подписки превышали рекламные доходы уже более чем в два раза. Тем не менее российский видеобизнес находится в едином тренде с общемировым: в 2018–2020 гг. рекламный рынок в целом рос медленнее платных моделей монетизации. Можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы доминирующей моделью монетизации на рынке онлайн-видео в России станет подписка. По данным измерителя «ТМТ консалтинг», подписка уже превысила объем рекламы в доходах онлайн-кинотеатров в 2019 г.29 Основную роль в росте платных моделей монетизации сыграли новые участники рынка.

С 2018 г. российский рынок вступает в период зрелости. Приход сильных игроков, таких как финансовый конгломерат «Сбербанк», входящий в тройку крупнейших российских компаний, и ведущая ИТ-компания Яндекс, сопровождался появлением видеосервисов, которые не только предоставляют услуги VOD или линейного вещания, как «классические» онлайн-кинотеатры (ivi, Amediateka, START), но одновременно являются составной частью экосистемы, состоящей из множества услуг, как-то: доставка товаров, музыкальный сервис, онлайн-образование, рабочие вакансии и др. Один из лидеров российского видеорынка онлайн-кинотеатр Okko оказался в экосистеме «Сбера» в момент приобретения «Сбербанком» медиахолдинга Rambler30. В данной бизнес-схеме видеосервис выполняет задачу формирования лояльности аудитории бренду экосистемы, с тем чтобы аудитория видеосервиса превратилась в потребителей всех сервисов экосистемы. Для решения такой задачи в деятельности видеосервисов предусматривается плановый убыток. Видеосервисам выделяются большие сметы на производство, которые могут не окупаться в течение нескольких лет. Такая тактика продвижения на рынке снижает долю моносервисов, не имеющих других направлений бизнеса, кроме показа видеоконтента.

На видеорынке представлены крупнейшие российские компании, развивающие бизнес-экосистемы, как-то: телекоммуникационные операторы МТС, «Ростелеком», «Мегафон», владелец социальных медиа корпорация VK. Направления монетизации российских операторов соответствуют трендам мирового рынка: открытие собственных ОТТ-сервисов («Триколор кино и ТВ» оператора «Триколор», Wink«Ростелеком», «Дом.ru Movix» оператора «ЭР-Телеком», KION оператора МТС), увеличение количества пакетов, доступ к дополнительному контенту, производимому партнерскими сервисами.

Помимо бизнес-экосистем угрозу для обычных онлайн-кинотеатров представляет организация видеобизнеса крупнейшими медиахолдингами и лидирующими продакшн-компаниями. В 2018–2019 гг. открылись три платных видеосервиса – PREMIER холдинга «Газпром-Медиа», START компании Yellow, Black & White, more.tv «Национальной Медиа Группы». Холдинги распределяют контент по платформам, включая эфирное, платное телевидение и онлайн-кинотеатры, что повышает эффективность его монетизации. Так же как экосистемы, холдинги делают упор на расширении функционала, когда зритель видеосервиса имеет одновременно доступ к телеканалам, видеоиграм, музыкальному сервису, аудиокнигам и т.д.

Структура видеорынка с учетом включения компаний в холдинги, приведенная в таблице 3, демонстрирует, что в состав топ-5 по доходам в 2020 г. входил всего один моносервис ivi, другими лирами являлись холдинги и глобальный видеохостинг YouTube

 

Таблица 3

Структура российского рынка легальных видеосервисов по холдингам, 202031

Холдинги / компании

Доля доходов (%)

Mail.ru*

13,5

YouTube

13,5

ivi

13,3

Сбербанк**

9,1

Яндекс

8,6

Газпром-Медиа

7,4

Ростелеком

7,3

MEGOGO

4,5

Amediateka

3,9

Национальная Медиа Группа

3,5

Мегафон

2,5

START***

2,2

Apple

2,0

Netflix

1,5

МТС

1,0

Другие

6,0

 

Источник: J’son & Partners Consulting. *С октября 2021 г. - VK. **C 2020 г. экосистема носит название «Сбер». *** C 2021 г. 50 %-нтные доли START принадлежат Yellow, Black&White и «Мегафон».

 

Новые участники потеснили прежних лидеров российского рынка видеосервисов: прежний абсолютный лидер по доходам ivi в 2020 г. оказался на третьем месте, другой старейший онлайн-кинотеатр MEGOGO – на восьмом месте, а все остальные позиции в первой восьмерке заняли холдинги и ведущие медиакомпании – VK, YouTube, «Сбер», Яндекс, «Газпром-Медиа», «Ростелеком». Приход экосистем и ведущих медиакомпаний способствовал стремительному росту платной подписки в онлайн-сервисах в 2018–2020 гг. Выручка от подписки на рынке легального видео выросла в 2018 г. на 110%, в 2019 г. на 119%, в 2020 г. на 102%32.

Вместе с тем рекламная модель монетизации AVOD также приносит растущие доходы, в том числе за счет линейного вещания телеканалов. На платформе «Витрина ТВ» технологически решена основная бизнес-задача телеканалов – контроль рекламных доходов, поскольку сервис позволяет осуществлять врезку рекламы – то есть телеканалы продвигают рекламные ролики одновременно в телеэфире и линейном вещании в интернете. Сторонние ОТТ-сервисы, например, онлайн-кинотеатры, получают сигнал основных российских телеканалов исключительно через «Витрину ТВ». Для этого ОТТ-сервисы заключают лицензионный договор с конкретными вещателями. Монетизация контента зависит от договоренности между вещателем и онлайн-сервисом. Наряду с решением проблемы монетизации телеэфира в интернете, телеканалы развивают видеобизнес по следующим направлениям: открытие собственных онлайн-кинотеатров, переход с рекламной модели монетизации на смешанную модель с доходами от рекламы и подписок, продвижение контента через социальные медиа.

Макроэкономическое состояние России имеет высокую степень влияния на национальную медиаиндустрию (Вартанов, 2015), и сокращение реально располагаемых доходов населения в периоды 2014–2017 гг. и 2020–2021 гг.33 препятствовало желанию потребителей подписываться на несколько видеосервисов одновременно, что усиливало конкуренцию сервисов за зрителей. Например, российской спецификой является предоставление сервисами с подписной моделью части контента в свободном доступе по рекламной модели, градация подписок по типам контента. Стремление дать аудитории лучшее контентное предложение подталкивает участников видеорынка к более тесному сотрудничеству. По мере развития и усложнения структуры видеорынка бизнес-схемы российских видеосервисов становятся все более разнообразными и включают кооперацию компаний не только внутри сегментов рынка, но и вне сегментов, например, заключаются партнерские договоры между онлайн-кинотеатрами и операторами платного телевидения, растет взаимодействие между телеканалами, онлайн-кинотеатрами и социальными сетями, что способствует расширению библиотеки контента и увеличению абонентской базы. Такие бизнес-схемы решают проблему фрагментации контента, поскольку пакетные предложения включают возможность доступа к контенту партнерских сервисов. Так, абоненты оператора «Ростелеком» имеют широкий выбор тарифов, при этом тариф «КиноVIP» предоставляет доступ к онлайн-кинотеатру VIP Play медиагруппы Viasat, а тариф «Для ценителей» – подписку сразу на два партнерских сервиса: VIP Play и Amediatekа.

Первостепенный вопрос в бизнесе видеосервисов – возможность наладить постоянный приток нового контента. Оригинальный онлайн-контент формирует предложение, которое является не только привлекательным, но и уникальным в глазах подписчиков. Релизы становятся способом конкурентной борьбы за зрителя, основным инструментом наращивания абонентской базы ОТТ-сервисов. Наряду с этим качественная продукция окупается не только за счет подписки на сервисе, но и благодаря продвижению на другие видеосервисы, а также мультиплатформенной дистрибуции с учетом кинопроката и показа контента на телеканалах, в том числе в сегменте платного телевидения. Соответственно, перед каждым видеосервисом стоит задача производства или приобретения прав на релизы. Мировой видеобизнес решает проблему расширения библиотеки контента по схемам, которые были впервые осуществлены в 2011–2013 гг. американскими видеосервисами Amazon Prime Video и Netflix, позже превратившимися в глобальные платформы. Эти компании начали развертывать собственные производственные мощности по созданию продукции и одновременно развивать партнерские отношения с группой продакшн-компаний. Третий источник пополнения библиотек контента – приобретение прав на показ качественной видеопродукции, произведенной американскими и зарубежными компаниями вне схемы партнерства или заказа, в результате чего глобальные площадки показывают лучшие образцы продукции из самых разных стран.

Российское видеопроизводство развивается в трендах мирового видеобизнеса. В 2018–2019 гг. все ведущие российские онлайн-кинотеатры развернули собственные мощности по самостоятельному производству контента либо заключили стратегические партнерства со сторонними продакшн-компаниями. Например, «Национальная Медиа Группа» имеет партнерства с продакшн-компаниями Star Media и Mars Media34. Яндекс для производства сериалов заключил партнерские отношения с продакшн-компанией «Медиаслово»35. В создании видеоконтента принимают участие ведущие российские производители, такие как Comedy Club Production, «Централ Партнершип», Good Story Media, киностудия «КИТ», Art Pictures Vision, Yellow, Black & White, «Среда» и работа над проектами часто осуществляется в виде копродукции сразу нескольких производящих компаний и продюсерских центров. Каждый из ведущих десяти российских ОТТ-сервисов, по оценке Я.Кухальского, генерального директора холдинга «Медиа 1», производит примерно столько же сериального контента, сколько отдельно взятый крупный федеральный телеканал36. При этом увеличение объемов производства в последние годы сопровождается ростом качества видеопродукции. Наращивание выпуска продуктов премиального качества, способных конкурировать за внимание зрителя на мировом уровне, открывает перспективы монетизации российского видеоконтента на глобальных площадках и международных рынках. В частности, к настоящему моменту уже десятки российских сериалов продвинуты на Netfix, Amazon Prime Video и крупные конкурентные зарубежные рынки, например, в Китай. Данный фактор свидетельствует о том, что российское аудиовизуальное производство становится все более конкурентоспособным на мировом рынке, что создает хорошие перспективы для дальнейшего роста российского видеобизнеса.

 

Выводы

Рынок онлайн-видео, возникший в результате повсеместного внедрения сетей широкополосного доступа в интернет во второй половине 2000 гг., обусловил появление новых источников формирования прибыли медиакомпаний аудиовизуального сегмента, что в российской медиаиндустрии сочетается с частичным использованием дотационной бизнес-модели. Российский видеорынок соответствует мировым тенденциям: интеграция телевизионного и кинобизнеса в цифровую среду, высокая динамика роста выручки ОТТ-сервисов, первоначальное развитие по рекламной модели монетизации сменяется платными моделями, в число крупных ОТТ-сервисов помимо онлайн-кинотеатров входят видеохостинги и социальные сети.

Вместе с тем видеосервисы развивают бизнес-модели с учетом российских социально-экономических условий. Тарифы платного телевидения в России гораздо ниже, чем способны предложить ОТТ-сервисы. Чтобы привлечь аудиторию платного телевидения, ОТТ-сервисы стремятся расширить предложение для подписчиков путем увеличения количества пакетов, включая дешевый базовый пакет, предоставляют доступ к контенту, производимому партнерскими сервисами, и открытый доступ по рекламной модели к части контента, включая линейное вещание телеканалов.

С 2018 г. российский рынок видеосервисов вступает в период зрелости. Этот последний период связан с приходом крупных российских компаний, включая ведущие медиахолдинги. Новые участники потеснили первопроходцев бизнеса онлайн-кинотеатров и изменили баланс сил на рынке. Данная трансформация сопровождается резким ростом доли платной монетизации, образованием бизнес-экосистем с широким набором потребительских сервисов помимо доступа к видеоконтенту, развертыванием производственных мощностей по самостоятельному производству контента видеосервисами, ростом кооперации, способствующей формированию новой структуры взаимодействия участников аудиовизуального рынка. В целом к 2020 г. рынок онлайн-видео в digital-среде стал новой сферой деятельности, быстрорастущим и перспективным сегментом российской аудиовизуальной индустрии.

 

Библиография

Айрис А., Бюген Ж. Управление медиакомпаниями: реализация творческого потенциала. М.: ИД «Университетская книга»; АНО «ШКИМБ», 2010.

Вартанов С.А. Динамика развития медиаиндустрии России в 2000–2014 гг.: общие тренды и взаимосвязь с макроэкономическими показателями // Медиаскоп. 2015. Вып. 3.

Вартанова Е.Л. Бизнес-модель в медиабизнесе: что завтра? «Журналист». 2011. № 6.

Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция? // Информационное общество. 1999. № 5. C. 11–14.

Вартанова Е.Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы. МедиаАльманах. 2018. № 1 (84). С. 8–12.

Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016.

Вырковский А.В. Российские медиаменеджеры в условиях конвергенции: рабочие процессы, компетенции и личные качества // МедиаАльманах. 2015. № 5. С. 24–35.

Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. Гасилина. М.: Группа компаний «РИПОЛ классик», 2019.

Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. М.: Вильямс, 2003.

Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента. 2014. Том 12. № 3.

Основы медиабизнеса: Учебник для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2014.

Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014.

Смирнов С.С. Феномены «медиахолдинг» и «медиагруппа» в России: проблема неопределенности правового статуса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2020. № 6. С. 23–40.

Шигапова И.И. Экранная культура: творцы и потребители // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5.

Шилина М.Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные концепции теории СМК // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 1. С. 6–22. 

Экранная культура. Теоретические проблемы / Отв. ред. К. Э. Разлогов. СПб: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012.

Эль-Бакри Т.В. Продюсирование. Кино, телевидение и видеопроекты в Интернете. Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2021.

 

Albarran A.B. (2010) The Media Economy. New York: Routledge.

Albrechtslund A.M., & Albrechtslund A. (2014). Social media as leisure culture. First Monday 19 (4): 7–18.

De Prato G., Sanz E., Simon J.P. (eds.) (2004) Digital Media Worlds. The New Economy of Media. New York: Palgrave Macmillan.

Deuze M., Prenger M. (eds.) (2019) Making Media: Production, Practices, and Professions. Amsterdam University Press.

Drucker P.F. (1994) The Theory of the Business. Harvard Business Review. Pp. 95–106.

Flew T. (2013) Global Creative Industries. Polity Global Media and Communication series. USA: John Wiley and Sons Ltd.

Flew T. (2014) New Media. Oxford: Oxford University Press.

Gervich Ch. (2008) Small Screen, Big Picture: A Writer's Guide to the TV Business. New York: Three Rivers Press.

Gladkova A., Vartanova E., Ragnedda M. (2020) Digital divide and digital capital in multiethnic Russian society. Journal of Multicultural Discourses 15 (2):126–147.

Hajiheydari N., Zarei B. (2012) Developing and manipulating business models applying system dynamics approach. Journal of Modelling in Management 8 (2): 155–170.

Hesmondhalgh D. (ed.) (2006) Media Production. Maidenhead and New York: Open University Press.

Hesmondhalgh, D. (2002). The Cultural Industries. SAGE.

Horner S., Swarbrooke J. (2005) Leisure Marketing: A Global Perspective. Amsterdam; London: Elsevier Butterworth-Heinemann.

Johnson M., Christensen C., Kagermann H. (2008) Reinventing your business model. Harvard Business Review 86 (12): 57–68.

Magretta J. (2002) Why business models matter. Harvard Business Review 80 (5): 86–92.

Morley D. (1986) Family Television: Cultural Power and Domestic Leisure. London, Comedia.

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C.L. (2005) Clarifying business models: Origins, present and future of the concept. Communications of the Association for Information Science 16: 1–25.

Parker G.G., Van Alstyne M., Choudary S.P., Foster J. (2016) The Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. New York: WW Norton.

Paterson C., Lee D., Saha A. & Zoellner A. (eds.) (2016). Advancing Media Production Research: Shifting Sites, Methods, and Politics. London: Palgrave Macmillan.

Timmers P. (1998) Business models for electronic markets. Electronic Markets 8 (2): 3–8.

Vartanova E. (2019) Russian media: a call for theorising the economic change. Russian Journal of communication 11 (1): 22–36.

Vartanova E., Vyrkovsky A., Smirnov S., Makeenko M. (2016) The Russian media industry in ten years: industrial forecasts. Westminster Papers in Communication and Culture 11 (1): 65–84.

 



Примечания

  1. Объем рекламного рынка по типам контента в 2018 году // АКАР. 2019. Март, 11. Режим доступа: http://www.akarussia.ru/press_centre/news/id8678 (дата обращения: 28.04.2021).
  2. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1061017/digital-video-viewers-number-worldwide/ (дата обращения: 22.08.2021).
  3. Режим доступа: https://www.zenithmedia.com/online-video-viewing-to-reach-100-minutes-a-day-in-2021/ (дата обращения: 26.06.2021).
  4. Режим доступа: https://www.interdigital.com/white_papers/the-sustainable-future-of-video-entertainment (дата обращения: 29.09.2021).
  5. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/043/0434b66ad12227388d908ecf57387abc.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
  6. Режим доступа: https://finance.rambler.ru/realty/41306936-byudzhetnoe-finansirovanie-smi-v-rossii-sokratitsya-v-blizhayshie-tri-goda/ (дата обращения: 25.04.2021).
  7. Телевидение в России в 2019 г. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. М., 2020. С. 71–72.
  8. Оценка Digital TV Research. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 21.08.2021).
  9. Режим доступа: https://www.pwccn.com/en/industries/telecommunications-media-and-technology/publications/china-entertainment-and-media-outlook-2020-2024.html; https://www.cableman.ru/article/vod-servisy-zavoevyvayut-mir (дата обращения: 22.09.2021).
  10. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/rynok-ott.html; https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019/rynok-platnogo-tv.html; https://tbivision.com/2021/10/04/tbi-tech-analysis-where-next-for-lat-am-as-ott-overtakes-pay-tv/ (дата обращения: 22.09.2021).
  11. Режим доступа: https://www.cableman.ru/content/platnoe-tv-v-ssha-vyshlo-na-plato-po-ottoku-abonentov (дата обращения: 23.09.2021).
  12. Режим доступа: https://www.fiercevideo.com/video/38-million-broadband-households-are-cord-cutters-industry-voices-erickson (дата обращения: 22.09.2021).
  13. Там же.
  14. Режим доступа: https://www.statista.com/outlook/amo/media/tv-video/ott-video/united-states (дата обращения: 25.04.2021).
  15. Режим доступа: https://worldnewsera.com/news/finance/the-indian-tv-pioneer-at-the-centre-of-his-own-primetime-drama/ (дата обращения: 25.04.2021).
  16. Режим доступа: https://www.parrotanalytics.com/insights/united-kingdom-streaming-market-share-analysis-2020/ (дата обращения: 26.04.2021).
  17. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/rynok-ott.html (дата обращения: 24.04.2021).
  18. Режим доступа: https://www.statista.com/outlook/amo/media/tv-video/ott-video/united-states (дата обращения: 25.04.2021).
  19. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 25.04.2021).
  20. Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/213742/2021-03-25/2021-w12/ekosistema-pobedit-monoservis (дата обращения: 02.04.2021).
  21. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 23.04.2021).
  22. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 25.04.2021).
  23. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/rynok-ott.html (дата обращения: 25.04.2021).
  24. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/783756 (дата обращения: 2.06.2021).
  25. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3874633 (дата обращения: 20.04.2021).
  26. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 25.04.2021).
  27. Режим доступа: https://digitaltvresearch.com/wp-content/uploads/2021/10/SVOD-Forecasts-Update-1021-TOC_toc_335.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
  28. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 25.04.2021).
  29. Режим доступа: https://vc.ru/media/110729-tmt-konsalting-podpiska-vpervye-stala-osnovnym-istochnikom-dohodov-rossiyskih-onlayn-kinoteatrov-v-2019-godu (дата обращения: 22.06.2021).
  30. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/29/10/2020/5f9af8339a79470b67836406 (дата обращения: 15.04.2021).
  31. Режим доступа: https://www.cableman.ru/article/atlas-rynka-legalnykh-videoservisov-rossii-2017-2024-gg-itogi-2020-goda (дата обращения: 15.10.2021).
  32. Там же.
  33. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/17/07/2020/5f119dad9a79475dd1458eeb; https://ria.ru/20210429/dokhody-1730571095.html (дата обращения: 26.04.2021).
  34. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2020/11/01/845410-gruppa-mars; https://www.vedomosti.ru/media/articles/2019/12/04/817799-nmg-starmedia (дата обращения: 28.04.2021).
  35. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2020/03/12/825074-yandeks (дата обращения: 28.04.2021).
  36. Режим доступа: https://adpass.ru/ott-video-nashhupalo-potolok-v-100-mlrd-rub/ (дата обращения: 28.04.2021).