Languages

You are here

Концептуально-теоретические основы изучения общественно-политических ценностей современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа

Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Гуреева А.Н. Концептуально-теоретические основы изучения общественно-политических ценностей современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2721

DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.6

  

@ Гуреева Анна Николаевна

кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), gureevaan@gmail.com

 

Аннотация

Политическая система российского общества в настоящий момент функционирует относительно стабильно, однако в неинституциональном сегменте политики ситуация несколько иная. Существующие противоречия делают актуальным изучение системы общественно-политических ценностей, в том числе – ценностей современной молодежи. В статье1  отмечено, что медиа как основная площадка для политической социализации современной молодежи имеют очевидный ценностнообразующий потенциал, описаны ключевые характеристики коммуникативной активности российской молодежи в социальных медиа с точки зрения отражения в коммуникации ценностных ее приоритетов.

Ключевые слова: медиа, коммуникация, медиакоммуникация, СМИ, Интернет, социальные медиа, социальные сети, контент, канал коммуникации, общество, молодежь, политика, медиатизация политики, общественно-политические ценности, государство

 

Междисциплинарность исследований социально-политических ценностей молодежи

В связи с интенсификацией процесса медиатизации политики и сдвигом ценностной парадигмы общества вопросы патриотического и нравственного воспитания, формирования социальных и политических ориентаций российской молодежи представляют повышенный интерес как в научно-академическом сообществе, так и на государственном уровне в сфере молодежной политики. Исследования формирования и особенностей системы социально-политических установок индивида проводятся в различных отраслях науки (психологии, политологии, философии, социологии, филологии и, др.). Научный интерес в рамках данной тематики представляют исследования по трем укрупненным блокам: научные труды по основам политической коммуникации, которые позволяют выявить причины и особенности трансформации системы взаимодействия государства и общества; социологические, психологические и политологические исследования и научные труды, изучающие общественно-политические ценности индивида в целом и молодежи в частности; научные работы в сфере медиаисследований, медиапотребления и медиактивности современной молодежи.

Система политических медиакоммуникаций сегодня находится в стадии трансформации в результате мощного воздействия процесса глубокой медиатизации. В ходе интенсификации процесса медиатизации политики происходит изменение системы и особенностей формирования социально-политических ценностей индивида. Медиа, которые являются важным средством обеспечения граждан информацией, способом формирования общественного мнения, а также средством налаживания взаимодействия между обществом и властью, становятся фактором формирования новой системы ценностей и установок молодежи, а также основной площадкой для самореализации молодых людей.

Для теоретического осмысления процесса медиатизации политики и роли в этом процессе молодежных практик медиакоммуникации в первую очередь важны работы по медиатизации общественных процессов в целом, а также работы политологов и социологов, изучающих поведение современной молодежи в медиапространстве, их потребности, их ценностные установки, ожидания и готовность участвовать в общественно-политической повестке дня. Институциональный аспект взаимодействия политики и медиа довольно подробно рассмотрен в работах российских ученых (Вартанова, 2013, 2015; Бодрунова, 2014; Дзялошинский, 2013, Дьякова, 2002; Киреев, 2006; Ним, 2017; Лабуш, Пую, 2019; Грибовод, 2017; Омельченко, 2005; Шаронов, 2008; Бабинцев, Шаповал, 2018), но вот вопросы медиаактивизма современной молодежи по большей части представлены в работах зарубежных исследователей (Arif, 2019; Coyer, Dowmunt, Fountint, 2007; Ross, 2018). Значительное число работ затрагивает отдельные аспекты процесса медиатизации политики, которые столь же важны для теоретического понимания процессов трансформации политической коммуникации под воздействием изменяющихся социально-политических ценностей современной молодежи (Strömbäck, 2008; Грачев, 1999; Бодрунова, 2014; Лазарсфельд, Мертон 2000; Липпман, 2004; Ноэль-Нойман, 1996; Киселев, Киричек 2019; Селезнева, 2017; Гуреева, 2020).

Что касается исследования ценностей, то это направление является одним из старейших в социально-гуманитарных науках. Морально-нравственные ценности являются объектом изучения этики, педагогики и антропологии. Со второй половины XIX века тема ценностей постепенно входит в спектр исследовательских интересов социологии, политологии и психологии. С 1950-70-е гг. изучение человеческих ценностей наблюдается преимущественно в контексте социальной психологии. Так, американский психолог М. Рокич (Rokeach, 1972) разработал методику ценностных ориентаций, разделив ценности на два вида: терминальные/конечные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). При этом он отмечал, что истоки ценностей индивида находят отражение в общественных институтах, а также прослеживаются во всех общественных феноменах.

Результаты исследований нидерландского социолога Г. Хофстеде (Hofstede, 1984) показали, что культура общества оказывает непосредственное влияние на индивидуальные ценности индивидов, а сформулированная им оригинальная теория предлагала четыре культурных измерения, по которым можно анализировать социокультурные ценности: индивидуализм-коллективизм; избегание неопределенности; индекс дистанции власти и мужественность. В ходе дальнейшего исследования было добавлено пятое измерение – долгосрочная ориентация, а в 2010 году и шестое измерение – допущение и самоограничение.

Другим фундаментальным подходом к изучению ценностных ориентаций является теория базовых человеческих ценностей, предложенная израильским исследователем Ш. Шварцем (Schwartz, 2012), согласно которой все ценностные ориентации можно разделить на ценности социальные и индивидуальные. При этом ученый отмечал, что ценностями являются потребности индивида, которые напрямую зависят от менталитета конкретного общества.

Описывая степень разработанности данной темы, необходимо упомянуть крупнейший сравнительный международный проект по изучению ценностей World Value Survey2, в котором на регулярной основе проходит исследование ценностных моделей, типичных для населения отдельных стран и регионов мира.

В контексте концепции политической культуры главным компонентом, обуславливающим типы поведения субъектов, исследователи Г. Алмонд и С. ьВерба (2014) называли политические ценности. Сегодня в отечественном академическом дискурсе политические ценности определяются как «устойчивые, имплицитно присущие отдельной личности, социальной группе или обществу в целом смысловые доминанты, определяющие идеологические приоритеты и политические принципы социальных отношений» (Селезнева, 2019).

Наиболее актуальные для российской молодежи политические ценности – мир, права человека, безопасность, справедливость и свобода – с точки зрения политической науки имеют универсальный характер, хотя, как справедливо отмечает Н.М. Ракитянский (2008), никто не может дать внятное объяснение причины их универсальности и обязательности для людей.

Научное наследие, посвященное изучению социальных и политических ценностей общества в целом и отдельных его групп, в различных аспектах, охватывает большое количество работ как зарубежных (Tomas W., Znanecki F., Hofstede G., Hall E., Rokeach M., Allport G.W., Vernon P.E.), так и отечественных ученых (Шестопал Е.Б., Степанищенко О.В., Гуторов В.А., Попов А.В., Галкин А.А., Манойло А.В, Селезнева А.В., Цыганков П.А. и др.).

Важно отметить также крупный отечественный академический проект, направленный на анализ ценностей, присущих разным группам российского общества, Всероссийский мониторинг «Ценности и интересы населения России» (Атлас модернизации России, Динамика ценностей населения…, Лапин). При этом западная исследовательская традиция имеет глубокие корни и многовековую историю, но достаточно узкий взгляд на предмет анализа, а российская, несмотря на относительную молодость (Селезнева, 2017), – отличается большей глубиной и многоаспектностью, для нее характерно «более широкое понимание политических ценностей как элемента общественной жизни» (Степанищенко, 2011).

 

Ценностные ориентиры современной молодежи в общественно-политической сфере

Значимость молодежи в процессе развития общества определяет устойчивый интерес исследователей к представителям молодежного сообщества (Луков В.А., Чупров В.И., Зубок Ю.А., Погорский Э.К.; Константиновский Д.Л.; Горшков М.К., Шереги Ф.Э.; Ильинский И.М.), и требует дальнейшего изучения с учетом различных аспектов и научных парадигм.

Современная российская молодежь – сообщество достаточно противоречивое и, по оценкам психологов, является наиболее уязвимой частью социума. Противостоять различным социально-политическим мировым вызовам может только консолидированное общество, в котором у молодежи есть устойчивая и непротиворечивая картина мира, основанная на четкой системе ценностей, в том числе и социально-политических. Современные исследования политических ценностей молодежи носят преимущественно социологический характер: они фиксируют их структуру, определяют динамику и дифференциацию по социально-демографическим параметрам, оставляя порой за скобками их природу и особенности проявления в медиасфере, которая сегодня является основной площадкой для социализации молодежи. Общественно-политические ценности находятся в определенной зависимости от жизненных потребностей личности, определяются ими. Более того, как общественные, так и политические ценности носят регулятивный характер по отношению к политическому поведению и социальной активности индивида. Взаимосвязь ценностей и поведения проявляется в том, что ценности определяют действия людей, оказываются в них выраженными. То есть ценности оказывают непосредственное влияние на политический выбор, политическую активность, на реализацию ими определенного спектра социальных ролей. Все это делает актуальной задачу комплексного анализа общественно-политических ценностей молодежи в медиацентричной исследовательской парадигме.

Подобные исследования предполагают применение комплексного подхода и носят междисциплинарный характер. Это в свою очередь предполагает обращение к фундаментальным разработкам и методологическому арсеналу современной политологии, социологии, социальной психологии, теории коммуникации, философии науки.

Молодежь рассматривается в роли ключевого социального актора, который реализует различные стратегии общественно-политического взаимодействия в медиакоммуникационном пространстве, в частности – в сегменте социальных медиа. Как утверждают российские социологи, «политически активная часть молодежи уже сейчас способна конкурировать с традиционными партиями в части электоральной и шире – политической мобилизации» (Петухов, 2020: 135). Однако при этом важно отметить, что материалы проводимых исследований демонстрируют существование «сложной культурной подоплеки жизненных выборов, которые совершает молодой человек или девушка; высокую инерционность базовых оснований культуры и преемственность образцов традиционной культуры в большей степени, нежели можно было бы ожидать» (Зубок, Чупров, 2020: 25). Рассматривая потенциал российской молодежи и ее отдельных групп, можно говорить о сочетании традиций и инноваций, наследовании определенных моделей поведения и оценок, формировании собственного отношения к определенным элементам социальной реальности и ценностных ориентаций. В создавшихся условиях достаточно часто роль государства как основного субъекта трансляции ключевых социально-политических ценностей сегодня становится не так заметна, как раньше, государство может рассматриваться как контекстуальный фактор реализации ценностных стратегий современной молодежи. Кроме того, нужно помнить о недостаточной заинтересованности молодежи в участии в политических процессах и о скромном уровне активной вовлеченности в деятельность политических партий и объединений, которые остаются стабильными на протяжении десятилетия (Молодежь новой России… 2007; Ценностные ориентации… 2017). В сложившихся условиях необходимо рассматривать новые каналы коммуникации как ресурс развития политической активности молодежи.

С исследовательской точки зрения представляется важным описать ключевые характеристики коммуникативной активности российской молодежи в социальных медиа с точки зрения отражения в коммуникации ценностных приоритетов современной молодежи, реализации различных стратегий общественного взаимодействия и возможности осуществления ценностного диалога в пространстве социальных медиа. Определить, каким образом происходит зарождение и распространение информации в социальных сетях, как создаются и используются вертикальные и горизонтальные модели коммуникации. Сформулировать и обосновать описательную коммуникационную модель, которая сможет быть далее использована при взаимодействии государственных структур и официальных ведомств с различными представителями молодежного сообщества.

В рамках изучения коммуникационных процессов, происходящих в молодежной среде в цифровом пространстве, можно выделить две традиционные модели коммуникации, которые реализуются в современных условиях и в цифровых форматах. Вертикальная коммуникация с распространением информации по иерархическому принципу (например, от официальных государственных структур населению, то есть по нисходящей, и в обратном направлении, с низших уровней на высший) в цифровом пространстве также осуществляется интенсивно: через электронные приемные, порталы «Госуслуги» и «Активный гражданин», форумы онлайн-СМИ и пр. Но по своей сути вертикальная коммуникация калькирует в цифровом формате те коммуникационные процессы, которые и раньше происходили между официальными структурами и населением в аналоговом режиме.

Больший интерес представляет горизонтальная коммуникация, при которой взаимодействие между субъектами происходит без исходно заданной иерархии и порой с непредсказуемым результатом. Набор источников информации существенным образом расширяется, и автором актуального сообщения или инициатором популярного флешмоба сегодня могут оказаться и студент, и блогер, и научный журналист, и простой обыватель. К преимущественно горизонтальной можно отнести и смешанную коммуникацию, когда в результате запроса от пользователя рождается диалог между ним и официальной структурой, происходящий с вовлечением других пользователей в дискуссию, как это случается – например – в аккаунтах публичных личностей в различных социальных сетях.

Молодежь, активно участвующая сегодня в обсуждении различных вопросов и в решении актуальных социальных проблем как в реальном, так и в виртуальном пространствах, способна, по мнению исследователей, к эффективной саморегуляции, основанной на единстве существующих в молодежной среде точек зрения, и понимаемой как «взаимодействие молодежи в пространстве ее жизнедеятельности, в результате которого образуются структуры связей, репрезентирующие группы молодых людей, объединенных общими смыслами, формирующимися в этих структурах» (Зубок, Чупров, Любутов, Сорокин, 2021: 33). Это дает основание говорить о разных видах активности молодежи и в том числе внимательно рассматривать пространство социальных медиа как среду для определения ценностных приоритетов современной молодежи, одновременно видя в описанном контексте ключевые функции социальных медиа – социально-организационную и социально-креативную, – поскольку они позволяют говорить об актуализации социальных практик, формировании установок общественного взаимодействия и существующих в молодежной среде векторах социально-политической активности.

Значимость молодежи в процессе развития российского общества определяет устойчивый интерес исследователей к представителям молодежного сообщества, трансформации их ценностных ориентиров и медийных практик. Все чаще молодежь рассматривается в роли ключевого социального актора, который реализует различные стратегии общественно-политического взаимодействия в медиакоммуникационном пространстве социальных медиа. При этом роль государства как субъекта трансляции ключевых социально-политических ценностей в данном контексте перемещается на второй план и рассматривается как возможность реализации ценностных стратегий современной молодежи. Анализ и понимание общественно-политических ценностей современной молодежи в дискурсе социальных медиа позволит выстраивать наиболее эффективные коммуникационные модели взаимодействия государства и молодежи в России.

 



Примечания

  1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта N 21-011-31701.
  2. World Values Survey. Available at: https://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp

 

Библиография

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014.

Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы. Колл. научный труд / Сост. и отв. ред. член-корр. РАН Н.И. Лапин. Центр изучения социокультурных изменений. Институт философии РАН. М., 2016.

Бабинцев В.П., Шаповал Ж.А. Публичные коммуникации власти и общества в регионе: проблемы и возможности конструктивных изменений // Власть. 2018. Том 26. № 4. С. 7–15.

Бодрунова С.С. Медиаполитическое взаимодействие или политическая коммуникация? К вопросу о развитии медиаполитологии в России // Медиаскоп. 2014. №4.

Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // МедиаАльманах. 2015. № 4. С. 8–10.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М: МедиаМир, 2013.

Галкин А.А. Национальное самосознание как источник ценностных и политических мотиваций: концептуальные характеристики и российские реалии // Политическая наука перед вызовами глобального и регионального развития / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: Центр социальн. прогнозир. и маркетинга, 2010.

Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.: НОУ МЭЛИ, 1999.

Грибовод Е.Г. Медиатизация политики как институционально-коммуникативный процесс и информационно-стратегический ресурс: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Е.Г. Грибовод. Екатеринбург, 2017.

Гуреева А.Н. Трансформация медиакоммуникационного взаимодействия государства и молодежи в России в контексте медиатизации политики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 6. С. 160–181.

Гуторов В.А. Методологические аспекты анализа формирования толерантной общественной среды в мультикультурных обществах // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. С. 41–72.

Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Изд-во АПК и ППРО Москва, 2013.

Динамика ценностей населения реформируемой России. / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М., 1996.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 13–41. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1602.

Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С., Сорокин О.В. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: структурно-таксономическое моделирование // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 23–36. DOI: 10.31857/S013216250014766-5

Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.

Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста . Екатеринбург: Ультра.Культура, 2006.

Киселев А.Г. Тренды политической коммуникации в контексте социальной модернизации / А.Г. Киселев, П. Н.Киричек // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 2. С. 322–336.

Константиновский Д.Л. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М., 2014.

Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб.: Изд-во СПбГУ, , 2019.

Лазарсфельд П., Мертон Р. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: хрестоматия / сост. И.Г. Ясавеев. Казань, 2000. С. 186–196.

Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.

Луков В.А., Погорский Э.К. Информационное общество и молодежь: науч. монография Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014.

Манойло А.В. Управление международными конфликтами: соотношение интересов и ценностей // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2012. Т. 12. Вып. 4.

Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. М., 2007.

Ним Е.Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. C. 8–25.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия. Весь Мир, 1996.

Омельченко Е.Л. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 1. С. 59‒86.

Петухов В.В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119–138. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1621

Попов А.В. Власть и ценности. М.: Изд-во МГУ, 2001.

Ракитянский Н.М. Психологическое портретирование в политологической практике. М.: «Интерпресс», 2008.

Селезнева А.В. Концептуально-методологические основания политико-психологического анализа политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 177–192.

Селезнева А.В., Евгеньева Т.В. Трансформация национально-государственной идентичности российской молодежи в постсоветский период: ценностные основания и символические репрезентации // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 4. С. 48–64.

Степанищенко О.В. Исследование политических ценностей за рубежом и в России // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 73 (09). С. 11.

Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; [под общ. ред. С.В. Чуева]. М.: Издательский дом ГУУ, 2017.

Цыганков П.А. Ценности в мировой политике: теоретические споры, международная практика, позиции России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 3.

Шаронов Д.И. О коммуникативном смысле медиатизации // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 234−239.

Шестопал Е.Б. Представления, образы и ценности демократии в российском обществе // Полития. 2011. № 3.

 

Allport G.W., Vernon P.E., Lindsev G. (1960) Study of values. 3rd ed. Boston.

Arif E.M. (2019) Consumption among young activists. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes 1. P. 66−83.

Coyer K. (2007) The Alternative Media Handbook. In K. Coyer, T. Dowmunt, A. Fountain (eds.) New York: Routledge.

Hall E. (1990) Understanding Cultural Differences, Germans, French and Americans. Yarmouth: Intercultural Press.

Hofstede G. (1984) Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. SAGE Publications.

Rokeach M. (1972) Believes, attitudes and values. In M. Rokeach (ed.) San Francisco: Jossey-Bac Co.

Ross A. (2018) Young Europeans: A New Political Generation? Societies 8: 70.

Schwartz, Shalom H. (2012) An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture 2 (1).

Strömbäck J. (2008) Four Phases of Mediatization: An Analysis of the Mediatization of Politics. The International Journal of Press/Politics 13 (3): 236−241.

Tomas W., Znanecki F. (1918) The Polish peasant in Europe and America. Boston: The Gorham Press.