Languages

You are here

Взаимодействие азербайджанских телеканалов с социальными сетями (на примере Facebook, Instagram, Youtube)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Гулиева Сюсан Адалат гызы. Взаимодействие азербайджанских телеканалов с социальными сетями (на примере Facebook, Instagram, Youtube) // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2716

DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.1

 

@ Гулиева Сюсан Адалат гызы

специалист международного отдела филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Баку, докторант кафедры радио и телевидения факультета журналистики Бакинского государственного университета (г. Баку, Азербайджан), susen.msu@mail.ru

 

Аннотация

В статье анализируется деятельность азербайджанских телеканалов в социальных сетях. Автором был проведен анализ официальных страниц телеканалов в Facebook и Instagram. Мировая практика показывает, что современные телевизионные компании не только взаимодействуют с социальными сетями, но и используют их для продвижения. В данном исследовании были выявлены как преимущества, так и недостатки азербайджанского телевидения в социальном пространстве.

Ключевые слова: телевидение, социальные сети, телеканалы в социальных сетях, пользователи, аккаунты.

 

Введение

Созданные для простого общения социальные сети со временем видоизменились. На сегодняшний день невозможно представить человека, не имеющего своего аккаунта или страницы в соцсетях. Более того, социальные сети стали мощным средством для продвижения многих компаний. В целом, роль социальных сетей в современном обществе огромная. Не меньшее значение социальные сети имеют для профессиональной коммуникации и, особенно, для СМИ, а умение использовать их для работы является необходимым навыком для современных журналистов. Вместе с тем у СМИ появилась возможность активно использовать соцсети для продвижения собственной продукции. Большинство пользователей подписываются на различные страницы, среди которых и СМИ, поэтому они постоянно в курсе последних событий. Благодаря соцсетям любой пользователь имеет возможность быть подписанным на многочисленные страницы медиа, что облегчает получение различной информации. В наши дни с целью привлечения и удержания аудитории практически все представители медиа взаимодействуют с социальными сетями.

Взаимодействие телеканалов с социальными сетями – тема актуальная и практически не изученная. Если зарубежные авторы начали вести исследования в этом направлении с 2008 г., то в Азербайджане данной темой занимаются только в последние несколько лет. Можно отметить работы А. Асланова (2016), В. Зифароглу (2016), С. Халидоглу (2016). Вышеупомянутые авторы в своих трудах в основном исследуют взаимодействие СМИ в онлайн-пространстве, и данная работа является первым научным трудом в этой сфере.

В азербайджанском академическом сообществе исследователь А. Асланов более детально рассмотрел данную тематику в своей работе “İnformasiya yaradıcılığı: standartlar və yeni yanaşmalar” («Информационное творчество: стандарты и новые подходы»). Он отмечает, что «интернет, вошедший в нашу повседневную жизнь, превратил каждого члена общества в потребителя, производителя и носителя информации. <…> В настоящий момент на официальных сайтах информационных агентств имеются ссылки на их социальные сети. Пользователи этих сетей активно делятся материалами друг с другом, обсуждают и комментируют их. Интересен тот факт, что среди обсуждающих можно встретить авторов публикаций, их коллег, а также других лиц, известных в определенных сферах, например, политологов, экспертов и т.д.» (Асланов, 2016: 140).

Проведению исследования в данном направлении поспособствовал материал российских авторов Г.Г. Щепиловой и Л.А. Кругловой «Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия» (2018). По мнению этих авторов, «социальные медиа являются не только новым каналом распространения информации для СМИ, но и средством построения более сложных процессов взаимодействия с аудиторией, установления с ней непрерывного диалога». 

«Потребителю информацию не надо каждый день заходить на сайт конвергентного издания: через свою френд-ленту в социальной сети он узнает обо всех обновлениях и может перейти к заинтересовавшим его материалам», – считает исследовательница Е.И. Петрова (2014).

Как отмечает эксперт по социальным сетям П.П. Пономарев1, «особенностью социальной сети нового поколения является ее слияние со средствами массовой информации (СМИ). <...> В этом плане, социальная сеть либо будет создаваться изначально как СМИ, либо иметь в своем составе блок, который также должен соответствовать цели информационного вещания. Это позволит удовлетворить потребность в свободе обладателю сети и ее членов».

Весьма интересны в данном направлении исследования О.В. Дьяченко и А.Д. Шацкой. В работе «Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в “Вконтакте”: практики взаимодействия» (2014) они обратились к представителям семи российских СМИ, активно взаимодействующих с социальными сетями. Прибегнув к методу интервью, авторы стремились решить следующие задачи: «узнать, как распределена работа с социальными сетями между сотрудниками СМИ; понять, какие сайты социальных сетей считаются ключевыми для российских СМИ, а также выявить отличия во взаимодействии разных СМИ с этими соцсетями; изучить особенности и типы контента, публикуемого российскими СМИ в социальных сетях; определить цели ведения сообществ в социальных сетях и критерии оценки их реализации, применяемые в различных СМИ; составить представление о трудностях, возникающих в работе по взаимодействию с социальными сетями, а также компетенциях, необходимые для журналистов, которые ей занимаются».

Шацкая А.Д. в своем материале «Контент российских телеканалов в Интернете: технологии размещения и монетизации» (2019) впервые рассматривает распространение в Интернете российского телеконтента, выясняя, какие цели ставят перед собой телевещатели при выборе каналов размещения контента, зависит ли предпочтение одной площадки другой от типа размещаемого контента, и рассматривает развитие брендов российских телеканалов и брендов программ в Интернете отдельно от брендов телеканалов. Исследование показало, что основная цель размещения контента – монетизация, и что различные типы контента имеют свои способы распространения в Интернете.

Объектом исследования в данной статье стала деятельность общенациональных азербайджанских телеканалов в социальных сетях. В ходе исследования были проанализированы официальные страницы телеканалов в социальных сетях Facebook и Instagram.

Целью исследования являлось рассмотрение деятельности азербайджанского телевидения в социальном пространстве. Задача исследования заключалась в выявлении преимуществ и недостатков при взаимодействии телеканалов с социальными сетями.

 

Анализ азербайджанских телеканалов в соцсетях

Азербайджанское телевидение, начавшее вещание в 1956 году, прошло достаточно долгий путь развития. За 65 лет существования деятельность телеканала AzTV можно разделить на два этапа: до обретения страной независимости и после2. Историю развития телевидения обычно исследователи разделяют на три важных периода:

  • ранний период (1953-1960 гг.) – конкретные шаги по созданию телевидения в Азербайджане, строительство студии, начало вещания и первые эксперименты с эфиром.
  • период массового вещания (1960-1980 гг.) – этот период связан с увеличением общего объема программ, формированием и усовершенствованием телевизионного оборудования, внедрением новых камер и т.д.
  • период укрепления имиджа массмедиа (1980-1991 гг.) – этот период можно охарактеризовать как новый этап развития качественной тележурналистики, восприятия экрана как особой творческой области, проявления признаков национального пробуждения в телепередачах, особенно в информационных программах; период проникновения телевидения в общественную жизнь и т.д. (Алибейли, 2011).

Техническое оснащение AzTV всегда было передовым. Еще во времена СССР в 1970-1980 гг. в эфире стала широко применяться видеотехника. В 1985 году канал занял четвертое место в СССР по своему техническому оснащению, производству и демонстрации фильмов, а также различных программ на Центральном телевидении. 1981-1991 годы охарактеризовались внедрением на телевидение самых передовых технологий. Расширение технологических возможностей улучшало качество передач, способствовало применению новых форм. С помощью видеокамер стало возможным снимать передачи, монтировать их и выходить в прямой эфир.

В настоящее время азербайджанское телевидение перешло на цифровое вещание.

AzTV сыграло важную роль в формировании телепространства страны. Это первенство отразилось и на деятельности всех телевизионных каналов, созданных за годы независимости.

В 1991 году по инициативе руководства азербайджанского телевидения в стране начала функционировать первая частная студия под названием «215KL», созданная в составе азербайджанского телевидения за счет внутренних ресурсов.

Затем эта же группа начала функционировать как независимая студия под названием ANS в здании Азербайджанского Телевидения. В марте 1992 года на азербайджанском телевидение вышла в эфир первая программа этой студии «Хеберчи». В мае 1994 года ANS стал независимым телеканалом, выделялся среди остальных объективностью, за что был закрыт в 2016 году3.

В последующие годы профессионалы, выросшие на азербайджанском телевидении, приняли активное участие в создании других каналов. В таблице, представленной ниже, в хронологическом порядке указаны остальные общереспубликанские каналы, имеющее отношение к нашему исследованию.

 

Таблица № 1

Список общереспубликанских телеканалов4

Лейбл

Названия канала

Интернет сайт

Официальное наименование

Дата создания

AzTV

www.aztv.az

ЗАО «Азербайджанское Телевидение и Радиовещание»

14 февраля 1956

Space TV

spacetv.az

Независимая телерадиокомпания “Space”

12 октября 1997

Lider TV

lidertv.com

ООО «Лидер ТВ и Радио Азербайджан»

1 сентября 2000

ATV

atv.az

Телерадиокомпания
“Azad Azerbaijan”

25 декабря 2000

İTV

www.itv.az

Общественная телерадиокомпания

29 августа 2005

Xəzər TV

xezertv.az

ООО “Xəzər TV

2 октября 2007

ARB

arbtv.az

ООО “Region TV”

10 мая 2014

 

Коротко о деятельности телеканалов

Space TV. Независимая телерадиокомпания SPACE была создана 10 января 1997 года. С 12 октября 1997 года транслируется на 27-м спутниковом канале. С 1 января 2002 года перешла на 24-часовую трансляцию. Сетка вещания состоит из авторских программ, отражающих общественную, политическую и культурную жизнь республики. Помимо ежедневных выпусков новостей и информационно-аналитических программ в эфире SpaceTV транслируются ток-шоу, музыкально-развлекательные, интеллектуальные и образовательные программы. Телеканал SpaceTV имеет совместные проекты со многими министерствами Азербайджанской Республики. Программа «Сигнал» – это программа, поддерживаемая и созданная Министерством внутренних дел. Программа «Абитуриент» – совместный проект телеканала SpaceTV и ГЭЦ (Государственного экзаменационного центра). Azerlottery – это совместный проект SpaceTV и Министерства экономического развития.

Территория вещания охватывает Евразию и северную Африку. Общий объем недельного вещания составляет 20 часов в сутки. 95% эфирного времени составляют программы местного производства, 5% – зарубежные программы. Язык вещания SpaceTV – государственный язык (90%) и иностранный язык (10%). 

LIDER TV. Канал создан 28 декабря 1999 года, с 1-го сентября 2000 года стал транслироваться с помощью RRX на 25-м канале. Основным кредо работы ООО «Лидер Медиа Холдинг» является подготовка особых, профессиональных и разнообразных программ. Канал имеет круглосуточное вещание на территории Азербайджанской Республики и с помощью спутникового передатчика SESAT-E 36 в странах Европы и Азии. Он также транслируется через собственный интернет-сайт. Общий объем недельного вещания составляет 168 часов. 36% общего эфирного времени составляют местные программы, 62% – зарубежные программы, 2% – реклама. Язык вещания «Лидер ТВ» – государственный язык (80%) и иностранный язык (20%). В первые годы вещания телеканал опережал другие каналы, однако в последние годы сильно сдал свои позиции.

ATV. Один из частных телеканалов Азербайджана – независимая телерадиокомпания «Азад Азербайджан» зарегистрирована Министерством юстиции Азербайджанской Республики 13 мая 1998 года, а 25 декабря 2000 года начала вещание с информационных программ. Независимая телерадиокомпания «Азад Азербайджан» включает в себя кабельное телевидение ATV, ATV PLUS, ATV CINEMA, ATV VIVACE, сайт ATV.az, радиоканалы 106,3 и 106 FM. Цель компании – комментирование общественно-политических процессов, происходящих в стране и за рубежом, подготовка программ на музыкальную, культурную и историческую темы, демонстрация фильмов. 10% общего объема эфирного времени компании составляют местные программы, 62% – зарубежные, 25% – программы собственного производства, 3% – рекламные материалы. Язык вещания – азербайджанский.

İTV. Общественная телерадиокомпания Азербайджана впервые в эфир вышла 29 августа 2005 года. Все программы Общественного телевидения отражают национальные и духовные ценности, национальные обычаи и традиции, многообразие культуры и искусства. Программы транслируются на всей территории Азербайджана на азербайджанском языке 24 часа в сутки. Информационная программа «Джарчи» раньше транслировалась на английском и русском языках. В настоящее время информационная программа «ITV Хабар» транслируется только на азербайджанском языке. Телеканал является членом Европейского вещательного союза.

XƏZƏR TV. Телеканал «Хазар» начал вещание 5 октября 2007 года под лозунгом «Хазар вашей семьи». В 2009 году, несмотря на отсутствие материально-технической базы, он стал популярным телеканалом благодаря работе творческого коллектива. Телеканал начал трансляцию своеобразной подачей информационных новостей. В 2010-2011 годах с показом сериалов «Между нами» и «Свекровь» впервые в Азербайджане вниманию зрителей был представлен жанр ситкома. С 2013 года телеканал первым на азербайджанском телевидении начал ежедневно транслировать сериалы и стал самым просматриваемым телеканалом.

ARB TV. ARB Media Qrup – крупнейший проект медиапартнерства на Южном Кавказе. Он включает в себя 8 телеканалов: 1 общереспубликанский телеканал ARB TV, 5 региональных телеканалов (ARB Kапаз, ARB Шеки, ARB Аран, ARB Шимал, ARB Дженуб), 2 тематических телеканала («ARB 24», «ARB Гюнеш») и один радиоканал («Кяпаз FM»). Общереспубликанский телеканал транслируется с 2014 года. Основная вещательная концепция ARB TV состоит из социально ориентированных программ, информационных выпусков новостей, реалити-шоу, дневных передач на различные темы и т.д. ARB TV можно смотреть в прямом эфире на всей территории страны. Канал транслируется через операторов кабельного телевидения и спутник. Сегодня телеканалы Азербайджана представлены во многих соцсетях, но самыми популярными среди них являются Facebook, Instagram, что дает аудитории возможность для обратной связи.

Согласно данным международной мониторинговой компании по социальным сетям NapoleonCat.com, в марте 2021 года в Азербайджане на платформе Facebook5 было зарегистрировано свыше 4 млн. пользователей, а в сети Instagram6свыше 3,5 млн.На приведенных диаграммах указано их соотношение по половому и возрастному признаку.

 

Рис. 1. Пользователи Facebook в Азербайджане

 

Рис. 2. Пользователи Instagram в Азербайджане

 

Ввиду спроса социальные сети продолжают развиваться, предоставляя пользователям различные возможности. Одной из популярных соцсетей остается Facebook, который в апреле 2016 г. запустил Facebook Live новую функцию прямой видеотрансляции. Благодаря этой функции многие телеканалы ведут прямую трансляцию для своих пользователей, где последние в реальном времени, подключаясь к прямому эфиру, выражают свое отношение к обсуждаемой теме. В настоящее время уровень информационной насыщенности слишком высок и технологии дают возможность выбора источника получения информации. При множестве доступных каналов человек отдает предпочтение социальным сетям. Это обусловливается тем, что в социальных сетях можно получить всю необходимую информацию в разных форматах – от текста до видео. Мобильный Интернет облегчает эту задачу, так как с помощью него пользователи могут в любом месте без телевизора или радиоприемника, без покупки газеты или журнала интересоваться чем угодно. Если раньше социальные сети считались конкурентами традиционных СМИ, то в настоящий момент традиционные медиа используют их для расширения своей деятельности. В современных условиях каждый телеканал при помощи Facebook и Instagram увеличивает свою аудиторию. Многие всемирно известные телеканалы весьма популярны в социальных сетях. Об этом свидетельствует их активность и количество подписчиков.

 

Методика исследования

Автором был проведен анализ аккаунтов местных телеканалов в вышеназванных социальных сетях, так как в основном телеканалы активно используют именно эти сети. В выборку вошли самые просматриваемые общенациональные каналы, среди них: Азербайджанское телевидение AzTV, общественный телеканал İTV и 5 частных телекомпаний (см. табл. 2-6) [7] .

Исследование проводилось в пять этапов: в ноябре 2018 года, в мае и сентябре 2019 года, в феврале 2020 года и в марте 2021 года. Для сбора первичной эмпирической информации был проведен мониторинг онлайн-активности выбранных телеканалов в течение одной недели. Он включал в себя визуальное наблюдение за размещением контента на страницах в социальных сетях Facebook, Instagram. В каждый из исследуемых месяцев в течение недели просматривались официальные страницы телеканалов в соцсетях Facebook, Instagram, и особое внимание было уделено количеству подписчиков и отметок «Нравится», а также частоте публикуемых материалов и пользовательской активности.

Также в апреле 2021 года автором был проведен анализ страниц телеканалов в видеохостинге Youtube. Количество подписчиков отмечалось на момент проведения исследования. Результаты мониторинга были оформлены в виде таблиц, в которых были зафиксированы все необходимые данные по временным периодам.

Дополнительно автором были проведены интервью с руководителями двух отделов по продвижению в социальных сетях телеканалов AzTV иİTV.

Следует отметить, что большинство исследуемых телеканалов запустили свои аккаунты относительно недавно, в последние 10 лет. Например, в соцсети Facebook самым первым свою страницу создал частный телеканал ATV в марте 2010 года, в 2012 году страницы запустили Lider TV, ARB TV, Xəzər TV, в 2016 году – İTV, и в 2019 году – AzTV, и частный Space.

 

Таблица 2

Телевизионные каналы, отметки «Нравится» и количество подписчиков в Facebook, Instagram (ноябрь 2018 г.)

 

Название

Facebook

Instagram

Отметки «Нравится»

Количество подписчиков

Количество подписчиков

ATV

583 629

574 770

4117

Xəzər TV

74798

18298

80,6 тыс.

ARB TV

52345

54223

6678

Lider TV

41497

40884

1589

İTV (общественный телеканал)

17951

18303

2813

AzTV

Не имеет аккаунта

Space

Не имеет аккаунта

 

Таблица 3

Телевизионные каналы, отметки «Нравится» и количество подписчиков в Facebook, Instagram (май 2019 г.)

 

Название

Facebook

Instagram

Отметки «Нравится»

Количество подписчиков

Количество подписчиков

ATV

581 337

574 088

3223

Xəzər TV

75 381

76 448

100 тыс.

ARB TV

56 488

63 493

11,6 тыс.

Lider TV

41 274

40 788

1703

İTV (общественный телеканал)

34 100

34 766

7897

AzTV

2412

2499

254

Space

Не имеет аккаунта

 

Таблица 4

Телевизионные каналы, отметки «Нравится» и количество подписчиков в Facebook, Instagram (сентябрь 2019 г.)

 

Таблица 5

Телевизионные каналы, отметки «Нравится» и количество подписчиков в Facebook, Instagram (февраль 2020 г.)

 

Название

Facebook

Instagram

Отметки «Нравится»

Количество подписчиков

Количество подписчиков

ATV

579 732

572 725

17,2 тыс.

Xəzər TV

76 340

77 564

110 тыс.

ARB TV

58 505

69 308

18 тыс.

Lider TV

41 147

40 678

1739

İTV (общественный телеканал)

46 217

48 233

12,1 тыс.

AzTV

13 348

14 083

2553

Space

1 292

1306

62 тыс.

 

 

Отметки «Нравится»

Количество подписчиков

Количество подписчиков

ATV

580 632

578 141

18 тыс.

Xəzər TV

77 913

79 472

132 тыс.

ARB TV

56 488

63 493

34,4 тыс.

Lider TV

41 125

40 690

2253

İTV (общественный телеканал)

64 791

85 198

20,1 тыс.

AzTV (государственный телеканал

25 015

27 867

9472

Space

6250

6296

62 тыс.

 

Таблица 6

Телевизионные каналы, отметки «Нравится» и количество подписчиков в Facebook, Instagram (март 2021 г.)

Название

Facebook

Instagram

Отметки «Нравится»

Количество подписчиков

Количество подписчиков

ATV

581 740

630 566

32,4 тыс

Xəzər TV

85 073

96 280 

181 тыс.

ARB TV

82 793

197 429

70,7 тыс

Lider TV

40 786 

40 478

3539

İTV (общественный телеканал)

158 993

331 422

-

AzTV

93 695

247 342 

44,3 тыс

Space

7 311

7 862

61,5 тыс

 

В ходе изучения аккаунтов общереспубликанских телеканалов было выявлено, что рекордное количество подписчиков многие из них имеют в социальной сети Facebook. Наибольшую активность здесь проявляет частный телеканал ATV Azad Azərbaycan. В сети Instagram выделился телеканал Xəzər TV. В ходе анализа было установлено, что у некоторых телеканалов аккаунты отсутствуют, – это азербайджанское телевидение AzTV и частный Space. Несмотря на достаточное количество подписчиков в социальной сети Facebook, в новостной ленте телеканалов пользователи проявляют пассивность. Об этом свидетельствует маленькое количество просмотров, репостов, комментариев, а также отметок «Нравится».

При рассмотрении страниц местных телеканалов в мае 2019 г. (см. табл. 3) отчетливо видно, что у частных телеканалов ATV и Lider TV сократилось количество подписчиков. Общественный телеканал İTV, наоборот, увеличил количество как подписчиков, так и отметок «Нравится». Весомое прибавление в количестве подписчиков отчетливо можно наблюдать и у телеканалов Xəzər TV и ARB TV.

Также следует отметить, что телеканал AzTV запустил официальную страницу, где активно публиковал материалы телеканала. Следует подчеркнуть, что смена руководства телекомпании оказала положительное влияние на деятельность канала. Произошли существенные изменения в вещательной сетке, сайт телеканала за короткий срок был переделан под современный стиль и стал более оперативным и информативным. Также с первого марта 2019 года на телеканале начал действовать отдел социальных медиа и общественных связей, который успешно представляет AzTV в социальных сетях. И на данный момент активность AzTV преобладает над активностью остальных телеканалов.

Что касается платформы Instagram, то в мае наибольшее количество подписчиков появилось у телеканалов Xəzər TV, ARB TV и İTV. AzTV открыл аккаунт в сети Instagram. В основном на своих официальных страницах телеканалы публиковали анонсы передач, кто-то делился отрывками из сериалов, ток-шоу, а кто-то публиковал ежедневную сетку передач. Однако, как и в Facebook, здесь также ощущался некий застой.

В сентябрьском исследовании количество подписчиков и отметок «Нравится» страниц телеканала ATV на платформе Facebook сократилось на несколько тысяч. В период изучения страницы было обнаружено, что последние публикации на странице были сделаны 23 августа. Также количество подписчиков снизилось и у телеканала ARB TV. Остальные телеканалы, как видно из табл. 3, увеличили количество своих подписчиков и отметок «Нравится». Причем большое количество наблюдается у AzTV, İTV, Xəzər TV. Стоит отметить тот факт, что AzTV с момента запуска соцсетей проявляет высокую активность. Этот факт подтверждают публикации, которые часто обновляются. При анализе страницы в сентябре месяце был зафиксирован запуск прямого эфира телеканалом в социальной сети. В прямой эфир вышла информационно-аналитическая программа Hədəf. Активность в Facebook такжепроявляет и общественный канал İTV, который часто обновляет страницу, заполняя ее разными анонсами передач и информацией. Несмотря на активность некоторых телеканалов, наблюдается пассивность со стороны пользователей. Количество отметок «Нравится» у отдельных публикаций, увы, не превышает 100, порой и не доходит до 50. Это говорит о том, что уровень просмотра страниц азербайджанских телеканалов в соцсети Facebook на данном этапе развития низкий.

На платформе Instagram среди телеканалов активность проявили AzTV, общественный İTV, а также частные телеканалы ARB TV, Xəzər TV. Как видно из табл. 4, у частного телеканала Space TV в 2019 году появились аккаунты в исследуемых соцсетях. По количеству подписчиков в Instagram телеканал занимал второе место среди других телеканалов, а в Facebook на момент исследования количество подписчиков было больше тысячи. Однако в Instagram телеканал обновлял информацию не каждый день, а с некоторыми промежутками, что трудно оценить с положительной стороны. Самым пассивным в Instagram можно назвать телеканал Lider TV, у которого последняя публикация была сделана в феврале 2019 года.

При исследовании в феврале 2020 года (см. табл. 5) в соцсети Facebook количество отметок «Нравится» и подписчиков у телеканалов AzTV, İTV значительно увеличилось, а у остальных телеканалов также имеются некоторые прибавления, однако, по сравнению с вышеназванными каналами, их меньше. У частного вещателя Lider Tv наблюдалось снижение как отметок «нравится», так и количества подписчиков. В Instagram наибольшее количество подписчиков прибавилось у ARB, İTV, Xəzər TV, AzTV и т.д. По количеству публикаций и активности в обеих социальных сетях выделились AzTV и İTV, которые оперативно ежечасно делились информацией, анонсами передач, отрывками некоторых выпусков новостей, программ, а также они часто стали запускать прямые эфиры и т.д. Самыми просматриваемыми и обсуждаемыми страницами были страницы общественного канала. Xəzər TV, Space TV, ATV, ARB TV также на своих страницах каждый день делились публикациями. Однако их количество, по сравнению с двумя названными ранее вещателями, меньше. При рассмотрении публикаций отчетливо видна пользовательская пассивность. У некоторых публикаций вообще отсутствуют отметки «Нравится» и комментарии. Телеканал Lider TV в списке занимал самую пассивную позицию, так как на странице видны две-три публикации, которые, к сожалению, обновлялись не каждый день. На платформе Instagram активностью выделились частный телеканал Xəzər TV, AzTV, İTV, ARB TV. Лидирующую позицию по активности занимали AzTV и İTV, которые ежечасно делились публикациями. Активность пользователей преобладала и у телеканала Xəzər TV, где количество просмотров и отметок «Нравится» было выше, чем у других. ARB TV также ежедневно обновлял ленту новостей, в основном преобладали публикации с шоу. Что же касается других телеканалов из нашего списка, то последние публикации Space TV были сделаны 19 января 2020 года, у ATV ‒ 23 августа 2019 года, а телеканал Lider TV каждый день делился единственным типом публикации – программой телеканала.

Во время исследования в марте 2021 года (см. табл. 6) у большинства каналов наблюдалось незначительное число подписчиков и отметок «Нравится». Серьезные изменения как в количестве отметок «Нравится», так и в числе подписчиков на платформе Facebook можно зафиксировать лишь у двух телеканалов AzTV и İTV. По сравнению с февралем 2020 года у обоих телеканалов появилось явное преимущество над остальными. По активности публикуемых материалов вFacebook AzTV и İTV опережал своих конкурентов. Практически каждый час на странице появлялись фрагменты программ, полные версии передач, выпуски новостей, прямые включения и т.д. Прямые трансляции важных мероприятий, в частности, выступления представителей пресс-службы Министерства обороны в октябре 2020 года во время второй Нагорно-Карабахской войны, сообщения оперативного штаба по уровню распространения коронавирусной инфекции в стране и другие события стали часто публиковаться на платформах вышеназванных каналов. Публикационной активностью на страницах сетей выделялись телеканалы Xəzər TV иARB TV, которые в течение дня оперативно пополняли свои платформы разного рода материалами. Пассивными в этом списке остались ATV, Space TV, которые в течения дня делились единичными публикациями. Телеканал Lider TV занимал самую последнюю строчку, так как последняя публикация на странице была сделана 12 февраля 2021 года. В социальной сети Instagram динамичнее выглядели телеканалы AzTV, Xəzər TV, ARB TV, делящиеся разными сведениями со своими подписчиками. На официальной странице телеканала ATV в течение дня публиковалось 2-3 материала. Последние публикации телеканала Space TV в Instagram на момент исследования относились к 25 февраля, а у телеканала Lider TV к 25 апреля 2020 года. Страница общественного телеканала İTV была уже недоступна.

Как считает глава интернет-отдела Общественного телеканала Азербайджана Эмин Мамедзаде, «в начале своей работы на общественном телевидении, нами был проведен анализ телекомпании в соцсетях. Картина была удручающая, т.к. телеканал практически не был представлен в социальном пространстве. Сейчас общественный телеканал представлен в соцсетях Facebook, Instagram, в видеохостинге YouTube. Мы также есть в Twitter, однако азербайджанская аудитория по сравнению с Турцией очень пассивная на этой площадке. С января 2019 г. в течение трех месяцев при усиленной работе телеканал достаточно продвинулся. В апреле в рейтинге мы уже были первыми среди азербайджанских телеканалов. На сегодняшний день количество смотрящих телевизор зрителей меньше. И в связи с этой тенденцией мы стараемся удержать и привлечь новых зрителей посредством соцсетей. После смены руководства, телеканал запустил интересные проекты, передачи, программы, которые заинтересовали азербайджанских зрителей. Одними из популярных проектов стали "3D, “Дик дабан”, “Отен гунлер” и т.д. В соцсетях мы делимся самыми интересными отрывками передач, чтоб привлечь внимание аудитории. Также для максимальной заинтересованности зрителей, особое внимание уделяем заголовкам, анонсам. Что касается общей ситуации взаимодействия азербайджанских телеканалов с соцсетями, то отмечу, что у некоторых каналов имеются SMM отделы, однако они неактивно ведут свою деятельность. Работа в SMM пространстве не имеет определенного графика работы. К сожалению, некоторые наши коллеги с других каналов придерживаются работы с 9 до 6 вечера. Лично наша команда может сделать публикации и в 1 ночи, и выходные дни и т.д. Мы учитываем час пик, когда наибольшая активность пользователей. Еще одна негативная тенденция у других телеканалов состоит в том, что, например, какой-то проект достаточно популярен, однако ведущий этой передачи рекламирует свою страницу в соцсети вместо проекта. Считаю это неправильной стратегией – в первую очередь следует рекламировать телеканал. В настоящий момент помимо общественного телеканала в соцсетях активен государственный телеканал. К сожалению, на сегодняшний день я не вижу конкурентоспособности, потому что другие местные каналы не заинтересованы работать в социальном пространстве»8.

По словам главы департамента по общественным связям и социальным медиа телеканала AzTV Мубариза Асланова9, все три телеканала (AzTV, Idman TV, Madaniyyat TV), входящие в состав ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание», активно распространяют свои материалы (программы, художественные и документальные фильмы и др.) во всех социальных сетях.

По словам М. Асланова, «привлекательный, интересный видео-, фото- и текстовый контент развивает нашу страницу в соответствии с алгоритмами Facebook, то есть показывается большому числу зрителей. В настоящее время на официальной странице Азербайджанского телевидения в Facebook около 95 тысяч лайков и свыше 250 тысяч подписчиков. Что касается содержания, предпочтение отдается видеоконтенту. В течение часа на странице выкладывается не менее 2-3 публикаций.

Контент в основном состоит из информационных программ, коротких отрывков из передач, анонсов и материалов с официального сайта телеканала. При публикации обязательно учитываются алгоритмы, определенные Facebook: видео должны быть как можно короче, содержать интересные и заманчивые заголовки, выкладываться в час пик. В Insagram ежедневно публикуется по 15-20 видео, плюс фотоконтент. Общее количество лайков – около 46 тыс.»

Учитывая современные реалии, социальные сети не стоят на одном месте. Социальные сети регулярно расширяют возможности времяпрепровождения в Интернете для своих пользователей. Одним нововведений стали прямые эфиры10. Поскольку социальные сети являются мощной маркетинговой платформой, каждая новая ее функция несет в себе пользу для развития личного бренда или бизнеса. Live-трансляции «ВКонтакте», Facebook, Instagram не стали исключением. С помощью прямых трансляций пользователи могут показать себя и свою жизнь «за кулисами», например, путешествия, процесс рисования, какое-либо мероприятие. А вот несколько способов использования эфиров в коммерческих целях:

  • вопросы/ответы – возможность давать обратную связь зрителям, отвечая на интересующие их вопросы;
  • демонстрация продуктов с помощью рекомендаций;
  • последние новости – использование трансляций для быстрого освещения последних событий деятельности компании.

Несмотря на то, что прямые эфиры были запущены в 2016 году, большинство страниц азербайджанских телеканалов в социальных сетях, увы, не пользуются этим методом.

Невозможно не отметить огромную роль самого популярного в мире видеохостинга YouTube в работе телеканалов. YouTubeпостепенно становится основной новостной платформой, говорится в обзоре Исследовательского центра Пью. По данным экспертов центра, все больше пользователей обращаются именно к видеохостингу в период значимых событий и крупных стихийных бедствий. «Это новая форма визуальной журналистики», считает замдиректора центра Эми Митчелл11. По ее словам, «YouTubeобеспечивает большее взаимодействие СМИ и потребителей информации, а также опережает традиционные СМИ по динамике». Более трети самых популярных видео на YouTube было выложено непосредственно частными пользователями хостинга.

Примерно половина популярных роликов опубликована средствами массовой информации, но даже эти новостные видеозаписи зачастую содержат любительские кадры. По данным исследователей, одной из самых популярных тем в YouTube стало японское землетрясение и цунами в марте 2011 г. 

Сегодня практически все местные телекомпании имеют страницы в YouTube, где делятся наиболее известными выпусками программ. В апреле 2021 года было проведено исследование по общему состоянию аккаунтов телеканалов в YouTube. В табл. 7 представлены данные по всем телеканалам.

 

Таблица 7

Страница телеканалов в видео хостинге Youtube, Апрель 2021 года12 

Телеканалы

Ссылки на youtube

Дата создания

Количество подписчиков

Количество просмотров

XEZERTV

https://www.youtube.com/c/Xezermedia/featured

8 дек. 2012 г.

1,36 млн

933 706 752

İTV

https://www.youtube.com/c/ictimaitvradio/featured

11 дек. 2014 г.

490 тыс.

308 160 985

AzTv

https://www.youtube.com/c/aztvresmi/featured

23 мар. 2015 г.

128 тыс.

25 160 874

ATV

https://www.youtube.com/c/ATVShow/featured

18 янв. 2016 г

489 тыс.

273 233 545

ARB TV

https://www.youtube.com/c/ARBTVAZ/about

18 сент. 2016 г.

576 тыс.

355 390 784

SPACE TV

https://www.youtube.com/c/AzerbaijanMedia/featured

16 мар. 2018 г

117 тыс.

27 322 906

LIDER TV

недоступна

 

 

 

 

Исходя из таблицы, становится ясно, что лишь у телеканала Lider TV отсутствует страница в видеохостинге. При просмотре страниц у некоторых телеканалов ощущается оживленность, фиксируется высокая оперативность. В разделе «Каналы» каждый телеканал представил свои продукты. На главной странице опубликованы полные версии телевизионных передач. Самые активные страницы принадлежат трем телеканалам – AzTV, İTV, XezerMedia, которые каждый час обновляют ленту, загружая новые видео различных телевизионных программ. Телеканалы ATV, ARB TV, SPACE TV также загружают видео на свои страницы, однако здесь прослеживается пассивность. Эта пассивность выражается в том, что телеканалы загружают видео лишь одной передачи. Например, на момент проведения исследования (20.04.2021) в самых последних видео у телеканала ATV была загружена передача ATV SƏHƏR (ATV утро) – дата публикации 14.04.2021 года. Фрагменты или полные версии других передач телеканала были опубликованы лишь в 2019, 2020 годах. ARB TV в основном публикует фрагменты из транслируемых передач. Здесьсамые свежие видеопубликации состояли из программ Elgizlə İzlə (программа социального характера) от 19.04.2021 и фрагментов из программы Söhbət var (развлекательная программа). Видео по остальным программам были опубликованы год назад. SPACE TV последним на свою страницу загрузил видео информационной передачи Prezident Vaxtı (время президента) 19.04.2021 г., а также выуск передачи Çarə (программа о здоровье) 15.04.2021 г.

Однако, согласно данным всемирно известной статистической компании Socialblade13, в топ-100 страниц в YouTube по Азербайджану в феврале 2020 г. вошел телеканал Xəzər Media, занимающий второе место, а восемнадцатую строчку тогда занимал ARB TV. По статистике, в апреле 2021 года Xəzər Media опустился на 5 место в рейтинге, а ARB TV поднялся на 10 строчку.В список добавился телеканал İTV, занявший 13 строчку рейтинга Socialblade14.

 

Выводы

Осмысливая результаты проведенного исследования, хотелось бы подчеркнуть, что, к сожалению, большинство общереспубликанских каналов не пользуются в достаточной степени возможностями социальных сетей. В ходе исследования было выявлено, что азербайджанские телеканалы сравнительно недавно запустили свои страницы в Facebook и İnstagram, и, увы, их деятельность в соцсетях пока не получается оценить высоко. На страницах лишь публикуются ссылки на определенные новости и видео, что не вызывает интереса у аудитории.

В настоящий момент более-менее положительно можно оценивать деятельность страниц телеканалов AzTV и İTV. Они, хоть и запустили свои аккаунты позже всех остальных телеканалов, но остаются самыми активными в двух исследуемых социальных сетях на сегодняшний день. Данные каналы по сравнению с другими динамично взаимодействуют с социальными платформами.

 

Библиография

Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2014. №4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1615#4

Петрова Е.И. Интернет-СМИ и социальные сети: этапы конвергенции. Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 128–133.

Шацкая А.Д. Контент российских телеканалов в интернете: технологии размещения и монетизации // Вестн. Моск. ун-та. 2019. №6. C. 129–154. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2019.129154

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. 2018. № 3. С. 3–16. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2018.316

 

Aslanov A. (2016) İnformasiya yaradıcılığı: standartlar və yeni yanaşmalar. Dərslik. Bakı: Şərq-Qərb.

Əlibəyli E. (2011) Televiziya nəzəriyyəsinin əsasları. Bakı, “Elm” nəşriyyatı. 412 s.

Xalidoğlu S. (2016) Azərbaycanda internet jurnalistikası: müsbət və mənfi yönləri ilə. Ənənəvi mediadan internet mediaya doğru: problemlər, çağırışlar. Bakı: “Elm və təhsil”

Zifəroğlu V. (2016) Qloballaşma və qlobal informasiya məkanı. Ənənəvi mediadan internet mediaya doğru: problemlər, çağırışlar. Bakı: “Elm və təhsil”

 



Примечания

  1. Пономарев. П. Социальные сети — протест, свобода или безумие? // Пси-фактор. Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/web-3.htm (дата обращения: 05.03.2019).
  2. URL: http://www.aztv.az/ru/about-us
  3. Там же.
  4. Официальные страницы телеканалов:
    AzTv: www.aztv.az;
    SPACE TV:
    spacetv.az;
    LIDER TV:
    lidertv.com; A
    TV:
    atv.az;
    İTV:
    www.itv.az;
    XEZERTV: www.xezertv.az;
    ARB TV: www.arbtv.az
  5. Facebook users in Azerbaijan, March 2021. Available at: https://napoleoncat.com/stats/facebook-users-in-azerbaijan/2021/03 (accessed: 21.05.2021).
  6. Instagram users in Azerbaijan, March 2021. Available at: https://napoleoncat.com/stats/instagram-users-in-azerbaijan/2021/03 (accessed: 21.05.2021).
  7. Анализ страниц телевизионных каналов в социальной сети Facebook (ноябрь 2018 г, май и сентябрь 2019 г., февраль 2020 г.):
    https://www.facebook.com/aztvresmi;
    https://www.facebook.com/ictimai.tv;
    https://www.facebook.com/lidertvazerbaijan;
    https://www.facebook.com/spacetvresmi;
    https://www.facebook.com/xezermediacenter;
    https://www.facebook.com/AzadAzerbaijanATV;
    https://www.facebook.com/arbtelevision.
    Анализ страниц телевизионных каналов в социальной сети Instagram (ноябрь 2018 г, май и сентябрь 2019 г., февраль 2020 г.):
    https://www.instagram.com/aztv_official/;
    https://www.instagram.com/ictimai.tv/;
    https://www.instagram.com/arbtv.az/;
    https://www.instagram.com/atv_officially/
    ;
    https://www.instagram.com/xezertvofficial/
    ;
    https://www.instagram.com/lidertv_radio/
    ;
    https://www.instagram.com/spacetvaz/
  8. Интервью автора с главой отдела «Интернет» общественного канала Азербайджана  Э. Мамедзаде. (дата проведения 30.01.2020).
    Интервью с главой департамента по общественным связям и социальным медиа телеканала AzTV М.Аслановым (дата проведения 03.03.2021).
  9. Интервью с главой департамента по общественным связям и социальным медиа телеканала AzTV М.Аслановым (дата проведения 03.03.2021).
  10. Богуцкий В. Прямые трансляции в социальных сетях: как начать, как смотреть и что нужно знать? Режим доступа: https://bogutskiy.org.ua/internet-marketing/pryamye-translyacii-v-socialnyx-setyax-kak-nachat-kak-smotret-i-chto-nuzhno-znat/ (дата обращения: 15.12.2019).
  11. YouTube становится конкурентом традиционных новостей. Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/187024 (дата обращения: 20.09. 2019).
  12. Страницы телеканалов в видео хостинге Youtube, Апрель 2021 года:
    https://www.youtube.com/c/Xezermedia/featured;
    https://www.youtube.com/c/ictimaitvradio/featured;
    https://www.youtube.com/c/aztvresmi/featured;
    https://www.youtube.com/c/ATVShow/featured;
    https
    ://www.youtube.com/c/ARBTVAZ/about;
    https
    ://www.youtube.com/c/AzerbaijanMedia/featured
  13. Top 100 YouTubers in Azerbaijan Sorted by Vidio Views. Available at: https://socialblade.com/youtube/top/country/az/mostsubscribed (accessed: 20.02.2020).
  14. Top 100 YouTubers in Azerbaijan Sorted by Sb Rank. Available at: https://socialblade.com/youtube/top/country/az (accessed: 20.04.2021).