Languages

You are here

Континуум новостей: концептуальное структурирование

 

Ссылка для цитирования: Конкина (Филиппова) К.М. Континуум новостей: концептуальное структурирование // Медиаскоп. 2021. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2704

DOI: 10.30547/mediascope.2.2021.7

 

Конкина (Филиппова) Ксения Михайловна
аспирантка кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vneboriba@mail.ru

 

 

В данной статье предпринята попытка структурирования современного новостного пространства. Новые технологии, Интернет, процесс конвергенции изменили наиболее понятную информационную форму – новости. Новостное пространство, таким образом, требует новых подходов к его интерпретации. Основываясь на тенденциях, выявленных современными исследователями, нами была разработана классификация новостей.

Ключевые слова: новости, новостное поле, массовая коммуникация, fake news, повестка дня

Трансформация медиаландшафта и медиатизация общественной жизни повлияли и на изменения новостной среды и новостей, в частности. Журналистика становится менее институциональной: обретает популярность непрофессиональная журналистика (например, блоги). Стали менее явными границы между старыми и новыми медиа, между читателем и автором. Это приводит к разрушению монополии профессиональных медиа на распространение информации.  Изменения обусловлены внешними (социально-экономическими) и внутренними (технологическими) причинами. Технологии упростили работу журналиста, как в поиске информации и работе с ней, так и в возможностях создания и публикации материала. Оборудование стало доступным, а любительская техника иногда превосходит профессиональную. Более того, Интернет упростил создание информационных сообщений для любого автора и расширил возможности различных акторов использовать новости в качестве инструмента распространения собственного влияния.

Информационное пространство диверсифицируется, новостей становится больше. Как следствие, возникает серьезная конкуренция между медиаканалами (профессиональными и непрофессиональными), которые пытаются обратить на себя внимание аудитории. Авторы находятся в поисках новых форм, которые бы выделяли их текст среди других, и возникают новые медийные форматы, которые отличаются непостоянством: например, лонгриды, несмотря на недавнюю популярность, уже редко можно встретить на медиаресурсах. Новости так же коснулись трансформации: как структуры новости, так и принципов создания и распространения новостей (Ткачева, Вартанов, Дунас, Гуреева, 2016). Если ранее новости были ограничены в пространстве и времени, современные технологии обеспечивают возможность постоянного обновления новостного пространства. Ритм обновления публикаций, благодаря сети Интернет, может ускоряться до режима реального времени (Лукина, Фомичева, 2005). В первую очередь, это коснулось информационных агентств, которые теперь функционируют непрерывно (Вартанова, Вирен, Фролова, 2013). Также медиа больше не ограничены пространственными границами (Thurman, 2007; Thompson, 2013).

В эпоху цифровых технологий изменились традиции производства, распространения и потребления новостей; новость обретает новые качества. Изменилась характеристика новостного поля, которое представляет собой континуум новостей – непрерывное многообразие информационных сообщений, в пространстве которого новости могут быть как связанными между собой (как интертекст и гипертекст), так и представлять непересекающееся множество. Данные трансформации ставят перед нами проблему интерпретации новостного поля и выработки оснований для классификации новостей.  

 

Проблема классификации новостей

Классификации журналистских текстов основывается на структурно-функционалистской традиции анализа текстов (Ким, 2004; Кройчик, 2004; Шостак, 2013; Тертычный, 2017). Новость определяют через ее функциональное значение – информирование. Если с позиций этимологии слова, новость (news) – это некоторая новая информация, то дискуссионными остаются такие вопросы, как: 1) какой текст можно понимать в качестве новости; 2)  как классифицировать подобные тексты. Например, в рамках зарубежной журналистики под новостью понимается результат любой журналисткой деятельности (Schudson, 2005). Новости делятся на «жесткие» и «мягкие»: ограниченные в своем выходе (своевременные) и строгие по форме, и не ограниченные во времени. Также типология «жестких» и «мягких» новостей отталкивается от тематического рубрикатора (например, развлекательные и lifestyle новости относится к новостям «мягким»). Таким образом, в основе классификации новостей заложен принцип «срочности» информации. В рамках советской и российской школ дефиниция «новости» выглядит наиболее конкретной. Связано это со следующими тенденциями: 1) проблемой дихотомического деления публицистики и художественной литературы вплоть до XX в. (Черепахов, 1971); 2) синонимичности «новости» и потенциально значимой «информации» (Шапшай, 2009; Лазутина, Распопова, 2011). Исторически сложились представления о публицистике как высшей форме журналисткой деятельности, а написание новостных заметок, напротив, казалось менее творчески-затратным трудом. Таким образом, из-за жесткой дифференциации публицистических (аналитических) и информационных жанров, классификация новостей была регламентирована рамками последних. Например, к группе информационных жанров относят новостные заметки, репортаж, отчет, информационное интервью, блиц-опрос и некролог (Тертычный, 2017). По качественным признакам, дифференциация новости возможна на такие подгруппы, как новость-факт, новость-цитатаи новость событие(Колесниченко, 2013). Общим основанием классификации новостей являются каналы их распространения. Выделяют в отдельные подгруппы новости в прессе, на радио, на телевидении и в Интернете. Однако, конвергенция жанров повлияла на то, что формат канала коммуникации перестает быть уникальным. Например, формат телевизионных новостей воплощается на интернет-площадках, радиостанции могут вести видеотрансляцию эфира,  а формат заметок в прессе стал прототипом для онлайн-СМИ. Существующие основания для классификации новостей были разработаны в период до «новых медиа». Как результат, деление происходит по тем качественным признакам, которые сегодня не дифференцируются так же явно, как раньше.

Вопрос необходимости пересмотра классификации журналистских текстов ставят многие исследователи (Шилина, 2010; Солганик, 2016; Баранова, 2016; Колесниченко, 2019). Существующее ранжирование ограничено методологией структурного функционализма и не учитывает трансформации, которые происходят в медиа. В то же время, сетевая структура (ризоморфность) современных коммуникаций, связанная с экспансией традиций онлайн-коммуникаций, позволяет говорить нам о гетерогенности связей внутри новостного континуума. Таким образом, концепция структурирования новостного поля может быть основана на постструктуралистской концепции – сетевой парадигме (Deleuze, Guattari, 1987). Концепция «сетевого общества» была сформирована в работах М. Кастельса (Кастельс, 2000), теория Б. Латура (Латур, 2014) так же основывалась на сетевых взаимодействиях акторов. Сетевой подход к пониманию медиатекстов можно встретить в некоторых исследовательских работах (Емелин, 20041; Шилина, 2012; Лапошина, 2014).  Основываясь на данной концепции, континуум новостей можно понимать как децентрализованную систему, элементы которой могут быть как связаны между собой, так и иметь «разрывы». Рекурсивность системы новостей проявляется в постоянном воспроизводстве элементов системы, увеличению связей и изменения их качества.

Таким образом, для создания концептуальной структуры континуума новостей необходимо описание элементов, осуществляющих функционирование новостной системы. В качестве оснований для концептуального структурирования новостного континуума, можно выделить такие качественные характеристики новостей, как форма происхождения и/или конструирования текста, формат подачи материала, территориальные особенности, продолжительность жизни новости, реальные и лживые (fake) новости.

 

Новость как медиаконтент

Медиаконтент − это симбиоз количественной и качественной вербальной и визуальной информации, распространяемой с помощью коммуникационных средств (Shoemaker, Reese, 1996). Новость – это вид медиаконтента, который обладает особой ценностью. Новостная ценность – это характеристика, которая связана с представлениями журналистов о том, что потенциально может быть интересно аудитории. Журналисты при отборе новостей обращают внимание на следующие критерии: 1) известность, важность; 2) возможный интерес; 3) наличие конфликта/противоречий; 4) необычность; 5) своевременность; 6) близость с аудиторией (Shoemaker, Reese, 1996). Выделяют и другие критерии новостной ценности: известность, своевременность и наличие конфликта (Deuze, 2005).  Своевременность также можно понимать как относительную новизну. Иначе, своевременность – это то, что кажется важным аудитории в конкретный момент времени. По причине относительной новизны новостей, одно и то же информационное сообщение может «появляться» в разное время на разных медиаканалах. Относительная новизна возникает из-за отсутствия возможностей создавать уникальное сообщение – медиа рассказывают об одних и тех же событиях. Чтобы привлечь внимание к новости, журналисты используют различные приемы: как классические (например, яркие заголовки), так и изменяют структуру или наполнение. Это возможно благодаря свойствам новости как медиатекста: открытости, интертекстуальности и гипертекстуальности. Таким образом, при общем инварианте информационного сообщения новости будут отличаться между собой контекстуально. Например, один из экспериментов над структурой новости – это «закусочные новости» (Snack news). Данный формат распространен в новостных приложениях, на страницах браузера или в социальных сетях. «Закусочные новости» представляют собой краткое рассмотрение темы новостей с заголовком, тизером и, опционально, изображением (Shäfer, Sülflow, Müller,2017). Исследователи связывают возникновение различных форм и стилей новостей с растущей гибридностью медиа (Edgerly, Vraga, 2019). Границы понимания новости размыты, и все чаще формат новости становится развлекательным (Baym, 2017; Mast, Coesemans, Temmerman, 2017). Возникновение рекреативной функции объясняют коммерциализацией журналистики (Carpini, Williams, 2001; Thussu, 2007). Основанная на рейтингах новостная индустрия утверждает «менталитет блокбастеров» в новостях и отдает предпочтение ярким и драматичным историям.

Можно выделить несколько качественных характеристик новостей, основываясь на качественной характеристике интенции их создания: 1) те, которые «отобраны» работниками медиа; 2) новости, которые стали популярны благодаря деятельности акторов в социальных сетях; 3) и новости, которые стали популярны благодаря хайпу. Первый подтип является классическим и известен нам в рамках теории «повестки дня». Теория основывается на гипотезе о том, что «картина мира» формируется профессиональными журналистами. Отобранные ими новости сигнализируют, какая информация заслуживает внимания, создают общественную повестку дня (McCombs, 2005). Как правило, средства массовой информации концентрируются на нескольких историях и игнорируют другие события, тем самым, создают впечатление у аудитории, что их нужно воспринимать как наиболее важные. Однако, данная теория не предполагает, что медиа могут быть не унифицированными, а материалы могут создаваться непрофессионалами (Chaffe, Metzger, 2001).  Более того, новые средства массовой информации позволяют аудитории самостоятельно настроить ленту новостей. Как результат, аудитория выбирает среди разнообразных источников информации, основываясь на рациональных и иррациональных критериях, и создает собственную повестку.  Мы также выделяем такой подтип новостей, которые стали популярны благодаря пользователям и непрофессиональным авторам в социальных сетях и в Интернете.  Новым для социальных практик стал такой феномен, как «хайп» (hype). «Хайп» связан со скандальностью и означает быстрый рост популярности чего-либо, в переводе – «шумиха, ажиотаж». «Хайпом» также называют стимулирование навязчивого интереса к чему-либо в любом контексте. «Хайп» возникает в медиапространстве и поддерживается аудиторией. Как правило, он не создается профессиональными работниками медиа. Определение, что можно считать «хайпом», дается пользователями социальных сетей.

 

Пространство новостей

Одним из оснований для классификации новостей является их пространственное распространение. Если ранее новости были ограничены рамками районов, городов, округов и государств, то сегодня они могут распространяться глобально – для массовой аудитории. Существует и обратная сторона глобализации – процесс демассификации аудитории–, который, напротив, утвердил популярность локальной прессы. Таким образом, новости сегодня определяются посредством трех процессов: глобализации, локализации и глокализации. Глобализация новостей – это процесс создания и распространения новостей для международной аудитории. Глобальные новости рассказывают о событиях, которые могут быть интересны в интернациональном контексте. Они распространяются по «деревне» информационного общества, размывают пространственные границы и апеллируют значениями массовой культуры. Например, это новости о мировых ценах нефти и золота или глобальном потеплении. Локальные новости, напротив, указывают на значимость места, где произошло то или иное событие. Они собирают вокруг себя аудиторию на основании пространственной идентичности. Фокус локальных новостей может быть сужен до конкретных координат (улицы, дома и пр.). Считается, что в региональной прессе распространяются только локальные новости, но это не соврем так. Опосредованный мир технологий способствовал процессу «глокализации» (glocalization), то есть, усилению значения местных социальных связей (Wellman, Haythornthwaite (eds.), 2002). Так, в региональной прессе появляются glocal новости – намеренно локализованные сообщения. Журналисты интерпретируют глобальные новости в рамках местных значений: либо дают оценку с точки зрения местных представлений, либо обращаются за мнением местных экспертов. В случае мировой оценки событий, явлений или человека, связанных с регионом, glocal новости подчеркивают пространственную значимость (например, «Брянский спортсмен Илья Иванюк взял бронзу чемпионата мира»2).

 

Цикл жизни новости

Цикл непрерывной жизни новости 24/7 называют эффектом «CNNзации» (CNNzation of television news) (Thussu, 2003). CNN впервые стал сообщать о событиях в «прямом эфире», демонстрируя возможности медиа «сопровождать» события, а не рассказывать о них отложенно. Опыт CNN стал показательным для многих вещателей, которые в последующем изменили способы доставки новостей, ориентируясь на скорость передачи информации. «Бум» телевизионных новостных каналов в Европе фиксируют в 1990 гг., когда на локальных рынках появляются международные медиа, активно распространяются цифровые технологии, развивается спутниковое и кабельное телевидение (Painter, 2007).

 

Круглосуточные международные каналы в Европе

Рисунок. Круглосуточные (24/7) международные каналы в Европе
Источник: Rai M., Cottle S. (2007).

 

Международные новостные телеканалы изменили отношение к новостям и создали конкуренцию среди медиаканалов на основании скорости публикации сообщений. Феномен «бума» информационных каналов   – демонстрация инцидентов в прямом эфире. Например, 17 июня 1994 г. NBC впервые прерывает трансляцию баскетбольного матча и транслирует погоню полиции за футболистом О.Д. Симпсоном.

Развитие сети Интернет и появление онлайн-медиа также утвердили постоянный цикл «жизни» новости. Техническая возможность непрерывного обновления ленты, а также возможность аудитории читать новости в любое время и в любом месте с помощью смартфона изменили медиа-ландшафт. Если раньше человек был привязан к локации нахождения приемника или был ограничен ситуациями его использования (например, чтение газет в общественном транспорте), то сегодня нет ограничений ни временем, ни местом, ни ситуациями. Несмотря на то, что пока только 8% пользователей смартфонов используют их для чтения новостей (Poindexter, 2016), медиаканалы уже ориентируются на перспективы и либо адаптируют свои сайты, либо создают специальные приложения для удобного использования их через мобильную сеть.

 

Феномен fake news и социальное значение новости

Разнообразие новостного пространства и вариативность информационных сообщений не позволяют аудитории осуществлять полный контроль над медиапотоком. Традиционные привычки потребления новостей обосновывают появление fake news: люди редко сомневаются в реальности того, что рассказывают медиа. Структура фейковой новости тождественна обычной новости. Ее отличие заключается только в содержательном наполнении: либо некорректен информационный повод, либо контексты, в которые он помещен. Феномен fake newsисследователи объясняют идеологическим и экономическим интересом некого актора (Saquete, Tomas, Moreda, Martinez-Barco et al., 2019). Другая точка зрения основывается на определении fake news как «текущей дезинформации», качественно не нового явления, которое не зависимо от канала распространения и не всегда ставит перед собой цель обмануть аудиторию (Zimmermann, Kohrig, 2018). Несмотря на то, что дезинформация и «желтая пресса» существовали уже давно, проблема восприятия ложных новостей как реальных стала особенно острой в наше время. Причина тому, как считают некоторые исследователи, в более чувствительном отношении аудитории к дилеммам подлинности: переживание пространственного вторжения и потери контакта с «реальной жизнью». Решением может быть «цифровая детоксикация» (Digital detox) – ограничение медиапотребления (Syvertsen, Enli, 2019).

Феномен fake newsобращает внимание на социальное значение медиа: возможности влияния на благополучие общества. Прежде всего, этот феномен демонстрирует, как остро реагирует социальная система на происходящее в системе медиа. Иначе, мы наблюдаем «глубокую медиатизацию» общества, когда социальные субъекты зависимы от средств массовой информации (Coudry, Hepp, 2019). Позиция зависимости связана с делегированием средствам массовой информации функции самореференции социальной реальности.  Метафорически, общество отождествляет себя текстовому выражению в массовых коммуникациях. Новости – это маркеры, которые фиксируют ненаблюдаемое обществом, и на основе этого воссоздают (заполняют) общую для нее реальность (Molotch, Lester, 1974). Они конструируют социально-значимое время при помощи запечатления событий – маркеров – и наполняют их контекстом понимания предыдущих событий. Таким образом, новости создают медиа-реальность, опосредованную реальности социальной (Deuze, 2005; Hanitzsch, 2007). Объективно, эта «картина мира» является лишь имитацией, так как журналисты при всем желании не могут воссоздать оригинальный фрейм реальности (Schudson, 2017). Практически, журналисты могут добиться большей достоверности ложного материала, не вызывая сомнений у аудитории.

 

Концептуальное структурирование новостного поля

Современные тенденции обнаруживают совершенно новые свойства новостей и новостного поля. Функциональное назначение – информирование – хоть и является фундаментальным, но не единственным для новости. Изменяется содержательное и структурное выражение новостей, а континуум новостей диверсифицируется. Новости существуют в новой пространственно-временной среде. Например, в условиях постоянного обновления новостных лент акцентируется внимание на цикле жизни новости. Изменение пространственных масштабов, в свою очередь, обращает внимание на пространство распространения новостей (глобальные, локальные или локализованные). Временные и пространственные рамки существования новости по-другому позволяют интерпретировать такие свойства новости, как новизна и новостная ценность. Новизна перестает быть некоторым уникальным свойством новости. Более того, увеличилось количество субъектов, которые определяют новостную ценность. Также процесс конвергенции размыл границы новости, позволил различные эксперименты над ее формой. Стоит отметить, что как правило в рамках традиционной формы выражения новости может быть реализована дезинформация, так как привычная новостная форма вызывает меньше сомнений у аудитории.  Основываясь на дифференциациях, которые возникают в новостном пространстве в рамках современных тенденций, нами были выделены качественные характеристики современных новостей:

  • По форме подачи материала:
    − классическая структура новостной заметки («пирамида»);
    − упрощенная форма («закусочные новости» или публикация короткой «молнии»);
    − гибридная форма новости (включение развлекательных или дополняющих элементов (опрос, «игры» и пр.).
  • По пространству распространения:
    − глобальные;
    − локальные;
    − локализованные.
  • По циклу жизни новости:
    − актуальные новости;
    − новости, которые становятся не актуальны (умирающие);
    −не актуальные новости.
  • По источнику проявления внимания к новостной ценности:
    −  новость «отобрана» работниками медиа;
    −  интерес к новости возник среди аудитории в социальных сетях;
    −  хайп – интерес создан и подогревается индивидом или группой лиц.
  • По достоверности новости:
    − новость наиболее близка интерпретации социальной системы существующей реальности;
    − дезинформация:
    а) ложный инфоповод;
    б) ложные контексты, в которые заключен инфоповод.   

 

Заключение

Постановка вопроса о необходимости структурирования современных новостей необходима для будущих исследований. Существующие классификации не подразумевали процессы, которые происходят в медиа сегодня, а также выражение некоторых признаков и возможность дифференциации по некоторым основаниям. Изменения новостного пространства, произошедшие по причине медиатизации жизни, стоит также учитывать при дальнейшей классификации новостей.

При составлении концептуального структурирования новостного пространства мы исходили из положения, что новости являются отдельным типом медиатекстов. Выделенные нами качественные характеристики новости основываются на сетевом подходе, а именно, мы отказываемся от ранжирования новостей по вертикальной оси и не даем им оценочные характеристики. Также данная классификация не использует в качестве основания функциональное значение конкретной новости, так как мы понимаем новостное пространство как единую сеть взаимосвязанных элементов.  В работе были описаны типичные качественные характеристики элементов. Также стоит отметить, что выделенные нами основания для классификации могут быть изменчивы, так как изменчива сама медиасистема.

 



Примечания

  1. Емелин В.А. Ризома и Интернет. 2004. Режим доступа: http://www.emeline.narod.ru/rhizome.htm
  2. Брянский спортсмен Илья Иванюк взял бронзу чемпионата мира // Брянск Today. 2019. Окт., 4. Режим доступа: https://bryansktoday.ru/article/109426

 

Библиография

Баранова Е. А. Новые формы предоставления контента на сайтах российских газет // Вестн. Волжск. гос. ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 3. С. 115−119.

Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. С. 6- 30.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура./ Пер.с англ. Под науч. Ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000.

Ким М.Н. Жанры современной журналистки. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2013.

Колесниченко А.В.  Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 3.  С. 3−21. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2019.322

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.

Лазутина Г.В. Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учебн. Пособие для студентов вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. М.: Аспект Пресс, 2011.

Лапошина Д.А. Электронный гипертекст сквозь призму концепции ризомы Ж. Делеза и Ф. Гваттари // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 675.

Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию/ Пер.с англ. И.Полонской. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014.

Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Фак. журн. МГУ, 2005.

Солганик Г.Я. Существуют ли художественно-публицистические жанры? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 127−131.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2017.

Ткачева Н.В., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Гуреева А.Н. К вопросу о теоретическом понимании новостей в цифровую эпоху: трансформация структуры, сил влияния «жизненного цикла» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика.2016.  № 3. С. 3-16.

Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. М.: Мысль, 1971.

Шапшай Н.А. Новостные материалы в региональной печати: структурные и жанровые особенности: на публикациях газет Владимировской области: дис. … канд. филол. наук. М., 2009.

Шилина М.Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные концепции теории СМК // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 1. С. 6–22.

Шилина М.Г. Интернет-коммуникация: исследовательские концепции XXI века. К вопросу формирования категориально-понятийного аппарата // Медиаскоп. 2012. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1081

Шостак М.И.. Новости прессы. Заметки, репортажи, интервью: учеб. пособие. М.: МедиаМир. 2013.

 

Baym G (2017) Journalism and the Hybrid Condition: Long-Form Television Drama at the Intersections of News and Narrative. Journalism 18 (1): 11–26.

Carpini M., Williams B. (2001) Let Us Infotain You: Politics in the New Media Age. In: Bennett W.L., Entman R.M. (eds.) Mediated politics: Communication in the Future of Democracy. Cambridge University Press.  pp. 160−181.

Chaffe S.H., Metzger M.J. (2001) The End of Mass Comminication? Mass communication and Society 4 (4): 365–379.

Couldry N., Hepp A. (2019) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press.

Deleuze G., Guattari F.A. (1987) Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Deuze M. (2005) What is Journalism? Professional Identity and Ideology of Journalists Reconsidered. Journalism 6 (4): 443–465. 

Edgerly S., Vraga E.K. (2019) News, Entertainment, or Both? Exploring Audience Perceptions of Media Genre in a Hybrid Media Environment. Journalism 20 (6): 807–826.  DOI: 10.1177/1464884917730709

Hanitzsch T. (2007) Deconstructing Journalism Culture: Toward a Universal Theory. Communication Theory 17: 367−385. DOI: 10.1111/j.1468-2885.2007.00303.x

Mast J., Coesemans R.,Temmerman M. (2017) Hybridity and the News: Blending Genres and Interaction Patterns in New Forms of Journalism. Journalism 18 (1): 3–10.

McCombs M. (2005) A Look at Agenda-Setting: Past, Present and Future. Journalism Studies 6 (4) : 543–557.

Molotch H., Lester M. (1974) News as Purposive Behavior: on the Strategic Use of Routine Events, Accidents, and Scandals. Harvey Molotch and Marilyn Lester, American Sociological Review.

Painter J. (2007) The Boom in Counter-Hegemonic News Channels: A Case Study of Telesur. Oxford University, pp. 28−29.

Poindexter P.M. (2016) News for a Mobile-First Consumer. Peter Lang Inc.

Rai M., Cottle S. (2007) Global Mediations: On the Changing Ecology of Satellite Television News. Global Media and Communication 3 (1): 51−78.

Saquete E., Tomas D., Moreda P., Martinez-Barco P. et al. (2019) Fighting Post-Truth Using Natural Language Processing: A Review and Open Challenges. Expert Systems with Applications, pp. 141.

Schudson M. (2005) Four Approaches to the Sociology of News. In: Mass Media and Society. New York: Hodder Arnold, pp. 172-197.

Schudson M. (2017) Here’s what non-fake news looks like. Columbia Journalism Review, 23. Режим доступа:  https://www.cjr.org/analysis/fake-news-real-news-list.php.

Shoemaker P.J., Reese S.D. (1996) Mediating the Message: Theories of Influence on Mass Media  Content. White Plains, NY: Longman.

Syvertsen T., Enli G. (2019) Digital Detox: Media Resistance and the Promise of Authenticity. ConvergenceThe International Journal of Research into New Media Technologies DOI: 10.1177/1354856519847325

Schäfer S., Sülflow M., Müller P. (2017) The Special Taste of Snack News: An Application of Niche Theory to Understand the Appeal of Facebook as a News Source. First Monday 22 (4). DOI: 10.5210/fm.v22i4.7431

Thussu D.K. (2003) Live TV and Bloodless Deaths: War Infotainment and 24/7 news. In: Thussu D.K., Freedman D. (eds.) War and the Media: Reporting Conflict 24/7. London: Sage, pp. 117−132.

Thussu D.K. (2007) News as Entertainment. The Rise of Global Infotainment. London: Sage Publications.

Thompson J.B. (2013) Media and Medernity: A Social Theory of Media. John Wiley&Sons.

Thurman N.J. (2007) The Globalization of Journalism Online: A Transatlantic Study of News Websites and Their International Readers. Journalism: Theory, Practice & Criticism 8 (3): 285−307. DOI: 10.1177/1464884907076463

Wellman B., Haythornthwaite C. (eds.) (2002) The Internet and Everyday Life. Oxford, UK: Blackwell. Forthcoming.

Zimmermann F., Kohring M. (2018) “Fake News” als aktuelle Desinformation. Systematische Bestimmung eines heterogenen Begriffs. Medien & Kommunikationswissenschaft 4: 526−541. DOI: 10.5771/1615-634X-2018-4-526