Languages

You are here

Особенности коммуникации и потребления информации глухими и слабослышащими людьми в социальных медиа (на примере России)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Шамсутдинова Ю.Ф. Особенности коммуникации и потребления информации глухими и слабослышащими людьми в социальных медиа (на примере России) // Медиаскоп. 2021. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2703

DOI: 10.30547/mediascope.2.2021.6

 

@ Шамсутдинова Юлия Фаритовна

выпускница аспирантуры факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия), ju.shamsutdinova@gmail.com

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследования использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми. Исследование выполнено в рамках качественной методологии с применением методов наблюдения, общения (интервью) и дневника. Общение глухих и слабослышащих людей со слышащими в реальной жизни затруднено и в социальных медиа, как показало исследование, им общаться удобнее и проще. Роль социальных медиа как источника информации является важной, поскольку серьезной является потребность неслышащих людей в получении информации в доступной для них форме.

 

Ключевые слова: социальные медиа, глухие люди, слабослышащие люди, потребление информации, межличностная коммуникация.

 

Введение

Использование социальных медиа глухими и слабослышащими людьми в России представляет собой важную и практически не изученную проблему. Широкое распространение социальные медиа приходится на последнее десятилетие, а их использование глухими и слабослышащими россиянами – это новое явление, требующее тщательного изучения и концептуализации.

Следует отметить ряд факторов, затрудняющих процесс исследования. Во-первых, исследуемая группа неоднородна и сложна по своей структуре. Во-вторых, данная социальная группа характеризуется обособленностью и низкой степенью открытости.

Новосибирский исследователь сообщества глухих и русского жестового языка О.А. Варинова отмечает, что при изучении данной группы важно обращать внимание на такой критерий, как наличие своего языка (Варинова, 2020). Это позволяет, по ее мнению, выделить глухих, в соответствии с культурной концепцией глухоты, в особую социальную группу. Добавим, что в России (а также на территории Украины, Белоруссии, Казахстана и некоторых других стран) используется русский жестовый язык, который представляет собой полноценную лингвистическую систему (Зайцева 2000, 2006).

А.А. Комарова, один из ведущих российских исследователей сообщества глухих и жестового языка, замечает, что возможности, которые предоставляет Интернет сегодня, позволяют глухим людям общаться на расстоянии и даже «меняют традиционные устои культуры глухих» (Комарова, 2020): глухие блогеры и влогеры обсуждают распространенные проблемы; появляется все больше национальных и международных чатов, а также сообществ по интересам.

Социальные сети и мессенджеры становятся платформами, на которых возникают и развиваются сообщества. Поэтому глухие и слабослышащие люди – это не только особая социальная группа, но и особая аудитория социальных медиа.

В академическом сообществе нет ответа на вопрос о том, какое влияние жестовый язык оказывает на процесс коммуникации в социальных медиа. Также недостаточно изученным является вопрос об особенностях потребления новостной информации через социальные медиа, участниками которых являются неслышащие люди. Именно поэтому изучение коммуникации и потребления информации глухими и слабослышащими людьми в социальных медиа представляет особый научный интерес.

 

Обзор исследований

В России вопрос об использовании социальных медиа глухими и слабослышащими людьми до настоящего времени отдельно не изучался. Большая часть имеющихся исследований посвящена влиянию Интернета и/или средств массовой информации на процессы социализации (Александрова, Живайкина, 2017), (Дьяконова, 2017), адаптации (Домбровская, 2006), а также обучения (Завражнов, Сметанина, 2016) людей с различными видами инвалидности. Поведение людей с инвалидностью в социальных медиа становится предметом единичных исследований (Макович, Клишина, 2019). Их результаты позволяют составить общее представление о степени социальной вовлеченности людей с инвалидностью и проблемах инклюзии, однако вопросам, связанным с использованием социальных медиа отдельными группами людей, а также вопросам получения информации глухими и слабослышащими людьми через социальные медиа внимания не уделяется. 

В зарубежных исследованиях мы найдем немало источников по использованию социальных медиа глухими и слабослышащими людьми, которые можно условно разделить на три группы. Первая посвящена вопросам непосредственно использования социальных медиа, а также изучению поведения глухих и слабослышащих пользователей (Asuncion, Budd, Fichten, Nguyen et al., 2012; Bauman, Pero, 2011 и другие). В исследованиях, относящихся ко второй группе, рассматриваются вопросы коммуникации глухих и слабослышащих со слышащими (Chang, 2014; Marschark, Spencer, 2010). В исследованиях третьей группы внимание уделяется вопросам участия глухих и слабослышащих пользователей в жизни общества (Viluckiene, 2015; Taylor, 2011). Рассмотрим подробнее некоторые работы, которые помогли автору в осуществлении данного исследования.

В статье-обзоре по использованию социальных медиа глухими людьми  (Kožuh, Debevc, 2018) отмечается, что специфику поведения пользователей в сети могут обуславливать такие переменные, как личностный фактор, невысокий уровень грамотности, слабое развитие социальных навыков, а также доминирующее в обществе отношение к потере слуха как к инвалидности. Опираясь на перечисленные особенности, авторы описывают различные модели использования социальных медиа. Среди характеристик, на которых основываются данные модели, можно выделить следующие: частота использования социальных медиа и активность пользователя, причины и мотивы использования, цели использования, «осознаваемая» доступность и практический пользовательский опыт, влияние использования социальных медиа на формирование онлайн-идентичности (и онлайн-сообщества), а также влияние использования социальных медиа на участие в социальной жизни.

Данное исследование заслуживает внимания еще и потому, что поднимает важную, на наш взгляд, проблему, которая заключается в отношении слышащих людей к глухоте исключительно как к медицинской проблеме, а к глухому или слабослышащему – только как к человеку с инвалидностью. Мы не будем подробно останавливаться на том, какую роль в формировании подобного образа играют средства массовой информации, тем более, что анализ дискурса по тематике инвалидности уже становился предметом одного российского исследования (Рябова, 2011), но даже на основе имеющейся информации можно сделать следующие выводы: 1) данная проблема действительно актуальна; 2) она характерна не только для российского общества; 3) отношение к глухоте как к диагнозу сохраняется и в социальных медиа.   

Примечательно, что взаимодействие глухих пользователей с обществом усиливается в случаях, когда им необходимо получить доступ к важной и полезной для них информации (Schefer, Zaina, 2016). Исследователями, описывающими опыт такой же группы немецких пользователей социальных медиа, была выявлена следующая закономерность: по сравнению с пользователями, имеющими значительное снижение слуха, пользователи с умеренным снижением чаще общаются со слышащими при помощи письменной речи (Kožuh, Hintermair, Debevc, 2014).

Исследователи выявляют ряд технических (Maiorana-Basas, Pagliaro, 2014), психологических (Bauman, Pero, 2011) и социальных (Viluckiene, 2015) проблем, сопровождающих процесс использования социальных медиа. Благодаря этим исследованиям, были разработаны предложения, призванные повысить удобство использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми: техническая поддержка социальных медиа должна быть улучшена, необходимо поощрять пользователей, использующих как письменную речь, так и жестовый язык, общаться чаще. Группа канадских исследователей (Asuncion, Budd, Fichten, Nguyen et al., 2012), изучавшая использование социальных медиа студентами, в качестве рекомендаций предлагает веб-разработчикам чаще вводить подписи и субтитры, улучшать конфиденциальность и безопасность, а также разрабатывать для данной группы более простые интерфейсы.

В мае 2020 г. на сайте Всероссийского общества глухих (здесь и далее – ВОГ) был размещен материал1 о том, какую роль социальные сети играют в жизни глухих. Данный текст создан журналистом, и его нельзя считать научным. Однако материал все равно представляет интерес, поскольку в нем содержатся результаты мини-опроса, в котором поучаствовало 513 человек.

Респондентов просили выбрать «сайт», который они «посещают больше всего». Участник опроса мог выбрать не более 2 вариантов ответа. Наиболее популярной социальной сетью оказался Instagram (77,2%). На втором месте была социальная сеть «Вконтакте» (49,9%), на третьем – социальная сеть Facebook (26,7%). Остальные ресурсы, по данным опроса, пользуются меньшей популярностью у глухих и слабослышащих людей («Одноклассники» - 15,2%, TikTok – 6%, «Мой мир» - 4,1%). Отметим, что не все ресурсы, включенные автором в перечень2, являются социальными сетями.

 

Результаты опроса

Рис. 1. Результаты мини-опроса, приведенного на сайте ВОГ (Май 2020 г.)

 

Ссылка на опрос была размещена в группах социальной сети «Вконтакте», пользующихся популярностью у глухих и слабослышащих людей. Важно понимать, что: 1) пользователи в другой социальной сети могли проголосовать иным образом; 2) вступить в данные сообщества может любой зарегистрированный пользователь, поэтому невозможно сказать, сколько глухих, слабослышащих и слышащих людей было среди тех, кто поучаствовал в опросе. В связи с этим опираться на настоящий опрос в процессе программирования исследования мы не планируем, однако его результаты будут приняты нами во внимание при анализе данных, полученных в ходе эмпирической части исследования.

 

Цели и задачи и процедура исследования

Цель настоящего исследования состояла в выявлении особенностей коммуникации и потребления информации глухими и слабослышащими людьми в социальных медиа. Это исследование является одним из этапов большого эмпирического исследования с применением комплексной качественной методики. Обращение к качественной методологии обусловлено особенностями темы и исследуемой группы.

Чтобы понять, как устроена коммуникация и каким образом происходит потребление информации в социальных медиа, необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

  1. выявить предпочтения глухих и слабослышащих пользователей в отношении языка, используемого для общения и потребления информации; проследить связь со степенью снижения слуха и владением языком (языками);
  2. узнать, какими ресурсами пользуются глухие и слабослышащие люди, и понять, для каких целей они используют социальные медиа;
  3. определить, через какие социальные медиа глухие и слабослышащие люди получают новостную информацию, какие социальные медиа используются ими для развлечения;
  4. выявить предпочтения пользователей в отношении источников информации
  5. сравнить ситуации общения в реальной жизни и в социальных медиа, участниками которого являются глухие и слабослышащие люди.

Главными инструментами, которые были использованы автором, являются наблюдение, общение с информантами и дневник.

Исследование было реализовано в несколько этапов: 1) составление дневника; 2) отбор информантов; 3) проведение интервью; 4) заполнение дневников; 5) обработка и анализ полученной информации. Также были намечены вопросы, требующие дополнительного изучения.   

Для интерпретации отдельных результатов необходимо было несколько раз «вернуться» к информантам с уточняющими вопросами. В совокупности изучение использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми заняло примерно два года  (работа над составлением дневника началась 25 октября 2018 г., обработка данных закончилась к концу октября 2020 г.).

 

Отбор случаев и дизайн исследования

Спланировать настоящее исследование помогла совокупность эмпирических данных, которые были накоплены в процессе наблюдения, знакомства и общения с глухими и слабослышащими людьми, а также в процессе проведения отдельных исследований автора.

Данные, которые были получены в результате изучения онлайн-сообществ (Шамсутдинова, 2019), подсказали, что информация в социальных медиа может быть представлена как на русском, так и на русском жестовом языке (это может быть текст в письменном виде, субтитры, сопровождающие устную речь, и/или видеоролик, в котором информация представлена полностью на жестовом языке). 

После проведения фокусированных интервью (Шамсутдинова, 2020) стало понятно, что на использование социальных медиа глухими и слабослышащими людьми могут оказывать влияние разные факторы. Так, на коммуникацию глухих со слышащими в социальных медиа могут влиять основной (базовый) язык, степень потери слуха, а также возраст, в котором человек потерял слух.

Основным критерием отбора информантов было наличие хотя бы трех аккаунтов в различных социальных медиа (для всех потенциальных информантов). Обязательными критериями отбора стали степень снижения слуха и навыки владения жестовым языком. Отдельная единица -  это слепо-глухой человек (нетипичный случай, которой в силу своей уникальности обязательно должен был быть исследован). Хотя нами было изучено 15 случаев,  в дальнейшем на постоянной основе мы взаимодействовали с 11 людьми (все они выразили готовность принимать участие в следующих этапах исследования).

Из 11 информантов (6 женщин и 5 мужчин) пять человек позиционируют себя как глухие (люди со значительным снижением слуха3 или его отсутствием), пять – как слабослышащие (снижение слуха), и один человек – как слепоглухой (отсутствие слуха и зрения). Все глухие владеют жестовым языком; один слабослышащий, а также слепоглухой человек не владеют жестовым языком.

Была использована письменная форма (в том числе электронная) для получения ответов на вопросы как наиболее релевантный способ коммуникации с представителями исследуемой группы.

Мы выделили ряд смысловых блоков и попросили информантов обсудить с нами следующие вопросы:

  • язык общения со слышащими и глухими/слабослышащими в реальной жизни;
  • язык общения в социальных медиа;
  • практики, связанные с использованием социальных медиа (какие, когда, с какими целями);
  • преимущества, недостатки и трудности, связанные с общением в социальных медиа;
  • социальные медиа как источник новостей: язык и способы получения информации.

Для получения детализированного представления о характере и привычках использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми был использован дневник: в течение семи дней информанты фиксировали и описывали свое использование социальных сетей и мессенджеров (в какое время суток в какие социальные медиа они заходили, с каких устройств, как долго находились там, чем занимались, какой язык использовали).

 

Результаты

Анализ дневниковых записей и письменных ответов информантов позволил выявить следующие особенности в отношении коммуникации глухих и слабослышащих людей и потребления ими информации в социальных медиа.

  1. Если человек не владеет жестовым языком, то общаться со всеми (слышащими и глухими/слабослышащими) он будет только с помощью переписки. Владение жестовым языком увеличивает вероятность общения в социальных медиа с использованием жестового языка. Сами участники исследования, владеющие двумя языками, отмечают, что многое зависит а) «от ситуации»; б) «от настроения». Для оперативной передачи краткой информации чаще используют письменный русский язык, для продолжительного неформального общения и подробного рассказа о чем-либо, как правило, используют жестовый язык.

  2. Все информанты используют глобальные социальные медиа (этот перечень не отличается от набора социальных медиа, используемых слышащими людьми в России). 

  3. Что касается целей использования социальных медиа, их можно объединить в две группы в соответствии с потребностями, которые могут удовлетворять пользователи: информационные потребности (быть в курсе событий, получать информацию) и потребности в общении (деловом и неформальном). 

    О том, что социальные медиа используются в качестве источника информации свидетельствуют и результаты наблюдений за онлайн-сообществами (Шамсутдинова, 2019): большую популярность имел один пользователь, являющийся администратором собственного сообщества в сети Facebook, который пересказывал новости, объяснял различные явления, делился событиями из жизни. Наша гипотеза сводится к следующему: для глухих и слабослышащих людей социальные медиа являются не только важным средством коммуникации, но и источником информации.

    Мы обратили внимание на то, что информанты практически не обращались к цели «находить людей со схожими интересами и объединяться». Ни в одном из дневников мы не нашли отметок о знакомствах/установлении контактов. Такой результат позволяет сформулировать важную гипотезу, которая требует последующей проверки (в рамках репрезентативного количественного исследования): социальные медиа вряд ли способствуют включению глухих и слабослышащих людей в процесс коммуникации со слышащими. Дополнительного изучения требует вопрос о знакомствах глухих и слабослышащих пользователей с представителями сообщества, к которому они принадлежат. 

    Результаты исследования позволяют выявить некоторые паттерны в отношении социальных медиа, являющихся источниками новостей для информантов: люди, не владеющие жестовым языком, сообщили, что предпочитают читать новости. В ответах на вопрос о конкретных предпочтениях в выборе социальных сетей и мессенджеров мы встречали упоминания социальных сетей Instagram, Facebook, «Вконтакте». Часть информантов (владеющие жестовым языком), в которую входили как глухие, так и слабослышащие, также отметили, что им удобнее получать новости в письменном виде. 4 человека (в это число вошли и глухие, и слабослышащие, владеющие жестовым языком), сообщили, что у них нет предпочтений в пользу какого-то одного способа получения информации.

  4. Отдельного внимания заслуживает анализ практик слепоглухого человека. Информант сообщил о том, что основное назначение социальных медиа – это возможность коммуникации и поиска информации, а также о том, что примерный объем времени, проведенный в социальных медиа в течение одного дня, составляет обычно 6 часов. Пользователь не владеет жестовым языком, и в основном в круг его общения составляют слышащие люди.

    Информант прибегает к использованию дисплея Брайля для выполнения любых операций, связанных с выходом в Интернет: устройство вывода позволяет отображать полученную текстовую информацию в виде символов, используемых в азбуке Брайля. С этим связаны сложности технического характера, с которыми приходится сталкиваться любому незрячему пользователю: наличие графического контента и отсутствие информации в виде текста, который может быть считан программой экранного доступа, делает невозможным ознакомление с информацией. Данная проблема характерна для всех социальных медиа, которые использует информант. Уменьшить количество «проблемного» контента, поступающего в личные сообщения, помогает предупреждение слышащего и/или зрячего о невозможности взаимодействия с изображениями (и аудио).

  5. Сравнивая живое общение с общением в социальных медиа, участники исследования отмечали различные преимущества социальных медиа. К преимуществам, не обусловленным спецификой группы, можно отнести следующие: «Позволяют передавать информацию оперативно»/«Позволяют экономить время», «Удобны при наличии друзей в разных городах», «Помогают точнее сформулировать мысль», «Можно отвечать по мере возможности». К преимуществам, соотносящимся со слухом, мы относим следующие: «Четкое понимание слов собеседника благодаря письменной форме», «Все на равных – непонятно, кто видит/слышит, а кто – нет», «Меньше барьеров в общении со слышащими. В жизни труднее найти контакт», «Всем удобно при общении со слышащими»4.

 

Выводы и гипотезы

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим наблюдениям и гипотезам, которые требуют проверки на более масштабных выборках и помогают наметить вопросы для дальнейшего исследования темы.

С технической точки зрения для глухого или слабослышащего человека обмен информацией в социальных медиа возможен как на русском языке, так и на жестовом языке. Использование жестового языка возможно благодаря записи, передаче, загрузке видео в сеть и, в частности, в отдельные социальные медиа.

Однако не все люди со снижением слуха используют жестовый язык, точно так же не все глухие и слабослышащие владеют русским языком на высоком уровне. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно в контексте индивидуальных обстоятельств, с учетом ряда факторов, влияющих на выбор языка пользователем.

Глухие и слабослышащие люди используют социальные медиа и как источник информации, и как средство для общения. Роль социальных медиа как источника информации является наиболее важной, поскольку достаточно серьезной является потребность неслышащих людей в получении информации в доступной форме: в письменном виде и/или на жестовом языке. Интерес у многих из них вызывает не только сама новостная информация, но и ее интерпретация в различных формах – пересказ, обсуждение, упоминание в историях из жизни.

Заслуживают внимания замечания информантов о том, что чем выше уровень владения русским языком у глухого человека, тем больше вероятность того, что у него не будет предпочтений в выборе языка. Если глухой, знающий жестовый язык, владеет русским языком в достаточной степени, он может выбирать, на каком языке он будет получать и отправлять информацию. Это позволяет выдвинуть следующую гипотезу для дальнейшей проверки5: чем ниже у глухого или слабослышащего человека уровень владения русским языком, тем вероятнее, что более удобным для данного пользователя будет жестовый язык.

Общение информантов со слышащими в реальной жизни представляет собой сложную ситуацию, и в социальных медиа им общаться удобнее6, поскольку: 1) переписка является более комфортным способом обмена информацией; 2) в ряде случаев слышащий пользователь не может обнаружить, что его собеседник не слышит, что делает ситуацию общения более раскрепощенной и свободной, исчезают предубеждения и стереотипы.

В связи с этим предлагается сформулировать еще одну гипотезу для последующей проверки: если человек, основным языком общения которого является жестовый, будет вступать в контакт со слышащими людьми, вероятность успешного установления контакта в социальных медиа будет выше, чем в реальной жизни.

Данное исследование также выявило необходимость обсуждения отдельных противоречий. Можно поставить под сомнение расхожее мнение о том, что социальные медиа способствуют включению неслышащих людей в процесс коммуникации со слышащими. Это еще одна гипотеза, которая требует проверки.

В результате данного исследования были намечены следующие этапы работы, которые помогут сформулировать отдельные утверждения, отражающие взаимосвязи между основным языком общения человека, уровнем владения русским языком и практиками по использованию социальных медиа.

 



Примечания

  1. Михайлова В., Шамаева В. «Благо и зло соцсетей» // Сайт Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество глухих»: https://voginfo.ru/society/2020/05/18/blago-i-zlo-socsetej/ 2020. Май, 18.  
  2. «Вконтакте», Facebook, Одноклассники, Instagram, TikTok, Twitter, «Мой мир» и YouTube
  3. При разделении информантов на две группы («глухие» и «слабослышащие») людей со значительной потерей слуха мы будем условно относить к группе глухих (поскольку в контексте восприятия звуковой информации такие люди окажутся практически в той же ситуации, что и человек с полной потерей слуха).
  4. Высказывания информантов (ответы на вопросы)
  5.  Для проверки данной гипотезы требуется проведение количественного исследования на большей по объему репрезентативной выборке.
  6.  Отметим, что удобство в контексте данного исследования выражается не только в скорости передачи информации и в реагировании на нее по мере возможности; важно также и то, что для глухих и слабослышащих людей ситуация построения коммуникации со слышащими, не владеющим жестовым языком, является не самой простой: есть ряд особенностей, накладываемых на процесс устного общения (недостаточно развитая устная речь и/или полное отсутствие слуха); кроме того, в реальной жизни слышащие люди могут проявлять самые различные реакции, когда они обнаруживают, что у собеседника есть потеря слуха.

 

Библиография

Александрова М., Живайкина А.А. Роль Интернета в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2017. Т. 7. № 1. С. 48-49.

Варинова О.А. Особенности описания социального сообщества глухих людей // Теория и практика общественного развития. 2020. №7 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-opisaniya-sotsialnogo-soobschestva-gluhih-lyudey  (дата обращения: 04.11.2020).

Домбровская А.Ю. Измерение влияния средств массовой информации на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Института социологии. 2012. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-vliyaniya-sredstv-massovoy-informatsii-na-sotsialnuyu-adaptatsiyu-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 04.11.2019).

Дьяконова Д. А. Роль информационных ресурсов в социализации людей с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 4211-4215.

Завражнов В. В., Сметанина С. М. Возможности использования технологий социальной работы при обучении использованию ИКТ людьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 27.С. 753-755.

Зайцева Г.Л. Жест и слово: научные и методические статьи. – М., 2006.

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. Учеб.для студ.высш.учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Комарова А.А. Сообщество глухих и жестовый язык. – М., 2020. – C. 167.

Макович Г. В. Сетевые коммуникации как платформа формирования инклюзивной культуры // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в организациях: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Издательский дом «Ажур»: Екатеринбург, 2020. – С. 168-172.

Рябова А.А. Дискурс российских общественно-политических изданий по тематике инвалидности // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2011, № 4. – С. 127-143.

Шамсутдинова Ю.Ф. Онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в популярных социальных медиа России: количественные и качественные характеристики // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2570.

Шамсутдинова Ю.Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2020, 5. С. 54-76.

 

Asuncion, J. V., Budd, J., Fichten, C. S., Nguyen, M. N., Barile, M., & Amsel, R. (2012). Social media use by students with disabilities. Academic Exchange Quarterly, 16(1), 30–35

Barak, A., & Sadovsky, Y. (2008). Internet use and personal empowerment of hearing impaired adolescents. Comput Human Behav, 24, 1802-1815.

Bauman, S., & Pero, H. (2011). Bullying and cyberbullying among deaf students and their hearing peers: An exploratory study. J Deaf Stud Deaf Educ, 162, 236-253.

Barak, A., & Sadovsky, Y. (2008). Internet use and personal empowerment of hearing impaired adolescents. Comput Human Behav, 24, 1802-1815.

Chang, C. M. (2014). New media, new technologies and new communication opportunities for deaf/hard of hearing people. In International Conference on Communication, Media, Technology and Design (pp. 24-26).

Kožuh I., Debevc M. (2018) Challenges in Social Media Use Among Deaf and Hard of Hearing People. In: Dey N., Babo R., Ashour A., Bhatnagar V., Bouhlel M. (eds) Social Networks Science: Design, Implementation, Security, and Challenges. Springer, Cham

Kožuh, I., Hintermair, M., & Debevc, M. (2014). Examining the characteristics of deaf and hard of hearing users of social networking sites. In: Miesenberger K (Ed.), Computers helping people with special needs: Proceedings: part ii. Lecture Notes in Computer Science (vol. 8548, pp. 498–505). Heidelberg: Springer

Maiorana-Basas, M., & Pagliaro, C. M. (2014). Technology use among adults who are deaf and hard of hearing: A national survey. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 19(3), 400–410.

Marschark, M., & Spencer, P. E. (2010). The Oxford handbook of deaf studies, language, and education (Vol. 2).

Schefer R. P., Zaina L. A. M. (2016). A Communicability Evaluation of Facebook in Mobile Devices: A Case Study from the Perspective of Deaf Audience in Brazil. In: Proceedings of the 34th ACM International Conference on the De-sign of Communication xx:23.

Taylor, A. (2011). Social media as a tool for inclusion. Retrieved from Homelessness Resource Center website: http://homeless.samhsa.gov/Resource/View.aspx.

Viluckiene, J. (2015). The relationship between online social networking and offline social participation among people with disability in Lithuania. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 185, 453–459.