Languages

You are here

Актуальные форматы медиаобразования в московских школах

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Лапин Д.А. Актуальные форматы медиаобразования в московских школах // Медиаскоп. 2021. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2702

DOI: 10.30547/mediascope.2.2021.5

 

@ Лапин Даниил Андреевич

аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dmglapin@gmail.com

 

Аннотация

Статья представляет собой анализ современного состояния медиаобразования в московских школах в контексте создания проекта предпрофобразования «Медиакласс в московской школе». Автор предпринимает попытку классифицировать актуальные школьные медиаобразовательные практики на основании рейтинга топ-25 школ Москвы 2020 года. В статье разобраны виды медиаобразовательных практик, уровень их интеграции в школьный образовательный процесс, а также структура современных школьных редакций.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаклассы, универсальные навыки, медиаграмотность

 

Введение

В настоящее время медиа стали одной из ключевых составляющих повседневной жизни практически каждого человека, посредством них индивиды осуществляют коммуникацию, потребляют информацию, осваивают новые компетенции, устанавливают контакты и даже создают собственный контент. В XXI веке скорость информационных потоков только увеличивается и взаимодействие с ними стало обычной практикой современного человека – каждый из медиапользователей в современном мире является одновременно как потребителем (consumer), так и производителем (producer) контента (Тоффлер, 2009). И, конечно же, взаимодействие с медиасредой поднимает множество индивидуальных и личностных вопросов: частота и глубина пребывания в медиапространстве, источники информации, фейк-ньюс, личное окружение, используемые ресурсы и многое другое.

Процессы медиакоммуникации становятся сложнее, степень вовлеченности аудитории на разных этапах создания контента, а затем, и его потребления, меняется – все это в комплексе требует не только нового теоретического осмысления медиа (Вартанова , Фролова (ред.), 2018: 6), но и создания медиаобразовательных практик отвечающих актуальным запросам общества для формирования навыков эффективного взаимодействия с медиасредой, навыков осуществления безопасной коммуникации. Современному человеку необходимо «понимать функции медиа и других поставщиков информации (например, библиотек, в которых медиа ресурсом являются книги), уметь искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей» (Туоминен С., Котилайнен С., Лундвалл А., 2012: 9).

 

Медиаобразование и формирование навыков медиаграмотности

Отечественное медиаобразование за свою более чем вековую историю претерпело ряд видоизменений, результатом которых становились медиаобразовательные модели и концепции, соответствовавшие технологическому развитию и запросам общества на разных этапах развития. Так, практико-утилитарные модели, направленные на формирование навыков использование технических средств и аппаратуры, развивались в период тоталитаризма (1935-1955 гг.), воспитательно-эстетические модели, зародившиеся в период «оттепели» (1956-1968 гг.) и получившие свое развитие в 1969-1985 гг., были направлены на формирование вкуса аудитории, ее насмотренности/начитанности и критического восприятия медиапродуктов, а социокультурные модели медиаобразования, зародившиеся в 1986 г. (Федоров, 2015), продолжают свое развитие и сегодня, реализуя запрос обучающихся на формирование навыков по безопасному взаимодействию с цифровой медиасредой, извлечению пользы из такого взаимодействия (Лапин, 2020). 

Сегодня медиаобразование как образовательно-практический комплекс программ, позволяющих индивиду подготовиться к взаимодействию с медиа (Вартанова (ред.), 2019: 137), приобрести навыки, позволяющие критически воспринимать (Silverblatt, Eliceiri, 1997, Leaning, 2019), аналитически осмыслять и творчески производить медиаконтент (McDougall J., Zezulkova M., van Driel B., Sternadel D., 2018: 7), становится необходимой составляющий современного общеобразовательного процесса. Вместе с этим, возрастает популярность «журналистской модели» медиаобразования (Жилавская, 2008) как более эффективной, имеющей прикладной характер и выраженную мотивацию в противовес педагогической подели, в рамках которой задачи медиаобразования решаются, как правило, в отрыве от медиасообщества.

Стоит также упомянуть, что представители сферы медиаобразования в России уже достаточно давно говорили о необходимости интеграции медиаобразовательных практик в школьное образование. В частности Л.С. Зазнобина (1998:26-34) была убеждена в необходимости педагогического влияния на процесс интеграции медиаобразования в школьную программу: «Медиаобразование, интегрированное с базовым, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве. Необходимость выработки у современного человека навыков восприятия информации, умений конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности, и как следствие – повышение информационной компетентности и степеней свободы в обращении с информационными потоками усиливают связь конечного результата обучения с уровнем медиаобразования обучаемых. Основное содержание медиаобразования, интегрированного с базовым, как предметной области знаний и деятельности человека составляют интеллектуальные и процессуальные умения информационного взаимодействия».

Вместе с этим, в словах заместителя Мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой мы находим подтверждение слов об актуальности медиаграмотности, как и другие предпрофильных навыков для личностного развития выпускников школ. «Стоит отметить, что предпрофобразование становится все более востребованным среди московских школьников. Оно дает возможность познакомиться со спецификой профессии и базовые навыки, которые пригодятся на дальнейших ступенях образования»1. Андрей Зинин, директор городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, в своем выступлении подчеркнул, что такое обучение дает школьникам представление о перспективных профессиях в медиасфере и позволяет развивать востребованные на современном рынке труда навыки коммуникации, работы с информацией, создания собственного уникального цифрового контента2.

Вопросы медиаграмотности населения и актуальноси медиаобразования запустили новый виток дискуссии о том, насколько важны hard skills и soft skills в современном мире. Фундаментальное образование не теряет своей актуальности, но также интегрирует в себя узкопрофессиональные навыки для решения конкретных задач и навыки для решения жизненных задач. Последние значительно повышают конкурентные преимущества учеников и студентов. Таким образом знания, лежащие в основе развития личности, дополняются специальными умениями и навыками коммуникации, критического мышления, социализации и многих других. Все эти навыки формируются внутри современных общественных институтов: в семье, в школе и в самом социуме. В семьедети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысливают нормы и ценности. Как утверждает Т.И. Фролова (Вартанова , Фролова (ред.), 2018: 34): «Школа обеспечивает систематическое образование, готовит к жизни в обществе, способствует становлению ребенка как гражданина. Общество сверстников формирует среду общения, которая не зависит от контроля взрослых и нередко противоречит ему, тем самым создавая школьникам, особенно подросткам, привлекательные условия пребывания в ней. СМИ и другие каналы массовой коммуникации открывают детям «взрослый» мир, с которым они мало соприкасаются непосредственно, а также значительно расширяют их коммуникативную среду». Вместе с этим, посредством общения с ровесниками школьник получает навыки самопрезентации, кодирования и декодирования сообщений внутри процесса коммуникации, опознания основных опасностей и противостояния им, взаимодействия с окружающим миром и обществом. Таким образом, социальная среда является одним из основных факторов, формирующих личность каждого человека. В свою очередь, педагоги могут оказывать некоторое влияние на социальные взаимоотношения (возможно, с целью гармонизации их или с целью выстраивания иерархичной системы учитель-ученик) посредством разделения групп, воздействия посредством выставления неудовлетворительных оценок либо поддержания посредством высоких оценок и так далее. Тем не менее, все это происходит внутри социальной среды школьника, позволяет ему изучать общественные законы и искать возможности собственного проявления Я-идентичности (Мухина, 2012). Идею о медиаобразовании как факторе развития личности человека в демократическом обществе разрабатывала в своих исследованиях британский исследователь К. Бэзэлгэт, которая, проанализировав состояние медиаобразования в Великобритании в 1997 году выделила 5 факторов (1997: 73), замедлявших развитие медиаобразования в Британии:

  • Опора на энтузиастов, а не на всех учителей;
  • Не слишком очевидные успехи медиаобразования;
  • Наличие серьезных различий в представлении целей и задач медиаобразования;
  • Разрыв между педагогами и практиками в области медиа;
  • Недостаток исследований и компетентных дискуссий.

Отражение этих факторов мы можем видеть в современном российском медиаобразовании, которое только начинает свой путь к массовизации.

В ходе разработки темы исследования мы пообщались с педагогами из московских школ, реализующих медиаобразовательные практики на разных уровнях, о важности школьного медиаобразования и его влиянии на дальнейшую жизнь выпускников и их успешность. По словам Ольги Владимировны Межуевой, руководителя пресс-центра ГБОУ «Школа №117», медиаобразование – это комплекс навыков, большинство из которых относятся к сфере софт-скиллс, это универсальные умения для любого типа личности, и какую бы профессию в будущем не выбрал ребенок, они ему пригодятся, так как медиаобразование учит школьников коммуникации с людьми любого возраста, более того, чем раньше ребенок осваивает этот навык, тем быстрее он становится гибким, учится адаптироваться в любом обществе и коллективе. Как отметила Полина Андреевна Бакалюк, руководитель медиахолдинга ГБОУ «Школы №1541», ученики, осваивающие программы медиаобразования в какой-либо мере еще до выпуска начинают лучше своих сверстников ориентироваться в современном мире: они знают, где искать нужную информацию, как ее проверять, имеют собственную позицию по разным вопросами и понимают, каким образом и где они могут ее выразить. Дмитрий Игоревич Субботин, кандидат педагогических наук, куратор «Медиакласса в московской школе» в ГБОУ «Школа 2030» в ходе беседы подчеркнул, что освоение программ медиаобразования позволяет ученикам, во-первых, научиться распознавать фейки и не подвергаться их влиянию, а во-вторых, попробовать себя в профессиях из сферы медиа, сориентироваться в выборе своего дальнейшего пути.

Исходя из предположения о положительном влиянии медиаобразования на личностное развитие и успешность выпускников при поступлении в вузы, в рамках данного исследования были проанализированы 25 лучших московских школ (рейтинг RAEX). Рассматривались кружки по журналистике, медиапроекты школьников, а также медиаобразовательные программы, интегрированные в школьный образовательный процесс. По итогам исследования предпринята попытка определить состояние, в котором находится современное медиаобразование в Москве.

 

Методология исследования

За основу данного исследования был взят рейтинг RAEX «Топ-50 школ Москвы», составленный в 2020 году по итогам исследования рейтингового агентства RAEX поступления российских школьников в лучшие университеты страны. Рейтинги составлялись на основании данных о приемных кампаниях. Как отмечает само агентство, информация предоставлялась им со стороны вузок. Статистика о школах была получена от всех университетов, вошедших в топ-50 рейтинга вузов России RAEX 2019 года, за исключением РУДН и МГПУ. Учитывались данные только по головным вузам, без учета филиалов.

При составлении рейтингов рассматривались организации, реализующие программы среднего общего образования, расположенные на территории Российской Федерации. При этом не рассматривались организации среднего профессионального образования (колледжи, техникумы и так далее).

В рамках исследования была обработана информация о 190 000 выпускников более чем 18 000 российских школ3, зачисленных в 2018 и 2019 годах на очную форму обучения в вузы на 1-й курс бакалавриата/специалитета:

  1. по общему конкурсу на бюджетной основе;
  2. по результатам целевого приема;
  3. на платной основе;
  4. на основании победы в олимпиаде без других вступительных испытаний.

Важно отметить, что для исследования за основу был взят рейтинг 2019 года, в период до пандемии COVID-19, которая внесла свои коррективы в организацию учебного процесса.

Для апробации методики анализа актуального состояния медиаобразования и форматов его реализации в Москве были отобраны школы, находящиеся на 1–25 строчках рейтинга. В этот список вошли как общеобразовательные школы, так и школы узкого профиля (естественные науки) и предуниверситарии.

Для отбора школ, имеющих медиаобразовательные проекты или практики в своей программе (образовательной, дополнительного образования, внеучебной работы), были проанализированы сайты образовательных организаций. Анализ проводился по следующим критериям: наличие/отсутствие медиаобразовательных практик (кружок по журналистике, PR, рекламе, кино, школьная редакция, выпуск школьных СМИ), уровень интеграции медиаобразовательных практик в школьную образовательную программу (включение в общеобразовательный план, в план дополнительного образования, в план внеучебной деятельности), а также структура самой редакции (школьническая (полностью состоит из учеников школы), смешанная первого типа (когда журналистскую работу выполняют школьники, а обязанности главного редактора и/или шеф-редактора лежат на взрослых) и смешанная второго типа (журналистские обязанности разделены между школьниками и взрослыми в равной мере). В соответствующих графах таблицы: «Наличие медиаобразовательных практик», «Интеграция в учебный план», «Структура редакции» – помещены данные, соответствующие актуальному уровню развития медиаобразовательного процесса в каждой школе.

 

Реализация медиаобразовательных практик в московских школах

Сегодня школьные СМИ можно разделить на категории аналогичные средствам массовой информации для взрослой аудитории: печатные, радио, телевидение и интернет-издания. В нашем исследовании не были рассмотрены только радиопроекты, так как они не представлены ни в одной из школ попавших в выборку. Логичным видится начать именно с сегмента печатных школьных средств массовой информации как наиболее сформированного и, более того, традиционного в сфере отечественного медиаобразования.

Tаблица 1.

Печатные школьные СМИ

Название учебного заведения

Наличие медиаобразовательных практик

Интеграция в учебный план

Структура редакции

Школа № 2086

Журнал, газета,

Внеучебная деятельность и дополнительное образование

Смешанная первого типа

Школа № 710 им. Народного учителя СССР В.К. Жудова

Школьная газета «Листок в клеточку» - 2017 год

Внеучебная деятельность

Смешанная второго типа

Школа № 179

Кружок по журналистике «газета»

Дополнительное образование

Смешанная первого типа

Школа № 1253

«Молодёжная редакция журнала «Сундук», Журнал УЧЕБНОЕ ДЕЛО

Дополнительное образование

Смешанная первого типа

Составлено автором

 

В 4 из 25 школ, рассмотренных нами, представлены именно печатные СМИ: журналы и газеты. Возможно, это связано с исторической традицией (движение юнкоров в России начиналось именно с школьных газет  (Шариков, 1990: 125‒126)), возможно, – с простотой производства такого рода медиапродуктов и с отсутствием необходимости на ежедневной основе выпускать материалы, как, например, в ситуации с интернет-СМИ (некоторые школы выпускают газету раз в неделю/месяц, некоторые – раз в триместр/четверть). К сожалению, в рамках выбранного рейтинга невозможно оценить качество каждого отдельно взятого медиапродукта – школы не имеют общей практики размещать в открытом доступе оцифрованные выпуски газет/журналов. Однако важно отметить, что печатная журналистика интегрирована в ряд московских школ на уровне дополнительного образования. Школьные редакции придерживаются смешанной структуры первого типа: выпуски осуществляются при взаимодействии подростков и учителей – что говорит о постепенном формировании диалога и определенного уровня доверия между ними. В контексте выпуска печатных школьных СМИ у учащихся формируются навыки медиаграмотности, в первую очередь связанные с текстом: понимание форматов существования текста, его манипулятивных возможностей, умение анализировать чужие тексты и извлекать пользу из их чтения, а также перерабатывать большой объема информации в собственные тексты. В контексте развития универсальных навыков можно предположить, что при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях они позволяют быстрее осваивать образовательные программы вне зависимости от профиля.

Печатные школьные СМИ в московском регионе, несмотря на давно сложившуюся традицию их выпуска, делят свою популярность с школьным телевидением. Последнее получило свое активное развитие в 2010 гг. Этот факт подтверждается появлением в конкурсах школьных СМИ номинаций, связанных с телевидением (например, Фестиваль школьных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова учредил такие номинации в 2014 году).

Tаблица 2.

Школьное телевидение

Название учебного заведения

Наличие медиаобразовательных практик

Интеграция в учебный план

Структура редакции

Школа № 1535

Видеоканал «Короче»

Медиацентр школы

Смешанная первого типа

Школа № 2086

Телеканал, детское ТВ

Внеучебная деятельность

Смешанная первого типа

Школа № 1799

Кружок по журналистике Школа телевидения «Телемост»

Дополнительное образование

Смешанная первого типа

Школа № 1329

Студия «ТелеИдея»

Дополнительное образование

Смешанная первого типа

Составлено автором

Среди проанализированных учебных заведений 4 из 25 школ имеют в своей структуре школьный телеканал: в составе школьного медиацентра, программ дополнительного образования и внеучебной деятельности. Работа с видеоконтеном в школьных редакциях также разнится по типам: редакция блога на видеохостинге Vimeo (школа №1535), телеканал с публикацией контента на YouTube (школа №2086), кружок по тележурналистике (школа №1799), школьная телестудия (школа №1329). Важным видится факт, что все из перечисленных школьных СМИ, в отличие от печатного сегмента, размещают итоговый медиапродукт в открытом доступе. Такой подход позволяет школьным медиапроектам выходить во внешний мир, обращаться к более широкой аудитории. В отличие от школьных печатных СМИ телеканалы в значительной мере повышают навык медийной самопрезентации учащихся за счет постоянной тренировки дикции и работы в кадре. Вместе с этим, понимание внутренней кухни телевизионного производства, даже на предмете смоделированной ситуации в школьной телестудии, позволяет на определенном уровне анализировать транслируемую в телевизионных передачах и видеоблогах информацию, а также формировать собственное представление о качестве таких медиапродуктов.

В сегменте школьных онлайн-изданий, мы отметили, что только одна школ (школа «Покровский квартал») из попавших в выборку исследования имеет в своей структуре онлайн-издание («Покровские будни»). Онлайн-журнал интегрирован в качестве допобразовательной нагрузки для школьников. Структура редакции – смешанная второго типа. Исходя из того, что только в одном из 25 образовательный учреждений существует медиаобразовательная практика такого рода, можно сделать вывод о том, что, несмотря на растущую популярность интернета, школы Москвы пока что не готовы использовать онлайн-платформы для обучения школьников взаимодействию с медиасредой.

Отметим, что самой распространенной медиаобразовательной практикой в московских школах из топ-25 рейтинга сегодня является ведение кружков по журналистике (6 из 25 школ), включенных в программы дополнительного образования и в программы социально-педагогического направления профессиональной подготовки. По словам педагогов, опрошенных нами при разработке темы, важным отличием кружков по журналистике от выпуска школьных СМИ является большая теоретическая направленность занятий. То есть формат кружка зачастую не подразумевает создания материалов и подготовки публикаций учениками.

Tаблица 3.

Кружки по журналистике

Название учебного заведения

Наличие медиаобразовательных практик

Интеграция в об. план

Структура редакции

Школа № 2086

Кружок по журналистике

Внеучебная деятельность и дополнительное образование

Смешанная первого типа

Школа № 1799

Кружок по журналистике

Дополнительное образование

Отсутствует

Школа № 1501

Кружок по журналистике 1501 «Юный журналист»

Дополнительное образование

Отсутствует

Школа № 1514

Кружок по журналистики «Мастерская журналиста»

Дополнительное образование

Отсутствует

Школа № 179

Кружок по журналистике «газета»

Дополнительное образование

Смешанная первого типа

Школа «Покровский квартал»

Кружок по журналистике

Дополнительное образование

Смешанная первого типа

Составлено автором

 

Школьные кружки из нашей выборки возможно разделить по следующим подвидам: общей направленности (подготовка по разным направлениям журналистики) и узкой направленности (газетная журналистика). Отметим, что при анализе официальных сайтов и групп школ в социальных сетях мы не смогли обнаружить публикаций, созданных участниками школьных кружков. На основании этого возможно сделать предположение, что выпускаемые медиапродукты носят сугубо локальный характер (распространяются в печатном виде только внутри школы или конкретной учебной группы) либо учащиеся не вовлечены в производственный процесс и на занятиях в кружках изучают теоретические основы профессии. На таком уровне навык медиаграмотности формируется без практической самореализации школьников, что делает практику проведения теоретических кружков по журналистике в школах одной из наименее актуальных в современных реалиях.

Tаблица 4.

Связи с общественностью в медиаобразовательном контексте

Название учебного заведения

Наличие медиаобразовательных практик

Интеграция в учебный план

Структура редакции

Школа № 1502 «Энергия»

PR и связи с общественностью

Дополнительное образование

Отсутствует

Лицей «Вторая школа»

PR и связи с общественностью

Дополнительное образование

Отсутствует

Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова

PR и связи с общественностью

Дополнительное образование

Отсутствует

Составлено автором

 

В 3 из 25 школ медиаобразовательные практики представлены в виде кружка по связям с общественностью. На этапе подготовки исследования мы не предполагали существование подобной практики в отечественном медиаобразовании, однако дальнейший анализ показал, что она не только существует, но и пользуется определенной популярностью в московских школах. К сожалению, проанализировать учебные программы данной дисциплины не представилось возможным, так как в попавших в рейтинг школах в детальные учебные программы не выложены в открытый доступ. Тем не менее, возможно предположить, что кружки подобного рода уделяют значительное внимание манипулятивной компоненте медиатекстов и их подверженности влиянию профессионалов по связям с общественностью, таким образом формируя критическое восприятие у обучающихся, приучая их к осознанному потреблению.

В рамках нашего анализа в качестве отдельной группы можно выделить предуниверситарии: МГУ имени М.В. Ломоносова (СУНЦ, университетская гимназия), НИУ ВШЭ (лицей) и МИФИ. Среди образовательных организаций данного типа только в лицее НИУ ВШЭ ведется работа, связанная с медиаобразованием. Остальные образовательные учреждения акцентируют свое внимание на подготовке школьников по большей части в сфере естественных наук – возможно, в связи с этим медиаобразовательные практики в них не востребованы.

Tаблица 5.

Медиаобразовательные практики в предуниверситариях

Название учебного заведения

Наличие медиаобразовательных практик

Интеграция в учебный план

Структура редакции

Лицей НИУ ВШЭ

Ряд медиапроектов лицеистов

Внеурочная деятельность

Смешанная первого типа

СУНЦ МГУ

Отсутствует

Нет

Отсутствует

Предуниверситарий МИФИ

Отсутствует

Нет

Отсутствует

Университетская гимназия МГУ имени М.В. Ломоносова

Отсутствует

Нет

Отсутствует

Составлено автором

 

Подготовка в сфере медиаобразования в лицее НИУ ВШЭ осуществляется на уровне внеучебной деятельности школьников в формате реализации проектов учеников: лонгридов, подкастов и так далее. Редакция – смешанная первого типа. Медиапроекты имеют свой отдельный сайт в открытом доступе, где каждый желающий может с ними ознакомиться.

Таким образом, мы можем заключить, что в приуниверситетских образовательных учреждениях медиаобразование либо полностью отсутствует за счет более узкой предметной ориентации в отличие от общеобразовательных школ, либо реализовано на более качественном уровне, с точки зрения сопровождения работы школьников в медиасреде, продвижения их проектов, а также оформления проектов. Последний подход в контексте нашего исследования видится, как один из наиболее актуальных по формированию навыков медиаграмотности и социализации у школьников в силу работы в коллективе и необходимости презентации собственных результатов в открытом доступе для широкой аудитории.

Важно отметить, что чуть меньше половины (одиннадцать) московских школ, стоящих в топ-25 рейтинга RAEX сегодня не имеют медиаобразовательных практик в своей структуре: к ним относится и часть предуниверситариев, и некоторая часть общеобразовательных школ без определенного предметного уклона.

 

Выводы

По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы об актуальном состоянии медиаобразования и форматах его реализации в московских школах:

  • существующие сегодня медиаобразовательные практики в московских школах на разных уровнях формируют навыки медиаграмотности у обучающихся, тем самым повышая их личную эффективность в современных реалиях;
  • самой популярной практикой в сфере отечественного медиаобразования на сегодня являются кружки по журналистике в рамках программ дополнительного образования, однако эта практика нуждается в значительном дополнении практической самореализацией обучающихся;
  • вторыми по популярности практиками можно считать выпуск печатных СМИ и школьные телеканалы, формирующие у школьников навыки медиаграмотности, связанные с анализом и производством разного рода медиаконтента, а также социализации и самопрезентации; 
  • помимо медиаобразовательных практик, построенных на работе в школьных СМИ, в ряде московских школ существует практика ведения занятий по связям с общественностью, данная практика нуждается в дополнительном исследовании для понимания формируемых навыков медиаграмотности;
  • предуниверситарии могут реализовывать медиаобразовательные практики на более качественном уровне, что будет способствовать развитию более комплексного навыка медиаграмотности чем при выпуске отдельного вида школьных СМИ;
  • из 25 школ медиаобразовательные практики интегрированы в 14 из них, что еще раз подчеркивает своевременность начала реализации проекта Департамента образования города Москвы и Министерства Просвещения «Медиакласс в московской школе» как возможности систематизировать накопленный разными учебными заведениями опыт в медиаобразовании школьников.

Стоит отметить, что на данный момент работа в сфере медиаобразования в московских школах организована нерегулярно, без какой-либо стандартизации. В связи с универсализацией структуры школьных сайтов, программы по медиаобразованию зачастую помещены в раздел дополнительного образования. В большинстве случаев школы не публикуют ссылки на производимые учениками/редакциями/студиями медиапродукты, а участники школьных редакций не получают обратной связи от аудитории. Медиаобразовательные практики реализуются благодаря энтузиазму преподавателей (кружки и медиацентры относятся к бесплатному дополнительному образованию в школах), благодаря растущей популярности журналистского образования среди подрастающего поколения. Более того, на настоящий момент федеральным образовательным стандартом не предусмотрена интеграция медиаобразовательных практик в школьную программу.

Тем не менее, современная сфера медиаобразования имеет достаточный для внедрения в школьный общеобразовательный процесс теоретический, педагогический и практический бэкграунд, наработанный на протяжении всего времени развития, сформированный представителями сфер кинообразования, информационной грамотности, а также медиаисследований. Несмотря на то, что сегодня, наиболее активными участниками современного отечественного медиаобразовательного процесса являются регионы (например, Челябинск и Таганрог), проекты реализуемые в разных российских городах разрозненны, не имеют общих теоретических основ и практических стандартов. Проект «Медиакласс в московской школе» в данном контексте видится важным шагом к массовизации медиаобразовательного процесса в столице, а в последствии и в России. Так как в последствии опыт Москвы может быть экстраполирован на другие регионы страны, снимая с них нагрузку по объединению существующих инициатив, а также по созданию собственных методических материалов и образовательных стандартов.

Следующим этапом исследований медиаобразовательной сферы должен стать анализ существующих медиаобразовательных практик в школах, их целей и задач, а также предметно-методических основ. На основании подобного рода анализа возможно будет сформулировать рекомендации по интеграции медиаобразовательных практик в школьный образовательный процесс с учетом развития «журналистской модели» медиаобразования и запросов современной молодежи.

 



Примечания

  1. URL: https://www.mos.ru/news/item/82316073/
  2. URL:https://vm.ru/society/905592-stolichnye-shkoly-otkryvayut-klassy-gde-ucheniki-budut-postigat-osnovy-medijnyh-professij
  3. URL: https://raex-rr.com/methods/92

 

Библиография

Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп [электронный журнал] http://www.mediascope.ru/node/229 Выпуск №7, 2008 г.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами//Стандарты и мониторинг в образовании. – 1998. – № 3. – C. 26–34.

Лапин Д. А. Медиаобразование школьников в России: от протоформатов к консенсуальному подходу // Медиа альманах. — 2020. — Т. 6, № 101. — С. 22–31.

Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям  – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Academia. – 2006. – Тверь: Тверской полиграфкомбинат.

Тоффлер Э. Третья Волна ; [пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др.] – 2009. – М.: АСТ: АСТ Москва.

Туоминен С., Котилайнен С., Лундвалл А. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и инфор- мационной грамотности. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – 2012.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М.: Изд-во Академии педагогическ. наук СССР. – 1990.

Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ. – 2018.

 

Bazalgette, C. (1997). Making a Real Difference. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs, UNESCO.

Leaning M. (2019) An Approach to Digital Literacy through the Integration of Media and Information Literacy. Media and Communication. Vol. 7. No. 2. P. 7.

McDougall J., Zezulkova M., van Driel B., Sternadel D. (2018) Teaching Media Literacy in Europe: Evidence of Effective School Practices in Primary and Secondary Education. NESET II Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Silverblatt A., Eliceiri E. M. E. (1997) Dictionary of Media Literacy. Westport, CT: Greenwood Press.