Ссылка для цитирования: Якова Т.С., Янгляева М.М. Историческая память о Второй мировой войне: современный ментальный ландшафт Европы // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2652
DOI: 10.30547/mediascope.3.2020.9
@ Якова Тамара Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), t-yakova@mail.ru
@ Янгляева Марина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), marinapavlikova@mail.ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования современной европейской публичной сферы на предмет выявления отношения граждан различных стран к ключевым моментам истории Второй мировой войны. Авторы опираются на понятие «ментального ландшафта» как результата трансформации духовного и материального мира человека. На основе медиагеографического подхода представлена картина реконструкции исторической памяти народов Европы, проанализированы процессы деформации национальных ментальных ландшафтов и формирования зоны «памятного» и «забытого» в европейском медиадискурсе.
Ключевые слова: Вторая мировая война, ментальный ландшафт, историческая память, Мюнхенский сговор, Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, массмедиа.
Введение
На 2018-2020 гг. выпали юбилейные даты, связанные с историей Второй мировой войны – трагедией планетарного масштаба, катастрофой XX в.: прологом к войне – подписанием Мюнхенских соглашений (сентябрь 1938), Советско-германским договором о ненападении (август 1939), т.н. пактом Молотова – Риббентропа, который является самым комментируемым военно-политическим событием ХХ в.1, и 75-летием победы СССР во Второй мировой войне.
Юбилейные даты являются строительным материалом для опорных морфоскульптур (в качестве морфоскульптур мы рассматриваем персоны, события и явления, другие символы и знаки, укоренившиеся в массовом сознании – прим. авт.) в пространстве смыслов или ментальном пространстве, в котором человек формирует и реализует свою идентичность. Вопрос об иерархии ментального пространства хорошо разработан, признается наличие локального, регионального и глобального менталитета, пространство смыслов дифференцировано и разделено на статичные узнаваемые географические ландшафты. В сложные исторические периоды на первый план выходят процессы, ломающие традиционную ментальность, создающие новые смысловые и символические морфоструктуры. Инструментом таких преобразований являются средства массовой информации и коммуникации. Именно они обеспечивают узнаваемость ментального ландшафта, важнейшей частью которого является своеобразная, присущая только этому ландшафту система морфоскульптур. Сегодня национальные государственные структуры в разных странах озабочены созданием монолитного фундамента ментального ландшафта. В этих целях формируется устойчивый во времени набор узнаваемых морфоскульптур, которые существуют в изначально заданных нравственных координатах и в системе исторических или внеисторических оценок действительности (Николайчук и др., 2020).
Представления различных аудиторий о месте, пространстве, событиях и др. и формируют ментальный ландшафт. Ментальный ландшафт можно рассматривать как образ мыслей, отношение к каким-либо общественно значимым явлениям и процессам резидентов определенной местности, территории, страны. Он, как и физический, меняется с течением времени. Его можно рассматривать как результат трансформации общественной идеологии и символов государства. В широком смысле слова ментальный ландшафт выступает как смысловой центр в создании иерархии идентичности и создает чувство принадлежности, которая в свою очередь является ключевой при осуществлении различных общественных проектов, в том числе и при решении политических задач. Сегодня реализация политических проектов напрямую связана с исторической политикой и политикой памяти2. Мысль о том, что история даже как сфера научного знания, а не только форма социальной памяти, в любые времена была отягощена грузом текущей политической конъюнктуры, отнюдь не нова (Гузенкова, 2015:9). Формирование памяти имеет две стороны: зону памятного и зону забвения. Вторая – более обширная. И зона памятного, и зона забвения (отчуждения) напрямую связаны исторической политикой.
Юбилейные даты, о которых идет речь в данном исследовании, отчетливо проявляют зоны памятного и зоны забвения в различных национальных ментальных ландшафтах. Обратимся к публикациям в зарубежной прессе и интернет-статистике.
Методология исследования
В данной работе применялись следующие методы исследования. Контент-анализ публикаций качественной и массовой прессы и интернет-ресурсов разных стран. Медиаметрический анализ интернет-аудитории в разных странах мира на основе медиагеографического подхода. Основной эмпирический материал для количественного анализа составили данные big data, извлеченные из поисковой системы Google. Такой подход базируется на новом понимании интернет-библиометрии и активного интернет-поведения индивидуумов, учитывается массовый интерес пользователей к различным темам, что выражается в числе запросов по тем или иным ключевым словам или фразам за определенный период времени. Подобные сервисы и алгоритмы широко используются сегодня в целях повышения эффективности интернет-рекламы и интернет-торговли, однако в прикладных гуманитарных исследованиях до настоящего времени не применялись. Результаты анализа собранной статистики (в том числе и по методикам рангового анализа) позволяют наглядно продемонстрировать ход процессов конструирования ментального ландшафта разных стран, регионов, городов. Распределение популярности интернет-запросов в территориальном разрезе служит инструментом количественного исследования национальных, региональных и локальных ментальных ландшафтов.
Европейская пресса о Мюнхенских соглашениях
По прошествии 80 лет Франция отказывается признавать свою вину в развязывании Второй мировой войны. Современная пресса оправдывает действия Эдуарда Даладье и заявляет, что в сложившихся обстоятельствах политик поступил единственно возможным способом. Приведем некоторые данные. События осени 1938 года освещались в Le Figaro, L’Humanité и Le monde diplomatique)3. Первые статьи, приуроченные к годовщине подписания Мюнхенского соглашения, стали появляться в середине сентября 2018 г. 19 сентября в статье Le Figaro «Москва ссылается на Мюнхенские соглашения, чтобы сделать выговор западным странам» автор упрекает Советский Союз в том, что «Кремль никогда не перестанет ворошить наследие Второй мировой войны, выбирая своей любимой мишенью Запад, особенно Европу»4. При этом вспоминает о германо-советском договоре о дружбе и границе между СССР и Германией от 28.09.1939, подписанном Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом. Согласно этому договору – акцентирует внимание читателя – территория Литовского государства отошла в сферу интересов СССР. Таким образом, автор вместо признания вины своей страны в разделе Чехословакии выдвигает ответное обвинение Советскому Союзу в разделе Литвы.
Делая такое заявление, автор статьи стремится увести разговор в сторону от крайне неудобной для Западной Европы темы – роли демократий в развязывании Второй мировой войны. Этот подход типичен для западной журналистики: в публичной сфере европейских стран не любят вспоминать о проводившейся Великобританией и Францией политике умиротворения германского агрессора, пиком которой стал Мюнхенский сговор (Назаров, 2018: 6-7). Что же касается Литвы, напомним, с 1920 г. Виленский край находился под польской оккупацией. В октябре 1939 г. СССР передал Литве Виленский край и ее древнюю столицу – Вильнюс. Об этом щедром подарке Москвы литовскому народу сегодня не вспоминают ни в Европе, ни в самой Литве. Как и не вспоминают о заключении договоров о ненападении Латвии и Эстонии и вопросах секретных договоренностей, сопровождавших письменно или устно заключение пактов Мунтерса-Риббентропа и Сельтера-Риббентропа, что до сих остается в числе острых историографических вопросов по тематике предвоенных пактов Риббентропа (Симиндей, 2019:108-110).
L’Humanité и онлайн-ресурс INA с национальным архивом аудио- и видеоматериалов продолжают оправдательную риторику, но используют другой метод убеждения. Так, в материалах «Вторая мировая война. Мюнхенские соглашения или капитуляция» и «Мюнхенские соглашения: во имя пацифизма, рождение войны» предпринята попытка сравнения Даладье и Чемберлена5 6. Недальновидность и кое-где даже неграмотность британского премьер-министра противопоставляются ответственности французского.
Вину на Чемберлена перекладывает и современная итальянская пресса. Так, в статье «Пацифистский договор подарил Гитлеру половину Европы» в ежедневной газете Il Giornale с правоцентристскими взглядами представлена оценка поведению стран-участниц7. Действия Франции и Великобритании названы «предательством союзника и жестом высокомерия», а Чехословакия – беззащитным государством. В финале автор проводит параллель со многими современными событиями и явлениями, которые могут обернуться такой же катастрофой, как и Мюнхен: терроризм, разработка атомного оружия, конфликты евреев и арабов.
Современная Великобритания в целом не оценивает действия своего премьер-министра — «голубя мира»: материалов, посвящённых собственно Невиллу Чемберлену, практически нет, хотя непосредственно с его именем ассоциируется в прессе политика умиротворения. Единственная статья, в которой речь идёт именно о премьер-министре, опубликована на сайте газеты The Sunday Post и написана в ироничной манере. Чемберлена называют «хвастуном» и «человеком, который не сдержал своего обещания»8. Однако на первый план выходит разрушенная «в пух и прах» репутация, а не то разрушительное влияние, которое оказал на всю Европу подписанный Чемберленом «мир». Подобного рода приём уводит читателя от понимания сути происходящего, что является стандартной практикой современной журналистской работы. Британские СМИ напоминают о том, что соглашение заключили всё же с благой целью – избежать войны, а в «бессовестном разделе Чехословакии» приняли участие Венгрия и Польша9.
Мюнхен в британских СМИ – это повод порассуждать о Брекзите. Статья «Пять уроков Брекзита для Терезы Мэй из судьбоносного Мюнхенского соглашения» вGuardian была опубликована через неделю после очередного саммита, посвящённого выходу Британии из Евросоюза. Читателя наводят на мысль о том, что первым саммитом можно считать как раз Мюнхенскую конференцию, которая не привела ни к чему хорошему. Автор проводит параллель между 1938 г. и нынешней ситуацией в Европе (и конкретно в Великобритании), а также предпринимает попытку сравнить Чемберлена и Мэй, стремящихся навязывать своё видение событий в Европе10.
Немецкая (и немецкоязычная) пресса рефлексирует по теме Мюнхена, выстраивая версии того, как повернулась бы история, если бы экспансию Рейха удалось предотвратить. Так, общенациональная газета Die Welt публикует материал, в котором толкует события с точки зрения «нераскрытой истории», то есть анализа реальных фактов и предположений. Автор статьи – специалист по истории нацизма – анализирует эссе военного историка из Гамбурга Бернда Вегнера, который опирается на статью Ивана Пфаффа «Способы защиты Чехословакии в 1938 году без союзников». В основе изучаемого вопроса лежит предположение: а что, если бы президент Чехословакии Эдвард Бенеш вопреки давлению со стороны Лондона и Парижа решил противостоять в военном отношении политике аннексии Германии? Цепочка домыслов насчёт сопротивления Чехословакии ведёт к очень смелому заявлению о её возможном торжестве и логично вытекающей из этого отставке Гитлера11. Эта публикация подготовлена в духе исторической политики Германии по «преодолению прошлого» (Колесов, Шиманская, 2019), в результате которой сложился понятийный аппарат, используемый впоследствии в научном дискурсе и политической практике многих стран мира (Гузенкова, 2015:7-8).
Мюнхенские соглашения в ментальном ландшафте Европы
Итак, в зависимости от политических задач журналисты использовали Мюнхенские соглашения 1938 г. как информационный повод для внедрения других определенных идей в массовое сознание. Можно зафиксировать и ответный интерес аудитории к данному вопросу. Поисковая система Google демонстрирует уровень внимания потребителей информации к теме Мюнхенских соглашений и коррелирующей с ней теме политики умиротворения12. Данные системы Google иллюстрируют взаимосвязанность этих понятий в общественном сознании, несмотря на то, что интерес к «Политике умиротворения» выше, чем к «Мюнхенскими соглашениями».
Мюнхен – это не символ катастрофы, а обычная площадка для переговорного процесса. Из общественной памяти активно вымывается представление о Мюнхенском сговоре как о событии, катастрофическом для мировой истории. Конференция в Мюнхене очищается от коннотаций, ведущих к созданию устойчивых негативных мифов, которые укореняются в ментальном ландшафте Европы (Николайчук и др., 2018: 141-158).
Стало возможным говорить о том, что мир расколот на две группы стран. В первой Мюнхенские соглашения служат лишь историческими декорациями для рассуждений о сложных и неоднозначных политических практиках того времени. Во второй группе наличествует ярко выраженный обвинительный уклон, резко негативное восприятие Конференции и ее результатов. Последнее активно используется в государственном строительстве и во внутригосударственной пропаганде. Такие подходы, чаще всего через оценки историков и экспертов, транслируются в общество при помощи массмедиа и социальных сетей (Николайчук и др., 2020; Якова, Янгляева, 2019).
Интернет-статистика подтверждает данные контент-анализа европейской прессы: историческая вина и ответственность лидеров Великобритании, Франции, Германии и Италии находится в зоне «забытого», в англо-саксонских странах и Западной Европе превалирует обращение к теме «Политика умиротворения». В остальной Европе – странах постсоветского и постваршавского (частично в Северной Европе) доминируют «Мюнхенские соглашения».
Главная жертва Мюнхена – Чехия – практически не интересуется «умиротворением»: именно её граждане обеспечивают лидерство страны в относительной частоте запросов по Мюнхенскому сговору.
В таблице 1 приведены данные по процентному соотношению запросов по двум темам. Включены только страны с высоким числом запросов.
Таблица 1. Уровень интереса интернет-пользователей к темам «Мюнхенские соглашения» и «Политика умиротворения» в различных странах
|
Страна |
Мюнхенские соглашения |
Политика умиротворения |
1. |
Франция |
88 |
12 |
2. |
Чехия |
87 |
13 |
3. |
Россия |
80 |
20 |
4. |
Норвегия |
74 |
26 |
5. |
Украина |
74 |
26 |
6. |
Польша |
67 |
33 |
7. |
Италия |
59 |
41 |
8. |
Испания |
58 |
42 |
9. |
Дания |
44 |
66 |
10. |
Германия |
42 |
58 |
Наиболее выраженный интерес к «Мюнхенским соглашениям» проявлен во Франции, даже в большей степени, чем в Чехии и России. Это свидетельствует об актуальности темы для французов и их попытках определить свою роль в истории. Современные британцы интересуются историческим договором, в котором руководство их страны приняло самое непосредственное участие, в четыре раза меньше, чем их французские партнеры по «соглашениям». Немцы и их союзники во Второй мировой войне (итальянцы) также значительно меньше (в полтора-два раза) обращаются к этой теме.
Любопытные результаты получены в процессе сравнения популярности двух тем в различных странах. Подобные показатели отражают степень интереса аудитории в той или иной стране с учетом численности населения. Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве государств относительный интерес к теме «Мюнхенские соглашения» многократно (от четырех до десяти раз) меньше, чем в Чехии (и даже в Словакии).
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом: зона памятного или зона отчуждения
Спекуляции на тему «сговора Гитлера со Сталиным» продолжаются в публичном пространстве с момента подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом 23 августа 1939 г. до настоящего времени. В прессе разных стран это соглашение часто называют «пресловутым пактом Молотова-Риббентропа» и преподносят неискушенной аудитории как главную причину начала Второй мировой войны. Хронология политических событий того времени убедительно свидетельствует о том, что налицо прямое искажение фактов и хода истории. С 1933 по 1939 гг. был подписан целый ряд международных документов: Пакт четырех (Италия, Германия, Англия, Франция), Пакт Пилсудского-Гитлера (Германия, Польша), Англо-германское морское соглашение, Декларация между Великобританией и Германией о взаимном ненападении, Декларация Германии и Франции, Германо-румынские экономические договоры и соглашения, Договор о ненападении Германии со странами Прибалтики. Тем не менее, западные массмедиа об этом молчат, о Мюнхенском сговоре с каждым годом публикаций становится все меньше, а о Договоре о ненападении все больше. Хронология исторических событий в данном случае находится в общественном сознании в зоне «забытого», а комбинация «Молотов-Риббентроп» – в зоне «памятного».
Запросы интернет-пользователей по Договору автоматический классификатор системы Google определяет как отдельную тему. Это означает, что существует устойчивая семантика, определяющая смысл данного запроса. Исходный запрос здесь нормализуется, приводится к единому поисковому предписанию с учетом различных грамматических форм, языков, сложной синонимии. Фактически это скрытая рубрика, «гнездо» терминов, нормализованный элемент системы классификации в рамках динамического рубрикатора. Интересно, что термин «Пакт Молотова-Риббентропа» в это «гнездо» не входит. Информацию по Пакту можно найти только по схеме жесткого поискового запроса. Поэтому число поисков для термина «Пакт Молотова-Риббентропа» существенно ниже по сравнению с темой (см. Рисунок 1, Картограммы 1-2, Таблица 2).
Рисунок 1. Динамика ежемесячного числа поисковых запросов по темам: «Пакт Молотова-Риббентропа» и «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом» за год (март 2019 – март 2020 гг.). Данные системы Google, дата обращения 18.03.2020).
Картограмма 1. Популярность запросов по теме «Пакт Молотова-Риббентропа» в различных странах. Данные системы Google, дата обращения 18.03.2020.
Картограмма 2. Популярность запросов по теме «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом» в различных странах. Данные системы Google, дата обращения 18.03.2020.
Таблица 2. Уровень интереса к темам «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом» и «Пакт Молотова-Риббентропа» за год (март 2019 – март 2020 гг.). в различных странах. Данные системы Google, дата обращения 18.03.2020.
|
Страна |
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом |
Пакт Молотова-Риббентропа |
1 |
Молдова |
100 |
100 |
2 |
Латвия |
32 |
88 |
3 |
Эстония |
47 |
38 |
4 |
Литва |
25 |
37 |
5 |
Белоруссия |
26 |
24 |
6 |
Украина |
14 |
13 |
7 |
Россия |
10 |
8 |
8 |
Польша |
6 |
1 |
9 |
Казахстан |
3 |
1 |
10 |
Чехия |
3 |
1 |
Сравнительный анализ абсолютных показателей в системе Google (см. Талицу 4) демонстрирует разницу в интерпретации исторических событий. Трактовка «Пакт Молотова-Риббентропа» превалирует в массовом сознании аудитории Латвии, Литвы и Молдовы по сравнению с официальным названием документа, что свидетельствует о воздействии массмедиа и связанных с ними политических сил на общественное мнение в этих странах. В Эстонии больше запросов по «Договору о ненападении», скорее всего, за счет русскоязычной диаспоры. Низкая активность украинцев и россиян, вероятно, связана с более насущными и актуальными вопросами взаимных отношений и проблемами внутриполитической жизни. Любопытно, что в Польше в несколько раз больше интерес к «Договору», чем к «Пакту», при том, что «Пакт Молотова-Риббентропа» на польском языке является одной из первых смежных с «Договором» тем в классификаторе. Интерес к теме проявлен и в Чехии: даже с учетом погрешностей системы Google можно говорить об интересе аудитории этих государств к фактам истории (в Казахстане, скорее всего, учтены запросы русскоязычного населения). Обратим внимание, что Великобритания, Франция, Италия и другие страны Западной Европы не вошли в топ-10 стран, аудитории Интернета которых интересуются данной темой. Население этих стран остается индифферентным, несмотря на попытки массмедиа актуализировать тему «сговора Гитлера со Сталиным». Вместе с тем, в странах Западной Европы и в США тема «Вторая мировая война» является ярко выраженной доминантой информационного спроса даже по сравнению с Первой мировой войной (которая в британской историографии названа «Великой войной»). Можем сделать вывод, что продвижение темы «Пакт Молотова-Риббентропа» в ее различных интерпретациях осуществляется политическими силами ряда недружественных по отношению России государств в целях давления на российскую власть и для мобилизации собственных элит на укрепление националистических тенденций в нациестроительстве за счет причисления себя к «жертвам тоталитарных режимов». Массовый же потребитель информации в США, Великобритании, Франции и др. к этому эпизоду истории равнодушен.
Интерес интернет-аудитории к теме «Победа во Второй мировой войне»
Публичный интерес в европейских странах сосредоточен на исторических героических мифах о людях и событиях, связанных с участием соотечественников во Второй мировой войне. Это касается и Победы. На Рисунке 2 видно, что интернет-аудитория разных стран мира гораздо в большей степени интересуется Второй мировой войной в привязке к Великобритании и США, нежели, чем к СССР (по запросу «Победа во Второй мировой войне» на русском языке система Google естественно выдаёт статистические данные только по России, по всем остальным странам мира данных нет – прим. авт.). При этом наибольшее количество запросов по теме Вторая мировая война как военный конфликт поступает как раз из Великобритании и США (см. Таблицу 3). Можно сказать, что Победа СССР во Второй мировой войне как морфоскульптура вообще не присутствует в ментальном ландшафте стран мира.
Рисунок 2. Динамика ежемесячного числа поисковых запросов по темам: «II World War USSR», «II World War Great Britain» и «II World War USA» за год (март 2019 – март 2020 гг.). Данные системы Google, дата обращения 18.03.2020). Красный – Великобритания, синий- США, желтый – СССР.
Таблица 3. Уровень интереса к теме «Вторая мировая война» за год (март 2019-март 2020 гг.). Данные системы Google, дата обращения 29.03.2020.
1. |
Великобритания |
100 |
2. |
Норвегия |
100 |
3. |
США |
90 |
4. |
Новая Зеландия |
87 |
5. |
Австралия |
85 |
6. |
Канада |
82 |
7. |
Дания |
80 |
8. |
Швеция |
75 |
9. |
Нидерланды |
72 |
10 |
Мексика |
70 |
Конкретно 75-летие Победы (точный поисковый запрос) интересует только жителей России и США, причем в соотношении 100 к 1. Интернет-аудитория других стран мира в информационном поле по этой теме не проявляется.
Таблица 4. Популярность запроса по теме «День Победы» за пять лет (март 2015- март 2020 гг.). Данные системы Google, дата обращения 29.03.2020.
1. |
Россия |
100 |
2. |
Киргизия |
69 |
3. |
Белоруссия |
65 |
4. |
Казахстан |
63 |
5. |
Таджикистан |
62 |
6. |
Туркменистан |
60 |
7. |
Узбекистан |
47 |
8. |
Украина |
42 |
9. |
Молдова |
38 |
10. |
Латвия |
20 |
Данные из таблицы 4 демонстрируют, что День Победы актуален для жителей бывших советских республик (ТОП-10), и в значительно меньшей степени для остального мира, где всё же выделяются Болгария (показатель 8) и Израиль (показатель 4). Население других стран, включая основные государства-участники Второй мировой войны (Германия, Италия, Великобритания, США, Франция), практически не интересуется этим историческим событием (показатель <1) в той исторической интерпретации, как это имеет место в странах постсоветского пространства. Следует, однако, иметь в виду, что, исходя из цивилизационных реалий, более правильно рассматривать ментальный ландшафт европейский стран в привязке к формированию исторической памяти о Второй мировой войне как набор конкретных символьных морфоскульптур (события, личности и пр.).
На картограмме 3 показана относительная популярность по странам мира таких тем, как «Сталинградская битва» и «Высадка в Нормандии». Здесь наглядно виден водораздел между идентичностями стран «Европы» (включая государства Прибалтики) и «постсоветского пространства». Интересно, что Сталинградская битва оставила глубокий след в исторической памяти народа Румынии, поскольку войска этой страны приняли в ней непосредственное участие. Этого не скажешь, с другой стороны, об Италии, где катастрофа итальянской армии под Сталинградом очевидно игнорируется.
Картограмма 3. Относительная популярность по странам мира тем «Сталинградская битва» и «Высадка в Нормандии». Данные системы Google, дата обращения 29.03.2020.
Таким образом, приведенные в статье статистические данные иллюстрируют отношение граждан разных стран к ключевым событиям истории Второй мировой войны. Контент-анализ публикаций зарубежных массмедиа демонстрирует процессы формирования конкретных образцов исторической памяти. Все это свидетельствует о процессах деформации национальных ментальных ландшафтов под влиянием массмедиа, транслирующих проекты политических и экономических элит (Николайчук и др., 2020). Очевидно, в режиме реального времени, конструируется новый исторический нарратив и формируются новые макрополитические идентичности. Анализ больших данных (big data) выводит на новые модели существования и изменения во времени коллективной исторической памяти. Такие модели строятся на мощном статистическом фундаменте и помогают понять, как возникают и исчезают морфоскульптуры. Они (модели) претендуют на историческую универсальность и в первую очередь актуальны для современности с её новыми цифровыми технологиями и системой массовых коммуникаций.
Примечания
Библиография
Гузенкова Т.С. Историческая политика: память прошлого как инструмент конструирования настоящего // Наследники победы и поражения. Вторая мировая война в исторической политике стран СНГ и ЕС. М.: РИСИ, 2015.
Колесов Д.И, Шиманская О.К. Культура памяти холокоста в политике денацификации Германии // Современная Европа. 2019. № 4.
Мюнхен-38 в массмедиа разных стран: сборник статей/ Отв. ред. Янгляева М.М. - М.: Фак. журн. МГУ, 2019.
Назаров О. Мюнхенский пролог Второй мировой войны // Мюнхен-1938: Падение в бездну Второй мировой: сб. ст. / под общей ред. В.Ю. Крашенинниковой; отв. ред. О.Г. Назаров. – М.: Кучково поле, 2018.
Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Национальная идентичность как морфоскульптура и фактор ментального общественного ландшафта в контексте национальной безопасности. Медиагеографический подход // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12.
Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Управление прошлым. Массмедиа, мифотворчество, идентичность. М.: Издательство ИКАР, 2020.
Симиндей В. Прибалтика-1939: пакты с Гитлером //Антигитлеровская коалиция-1939: Формула провала: сб. ст. / под общей ред. В.Ю. Крашенинниковой; отв. ред. О.Г. Назаров. – М.: Кучково поле, 2019.
Якова Т.С., Янгляева М.М. Медиагеография. М.: Издательство ИКАР, 2019.