Languages

You are here

Трансформация утренних телешоу в условиях пандемии коронавируса: структурные изменения в эфире программы «Live with Kelly and Ryan» на американском телеканале ABC

 

Ссылка для цитирования: Гавра Д.П., Файзиева Д.М. Трансформация утренних телешоу в условиях пандемии коронавируса: структурные изменения в эфире программы «Live with Kelly and Ryan» на американском телеканале ABC // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2644

 

© Гавра Дмитрий Петрович
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), d.gavra@spbu.ru

 

© Файзиева Дилбар Мухамеджановна
выпускница аспирантуры кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия) dilbarfayzi@gmail.com 

 

Аннотация

В статье рассмотрена трансформация популярного утреннего шоу «Live with Kelly and Ryan» (телеканал ABC) в условиях пандемии COVID-19. На основании контент-анализа выпусков телешоу в докарантинный период и в период самоизоляции выявлены основные изменения формата передачи и практик ведущих. Среди изменений, произошедших на структурном уровне, можно выделить: появление новых рубрик, увеличение количества социально-значимых сюжетов и продолжительности интервью. Общая тональность шоу меняется от развлекательной к успокаивающей и настраивающей на терпение в условиях самоизоляции.

Ключевые слова:утреннее шоу, прямой эфир, телевидение, формат, пандемия коронавируса, карантин.

 

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ: 20-011-00371 и гранта СПбГУ M1_2018 – 1. ID: 52958565.

 

Введение

Утреннее телевизионное шоу как особый телевизионный формат давно и прочно вошло в повседневные практики миллионов людей по всему миру. Такие программы помогают зрителям проснуться и подготовиться к начинающемуся дню, дают актуальную информацию о событиях, погоде и др. Традиционные утренние шоу рассчитаны на переменную аудиторию, совмещающую просмотр с подготовкой к рабочему или учебному дню: программа не просматривается от начала и до конца, в зависимости от индивидуального начала дня зрители могут в любой момент подключиться к программе или завершить просмотр. Данная особенность позволяет возвращаться к озвученным темам, дублировать сюжеты и другие фрагменты программы.

Пандемия коронавируса 2020 года и, как следствие, перевод в «удаленный» режим работы и учебы, отмена мероприятий, необходимость соблюдения режима самоизоляции привели к смене привычного образа жизни зрителей утренних шоу. На момент проведения данного исследования самая сложная эпидемиологическая ситуация наблюдалась в Соединенных Штатах Америки: по данным на 20 июля 2020 года было выявлено свыше 3,8 млн. случаев заболевания, зафиксировано более 140,7 тыс. летальных исходов1. Режим карантина был объявлен под девизом «Stay at home»2. Перейдя от активной деятельности к самоизоляции, аудитория не могла не изменить характер спроса на медиаконтент и на форматы его дистрибуции. Это сформировало потребность в изменении многих телевизионных программ.

Целью настоящей статьи является анализ трансформации утренних телевизионных шоу в острый период пандемии коронавируса. В качестве эмпирического объекта выбрана популярная утренняя программа «Live with Kelly and Ryan» на американском телеканале ABC. Отметим, что программа производится и транслируется в эфир из Нью-Йорка, наиболее пострадавшего от распространения коронавируса.

 

Теоретическая база

Телевидение в наши дни, по-прежнему, выполняет свойственные ему функции (Кузнецов, 2002): информационную, культурно-просветительскую, интегративную, социально-педагогическую, управленческую, рекреативную, образовательную и организаторскую.

Танненбаум (2014) отмечает, что большинство людей мотивируется на просмотр телевизионных программ не столько в целях поиска информации как таковой, сколько для поиска того, что принято называть «развлечением».  Жанр утреннего развлекательного телешоу, рассматриваемый в настоящей статье, стремится удовлетворить эстетические, коммуникационные, информационные, рекреационные, компенсаторные, развлекательные потребности современного зрителя, а также его потребность в саморазвитии (Новоженина, 2015).

Стабильная популярность утренних шоу на телевидении связана с естественной потребностью человека в информации о происходящем в стране и в мире, с его желанием ознакомиться с экспертными мнениями по актуальным вопросам, тенденциям и событиям. Все это позволяет людям чувствовать себя информированными, способными при необходимости поддержать беседу с друзьями и коллегами по работе. Кроме того, человеку всегда нужно неформальное товарищеское общение, которое также предлагает утреннее телешоу. А утренние ведущие выступают не только в качестве собеседников, но и превращаются в «своих людей» - давно знакомых, веселых, бодрых и способных зарядить хорошим настроением. Такими зрители впускают их домой, «на завтрак».  Утреннее телевидение некоторые западные авторы называют «breakfast television»3 (буквально «телевидение для завтрака»). Данная концепция отражена в работах об утренних программах на европейском телевидении (Wieten, 2000), в частности - французском (Christie, 2012) и британском (Dickinson, Murcott, Eldridge, Leader, 2001; Priestley, 2018). В условиях меняющегося медиапотребления и трансформации привычек аудитории изменяется также программирование и контент утренних шоу (Londino, 2017; Styles, 2017).

Алексеева Г. В., Футерман Е. Б. (2019) обращают внимание на то, что утренний эфир не считается отдельным жанром, несмотря на популярность и распространенность. Исследователи отмечают, здесь происходит слияние разных телевизионных жанров: новостей, интервью, опроса, репортажа, обзора, выступления и т.д. Что касается собственно телевизионных жанров, то на данный момент стоит вопрос об актуализации терминологии, поскольку понятийный аппарат, которым в реальной̆ работе пользуются профессиональные российские тележурналисты, не совпадает с концепциями классической жанровой теории телевизионной̆ журналистики (Никольская, Макеенко, 2020).

Не только терминологический аппарат нуждается в осмыслении современными медиаисследователями, но также собственно программирование, контент и специфика утренних телевизионных шоу. Если утренние эфиры на радио комплексно изучены отечественными исследователями, то телевизионному утреннему вещанию уделено гораздо меньше внимания. Немногочисленные работы, посвященные программированию и особенностям контента утренних телепрограмм (Авраменко, 2019), в качестве основного вывода о специфике содержания подобных шоу заявляют необходимость удерживать баланс между познавательными и развлекательными материалами (Кадиева, Булейко, 2020). С точки зрения композиционно-структурного решения утренние телешоу были комплексно проанализированы в работе Полуэхтовой И.А., Ивченко И.Н., Овчинкой Е.В. (2017). Также в части работ исследуются особенности работы ведущих (Файзиева, 2019), журналистов (Смирнова, 2019) и режиссеров (Новоженина, 2014) в подобных программах.

Пандемия короновирусной инфекции, безусловно, широко освещалась СМИ (Ахметьянова, Веретенцева, 2020; Пестова, Сафонов, 2020). На момент проведения данного исследования академических работ, осмысляющих влияние пандемии на работу телеканалов, в том числе, на утренние шоу, не были опубликованы.

 

Телешоу «Live with Kelly and Ryan»: история, формат программы, задачи, функции и характер работы ведущих.

«Live with Kelly and Ryan»4 — утреннее ток-шоу рабочего дня на популярном американском телеканале ABC, выходящее с понедельника по пятницу в 9:00 по местному времени. Хронометраж составляет 60 минут, включая рекламные блоки и анонсы. Программа выходит поздним утром, вслед за утренним шоу «Good morning America!», что позволяет отнести его к «brunch television» (букв. - телевизионная программа между завтраком и обедом).

Изначально телешоу называлось «The Morning Show» (1983-1988), а затем в период с 1988 по 2017 гг. сменило 6 названий (с приходом нового ведущего программа переименовывалась). Известная американская актриса и телеведущая Келли Рипа (Kelly Ripa) впервые появилась в шоу в качестве ведущей в 2001 году и с тех пор его не покидает5. В 2017 году не менее известный американский теле- и радиоведущий Райан Сикрест (Ryan Seacrest) стал ее соведущим6. Оба ведущих одновременно являются исполнительными продюсерами шоу, что говорит об их активном участии в подготовке выпусков. Такой подход представляется логичным – у ведущих появляется возможность быть не просто «говорящими головами», но и проявлять себя как личность, принимать важные решения в процессе ведения эфира.

Телешоу «Live with Kelly and Ryan» носит разговорный характер, на протяжении всего эфирного времени в кадре ведущие: они ведут беседу между собой, комментируют актуальные события и тенденции, выражают собственные взгляды на происходящее, общаются с гостями, много шутят. Обычно шоу снимается в яркой студии, где также присутствует аудитория. Зрители в студии становятся полноценными участниками шоу: они реагируют на происходящее на съемочной площадке, смеются вместе с ведущими над их шутками, поддерживают их аплодисментами, периодически получают возможность рассказать в эфире о себе и о различных фактах из своей жизни. На интервью обычно приходят известные актеры, певцы, режиссеры, дизайнеры и другие медийные персоны. Их появление в студии может быть связано с новостями в их творчестве или личной жизни. К примеру, информационным поводом для интервью до карантина служили такие события как премьера фильма, презентация музыкального альбома, старт концертного тура, день рождения, свадьба и т.д.

 

Гипотезы исследования

Базовая гипотеза. По сравнению со «стабильным» периодом в условиях пандемии коронавируса и карантина изменилось большинство важнейших характеристик утреннего шоу, за исключением тех, которые придают этому шоу индивидуальность и обеспечивают узнаваемость и популярность у аудитории.

Частные гипотезы.

1. Значительные изменения коснулись структуры и содержательного наполнения программы. Соотношение информационных, развлекательных, обучающих и терапевтических компонентов изменилось в сторону увеличения контента обучающего (как себя вести в этот период, что делать в условиях риска заражения) и терапевтического (поддерживающего спокойствие и укрепляющего социальную солидарность) характера.

2. Изменилась общая тональность шоу. От мобилизующей, настраивающей на активное действие, она перешла к сбалансированной, успокаивающей, снимающей напряжение и настраивающей на терпение и самоограничение.

3. Произошли изменения в практиках ведущих. Как и миллионы американцев, они самоизолировались и проводят карантин дома. Они продолжают работать из дома, демонстрируя социально одобряемое поведение – это находит отражение в эфире телешоу: зрители видят ведущих в домашней обстановке, в непривычных образах.

4. Изменились темы и герои выпусков телешоу. В тематическом плане стало больше материалов про пандемию, риски, угрозы, правила безопасного поведения в этот период. Кроме того, появились темы о правильном поведении в условиях карантина, о способах поддержания физического и интеллектуального состояния, о формах занятости в условиях изоляции. Среди гостей программы стало больше медицинских работников, психологов, педагогов, специалистов по фитнесу, по здоровому питанию, по здоровому образу жизни.

 

Методология исследования

Для проведения данного исследования нами были использованы следующие методы: количественный (структурный) и качественный (содержательный) контент-анализ выпусков телешоу в период карантина, а также анализ видеоматериалов на сайте и официальных страницах шоу в социальных сетях.

Методика контент-анализа. Для проведения контент-анализа нами были выбраны эфирная неделя телешоу в карантинный период, когда ведущие работали из дома (4-8 мая 2020 года), а также эфирная неделя в докарантинный период, когда ведущие традиционно работали в студии (2-6 марта 2020 года). Каждая из исследуемых эфирных недель содержит по 5 выпусков. Таким образом, было проанализировано 10 выпусков телешоу, в том числе, 37 эпизодов на сайте программы, по которым были восстановлены эфиры в докарантинное время. Контент телешоу был изучен по таким категориям как хронометраж, структура и структурные компоненты, тематика сюжетов, гости и герои, темы для обсуждения во время интервью, а также образы и практики ведущих – Келли Рипы и Райана Сикреста. В рамках исследования были определены общий хронометраж и средняя продолжительность каждого из компонентов телешоу, описаны и сгруппированы компоненты программы, выявлены изменения тематического и визуального характера, а также выделены тенденции к увеличению или уменьшению эфирного времени того или иного компонента.

 

Результаты исследования

В условиях пандемии коронавируса с целью предотвращения стремительного распространения болезни людей по всему миру просят самоизолироваться и оставаться дома. С подобной просьбой к зрителям обращаются и ведущие телевидения. 23 марта 2020 года Келли Рипа и Райан Сикрест, как и все жители Нью-Йорка, самоизолировались. Начиная с этого дня они работают удаленно и выходят в эфир из дома.

Время выхода в эфир и хронометраж телешоу «Live with Kelly and Ryan» в период карантина остаются прежними. Что касается структуры шоу, то во время карантина она претерпевает небольшие изменения, при этом основные структурные компоненты сохраняются:

- ведущие в кадре;

- интервью;

- реклама;

- анонсы;

- сюжеты;

- шапка.

Количественный анализ выпусков телешоу в карантинное время (4-8 мая) показывает, что ведущих в кадре мы видим свыше 60 % от общего эфирного времени, из них около 43 % – во время интервью и 23 % – во время их общения между собой, во время подводок и обсуждения различных событий и тенденций.

 

Соотношение структурных компонентов телешоу Live with Kelly and Ryan во время карантина в связи с пандемией коронавируса по продолжительности в среднем за неделю

Диаграмма 1. Соотношение структурных компонентов телешоу «Live with Kelly and Ryan» во время карантина в связи с пандемией коронавируса по продолжительности в среднем за неделю, в % от 60 мин.

 

Чтобы выявить увеличение или уменьшение эфирного времени каждого из основных компонентов телешоу «Live with Kelly and Ryan» мы сравнили их среднюю продолжительность до и во время пандемии коронавируса. При этом важно отметить, что мы сконцентрировались на оригинальном контенте телешоу, без рекламы и анонсов, которые составляют около 30% от общего хронометража. Таким образом, получены данные, наглядно демонстрирующие, что и до, и во время карантина в эфире телешоу зрители наблюдают на экране в основном ведущих – они были и остаются ключевым звеном данного телешоу.

 

Соотношение основных структурных компонентов телешоу Live with Kelly and Ryan до пандемии коронавируса

Диаграмма 2. Соотношение основных структурных компонентов телешоу «Live with Kelly and Ryan» до пандемии коронавируса.

 

Соотношение основных структурных компонентов телешоу Live with Kelly and Ryan во время пандемии коронавируса

Диаграмма 3. Соотношение основных структурных компонентов телешоу «Live with Kelly and Ryan» во время пандемии коронавируса.

 

Таким образом, наиболее важные характеристики, определяющие индивидуальность и узнаваемость шоу сохранены: фокусировка на личностях ведущих, именами которых названо шоу, их почти постоянное присутствие в кадре и определяющая роль в задании привычного темпоритма происходящего на экране. С нашей точки зрения, сохранение привычной композиции и режиссерского решения выполняет важную терапевтическую функцию. Передача и ее ведущие как бы посылают своей аудитории сигнал, что несмотря на сложности пандемии, риски и угрозы, важные привычные элементы их повседневного утреннего антуража остаются неизменными. Они включают телевизор и видят знакомых ведущих, в привычном формате и привычной верстке, с их знакомыми коммуникативными приемами. И это не может не посылать обеспокоенному зрителю месседж о том, что жизнь продолжается и что привычный уклад жизни сохранен, хотя бы отчасти.

В то же время полученные данные указывают на то, что существенные характеристики шоу претерпевают заметные изменения, обусловленные особенностями карантинной ситуации.

В период карантина в шоу увеличивается продолжительность интервью, что представляется логичным – это позволяет разнообразить шоу и сделать его более насыщенным и интересным. 

Тематическое содержание телешоу претерпевает значительные изменения. Связаны эти изменения, в первую очередь, с тем, что пандемию коронавируса и его последствия невозможно игнорировать в эфире данного телешоу – это самая актуальная тема, волнующая всех без исключения. Ведущие ежедневно затрагивают различные аспекты жизни на карантине, виртуальные гости программы делятся рассказами о том, как проходит их самоизоляция.

В частности, в исследуемый карантинный период из дома в эфир вышли: певица Мэнди Мур, певица Дуа Липа, актриса Хилари Бертон, актеры и супруги Эштон Катчер и Мила Кунис, телеведущий Андерсон Купер, легенда телевидения Фил Донахью и его супруга – актриса Марло Томас.

Принципиально важно отметить то, что все собеседники ведущих шоу были в комфортной, домашней одежде, с минимальным гримом или вовсе без него. Это своеобразный сигнал аудитории о том, что карантин и самоограничения касаются всех – в том числе и селебрити, звезд кино и шоу-бизнеса. Такого рода имплицитный посыл, с нашей точки зрения важен, как в плане поддержания психологической устойчивости аудиторий, так и в плане единства нации перед вызовами пандемии.

Добавим, что исполнительный продюсер телешоу Майкл Гельман появлялся в эфире телешоу и до пандемии коронавируса – он буквально «выглядывал» из-за студийных декораций. Во время карантина он продолжает принимать участие в шоу – его также подключают к эфиру из дома. Включения длятся около минуты, он рассказывает о том, как проходит его карантин, как он и остальная команда шоу работают дистанционно, и о том, как ему хотелось бы подстричься, но он вынужден ждать открытия парикмахерских и носить кепку.

Кроме медийных личностей героями программы в период пандемии коронавируса также становятся люди, перенесшие Covid-19 и отличившиеся добрыми поступками в это время. Данные интервью включены в новые рубрики с говорящими названиями:

  • «Good news of the day» – добрые новости дня, добрая история дня;
  • «Helping hero moms» – помощь обществу от матерей, называемых героинями;
  • «Live’s cooking in Quarantine week» – рецепты на период карантина.

 

Таблица 1.

Содержание специальных рубрик телешоу «Live with Kelly and Ryan»

во время пандемии коронавируса.

Дата выхода в эфир

Название рубрики

 

Good news of the day

Helping hero moms

Live’s cooking in Quarantine week

04.05.2020

четырехлетний СиДжей Тарди руководит своей школой в Zoom, где каждое утро звучит клятва верности

Салена Тэйлор рассказывает об организации работы добровольцев по доставке детских товаров

Мари Хэйкокс показывает, как из оставшихся в холодильнике ингредиентов сделать картофельный батончик

05.05.2020

фитнес-тренер, студентка колледжа Бэйли Зайдек проводит занятия для соседей, соблюдая дистанцию

Леи Хартинг рассказывает, как во время пандемии в благотворительных целях начала производить антисептики на базе своей пивоварни

Сара Линн делится своим рецептом фаршированных перцев

06.05.2020

девятилетний Лиам Барретт вдохновляет людей благодарить основных работников во время карантина

Эми Лэрэна рассказывает, как она и ее коллеги заботятся о пациентах с диагнозом COVID-19

Юмна Джавад делится рецептом фриттаты с использованием всего, что есть в холодильнике

07.05.2020

Шестилетний комик Калахан Маклакхэн поднимает настроение соседям с помощью своих шуток

Стэйси Трэмонт рассказывает, как помогает старшеклассникам своей программой усыновления подростков.

Майк Хаук учит Келли и Райана готовить пиццу в домашних условиях

08.05.2020

Сюжет о праздновании окончания химиотерапии пятилетней девочки - парад из 150 машин с соблюдением дистанции

Алесандра Феррера-Миллер рассказывает, как организовывает благотворительные завтраки и обеды для детей, которые полагаются на школьные обеды

Шеф-повар Эрик Риперт делится своим рецептом французских тостов

 

 

Обратимся к рубрикам и сюжетам, которые составляли эфир телешоу до пандемии коронавирусной инфекции. Они, как правило, носили развлекательный характер: разыгрывались подарки и сертификаты на путешествия (рубрика «Lights up your day»), обсуждались письма от зрителей и упоминания телешоу и его ведущих в социальных сетях (рубрика «Inbox»). Также в студии устраивались перформансы - выступления музыкантов.

Что касается гостей в студии, то в исследуемый период в «мирное время» в шоу приняли участие различные звезды, которые делились новостями о творчестве и о личной жизни.

 

Таблица 2.

Гости и темы интервью в телешоу «Live with Kelly and Ryan» до пандемии коронавируса.

Дата выхода в эфир.

Гости в студии

Темы интервью

02.03.2020

актер и певец Аарон Твейт

рассказывает о бродвейской адаптации «Мулен Руж» и вспоминает, с какой песней хотел пойти на прослушивание для участия в шоу «American Idol»

 

актер Уинстон Дьюк

рассказывает о своей маме, которая готовит для него и приезжает на съемочную площадку. Делится рассказом о том, как работалось с Марком Уолбергом и Аланом Аркином. А также вспоминает свою первую роль

03.03.2020

актриса и певица Сабрина Карпентер

рассказывает о том, как присоединилась к актерскому составу «Дрянных девчонок» на Бродвее, как готовится к выступлению, что обычно дарят поклонники

 

фолк-музыкант Джеймс Тейлор

рассказывает о своей любви к бродвейским мюзиклам и о том, как они вдохновили его на новый альбом. Он также вспоминает встречу с участниками группы The Beatles

04.03.2020

журналист Элейн Велтерот

рассказывает о том, почему написала книгу «Больше, чем достаточно», и о том, что готовится к финалу сезона «Project Runway». Вспоминает, как начинала работать в Teen Vogue, как стала младшим редактором в Conde Nast

 

актер Том Селлек

рассказывает о своей коллеге по фильму "Голубая кровь" Эбигейл Хок, которая в детстве была влюблена в ведущего шоу Райана. Делится впечатлениями о том, как его чествовали в Центре Пейли, и почему ему показалось, что он превращается в своего отца

05.03.2020

певец Ричард Маркс

рассказывает об известных джинглах своего отца и о том, какое влияние на его становление оказал Лайонел Ричи

 

актриса и телеведущая НеНе Ликс

рассказывает о недавнем скандале, в котором она фигурировала, а также о том, что помогает ей в отношениях с мужем, который победил раковую болезнь

06.03.2020

стендап комик и актёр Билли Гарделл

рассказывает о том, что заставило его начать выступать, делится своим мнением о комедийном жанре в утреннем эфире на радио

 

актриса, комедиант, сценарист, продюсер и режиссёр Уитни Каммингс

рассказывает о том, почему фанаты делятся с ней секретами, и о том, как люди отреагировали, когда ее помолвка была расторгнута

двенадцатилетний репортер

Джейден Джефферсон

рассказывает о том, как начал снимать видеоролики. Мы видим его специальный репортаж для шоу

 

 

 

Сравнительный анализ содержания интервью до и во время пандемии коронавируса показывает, что темы юмористические и развлекательные сменились важными социально-значимыми. Это указывает на изменения в структуре и содержании телешоу, что в свою очередь, подтверждает частные гипотезы 1 и 2.

Некоторые рубрики в период пандемии теряют актуальность, становятся бессмысленными: например, розыгрыш сертификатов на отдых в курортном отеле. Другие рубрики адаптируются к новым условиям: вместо перформансов в студии музыканты выступают по видеосвязи.

Безусловно, заметны изменения в повестке дня – в период пандемии в шоу обсуждаются темы, связанные с распространением коронавируса и его последствиями, с карантином и образом жизни в самоизоляции. Телешоу продолжает отчасти выполнять рекреативную и релаксационную функции, ведущие смотрят на события с надеждой на скорейшее восстановление. Например, если в мирное время ведущие начинали шоу с приветствия зрителей в студии, могли сделать комплимент одному из зрителей или пошутить ситуативно, заметив, например, что в центральном парке настолько многолюдно в солнечную погоду и что это заставляет задуматься о том, кто тогда работает, если все в парке; то в период пандемии ведущие сначала здороваются друг с другом, спрашивают друг друга о самочувствии и настроении, делятся, в первую очередь, как проходит их карантин и чем они занимались накануне. Также ведущие придумывают дистанционные объятия по видеосвязи. При общении с гостями ведущие всегда просят их беречь себя, неоднократно звучит фраза «Stay safe».  

Вышеописанное подтверждает частично гипотезы 2 и 4.

Содержание программы претерпело некоторые изменения: развлекательного контента становится меньше, а терапевтического и обучающего контента больше, так как люди в самоизоляции испытывают стресс и нуждаются в поддержке. Они также нуждаются в общении, и ведущие шоу отчасти помогают зрителям компенсировать отсутствие реального общения. Несмотря на тяжелые последствия пандемии и большое количество смертей в США и, в Нью-Йорке, в частности, авторы шоу сконцентрировались на добрых историях, на проявлениях человечности и заботы о ближних, на благотворительности. Подтверждается частная гипотеза 2: общая тональность шоу в период пандемии коронавируса меняется, от развлекательной, настраивающей на активное действие, она переходит к успокаивающей и настраивающей на терпение в условиях самоизоляции.

Также необходимо отметить и визуальные изменения в эфире телешоу: вместо ярких и подсвеченных студийных декораций появились домашние интерьеры, Келли и Райан ведут программу из дома – это делает шоу не таким красочным, но появляется ощущение домашнего уюта. Такие решения в хорошем смысле стирают границы между ведущими и зрителями шоу, транслируют равенство как ценность. Кроме того, выходя в телевизионный эфир из дома, ведущие еще и подают хороший пример собственным поведением.

В условиях карантина и самоизоляции, когда нет зрительской аудитории в студии, не слышно и не видно живой эмоциональной реакции, кардинально меняется визуальный ряд: экран делится на две части, справа и слева мы видим изображение ведущих, когда кто-то из них говорит – его периодически выводят на весь экран, когда подключают гостя – изображение ведущих на экране уменьшается, а изображение гостя заполняет большую часть экрана, иногда, во время речи, гостя также выводят на весь экран. То есть, даже в эфирах из дома авторам шоу удается сохранить эффект использования множества камер.

Отдельного внимания заслуживают практики ведущих телешоу, а также их образы. Одним из элементов шоу был выход ведущих в самом начале выпуска: под бодрую музыку и аплодисменты зрителей Келли Рипа и Райан Сикрест появлялись в студии, шли к столу, за которым вели программу. Во время карантина они появляются в кадре сразу после анонса, который знакомит с главными темами и гостями выпуска. В докарантинное время образы ведущих тщательно продуманы: костюмы, обувь, аксессуары. Во время карантина же ведущие появляются в кадре в халатах, в свободной спортивной или в комфортной домашней одежде. Ведущие собираются на эфир самостоятельно, без помощи стилистов, костюмеров, визажистов и парикмахеров – они все делают сами, это заметно. И это также является важным сигналом для аудитории: все честно и прозрачно, это карантин, а не игра в карантин в студии. В одном из выпусков шоу Келли Рипа даже забывает снять аксессуары для укладки волос, ведущие отшучиваются, и она убирает их. Данные факты указывают на изменения в практиках ведущих телешоу и подтверждают частную гипотезу 3.

Неизменным в телешоу «Live with Kelly and Ryan» остается формат, подразумевающий непринужденное общение ведущих между собой и с гостями. Авторам шоу удалось сохранить естественную атмосферу и во время домашних эфиров. Точное описание шоу в одном из проанализированных нами выпусков дали сами ведущие. Райан Сикрест сказал: «Нас спрашивали, в чем секретный «соус» шоу, в чем секрет, как вы это делаете. Забудьте про меня, шоу существует уже 30 лет – это франшиза, которая была частью Америки долгое время. Майкл ответил, (имеет в виду Майкла Гельмана, продюсера шоу – прим.) «Мы всего лишь встаем рано утром и просто пьем кофе с людьми. Все, больше мы ничего не делаем. Мы делаем это так непринужденно и просто, будто каждый может справиться с работой Келли и Райана. Вот в этом магия!». Келли добавила: «Мне запомнилось другое, он еще сказал, что мы шутим и развлекаемся на этом шоу, а вы сообщаете о важных новостях, о действительно важных вещах, и я чувствую себя виноватым за то, что мы делаем. Настолько нам все представляется несерьезным, развлечением, и настолько легко это нам дается – вышли в эфир, попили кофе. А выглядит все как тщательно подготовленное и качественно спродюсированное шоу». Никто точнее не сможет описать данное шоу – это правда непринужденный разговор за чашкой кофе, и тем, кто над ним работает, удалось быстро адаптироваться к новой реальности, в которой мир только учится жить. Им удалось сохранить эту непринужденность и легкость шоу.

 

Выводы

Распространение короновирусной инфекции, повлекшее за собой изменение привычного уклада жизни людей, самоизоляцию, не могло не повлиять на практики массмедиа, в особенности самого массового – телевидения. В данной статье предпринята попытка осмыслить трансформацию телевизионных программ на основе опыта утреннего шоу «Live with Kelly and Ryan».

Анализ выпусков показал, как утреннее телешоу может быть адаптировано к работе в условиях пандемии. То, что еще совсем недавно казавшееся невозможным – ведение телевизионной передачи в прямом эфире из дома – стало реальным. Отметим, что это не единичный пример: в период самоизоляции также транслировались не из студии, а из дома все программы телеканала «Россия-24», корреспонденты подключались к эфиру из дома.

Проведенный анализ выпусков телешоу «Live with Kelly and Ryan» и отдельных эпизодов на сайте программы позволяет сделать выводы об изменениях как на структурном, так и на содержательном уровне.

Так, место рубрик развлекательного характера заняли другие, носящие социально-ориентированный характер и призванные успокоить аудиторию, показать зрителям, как важно поддерживать друг друга в непростой период. Кроме того, некоторые рубрики, выходившие в эфир и до самоизоляции, были трансформированы.

Что касается тематического содержания программы, то развлекательные темы сменились обучающими, терапевтическими. Также отмечены изменения общей тональности шоу: от развлекательной и отчасти мобилизующей на активный день до терапевтической, призванной успокоить зрителей, избавить их от чувства тревоги и беспокойства. Во время пандемии меняется повестка, темы и герои выпусков, все гости рассказывали, как проходит их самоизоляция. Среди гостей появились врачи, борющиеся с COVID-19, и люди, перенесшиеся заболевание.

Таким образом, базовая гипотеза исследования нашла свое подтверждение: многие характеристики утреннего шоу, такие как содержание, тематическое наполнение, тональность, практики ведущих, визуальное оформление – трансформировались, в то время как базовые характеристики, которые придают этому шоу индивидуальность и обеспечивают узнаваемость и популярность у аудитории, остаются неизменными. Несмотря на вызванные пандемией изменения, программа продолжает выполнять свою основную функцию, настраивая зрителей на позитивное начало и продолжение дня с поправкой на необходимость успокоить аудиторию, избавляя от тревожности.

В то же время, следует отметить, что фокусировка на темах, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, привела к практически полному исчезновению из эфира привычных сюжетов и рубрик по другим темам. Кроме того, смещение внимания в сторону новой, слабо изученной опасности оказало существенное влияние и на структурные компоненты телешоу, сократив их до двух основных. Вместе с тем серьезная трансформация телешоу не отразилась на его популярности у аудитории: по состоянию на 1 июня 2020 года «Live with Kelly and Ryan» занимает лидирующее место среди утренних ток-шоу7. У зрителей была востребована информация, касающаяся коронавирусной инфекции, таким образом, содержательный аспект шоу для аудитории был важнее структуры.

Данное исследование может быть продолжено, поскольку необходимо глубже изучить влияние пандемии на функционирование телевизионных программ. Одним из перспективных направлений исследования можно назвать сравнительный анализ функционирования отечественных и зарубежных телевизионных программ, выходивших в эфир из дома, поскольку их опыт представляет интерес с точки зрения изменения структуры редакции, организации работы и основных компетенций сотрудников.

 

 



Примечания

  1. Статистика Института Джона Хопкинса. Режим доступа: https://gisanddata.maps.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html?fbclid=IwAR0p969bUhyvZpETpmPgrAP_oFhlp1-p9PmWUFa9GDUSg6-8GcRFrbBVJOQ#/bda7594740fd40299423467b48e9ecf6 (Дата обращения 23.07.2020)
  2. Mervosh S., Lu D., Swales V. See Which States and Cities Have Told Residents to Stay at Home. The New York Times. 20. 04. 2020. Режим доступа: https://www.nytimes.com/interactive/2020/us/states-reopen-map-coronavirus.html Дата обращения: 05.05.2020.
  3. Jones I. (2004) Morning Glory: A History of British Breakfast Television. Kelly Publications. С.9. Режим доступа: https://books.google.nl/books?hl=ru&lr=&id=WpQ_esoMKLMC&oi=fnd&pg=PA7&dq=breakfast+television+&ots=wTYPcAQSbG&sig=8gFQkge3-9WgJLhhAOxW7wNaiBc&redir_esc=y#v=onepage&q=breakfast%20television&f=false (дата обращения: 01.05.2020)
  4. Live with Kelly and Ryan. Официальный сайт телешоу. Режим доступа: https://kellyandryan.com Дата обращения: 19.05.2020.
  5. Kelly Ripa. Host and Executive Producer “Live with Kelly and Ryan”. Режим доступа: https://kellyandryan.com/show-info/kelly-bio/ (дата обращения: 01.05.2020
  6. Ryan Seacrest. Host and Executive Producer “Live with Kelly and Ryan”. Режим доступа: https://kellyandryan.com/show-info/ryan-bio/ (дата обращения: 01.05.2020)
  7. RATINGS: LIVE WITH KELLY AND RYAN Is the Week's No. 1 Daytime or Syndicated Talk Show. Режим доступа: https://www.broadwayworld.com/bwwtv/article/RATINGS-LIVE-WITH-KELLY-AND-RYAN-Is-the-Weeks-No-1-Daytime-or-Syndicated-Talk-Show-20200617 (Дата обращения 01.10.2020)

 

 

Библиография

Алексеева Г. В., Футерман Е. Б. Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах. Медиасреда, 2019. №15. С. 8-13.

Авраменко Е.В. Место и роль утренних программ в эфирной стратегии федеральных телевизионных каналов (на примере программ «Доброе утро!» И «Утро России»). / Материалы XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019». 2019.

Ахметьянова Н.А., Веретенцев К.Р. Здравоохранение и СМИ: особенности освещения распространения COVID-19. / World Science: Problems and Innovations. Сборник статей XLII Межд. научно-практ. конф. Пенза, 2020.

Кадиева П.М., Булейко А.Н. Специфика утренних передач на современном экране. // Мир науки, культуры и образования. 2020. №2. С.393-395.

Кузнецов Г.В и др. Телевизионная журналистика. – М.: Высшая школа, 2002.

Никольская Э.С., Макеенко М.И. Формы подачи информации в новостном вещании: практики российских телеканалов. // МедиаАльманах. 2020. №2-3. С. 48-59.

Новоженина А.С. Специфика работа режиссера в программах утреннего эфира. //Вестник электронных и печатных СМИ. 2014. №22. С. 77-87.

Новоженина А.С. Эволюция жанра телепередачи «утреннее развлекательное шоу": на примере телеканалов Курска и Орла : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.03. М., 2015. – 26 с.

Пестова Н.Е, Сафонов Е.А. Пандемия нового десятилетия: освещение темы короновируса в СМИ. // Медиасреда. 2020. №17. С. 166-172.

Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352 (дата обращения: 15.05.2020).

Смирнова А.А. Особенности работы журналиста в утренней телевизионной программ. / Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 131-134.

Файзиева Д.М. Профессиональные приемы и творческие практики телевизионного ведущего (на примере программы «Доброе утро» на Первом канале). Научно-квалификационная работа аспиранта 4 курса кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2019.

Christie I. (2012) Wakening France: Observations on Télématin. Critical Studies in Television 7 (2): 68−71. DOI: 10.7227/CST.7.2.9

Dickinson R., Murcott A., Eldridge J., Leader S. (2001) Breakfast, time and "Breakfast time". Television and Mew Media 2(3): 235−256.

Priestley J. (2018) Producing Compelling. Breakfast Television. TVB Europe. March

Londino C.M. (2017) The Today Show: Transforming Morning Television. Rowman & Littlefield.

Styles T.J. (2017) The Today Show: Transforming Morning Television, American Journalism, 34:2, 254-255, DOI: 10.1080/08821127.2017.1309242

Tannenbaum P. (2014) The Entertainment Functions of Television. New York: Psychology Press. Taylor&Francis Group. New York and London.

Wieten J. (2000)Breakfast television: infotainers at daybreak. In: Wieten J., Murdock G. and Dahlgren (eds.) Television across Europe: a comporative introduction. London: Sage, pp. 175−197.