Languages

You are here

СМИ Крымского полуострова: территориальная специфика и типологические особенности

Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Жаровский Е.Р. СМИ Крымского полуострова: территориальная специфика и типологические особенности // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2639

 

@ Жаровский Егор Романович

аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия), egor.heat@mail.ru

 

Аннотация: статья посвящена изучению территориальной специфики и выделению разновидностей СМИ крымского региона. Наряду с теоретической интерпретацией системы экономических и социальных факторов, воздействующих на СМИ, рассматриваются характеристики городов и посёлков городского типа Крымского полуострова, где работают журналисты. По итогам исследования сделан вывод о наличии зависимости тематики журналистских материалов от социально-экономических условий, характерных для территории.

Ключевые слова: Крым, территория, социально-экономические условия, СМИ, типология СМИ, система СМИ.

 

Введение

Изучение систем СМИ представляет собой одно из актуальных и наиболее перспективных направлений современных медиаисследований. В условиях формирования глобального общества, углубления экономических связей между странами, дестабилизации мировой политической системы, активного взаимодействия культур и информатизации повседневной жизни человека роль СМИ в определении характера социальных отношений становится всё более заметной. При этом сами СМИ в настоящее время отличаются чрезвычайно широким разнообразием и по выполняемым функциям, и по создаваемому журналистами контенту, и по целевой аудитории, для которой они предназначены.

С одной стороны, редакции СМИ подвержены воздействию факторов универсального характера, к числу которых, по мнению исследователей, стоит отнести уровень технологического прогресса (Смирнова, 2013), закономерности в финансово-экономических отношениях (Galetic, Dabic, Kiessling, 2016), механизмы регулирования журналистской деятельности (Baumbach, 2016). С другой стороны, СМИ также находятся под влиянием более специфических условий: истории развития государства, в пределах которого расположена редакция (Conboy, 2004), особенностей взаимоотношений с властью (Пузанова, 2008), менталитета местного населения, включая самих журналистов (Аникина, 2019; Зазаева, 2013). В частности, Е.Л. Вартанова (2020) подчёркивает значимость для функционирования СМИ факторов, обусловленных локальной (городской) средой – мультикультурностью и полиэтничностью аудитории, разнообразием информационных поводов, широким распространением цифровых медиа. В результате возникает территориальная специфика СМИ – те уникальные черты в функционировании редакций, которые характеризуют журналистику конкретных стран, регионов или населённых пунктов.

Крымский полуостров является территорией, обладающей уникальными историей, культурой, геополитическим статусом, национальным составом населения и, наконец, системой СМИ. Несмотря на повышенное в течение последних лет внимание к региону со стороны федеральной власти и российских граждан в целом, отдельные аспекты общественной жизни на полуострове, в том числе СМИ, изучены довольно слабо. До сегодняшнего дня исследователи пытались концептуализировать региональный медиадискурс (Егорова, 2018), охарактеризовать отдельные сегменты крымской системы СМИ (Щепилова, 2018), изучить специфику материалов, созданных в разных редакциях полуострова (Хруль, 2017). Однако целостная и обобщённая картина о структуре системы СМИ полуострова и о её функционировании в относительно новых политико-правовых и социокультурных условиях так и не была составлена. Для восполнения этого пробела нами предпринимается попытка разработать типологию СМИ Крымского полуострова и описать те условия, в которых они функционируют.

Выбор крымских СМИ в качестве объекта нашего исследования также обусловлен необходимостью понимания их актуального состояния как полноценной части российского информационного пространства и одного из субъектов воздействия на население Крыма. Предметом же текущего исследования являются особенности структуры системы крымских СМИ и социально-экономические условия на полуострове, которые её определяют.

Важно отметить, что СМИ в пределах одного региона далеко не всегда похожи друг на друга по своим типологическим характеристикам. Результаты эмпирических исследований демонстрируют, что работа журналистов в редакциях даже небольшого по численности населения города может заметно различаться (Свитич, Смирнова, Сидоров, 2015; Халтурина, 2010; McCollough, Crowell, Napoli, 2017). Логично предположить, что и деятельность СМИ в отдельных населённых пунктах Крыма отличается специфическими чертами.

На этом основании мы сформулировали следующую рабочую гипотезу: тематические особенности производимого крымскими СМИ контента и характер целевой аудитории, для которой он предназначен (как одни из базовых типологических параметров СМИ), в отдельных населённых пунктов Крымского полуострова различаются. Мы также полагаем, что типологические различия могут быть связаны с социально-экономическими характеристиками (уровнем экономического развития и жизни населения) того города или посёлка городского типа, в пределах которого расположена редакция.

 

Методология

Приступая к рассуждению о редакциях СМИ Крымского полуострова, нужно сперва прояснить содержание понятия «СМИ». Довольно адекватная и полная по смыслу трактовка может быть извлечена из действующих положений Закона РФ №2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми под СМИ понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием»1. Поэтому в ходе текущего исследования целесообразно рассмотреть редакции шести типов СМИ, сотрудники которых непосредственно вовлечены в создание и периодическое распространение сообщений – газеты, журналы, телеканалы, радиостанции, интернет-издания и информационные агентства. Именно они составляют основные структурные компоненты в большинстве существующих на сегодняшний день национальных и региональных систем СМИ, включая крымскую.

Необходимо иметь в виду, что редакции СМИ не осуществляют деятельность в изоляции от общественной жизни. Журналисты, как и представители любой другой профессии, находятся под влиянием набора социально-экономических условий, от которых зависят характер журналистского труда и эффективность массовой коммуникации в пределах определённой территории. Поэтому качественный анализ СМИ и описание условий, в которых они функционируют, проводились по нескольким параметрам: экономика и жизнь населения на отдельных территориях полуострова; культура, возможности для реализации туризма и получения высшего образования в населённых пунктах, в пределах которых работают журналисты; тематика формируемого в редакциях СМИ контента и целевая аудитория, для которой он адресован. При этом преобладающая в журналистских материалах тематика и характер целевой аудитории послужили ключевыми основаниями для выделения различных типологических групп СМИ полуострова. Для выявления территориальной специфики деятельности СМИ особенности работы редакций были изучены на уровне отдельных населённых пунктов региона – крымских городов и посёлков городского типа, где расположены редакции.

Материалом для предпринятого нами качественного анализа послужили официальные нормативно-правовые документы федерального, регионального и локального значений, посвящённые социально-экономическому развитию Крыма, а также готовые журналистские материалы (выпуски газет и журналов; теле- и радиопередача; публикации на сайтах интернет-изданий) для понимания тематической специализации отдельно взятых СМИ и выделения их территориальной специфики. В целом были проанализированы сведения о 153 крымских СМИ, расположенных в 22 населённых пунктах полуострова.

 

Территориальная специфика СМИ Симферополя

Со времён своего основания Симферополь неизменно оставался административным центром для большей части территории Крыма, что предопределило его сегодняшний статус. В настоящее время Симферополь является столицей Республики Крым – одного из двух субъектов РФ, сформированного в марте 2014 года на территории Крымского полуострова. На его территории размещены и осуществляют деятельность главные учреждения государственной власти в Республике Крым – Государственный Совет, Совет министров, множество профильных министерств2. Симферополь характеризуется развитой системой промышленных предприятий с разной специализацией, наличием ВУЗов, учреждений культуры республиканского значения и духовенства с наивысшим на территории полуострова статусом. В общей сложности в Симферополе проживает 352 тыс. человек, что делает его вторым по численности населения городом на всём полуострове3.

Работа симферопольских редакций СМИ под влиянием подобных социально-экономических условий ориентирована на удовлетворение широкого по тематике спектра интересов и потребностей аудитории, что позволяет охарактеризовать систему СМИ города как полифункциональную и типологически неоднородную по своей структуре. На сегодняшний день в Симферополе осуществляют деятельность, как было упомянуто ранее, все шесть типов СМИ, из которых в наибольшем количестве в структуре его системы СМИ представлены печатные издания – газеты и журналы. В зависимости от характера целевой аудитории и представленной тематики можно условно выделить следующие категории симферопольской прессы (см. табл.1).

Таблица 1

Типология печатных изданий Симферополя

Тип издания

Наименования СМИ

Краткая характеристика

Массовые газеты и журналы

«Крымская газета», «Крымская правда», «Крымские известия», «Крымский телеграфъ», «Южная столица Крым», «Агромир», «Сельский труженик Крыма», «Вечерний Крым», «Сорока-Крым», «Всё для Всех», «Объявления Крыма», «Трудоустройство», «Крымский журнал», «Крымская свадьба»

Предназначены для самого широкого круга читателей. В них публикуются новостные материалы, статьи о проблемах в регионе или городах, обзоры событий культуры, полезные советы по уходу за здоровьем, анекдоты, кроссворды, гороскопы, реклама и объявления, а также нормативно-правовая документация, посвящённая работе государственных учреждений.

Производственно-практические (отраслевые) газеты и журналы

«Вестник малого бизнеса Крыма», «Консультант Таврический», «Позиция профсоюза», «Агрокрым», «Крымский спасатель МЧС России», «Санитарный вестник», «Крым.Стройиндустрия.Энергосбережение», «Медицина Крыма», «Снабженец Крыма», «Нива Плюс»

Предназначены для специалистов и экспертов в отдельной отрасли экономики или какой-либо профессии. Содержат статьи аналитического характера, посвящённые решению профессиональных вопросов и задач, экономические обзоры состояния отрасли, выдержки из законодательства.

Религиозные газеты и журналы

«Таврида Православная» и «Хидает», «Православие и медицина», «Островок Спасения», «Источник Мудрости»

Адресованы верующим и религиозным деятелям. В них публикуются статьи духовно-нравственной и воспитательной направленности, новостные заметки о религиозно-массовых мероприятиях, послания духовных лидеров пастве, выдержки из Священных текстов и правила проведения религиозных обрядов.

Литературно-художественные газеты и журналы

«Литературный Крым», «Брега Тавриды»

Журналисты пишут о литературной жизни Симферополя и осуществляют публикацию литературных произведений как писателей с Крымского полуострова, так и авторов из регионов или стран за его пределами

Политические газеты

«Коммунист Крыма», «Искра правды»

Адресованы электорату. Являются официальными изданиями партий КПРФ и «Коммунисты России»

Эзотерические газеты

«Тайная доктрина»

Ориентирована на читателей, желающих больше узнать об астрологии, мистике, уфологии и нетрадиционной медицине

Культурно-просветительские журналы

«Military Крым», «Крым неочевидный», «Наш Крым»

Журналисты пишут о разнообразии этнических культур Крымского полуострова, достопримечательностях и возможностях для реализации познавательного туризма

Детские журналы

«Кот Учёный», «Мишуткины уроки», «Спросите мудрую сову», «Арманчыкъ»

Предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Содержат материалы развивающего характера (ребусы, головоломки, раскраски)

Научные журналы

В КФУ им. В.И.Вернадского издаются 22 журнала, которые включены в перечень изданий, рекомендованных ВАК для публикации в них результатов исследований4

Адресованы научным работникам, аспирантам и студентам. Рецензируемые научные издания

 

Вместе с тем в столице Республики Крым работают редакции шести телеканалов («Первый Крымский», «Крым 24», «Миллет», «ИТВ», «8 канал. Крым. Севастополь», «ТВFM»), первые три из которых являются государственными. Помимо новостных материалов, в их эфирной сетке представлены художественные фильмы, телесериалы, мультфильмы, проекты познавательного и развлекательного характера, что указывает на стремление журналистов к максимальному разнообразию предлагаемого аудитории контента. В то же время в Симферополе работают редакции четырёх радиоканалов, чьи журналисты создают собственный контент – «Крым.Точка», «Крым», «Море» и «Ватан Седасы». Все эти радиостанции находятся в государственной собственности5. Тем не менее, тематический спектр представленных в эфире программ остаётся весьма широким – аудитория здесь может услышать просветительские передачи о музыке и кино, викторины для школьников, аналитические передачи об экономике, политике, обществе и спорте, а также шутки, розыгрыши и поздравления.

В Симферополе сегодня также действуют редакции четырёх онлайновых СМИ («Информационный портал «Телерадиокомпания «Крым»»; «KRYM.NEWS»; «Новый Крым»; «Крымское эхо») и двух информационных агентств («Крыминформ»; «РИА Новости Крым»). Помимо явной ориентации на создание новостных сообщений о Крыме, общей чертой всех этих СМИ является структура рубрикатора, в котором неизменно присутствуют следующие темы: «Политика», «Экономика», «Общество», «Культура», «Туризм», «Происшествия», «Интервью». Таким образом, журналисты симферопольских интернет-изданий преимущественно информируют аудиторию об основных сферах общественной жизни. Внимание к деятельности представителей местной власти, работа над специальными проектами, посвящёнными узкой тематике, или подача развлекательного контента для них не характерны.

 

Территориальная специфика СМИ в других городах Республики Крым

На сегодняшний день, кроме Симферополя, СМИ осуществляют деятельность ещё в 12 городах Республики Крым – Ялте, Керчи, Евпатории, Феодосии, Бахчисарае, Судаке, Саках, Алуште, Джанкое, Армянске, Красноперекопске и Белогорске. Все они отличаются уникальной историей развития и спецификой социально-экономических условий, в которых журналисты выполняют свою работу.

Так, Ялта представляет собой курортный город с развитым сельским хозяйством. В городе размещены более 370 объектов культурного наследия6, а в его окрестностях выращиваются такие сельскохозяйственные культуры, как виноград, миндаль, лаванда, табак, грецкие орехи и оливки. Крупные промышленные предприятия в Ялте отсутствуют. Численность населения Ялты по сравнению с Симферополем значительно меньше и составляет всего 79 тыс. человек.

Несмотря на относительно небольшое число жителей ялтинская система СМИ характеризуется достаточно сложной структурой – в ней функционируют 6 газет («Ялтинские Вести»; «Южная Губерния»; «Ялта КиК»; «Летняя столица. Ялта»; «Ялта»; «Южная газета»), 3 журнала («Crimea Holiday»; «Деловой Крым»; «Магарач»), 1 телеканал («ЯлтаТВ»), 2 радиостанции («Ялтинский меридиан»; «ЯлтаFM») и 3 онлайновых СМИ (сайт радиоканала «ЯлтаFM»; «Крымский научный вестник»; «Таврический научный обозреватель»).

На сегодняшний день в Ялте функционируют как редакции СМИ, которые достаточно тесно сотрудничают с администрацией города («Ялтинские Вести», «Ялта ТВ», «Ялтинский меридиан», «ЯлтаFM»), так и оппозиционные издания, открыто критикующие деятельность местной власти (газета «Ялта»). В то же время здесь осуществляют работу политически нейтральные СМИ, журналисты которых сосредотачивают внимание на социальной и экономической тематике. На страницах подобных изданий («Южная Губерния», «Ялта КиК», «ЮгЯлта», «Crimea Holiday», «Деловой Крым») может идти речь об инвестиционной привлекательности Крыма, природных и культурных достопримечательностях Большой Ялты, спортивных достижениях детско-юношеских команд города. Таким образом, профессиональное сообщество ялтинских журналистов проявляют склонность к обсуждению волнующих горожан тем и проблем, работая в контексте разных тематических направлений, непосредственно связанных с курортным городом.

Керчь, в отличие от Ялты, представляет собой уже один из ключевых промышленных центров и транспортных узлов Крымского полуострова. Кроме того, численность населения города-героя в настоящее время составляет 150 тыс. человек7, что почти в два раза больше, чем у Ялты. Тем не менее, количество редакций СМИ здесь уже заметно меньше.

В Керчи осуществляют деятельность 5 газет («Боспор Крым»; «Керченский рабочий»; «Вечерняя Керчь»; «Кафа-Керчь»; «КерчьИнфо»), 1 телеканал («КерчьТВ») и 1 интернет-издание (сайт газеты «КерчьИнфо»). В городе отсутствуют СМИ, учредителями которых являются представители местной власти, в результате чего для керченских изданий не характерны журналистские материалы о работе городской администрации или публикации нормативно-правовой документации.

В газетах Керчи могут быть представлены новостные материалы, посвящённые жизни населения города или региона в целом, справочная информация по покупке недвижимости, автомобилей и бытовой техники, телепрограммы, кроссворды и сканворды. В эфире телеканала «КерчьТВ» уделяется особое внимание темам образования и культуры, что свидетельствует о социальной направленности его передач. В то же время керченские СМИ, которые бы фокусировали внимание преимущественно на рыбной промышленности или судостроении как ведущих отраслях в экономике города-героя, отсутствуют.

По сравнению с другими городами Крыма Евпатория и Феодосия являются одними из наиболее древних из ныне существующих населённых пунктов Крыма – их возраст согласно результатам археологических исследований составляет более 2500 лет. Оба города успешно выполняют туристско-рекреационную функцию, поскольку отличаются хорошей транспортной доступностью и характеризуются наличием гостиниц, пансионатов и санаториев, специализирующихся на использовании лечебных минеральных вод и грязей. Обладают они и развитой промышленностью. Так, в Евпатории функционируют рыбоперерабатывающий, винодельческий и авиационно-ремонтный заводы, а в Феодосии – нефтяной терминал, завод марочных вин, судостроительные, приборостроительные и судоремонтные цеха. В то же время численность населения городов различается – в Евпатории проживает 107,5 тыс. человек, а Феодосии – 68 тыс. человек.

По количеству действующих редакций СМИ они также отличаются друг от друга. В Евпатории осуществляют деятельность пять СМИ – газеты «Евпаторийская здравница», «Витрина Западного Крыма» и «Визит в каждый дом», журнал «Крымский Академический Вестник» и телеканал «Евпатория ТВ». В Феодосии же работают редакции всего четырёх СМИ – газеты «Победа», «Кафа» и «ФЕО.РФ», а также телеканал «Крымский кабельный канал». Не углубляясь в отдельные особенности каждого из перечисленных СМИ, можно выделить обобщённые черты, характерные для журналистской работы в этих городах.

Так, СМИ Евпатории ориентированы на работу с информационными сообщениями о важных событиях в крымском регионе, публикацию сообщений рекламного характера и объявлений, афиш и анонсов, посвящённых литературному и театральному видам искусства. СМИ в Феодосии также уделяют внимание культуре своего города, но в то же время освещают способы активного проведения досуга и методики ухода за здоровьем. При этом рубрики или полосы, полностью состоящие из рекламы или объявлений, для феодосийских СМИ не характерны.

Остальные города Крымского полуострова не отличаются сложными структурами систем СМИ. В их пределах можно обнаружить от одной до двух редакций муниципальных газет, материалы которых рассчитаны преимущественно на местных жителей (см. табл.2).

Таблица 2

Численность населения и количество редакций СМИ в городах Крымского полуострова

Город

Численность

населения

Газеты

Журналы

ТВ

Радио

Интернет-СМИ

ИА

Алушта

52318 чел.

1

0

1

0

0

0

Джанкой

38622 чел.

2

0

0

0

0

0

Судак

32378 чел.

1

0

0

0

0

0

Бахчисарай

26572 чел.

2

0

0

0

0

0

Красноперекопск

26268 чел.

1

0

0

0

0

0

Саки

25146 чел.

2

0

1

0

0

0

Армянск

24415 чел.

1

0

1

0

0

0

Белогорск

16405 чел.

1

0

0

0

0

0

 

Отличительные черты СМИ этих городов проявляются в тесной связи с органами местной власти, которые в большинстве случаев и являются их учредителями. Среди наиболее распространённых тем, которые наблюдались в материалах и сайтах практически всех газетных изданий этой группы, можно назвать жизнь городского населения, политику, экономику, культуру, спорт и криминальные происшествия. Отдельные полосы газет могут полностью занимать извещения коммунальных служб и поздравления ветеранов ВОВ с праздником или юбилеем, что практически не характерно для печатных изданий более крупных по численности населения городов Крыма, рассмотренных нами выше.

 

Территориальная специфика СМИ в посёлках городского типа Республики Крым

 К числу посёлков городского типа, где в настоящее время функционируют редакции СМИ, относятся восемь населённых пунктов: Кировское, Красногвардейское, Ленино, Нижнегорский, Первомайское, Раздольное, Советский, Черноморское. Несмотря на местоположение в разных частях Крымского полуострова, наличие заметных различий в истории развития и разные социально-экономические условия, все эти посёлки характеризуются общими признаками функционирования СМИ.

Отметим, что посёлки городского типа как особая разновидность населённого пункта, как правило, характеризуется сбалансированным соотношением сельского хозяйства и промышленности в экономике, а также не столь большой как в городе численностью населения (Горкин (ред.), 2013). В Крыму же баланс явным образом смещён в сторону сельского хозяйства. Предприятия агропромышленного комплекса здесь не только формируют одну из основных сфер занятости местного населения, но и являются одним из основных источников дохода муниципального бюджета. Отметим, что местные журналисты в новостных заметках и статьях часто уделяют вниманию деятельности этих предприятий и условиям труда их работников, в чём и проявляется связь между социально-экономическими условиями и деятельностью редакций СМИ в посёлках городского типа.

Как и в случае с большей частью рассмотренных выше крымских городов, единственный тип СМИ, который можно обнаружить в каждом из обозначенных выше населённых пунктов, являются муниципальные газеты, учреждённые органами местной власти – районными советами. К числу подобных изданий следует отнести газеты «Кировец», «Огни Маяка», «Репортёр Восточного Крыма», «Нижнегорье», «Крым.Вперёд», «Авангард», «Приазовская звезда» и «Черноморские известия». Важно отметить, что для крымских посёлков городского типа не характерно наличие собственного телерадиовещания или интернет-изданий в силу, вероятно, незначительной по сравнению с городами численности населения и, как следствие, не столь значительной аудитории (см. табл.3).

Таблица 3

Численность населения и количество редакций СМИ в посёлках городского типа Крымского полуострова

Посёлок городского типа

Численность

населения

Газеты

Журналы

ТВ

Радио

Интернет-СМИ

ИА

Черноморское

11379 чел.

1

0

0

0

0

0

Красногвардейское

11134 чел.

1

0

0

0

0

0

Советский

10267 чел.

1

0

0

0

0

0

Нижнегорский

8741 чел.

1

0

0

0

0

0

Первомайское

8470 чел.

1

0

0

0

0

0

Ленино

7426 чел.

1

0

0

0

0

0

Раздольное

7231 чел.

1

0

0

0

0

0

Кировское

7064 чел.

1

0

0

0

0

0

 

Одной из отличительных черт подобных газет является сосредоточение внимание на фрагментах из повседневной жизни местного населения. Журналисты публикуют репортажи о проведении культурно-массовых мероприятий, интервью с проживающими в посёлке ветеранами ВОВ или труда, поздравления с юбилеем или днём рождения от местных жителей. В ходе анализа было также зафиксировано, что обязательным атрибутом всех муниципальных газет Крымского полуострова является публикация на одной или нескольких полосах программы телепередач на ближайшую неделю. Здесь же можно обнаружить материалы, посвящённые успехам по отдельным направлениям работы районных советов и достижениям их сотрудников. При этом события регионального (общекрымского) уровня в новостных материалах печатных изданий этих населённых пунктов занимают второстепенную позицию или не освещаются вовсе.           

Территориальная специфика СМИ Севастополя

Крупнейшим в Крыму городом по численности населения (443 тыс. человек) и одновременно одним из двух субъектов РФ, образованных на полуострове в марте 2014 года, является Севастополь. В отличие от других городов Крымского полуострова Севастополь изначально был основан в качестве военно-морской базы для размещения флота, в результате чего Черноморский Флот РФ сегодня играет заметную роль в общественно жизни города-героя. На сегодняшний день Севастополь обладает развитыми экономикой и социальной инфраструктурой. В Севастополе работает множество музеев, театров, кинотеатров и рекреационно-оздоровительных учреждений, что создаёт благоприятные предпосылки для реализации туризма. Можно заключить, что в городе-герое сформированы весьма благоприятные социально-экономические условия для полноценной деятельности разнообразных по функциям, тематике и целевой аудитории СМИ.

В Севастополе, как и в Симферополе, работают редакции всех шести типов СМИ, наиболее разнообразными по выполняемым функциям из которых являются печатные издания (см. табл.4).

Таблица 4

Типология печатных изданий Севастополя

Тип издания

Наименования СМИ

Краткая характеристика

Универсально-тематические газеты

 «Слава Севастополя», «Севастопольская газета», «Севастопольские известия», «Объектив. Общество», «РИО-Крым»

Рассчитаны на широкий круг читателей. Материалы посвящены широкому спектру тем (общество, политика, экономика, культура, образование, спорт, здравоохранение, Черноморский Флот, вопросы сотрудничества Севастополя с другими субъектами РФ и государствами). На последних полосах могут размещаться кроссворды, сканворды, анекдоты, гороскопы, ребусы

Рекламные газеты

«Курьер», «Объявления Севастополя», «Недвижимость Севастополя», «Городские Вакансии», «Проспект»

Фактически полностью состоят из объявлений и рекламы, предоставленных местными жителями

Ведомственные газеты

«Флаг Родины»

Адресованы работникам определённых государственных ведомств и посвящены им. В этой газете публикуются новости о проведении боевых операций и плановых учений, интервью с военнослужащими и членами их семей, очерки об истории развития российского флота

Политические газеты

«Новые вести», «Севастопольская правда», «ЛДПР в Севастополе»

Предназначены для потенциальных избирателей. Издания региональных отделений политических партий всероссийского уровня (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР), в которых публикуются материалы агитационного характера

Культурные газеты и журналы

«Литературная газета + Курьер культуры: Крым-Севастополь», «Севастополь Многонациональный»

Материалы этих изданий посвящены этнокультурной и краеведческой тематике, связанной с Севастополем и Крымским полуостровом в целом

Научные журналы

«Морской гидрофизический журнал», «Системы контроля окружающей среды»

Рецензируемые издания научно-исследовательских институтов Севастополя

 

В свою очередь, телеканалов и радиостанций в системе севастопольских СМИ уже заметно меньше. На сегодняшний день в городе-герое осуществляют деятельность редакции 4 телеканалов – «Независимого телевидения Севастополя» (НТС), «Севастопольского телевидения» (СТВ), «Севастополя 24», «Первого Севастопольского». Среди довольно широкого диапазона тематических направлений, над которыми работают севастопольские тележурналисты, можно назвать жизнь населения Севастополя, деятельность городской власти, культура и искусство, краеведение, школьное образование, правовые вопросы, здравоохранение, состояние автодорог и даже обозрение новостных сообщений о жизни в Крыму, представленных в иностранных СМИ.

В то же время здесь работают две радиостанции – «Говорит Севастополь» и «Севастополь FM». По выполняемым функциям, представленной в эфире тематике передач и целевой аудитории эти радиоканалы являются более узкоспециализированными по сравнению с их телевизионными аналогами. Так, например, сотрудники радиоканала «Говорит Севастополь» создают новостные материалы об обществе, политике и культуре города-героя для аудитории преимущественно пенсионного возраста8, в то время, как контент «Севастополя FM», представленный музыкальными шоу, викторинами и розыгрышами, предназначен уже для слушателей более молодого возраста.

Сегмент онлайновых СМИ Севастополя является наиболее развитым на территории Крымского полуострова – на сегодняшний день здесь осуществляют деятельность редакции 7 интернет-изданий («Вести Севастополь»; «Севастополь.ру»; «Примечания.ру»; «ForPost»; «Крым PRESS»; «Informer»; «МостЪpress»). Журналисты большинства из этих СМИ ориентированы на создание новостных материалов о жизни общества, экономике и бизнесе, культуре, политике, криминальных происшествиях, спорте, туризме в Севастополе, а также жителях, которые внесли значимый вклад в его развитие.

Темы журналистских материалов единственного в городе-героя информационного агентства «Севастополь» в основном совпадают с перечисленными выше тематическими направлениями. Вместе с тем стоит отметить, что сотрудники информационного агентства стремятся освещать уже не только действительность, наблюдаемую на территории Севастополя, но также стараются затронуть события, происходящие в соседнем субъекте РФ (Республике Крым) и на Крымском полуострове в целом.

 

Заключение

Результаты изучения социально-экономических условий и характера работы крымских редакций, расположенных в разных населённых пунктах полуострова, позволяют говорить о территориальной специфике функционирования СМИ.

В сегменте печатных изданий этих городов выделяются множество разновидностей СМИ, отличающихся по тематике создаваемого журналистами контента и целевой аудитории, на которую они ориентируются. К примеру, в Симферополе как столице Республики Крым и одном из главных центров экономической жизни всего полуострова функционирует множество официальных СМИ органов государственной власти и корпоративных изданий, журналисты которых создают материалы для специалистов из разных отраслей хозяйственной деятельности и бизнеса. В то же время в Севастополе работает редакция газеты, адресованная военнослужащим Черноморского Флота. Телерадиовещание и онлайновые СМИ также не являются качественно однородными сегментами, поскольку включают в себя относительно большое количество редакций, обладающих собственной спецификой. СМИ крупнейших городов стремятся освещать события не только на уровне города, но и иногда обращают внимание на действительность в регионе и за его пределами.

Иная картина наблюдается в остальных городах Крымского полуострова, а также в посёлках городского типа. В них уже нельзя обнаружить все шесть типов СМИ, которые характерны для Симферополя и Севастополя, а потому говорить о сложной структуре системы СМИ и, соответственно, высоком функциональном разнообразии редакций не представляется возможным. СМИ этих населённых пунктов уделяют значительное внимание работе представителей местной власти, жизни пожилого населения, аграриям и их повседневному труду, что особенно характерно для редакций посёлков городского типа. Кроме того, производимый здесь контент можно охарактеризовать как автохтонный – журналисты освещают преимущественно события того населённого пункта, в котором они работают.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о различиях в тематике производимого контента и характере целевой аудитории у СМИ, расположенных в разных населённых пунктах полуострова, находит подтверждение. Уровень развития экономики, исторический путь населённого пункта и социально-демографические характеристики местного населения по-видимому оказывают влияние на специфику СМИ.

Однако отметим, что предпринятое нами исследование не претендует на абсолютную завершённость и требует поиска новых эмпирических данных, которые позволили бы более детально объяснить специфику СМИ разных населённых пунктов полуострова и конкретизировать факторы, формирующие различия в работе редакций. Тем не менее, полученные на этом этапе результаты уже позволяют составить общую структуру системы крымских СМИ и охарактеризовать социально-экономические условия, в которые оказываются погружены сотрудники редакций.

 



Примечания

  1. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (дата обращения: 25.01.2020).
  2. Правительство Республики Крым. Министерства. Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/structure/ministerstva (дата обращения: 29.01.2020).
  3. Правительство Республики Крым. Население Республики Крым. Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/structure/939 (дата обращения: 29.01.2020).
  4. Сайт КФУ им. В.И.Вернадского. Рецензируемые научные издания КФУ, входящие в перечень ВАК. Режим доступа: https://cfuv.ru/news/zhurnal-uchenye-zapiski-krymskogo-federalnogo-universiteta-imeni-v-i-vernadskogo-filologicheskie-nauki-voshel-v-perechen-vak (дата обращения: 29.01.2020).
  5. Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым. Телерадиокомпания «Крым». Режим доступа: https://minfo.rk.gov.ru/ru/structure/409 (дата обращения: 30.01.2020).
  6. Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым. Перечень объектов культурного наследия Республики Крым регионального значения. Режим доступа: https://gkokn.rk.gov.ru/uploads/txteditor/gkokn/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phprld68R_1.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  7. Администрация города Керчь. Социально-экономический паспорт городского округа Керчь. Режим доступа: https://kerch.rk.gov.ru/uploads/kerch/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpYcVAm8_1.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  8. Севастопольское телевидение. О проекте. Режим доступа: https://stv92.ru/o-proekte/ (дата обращения: 01.02.2020).

 

 

Библиография

Аникина М.Е. Многополярность журналистского мира в начале XXI века: свидетельства и обобщения // Медиаальманах. 2019. №6. С.134-139.

Вартанова Е.Л. Медиа и город: об актуальных взаимовлияниях // Медиаальманах. 2020. №1. С.8-19.

Егорова Л.Г. Специфика современного регионального дискурса СМИ (на примере печатной прессы Республики Крым) // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т.7. №4. С.615-628.

Зазаева Н.Б. Роль СМИ в формировании межэтнической толерантности в современной России // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 5. С.56–63.

Пузанова Н.Н. Взаимоотношения СМИ и власти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2008. №2. С.36-45.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Сидоров О.Г. Улусные (районные) газеты Республики Саха (Якутия): функционально-содержательная структура (по результатам опроса журналистов) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. 2015. №3 (47). С.163-179

Смирнова О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. №6. С.26-38.

Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / отв. ред. А.П.Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013.

Халтурина М.Л. Манипуляция: местная пресса как объект исследования (на примере газет Челябинской и Свердловской областей) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2010. №17 (198). С.133-139

Хруль В.М. Конфликт повесток: религиозная жизнь Крыма и её освещение в местных печатных и интернет-СМИ // Медиаскоп. 2017. Вып.2. URL: http://www.mediascope.ru/2302 (дата обращения: 12.04.2020 г.).

Щепилова Г.Г. СМИ Крымского полуострова: проблемы интеграции в российское медиапространство // Медиаскоп. 2018. Вып.1. URL: http://www.mediascope.ru/2269 (дата обращения: 12.04.2020 г.).

 

Baumbach T. (2016) Are Journalists to be Punished for Doing their Job? Bergen Journal of Criminal Law and Criminal Justice 4 (1): 102-124. DOI: 10.15845/bjclcj.v4i1.1028

Conboy M (2004). Journalism. A Critical History. London, UK: SAGE Publications, Galetic F., Dabic M., Kiessling T. (2016) Media Control: A Case for Privatization in Transitional Economies // Journal of Media Economics 29 (3): 111-124. DOI: 10.1080/08997764.2016.1206907

McCollough K., Crowell J., Napoli P. (2017) Portrait of the online local news audience // Digital Journalism 5 (1): 100-118. DOI: 10.1080/21670811.2016.1152160