Ссылка для цитирования: Прутцков Г.В., Говряков И.Ю. Каталонский политический феминизм: взгляд через призму прессы // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2571
DOI: 10.30547/mediascope.3.2019.10
© Прутцков Григорий Владимирович
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), pruttskov@gmail.com
© Говряков Игорь Юрьевич
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), igovryakov@yandex.ru
Аннотация
В статье анализируется влияние каталонской национальной прессы на общественные процессы, связанные с эмансипацией и борьбой за гендерное равенство. Феминистские идеи прочно закрепились среди представителей прогрессивной части каталонского общества в самом начале прошлого века и за столетие сыграли важную роль в формировании идентичности каталонской нации. Несмотря на фактический запрет, введенный режимом Франко, идеи борьбы за права женщин развивались в Каталонии и в годы диктатуры, а за последние 30 лет наблюдается новый расцвет политического феминизма. Статья исследует, как современные и исторические СМИ Каталонии регулировали феминистский дискурс в регионе, какие взгляды на предмет имели публицисты разных изданий и как опыт прошлого отражается в материалах каталонских журналистов современности.
Ключевые слова: политический феминизм, пресса Каталонии, журналистика Испании, каталонизм, Мария Лус Моралес, Роса Мария Аркимбау.
Великая русская революция 1917 г. вызвала к жизни во всем мире, в том числе и в Испании, различные социально-политические течения, в том числе и феминизм. Особенно ярко женское движение развивалось в Каталонии. В 2018 г., в столетний юбилей каталонской борьбы за равноправие полов, этой дате было уделено большое внимание в СМИ республики, а также в новых работах каталонских историков и журналистов (напр., см.: Ferran, 2017; Puigsech, 2017). На первый план выходит тема феминизма в Каталонии. В менталитете жителей этой области идеи эмансипации всегда имели важное общественное значение. А благодаря развитию национального самосознания феминизм вышел на первый план в политической жизни каталонцев.
Истоки каталонского феминизма. Начало радикализации
В 1920-е – 1930-е гг. наибольшей популярностью в Каталонии пользовались анархизм, коммунизм и сопряженные с ними политические течения. Надо отметить, что в других странах Западной Европы феминизм в начале ХХ в. проявлялся в основном в борьбе за равенство избирательного права. Включение же социал-демократических, левых идей в вопрос эмансипации было как минимум необычно: «Новые женские идентичности не включали вопросы материнства или контроля рождаемости, которые использовались в других странах для эмансипации. Главное беспокойство вызывали проблемы образования и выхода женщины на рынок труда − это воспринималось как обязательный шаг к достижению автономии региона» (Marti Centelles, 2016: 32). Поэтому Каталония считается одним из немногих регионов, где уже в начале ХХ в. наибольшее распространение получают так называемые левые, авангардные общественные течения (Alonso, 2014: 14, 120). Кроме того в этой части Испании, в отличие от других западноевропейских государств, движение за равенство обоих полов развернулось до масштабов общенационального, охватив разные слои населения и сформировав целостное самосознание каталонцев.
Эмансипация в данном случае становится неотъемлемой частью исторического процесса и одним из главных двигателей борьбы, поскольку испытывает те же взлеты и падения, что и в целом социальная концепция каталонского сепаратизма. Так, на национальное самосознание каталонцев повлияли следующие тенденции: каталонки начинают понемногу освобождаться от косной патриархальности и традиционного жизненного уклада, в сознании же мужчин-каталонцев происходит неслыханный для того времени сдвиг: они начинают смотреть на женщин по-иному и видеть в них «не объекты, а субъектов», которые могут сами решить свою судьбу. Это подтверждается в одном из исследований, предметом которого является роль женщин в каталоноязычной литературе: «Концепция женщины-борца превращается в новую художественно-культурную парадигму, которая, развиваясь, обновляет общество» (Cortés, Prudon (coord.), 2007: 7).
Феминизм и испанская пресса ХХ в.
В Каталонии, Валенсии и других областях страны, подверженных сильному влиянию каталонского языка, появляются первые феминистские кружки, в которых идеи женской эмансипации утверждались в их марксистском варианте. Левые партии, во многом перенявшие опыт СССР и других стран, вели пропаганду среди пролетариата, крестьянства и интеллигенции, то есть среди населения, считавшегося ядром революционного брожения. Основную роль в пропаганде играла главным образом газета El mundo obrero − официальный орган центрального комитета коммунистической партии Испании. Это издание, главным редактором и вдохновителем которого была, кстати, женщина − писательница Долорес Ибаррури, вовлекло в левое движение большое количество женщин.
Помимо Долорес Ибаррури, у истоков каталонского феминизма стояли выдающиеся журналистки, публицистки и писательницы: Мария Лус Моралес, Ирене Поло, Роса Мария Аркимбау.
Мария Лус Моралес (1889−1980) была первой не только в Каталонии, но и во всей Испании женщиной, возглавившей общенациональное периодическое издание. В 1936 г., в самом начале Гражданской войны, она стала директором старейшей испанской газеты «Ла Вангуардиа», штаб-квартира которой находится в Барселоне.
Ирене Поло (1909−1942) прославилась в начале 1930-х гг. благодаря острым социально-политическим публикациям в барселонском журнале Mirador и газете La Humanitat. Роса Мария Аркимбау (1909−1992) считается одной из лучших новеллисток той эпохи. Она публиковала социальные репортажи в журнале Imatges, еженедельнике La Rambla, а также театральные очерки и рецензии.
Первое поражение. Рецессия феминизма при Франко
Однако с началом Гражданской войны в Испании (1936−1939) феминистское движение в Каталонии испытывает резкий подъем, а затем идет на убыль. С победой Франсиско Франко в Каталонии начинается застой, а затем и закат эмансипации. Надо сказать, что такие тенденции можно было наблюдать на территории всей Испании, но в Каталонии это усугублялось еще и противоречиями на национальной почве. Официальная идеология провозглашала единство испанской нации, поэтому не допускались даже малейшие отклонения от политических догматов, даже если они проявлялись в искусстве и литературе или просто в традициях национальных меньшинств. Получается, каталонские женщины лишались своих прав дважды: они теперь не могли считаться свободными гражданками Испании и называться каталонками. Небольшие изменения в этом процессе начались лишь перед смертью Франко, и только с восстановлением монархии поднялась новая волна каталонской эмансипации. Рост этого движения продолжается по сей день и играет огромную роль в жизни каталонского общества.
Чтобы лучше представить себе перелом, произошедший в движении за равноправие женщин и мужчин в Каталонии после 1975 г. (то есть после смерти Франко), нужно рассмотреть социальную политику правительства этого диктатора в ее гендерном аспекте и сравнить положения женщины в Испании до смерти политика и после.
При жизни Франко нападки на политический феминизм были обусловлены пропагандой канонизированного образа испанской женщины, утвержденного Мадридом. СМИ того времени сообщают, что Франко «реанимирует» исконно христианские ценности, восстанавливая первоначальный порядок и отводя женщине ее традиционную роль в патриархальном укладе общества. Пропагандисты не стеснялись спекулировать вопросами нравственности, морали. А гендерная этика и социальная деонтология стали популярным и даже чуть ли не заезженным местом в статьях, посвященных «женской тематике» периода диктатуры Франко. Негласным органом для проведения официозной политики по гендерному вопросу стала консервативная газета ABC, традиционно придерживавшаяся право-христианских позиций. Пресса ратовала за «возвращение женщины в дом» и убедительно призывала женщин «заняться женскими делами». Широко пропагандируемые государственными СМИ «три столпа» традиционной испанской нравственности − крепкая семья, религия и традиционные гендерные роли - напрямую и не скрывая ущемляли права испанок, диктуя гражданам жесткие нормы поведения и позволяя правительству объяснять свои непопулярные реформы необходимостью следовать государственнической доктрине (Folguera, 1997: 486). В Испании до начала 1960-х гг. даже существовал закон, крайне невыгодный для работающих женщин. Работодатель, например, мог исключительно по своему желанию снижать зарплату для подчиненных женского пола. Женщину, не считающуюся с этим modus vivendi, могли признать политически неблагонадежной и, в зависимости от уровня консервативности издания, даже объявить коммунисткой. Специфика гендерной политики Франко проявлялась и в практически полном запрете на контрацепцию и аборты в 1940-е гг.
Новые успехи. Выход феминизма в широкое медиапространство
После смерти диктатора роль женщины в обществе постепенно повышается до своего довоенного состояния (Jornet, Rivera, Rodríguez, 2012: 1).Сейчас феминистское движение в стране набрало политическую силу благодаря прессе постфранкистского периода (El País, El Mundo, El Periódico de Catalunya, Avui и др.). В то же время наметились и два ключевых свойства эмансипации: радикализм и политическая ангажированность. Движение за равенство полов в Испании (и в автономной области особенно) стало настоящей борьбой не только за права женщин в обществе, но и за возможность их участия в решении судьбы своей страны. (Вартанова, 2012: 12) Эта тенденция отчетливо прослеживается, к примеру, в кампании за независимость, проводимую с переменным успехом в Каталонии уже не одно десятилетие и особенно обострившуюся в начале 2010-х гг. (Прутцков, 2015: 55).
Так, например, с 2010 г. на пост председателя Женералитат (Парламента) избирают женщин. Первой женщиной, возглавившей законодательную власть Каталонии, стала социалистка Нурия де Жиспер (с 2010 по 2015 г.). А 26 октября 2015 г. этот пост заняла филолог Карме Форкадель-и-Льюис. Взгляды последней радикальнее взглядов ее предшественницы. Форкадель − активный член левореспубликанской партии автономной области.
Что интересно, оппозицию в Женералитат также впервые возглавила женщина − Инес Арримадас Гарсия, адвокат и член Гражданской партии Каталонии. С первых же дней работы в Парламенте Арримадас энергично выступала против независимости Каталонии. В доказательство она приводила данные выборов 27 сентября 2015 г.: в выборах участвовало 4 130 196 жителей территории (74,95% от общего числа избирателей), а за коалицию сторонников независимости проголосовало лишь 1 628 714 человек (39,59%) (Martí, Cetrá, 2016: 107−119).
С 2016 г. в каталонских СМИ существует любопытная тенденция: дискуссии о самоопределении области подкрепляются цитатами из выступлений Карме Форкадель и Инес Арримадас, политические взгляды которых полностью противоположны.
Феминизм и каталонские медиа сегодня
Публикации в каталонских медиа за 2018 г. показывают, что среди всех западноевропейских государств только в Каталонии движение за равноправие обоих полов в кратчайший срок развернулось до масштабов общенационального и охватило различные социальные слои жителей области, сформировав их сознание на этническом уровне. Благодаря эмансипации число борцов за независимость и автономию увеличилось вдвое, и в связи с этим феминизм в Каталонии преподносится как абсолютно позитивное событие. В этом смысле эмансипация должна стать примером для последующих поколений каталонцев. Но, с другой стороны, мы наблюдаем и весьма сильное противоречие в рядах индепендентов: они не способны свести сепаратизм каталонцев к одной политической платформе. За отделение от страны одновременно выступают две влиятельные политические силы области − националисты, ратующие за либерально-капиталистическую экономику и государственный строй, и левые, склоняющиеся к марксистско-троцкистским догмам с уклоном в анархо-синдикализм. Эти силы считаются республиканскими, но предлагают разные пути развития страны после обретения политической независимости. Как отмечают авторы критического труда «Конструкция каталонизма. История политических усилий» (La construcción del catalanismo. Historia de un afán político? 2014) Жауме Кларет и Мануэль Сантирсо, именно такой синтез политических концепций, собранных каталонскими националистами из всего каледоскопа идеологий ХХ в., не позволяет воспринимать идею независимости Каталонии как жизнеспособную программу. Характерно, что феминистское крыло присутствует в обеих партиях и также склоняется к двум разным концепциям роста, из-за чего фактически происходит разрыв на почве разногласий в политической сфере.
Именно поэтому можно утверждать, что феминизм сыграл свою роль как для сплочения, так и для идеологического разобщения женщин в Каталонии.
Библиография
Вартанова Е.Л. Медиаиндустрии в Европе: современные вызовы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2012. № 5. С. 12−35.
Прутцков Г.В. Некоторые аспекты борьбы за самоопределение Каталонии (по материалам газет «Ла Вангуардия», «Эль Периодико де Каталунья», «Эль Пунт Авуи» за 2013−2014 гг.) // Меди@льманах. 2015. № 5. С. 54−60.
Alonso M. (2014) El catalanismo, del éxito al éxtasis. Vol. I). Barcelona: El Viejo Topo.
Cortés C., Prudon M. (coord.) (2007) D'objecte a subjecte: la dona a través de l'art i de la literatura en les cultures mediterrànies. Alicante: Universitat d'Alacant.
Claret J. , Santirso M. (2014) La construcción del catalanismo. Historia de un afán político? Madrid: Los Libros de la Catarata.
Ferran R. (2017) El tren de les 17:14. Democràcia, pluralism, benestar, independència. Barcelona: Tibidabo Ediciones.
Folguera P.(1997) La precion del espacio urbano sobre la actividad cotidiana de la mujer: espacio interior y exterior. Madrid: Estudios territoriales 5.
Jornet i B.N., Rivera G.M.-M., Rodríguez E.V. (2012) Moments històrics de les dones a Catalunya. Barcelona: Institut Catalá de les Dones.
Marti Centelles S. (2016) La lluita de les dones per aconseguir l'espai public a Espanya. Del sexenni democratic a la segona republica. Valencia: Universitat Jaume I.
Martí D., Cetrá D. (2016) The 2015 Catalan election: a de facto referendum on independence?London: Regional & Federal Studies (Routledge) 26.
Puigsech J. (2017) La pevolució russa I Catalunya. Vic: Eumo Editorial.