Languages

You are here

Онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в популярных социальных медиа России: количественные и качественные характеристики

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Шамсутдинова Ю.Ф. Онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в популярных социальных медиа России: количественные и качественные характеристики // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2570

 

© Шамсутдинова Юлия Фаритовна

аспирантка кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), ju.shamsutdinova@gmail.com

 

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о специфике использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми в контексте основных подходов к исследованию онлайн-сообществ. Автор изучил процесс управления онлайн-сообществами для глухих на примере аккаунтов Всероссийского общества глухих и привел результаты собственного анализа некоторых подобных сообществ. В статье сделаны выводы о функциональном назначении сообществ, о тематике, языке, публикационной активности, а также о средней вовлеченности пользователей. Гипотеза о том, что наибольшее количество участников сосредоточено в официальных группах и сообществах Всероссийского общества глухих, не подтвердилась, однако были выявлены сообщества-лидеры во всех рассмотренных социальных медиа.

Ключевые слова: социальные медиа, онлайн-сообщества, коммуникация, глухие, слабослышащие, люди с ограничениями слуха.

 

Введение

Медиа, представляющие собой важнейший инструмент повышения информированности людей и ресурс для их интеграции, призваны способствовать возникновению и сплочению социальных общностей, потенциальными членами которых могут стать люди с ограниченными возможностями. Данная группа неоднородна по составу, она включает в себя несколько категорий. В одну из них – категорию людей с ограничением сенсорных функций – входятглухие и слабослышащие.

Сетевые технологии играют большую роль в формировании гражданского общества (Фролова, 2014). Для отдельных социальных групп использование социальных медиа зачастую становится единственным способом приобщения к публичному диалогу.

Социальные медиа – важный инструмент коммуникации для глухих и слабослышащих людей в России и в мире: они позволяют мгновенно обмениваться информацией и не требуют ее обязательного восприятия органами слуха. В силу того, что пользователи с ограничениями слуха представляют собой особую, достаточно многочисленную, разнородную и малоизученную социальную общность, данная тема представляет актуальный научный интерес.

Коммуникация глухих и слабослышащих в социальных медиа – сложное и также малоизученное явление, исследование которого требует комплексного подхода. Изучение онлайн-сообществ для глухих в глобальных и российских социальных медиа – один из обязательных его этапов, с которого мы решили начать свое исследование. До настоящего момента изучения групп и сообществ для глухих и слабослышащих в России не проводилось, в этом заключается новизна настоящего исследования.

Для поиска данных о количестве людей с ограничениями слуха и социально-демографических показателях этой группы людей в России мы обратились в Общероссийскую общественную организацию инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ)1. Как выяснилось, вопрос о точном количестве и критериях учета людей с нарушениями слуха в России представляет собой важную и не решенную на сегодняшний день проблему. Однако автору статьи были предоставлены сведения, касающиеся сообществ и аккаунтов ВОГ в различных социальных медиа2.

Эти сведения стали отправной точкой для определения объекта исследования, включающего социальные медиа, отобранные по двум критериям: 1) частоты использования глухими и слабослышащими людьми в России3; 2) имеющими функционал для создания групп и сообществ этой категорией пользователей. Предмет исследования составляют функциональное назначение, тематика, численность, язык, публикационная активность и средняя вовлеченность в каждом из 20 наиболее популярных сообществ.

Целью данного исследования является комплексный анализ наиболее популярных онлайн-сообществ у глухих и слабослышащих в России, который позволит получить представление о практиках людей, относящих себя к сообществу глухих, владеющих их языком (а именно – жестовым языком) и разделяющим культуру и интересы глухих. Отметим, что не все люди, имеющие ограничения по слуху, предпочитают быть участником онлайн-сообществ для глухих.

Для достижения этой цели были сформулированы и решены следующие задачи: 1) изучить официальные аккаунты ВОГ и другие группы и сообщества глухих по показателям численности и вовлеченности; 2) оценить публикационную активность сообществ (частота размещения публикаций на «стене» или в ленте); 3) проанализировать функциональное назначение сообществ и тематику публикаций; 4) выявить способы передачи информации (включая язык) и вычислить количество сообществ, контент которых доступен и глухим, и слышащим людям; 5) вычислить показатель средней вовлеченности (в пересчете на один пост).

Для изучения функционального назначения, тематики и языка сообщества был использован метод анализа; выявление наиболее многочисленных групп происходило с помощью инструментов автоматизированного поиска и ранжирования сообществ по ключевым словам (есть в каждом рассмотренном ресурсе), а также метода сравнения. Для вычисления средней вовлеченности на пост использовалась формула Engagment Rate of Post, учитывающая общее число реакций на все посты, количество постов и количество подписчиков.

Период исследования составил 15 дней: с 1 февраля по 15 февраля 2019 г.

Открытым остался вопрос о том, можно ли считать те или иные социальные медиа инклюзивным пространством, в котором устанавливают и налаживают связи представители двух сообществ – глухих и слышащих людей, однако мы уделили особое внимание изучению того, на каких языках участники сообществ осуществляют коммуникацию (русском, жестовом или на обоих).

 

Коммуникация людей с ограниченными возможностями слуха: исследовательский дискурс

Большое количество современных исследований посвящено роли социальных медиа как платформ для контактов, сотрудничества, социализации, и крайне редко изучается то, как социальные медиа используются различными группами людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе глухими и слабослышащими людьми.

При этом на сегодняшний день около 5% населения земного шара (466 млн человек, из которых 34 млн – дети), по данным «Всемирной организации здоровья» (World Health Organization: Deafness and hearing loss) на 2018 г.4, имеют проблемы со слухом. После 65 лет от полной или частичной потери слуха страдает каждый третий человек. Большая часть людей, имеющих ограничения по слуху, живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

В России ни на национальном, ни на региональном уровнях не ведется серьезного статистического учета числа людей с нарушениями слуха. Министерство здравоохранения считает глухими тех, для кого нарушения слуха являются врожденными или приобретенными, и не относит к данной категории пожилых людей, не слышащих в силу возраста, а также глухих на одно ухо. Кроме того не все люди с нарушениями слуха имеют статус инвалида. Также не все глухие и слабослышащие являются членами «Всероссийского общества глухих», а также его региональных отделений. Таким образом, при отсутствии серьезного статистического учета определить, сколько глухих и слабослышащих людей проживает на данный момент в России, не представляется возможным.

Вопрос об участии людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе глухих и слабослышащих, в жизни общества является сегодня особенно актуальным для России, и многое здесь зависит от того, в каких условиях живут глухие, какие возможности у них есть, какое отношение формируется к ним у слышащих. С одной стороны, качество жизни глухих и слабослышащих постепенно улучшается: инвалиды по слуху получают доплаты и пенсии от государства, обеспечиваются техническими средствами и услугами переводчиков жестового языка, который не так давно был официально признан государственным5. С другой стороны, существуют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, а также с низкой информированностью российского общества о жизни и культуре глухих людей. Безусловно, рассматриваемая социальная группа требует серьезного изучения.

Человек, имеющий ограничения по слуху, является особым субъектом коммуникации. Информацию, в особенности зрительную, он всегда передает целенаправленно собеседнику. А получает сообщения, опираясь в большей степени на визуальную и пространственную составляющую, следующими способами: а) посредством письменной речи; б) считывая информацию с губ; в) с помощью жестового языка. Жестовый язык является наиболее популярным и распространенным средством общения в среде глухих и слабослышащих людей. Он активно применяется этой категорией граждан для общения также и в социальных медиа. Использование отдельно взятой социальной общностью «родного» языка в цифровой среде является актуальным вопросом, привлекающим внимание современных медиаисследователей (Гладкова, Гарифуллин, Рагнедда, 2019).

На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных различным аспектам русского жестового языка. Однако специфика коммуникации людей с ограниченными возможностями слуха в России практически не изучена. Также совсем не изучены онлайн-сообщества глухих в социальных медиа.

При этом за последние несколько лет в значительной степени вырос интерес зарубежных ученых к данной теме − исследования, описывающие опыт использования Интернета и отдельных онлайн-сервисов людьми с ограниченными возможностями слуха, стали появляться все чаще.

Первые исследования, поднимающие вопросы коммуникации глухих людей посредством электронных технологий и сервисов, появились в начале 2000-х гг. Они были направлены на изучение того, как появление SMS-сообщений повлияло на жизнь людей с нарушениями слуха. В 2004 г. австралийские ученые Мэри и Дез Пауэр, изучившие использование технологии SMS глухими людьми, пришли к выводу: данная технология разрушает коммуникационный барьер между глухими и слышащими. Они предположили, что глухие, как и слышащие, станут использовать сообщения для упрочения связей внутри своих сообществ. Авторы привлекли внимание исследователей к необходимости изучения вопроса о том, будет ли данная технология помогать глухим выстраивать и укреплять связи со слышащим, помогут ли SMS разрушить коммуникационный барьер в реальной жизни.

В 2008 г. группа американских исследователей кафедры компьютерных наук и инженерии из Университета Вашингтона предприняла попытку отследить, насколько «разборчивость»6 видео важна для глухих пользователей мобильной телефонной связи (Cavender, Vanam, Barney, Ladner et al., 2008). Подобный эксперимент был проведен группой из этого же университета в 2015 г. Он позволил создать «модель разборчивости человеческого сигнала», исключающую слишком высокие скорости передачи видео, перегрузку сети и/или задержку видео.

Авторы статьи, посвященной исследованию использования Интернета подростками с нарушениями слуха, израильские исследователи Азы Барак и Яэль Садовский (2008), считают, что для людей с нарушениями слуха киберпространство предоставляет дополнительные преимущества, а именно: люди с нарушением слуха могут использовать средства коммуникации, которые обращаются к визуальным, а не к слуховым каналам; Интернет предоставляет возможность скрывать свои «недостатки» от других пользователей (тем самым позволяя обретать бόльшую безопасность и чувство равенства).

Израильские ученые Номи Битман и Николас Джон (2019) изучили процесс использования смартфонов глухими и слабослышащими людьми. Исследователи отмечают, что имеются существенные различия в использовании смартфонов слышащими и глухими. Принимая во внимание сложности, обусловленные аудиологическим статусом, и степень маргинализации субъекта, они приходят к выводу о том, что мобильный голосовой вызов, являющийся воплощением нормы голосового общения, становится механизмом угнетения для некоторых глухих и слабослышащих − иными словами, общение ряда респондентов посредством смартфонов было «сковано» представлениями о звонке как одной из «ценностей», характерных для коммуникации.

Также отметим, что для глухих и слабослышащих пользователей (по сравнению с другими типами пользователей) роль социальных медиа, по мнению исследователей, возрастает в случаях, когда необходимо получить информацию о чрезвычайных ситуациях (Morris, Mueller, Jones, 2014). Потенциал социальных медиа как пространства общего и специального пользования был рассмотрен нами в рамках предыдущего исследования (Шамсутдинова, 2018: 72−73).

 

Социальные медиа для глухих и слабослышащих России: методика и первые результаты исследования

Поскольку рассматриваемая нами социальная общность является обособленной и в некоторой степени закрытой для исследователя, относящегося к миру слышащих, было решено начать исследование с описания онлайн-сообществ глухих. Для получения первичного представления об общности и численности глухих мы обратились за консультацией в ВОГ. Сотрудники ВОГ подтвердили, что статистика по основным социально-демографическим показателям в отношении глухих по России отсутствует, однако нам была предоставлена информация об особенностях управления аккаунтами и сообществами, принадлежащими ВОГ.

Исследование проводилось в период с 1 февраля по 15 февраля 2019 г. Для уточнения эмпирической базы исследования и поиска сообществ, которые пользуются наибольшей популярностью у пользователей, были использованы фильтры. Первый фильтр позволял осуществить выборку по ключевым словам: «глухие»/»глухих», «слабослышащие»/»слабослышащих», «deaf» в различных сочетаниях со словами «группа», «сообщество», «мир», «group», «community», «world»), второй фильтр позволял выстроить выбранные сообщества и группы по количеству участников. Некоторые группы были закрытыми, в этом случае мы направляли запрос администратору с просьбой одобрить включение аккаунта автора.

Была проанализирована регулярность размещения публикаций на стене сообщества/группы, тематика публикуемых сообщений, способ передачи информации (в данном случае мы ориентируемся на тип контента и/или выбранный язык: русский письменный/субтитры/русский жестовый). В случае, когда публикаций было не очень много, для определения языка и типа контента мы выходили за рамки рассматриваемого периода.

Дополнительно для каждого из сообществ мы рассчитали показатель средней вовлеченности по формуле:

 

Чтобы получить примерное представление о вовлеченности, мы сложили все реакции пользователей (лайки, репосты, комментарии) за две недели, разделили это число на произведение количества постов и количества подписчиков и затем умножили результат на 100%. «Хорошей» вовлеченностью считается показатель, превышающий 0,77.

Управление социальными медиа: опыт ВОГ. ВОГ – самая многочисленная и старейшая общественная организация инвалидов по слуху в России, поэтому сделаем предположение о том, что основная часть глухих и слабослышащих пользователей сосредоточена именно в аккаунтах этой организации.

В рамках исследования был проведен аудит аккаунтов «Всероссийского общества глухих» в наиболее популярных социальных медиа России. На данный момент ВОГ имеет аккаунты с многочисленными пользователями в таких социальных медиа, как «ВКонтакте», Facebook, Telegram, Instagram, «Мой мир», Twitter.

 

Таблица 1. Количество подписчиков/членов групп в онлайн-сообществах российских социальных медиа ВОГ

Социальные медиа

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Мой мир

Twitter

Telegram

Количество подписчиков

13 022

3 490

3 800

21 400

870

85

 

Как и любая другая организация, ВОГ формирует свои аккаунты в социальных медиа, руководствуясь определенной «редакционной политикой».

Аккаунты наполняются информацией, касающейся одних и тех же поводов, но с разной частотой: наиболее часто обновляются сообщества «ВКонтакте», Facebook и страница в Twitter, наименее часто – страница в социальной сети «Мой мир».

Информация о редакционной политике, принципах управления группами, сообществами и каналами, а также статистические данные за период с 1 по 15 февраля 2019 г. были предоставлены нам ведущим специалистом отдела печати и информации ВОГ Г. Тихенко. По его словам, «редакционная политика заключается в том, чтобы освещать все стороны жизни глухого общества со всеми плюсами и минусами, информировать о возможностях и правах глухих, игнорировать непроверенные сведения, информацию, основанную на слухах»8.

Контент подбирается произвольным образом: редакция социальных медиа следит за «плановыми» мероприятиями ВОГ, о некоторых событиях администраторы групп узнают случайно, часто сотрудники знакомятся с новыми людьми, узнают об их достижениях и талантах и принимают решение информировать об этом своих читателей.

Также редакция осуществляет взаимодействие с администраторами сообществ региональных отделений ВОГ: изучает и выбирает информационные поводы самостоятельно, а также рассматривает то, что было предложено к публикации.

Важным моментом в планировании публикаций является выбор языка и типа контента (русский письменный и/или русский жестовый, видео, субтитры). Как говорит Г. Тихенко, «если есть важная тема или очень "крутой" человек, мы стараемся использовать и видео, и текст. Иногда из-за недостатка кадров приходится выкладывать материалы только на письменном русском»9.

Для получения представления о поведении членов сообществ глухих в социальных медиа мы запросили статистические данные за период с 1 по 15 февраля 2019 г. из следующих социальных медиа: «ВКонтакте», Facebook, Instagram. Эти социальные сети были выбраны потому, что именно они позволяют получить данные по основным характеристикам аудитории (общее количество членов группы/подписчиков, пол, возраст, географическое положение) за конкретный период. Имея данные по среднему охвату среди подписчиков за сутки, мы попытались вычислить отношение примерного суточного охвата к общему числу подписчиков страницы/группы. В таблице 2 представлены данные по ядру аудитории, географии, публикационной активности, вовлеченности, а также отношению охвата подписчиков за сутки к общему числу подписчиков.

 

Таблица 2. Общие статистические данные из отдельных сообществ и аккаунтов ВОГ

Характеристики

 ВКонтакте

Facebook

Instagram

Отношение охвата подписчиков за сутки к общему числу подписчиков (в %)

5

18

11

Вовлеченность в пересчете на пост

0,32

0,42

2,8

Публикационная активность (средняя):

1−2 поста в день

1−2 поста в день

1−2 поста в день

Ядро аудитории

Ж: 45+, 35−45

М: 45+, 18−21

Ж: 35−44, 45−54

М: 25−34, 45−54

25−34, 35−44

Данные по полу отсутствуют

География: города

Москва, Санкт-Петербург

Москва, Санкт-Петербург

Москва, Санкт-Петербург

География: страны

Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан

Россия, Белоруссия, Израиль, Украина

Данные отсутствуют

 

Если рассматривать сети, предоставляющие статистику, наибольший суточный охват среди подписчиков в соотношении с общим количеством подписчиков можно наблюдать в социальной сети Facebook, наименьшее соотношение – в социальной сети «ВКонтакте».

Если проанализировать самые высокие социально-демографические показатели в каждой из сетей, можно сделать вывод о том, что наиболее «молодой» аудиторией является аудитория сети Instagram, а также мужская часть аудитории «ВКонтакте». Сообщество в последней сети также привлекательно для пользователей старше 45 лет (вне зависимости от пола). Большая часть аудитории сообщества в сети Facebook – люди среднего возраста.

Одинаково высокий интерес страницы «ВКонтакте» и Facebook вызывают у пользователей из Белоруссии и Украины. На страницу ВОГ в социальной сети «ВКонтакте» заходят также пользователи из Казахстана. Что касается социальной сети Facebook, то она пользуется популярностью у жителей Израиля.

И если обращаться к данным по количеству подписчиков, можно сделать вывод о том, что наиболее популярным социальным медиа «Всероссийского общества глухих» является страница в социальной сети «Мой мир»: пользователей, добавивших эту страницу «в друзья», около 21 500. Наименее популярным социальным медиа ВОГ является канал в мессенджере Telegram, количество подписчиков которого не превышает 100 человек. Наибольшая вовлеченность на пост наблюдается в сети Instagram.

Получив первичное представление о том, как функционируют официальные сообщества, предназначенные для глухих и слабослышащих людей, мы решили проанализировать и другие сообщества в социальных медиа, к которым обращаются люди с ограничениями слуха в России.

Неофициальные онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих10. В результате одного из опросов, являющихся частью исследования автора, удалось выявить, что наиболее часто глухие и слабослышащие люди в России обращаются к таким социальным сетям, как «ВКонтакте», Instagram, Facebook, «Одноклассники», а также мессенджерам WhatsApp, Viber и Telegram. Из этих социальных медиа мы выбрали те, что позволяют пользователям создавать сообщества и группы. К ним мы добавили социальную сеть «Мой мир», поскольку наблюдали там интерес, проявленный к аккаунту ВОГ. Таким образом, для анализа были выбраны следующие социальные медиа: «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и «Мой мир».

 

Таблица 3. Перечень рассматриваемых групп и количество их участников (на 15.02.2019)

Место в рейтинге в соответствии

с числом пользователей

ВКонтакте

(группы – по подписке; сообщества − членство)

Одноклассники

Facebook

 

Мой мир

(только группы)

1

Центр образования глухих и жестового языка

Группа

49 310

DEAF ГЛУХИХ TV (1)

21 718

Группа

Deaf World Love Sign Language V.I.P.

198 324

 

DEAF WORLD. МИР ГЛУХИХ и СЛАБОСЛЫШАЩИХ

22 800

Группа

2

ГРУППА ДЛЯ ГЛУХИХ (новости, комедии, и т.д.)

Группа

 44 059

 

DEAF ГЛУХИХ TV (2)

Группа

13 674

Deaf News And Story

143 823

Группа, закрытая

 

ВОГинфо.ру

Страница пользователя с возможностью подписки

21 460

 

 

3

Мир Глухих

29 012

Группа

Одноклассники

для глухих и слабослышащих

12 264

Страница

 DeafNation

138 175

Страница, открытая

 

Сообщество глухих и слабослышащих

Группа

3 563

4

Видеожесты (глухих)

25 340

Группа

СССР ГЛУХИХ

10 787

Группа

 

Deaf Pride

133 621

Страница, открытая

 

«Всероссийское общество глухих»

Группа (устар.)

2 816

 

5

DEAFSUB

Сообщество

23 779

 

$$ VIP КЛУБ ГЛУХИЕ $$

Группа

8 809

 

World Federation of the Deaf

 97 778

Страница, открытая

 

Deaf-club САРАТОВ. Глухие и слабослышащие

Группа

1 185

 

В таблицу 3 мы поместили по 5 наиболее популярных сообществ в каждой из рассматриваемых социальных сетей. Отметим, что в ТОП-20 попали два сообщества Всероссийского общества глухих, оба относятся к социальной сети «Мой мир»: одно из них, «ВОГинфо.ру», представляет собой страницу пользователя и является активным на данный момент; вероятно, до его создания популярным было второе, «Всероссийское общество глухих», неактивное но тем не менее довольно многочисленное.


Рисунок 1. «Домашняя» страница одного из рассматриваемых сообществ в сети Facebook

 

Данные, которые мы получили в результате анализа и сравнения применительно к каждому из 20 сообществ, представлены в таблицах 4−7.

 

Таблица 4. Группы и страницы для глухих в социальной сети Facebook

Группа

Тематика публикаций

Периодичность

Язык, на котором выкладывается контент

Вовлеченность

(на один пост)

Deaf World Love Sign Language V.I.P.

https://www.facebook.com/groups/DeafWorldLoveSignLanguageV.I.P/

 

рассказы, сценки

от 15 до 30 постов в сутки

жестовые языки мира

0,138

 Deaf News And Story

https://www.facebook.com/Deaf-News-Story-270792026442329/

пересказ и обсуждение новостей и историй из жизни (один рассказчик)

1 пост раз в 3−5 дней

жестовый язык, в основном английский

2,279

DeafNation

https://www.facebook.com/deafnation/

продвижение событий, связанных с выставкой-конференцией для глухих Deaf Nation Expo & Conference

один пост раз в 3−7 дней (в среднем)

в основном письменный английский, иногда видео на жестовом языке

0,589

Deaf Pride

https://www.facebook.com/420lifelegend1/

различные видео развлекательного характера

не обновлялась

с 2016 г.

жестовый, в основном американский

0,240

World Federation of the Deaf

https://www.facebook.com/Wfdeaf.org/

информирование о правах глухих, статусе жестовых языков, анонсы и трансляции международных мероприятий

от 1 до 5 постов в сутки

всегда два языка: и письменный, и жестовый (как правило, английский)

0,151

 

Сообщества в данной сети дают наилучшее представление о субкультуре глухих людей и ее влиянии на их онлайн-коммуникацию. Большая часть сообществ содержит посты с видео на жестовом языке, содержание таких видео может быть различным: пересказ и обсуждение новостей, рассказы из жизни, сценки-зарисовки и многое другое. Нам встретилось только одно сообщество, в котором весь контент представлен одновременно в виде текста и видео, – это аккаунт «Всемирной организации глухих». На сообщества в социальной сети Facebook приходится наиболее высокая вовлеченность.

 

Таблица 5. Группы и страницы для глухих в социальной сети «ВКонтакте»

Группа

Тематика публикаций

Периодичность

Язык, на котором выкладывается контент

Вовлеченность

(на один пост)

Центр образования глухих и жестового языка

https://vk.com/deafsign

 

анонсы офлайн- и онлайн-мероприятий (экскурсии, фильмы, спектакли, курсы), организаторы которых предоставляют перевод на жестовый язык; информирование о статусе жестового языка, правах и проблемах глухих и слабослышащих; публикация и продвижение видеокурсов для самостоятельного изучения жестового языка

от 1 до 3 постов в сутки

и жестовый, и письменный русский; на видео, как правило, субтитры

0,15

ГРУППА ДЛЯ ГЛУХИХ (новости, комедии, и т.д.)

https://vk.com/deafrussian

 

приглашения на мероприятия для глухих (за рамками рассматриваемого периода: поздравления, рассказы, «сценки», ответы на вопросы пользователей)

1 раз в 5−10 дней, нерегулярно

русский жестовый язык, иногда с субтитрами

0,04

Мир Глухих

https://vk.com/mir_gluxix

рассказы на жестовом языке, клипы с переложением известных песен на ЖЯ, объявления пользователей

1 раз в 3 дня, нерегулярно

в основном русский жестовый язык

0,02

Видеожесты (глухих)

https://vk.com/zhesty_video

 

нет публикаций за рассматриваемый период

не обновлялась с 5 августа 2018 г.

либо русский жестовый язык, либо письменный русский

невозможно определить

DEAFSUB

https://vk.com/deafsub

 

нет публикаций за рассматриваемый период

не обновлялась с 10 января 2019 г.

в основном русский жестовый язык

невозможно определить

 

В таблице 5 представлены данные по сообществам, которые пользуются наибольшей популярностью у пользователей «ВКонтакте». В число популярных не вошло ни одно сообщество, в котором информация была бы всегда представлена на двух языках. Отметим, что контент сообществ в данном случае является наиболее разнообразным по тематике. Вовлеченность в сообществах (в сравнении с другими соц. сетями) средняя.

 

Таблица 6. Группы и страницы для глухих в социальной сети «Мой мир»

Группа

Тематика публикаций

Периодичность

Язык, на котором выкладывается контент

Вовлеченность (на один пост)

DEAF WORLD. МИР ГЛУХИХ и СЛАБОСЛЫШАЩИХ

https://my.mail.ru/community/deafworld/?ref=srch

видеосюжет об экспедиции

1 пост за весь рассматриваемый период, нерегулярно

всегда на двух языках

0,013

ВОГ ВОГинфо.ру

https://my.mail.ru/mail/sait-voginfo/

информация о жизни ВОГ, культурных мероприятиях

2 поста за весь рассматриваемый период, нерегулярно

в основном письменный русский

0,005

Сообщество глухих

и слабослышащих

https://my.mail.ru/community/deafs/

отношения, привороты, порча, услуги, трудоустройство

группа не имеет ленты и постов, есть только обсуждения по категориям

письменный русский

невозможно определить

Всероссийское общество глухих (устар. группа)

https://my.mail.ru/community/voginfo/?ref=srch

нет публикаций за рассматриваемый период

не обновлялась

с 5 июня 2016 г.

письменный русский

невозможно определить

Deaf-club САРАТОВ. Глухие и слабослышащие

https://my.mail.ru/community/deaf-saratov/?ref=srch

новости, анонсы мероприятий

1 пост за весь рассматриваемый период

в основном письменный русский

0,253

 

«Мой мир» – еще одна сеть, в которой к числу наиболее популярных относится сообщество с контентом на двух языках, оно же является наиболее многочисленным. В данной сети в сравнении с остальными тремя наблюдается наименьшая периодичность публикации контента. Вовлеченность на пост, как и во «ВКонтакте», здесь невысокая.

 

Таблица 7. Группы и страницы для глухих в социальной сети «Одноклассники»

Группа

Тематика публикаций

Периодичность

Язык, на котором выкладывается контент

Вовлеченность

(на один пост)

DEAF ГЛУХИХ TV (1)

https://www.ok.ru/deaftvworld

 

только частные публикации: рассказы (видео), объявления

от 1 до 5 постов в сутки, нерегулярно

в основном русский жестовый язык

0,037

DEAF ГЛУХИХ TV» (2)

https://www.ok.ru/deafgluxixtv

 

опрос от имени сообщества

1 пост за весь рассматриваемый период

В основном жестовые языки (не только русский жестовый язык)

0,09

Одноклассники для глухих и слабослышащих

https://www.ok.ru/group51971142648016

 

публикации только от имени сообщества: рассказы, сценки, картинки, стихи

от 1 до 5 постов в сутки, нерегулярно

и жестовый, и письменный русский

0,0008

СССР ГЛУХИХ

https://ok.ru/ussrdeaf

видео «Самодельный телескоп» (инструкция)

1 пост за весь рассматриваемый период

В основном русский жестовый язык

0,037

$$ VIP КЛУБ ГЛУХИЕ $$

https://ok.ru/group/51625305440483

только частные публикации: рассказы (видео), объявления, сценки

от 1 до 3 постов в сутки, нерегулярно

В основном русский жестовый язык

0,034

 

Контент данной социальной сети является наименее официальным, бόльшая часть его выполняет развлекательную функцию. Наиболее часто для передачи информации используется русский жестовый язык. Средняя вовлеченность на пост в данной сети невысокая.

 


Рисунок 2. Пост-рассказ («ВКонтакте»)

 


Рисунок 3. Пост-видеосюжет об экспедиции («Мой мир»)

 

Выводы и дискуссия

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Наибольшее количество пользователей в большинстве случаев сосредоточено не в сообществах официальных организаций, представляющих глухих, а в других группах.

Типы онлайн-сообществ могут быть различными, перечень типов определяется функционалом конкретной социальной сети (это может быть, например, публичная страница, открытая или закрытая группа, сообщество). Кроме того создатель и/или администратор сообщества может выбрать из этого перечня тот формат, который наиболее удобен для него и для его аудитории (например, аккаунт ВОГ в социальной сети «Мой мир» представляет собой страницу пользователя, поскольку он более удобен).

Даже если сообщество администрируется (контроль над публикациями осуществляет администратор), в большинстве случаев в нем все равно можно встретить посты, предлагаемые рядовыми пользователями. Многие сообщества, в особенности в социальной сети Facebook, имеют внутреннюю политику (правила, предлагаемые администратором, которые пользователи должны соблюдать), зачастую согласие с правилами является одним из условий вступления в закрытую группу.

Основными функциональными особенностями рассмотренных сообществ являются информирование, включающее обсуждение новостей, общение и развлечение. Контент, который можно встретить в сообществах, может быть как официальным (аккаунты ВОГ, «Центра жестового языка и образования глухих», «Всемирной федерации глухих»), так и развлекательным. Во втором случае публикации, как правило, представляют собой рассказы, объявления, обсуждение различных ситуаций, сценки на жестовом языке в формате видео. Этот тип публикаций можно назвать уникальным, поскольку он не имеет аналогов среди постов, которые могут встретиться в сообществах для слышащих.

Из способов передачи информации преобладает жестовый язык. В случае с социальной сетью Facebook это разные жестовые языки (американский, английский и другие), во всех остальных сетях − «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники» − преобладает русский жестовый язык. Иногда видео сопровождается субтитрами, иногда информация представлена исключительно на письменном русском языке.

На двух языках – русском жестовом языке и русском письменном – на постоянной основе функционируют только 2 из 20 рассмотренных сообществ (страница «Всемирной федерация глухих» в Facebook и сообщество блогера-активиста Виктора Муратова Deaf World в «Моем мире»). Мы связываем это с принципиальной позицией администраторов: необходимо стремиться к интеграции и делать все для того, чтобы контент был доступен и глухим, и слышащим. Вовлеченность в данных сообществах, однако, нельзя назвать высокой.

Наиболее высокие показатели по средней вовлеченности имеют сообщества в социальной сети Facebook. Вероятно, это связано с тем, что: а) данная сеть предоставляет глухим возможность узнать о том, как живут глухие в других странах, делиться с ними историями из своей жизни; б) некоторые из алгоритмов данной сети позволяют увеличивать просматриваемость видео и частотность выдачи его в ленте новостей: сеть «следит» за тем, чтобы при каждом входе пользователю был предложен новый, набирающий просмотры пост.

Наибольшая вовлеченность встречается в сообществе Deaf News and Story (Facebook), где один пользователь, резидент Великобритании, выкладывает видео на английском жестовом языке, которые содержат пересказ новостей, объяснения явлений, рассказы из жизни. Вероятно, такой интерес вызван потребностью глухих людей получать важную информацию на доступном и комфортном для них языке. Более низкую вовлеченность в остальных сообществах можно объяснить тем, что слишком большое количество постов (или их отсутствие) не дает алгоритмам возможности помещать в ленту пользователя хотя бы по одному видео в день.

Итак, мы изучили основные подходы к исследованию онлайн-сообществ, рассмотрели с теоретической точки зрения вопрос о том, какую специфику имеет процесс использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми. Нами был исследован опыт управления онлайн-сообществами для людей с нарушениями слуха на примере администрирования аккаунтов в социальном медиа «Всероссийского общества глухих». Рассмотрев тематику, тип и язык, частоту размещения контента, а также среднюю вовлеченность, мы пришли к следующим выводам.

  1. Тип и формат онлайн-сообщества для глухих определяется прежде всего возможностями отдельно взятой социальной сети, а также выбором администратора.
  2. Многие сообщества для глухих, в особенности сообщества в социальной сети Facebook, имеют свою внутреннюю политику (свод правил корректного поведения).
  3. Контент сообщества может быть различным − как официальным, так и развлекательным. Необычным и довольно частотным типом публикаций является рассказ рядового пользователя (может представлять собой пересказ новости, рассказ о событии из жизни, объяснение какого-либо явления, объявление, сценку)
  4. Только 2 из 20 рассматриваемых сообществ при публикации сообщений всегда используют два языка – жестовый и письменный (субтитры или текст к видео), одно из двух сообществ («Всемирная федерация глухих») является официальным. В большинстве случаев для публикаций используется русский жестовый язык или другие жестовые языки. Таким образом, не все сообщества подойдут тем, кто не владеет русским или иным жестовым языком. Несмотря на то что с технической точки зрения в рассматриваемых социальных медиа есть условия для выражения своей позиции и обмена мнениями, наличие другого языка и отдельные особенности коммуникации могут затруднять приобщение к публичному диалогу.
  5. Наибольшая вовлеченность наблюдается в социальной сети Facebook. Автор связывает это с возможностью приобщения к культуре и быту глухих из других стран, а также с работой отдельных алгоритмов, увеличивающих просматриваемость видео и частотность их появления в ленте, которые имеет данная социальная сеть.

Мы предприняли попытку провести анализ онлайн-сообществ для глухих и слабослышащих людей в социальных медиа, которые используются отечественными пользователями. Выбранная нами методика и полученные результаты могут послужить опорой для дальнейших исследований, направленных на изучение коммуникации глухих и слабослышащих людей.

 



Примечания

  1. «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) – общероссийская общественная организация инвалидов, целью которой является выражение и защита прав и законных интересов граждан РФ с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в общество; форма участия − членство.
  2. Автор статьи выражает благодарность за оказанную помощь Всероссийскому обществу глухих и лично Максиму Ларионову, Дмитрию Алексеевских и Геннадию Тихенко
  3. По данным предварительного опроса, являющимся отдельным исследованием автора
  4. World Health Organization: Deafness and hearing loss. Режим доступа: http://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss
  5. ВОГ: Как это было на самом деле. Режим доступа: https://www.voginfo.ru/component/k2/item/274-kak_eto_bylo_na_samom_dele.html
  6. В данном случае «разборчивость» включает в себя такие характеристики, как скорость и четкость передачи видеоизображения: именно они оказывают влияние на распознавание высказываний на жестовом языке.
  7. TrackMaven: Engagement Rate. Режим доступа: https://trackmaven.com/marketing-dictionary/engagement-rate/
  8. Интервью автора с ведущим специалистом отдела печати и информации ВОГ Г. Тихенко. 2019. Февраль.
  9. Там же.
  10. В число рассматриваемых аккаунтов вошли несколько официальных («Всемирная федерации глухих» в сети Facebook и «Центр образования глухих и жестового языка» в сети «ВКонтакте»), поскольку они входят в число пяти наиболее популярных сообществ в рассматриваемых нами социальных медиа.

 

Библиография

Гладкова, А.А., Гарифуллин В.З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 4. С. 41−72.
DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172

Фролова Т.И. Практика гражданских коммуникаций в цифровой среде // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 2. С. 29−47.

Шамсутдинова Ю.Ф. Проблемы использования социальных медиа людьми с ограниченными возможностями зрения // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 68−78.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.6878

 

Barak A., Sadovski Y. (2008) Internet Use and Personal Empowerment of Hearing-Impaired Adolescents. Computers in Human Behavior 24: 1802–1815.
DOI: 10.1016/j.chb.2008.02.007

Bitman N., John N.A. (2019) Deaf and Hard of Hearing Smartphone Users: Intersectionality and the Penetration of Ableist Communication Norms. Journal of Computer-Mediated Communication 24 (2): 56−72.
DOI: 10.1093/jcmc/zmy024

Cavender A., Vanam R., Barney D.K. Ladner R.E. et al. (2008) MobileASL: Intelligibility of Sign Language Video over Mobile Phones. Disability and Rehabilitation: Assistive Technology 3 (1–2): 93–105.
DOI: 10.1080/17483100701343475

Morris J., Mueller J., Jones M. (2014) Use of Social Media During Public Emergencies by People with Disabilities. Western Journal of Emergency Medicine 15 (5): 567−574. DOI: 10.5811/westjem.2014.4.21274

Power M.R., Power D. (2004) Everyone Here Speaks TXT: Deaf People Using SMS in Australia and the Rest of the World. Journal of Deaf Studies and Deaf Education 9 (3): 333–343
DOI:
10.1093/deafed/enh042