Languages

You are here

Медийная репрезентация интересов субъектов хосписного движения России

 

Ссылка для цитирования: Сивякова Е.В., Шамне А.Я. Медийная репрезентация интересов субъектов хосписного движения России // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2546
DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.5

 

© Сивякова Екатерина Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), e.sivyakova@gmail.com

© Шамне Александра Яковлевна
специалист по связям с общественностью агентства Ketchum Moscow (г. Москва, Россия), sasha.shamne@gmail.com

 

Аннотация

В статье на основании данных, полученных в ходе контент-анализа, изучается роль СМИ как платформы артикуляции интересов социальных групп в контексте заметного повышения качества публичной дискуссии по проблематике паллиативной помощи в России. Результаты исследования доказывают, что за двадцатилетний период − с 1997 по 2017 гг. – медийная представленность интересов хосписного движения стала носить не ситуативный, а константный характер.

Ключевые слова: хосписное движение, паллиативная помощь, медийная репрезентация, публичная дискуссия, публичная политика, артикуляция интересов.

 

Повышение качества жизни граждан является основной целью российской публичной политики в социальной сфере, достижение которой возможно при равноправной артикуляции всех заинтересованных сторон в публичной сфере. «В основе публичной политики в этой области (социальной) должны лежать не абстрактные догмы, утопические идеи или ностальгические переживания, а реальные потребности и тенденции развития современного общества, вступающего в постиндустриальную эпоху, с учетом опыта и традиций страны», − уверены эксперты коллективной монографии «Социальное неравенство и публичная политика» (Медведев (ред.), 2007: 15). Понимая общество как совокупность больших и малых групп, члены которых соединены друг с другом общими интересами, целями и взаимодействием, можно выделить основной критерий качества публичной коммуникации, в которой они участвуют. Это объем и глубина медийной репрезентации групповых интересов, эффективность которой можно определить через наблюдаемые последствия развивающегося диалога, а также наличие механизма двустороннего информационного обмена между властью и обществом. В случае если интересы социальных групп не представлены или недостаточно представлены в медийном пространстве, возникает недавно описанный социологом Борисом Гладаревым (2015) эффект «публичной немоты». Через эту метафору Гладарев описывает распространенное, по его мнению, в российском обществе «неумение» публично и рационально обсуждать социально значимые вопросы. В российском обществе, пишет исследователь, существуют коммуникативные барьеры, которые мешают достичь гражданского взаимопонимания и солидарности (Гладарев, 2015: 278). Пример развития качественной публичной коммуникации по социально значимой проблематике дает хосписное движение России.

 

Проблематика паллиативной помощи в массовом дискурсе

Инициаторами решения проблем в сфере паллиативной помощи в России были врачи на местах, которые стремились облегчить состояние тяжелобольных пациентов. После того, как представители власти обратили внимание на проблему низкого качества оказания паллиативной помощи, к обсуждению данного вопроса подключились средства массовой информации. До этого объем внимания медиа к теме хосписов был крайне низким и имел ситуативный характер. Более того, в российском обществе достаточно сильны определенные стереотипы, связанные со словом «хоспис»: чаще всего под этим термином понимается место, куда приходят умирать. Тем не менее сотрудники российских корпусов полагают, что на данный момент в России уже сформировались аудиторные группы, которые понимают, что такое хосписы, и интересуется проблемой. Важную роль в освещении и популяризации философии хосписов играют средства массовой информации. Проанализировать динамику развития публичной дискуссии о проблематике хосписов в России и оценить качество информационного участия его основных субъектов − значимая исследовательская задача.

Исторический опыт создания зарубежных и российских хосписов уже в достаточной степени описан отечественными исследователями (см., напр.: Иванюшкин, 1994; Миллионщикова, Полишкис, Кадетова, Федермессер и др., 2011; Чепурных, Савиных, 2010). Современное состояние хосписов анализируется в работах Е.С. Веденской (2013), Я.В. Власова, Е.В. Синеок, Н.П. Дронова(2015), А.А. Костригина, Т.М. Хусяинова (2014), А.Ф. Краснова ((ред.), 1998), К.Ф. Лях (2006), В.В. Маслякова, Н.Н. Портенко, В.А. Левиной, И.В. Зепп (2016). Тем не менее дискурс хосписного движения еще фактически не изучен российскими исследователями медиапроцессов, несмотря на то, что проблематика паллиативной медицины постепенно становится все более значимым фактором формирования информационной картины дня, связанной с освещением социальной тематики и в целом качества жизни российских граждан.

Несмотря на то что проблематика хосписов присутствует в повестке государства и медиа, специалисты в сфере паллиативной помощи отмечают, что необходимо проведение масштабной коммуникационной кампании, которая бы способствовала привлечению внимания общества к проблемам хосписного движения. Ключевыми темами, которые должны оказаться в центре внимания СМИ, являются, по их мнению, организация объединенной общероссийской системы паллиативной помощи, доступность качественной паллиативной медицины не только для взрослых, но и для детей – особенно в регионах, улучшение качества работы сотрудников корпусов и общего качества оказываемой помощи.

Серьезной проблемой остается недостаточная информированность пациентов о своих правах и о тех законодательных изменениях, которые напрямую влияют на качество их жизни, причем открытым остается и вопрос, легко ли пациентам добиться реализации своих прав на практике, полагает старший преподаватель Военного университета Министерства обороны России Ольга Миронова. «Пресса, по сравнению с другими СМИ, занимает наиболее активную и ответственную позицию относительно стоящих на повестке социальных проблем, к которым относится, в том числе, оказание паллиативной помощи» (Фролова (ред.), 2018: 93).

 

Медийная предъявленность интересов субъектов хосписного движения: путь длиною в 20 лет

Для выявления специфики медийной предъявленности темы хосписов методом количественного контент-анализа был изучен массив публикаций российских средств массовой информации о хосписном движении в десятилетней перспективе – в 1997 и 2017 гг. В исследовании рассмотрены интересы субъектов хосписного движения, которыми являются представители благотворительных фондов, сотрудники хосписов, экспертное сообщество и пациенты. Своими действиями и высказываниями они не только способствовали росту интереса к обсуждению темы хосписов, но и добились системных преобразований в сфере паллиативной помощи.

Выборку исследования составили материалы федеральных и региональных СМИ в двух временных отрезках – с 11 сентября по 2 октября 1997 г. и с 22 февраля по 15 марта 2017 г. Выбор именно этих временных отрезков объясняется тем, что в это время произошли очень важные события в сфере хосписного движения России. Так, 18 сентября 1997 г. был открыт стационар Первого московского хосписа имени В.В. Миллионщиковой, в котором начали формироваться новые стандарты оказания паллиативной помощи в России. Во второй волне исследования были проанализированы материалы, посвященные объединению московских хосписов и Центра паллиативной медицины в одну структуру – это произошло 1 марта 2017 г., а также распоряжению вице-премьера России Ольги Голодец о создании государственного регистра пациентов, которые нуждаются в наркотических анальгетиках и паллиативной помощи и разработке модуля по диагностированию болевого синдрома и алгоритмы выбора и назначения обезболивающей терапии1. Релевантными оказались 102 текста федеральных и региональных изданий (84 печатных и электронных, 6 телевизионных, 1 радио и 11 печатных материалов на сайте телекомпаний). Отметим, что в рамках исследования анализировались материалы массового дискурса – специализированные издания не были включены в эмпирическую базу.

Одним из главных результатов исследования стала фиксация следующего факта: в половине материалов 1997 г. журналисты объясняют значение слова «хоспис», потому что оно было недостаточно употребительным, тогда как в 2017 г. всего лишь в трех региональных публикациях было дано пояснение этого слова. Также необходимо отметить, что в статье регионального издания «Кузнецкий рабочий», в которой говорилось об уходе за больными с гипертонией, слово «хоспис» употребляется в неправильном значении: журналист использует его, чтобы рассказать о медицинском учреждении по уходу за пожилыми людьми, которые «могут вылечиться». Проведенный анализ показал, что за 20 лет аудитория СМИ начала понимать, что означает слово «хоспис», безусловно, значительную роль в просвещении общественного сознания сыграли СМИ.

Во временных отрезках 1997 и 2017 гг. издания регионального значения (62%) писали о теме хосписов больше, чем федеральные СМИ (38%). Примечательно, что в большинстве случаев региональная пресса рассматривает событие в сфере паллиативной помощи на уровне области или города, тогда как федеральные СМИ выводят его на масштаб страны. Так, например, журналист электронного издания «Такие дела», рассказав об онкобольном, который выбросился с балкона из-за отсутствия обезболивающих, обратил внимание читателя на упущения в законодательной системе России2. Он привел данные о количестве россиян, нуждающихся в обезболивающих, а также вспомнил случаи, которые произошли с другими тяжелобольными пациентами. Об этой новости написала и региональная газета Ивановской области «Слово правды»3. В материале был зафиксирован факт случившегося без дополнительного анализа. Журналист не связал произошедшее ни с законодательством, ни с некомпетентностью врачей, которые не смогли помочь пациенту. Так, федеральное издание вывело новость о самоубийстве онкобольного на масштаб страны, а региональное разбирало ее на уровне города.

Общие выводы по данной категории контент-анализа таковы: как в 1997 г. (63%), так и в 2017 г. (44%) масштаб рассмотрения проблемы в основном проходил на уровне страны. Материалы, рассмотренные на уровне области, в 1997 г. составили 25% от общего числа публикаций, а в 2017 г. – 37%. На уровне мирового масштаба (12% − 1997 г.; 3% − 2017 г.) и города (16% − 2017 г.) было разобрано незначительное количество текстов.

 

Таблица 1. Масштаб рассмотрения проблемы

Масштаб рассмотрения проблемы

1997 (абс.)

2017 (абс.)

1997 (%)

2017 (%)

Мир

1

3

12

3

Страна

5

41

63

44

Регион/область

2

35

25

37

Город

15

16

Источник: данные контент-аналитического исследования, проведенного в 2018 г. Руководитель: Е.В. Сивякова, исполнитель: А.Я. Шамне.

 

Несмотря на то что в 1997 г. проблем с доступностью обезболивания и законодательством в сфере паллиативной помощи было значительно больше, журналисты писали об этом немного (доступность обезболивания – 8%, законодательство – 8%). Самой обсуждаемой темой публикаций того времени стала инфраструктура хосписов в России (42%), это можно объяснить нехваткой стационаров и выездных служб в 1997 г. Низкая доступность паллиативной помощи наблюдается и в 2017 г., и особенно, подчеркивают специалисты4, это касается острой нехватки детских хосписов. Тем не менее проблеме недостаточного количества стационаров и выездных служб было уделено внимание всего в 9% материалов 2017 г.

 

Таблица 2. Проблематика публикаций

Проблематика публикаций

1997 (абс.)

2017 (абс.)

1997 (%)

2017 (%)

Законодательство

1

27

8

21

Инфраструктура хосписов в России

5

12

42

9

Философия хосписа, качество жизни

3

24

25

18

Доступность лекарств, обезболивание

1

28

8

21

Фандрайзинг

15

11

Другое

2

27

17

20

Источник: данные контент-аналитического исследования, проведенного в 2018 г. Руководитель: Е.В. Сивякова, исполнитель: А.Я. Шамне.

 

В 2017 г. фонд помощи хосписам «Вера» запустил благотворительную акцию «Жизнь на всю оставшуюся жизнь», название которой превратилось в слоган, иллюстрирующий философию всех хосписов современного типа. Тема философии и высокого качества жизни пациентов стала важной как для публикаций 1997 г. (25%), так и для материалов 2017 г. (18%). Если 20 лет назад эти идеи были чем-то новым, то в 2017 г. нормы и стандарты оказания паллиативной помощи стали известны большей части аудитории. Также стоит отметить фандрайзинг, или сбор благотворительных пожертвований (11%), – довольно популярную проблематику публикаций, которая появилась в обсуждении СМИ не так давно. В 1997 г. не было ни одного материала, в котором бы упоминалась эта тема, тогда как в 2017 г. журналисты активно рассказывают аудитории, зачем нужны благотворительные взносы и кому они могут помочь. В своих материалах журналисты обращали внимание и на другие проблемы, которым не были выделены отдельные подкатегории, а именно: недостаточное финансирование, некомпетентность врачей, закрытый доступ в реанимацию для родственников пациента и т.д. Эти и другие темы были отнесены в подкатегорию «другое» (1997 г. – 17%, 2017 г. – 20%).

В 1997 г. преобладающей формой авторской речи стал монолог (35%) с небольшим отрывом от монологического текста с использованием суждений других людей (33%). В 2017 г. эти формы поменялись местами, так как журналисты начали активнее использовать комментарии спикеров в своих материалах (53%). При этом важным наблюдением стало то, что в 1997 г. журналисты не использовали в своих текстах комментарии экспертов. В основном спикерами являлись представители хосписов (45%) и чиновники (44%), что не удивительно, поскольку главной проблематикой текстов в то время была инфраструктура хосписов в России. Представляется, что для данной проблематики самыми востребованными спикерами будут люди, которые работают в хосписах, и чиновники, имеющие отношение к данной сфере.

 

Таблица 3. Герои и спикеры публикаций

Герои / спикеры публикаций

1997 (абс.)

2017 (абс.)

1997 (%)

2017 (%)

Представитель хосписа

4

44

45

31

Эксперт

8

5

Чиновник

4

24

44

17

Пациенты и их родственники

1

35

11

24

Другой

33

23

Источник: данные контент-аналитического исследования, проведенного в 2018 г. Руководитель: Е.В. Сивякова, исполнитель: А.Я. Шамне.

 

В 2017 г. так же, как и в 1997 г., самым востребованным комментарием стали слова представителей хосписов (31%). Пациенты и их родственники (24%), а также чиновники (44%) часто либо цитируются в СМИ, либо становятся героями публикаций. В материалах, посвященных созданию государственного регистра пациентов, которые нуждаются в паллиативной помощи и/или обезболивающих, присутствуют комментарии экспертов (научных исследователей онкологических центров). Для некоторых спикеров в шкале исследования не было выделено отдельных подкатегорий: помимо приведенных в диаграмме спикеров, в текстах встречались комментарии представителей бизнеса, которые занимаются благотворительностью, а также общественных деятелей и звезд, посещающих различные благотворительные акции (31%).

 

Выводы

Представленность проблематики паллиативной помощи в публичном пространстве в последние годы возросла, причем роль медиа в этом процессе трудно переоценить. Проведенное исследование показывает, что медийная представленность интересов хосписного движения стала носить не ситуативный, а константный характер. Безусловно, это наблюдение является благоприятной тенденцией развития социальной политики России. Ее главным результатом должно стать равномерное распределение интересов всех малых социальных групп в публичном пространстве. В целом представляется возможным сделать вывод о том, что публичное обсуждение в данном случае привело к ряду институциональных изменений: хосписное движение России продемонстрировало, что локальные практики профессионального сообщества могут привести к системным переменам, в чем помочь могут СМИ.

В 2018 г. широкое обсуждение в прессе получил законопроект о введении ограничений на ввоз продуктов, лекарств и любых других товаров из США. Принятие данной инициативы могло в значительной степени повлиять на качество жизни пациентов хосписов: на фармацевтическом рынке нет качественных российских аналогов многих лекарств. Представители хосписов и других медицинских организаций обращались к правительству с просьбами пересмотреть пункт законопроекта, который касался запрета на ввоз лекарств. Средства массовой информации стали главной площадкой, на которой происходило обсуждение между сторонами конфликта интересов. Кроме того именно журналисты способствовали тому, чтобы общественный деятель Нюта Федермессер объяснила депутатам Государственной Думы возможные последствия запрета на ввоз лекарств. В мае 2018 г. на втором чтении законопроекта председатель Государственной Думы Вячеслав Володин сказал, что Россия не будет ограничивать поставки лекарств, которые не имеют аналогов в стране5.

Данные проведенного исследования также свидетельствуют о том, что 20 лет назад пациенты не могли считаться полноправными участниками публичной коммуникации и не имели большого спектра возможностей для широкой репрезентации своих интересов. Практически двукратный рост представленности их комментариев в медиа – показатель качественного сдвига в реализации партисипаторной функции СМИ в контексте анализируемой проблематики.

 



Примечания

  1. Мишина В. Врачи в России боятся выписывать обезболивающие // Коммерсантъ. 2017. Март, 3. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc:/3230832
  2. В Иванове онкобольной пенсионер выбросился с балкона из-за отсутствия обезболивающих // Такие дела. 2017. Февр., 25. Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2017/02/25/obezbolivayshego-net/
  3. В Иванове покончил с собой онкобольной // Слово правды. 2017. Март, 1.
  4. Источник – материалы экспертного интервью, проведенного А.Я. Шамне с директором и заместителем директора благотворительного фонда «Детский паллиатив» Кариной Вартановой (02.04.2018) и Натальей Савва (28.04.2018).
  5. Володин: ограничения на импорт лекарств в РФ будут вводиться только при наличии аналогов // ТАСС. 2018. Апр., 17. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5135436

 

Библиография

Введенская Е.С. Организационно-правовые органы развития паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 5. С. 9−13.

Власов Я.В., Синеок Е.В., Дронов Н.П. Анализ основных проблем доступности оказания паллиативной медицинской помощи онкобольным // Вестн. Росздравнадзора. 2015. № 4. С. 24−32.

Гладарев Б. «Публичная немота» в современной России // Россия 2015: ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво / под рук. А. Дюбьена. М.: Франко-российская торгово-промышленная палата. 2015, С. 278−292.

Журналистика для здоровья нации. Человеческий потенциал в российском медиадискурсе / под ред. Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Иванюшкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписа // Человек. 1994. № 5. С. 105−108.

Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Психологическое сопровождение неизлечимо больных в хосписе как социально-гуманитарная практика современности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/04/6395

Лях К.Ф. Хоспис: социальный институт постиндустриального общества // Вестн. МГТУ. 2006. Т. 9. № 4. С. 562−568.

Масляков В.В., Портенко Н.Н., Левина В.А., Зепп И.В. Правовые аспекты оказания паллиативной помощи в России // Отрасли права. Аналитический портал. 2016. Июль, 6. Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/18709

Миллионщикова В.В., Полишкис С.А., Кадетова Е., Федермессер Н.К. и др.Хосписы. М.: Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2011.

Социальное неравенство и публичная политика / отв. ред. В.А. Медведев.М.: Культурная Революция, 2007.

Становление и определение паллиативной медицины, ее роль и значение в здравоохранении // Сестринское дело: учеб. пособие: в 2 т. / под ред. А.Ф. Краснова. М.: ГП «Перспектива», 1998. Т. 2. С. 412−426.

Чепурных А.Я., Савиных Е.А. История развития хосписов // Вятский медицинский вестник. 2010. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-razvitiya-hospisov