Languages

You are here

Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования

 

Ссылка для цитирования: Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2529
DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.9

 

© Кульчицкая Диана Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), diana.kulchitskaya@gmail.com

© Вартанов Сергей Александрович
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры эконометрики и математических методов экономики Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), sergvart@gmail.com

© Дунас Денис Владимирович
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dunas.denis@smi.msu.ru

© Салихова Елена Александровна
преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), ekostyuk19@gmail.com

© Толоконникова Анна Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), a.tolokonnikova@mail.ru

 

Аннотация

В последние годы структура медиапотребления претерпела колоссальные изменения под влиянием процессов цифровизации и конвергенции. Сегодня в центре взаимодействия с медиа находится устройство, с помощью которого мы получаем доступ к контенту, а не только сам контент. Наметившиеся сдвиги в практике взаимодействия аудитории с медиа ставят особые задачи перед исследователями и требуют новых методов изучения использования медиа. В данной статье представлен критический анализ существующих научных работ, посвященных теме медиапотребления. На основе теоретического анализа научных статей авторы пытаются определить основные методы, используемые при проведении исследований в этой области1.

Ключевые слова: медиапотребление, кроссмедийность, методологические подходы, медиатизация социальных практик, молодежная аудитория.

 

Введение

Цифровые медиакоммуникации вполне успешно являются заменителем традиционных СМИ. Они осуществляют информационную, мобилизационную, партисипационную, интеграционную и даже рекреационную функцию (Вартанова, 2008 (а)). Вся медиатория построена на формулировании перечисленных функций как важнейших. «Новое же, реально инновационное, что приносит Интернет, – это усиленная коммуникационная функция – то, что отсутствовало в старых медиа», – отмечает Е.Л. Вартанова (2008 (а): 39).

Появление цифровых технологий коренным образом изменило ожидания аудитории от процесса медиапотребления и то, каким образом аудитория потребляет различные виды контента. Сегодня, говоря о медиапотреблении, исследователи все чаще обращают внимание на используемые платформы и устройства, а не на сам контент и СМИ, которые создают этот контент. Такое изменение может рассматриваться как следствие того, что современные ПК, ноутбуки и мобильные телефоны часто позволяют удовлетворять различные типы потребностей. Мы можем использовать наш ноутбук как для развлечения (просмотр фильм, компьютерные игры и т.д.), так и для работы. Электронные устройства становятся универсальным порталом доступа к разным видам контента (Hasebrink, Hepp, 2017; Sooryamoorthy, 2014). В результате аудитория получает развлечения, новостную информацию и потребляет образовательный контент с телефоном или планшетом в руках.

Практики взаимодействия с медиа сильно меняются и становятся кроссмедийными. Многие ученые отмечают, что современная аудитория одновременно имеет доступ к различным медиа и различным платформам (телевидение, радио, газеты в онлайн-среде, мобильные приложения и сайты разных СМИ). Поэтому на современном этапе развития медиа важно уделять больше внимания общему опыту работы с контентом, а не разграничивать использование отдельных платформ (Hasebring, Hepp, 2017). Исследователи отмечают такое явление современной медиасреды, как глубокая медиатизация. Этот термин был введен С. Ливингстоун (2009) для обозначения распространения влияния медиатехнологий сразу на многие социальные сферы: политику, искусство, науку, образование и т.д.

Принимая во внимание сложный и неоднородный характер современной коммуникации, исследователи признают, что необходимы новые методы и концептуальные рамки для осмысления медиапотребления и описания опыта пользователей в цифровой среде. Традиционные методы эмпирических исследований не всегда могут быть адекватными в новых условиях экстенсивного развития цифровых медиа. На современном этапе ведется поиск новых методов и подходов, которые бы отражали особенности современной коммуникации и принцип мультиплатформенности. Таким образом, основной целью данной статьи является определение ключевых методов исследования, используемых при изучении медиапотребления на современном этапе, а также выявление базовых проблем, с которыми сталкиваются исследователи при изучении потребления медиа в цифровую эпоху. С этой целью мы провели теоретический анализ статей, опубликованных в ведущих англоязычных и российских научных журналах. Основное внимание было уделено теоретическим рамкам, использованным в этих работах, а также эмпирическим методам. Наконец, мы попытались дать критический обзор научной дискуссии о медиапотреблении и рассмотреть исследования по использованию медиа молодежью.

Отбор статей проводился на основе ключевых слов – таких, как «использование СМИ», «медиапотребление». Англоязычные статьи мы искали, используя термины media consumption и media use. Стоит отметить, что анализ медиапотребления проводится и медиаизмерителями (TNS, Mediascope, Yandex и др.). Однако в рамках настоящей статьи мы решили не затрагивать их деятельность, а сосредоточиться на тех исследованиях, которые осуществляются в рамках академической среды, то есть проводятся сотрудниками университетов и исследовательских центров.

 

Цифровизация и аспекты изучения медиапотребления

Как отмечают многие исследователи, цифровые медиа внесли свой вклад в создание сложной медиасреды, где все виды контента (новости телевидения, радиопередачи, газетные статьи) доступны в Интернете. Цифровизация и конвергенция – это процессы, которые привели к этим важным изменениям в мире медиа. Вот почему так важен кроссмедийный подход в данной области. Современный кроссмедийный характер потребления средств массовой информации проявляется в различных формах. Хотя некоторые ученые утверждают, что аудитория изначально по своей природе является «кроссмедийной», на сегодняшний день опыт общения с медиа стал еще более смешанным и разнообразным (Schrøder, 2015). По словам Дж. Бьюра (2013: 15), «новые модели использования медиа гораздо более "неразрывные" и расплывчатые, гибридные и сложные, чем раньше». Кроме того, связь между тем, где потребляется контент, и самим процессом потребления цифровых технологий стала еще более очевидной (Schørder, 2015). Сегодня важно не только то, какой контент мы потребляем, но и то, где и при каких обстоятельствах мы это делаем.

Бьюр в своих последних работах разработал авторскую концепцию в попытке описать новый кроссмедийный опыт современной аудитории. Он выделяет три специфические точки зрения, с которых можно рассмотреть практику работы с различными СМИ. С одной стороны, можно анализировать, как СМИ пытаются выработать отличия друг от друга и сосредоточиться на удовлетворении различных потребностей для того, чтобы занять определенную нишу (функциональная дифференциация). С другой стороны, можно изучать персональное медийное «меню» любого представителя аудитории (медиаформаты и жанры, специфические медиасредства, которые тот или иной человек потребляет, чтобы удовлетворить свои потребности). С третьей стороны, мы можем изучить то, как медиа вписываются и продолжают тот или иной социо-культурный контекст. В данном случае подразумевается, как место и ситуация, в которой человек потребляет тот или иной контент, влияют на особенности медиапотребления (Bjur, Schrøder, Hasebrink, Courtois at al., 2013). Кроме того все чаще встречаются исследования, которые сосредоточены на теории «медийной ниши», то есть особого места, которое занимает та или иная медийная площадка в процессе медиапотребления человека (Feaster (2009)).

В трудах зарубежных ученых в последние несколько лет все чаще встречается такое понятие, как «трансмедийная среда». Термин был введен впервые Г. Дженкинсом (2003), который писал о существовании transmedia storytelling − «трансмедийного повествования». Под этим понятием понимают повествование, которое осуществляется на разных платформах с использованием современных цифровых средств. Примером такого феномена может быть выпуск кино с определенным героем, а затем создание компьютерной игры, связанной сюжетно с кинофильмом.

Трансмедийное повествование теперь существует не только в сфере индустрии развлечения, но и в журналистике. Многие исследователи обращают внимание на то, что новостное потребление теперь происходит в трансмедийной среде, в которой мы можем наблюдать «циркуляцию медийного контента между разными платформами, где социальные агенты все более глубоко задействованы в производстве информационных потоков» (Jansson, Lindell, 2015).

 

Молодежь и использование медиа в цифровую эпоху

Еще одной интересной тенденцией в исследованиях медиапотребления является широкий интерес к молодежи как части аудитории. Можно предположить, что этот интерес следует объяснять тем, что молодые люди очень быстро осваивают технологические новшества и перенимают новые медийные практики, за которыми в дальнейшем следуют другие сегменты аудитории.

Современные цифровые медиа позволяют начать потреблять медиаконтент с самого раннего возраста. Согласно исследованию, проведенному в Швеции, в возрасте 3-х лет малышей уже привлекают к различным видам деятельности, связанным со СМИ (Enghel, Wilkins (eds.), 2012). Снижается входной барьер для доступа к медиасреде, что позволяет детям уже в раннем возрасте знакомиться с цифровыми технологиями и контентом. Сейчас исследователи обращаются к новым аудиториям, которые ранее оставались без внимания. Например, все более популярным становится исследование использования медиа детьми младшего возраста (Vandewater, Bickham, Lee, Cummings et al., 2005; Anderson, Hanson, 2009; Krcmar, Cingel, 2017; Souza , Cabello (eds.), 2010).

Молодежь часто изучается как пользователь СМИ в контексте формирования идентичности. Как показывают исследования, молодые люди часто ассоциируют себя с тем или иным медиа, чтобы показать свою принадлежность к определенной группе или чтобы выразить себя и сформировать свою идентичность (Courtois, Mechant, Paulussen, De Marez, 2011; Alhabash, Ma, 2017; Sivhonen, 2015; Brubaker, Haigh, 2017).

Некоторые исследователи утверждают, что формирующиеся медийные практики молодых людей отличаются от практик предыдущих поколений. Их следует рассматривать не только как потребителей медиа, но и как медиапроизводителей. Ученые утверждают, что к этой области исследований следует применять концепцию медиаграмотности, поскольку изменение моделей использования медиа влияет и на эту категорию (Mirra, Morrell, Filipiak, 2017; Picone, 2017).

Интересным аспектом, который становится все более актуальным, является исследование использования молодежью мобильных медиа и, в частности, социальных сетей. Для многих молодых людей эти медиаплатформы становятся одним из основных источников информации и одновременно источником развлечений (Alhabash, Ma, 2017; Bertel, 2013; Mihailidis, 2013; Seo, Houston, Knight, Kennedy et al., 2013; Bechmann, Lomborg, 2012; Billings, Broussard, Xu Q., Xu M., 2018).

 

Основные методы исследования медиапотребления

В связи со значительными изменениями в процессе медиапотребления произошли серьезные сдвиги в методологии исследований, посвященных анализу этого явления. Многие исследователи подчеркивают важность изучения медиапотребления на двух уровнях: на индивидуальном и групповом, т.е. когда человек потребляет контент для удовлетворения своих потребностей и когда он использует медиа для общения с другими людьми (Hasebring, Hepp, 2017). Говоря об эмпирических исследованиях в области медиапотребления, можно выделить следующие традиционные методы: опросы, анкетирование, глубинные интервью, фокус-группы, дневники медиапотребления. Именно эти методы приведены в качестве основных в проанализированных нами статьях. Некоторые из них в большей степени ориентированы на индивидуализированный опыт, другие – на изучение среднестатистического опыта на основе больших данных. Например, опрос и анкетирование часто направлены на получение большого массива статистических данных. В то же время глубинные интервью, фокус-группы и дневники медиапотребления позволяют более детально познакомиться с опытом потребления медиа разных групп аудитории и получить качественные данные.

Стоит отдельно отметить распространение такого метода, как онлайн-анкетирование, который приобрел большую популярность в связи с широким распространением онлайн-инструментов для их проведения. Однако в современной социологии к результатам подобных опросов относятся скептически. Как отмечает И.А. Полуэхтова (2016), распространение онлайн-анкет приводит к «засорению» информационного пространства данными по медиапотреблению. «Цифровое изобилие» часто скорее мешает ученым, а не помогает, так как эти данные противоречат друг другу. По мнению исследователя, онлайн-анкеты не всегда репрезентативны, бывают сложности с выборкой. Проблема может быть скрыта и в некорректно сформулированных вопросах в анкете, что особенно ярко проявляется в «любительских» опросах, которые публикуют студенты или простые пользователи.

Следует подчеркнуть, что мы не берем в расчет те методы, которые используются исключительно крупными медиаизмерителями и самими медийными компаниями. В эту категорию входят панельные исследования медиааналитических центров, данные веб-аналитики конкретных медиакомпаний и т.д. Как уже отмечалось в статье, нас интересовали в первую очередь те методологические решения, которые используются в академической среде.

Между тем традиционные методы не стоят на месте, а эволюционируют, отражая меняющийся характер современной коммуникации. Например, группа исследователей из США разработала специальную методологию для изучения использования мобильных медиа. Они называют это «пространственно-временным дневником», который позволяет собирать данные по-разному: с помощью карандаша и бумаги, аудиомагнитофона и мобильных устройств. Авторы утверждают, что их новый подход к методу ведения дневника может быть полезен при изучении практики «медиапотребления, которая происходит в новом для пользователя пространстве» (Hoplamazian, Dimmick, Ramirez, Feaster, 2017).

Иной подход применяется некоторыми исследователями, чтобы выявить общее мнение группы о важности взаимодействия с тем или иным медиа. Так называемый метод «сортировки» позволяет исследователям детально описать характер медиапотребления в группах (этническая диаспора, сотрудники конкретной организации и т.д.). Исследователи утверждают, что использование «сортировочных коробок», которые указывают, какой вид медиа является наиболее актуальным и важным для группы, помогает более точно определить медиапривычки разных людей, входящих в группу.

К новым, менее распространенным стоит отнести этнографические методы. Они приобретают все большую популярность среди исследователей в связи с их полезностью для сбора качественных данных. Медийная этнография является новой дисциплиной, позволяющей сочетать методы этнографических исследований для получения индивидуализированного представления об использовании СМИ. Одним из видов этнографических исследований является наблюдение за процессами потребления СМИ (Taneja, Webster, Malthouse, Ksiazek, 2012). Популярностью в последнее время пользуется технология eye-tracking, которая позволяет получить обширные данные об использовании онлайн-СМИ разными пользователями (Gidlöf, Holmberg, Sandberg, 2012). Отслеживание движения глаз при потреблении тех или иных материалов с помощью специального устройства помогает составить более детальное представление о том, как воспринимается тот или иной медиатекст и какие сложности возникают у аудитории при его прочтении.

Развитие мобильной связи привело к тому, что потребление новостей и другого типа контента с экранов смартфона или планшета сильно возросло. В результате появились новые методы изучения медиапотребления в мобильной среде. Например, в последнее время ученые начали использовать трекеры цифровой активности на сматрфоне/планшете. Это особое программное обеспечение, которое помогает отследить, что именно потребляет пользователь. В этом плане интересным является работа группы исследователей из Бельгии, которые осуществили проект по изучению мобильного новостного потребления, используя комплекс методов. На первом этапе они провели опрос, с помощью которого выделили три типа новостного потребления. На втором этапе ученые обратились к данным трекеров мобильной активности (mobile device log), а также попросили участников исследования вести дневник медиапотребления (Van Damm, Cortouis, Verbrugge, 2015).

 

Исследования медиапотребления: национальный контекст

В силу особенностей формирования медиасистемы в России структура медиапотребления имеет свою специфику. К примеру, распространение платного телевидения и бурное развитие Интернета в нашей стране пришлись примерно на одно и то же время, хотя в других странах эти процессы были разведены во времени (Коломиец, 2010). Во-вторых, в силу социокультурных причин медиасистема страны является очень неоднородной. Медиапотребление в крупных городах и в малых населенных пунктах очень сильно разтличается, разным является и уровень проникновения Интернета, проявляется цифровой разрыв на разных уровнях (Вартанова, 2018 (б)).

До недавнего времени изучение медиапотребления в России часто фокусировалось на телевидении, так как крупные телевизионные компании были заинтересованы в получении детального отчета о медиапривычках своей аудитории, в том числе и для привлечения рекламодателей. Кроме того телевизионные гиганты могут позволить себе заказать исследования, что не всегда по карману более мелким СМИ. В последние годы с развитием Интернета и цифровых платформ фокус в исследованиях медиапотребления сдвинулся в сторону «цифры». Такие крупные интернет-компании, как «Яндекс», стали изучать поведение пользователей в Сети и выявлять уровень проникновения Интернета в разных регионах. Также стали больше внимания уделять молодежи как наиболее технически подкованному сегменту аудитории. Следует отметить, что в целом утверждения В.П. Коломийца, приведенные в статье, опубликованной в 2010 г., все еще остаются актуальными. Как утверждает автор, молодежь, «обладая меньшим социальным опытом для "адекватного" понимания символического материала, выступает самой квалифицированной пользовательской группой современных электронных медиа». Для молодого поколения использование новых медиа становится важным социальным капиталом (Коломиец, 2010: 65).

В российском научном дискурсе можно найти работы, которые опираются на классические методы анкетирования, − в частности, используются онлайн-анкеты. Этот метод позволяет получить количественные данные о медиапотреблении респондентов, но иногда, как уже отмечалось, у этого метода есть уязвимые стороны. Тем не менее он до сих пор популярен. Московская школа медиаисследователей осуществила ряд проектов, используя именно анкетирование. Эти проекты были направлены на выявление медиапривычек школьников (Аникина, 2017; Фролова, Образцова, 2017; Образцова, 2014). В последние годы усилился интерес исследователей к изучению медиапривычек школьников определенных регионов (Ацута, 2017; Боровлев, 2017) также с помощью традиционных социологических методов.

Отдельное внимание стоит уделить методу опроса, направленного на выявление мотивационной структуры медиапотребления. Например, исследователи из Саратова использовали этот метод, и он позволил им выявить одну или несколько доминирующих мотиваций, определяющих тип информационной активности и характер медиапотребления. Респондентам предлагалось оценить (от 1 до 5) утверждения, разбитые на 8 блоков. Каждый блок содержиал 5 утверждений. Максимальный балл (5) получает наиболее релевантное респонденту утверждение, наименьший балл (1) – наименее релевантное. Затем по каждому типу мотивации высчитывалась общая сумма баллов. В результате определялись типы мотиваций: познавательная мотивация; коммуникативная мотивация; релаксационная мотивация − желание освободиться от эмоционального и/или физического напряжения; реактивирующая мотивация; компенсаторная мотивация (Долгов, Коповой, Малюченко, Смирнов, 2009).

Внимания заслуживает другая методика, разработанная той же группой исследователей. Она позволяет изучить эмоционально-познавательную вовлеченность, волевой контроль, рефлексивную критичность медиапотребления и эффективность поиска информации. Выделяются четыре критерия, измеряемые по четырём шкалам индивидуального стиля медиапотребления: шкала эмоционально-познавательной вовлеченности, шкала волевого контроля медиапотребления, шкала рефлексивной критичности медиапотребления, шкала эффективности поиска информации. Респондентам предлагается оценить 60 утверждений. В соответствии с общей суммой баллов устанавливается степень представленности показателей в рамках индивидуального стиля медиапотребления представителя аудитории медиа.

Детально разработанным в российских исследованиях стал вопрос информационных потребностей молодежи. М.В. Загидуллина (2012) описала теоретическую модель информационных потребностей: собственно информационная потребность постоянного типа, присутствующая в подсознании на уровне механизмов общей познавательной деятельности; информационная потребность повседневности, не нуждающаяся в четких формулировках запросов; специальная информационная потребность, которая может быть выражена в виде четко сформулированного вопроса и «идеального запроса» к информационной системе. В качестве основного метода исследования М.В. Загидуллина использует социологический опрос. Ее опрос включает 37 направлений, связанных с выявлением интенсивности информационной потребности, удовлетворенности доступными источниками получения информации, качественными характеристиками отношения населения к этим источникам (видам СМИ, конкретным изданиям, каналам и т.п.).

В российских исследованиях, посвященных медиапотреблению молодежи, все чаще встречается метод дневников, в которых сами участники исследования фиксируют свои медийные привычки в течение определенного периода. Этот метод имеет как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, он позволяет получить качественные данные о медиапотреблении аудитории, однако при его использовании есть определенные ограничения. Полученные результаты не всегда можно экстраполировать на более крупные группы. При небольшом количестве респондентов сложно говорить о социологической репрезентативности.

Проведенные исследования подобного рода фиксируют то, что медиа все чаще становятся для молодых не только средством удовлетворения потребности в развлечении и получении информации, но и возможностью самоиндетификации и формирования собственной идентичности (Дунас, Толоконникова, Черевко, 2017). Исследования также подтверждают тот факт, что традиционные медиа практически полностью исчезают из информационного меню представителей молодежи. Иногда пассивное потребление газет, журналов, радио и ТВ проявляется в силу влияния на детей и подростков привычек их родителей и ближайшего окружения (Черевко, Дунас, Толоконникова, 2018).

 

Заключение

Сегодня изменения медиасреды трансформируют способы потребления контента и использования различных медиа. Процесс потребления медиа становится все более персонализированным. Все эти значительные сдвиги и преобразования ставят перед исследователями СМИ новые задачи и создают новые трудности. Серьезные сложности возникают при анализе индивидуальных медийных практик на различных платформах.

Как показал наш анализ, кроссмедийные подходы представляют собой один из ключевых элементов современных исследований в области медиапотребления. Изучение использования различных медиаплатформ по отдельности утрачивает свое значение. Все больше научных работ следуют новой тенденции, пытаясь сосредоточиться на взаимосвязанности различных медиа и осмысления опыта взаимодействия аудитории со всей медийной экосистемой.

Молодежная аудитория представляет интересный объект исследования, так как практика обращения молодежи к медиа существенно отличается от практики предыдущих поколений. Аудиторные группы, которые никогда ранее не изучались, становятся все более интересными в контексте исследования использования СМИ. Дети дошкольного возраста и дошкольники становятся объектом изучения в рамках различных исследовательских проектов. Снижение барьера входа в коммуникацию способствовал такой трансформации.

Изменение моделей потребления средств информации требует не только новых методологических подходов, но и новых способов концептуализации процесса медиапотребления. Новая терминологическая база отражает эти трансформации. Исследователи все чаще говорят о том, что больше нет такого понятия, как аудитория, а есть группа лиц, которую можно назвать «пользователями».

Подводя итог, следует сказать, что изучение медиапотребления требует сочетания как количественных, так и качественных эмпирических методов. Только использование богатой и разнообразной методологии может помочь изучить всесторонне опыт взаимодействия с медиа.

 



Примечания

  1. Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект №18-78-10090).

 

Библиография

Аникина М.Е. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // МедиаАльманах. 2017. № 4. С. 50−62.

Ацута А.И. Медиапотребление и медиатворчество: к вопросу об эффективной киберсоциализации молодежи // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). С. 18−22.

Боровлев А.Е. Особенности медиапредпочтений старшиклассников в региональном дискусре // Молодой исследователь Дона. 2017. № 5 (8). С. 163−169.

Вартанова Е.Л. (а) Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. № 5−6. С. 37–39. 

Вартанова Е.Л. (б) Об основных понятиях «поля цифровых медиа» в российских исследованиях СМИ // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 8−16.

Долгов Ю.Н., Коповой А.С., Малюченко Г.Н., Смирнов В.М. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход (монография) / под ред. Г.Н. Малюченко, А.С. Копового. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 2009.

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестник Московского университета. Серия Журналистика. 2017. № 5. С. 30−50.

Загидуллина М.В. Информационная потребность как теоретическая проблема // Вестн. Волжск. ун-та им. В. Н. Татищева. 2012. № 3. C. 194−200.

Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социология коммуникаций. 2010. № 1. С. 58−66.

Полуэхтова И.А. Исследования аудитории и медиапотребление в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 01.04.2019).

Образцова А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углич) // Медиаскоп. 2014. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1648 (дата обращения: 01.04.2019).

Фролова Т.И., Образцова А.Ю. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: Журналистика. 2017. № 4. С. 58−77.

Черевко Т.С., Дунас Д.В., Толоконникова А.В. Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 2018. № 1. С. 3−25.

 

 Alhabash S., Ma M. (2017) A Tale of Four Platforms: Motivations and Uses of Facebook, Twitter, Instagram, and Snapchat Among College Students? Social Media + Society 3 (1). DOI: 10.1177/2056305117691544

Anderson D. R., Hanson K.G. (2009) Children, Media, and Methodology. American Behavioral Scientist 52 (8): 1204–1219. DOI: 10.1177/0002764209331542 

Bechmann A., Lomborg S. (2012) Mapping Actor roles in Social Media: Different Perspectives on Value Creation in Theories of User Participation. New Media & Society 15 (5): 765–781. DOI: 10.1177/1461444812462853 

Bertel T.F. (2013) "It's Like I Trust It So Much That I Don't Really Check Where It Is I'm Going before I Leave": Informational Uses of Smartphones among Danish Youth. Mobile Media & Communication 1 (3): 299–313. DOI: 10.1177/2050157913495386

Billings A.C., Broussard R.M., Xu Q., Xu M. (2018) Untangling International Sport Social Media Use. Communication & Sport. DOI: 10.1177/2167479518790014 

Bjur J., Schrøder K.C., Hasebrink U., Courtois C. et al. (2013) "Cross-media Use. Unfolding Complexities in Contemporary Audiencehood. In: Carpentier N., Schrøder K.C., Hallett L. (eds.) Transformations: Shifting Audience Positions in Late Modernity. New York: Routledge, pp. 15–29.

Brubaker P. J., Haigh M. M. (2017) The Religious Facebook Experience: Uses and Gratifications of Faith-Based Content. Social Media + Society 3 (2). DOI: 10.1177/2056305117703723

Courtois C., Mechant P., Paulussen S., De Marez L. (2011) The Triple Articulation of Media Technologies in Teenage Media Consumption. New Media & Society 14 (3): 401–420. DOI:10.1177/1461444811415046

Enghel F., Wilkins K. (eds.) (2012) Communication, Media and Development: Problems and Perspectives. Special Issue, Nordicom Review 33, September 2012, Nordicom: Gothenburg.

Feaster J. C. (2009) The Repertoire Niches of Interpersonal Media: Competition and Coexistence at the Level of the Individual. New Media & Society 11 (6): 965–984. DOI: 10.1177/1461444809336549

Gidlöf K., Holmberg N., Sandberg H. (2012) The Use of Eye-tracking and Retrospective Interviews to Study Teenagers' Exposure to Online Advertising. Visual Communication 11 (3): 329–345. DOI:10.1177/1470357212446412 

Hasebrink U., Hepp A. (2017) How to Research Cross-media Practices? Investigating Media Repertoires and Media Ensembles. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies 23 (4): 362–377. DOI: 10.1177/1354856517700384 

Hoplamazian G.J., Dimmick J., Ramirez A., Feaster J. (2017) Capturing Mobility: The Time-space Diary as a Method for Assessing Media Use Niches. Mobile Media & Communication 6 (1): 127–145. DOI: 10.1177/2050157917731484

Krcmar M., Cingel D. P. (2017) Do Young Children Really Learn Best From the Use of Direct Address in Children's Television? Media Psychology 1 (20). DOI: 10.1080/15213269.2017.1361841 

Jansson A., Lindell J. (2015) News Media Consumption in the Transmedia Age. Journalism Studies 16 (1): 79−96. DOI: 10.1080/1461670X.2014.890337

Jenkins H. (2003) Transmedia Storytelling: Moving Characters from Books to Films to Video Games Can Make Them Stronger and More Compelling. MIT Technology Review.

Livingstone S.M. (2009) On the Mediation of Everything. Journal of Communication 59 (1): 1–18.

Mihailidis P. (2013). A Tethered Generation: Exploring the Role of Mobile Phones in the Daily Life of Young People. Mobile Media & Communication 2 (1): 58–72. DOI: 10.1177/2050157913505558

Mirra N., Morrell E., Filipiak D. (2017) From Digital Consumption to Digital Invention: Toward a New Critical Theory and Practice of Multiliteracies. Theory into Practice 57 (1): 12–19. DOI :10.1080/00405841.2017.1390336 

Picone I. (2017) Conceptualizing Media Users across Media. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies 23 (4): 378–390. DOI: 10.1177/1354856517700380 

Schrøder K. C. (2015) News Media Old and New. Journalism Studies 16 (1): 60–78. DOI: 10.1080/1461670x.2014.890332 

Seo H., Houston J.B., Knight L.A. T., Kennedy E.J., Inglish A.B. (2013) Teens' Social Media Use and Collective Action. New Media & Society 16(6): 883–902. DOI: 10.1177/1461444813495162 

Sihvonen J. (2015) Media Consumption and the Identity Projects of the Young. YOUNG 23 (2): 171–189. DOI: 10.1177/1103308815569391

Sooryamoorthy R. (2014) Trends in Media and Communication Studies: Toddlers, Media Consumption, and Development Communication. In: Enghel F., Wilkins K. (eds.) Communication, Media and Development: Problems and Perspectives, Special Issue, Nordicom Review 33, September 2012, Nordicom: Gothenburg, pp. 496−501.

Souza M. D., Cabello P. (eds.) (2010) The Emerging Media Toddlers, International Clearinghouse on Children, Youth and Media. Nordicom: Gothenburg, International Sociology 29 (2): 81–88.DOI: 10.1177/0268580914524107 

Taneja H., Webster J.G., Malthouse E.C., Ksiazek T.B. (2012) Media Consumption across Platforms: Identifying User-defined Repertoires. New Media & Society 14 (6): 951–968.DOI: 10.1177/1461444811436146

Van Damm K., Cortouis C., Verbrugge K. (2015) What's APPening to News? A Mixed-Method Audience-centred Study on Mobile News Consumption. Mobile Media & Communication (2): 196–213.

Vandewater E.A., Bickham D.S., Lee J.H., Cummings H.M. et al. (2005) When the Television Is Always On. American Behavioral Scientist 48 (5): 562–577. DOI: 10.1177/0002764204271496