Languages

You are here

Источники зарубежной информации в повестке дня ежедневной национальной прессы (на примере «Коммерсант.ru»)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Курышева Ю.В. Источники зарубежной информации в повестке дня ежедневной национальной прессы (на примере «Коммерсант.ru») // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2527
DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.7

 

© Курышева Юлия Владимировна

кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (г. Санкт-Петербург, Россия), j.kurysheva@spbu.ru

 

Аннотация

В статье систематизируется представление об источниках зарубежной информации в работе национальных СМИ в контексте глобализации повестки дня и развития новых способов информационного взаимодействия. Сформулирован подход к анализу информационных источников, предопределяющих достоверность и объективность журналистского текста. Выделены новые типы источников зарубежной информации, их взаимосвязь с географическим фактором, с типом публикации и – в особенности − использования.

Ключевые слова: источники зарубежной информации, глобализация повестки дня.

 

Обзор литературы

 Несмотря на значимость источников информации в профессиональной журналистской деятельности, в качестве объекта исследования в научной сфере данный элемент встречается не часто. В русскоязычном научном поле существует ряд исследований, затрагивающих вопросы профессиональной работы с источниками информации. В учебно-профессиональной литературе изложена методика работы с источниками информации, их типы и функциональные особенности, профессиональные нормы и правила взаимодействия (Колесниченко, 2013; Лазутина, 2006; Лозовский, 2002), изучена взаимосвязь источника информации и качественных показателей журналистского произведения (Фролова, 2015; Ушникова, 2007). Существует ряд публикаций, затрагивающих особенности использования новых медиа в качестве источников информации в журналистике (Павлушкина, 2014; Georgios (ed.), 2014). Специфика источников зарубежной информации в условиях глобализации и экономического кризиса рассматривается в работах российских и зарубежных исследователей (Зегонов, 2009; León-Gross, Rivera-Hernández, Redondo-Escudero, 2018; Belair-Gagnon, Agur, Frisch, 2016; Haubrich, 2005; Salaverría, 2014).

 

Источники информации в журналистике: типологический подход

Значимость источника информации сложно переоценить. С профессиональной точки зрения, он является ключевым средством деятельности журналиста, предопределяет качественные характеристики журналистского произведения, так как достоверность текста напрямую зависит от достоверности источника информации. Указание источника информации является обязательным требованием и в рамках профессиональных стандартов в российской и зарубежной практике, и в теории журналистской деятельности, так как ссылка на источник представляет собой основной показатель достоверности сообщаемого факта. Совокупность источников информации определяет не только достоверность сообщения, но и качество самого СМИ. С научной точки зрения, источник информации как единица анализа позволяет определить достоверность и объективность отражения действительности, особенности массмедийного дискурса, выявить специфику и изменения в профессиональной деятельности журналиста. Источник информации – значимый показатель оценки деятельности СМИ и качественного уровня профессии на том или ином этапе развития.

Правила работы с источниками информации определяются законодательными нормами, этическими обязательствами и профессиональными стандартами. Подходы к классификации источников информации в журналистике разноплановы. Можно выделить несколько видов источников с точки зрения различных критериев.

Общий подход предполагает выделение трех основных типов источников на основании их материальной природы: документ, человек, предметно-вещественная среда (Фролова, 2015: 58).

В зависимости от типа искомой информации журналист будет обращаться к тому или иному типу источника или к их совокупности. Выбор вида информационного ресурса во многом зависит от целей публикации и характера публикуемой информации, информационные источники для новостных текстов и аналитических текстов будут различными. Новостные сообщения представляют собой оперативную информацию и требуют более официальных источников. Аналитические и авторские тексты представляют собой контекстную информацию и предполагают большую свободу в выборе источника. Источники информации могут нести разную функциональную нагрузку. В аналитическом тексте ссылки на источник информации «служат не только одним из параметров истинности сообщения, но и помогают автору при аргументации тезиса, акцентируют внимание читателя на определенных фрагментах статьи» (Ушникова, 2007: 121).

Достоверность/недостоверность информации зависит не только от вида источников, но и от надежности. С точки зрения качественных характеристик можно выделить параметр «официальный/неофициальный источник». Так, документ, может иметь официальный или неофициальный характер, человек может иметь полномочия, опыт и знания, а может являться случайным свидетелем, данные предметно-вещественной среды могут быть объективным фактом или субъективным наблюдением. В профессиональной практике такое разделение тесно связано со способом получения информации. В частности, в «Этическом кодексе» (El Pais Code of Ethics) испанской газеты El Pais выделяют три таких способа: присутствие на месте события (событие), сообщение третьей стороны (люди), анализ документов. Только первый способ – присутствие на месте события – позволяет говорить о работе с первичной информацией. Но даже при таком способе корреспондент обращается за дополнительными фактами к официальным или неофициальным лицам, включая в работу вторичную информацию.

С этой точки зрения следует выделять собственные источники информации издания: первоисточник (журналист работает напрямую с субъектами, непосредственно связанными с событиями или наделенными профессиональным правом давать комментарии по поводу события) и опосредованное получение информации – вторичный источник (обращение к информации, полученной и обработанной другими субъектами). Этот критерий позволяет определить также уровень эксклюзивности информации, авторитетность и качество самого издания, определение значимости событий в повестке дня.

Важным показателем являются качественные характеристики вторичного источника информации. В кодексе профессиональной этики BBC данный способ называется «обращением к третьим лицам». В качестве достоверных источников вторичной информации BBC рассматривает информационные агентства, «если это обосновано выбором корреспондента или если речь идет об информационном агентстве с высокой репутацией» (BBC Editorial Guidelines1), информация официальных рейтингов, финансовых организаций, служб безопасности, благотворительных фондов, организаций по охране окружающей среды. В числе ненадежных значатся пресс-релизы и другие материалы отделов по связям с общественностью.

По способу указания источника информации можно выделить открытый и скрытый источники. Ссылка на источник информации в журналистском тексте является обязательным компонентом. Профессиональный стандарт предполагает необходимым уважительное отношение к источнику информации и соблюдение права аудитории на знание о том, какой из источников стоит за сообщаемыми фактами. В профессиональном стандарте в зарубежной практике прописана необходимость обязательного указания источника информации в случае отсутствия журналиста на месте события и недопустимость сообщения мнения в форме отсылки к скрытым источникам (El Pais Code of Ethics). Скрытые источники обычно обозначаются с помощью формулировок «согласно экспертам», «как заявили политические аналитики», «по словам источника издания в …».

Попытка обобщенной классификации источников информации в журналистике по типу субъекта, предоставляющего информацию, выглядит следующим образом: учреждения (органы власти, госинституты, экономические образования, научные институты, социологические службы), общественные организации (негосударственные объединения граждан во всех сферах социальной деятельности), справочно-информационные системы любого типа (Интернет, СМИ, архивы, библиотеки, фонотеки, базы данных, справочники, энциклопедии, каталоги и др.), специальные мероприятия (выставки, круглые столы, научные конференции, семинары, форумы, пресс-конференции), частные лица («собственные контакты»: информаторы, эксперты, участники, очевидцы событий и др.), личный круг общения (профессиональный круг, друзья, родственники, частные коммуникативные среды), окружающая среда обитания, культурно-бытовые условия, транспорт и др.) (Фролова, 2015: 59).

Важным показателем также является количество источников информации, используемых при подготовке публикации, они демонстрируют достоверность факта (подтверждение факта) и объективность отражения (наличие второй точки зрения). Чем более значимый факт, тем более достоверным должен быть источник информации, чем более спорный факт, тем большее количество источников информации необходимо для его верификации.

 

Источники информации в контексте развития интернет-коммуникаций

Появление новых медиа увеличило количество участников массовой коммуникации и способов ее реализации. Новые информационные технологии позволили частным лицам (не профессиональным журналистам) сообщать информацию аудитории напрямую. Очевидцы, политические деятели и активисты в обход СМИ получили возможность оперативно сообщать обширной аудитории факты, мнения, взгляды, комментарии. Появление новых возможностей по поиску и сбору информации привело к возникновению новых разновидностей источников информации. Разнообразие коммуникационных онлайн-технологий меняет типологическую картину источников информации в профессиональной практике журналиста. Каждый из ресурсов в сети Интернет имеет свою функциональную характеристику, напрямую зависящую от того, кто использует эти ресурсы. Так, социальная сеть для редакции СМИ и для государственного органа будет иметь разное значение. В целом они позволяют донести информацию до аудитории наиболее удобным путем. Но если для СМИ социальная сеть представляет новые возможности по всему спектру профессиональной деятельности от поиска до распространения информации, то представители правительства, неправительственных организаций и отдельные лица получили возможность взаимодействия с массовой аудиторией в обход СМИ и профессиональных принципов, выработанных в рамках данной профессии. В новой коммуникативной схеме СМИ перестали быть единственным источником информации и единственным информационным посредником между аудиторией и ньюсмейкерами. На современном этапе любой человек или организация может стать ньюсмейкером, а создаваемый ими информационный ресурс может стать источником информации для журналистского текста. Интернет изменил понимание источника информации и профессиональные стандарты по работе с ними. Благодаря интернет-технологиям у журналистов и аудитории появился доступ к альтернативным источникам информации, многие из которых являются источниками первичной информации. Общий подход к классификации источников на основании их материальной природы может быть уточнен таким образом: документ, человек, предметно-вещественная среда, интернет-ресурс.

В качестве базовых характеристик любого интернет-ресурса как источника информации можно выделить следующие: открытый доступ (возможность обращения к источнику напрямую со стороны любого участника коммуникации при наличии соответствующего оборудования и доступа в Интернет), вторичность информации (информация представляет собой текст как результат осмысления действительности). Журналист находит информацию без обращения к ее непосредственному автору, он обращается к тексту, к осмыслению факта, к интерпретации факта ньюсмейкером. К источникам такого рода этическое руководство BBC предлагает относиться предвзято. «Работа с контентом, созданным пользователями, требует особого внимания. Априорно нельзя принимать материал как достоверный» (BBC Editorial Guidelines2), информация, полученная из интернет-источников, требует анализа на предмет целей публикации и на предмет того, является ли автор текста первоисточником.

Качественные характеристики интернет-источников будут зависеть от множества факторов. Критерием оценки достоверности интернет-источника по-прежнему остается коммуникатор (автор ресурса) и разновидность платформы. Точно так же по статусу они могут быть официальными и неофициальными. По типу автора они могут подразделяться на информационные порталы учреждений, общественных организаций, официальных лиц, экспертов, частных лиц, справочно-информационных систем. Официальное лицо принято считать наиболее достоверным источником информации. В случае невозможности указать два источника информации, согласно этическому руководству BBC, «предпочтительнее использовать официальное лицо»3. Интернет-ресурсы, создаваемые официальными лицами, принято считать априорно достоверными в современной журналистской практике, независимо от типа платформы, на которой этот ресурс функционирует. С точки зрения ценности источника, не делается различия между официальным порталом и аккаунтом официального лица в социальных сетях. Статус автора ресурса считается достаточным условием для указания его как достоверного. Так как наличие информационных ресурсов ньюсмейкеров «создает иллюзию возможности доступа к публичному лицу напрямую» (Павлушкина, 2014), то ссылка на подобного рода источники придает тексту значимость и эксклюзивность. Все чаще контент, созданный официальными лицами в новых медиа, становится источником информации и основой для журналистского произведения.

Наличие гиперссылки на источник информации в Интернете позволяет проверить наличие факта в первоисточнике, подтверждает достоверность и позволяет переложить ответственность на изначальный источник.

 

Новые информационные технологии и источники информации в контексте глобализации

Динамичные изменения социальной действительности ломают устоявшуюся систему журналистики. Развитие и усложнение международных отношений, технологические возможности в сфере информации − все это оказывает влияние на глобализацию социального контекста. Зарубежные события все чаще приобретают международное значение и являются неотъемлемой частью глобальной картины мира.

Глобализация контекста социальной действительности влияет на глобализацию повестки дня в СМИ. Это справедливо как для международных и глобальных массмедиа, так и для национальных. Любое СМИ в условиях глобализации становится потенциально международным. Если сравнить современную повестку дня и десятилетней давности, будет очевидным увеличение количества зарубежных, международных и глобальных тем.

Принято выделять две основные формы глобальной журналистики с точки дискурсного подхода: адаптация глобальной повестки дня под интересы национальной аудитории (изучение зарубежных новостей через призму национального дискурса) и глобализация фрейма повестки дня (выход за национальный контекст во взгляде на международные события) (Clausen, 2004: 28). Большинство новостей, распространяющихся глобально, формируются крупными организациями, которые управляются из одной страны, что позволяет предположить, что их деятельность ограничена узкими рамками коммерческих целей и национального восприятия мира (Löffelholz, Weaver (eds.), 2008). В подготовке новостей и аналитических материалов международного значения участвуют не только глобальные и международные массмедиа, но и те СМИ, которые ориентируются на национальную аудиторию. При сохранении национальными медиа лидирующих позиций для национальной аудитории «именно они остаются преобладающим источником глобальных новостей, которые по-прежнему создаются в контексте национально-ориентированного мышления» (Altmeppen, 2010: 570).

Средства массовой информации России прошли долгий путь от времен, когда единственным источником зарубежной информации для отечественной аудитории и для большинства советских газет было информационное агентство ТАСС, до времен, когда федеральные ежедневные издания самостоятельно формируют международную повестку дня.

Международная повестка дня качественно и количественно зависит от источников информации, используемых СМИ. В теории представление об источниках зарубежной информации ограничивается изучением особенностей работы зарубежных корреспондентов. В научных исследованиях источник информации как единица измерения встречается не часто, несмотря на значимость этого компонента журналистского произведения.

Характеристики источников зарубежной информации представляют особый интерес, так как обладают рядом особенностей. Международная повестка дня требует внимательного обращения, так как затрагивает тонкие вопросы международных отношений. Основные особенности связаны со способом получения информации. Удаленность от события предполагает затруднения в процессе оперативного сбора информации. Присутствие на месте события чаще всего оказывается невозможным или неоправданным. Зарубежный корреспондент как средство получения информации из первоисточника традиционно играет важную роль в международной журналистике, но его присутствие в штате экономически оправдано только в крупных СМИ, нацеленных на формирование международной повестки дня. Кризис прессы в совокупности с международным экономическим кризисом, начавшийся в 2008 году, сократил количество корреспондентов и их возможности.

Новые технические возможности по поиску информации трансформируют профессиональные подходы к работе с международной информацией. Подготовка новостей на международные темы все больше включает «кабинетную» работу: поиск, фильтрацию, управление информацией из новых цифровых источников, верификацию информации, полученной из вторых рук (León-Gross, Rivera-Hernández, Redondo-Escudero, 2018: 815). Согласно анализу профессиональной практики, скорость передачи информации, удаленность от события снижают значение журналиста-международника в новостной журналистике и делают его работу значимой в работе над материалами в менее оперативных жанрах (Sambrook, 2010: 8).

 

Специфика источников зарубежной информации в повестке дня «Коммерсант.ru»

Основу для анализа составили 720 публикаций, формирующих международную повестку дня издания «Коммерсант.ru» в январе 2018 г. Временной фактор − специфика хронологических рамок − в данном исследовании принципиально не учитывалась. Международная повестка дня формируется изданием ежедневно в 24-часовом формате с регулярной периодичностью обновления, количество публикаций в сутки в среднем составляет 50 текстов. Общая характеристика международной повестки дня определяется перечнем и частотностью упоминания стран и предмета отражения. В 47,7% новостных публикаций указываются две страны, в 42,7% случаев публикация посвящена лишь одной стране, в 9% случаев сообщение затрагивало три и более страны. В 6,2% новостные сообщения маркировались как «мировые».

Географическая картина международной повестки дня за исследуемый период демонстрирует ее ограниченность и сконцентрированность на странах-лидерах в международных отношениях. Первое место по количеству новостных сообщений (в % от общего объема повестки дня) занимают США (26,3%), Россия в международных отношениях (15,8%), Украина (8,1%), Турция (5,4%), Сирия (4%), международные союзы и организации (ЕС, ООН – 16,3%), Великобритания, Германия, Иран, Франция, Китай, Афганистан − менее 3% на долю каждой.

Количество источников информации в статье редко превышает один (84,1% публикаций), два и более источника информации встречаются в 8% случаев. Процент публикаций без указания источника информации − 7,9%.

В международной повестке дня в «Коммерсант.ru» преобладают вторичные источники. В числе источников информации, обращающихся к первоисточнику, – собственные корреспонденты. С опорой на них подготовлено лишь 8,3% новостных сообщений. Вторичные источники – СМИ и информационные агентства (66,4%), сайты/аккаунты официальных лиц/организаций (17,4%).

Качество вторичных источников зарубежной информации в повестке дня «Коммерсант.ru» следует оценивать как высокое. Предметом отражения часто становится не событие, а комментарий по поводу события. Поэтому сквозь призму достоверности оценивается не факт действительности, а источник информации. В силу специфики предмета, неоднозначности интерпретации и оценки в рамках различных национальных контекстов, подтверждение достоверности сообщаемого факта происходит за счет обращения преимущественно к официальным источникам. В числе источников, которые сложно отнести к официальным, − сайты общественных организаций, исследовательские организации, результаты социологических опросов и ряд скрытых источников (с указанием рода занятий или организаций, к которым он имеет отношение) – 4,2%.

Международная повестка дня «Коммерсант.ru» формируется с помощью информации других СМИ (66,4%), преобладающее большинство из них являются крупными авторитетными представителями своего вида.

Интернет-источники представлены преимущественно официальными представителями – 80,2%, неофициальные интернет-источники составили 19,7%. Официальные источники − сайты государственных учреждений (46%), официальные страницы политических деятелей в социальных сетях: аккаунты в Twitter – 46% всех ссылок, аккаунты в Facebook− 15,8%, менее 5%  − остальные виды новых медиа. В числе источников информации фактически не встречаются общественные организации, редко используются специальные мероприятия как способ получения информации, в числе анонимных (скрытых) источников встречаются частные лица с упоминанием их достаточной авторитетности в вопросе (12,4%). Окружающая среда, личный круг общения в международной повестке дня в качестве источника информации не выявлены.

Анализ источников первого уровня (тех, к которым идет отсылка о получении информации) показывает, что в 81% случаев источники информации являются открытыми. И лишь в 12,4% случаев источник информации анонимный. Но следует учитывать, что ссылка на авторитетный вторичный источник не гарантирует максимальной достоверности. Так, при анализе первоисточников информации, используемых СМИ, на которые ссылается «Коммерсант.ru», выявлено 24% случаев ссылки на анонимные источники в том или ином ведомстве (источники в Белом Доме, эксперты в политической сфере, источники редакции в организации и т.д.).

СМИ являются основным источником зарубежной информации для формирования международной повестки дня «Коммерсант.ru». Лидирующую позицию сохраняют информационные агентства. При подготовке международных информационных сообщений регулярно задействовано 12 информационных агентств из 8 стран, 6 телевизионных каналов, 6 газет. 36 иных медийных источников из 11 стран упоминаются в качестве источника однократно. Основными источниками информации при формировании международной повестки дня за исследуемый период стали информационные агентства России: «РИА Новости» (22,8%), ТАСС (17,6%), «Интерфакс» (10,4%). Наиболее часто используемым из мировых информационных агентств стало Reuters (14%). Также встречаются отсылки к информационному агентству Турции Anadolu (4,8%), AFP (2,6%), Bloomberg (2,9%) и информационному агентству Республики Корея Yonhap News (2%). Отсылка к информационным ресурсам арабского и латиноамериканского мира составляет менее одного процента, среди них: информационные агентства Республики Иран FARS News Agency и IRNA (The Islamic Republic News Agency), сирийское информационное агентство SANA.

Печатные издания в качестве источника зарубежной информации в исследуемый период фактически не используются, частота отсылок к ним оставляет менее 3% от общего числа источников. Наиболее заметным стало издание Washington Post (3%). При этом отсылка к The Wall Street Journal чаще всего выносилась в заголовок новостного сообщения.

Ссылки на телевизионные каналы однократны, чаще всего это арабские медиа – такие, как Al Jazeera, Al Mayadeen, Al Arabia, также встречаются эпизодические ссылки на BBC – менее 1% от общего числа.

Зависимость количества и разнообразия массмедийных источников от частотности упоминания страны в повестке дня прослеживается лишь частично. Большинство источников зарубежной информации российские. Второе место по частотности и разнообразию занимают источники информации, принадлежащие лидеру международной повестки дня − США. Помимо основных – информационных агентств Associated Press и Bloomberg, телекомпании NBC, газет The New York Times, The Wall Street Journal, Washington Post и Financial Times – используется 12 иных СМИ с общим количеством ссылок на них 25. Среди них традиционные СМИ и онлайн-медиа разной степени официальности: Huffington Post, The Hill, Defence News, Axios, BuzzFeed, El Politico. Источники информации из Украины, занимающей третье место в списке наиболее часто встречающихся стран, представлены двумя местными СМИ. Турецкие источники информации четыре национальных СМИ и одно информационное агентство, источники информации из Великобритании представлены четырьмя изданиями, помимо указанных − Reuters и BBC. При формировании международной повестки дня задействовано также семь немецких СМИ, помимо Deutche Welle и Die Welt.

Со ссылкой на электронные информационные ресурсы − 64,3% публикаций. Гиперссылками из них сопровождаются 262 источника, 202 не имеют гиперссылки, не позволяя удостовериться в достоверности.

 

Выводы

Источники зарубежной информации в повестке дня «Коммерсант.ru» преимущественно вторичные. Обращение к первоисточникам напрямую не многочисленно и составляет менее 10%. Уровень эксклюзивности зарубежной информации – незначительный за счет обращения к вторичным источникам и опосредованному получению информации. Наиболее частыми вторичными источниками зарубежной информации являются российские информационные агентства и СМИ. Разнообразие зарубежных источников информации непропорциональное: так, наиболее разнообразные по виду и наиболее часто цитируемые источники имеют американское происхождение. Значительную долю информации составляют интернет-источники. Большая часть из них представлена сетевыми версиями традиционных массмедиа и официальными порталами и аккаунтами государственных органов и политических деятелей. Наблюдается активное использование официальных интернет-источников как стремление избежать опосредованного получения информации. При подготовке новостных сообщений фактически в качестве источников информации фактически не используются неофициальные источники информации. В то же время присутствует достаточное количество публикаций, не имеющих указания источника и содержащих отсылки к анонимным источникам информации.

 



Примечания

  1. BBC Editorial Guidelines. Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidance/video-audio-news-releases
  2. Там же.
  3. Там же.

 

Библиография

Зегонов О.В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике: дис. … канд. полит. наук. М, 2009.

Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М.: Аспект Пресс, 2013.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006.

Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб: Знание: СПбИВЭСЭП, 2002. С. 79–86.

Павлушкина Н.А. Социальные сети в работе журналиста: pro et contra // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16934

Ушникова Э.А. Ссылки на источники информации в аналитическом типе газетного текста // Вестн. Читинск. гос. ун-та. 2007. № 1 (42). С. 120−125.

Фролова Т.И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 57−64.

 

Altmeppen K.D. (2010) The Gradual Disappearance of Foreign News on German Television: Is there a Future for Global, International, World of Foreign News? Journalism Studies 11 (4): 567−576.

Belair-Gagnon V., Agur C., Frisch N. (2016) How Foreign Correspondents Use Chat Apps to Cover Political Unrest. Columbia Journalism Review 6. Режим доступа: http://www.cjr.org/tow_center_reports/foreign_correspondents_chat_apps_unrest.php

Clausen L. (2004) Localizing the Global: "Domestication" Processes in International News Production. Media, Culture & Society 26 (1): 25–44.

Georgios T. (ed.) (2014) Mapping Foreign Correspondence in Europe. London: Routledge.

Haubrich W. (2005) Corresponsales en España. Tres preguntas sobre la profesión y los medios. En: Farias P. (dir.). Informe anual de la profesión periodística. Madrid: Asociación de la Prensa de Madrid. Режим доступа: http://www.apmadrid.es/wp-content/uploads/2009/02/Informe%20APM%202005.pdf

León-Gross T., Rivera-Hernández A., Redondo-Escudero М. (2018) International Correspondents in Spain Facing Government and Information Sources. Evaluation of Problems by Analytic Hierarchy Process. El Profesional de la Información 27 (4): 813−821.

Löffelholz M., Weaver D. (eds.) (2008) Theorizing a Globalized Journalism. In: Global Journalism Research. Blackwell, Oxford, pp. 243−251.

Salaverría R. (2014). Foreign Correspondents in Spain: Facing the Economic and Professional crisis. In: Georgios T. (ed.) Mapping Foreign Correspondence in Europe. London: Routledge, pp. 243−251.

Sambrook R. (2010) Are Foreign Correspondents Redundant? The Changing Face of International News. Oxford: Reuters Institute for the Study of Journalism, pp. 59−65. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2017-12/Are%20Foreign%20Correspondents%20Redundant%20The%20changing%20face%20of%20international%20news.pdf